Что должен уметь ребенок 7 месяцев мальчик. Вызывает опасения, если. Готов к исследованиям

Новорождённый ребёнок растёт и меняется не по дням, а по часам. К седьмому месяцу жизни младенец уже не является тем комочком счастья, который бережно принесли из роддома домой. Это уже подросший и гораздо более активный малыш. Ребёнок в 7 месяцев проявляет гораздо больше эмоций, активнее двигается и общается. Питание и сон младенца в 7-месячном возрасте также сильно отличается от того, что было в первые месяцы жизни.

Отличия физического развития

Нормальное физическое развитие ребёнка в 7 месяцев сопровождается увеличением веса малыша в среднем на 600 грамм и к восьмому месяцу она уже составляет в среднем от 7.5 до 8.5 кг. Меняется и рост ребёночка увеличивается примерно на 2 см .

На что способен ребёнок в 7 месяцев

На появление первых зубиков все малыши реагируют по-разному. У одних малышей этот процесс проходит безболезненно и незаметно, а у других могут наблюдаться следующие предшествующие признаки:

  • Активное выделение слюны;
  • Лёгкое опухание и покраснение дёсен;
  • Желание ребёночка грызть окружающие его предметы;
  • Небольшое повышение температуры до 37 градусов;
  • Младенец трёт щёчки о подушку.

Должное психическое развитие ребёнка в 7 месяцев

К седьмому месяцу жизни психическое состояние младенцев так же как и физическое продолжает активно развиваться, вследствие чего в поведении крохи наблюдаются следующие изменения:

На сегодняшний день существует масса способов и тестов, которые помогают понять, насколько развитие ребёнка соответствует его возрасту. Вы можете быть уверены в том , что ваш малыш по уровню своего развития полностью соответствует седьмому месяцу жизни если:

В свою очередь, вас должно насторожить если:

  • Ребёночек не проявляет активности и не пытается сесть;
  • Не стучит игрушками по столу;
  • Практически не проявляет эмоций, не пытается привлечь внимание, не реагирует на окружающие звуки;
  • Самостоятельно не может поднести ко рту предметы;
  • В семь месяцев ребёночек не может выдержать свой вес, находясь в вертикальном положении;
  • Младенец молчит и не реагирует на перемещающиеся перед глазами предметы.

Особенности кормления младенца в семимесячном возрасте

Ребёнок в 7 месяцев, развитие и питание которого сильно отличается от недавнего, позволяет маме переводить кроху с грудного вскармливания на каши и овощные пюре. Если малыш нормально воспринял овощное пюре , то смело можно добавлять и его фруктовые аналоги. Главное, вначале кормления кашами и пюре последующие два месяца лучше всего кормить малыша однокомпонентными продуктами. Если у ребёночка режутся зубки, можно давать ему специальные быстро растворяющиеся печеньки.

Если переход на продукты был осуществлён ранее, с 4-5 месяцев, то в семь месяцев своей любимой крохе в рацион можно по чуть-чуть давать диетическое мясо курицы, кролика, индейки предварительно перемолов его на блендере до состояния кашицы.

Режим сна

Ночью сон ребёночка должен быть глубоким и спокойным, а по продолжительности составлять 10-11 часов. Дневной сон также должен присутствовать по 2 часа, 2–3 раза в день . Крайне полезен для деток сон на свежем воздухе. Если придерживаться установленного распорядка сна постоянно, то малыш начнёт засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время.

Игры и занятия с малышом должны быть максимально направлены на улучшение его физической активности и развитие речи. Для того чтобы ребёнок рос активным и здоровым, вам необходимо:

Заключение

Вышеописанная информация даёт чёткое представление о том, что ребёнок должен уметь в 7 месяцев. Советы как развивать ребёнка в 7 месяцев физически , советы по наблюдению за правильным развитием крохи позволят понимать, насколько полноценно развивается младенец и в случае необходимости выявить возможные проблемы со здоровьем на ранних стадиях развития.

Главное, чтобы родители семимесячных малышей не застревали в предыдущих месяцах развития своих деток и не боялись и развивать занимаясь с ними новыми упражнениями для психического и физического развития. Когда ребёнку 7 месяцев развитие, стремление к общению и познанию мира становятся явными. Задача родителей в этом случае сделать всё, чтобы малыш рос полноценным и счастливым.

Чтобы лучше понимать своего малыша, родители должны точно знать, чего от него ожидать в том или ином возрасте. Так поговорим же о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, ведь этот период является одним из самых интересных в процессе его развития.

Малыш уже не совсем беспомощный и начинает кое-что понимать, но в то же время ему как никогда нужны родительские внимание и забота. И вы сможете сделать жизнь своего крохи максимально комфортабельной только в том случае, если приложите к этому определенные усилия.

Какие навыки считаются обязательными для рассматриваемого возраста

Родители нередко задают вопрос о том, что умеет маленький ребёнок в 7 месяцев, профессиональным педиатрам. И по словам этих специалистов, семимесячный малыш обязательно должен уметь ровно сидеть без опоры, стоять на ножках, придерживаясь за что-либо, брать некрупные по размеру предметы большим и указательным пальчиками.

К тому же в этот период времени ребенок должен уже уметь играть в «ку-ку» и в ладушки, махать ручкой на прощание и, возможно, вполне отчетливо выговаривать «ма-ма» и «па-па». Все эти навыки наблюдаются у многих деток в возрасте семи месяцев, а значит, с большой вероятностью можно сказать, что они должны присутствовать и у вашего малыша.

Развитие ребенка в 7 месяцев. Психология детей.

Развитие ребенка в 7 месяцев - МНОГО МИШУТКИ - Ollysadvice

Развитие ребенка в 7 месяцев

Седьмой месяц жизни. Календарь развития ребенка

Ребенку 7 месяцев - Senya Miro

Развитие ребенка по месяцам. 7 месяцев

7 месяцев ребенку

Нормы и сроки - Школа доктора Комаровского

7 месяцев ребенку / развитие / достижения /умелки

Помимо выше перечисленного, говоря о том, что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев, необходимо упомянуть, что он уже должен понимать значение многих слов, в том числе слова «нельзя». К тому же малыш должен уметь вкладывать внутрь больших предметов маленькие, хорошо кушать с ложечки и пить из чашки, с легкостью переворачиваться со спинки на животик и обратно. В этот же период времени детки, как правило, начинают неплохо ползать и запоминают определенные действия, которые регулярно повторяются (умывание, одевание и т. д.).

Связь с мамой и с другими членами семьи

Как утверждает доктор Комаровский и другие заслуживающие уважения врачи, у деток семи месяцев от роду очень крепкой становится связь с мамой. Малыш привязан к матери эмоционально и упорно цепляется за нее, а возможность расставания с мамой заставляет его испытывать страх. Причем в головке у ребенка уже сформировался определенный образ мамы, и если она, к примеру, надела новую кофточку или решила изменить прическу, ребенку это может не понравиться. Так что обязательно следите за реакцией ребенка на все изменения в своем образе.

Впрочем, семимесячный ребенок начинает узнавать и других членов своей семьи, как правило, тех, с кем он общается регулярно. А вот родственников, которые приезжают к вам лишь время от времени, кроха запомнить не может, и потому не расстраивайтесь, если малыш вдруг испугается собственной бабушки или тети, дайте ему время заново привыкнуть к этому человеку.

Но помимо любимых родственников у деток в этом возрасте появляются также любимые игрушки и занятия. Причем особенно им нравится нажимать различные кнопочки. Так что позаботьтесь о том, чтобы надежно спрятать свой мобильный телефон и пульт от телевизора.

Двигательная активность и травматизм

Как правило, рассказывая о том, что должен уметь ребенок в семь месяцев, врачи упоминают множество разнообразных двигательных навыков.

Педиатры утверждают, что семимесячный малыш может сам переворачиваться, усаживаться, хорошо ползать, подниматься на ножки около опоры и аккуратно переступать рядом с ней. И естественно, что активность таких деток часто становится причиной повышенного травматизма.

Поэтому родители нередко приобретают для них специальные манежи, где ребенок может играть в безопасности, а также стараются убрать подальше от детского уголка абсолютно все острые, тяжелые или слишком мелкие предметы.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семимесячный малыш уже имеет некоторые представления об окружающих людях и о том мире, в котором он живет. Он очень подвижный, любознательный и игривый. Однако родители такого ребенка должны не только развлекать его и помогать осваивать важные навыки, но также постоянно заботиться о безопасности малыша, которая нередко находится под угрозой.

Что должен уметь ребенок в семь месяцев – вопрос, который несомненно волнует и вас, моя дорогая читательница. В это время, когда развитие малыша ускоряется, быстрые физические изменения, появление большого количества новых движений стимулируют возникновение социальных и эмоциональных навыков.

Двигательная активность малыша

Существует довольно большой список того, что должен делать ребенок, когда ему исполняется семь месяцев. К этому времени детки уже умеют:

  • ползать по-пластунски;
  • делают попытки ползти на четвереньках;
  • первые несколько дней, осваивая навык ползания, ваш малыш может ползать задом наперед, и это абсолютно нормально. Скоро он разберется с управлением своими ручками и ножками и будет двигаться как надо;
  • некоторые детишки пропускают этап ползанья и сразу же пытаются ходить. Такое явление также не считается патологией.

Новые шаги в физическом развитии ребенка в семь месяцев могут стать для вас настоящим испытанием. В это время некоторые дети начинают вставать у опоры. При этом многие еще не умеют сидеть и садиться, поэтому, чтобы сменить положение, просто падают на спину.

Кроха умеет сидеть без опоры в течение нескольких минут и пытается садиться. Положение «сидя» малыш принимает, сначала встав на четвереньки и потом присев на одно бедро. Можно немного потренировать ребенка и сделать с ним следующее упражнение:

  1. Ребенок лежит на спине, протяните ему свои пальцы, чтобы он схватился за них;
  2. Поднимите малыша в положение «сидя» и опустите обратно;
  3. Повторите три раза. Если кроха хватается слабо, придерживайте его за запястья, плотно обхватывая ручки.

Это упражнение нужно для развития навыка сидения и укрепляет все группы мышц.

Развитие недоношенного ребенка в семь месяцев в физическом плане почти не отличается от развития рожденных в срок детей. Родителям «поторопившихся» малышей необходимо уделять больше внимания мелкой моторике, играть с детьми игрушками разной формы, размера и фактуры.

Семь месяцев ребенку – время, когда он активно демонстрирует все, что должен уметь; видео поможет вам сохранить в памяти все интересные моменты его взросления.

Умственное развитие и новые игры

Вот что умеет ребенок к моменту, когда ему исполняется семь месяцев:

  • брать игрушку правой и левой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  • держать предмет обеими руками, бросать, брать и отдавать его по просьбе взрослого;
  • находить спрятанную под салфеткой или покрывалом игрушку;
  • стучать двумя погремушками друг об друга;
  • ломать или разбирать различные предметы;
  • нажимать кнопки, стучать по клавишам музыкальной игрушки;
  • хлопать в ладоши;
  • перелистывать книгу с толстыми страницами;
  • показывать пальчиком на вещь, до которой он хочет дотянуться;
  • прятаться на плече у мамы.

Продолжается развитие мелкой моторики. Малыш может брать в кулачок мягкие шарики и складывать их в круглое отверстие. Можете взять любой сортер и дать ребенку тканевые помпоны и кусочки любого мягкого материала, либо небольшие мягкие игрушки. Он с удовольствием будет проталкивать их в отверстия сортера.

Седьмой месяц развития крохи – время, когда он проявляет интерес к столовой посуде, и может подражать вам и пробовать ковырять еду ложкой.

Но не стоит забирать у малыша ложку: пройдет еще немного времени, и развитие ребенка приведет к тому, что он научится кушать аккуратно, пусть это случится и не в семь месяцев жизни, а чуть позже. В курсе «Азбука прикорма: безопасное введение прикорма», вы узнаете как научить ребенка кушать аккуратно, привить ему правильное поведение за столом и научить кушать с аппетитом.

Самостоятельные действия необходимы для развития коры головного мозга.

Если карапуз начал сидеть, то он уже может купаться в ванне сидя. Для страховки малыша можно приобрести специальное сидение. Деткам нравятся яркие плавучие игрушки; резиновые фигурки, в которые можно набрать воду и брызгаться.

В этом возрасте малыши обожают слушать музыку. Хорошо, если у вас есть музыкальная игрушка, проигрывающая разные мелодии. Только выбирайте устройство с регулятором громкости и приятной тональностью, так как кроха будет включать музыку бесконечно.

Для психомоторного развития ребенка в семь месяцев будет полезно выучить с ним несколько легких танцевальных движений:

  1. хлопки в ладоши (если еще не умеет);
  2. «фонарики»;
  3. покачивания головой;
  4. повороты корпуса вправо-влево (когда детка сидит);

Просто несколько раз продемонстрируйте эти движения малышу, и он с радостью будет повторять их за вами. Семь месяцев ребенку – самое время учить его танцевать, это то, что должны уметь и девочка, и мальчик.

Деток очень интересует их отражение в зеркале. Они улыбаются ему, иногда даже строят рожицы.

Желательно, чтобы зеркало было расположено так, чтобы малыш не мог самостоятельно добраться до него. Малыш уже способен стукнуть по стеклу тяжелым предметом.

Общение с другими людьми

  • В семь месяцев малыш очень привязан к одному из членов семьи (как правило, это мама). Кроха постоянно ищет ее и расстраивается, если она уходит.

Для психического развития ребенка в семь месяцев необходимо, чтобы этот период прошел рядом с важным для него человеком. В этом возрасте у деток закладывается базовое доверие к людям, а мама является гарантом безопасности окружающего мира.

  • В возрасте семи месяцев малыш учится здороваться и прощаться: махать ручкой при встрече и расставании. Учите карапуза вежливости: всегда приветствуйте встретившихся вам людей и прощайтесь с ними, говорите «спасибо» и «пожалуйста».

Если у малыша с самого детства перед глазами будет пример вежливого обращения, вам потом не потребуется дополнительно учить его правилам поведения в обществе.

  • В этот период маленький человечек постоянно подражает взрослым. Малыш копирует их мимику, жесты, интонацию. Вы можете извлечь пользу из этой возрастной особенности развития ребенка: показывайте на своем примере, как нужно кушать ложкой, пить из чашки, махать «привет» и «пока» – все это малыш в 7 месяцев уже способен освоить.
  • Детки хорошо относятся к знакомым людям и настораживаются при человеке, которого видят первый раз в жизни. Чтобы помочь карапузу преодолеть этот страх, покажите ему свое расположение к новому человеку. Увидев ваше хорошее отношение, кроха «растает» быстрее.
  • В семь месяцев малышу важно не просто находиться рядом с близкими людьми, но и получать их одобрение. Когда хвалите деток, обязательно проговаривайте, чем именно они заслужили поощрение. Для развития целеустремленности малышу необходимо знать, какие его действия приводят к похвале.
  • В семь месяцев развитие коры головного мозга приводит к тому, что малыш понимает, о чем говорят с ним взрослые. Пусть пока на уровне интонации и отдельных слов, но это умение совершенствуется с каждым днем. Ваш кроха уже прекрасно понимает, что значит «нельзя», и может весьма бурно протестовать, когда слышит это слово.

Семь месяцев ребенку – время, когда дети разного пола имеют примерно одинаковое развитие, что должен уметь мальчик, то умеет и девочка.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о развитии ребенка в 7 месяцев:

Речевое развитие вашего малыша

Карапуз продолжает произносить все новые и новые слоги. На седьмом месяце жизни кроха начинает «выдавать» их сочетания: например, «ма-па». Крошка приходит в восторг оттого, что может произносить разные звуки. В семь месяцев ваш малыш уже умеет пронзительно визжать.

Детки произносят слоги то громче, то тише, с различной интонацией.

Когда разговариваете с малышом, ярко показывайте свои эмоции голосом и выражением лица. Так кроха быстрее научится выражать радость или огорчение.

В семь месяцев детки очень разные. Кто-то уже встает на ножки и пытается ходить, кто-то только начинает ползать по-пластунски. Отмечайте основные вехи развития вашего крохи, наблюдайте за ним, делайте больше фотографий. Ведь это время не повторится никогда!

Вот 6 первых месяцев остались позади, и темпы роста малыша начали снижаться. Пора изучить подробно о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик). Он уже достаточно крепкий: все члены семьи берут на руки, могут играть с ним спокойно, не боясь навредить каким-то образом. Малыш постоянный гость своего двора и песочницы, где мамы делятся друг с другом всеми новостями, сравнивают темпы развития своих детей.

Развитие навыков ребенка (мальчика) в 7 месяцев: способы

Физически ребенок к 7 месяцам становится активней и сильнее: он лучше владеет своим телом. Проявляется умение обращаться с игрушками – двигать их, поднимать и бросать по желанию, а не дожидаясь, когда упадут сами.

К 7 месяцам малыши уже активно передвигаются – ползают и каждый выбирает свой способ. Могут задом наперед или наоборот, это не критично. При ручной поддержке полугодовалые дети спокойно стоят.

В такое время можно заметить возможное отклонение – когда малышу удобнее на цыпочках – если поставить на стопу, сначала тянет носочки. Это признак родовой травмы и помочь может лишь невролог. Он проведет обследования и назначит курс лечения, возможно, достаточно будет лишь массажа.

Как только малыш научился ползать, родителям нужно удвоить бдительность и не уповать на недосягаемость опасных предметов для маленького исследователя. Лучше все перепроверить и убрать подальше, чтобы малыш травмирующие предметы вообще не видел. Закрыть все дверцы шкафов, обезопасить розетки, убирать с края стола острые предметы, тарелки тоже не оставлять на видном месте.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев — мальчиков не нужно перекладывать, они активно меняют положение, лежа то на животе, на боку, на спине. При этом осознанно тормозят, наткнувшись на препятствие – бок кровати или подушка дивана, край манежа.

Еще к 7 месяцам малыш отлично умеет сидеть. Неважно где – на стульчике, на скамейке, на полу. Причем с ровной спинкой и долго, как захочет, без поддержки. Более того, малыш может пытаться сесть из положения лёжа и, если слегка помогать ему, вполне добивается своего.

Что делать, если мальчик не хочет учиться какому-нибудь навыку

В первую очередь, не расстраиваться. Дети к 7 месяцам быстро учатся новому, они активно познают мир и сами, но наблюдая за развитием ребенка, родители хотят помочь, и когда малыш не выказывает интереса, им становится тревожно. Особенно если речь идет о ключевых навыках.

Например, к 7 месяцам ребенок еще не ползает и даже примеры родителей его не слишком вдохновляют. Это не повод для паники, ведь бывают дети, которые могут наблюдать, но сделать по-своему. Один ребенок может ползать обычным способом, или сидя на попе помогать себе руками и ногами, третьему проще тянуться к нужным предметам, не двигаясь с места. Может, крохе это не слишком интересно, и он осваивает новые способы сидеть или его больше интересует новая пирамидка.

Заставить малыша в 7 месяцев делать что-либо насильно не стоит. Во-первых, он просто не поймет, зачем это нужно, во-вторых, в будущем насильно прививаемый навык, потом либо быстро забудется, либо он просто будет опасаться применять его. Велика вероятность, что малыш просто не поймет, что хотят и почему сердятся. Лучше работать над его интересом. Например, уча ребенка ползать или перекатываться, родители могут использовать любимые игрушки, располагая их, чтобы малышу нужно было двигаться к ним. Он почувствует необходимость и начнет ползать или перекатываться (в зависимости от изучаемого навыка).

Иногда поведение ребенка меняется. В 5 месяцев он спокойно переворачивался, а к 7 –перестал. Тоже не стоит слишком переживать, возможно, малыш просто переключил внимание и перевороты вспомнит потом, когда пригодятся.

Дабы выяснить, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик), Комаровский провел специальные исследования и написал подробное руководство для всех родителей, глядя на которое могут отслеживать гармоничное развитие своих ребятишек.

Согласно ему, каждый ребенок познает мир со своей точки зрения, и подогнать его к стандартам пустое занятие. Родители должны изучать поведение, поддерживать малыша и мягко корректировать его. Однако, Комаровский перечисляет тот минимум, которым должны владеть дети в 7 месяцев:

  • сидеть на любой поверхности, главное без поддержки;
  • ползать – любым удобным для малыша способом;
  • вставать – при поддержке взрослых или опираясь на что-нибудь;
  • пользоваться предметами – бросать игрушки, подтягивать их, вертеть в руках;
  • узнавать лица родителей, реагировать на их появление;
  • произносить разные звуки;
  • реагировать на свое имя.

Однако с оговоркой, что не 100% детей к 7 месяцам могут совершать перечисленные действия.

Помочь мальчику в развитии умений в 7 месяцев: способы

  • Малыш не может вставать на коленки, но любит ползать на животе – следует помочь ему разобраться с новым положением, показывать, как двигаться. Потихоньку он поймет, что так передвигаться быстрее.
  • Нравится посуда – посадить малыша на его стульчик при кормлении, вручить любимую ложку и тарелку с кашей. Пусть пробует, ест. Главное не беспокоится за пол на кухне, и взять тарелку не бьющуюся. Пусть даже лезет в нее руками – так он развивает и моторику пальцев.
  • Любит возиться с мелкими игрушками – пожалуйста! Главное следить, чтобы случайно не съел что-то из них. Если кроха любит сидеть, мало двигаясь, поможет хитрость. Надо расположить несколько любимых игрушек на небольшом расстоянии. Чтобы он видел, но сидя дотянуться не мог. Малыш быстро прикинет варианты, и переместиться к ним. Постепенно он поймет прелести движения.
  • Отстает в проявлении эмоций, мало «гулит» — стоит чаще брать к себе, обнимать, петь песни, рассказывать что-нибудь, общаться с ним, играть.

О том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик) на видео расскажут подробно.

Вопросы безопасности

С момента повышенной активности малыша родители должны каждый раз внимательно «обходить территорию», убирая все опасные предметы в недоступные места. Пульты, телефоны, сумки. Если же кроха все-таки нашел какой-то важный предмет и немедленно его обслюнявил, ругать не стоит. Ведь малышу просто интересно и вот так он узнает больше о мире вокруг. Это скорее сигнал взрослым, что нужно быть внимательней. Словом «Нельзя» родители должны пользоваться в крайних случаях, когда это действительно опасно:

  • Ему нельзя касаться острых и режущих предметов;
  • Ему нельзя приближаться к плите;
  • Ему нельзя трогать розетки, выключатели, провода;
  • Ему нельзя баловаться со спичками.

Так ребенок будет чувствовать разницу между ценными предметами, прикасаться к которым не желательно и действительно опасными. Частое использование запретов лишает их ценности для крохи.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.