Чему можно научить ребенка 4 лет. летний малыш и физическая активность

Что ребёнок в 4 года должен уметь? Эта статья дает ориентировочные нормы степени сформированности процессов психических вашего чада в возрасте 4 года и предназначена для вашего ознакомления. Вы можете проверить его вероятные возможности в различных сферах знаний и понять, в каких сферах знаний Ваше чадо преуспевает, а в каких нуждается в дополнительном внимании и времени.

В этом разделе «Дети от четырех до пяти лет» мы сконцентрировали весь материал, напечатанный на нашем сайте, что может помочь Вам и Вашему малышу готовиться к следующему, более глубокому этапу занятий.

Материалы для Ваших упражнений вы можете использовать в своем доме, в начальных классах школы либо в детском саде.

Окружающий мир

  • Ребёнок в 4 года должен уметь отличать между собой фрукты, ягоды и овощи, знать какими они бывают, и когда они зреют.
  • Малыш должен знать все наименования насекомых, уметь говорить о том, как они ползают (кузнечик прыгает, улитка ползет, бабочка летает).
  • Малыш должен знать животных домашних и их детей, уметь называть их.
  • Малыш должен уметь угадывать времена года по картинкам, знать приметы каждого времени года.

Развитие речи ребенка 4 лет

Ребёнок в 4 года должен уметь:

  • Малыш должен пользоваться тысячью слов, строить фразы из шести – восьми слов. Понимать малыша должны не только родители, а и посторонние люди.
  • Малыш должен понимать, чем разнится строение тела человека от строения тела животных, называть правильно их части тела (волосы – шерсть, ногти – когти, руки – лапы).
  • Малыш должен уметь верно ставить имена существительные в множественное число (мальчик – мальчики, бабочка – бабочки).
  • Малыш должен уметь искать предмет по его описанию (апельсин – круглый, сладкий, оранжевый).

    Уметь независимо составлять описание этого предмета.

  • Малыш должен знать значение предлогов (за, на, в, под, около, между и так далее).
  • Малыш должен знать названия профессий, чем эти люди занимаются на работе.
  • Малыш должен уметь поддержать беседу: знать, как отвечать на вопросы и уметь их верно задавать.
  • Малыш должен уметь пересказать содержание услышанного рассказа, сказки, знать наизусть пару стихов, считалок.
  • Малыш должен правильно называть свой адрес, свою фамилию, свой возраст.
  • Ребёнок в 4 года должен уметь верно отвечать на вопросы относительно недавно случившихся событий: Где ты гулял сегодня? Кого встретил? Что тебе купила мама? Что было одето на тебе?
  • Логическое мышление

    Развитие Внимания, Памяти, Мышления

    Ребёнок в 4 года должен уметь:

    • Малыш должен уметь отыскивать явные отличия между 2-я картинками (либо между 2-я игрушками).
    • Малыш должен уметь сложить по образцу постройки из своего конструктора.
    • Малыш обязан уметь складывать картинку, разрезанную из двух-четырех частей.
    • Малыш должен уметь выполнять задание на протяжении пяти минут не отвлекаясь.
    • Малыш должен уметь сложить пирамиду (чашечки, складывая их друг в друга) без чей-либо помощи.
    • Малыш должен уметь вкладывать недостающие фрагменты картин в отверстия.
    • Малыш должен уметь называть группу предметов обобщающим словом (кот, собака, корова – домашние животные; весна, лето, осень – времена года). Малыш должен уметь отыскивать в каждой группе лишний предмет, разыскивать пару каждому из предметов.
    • Малыш должен знать, как правильно отвечать на такие вопросы как: Можно ли весной кататься на лыжах? Почему? Зачем зимой нужно одевать перчатки? Зачем нужны двери и окна в доме? И так далее.
    • Ребёнок в 4 года умеет выбирать противоположные слова: пояс узкий – пояс широкий, забор высокий – забор низкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная перемена – короткая перемена и так далее.
    • Малыш должен уметь запоминать так называемые пары слов, которые прочли взрослые: кружка-вода, мальчик-девочка, кошка-собака и так далее.
    • Малыш должен уметь увидеть на картинке неверно изображенные предметы, объяснять, что с ними не так и отчего.

    Математика

    Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:

    • Малыш должен знать правильное расположение предметов: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине.
    • Малыш должен знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
    • Малыш должен знать все цифры от нуля до десяти, должен считать предметы в пределах 10-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой.
    • Малыш должен уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности.
    • Ребёнок в 4 года умеет уже понимать значение: меньше – больше, поровну.
    • Малыш учится верно писать цифры, знакомиться с графическим образом числа.
10 голос, средняя оценка: 3,30 из 5

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.


Отправить

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

Наступило время невероятного почемучки. Теперь крохе все интересно, ведь так многое окружает его в жизни. Стоит с терпением относиться к этим вопросам и давать максимально развернутые ответы, так-таки именно от этого зависит скорость развития Вашего малыша. Теперь он играет новую роль - роль воспитанника, ведь именно эту роль ему необходимо максимально изучить до того как стать школьником.

А мы уже умеем…

  • Управление собой . Малыш полностью контролирует свои движения: он может бегать в разных направлениях с разной скоростью и темпом, умеет бросать мяч, прыгать на месте, принимать активное участие в играх или танцах.
  • Гигиенические нормы. Малыш самостоятельно контролирует выполнение основных санитарно-гигиенических норм. Уже умеет пользоваться туалетом, моет руки после него, после прогулки либо же по мере их загрязнения. Также может критически относиться к своему внешнему виду, отказываясь от одевания неглаженых штанишек или же колготок с пятнышком.
  • Стремление к самостоятельности. Карапуз все чаще пытается решить свои вопросы без помощи взрослых. Например выдергивает руку из ладони взрослого чтобы идти самостоятельно.
  • Максимальная социализация. Малыш легко находит себе друзей, общается, проявляет интерес к общим играм, демонстрирует чувства симпатии или антипатии.
  • Классификатор . Карапуз справляется с задачами по классификации предметов в соответствии с каким-либо единым признаком. Например, он может отделить кубики красного цвета от кубиков зелёного.
  • Оживление предметов. Малыш стремится повторять действия родителей, поэтому с удовольствием воспитывает, кормит, поит и укладывает спать куклу или мягкую игрушку. При этом концентрировать свое внимание на эту игру малыш может уже достаточно длительный период времени.
  • Лексикон . Ребенок знает достаточное количество слов, он отлично понимает цвета и оттенки, знает название частей тела, знает некоторые традиции и названия праздников.

Полезно знать: кроме этого речь малыша достаточно согласована. Она наполнена различными частями речи, обладает предлогами «в», «на», «под» и так далее. Ребенок осознает и использует слова многозначного типа, например ножка и ручка. Малыш может запомнить и рассказать стих или же пересказать какой-либо текст.

  • Логика. Ребенок умеет выстраивать причинно-следственные цепочки, умеет сравнивать, а также оценивать какую-либо процедуру или предмет, знает слова собирательного характера.
  • Результат не важен. В этом возрасте малышей более заинтересовывает сам процесс, а не какой-то конкретный результат. Таким образом они могут долго что-то рисовать на листе, после чего его просто выбросить или смять.
  • Всеобщее восприятие мира. Карапуз воспринимает и изучает мир с использованием различных органов чувств. То есть теперь он предпочитает прикоснуться к предмету,облизать его и понюхать, не останавливаясь на тактильном контакте.
  • Музыка . Одним из любимых занятий ребенка является музыка. Он с удовольствием танцует под различные звуки контрастного типа: как под быструю, так и под медленную. Кроме того проявляет недюжинный интерес к музыкальным инструментам, легко запоминает слова и с удовольствием подпевает взрослому.
  • Творец . Ребёнок с удовольствием самостоятельно создает конкретные предметы. Для этого он может использовать конструктор, лепнину или аппликацию.

Что нужно от Вас?

  1. Сон ребенка по-прежнему важен и его режим практически не изменяется : в течение ночи малыш должен спать не менее 10 часов и днем ложиться примерно на 2 часа для отдыха.
  2. Режим кормления также неизменен и состоит из четырех приемов пищи, которые должны быть насыщены витаминами и полезными веществами. Используйте разные блюда. Кроха может употреблять уже овощи и фрукты, мясо и рыбу, крупы и бобовые, радоваться шоколаду. В это время малыш вытягивается и становится худым - не стоит усиливать приемы пищи и заставлять малыша есть. Такое строение тела сейчас для него нормально, поэтому пичкать через силу ребенка не стоит.
  3. Как можно чаще подталкивайте малыша к физической активности , ведь сейчас он стал более усидчивым и надолго концентрирует свое внимание на игре, забывая о необходимости двигаться. Часто и подолгу гуляйте с малышом на свежем воздухе, таким образом Вы соедините свежий воздух, физическую активность и общение со сверстниками.
  4. Самое время отдать малыша в какую-либо спортивную секцию , таким образом увеличится объем мышечной массы у ребенка, что даст возможность развиваться его телу полноценно и гармонично.
  5. Не забывайте реагировать на выполнение какого-либо действия ребенком посредством похвалы либо легкого выговора. Если малышу удалось выполнить задание обязательно похвалите за успех, если не получилось, но он старался - похвалить за старания, а если не получилось - обязательно пожурите его, но исключите критики или же оскорбления.
  6. Учите ребенка думать и анализировать . Для этого достаточно с ним разговаривать. После посещения детского спектакля, просмотра мультфильмов или чтения книги обязательно поговорить с ребенком о том, что он понял или его отношение к той или иной ситуации описанной или же увиденной в произведении. Так малыш обязательно научится анализировать и высказывать свое личное мнение.
  7. Продолжайте развивать крупную и мелкую моторику. Для первой необходимо максимальная частота и активность занятий гимнастикой, бегая и прыгая с малышом на перегонки, давая ему стоять в ласточке или же двигаться в разных направлениях. Для второй почаще лепите и рисуйте с карапузом.
  8. Начинайте готовить малыша готовить к взрослой жизни , для этого достаточно . Конечно, изучать малыш будет только то, что ему интересно, поэтому буквы учить можно будет исключительно в игровой форме. Для этого их можно лепить, выкладывать из сыпучих предметов или же рисовать - главное, чтобы крохе было весело и интересно, всё остальное за него сделает его память, которая в этот период времени работает невероятно активно.
  9. Обязательно находите время для ответов на вопросы малыша. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка начинается и развивается невероятный интерес к причинно-следственный цепочкам, поэтому вопрос «Почему?» становится основополагающим в его жизни. Ни в коем случае не игнорируйте или, хуже того, не нервничайте при поступлении таких вопросов от малыша. Не давайте ему закрыться в себе и не подавляйте такие вопросы - лучше отвечайте на них, находя для этого время. Так развитие крохи будет только прогрессировать.
  10. Контролируйте свою речь при ребенке. Учитывайте, что сейчас он впитывает все, что слышит. Поэтому исключите использование нецензурной брани, а свою личную речь старайтесь сделать максимально богатой и глубокой, объясняя малышу, что означает то или иное слово.
  11. Мягко корректируйте характер малыша. Напоминайте ему о необходимости благодарить за подарки или помощь, объясняйте то, что ему интересно, настаивайте на необходимости удержаться, не мешать и не перебивать взрослых при разговоре с другими.
  12. Поддерживайте артистические начинания. В этом возрасте малыш очень любит выступать на сцене: рассказывать стихи или же исполнять песни. Поддерживайте его, чтобы кроха чувствовал себя на сцене комфортно и уютно. Так Вы работаете над талантом малыша и его уверенностью в себе. Если же ребенок не интересуется этим - не стоит его заставлять.

Видео развитие ребенка в четыре года

Четыре года – достаточно сложный для ребёнка возраст, когда он внутренне чувствует себя достаточно взрослым, но при этом остаётся ещё маленьким. Он ещё не дошкольник, но уже далеко и не младенец. В этот период происходит самосознание ребёнка как личности, становление его характера, так что от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы мягко и ненавязчиво направлять его.

Физическое развитие

В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.

Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша. Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость.

Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:

  • ​ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
  • ​бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
  • ​быстро пробегать расстояние 10-20 м;
  • ​непрерывно бежать в течение 1 мин;
  • ​уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
  • ​прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
  • ​несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
  • ​спрыгивать с высоты 15-20 см;
  • ​прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
  • ​перешагивать через предметы;
  • ​перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
  • ​подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
  • ​держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
  • ​лазать по гимнастической стенке;
  • уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
  • ​попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
  • ​прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
  • ​кататься на велосипеде;
  • ​не бояться воды, учиться плавать.

Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • ​запускать юлу маленького размера;
  • ​делать «фонарики» кистями рук;
  • ​нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
  • ​завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
  • ​застегивать крючки, молнии, пуговицы.

Умственное развитие

Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ​знать цифры до 5;
  • ​уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ​сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
  • ​сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
  • ​знать и показывать правую или левую руку;
  • ​владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
  • ​знать порядковый счёт до десяти.

Развитие речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воспроизводить многосложные слова;
  • согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
  • отвечать на простые вопросы;
  • употреблять в речи предложения с однородными членами;
  • уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
  • произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
  • делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
  • правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
  • понимать термины «звук», «слово», «буква».

Окружающий мир

Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.

Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
  • ​знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ​знать свой возраст;
  • ​знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
  • ​знать названия детенышей этих животных и птиц;
  • ​знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ​знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ​знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
  • ​знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ​различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
  • ​уметь различать и называть различные погодные явления;
  • ​знать названия нескольких профессий.

Изобразительная деятельность

В 4 года ребёнок должен:

  • знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
  • правильно работать карандашами и кисточкой;
  • проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
  • ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
  • аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • изображать простейшие предметы и явления;
  • уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
  • лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
  • делать аппликации из готовых форм, используя клей.

Конструирование

В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:

  • знать и называть основные детали конструктора;
  • уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
  • изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
  • различать части постройки по высоте и величине.

Музыкальное воспитание

В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

Психическое развитие

В этом возрасте активно развивается психика малыша, он начинает испытывать разнообразные эмоции и становится очень восприимчивым к реакциям взрослых. Родители и воспитатели должны понимать, что их уважительное и одобрительное отношение к четырёхлетнему ребёнку формирует у него правильное позитивное представление о себе. В этот период поведение ребенка определяет уровень его самоуважения. Если взрослые считают его хорошим, то и ребёнок считает себя таковым, и ведёт себя соответствующим образом. И наоборот, капризничает и хулиганит, если считает себя плохим.

Основные психические функции развиваются в этом возрасте следующим образом.

Внимание

В 4 года ребёнок должен:

  • самостоятельно находить и называть признаки сходства и различия между игрушками или картинками;
  • удерживать в поле зрения не менее 4-5 предметов;
  • самостоятельно находить одинаковые предметы;
  • не отвлекаясь, выполнять определённые задания в течение 6-7 минут;
  • суметь повторить движения в определенной последовательности, например: поднять или опустить руки, хлопнуть в ладоши и т.д.
  • хлопать в ладоши или топать ножкой во время произнесения взрослыми определённого слова;
  • суметь сконструировать простые постройки из деталей конструктора по предложенному образцу;
  • самостоятельно складывать картинку или открытку, разрезанную на 3-4 части.

Мышление

  • самостоятельно в правильном порядке собирать пирамидку из 6-7 колечек;
  • знать и использовать обобщающие слова;
  • находить соответствующую пару любому предмету;
  • находить в каждой группе лишний предмет и уметь объяснить свой выбор;
  • подбирать слова-антонимы;
  • находить несоответствия на картинке, изображающей нелепицы;
  • решать простые логические задачи.

Память

В 4 года ребёнок должен уметь:

  • запоминать содержание сюжетного рисунка;
  • пересказывать содержание услышанной сказки;
  • знать и рассказывать наизусть стихи, потешки, загадки;
  • воспроизводить в памяти и уметь описывать недавно происшедшие яркие события своей жизни;
  • повторять услышанные различные слова, цифры или слоги (4-5 шт.);
  • точно выполнять задания, состоящие из нескольких (3-4) команд;
  • запоминать и самостоятельно называть 4-5 увиденных предметов.

Эмоциональное развитие

И, наконец, не менее важным фактором полноценного развития четырёхлетнего малыша является его эмоциональное становление. В этом детском возрасте ребёнок уже начинает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, он чувствует и осознает отношение к себе, доброжелательное или недоброжелательное, способен заметить изменение настроения окружающих его людей, проявляет сочувствие и внимание, может выразить свои эмоции.

Это лучшее время для воспитания культуры поведения малыша.