Что сделать если у ребенка нет памяти. Упражнения для развития памяти ребенка. У детей короткая память-и что с этим делать

Не стоит сразу делать выводы, что у ваш ребенок ленивый или вообще неспособный. Попытайтесь спокойно разобраться, в чем же состоит проблема и принять действительно нужные меры.

В первую очередь, внимательно проанализируйте, насколько загружен ваш ребенок. Примите во внимание всё – школьные занятия, домашние задания, всевозможные кружки, чтение, просмотр телевизионных программ (они тоже очень утомляют). А теперь подумайте, сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается, есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.

Наши дети устают точно так же, как и взрослые. И усталость имеет способность накапливаться, а отсутствие правильного питания, здорового образа жизни, режима труда и отдыха плюс чрезмерная нагрузка, не дают возможности ребенку восстанавливаться за время ночного сна. Как результат – рассеянность, неумение сконцентрировать внимание, трудности в школе, раздражительность, капризы и прочее.

Решение этой проблемы лежит на поверхности – приведите в норму распорядок дня вашего ребенка, контролируйте его, и в скором времени вы увидите заметные изменения. А в трудных случаях обязательно обратитесь к врачу, чтобы не углублять стрессовую ситуацию.

Но случается, что проблемы школьной неуспеваемости в другом – в нетренированной памяти. И это решаемо, если родители серьезно займутся развитием памяти своего ребенка, причем, не упрекая и заставляя его, а помогая и развивая.

Вы заметили, что ваш ребенок с трудом выражает свои мысли, когда пытается вам что-то рассказать – у него не хватает слов, он перескакивает с события на событие и не доводит мысль до конца? Если у ребенка плохо развита речь, то он неизбежно будет и плохо запоминать.

Чтобы развить речь у детей, с ними нужно разговаривать и делать это, как можно чаще. Расспрашивайте своего ребенка о школьных делах, задавайте уточняющие вопросы, не обрывайте его попытки вам что-то объяснить – дослушивайте до конца. Ответы на ваши вопросы о деталях происшедшего заставляют активизироваться участки мозга, отвечающие за память, заставляют их работать. Чем больше подробностей вы спрашиваете, тем сильнее ребенок напрягает и, тем самым, тренирует свою память.

Старайтесь заучивать стихи и делайте это вместе с ребенком каждый день. Начните с простых четверостиший и постепенно увеличивайте размер выученных стихов. Очень полезно учить иностранные слова и фразы. Ежедневно ребенок должен выучить 2-3 новые фразы или несколько новых слов. Но при этом не забывайте то, что вы уже выучили - повторяйте и его тоже, так как это очень важно.

Развивайте у ребенка ассоциативную память. Для этого, в разговорах с ним обращайте его внимание на частности: цвет, запах, отдельные предметы, их описание, размеры. Так вы развиваете образы, а они запоминаются легче. Тут все может идти в ход – большая снежная баба во дворе, запах свежего хлеба из булочной, начало снегопада и пр. Сопоставляя разные события, особенности предметов, запахи, ребенок тоже тренирует память и учится связывать различные факты в единое целое. (Например, снегопад начался, когда вы шли мимо булочной, где пахло вкусным свежим хлебом, а рядом дети слепили большую снежную бабу с морковкой вместо носа.)

Образное мышление тоже поможет ребенку лучше запоминать стихи. Гораздо быстрее строчки уложатся в памяти, если ребенок понимает и представляет, о чем идет речь. И вы должны объяснить ему, что значит то или иное слово или действие, о чем именно рассказывает стихотворение. Представляя еле-еле бредущую по свежевыпавшему снегу лошадку, строчки «… Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…» у ребенка отпечатаются в памяти гораздо быстрее, чем при бездумном тупом повторении.

Важно не забывать и о зрительной памяти. Ее развитию могут помочь мысленно нарисованные картинки, которые ребенок представляет при заучивании текстов. Кроме того, важно научить малыша обращать внимание на сам вид текста – как и где на странице расположено стихотворение в учебнике, какие картинки находятся рядом, какого цвета буквы и пр. Вспомнив расположение правила в учебник, ребенок автоматически будет вспоминать и текст.

Безусловно, тренировки памяти у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и усилий, и, самое главное – систематичности. Но не пускайте все на самотек, если вы не займетесь вашим ребенком сейчас, когда школьные занятия еще несложные и небольшие по объему. Иначе дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами, в которых вина собственно ребенка будет невелика.

Привет! С вами Екатерина! В прошлой статье я вам рассказала о том, к каким опасным последствиям может привести . Сейчас я отвечу на больной вопрос, с которым сталкиваются многие родители. Сегодня я постараюсь ответить на вопрос: что делать если у ребенка плохая память?

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастовузнать подробнее

Дети очень активны, они изучают окружающий мир и впитывают всю информацию, как губки. Но вокруг так много нового и интересного, что они просто не успевают отфильтровать и сохранить увиденное и услышанное. С возрастом эта проблема усугубляется и если первые признаки появились, например, в 4 года, то в 7 лет недостаток внимания может серьезно портить умственное развитие. Ведь когда ребенок идет в школу, поток информации увеличивается, нужно много запоминать. Поэтому так важно знать, что делать если у ребенка нет памяти.

Чтобы удостовериться в наличии проблемы, ответьте на следующие вопросы:

  • У него хорошие отношения с ровесниками.
  • Не отвечает на прямо поставленный вопрос.
  • Выглядит невнимательным.
  • Трудно выполнять что-то по инструкции.
  • Не может сделать сложное задание.
  • Работа, где нужно сохранять и обрабатывать информацию, дается нелегко.

Если на большинство из них вы дали утвердительные ответы, то у вашего ребенка есть проблема.

Причины плохой памяти и методы борьбы с ними

Невроз


Заболевание может возникнуть как в один год, так и в 14-летнем возрасте. Невроз поражает головной мозг и нервную систему. Ребенку сложно понять происходящее вокруг, ему плохо дается запоминание. Врач может назначить специальные упражнения и лечение. Но если в 5 лет еще можно обойтись одними упражнениями, то в 12 – требуется и медикаментозная терапия.

Наследственность


Интеллектуальные способности передаются детям от родителей. Если помните, что в детстве вы тоже плохо все запоминали, то у ребенка могут быть те же проблемы. Поэтому с детства старайтесь играть с малышом в логические игры, водите его в группы раннего развития, где в игровой форме специалист будет тренировать память.

Недосып


Эта причина более распространена с 6-8 лет, когда ребенок идет в школу и у него не хватает времени на сон. Важно наладить режим отдыха и активности, спать минимум 8 часов. Если у него проблемы с засыпанием, делайте ванны с успокаивающими травами. Также проследите, чтобы на ночь ребенок не смотрел много мультфильмов, не играл в компьютерные игры и снизил физическую активность. Выстройте процедуру отхождения ко сну, чтобы мозг малыша реагировал на привычные сигналы и запускал режим отдыха. Главным ритуалом засыпания должно стать чтение книги. В 9 лет ребенок уже может утром пересказывать прочитанное и анализировать текст с точки зрения правильно или нет, а как в жизни, что будет дальше и т.д. Это станет отличной тренировкой памяти.

Гиперактивность


Данная проблема актуальна с 3-х и ориентировочно до 10 лет. Это распространенное состояние центральной нервной системы. Из-за того, что ребенку просто сложно усидеть на одном месте, он постоянно отвлекается на что-то, и возникают проблемы с запоминанием. Обычно неврологи советуют больше заниматься зрительной памятью – элементарно можно попросить ребенка запомнить дорогу к школе или саду и во время следующего похода туда подсказывать дорогу. Или уже дома задавать ему вопросы о том, что он видел по пути домой. Кроме того, уделяйте чаду больше внимания и отдайте его в спортивные кружки. Также педиатр или невролог может назначить ребенку специальные медикаменты, но это крайняя мера.

Отсутствие тренировок


Если у ребенка совсем плохая память, то вы ее вообще не тренируете. Мозг, как и тело, тоже нужно постоянно развивать. В раннем возрасте эту проблему помогут решить логические игры и кружки раннего развития, а в школьном — можно подключать математические задачи и учить стихи наизусть.

Питание


Правильно составьте рацион, чтобы он был полноценным и сбалансированным. Начините принимать витамины (особенно зимой и весной). Так мозг будет получать максимум энергии для запоминания поступающей информации.

Отсутствие интереса


Не знаете, почему у ребенка может быть плохая память? Может, ему просто неинтересно. У взрослого человека важная информация попадает в долгосрочную память, а все остальное оказывается в краткосрочной и быстро оттуда исчезает. Поэтому малыша важно заинтересовать познанием нового, изучением чего-либо. Здесь на помощь всегда придет игровая форма и поощрения.

Перебор информации


Может, вы просто слишком нагружаете своего ребенка? В современном мире так модно отдавать свое чадо на множество кружков, что у него просто не остается времени на игры. Оставьте только самые важные занятия и разгрузите график, чтобы детский мозг успевал перерабатывать полученную за день информацию.

Переутомление

Ребенок забывает дома тетради и учебники, хотя собирался с вечера и никуда не спешил? Вы послали его за хлебом, а он купил шоколадку? Он не помнит, что проходили сегодня в школе?

Плохая память у ребенка — что делать?

Не спешите обвинять сына или дочь в лени или нежелании учиться. Возможно во всем виновата плохая память у ребенка, и на это есть вполне объективные причины. Чтобы определиться, как улучшить память, необходимо разобраться в причинах этого нарушения:

Пора на обед!

Одна из причин ухудшения памяти у ребенка очевидна -неправильное питание. Если Ваш сын на завтрак съест бутерброд, в школе перекусит шоколадным батончиком с «Колой», а в обед «угостит» свой желудок чипсами перед прогулкой, в этом случае даже полноценный вечерний ужин в компании с родителями не поможет делу.

Несбалансированное питание, отсутствие нужных растущему организму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ в период становления может привести к плачевным результатам.

Что делать : именно в детстве закладывается основа всего в организме. Недополученное в детстве уже не наверстать во взрослом состоянии. Поэтому обратите пристальное внимание на то, чем Ваш ребенок питается, поговорите с классным руководителем, чтобы она последила, чтобы ребенок обязательно получал завтрак в школьной столовой. Дети обязательно должны обедать в школе и не печеньем, а полноценным горячим блюдом . И никаких диет, которым подвержены девочки в подростковом возрасте. Любые ограничения в питании губительны в том числе и для памяти.


Режим дня

Невнимательность, нарушение концентрации, ухудшение памяти может быть связано с неправильным режимом дня:

  1. ребенок допоздна сидит у телевизора или за компьютером;
  2. мало спит;
  3. не отдыхает днем;
  4. поздно заканчивает делать уроки.

Неправильное соотношение между отдыхом и нагрузкой может привести к перенапряжению, и ребенок просто перестанет воспринимать необходимый ему в его возрасте объем информации.

Что делать : постарайтесь соблюдать установленный режим дня. Привлеките к его составлению Вашего ребенка, пусть он добавит в него те занятия, которые он считает важными. Сделайте плакат и повешайте на видное место.

Электронное зло

Еще никому не помогало бесконтрольное использование электронных средств мобильных телефонов, компьютеров, планшетов. Зачем ребенку тренировать память, запоминать что-то, если он, весь увешанный гаджетами, всю нужную информацию за одну минуту может найти в Интернете. Вот Вам и еще один источник беспамятства современных детей — компьютеризация нашей жизни.

Что делать: попробуйте отвлечь ребенка от его персонального электронного друга: поговорите с ним, расскажите историю из жизни Вашей семьи, поделитесь знаниями по истории, предложите вместе почитать, а потом обсудить книгу, сходите вместе в музей, где ребенок получит новую для себя информацию. Разумеется, если рассказчиком будет мама или папа, которых ребенок так редко видит, он запомнит все гораздо быстрее.

Жвачка для беспамятства

Современные ученые порой приходят к совершенно неожиданным результатам в своих исследованиях. Оказывается, ухудшает память… жевательная резинка. Психологи Кардиффского университета в Англии доказали, что жвачка вредит кратковременной памяти.

Жевание резинки — это монотонное однообразное рефлекторное движение. Но из-за этого человек не может сосредоточиться на чем-то важном. Причем это относится как к детям, так и к взрослым. Человек становится рассеянным и не помнит, что делал минуту назад. Сами посудите, Вашему чаду не видать пятерки, если всю контрольную он будет концентрироваться на жевании, а не заниматься решением примеров.

Тот факт, что у ребенка плохая память, как правило, обнаруживается с началом школьного обучения. Но проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы с запоминанием. Не следует также делать преждевременные выводы о том, что ребенок лениться и прилагает недостаточно усилий к учебе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребенку.

Причины плохой памяти у детей

  1. Группа причин, связанная с образом жизни и нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком, отметьте, какие занятия, помимо учебы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность? Достаточно ли он отдыхает? Дело в том, что современные дети устают подчас не меньше взрослых. От обилия поступающей извне информации и ежедневных перегрузках они не могут полноценно отдыхать и восстанавливать силы во время ночного сна. От этого они становятся вялыми, рассеянными, снижается концентрация внимания и, как следствие, ухудшается память.
  2. Нехватка микроэлементов и витаминов. Проследите за тем, что ест ваш ребенок, полноценно ли его питание. Постарайтесь обеспечить малышу вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь ее недостаток отрицательно сказывается на функционировании мозга.
  3. Недостаточная тренировка памяти у детей. Иногда суть проблемы в том, что тренировке памяти ребенка уделялось недостаточно внимания. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребенок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.
  4. Таким образом, справиться с первыми двумя группами причин можно посредством пересмотра образа жизни ребенка, установления четкого режима сна и бодрствования, нагрузки и отдыха. Если же причина носит педагогический характер, с ребенком нужно заниматься.

Как развить память у ребенка?

Знание особенностей развития памяти у детей поможет в поиске методов ее улучшения. В первую очередь, нужно выяснить, какой тип памяти наиболее выражен у ребенка.

Различают следующие типы памяти:

Ничто так хорошо не отражается на развитии ребенка, как общение. Ежедневно общайтесь с ребенком как можно больше, учите маленькие стихотворения и интересные скороговорки, используйте специальные игры на память для детей и результат не замедлит сказаться. Также уделяйте внимание развитию ассоциативного мышления – подробно описывайте предмет: его цвет, размер, форму, запах, это благоприятно отразится на развитии образной памяти.

Маленькие дети всегда очень хорошо запоминают информацию. Но иногда им трудно сохранить в голове, а потом и рассказать то, что они узнали. Чем старше становиться малыш, тем больше информации узнает, и в скором времени ему будет очень сложно разобраться с ней. А в школе будет узнавать в разы больше. Поэтому нужно развивать память у малыша с ранних лет.
У ребенка проблемы с памятью, если:
1.он хорошо общается со сверстниками
2.не дает ответ на прямой вопрос
3.он сложно выполняет инструкции
4.не знает, что делать с трудными заданиями и не хочет их выполнять
5.невнимательный
6.появляются сложности с заданиями, где нужно сохранить и обработать информацию
Эти отличия составили ученые Сьюзан Газеркоул и Трэйси Алауей.
Причинами того, что у малыша плохая память, могут быть: питание, образ жизни, наследственность. Но не переживайте, память можно и нужно улучшать.
Если ребенок сильно устает, плохо спит, это тоже факторы, которые негативно влияют на мозг малыша. Он становиться невнимательным и рассеянным. Поэтому если ваш ребенок ходит и в детский сад, и на кружки, стоит подумать, чтобы уменьшить нагрузку.
Нужно придерживаться режима дня. И если малыш не успевает что-то сделать, помогите ему справиться с тем или иным заданием. Немаловажной является также еда. Она должна содержать витамины. Доктора советуют кушать чернику, она используется для улучшения памяти.
Регулярные занятия на улучшение памяти, обязательно помогут маленькому человечку.

С рождения читайте крохе сказки и стихи, особенно фольклорные (колобок). В них много повторов, что обязательно отложится в памяти. Позже нужно заучивать стишки и рассказывать перед родственниками. Позитивный опыт даст малышу желание все больше учить стишки в дальнейшем. А стихи развивают слуховую и образную память.
Хорошо тренировать память, просто разговаривая с ребенком, обсуждать, что с ним происходило на протяжении дня. Акцентировать внимание на маленьких деталях. Через несколько дней снова спросить о тех событиях. Так малыш поймет, что запоминать полезно.
Естественно, игры – лучший способ для того, чтобы улучшить память. Можно использовать все, что угодно, например, игрушки ребенка.
Очень хороша игра «Что где лежит?». Она не только развивает память, но и логику. Возьмите любые вещи из вашей квартиры и положите в одном месте. Ребенок должен их знать. Спросите малыша, где они должны лежат. Он должен расставить все на места.
Поэтому если вы заметили, что у вашего ребенка плохая память , не стоит отчаиваться. Даже в пять лет еще полно времени, чтобы ее улучшить. Просто начните заниматься с малышом.