Почему мой ребенок такой. Почему мой ребёнок не говорит. Почему ребёнок не может спокойно погулять с нами по улице, зайти в магазин, сходить в кино

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Светлана Пасечник
Почему мой ребёнок не такой, как все?

Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «неконтактный, безучастен к окружающему», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» - с этими и подобными жалобами родители чаще всего обращаются к специалистам.

Что же такое аномальное развитие? При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций (речи, моторики, зрения, слуха) приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций. Нормальное развитие характеризуется определенной последовательностью формирования мозговых механизмов психической деятельности. При аномальном развитии эта последовательность нарушается.

Причины отклонений в развитии могут быть разными. Выявление их имеет важное значение для определения специфики, длительности лечебно-коррекционных мероприятий, а также для прогноза дальнейшего развития и социальной адоптации. Кроме того, знание причины нарушений в развитии ребенка помогает родителям определить возможность риска отклонений в развитии при последующих родах.

Особые проявления имеет отставание психомоторного развития детей с повреждением мозговых структур и их функций. Вредные факторы, действующие на мозг во время его интенсивного развития, т. е. во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка, нарушают процесс его созревания и функционирования. В зависимости от времени и тяжести этого повреждения возникают различные отклонения в развитии.

Нерезко выраженное влияние различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг может не вызвать его структурных повреждений, а лишь нарушит темп созревания мозговых структур. Это будет проявляться в различных задержках психического или речевого развития.

Повреждения головного мозга могут быть связаны с его кислородной недостаточностью в период внутриутробного развития, в момент родов или после рождения. Это имеет место в случаях, когда ребенок рождается обмотанным пуповиной с нарушениями дыхания, отсутствием крика, бледными или синюшными кожными покровами (асфиксия новорожденного).

Даже недлительная асфиксия в родах может вызвать тяжелое повреждение головного мозга в тех случаях, когда она сочетается с кислородной недостаточностью мозга во внутриутробном периоде в результате тяжелого токсикоза у беременной, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гормональных нарушений, заболеваний печени и почек, травм, нарушений питания, а также связаны с образом жизни беременной женщины.

Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребёнка.

Повреждения головного мозга могут также возникать в связи с механической родовой травмой и внутричерепными кровоизлияниями, которые наиболее часто возникают при затяжных родах, требующих оперативного вмешательства (наложение щипцов, вакуум-экстрактора). Тяжелые повреждения головного мозга могут иметь место при его воспалительных заболеваниях (энцефалитах-воспалениях мозга и менингитах-воспаления мозговых оболочек).Наиболее неблагоприятные отдаленные последствия имеют воспалительные поражения мозга во внутриутробном периоде. Они возникают при заболеваниях матери во время беременности различными инфекционными заболеваниями. Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает заболевание матери краснухой в первые 3 месяца беременности.

Внутриутробное повреждение мозга может возникать под влиянием токсического действия на плод некоторых лекарственных препаратов, применяемых матерью во время беременности.

Особенно большой вред внутриутробному развитию плода наносит хронический алкоголизм матери. Воздействие алкоголя на развивающийся плод приводит к структурным изменениям в центральной нервной системе, а также к разнообразным порокам развития многих органов и систем.

Ещё одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

Сегодня остро встаёт вопрос о влиянии на ребёнка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов.

В настоящее время установлена роль наследственных факторов в возникновении различных отклонений в развитии. Около 70% всех случаев умственной отсталости имеют генетическое происхождение. Доказана преобладающая роль наследственных факторов в возникновении врождённых дефектов слуха, зрения и др. Генными изменениями могут быть вызваны наследственные дефекты обмена, при которых нарушается созревание и деятельность мозга.

Отставание в психическом развитии может наблюдаться у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Особенно пагубными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства. Такие дети отличаются общей вялостью, мышечной слабостью, иногда, напротив, могут наблюдаться нарушения сна, общее беспокойство. Характерным для этих детей является чередование вялости и повышенной возбудимости. Дети отличаются низким эмоциональным тонусом, у них не развивается эмоционально-игровой характер общения, задерживаются начальные этапы развития речи. У некоторых детей отмечается также отставание в развитии двигательных функций: они позже начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить.

Отставание в развитии может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды

(неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в неполных семьях и

Доказано, что в первые годы жизни ребёнка наибольшее значение имеет отношение к нему матери, затем постепенно, год от года возрастает роль отца.

Для того чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо окружить его заботой, вниманием и лаской.

В неблагополучных семьях, когда один или оба родителя страдают алкоголизмом, ребёнок растёт сиротой. Он не получает в необходимом для его возраста объёме информацию.

Первое, что необходимо ребёнку для нормального развития,- это любовь. Однако неблагоприятно сказывается и чрезмерная опека родителей, заласкивание его. Это часто имеет место, когда ребёнок растёт слабым, болезненным. Родители создают ему «оранжерейные» условия, пытаясь сделать за него всё. Такой ребёнок растёт инфантильным, беспомощным, эгоцентричным, у него слабо формируются волевые качества, часто отстаёт развитие речи и двигательных навыков.

Вредное влияние на психическое развитие ребёнка оказывают наказания, запугивания. В этих случаях не только задерживается его развитие, но возникают и невротические расстройства (нарушение сна, аппетита, поведения, появление тиков, страхов, а также заикание и недержание мочи.

Понимание специфики и причин нарушений психомоторного развития ребёнка помогает специалисту ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей: «Что делать?», «Где воспитывать ребёнка?», «Как помогать его развитию?».

Родителям полезно знать, что в настоящее время имеется достаточно широкая сеть специальных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Это детские сады, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа. Эти виды специальных дошкольных учреждений предназначены для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата.

В результате такого обучения у ребёнка с отклонениями в развитии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребёнка дефекта. Коррекция-это сглаживание недостатков развития ребёнка с помощью различных педагогических, лечебных и

технических средств. В коррекционных группах предусмотрено наличие медицинских работников, специалистов по массажу, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, которые проводят там свои занятия. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение.

Помощь ребёнку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии – это не только труд специалистов, но и повседневная, огромная работа родителей. Именно в процессе общения с матерью и окружающими его людьми происходит так называемое первичное обучение, которое и является фундаментом дальнейшего психического развития.

Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью. Очень важно, чтобы в семье сложились условия благоприятные для его жизни, общего развития, становления его как личности. Воспитывать и обучать всякого ребёнка трудно. Трудности резко возрастают, если у ребёнка имеются те или иные отклонения в развитии. Однако, почти всегда ему можно в той или иной степени помочь в плане коррекции имеющегося недостатка.

Организация жизни такого ребёнка представляет собой не только педагогическую, но и медицинскую проблему. Поэтому родителям необходимо как можно раньше обратиться к детскому врачу, специалистам разного профиля, чтобы получить от них полезные советы и реальную помощь, способствующую коррекции зрения, слуха, двигательной сферы или речи. Консультации врачей должны быть не разовыми, а периодическими, что позволяет увидеть те изменения, которые имеют место в состоянии ребёнка под влиянием его роста и действия медикаментозных средств.

Важны также постоянные контакты родителей с педагогом-специалистом, знающим, как следует работать с детьми различных возрастов, у которых имеются отклонения в развитии, чтобы способствовать коррекции и компенсации присущих ребёнку дефектов.

Следует заметить, что родители поступают совершенно неправильно, когда предъявляют ребёнку с отклонениями в развитии требования, для него непосильные, заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения. В этих случаях ребёнок перенапрягается физически и морально. Он страдает, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся на ребёнка за то, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребёнка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определённого круга знаний об особенностях и возможностях ребёнка. Именно семья может оказать малышу существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду.

- Не хочу Чебурашку, - вопит Маша. - Не хочу Карлсона! Хочу .

- Да твой щенячий патруль - сплошная ложь! - злюсь я. - В жизни не бывает, чтобы было столько суперспособностей, чтобы все всегда выигрывали.

Но Маша смотрит и хохочет над шалостями щенка Маршала. Смотрит и хохочет над шалостями Маши. Смотрит и хохочет над дурачком Банги и толстым Пити. Я пыталась запрещать, но она смотрела у бабушек. И… ничего страшного не случилось. Мой ребенок не испортился. А смеху было столько! А радости!

Я начинала ее приобщение к мультипликации со старых добрых советских мультфильмов. Скучно ерзая на стуле, Машенька не засмеялась ни разу. А над чем?

Тревожные, вонзающиеся в уши своей взвинченностью нотки клавесина, знаменующие начало мультфильма , в котором никто из персонажей не улыбается и все, кроме толстяка, страдают депрессией? Этот мультфильм великолепен своей психологией, но - для взрослых.

В советских мультиках нет детей. Там - маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы. Ребенок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (Крокодил Гена), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни (Котенок Гав), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в резиночку во дворе (Наташка из «Домовенка Кузи»).

Взрослые, как правило, этим детям не союзники, а те, кто отбирает радость. У Наташи отнимают волшебный сундучок (метафора радости и детства), у дяди Федора - кота (я не могу себе представить степень черствости человека, который может сказать: «А какая от кота польза?», если он не видит этой очевидной пользы в виде радости и общения), у Малыша в «Карлсоне» - собаку и кино, а в «Котенке Гаве» - трудно представить - даже собственное имя у щенка. Никто его не звал, потому что он никому не нужен.

Ребенок в СССР в качестве «ребенка» действительно был никому не нужен, он должен был сразу стать маленьким взрослым, и вся система образования, начиная с яслей, была нацелена на это.

Неслучайно Федьку зовут не Федькой, а дядей Федором, в его случае перелом уже произошел - он уже стал маленьким взрослым, настолько взрослым, что смог сам уйти из дома и автономно существовать.

А вспомните «Когда зажигаются елки»: «Терпеть надо! Не маленький!» - говорит один ребенок (Медвежонок) другому ребенку (Зайчику). Говорит, когда зайчик смеется от щекотки. Все чувства советский ребенок должен был держать в себе! И в первую очередь - радость.

Ну да, в герои нереалистичные. А разве в советских мультфильмах - реалистичные? Ведь не было таких детей, которые только и мечтали класть кирпичи до вечера («Песенка мышонка»), делали уроки, не глядя в телевизор («Попугай Кеша»), выстраивались в очереди на прививки («Бегемот, который боялся прививок»). В последнем мультфильме вообще использован запрещенный прием: в очереди сидят только взрослые «разумные» дети, после чего у ребенка должно создаться впечатление, будто он ОДИН боится прививок (один, понимаете, а не ВСЕ!). В советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещенными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими.

Дети с этим отъемом радости и чувств боролись, как могли. Зная основы детской психологии, легко проследить возникновение у ребенка внутреннего конфликта, когда его внутреннего Ребенка - шалящего, делающего ошибки, протестующего, желающего «запретного» (лакомств, например) - считали стыдным, должны были уничтожить. Считать часть себя плохим - это очень тяжело. Но нельзя убить эту часть себя, и она в той или иной форме возвращалась. Детские писатели и сценаристы очень хорошо показали ее отделение в мультфильмах.

Я думаю, что Карлсон психологически - это часть личности Малыша, та часть, которой взрослые люди вокруг него (родители и няня) существовать запрещали, поэтому Малыш был вынужден просто отделить ее от себя.

Кто нашалил? Малыш? Нет. Малыш хороший. Шалят плохие. Карлсон нашалил. А Малыш Карлсона любит. Он продолжает любить ту «плохую» часть себя, просто она существует уже отдельно. Вот так он решил этот внутренний конфликт.

Поэтому неслучайна одна важная деталь: стоит взрослым людям появиться в комнате Малыша - как Карлсон чудом исчезает. Разумеется, Малыш тут же превращается в «маленького взрослого человечка», который должен делать уроки, подтянуть штаны и вообще вести себя как полагается.

Домовенок Кузя у Наташки, думаю, то же начало - детское, шалящее, отделенное от ставшей строгой и одинокой Наташки. Кузенька тоже внезапно «умирает» с появлением в комнате взрослых.

Чебурашка. Очень интересный персонаж. Примечателен он тем, что символизирует ребенка, оказавшегося в мире взрослых, которые не уверены в себе и потеряны, то есть сами как дети, но только без свойственной детям радости и уверенности в себе. И они не знают, что с этим ребенком (Чебурашкой) делать! Он для них - неизвестное существо. Практически как для многих наших родителей из 90-х. Они не знают, как дальше жить, они не нашли себя и даже друзьями-то обзавестись не сумели, куда уж им воспитывать детей. А ведь тот, кто психологически не был ребенком, не прожил эту часть себя, в дальнейшем не сможет адаптироваться к миру и чувствовать себя защищенным… Чебурашка в их мире одинок и не нужен, лишний пазл. Потому что они и сами ощущают себя лишними.

Образов отделенного от «правильного и удобного ребенка» шалящего дитяти в советских мультиках и сказках очень много. Капризничает и балуется не Верочка, а обезьянка Анфиса; Попугай Кеша - альтер эго правильного мальчика Вовки, который только и делает, что учит уроки и даже не смотрит телевизор; мыши и кот Леопольд - из той же серии. Задача у этих мультиков вроде бы была в том, чтобы советские дети стали такими, как Вова, и не стали такими, как Кеша. А происходило ровно наоборот! Ну кто помнит серенького мальчика Вову? Кто помнит унывающего Гену? Все помнят Шапокляк! Анфиску! Карлсона! Кузю! Мышей! Котенка Гава! Кешу!

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив - крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы дяди Федора: «Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть». А мама Наташи в мультике «Домовенок Кузя»: единственное, что мы слышим от нее - сухое «умница, дочка», лишенное теплоты искренней похвалы. На второго ребенка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле «положено иметь», будто не с желанием его «заводили», а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребенок и у нас ребенок. Или, напротив - поздний единственный и перелюбленный.

Вместо целостной личности, где внутренний Ребенок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей.

Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребенка - угроза, которую надо запереть в клетку.

Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента - Взрослый, Родитель и Ребенок, уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребенка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, - символы Ребенка.

И поэтому многие популярные советские мультики очень-очень грустные. Мой ребенок их смотреть не хочет, а я - не могу. Мне грустно.

Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львенка и Черепаху, про Ежика и Медвежонка, про Лисенка и так далее. Но это уже совсем другая история - история спасения советского ребенка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ежик искал свой кораблик («Осенние кораблики») - тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться.

Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, - мне кажется, так проживается ребенком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. А «Врумиз», «Маша и медведь» и «Щенячий патруль» воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои - на одной волне с ребенком. Герои - настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению «сверху», как в советских мультфильмах.

Это зрелище, поверьте, куда лучше, чем убитый горем ослик Иа, у которого каждый день хуже предыдущего, и потеря хвоста знаменует, в общем-то, потерю себя. Ослик Иа потерял вовсе не хвост, он потерял внутреннего Ребенка - того, кто любим, кто радуется, кто смеется, творит и имеет опору в самом себе. И не боится ошибок. А иначе от лужи и не отойдешь.

Желаю вам не терять собственный хвост и радоваться!

Оригинальный текст размещен на сайте Matrony.ru, автор - Алеся Лонская.

Уже несколько раз порывалась написать такой пост, но что-то меня останавливало. То думала: «Все-таки Алинка еще на ГВ, может, дело в этом?», то казалось, что она еще маленькая, рано делать выводы. Но сейчас созрела все-таки написать. Дочке скоро исполнится 5 лет, и она здорова. За эти неполные 5 лет по-настоящему «болела» она один раз, когда ей был 1 год и 1 месяц. Я до сих пор не знаю, что это было, то ли ротавирус, то ли что-то другое. После этого болезней как таковых не было. Я искренне сочувствую мамам, чьи дети постоянно болеют, ведь это всегда тревожно, неприятно и грустно. Но мне кажется, многие болезни можно было бы предотвратить. Напишу сегодня о своих мыслях на тему детского здоровья.

Сразу оговорюсь: я не считаю себя самой умной и понимаю, что у меня всего один ребенок, и это маловато для выборки. Тем не менее, факт остается фактом – мой ребенок ЗДОРОВ, а многие только мечтают об этом.

О ЕСТЕСТВЕННОСТИ

Часто думаю, что я уже превратилась в фанатика естественности)) Что, возможно, я перебарщиваю с любовью к естественности. Но жизнь, несмотря на мои метания, постоянно подтверждает, что всё так, и именно стремление к натуральности, природности – это путь к гармонии.

Мне сложно представить медведя с зелеными соплями. Кашляющего зайца. Я ни разу не видела животных, которые бы с возрастом толстели и хуже выглядели – все взрослые особи выглядят примерно одинаково. Несмотря на то, что в сказках лисички и кошечки едят кашу и пьют компот, в реальности такого нет. Животные едят и пьют то, что им положено по природе, они физически активны и имеют только один способ лечения, когда болеют. Они голодают.

Вот примерно из этого я исхожу, когда забочусь о здоровье своей дочки и всей семьи.

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Здоровье ребенка – это главное, о чем мечтает каждая мама. Но как же его добиться? Глядя на семьи с маленькими детьми, мы видим всегда примерно одинаковую картину: частые простуды, у многих аллергии, периодически случаются запоры и поносы, отравления. Чего только не бывает, в общем. Но разве это нормально? Я считаю, что нормально – быть здоровым. И даже ребенку, хотя и иммунитет у него только формируется, и дети больше подвержены всякой заразе, как везде пишут. Природа настолько мудра, что предусматривает механизмы защиты детенышей, в том числе и маленьких детей. Ну не должны они часто болеть! Как-то знакомый на мой вопрос, как дети, ответил: «Да как – обычно. Растут, болеют». Понимаете? Это обычно, в стандартном понимании. Однажды я прочитала на форуме для мам мнение одной многодетной мамы: невозможно вырастить детей без болезней. Ну да, с такой установкой, конечно, нельзя. Надо просто понимать, что болезни – это не совсем болезни по факту. И даже не адаптация, и не укрепление иммунитета. Болезни – это попытки организма исцелиться в глобальном смысле. Я еще как-нибудь напишу об этом.

Вопросы здоровья начали занимать меня примерно тогда, когда был создан этот сайт. С тех пор я прочитала уже целую кучу книг разных авторов, просмотрела множество видеороликов. Поняла одно: истины нет, но взгляды многих умных и авторитетных (для меня лично) людей сходятся и складываются в аккуратную картинку.. И большинство людей прекрасно знает, что правильное питание, преимущественно сырой растительной пищей, физическая активность, минимум внешних вмешательств в организм – это лучшие рецепты здоровья, в том числе и детского. Но, но, но… это сложно, это неудобно, это заставляет менять себя, менять свою жизнь. Никто не хочет лишать себя привычных удовольствий. Тем более что модель поведения «как все» поддерживается этими самыми всеми) А если болеют дети, то это как бы в порядке вещей, а мама всегда получает от окружающих поддержку и сочувствие.

ЧТО ДЕЛАЮ Я, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК БЫЛ ЗДОРОВ

Итак, приступлю наконец к тому, ради чего начала писать этот пост. Мой вклад в здоровье дочки заключается в следующем:

  1. Грудное вскармливание . Я кормила грудью неприлично долго, по нынешним временам. Почему-то общественное мнение (в лице самих женщин, кстати) отзывается о ГВ, особенно длительном, с презрением и даже отвращением. Но… как бы ни брызгали слюной ненавистники грудного вскармливания, антитела и иммуноглобулины из грудного молока это никак не удаляет. У меня самой достаточно хороший иммунитет, я редко болею, поэтому считала своим долгом передавать его дочке через молоко .
  2. Закаливание . Я не сторонник моржеваний и даже обливаний ребенка прохладной водой. Хотя и не противник. Просто мое мнение такое: закаливание происходит естественным образом, если не кутать ребенка, не стараться держать его постоянно в шапочках и носочках (фишка бабушек), давать ходить босиком – хотя бы дома. Я так и делала. Алина практически с самого рождения тусила дома голышом. Не простужалась от этого. На улицу я ее одевала по погоде. Это значит, примерно так же, как себя. Со скидкой на отсутствие двигательной активности в младенческом возрасте.
  3. Питание . О, это моя тема))) Уже боюсь пугать людей! В общем, я считаю, что знать о принципах здорового питания должен каждый. Все мы едим ежедневно, но почему-то принято на тему еды «не заморачиваться». И вот, сначала мама и папа не заморачиваются на свое питание, потом – на питание ребенка. А точнее, слушают то, что им вещают с экранов: вот специальное , с полугода обязательно мясо надо вводить с прикормом, а вот так питаться рекомендуют ведущие специалисты))) Ну да, ну да. Самим думать надо, читать, учиться. Ведь это касается самого ценного, наших растущих малышей.

P.S. Решила закрыть комментарии, чтобы не получить в них кучу негатива. Это было бы вполне ожидаемо. Мои посты нарушают для кого-то привычную карту мира, но что поделаешь, я пишу то, что думаю... И поверьте, без желания оскорбить кого бы то ни было.