Александр николаевич островский старый друг лучше новых двух. Старый друг лучше новых двух Рассказы старый друг лучше новых двух

Беседа о дружбе и о друге.

Задачи:

Обобщение представлений обучающихся об этических ценностях;
- поддержание добрых взаимоотношений между обучающимися;
- совершенствование умения работать в коллективе;
- воспитание уважительного терпимого отношения к окружающим людям;
- расширение кругозора.

Оборудование: словарь Ожегова, нарисованная конфета, цветная бумага для ладошек, заготовка ладошки – ствола с надписью «Дерево дружбы», заготовки лучиков солнца, заготовка солнца с надписью «Солнце дружбы», сборник «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», карточки с пословицами (начало- на белом листе, конец- на оранжевом), воздушные шарики (16 шт.), карточки с шифром пословицы (20 шт.), карта – помощница.

Музыка :
Ход урока

    Звучит песня Шаинского «О дружбе»

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? (О дружбе, о друге.)

2. Введение в тему.

Сегодня мы поговорим о дружбе, о том, как нужно дружить, чтоб не терять друзей.

Послушайте притчу.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

    Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.

    Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Какая проблема стояла перед пастухом?

Какое решение он принял?

Выполнение развивающего задания

Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль этой притчи.

Дети получают распечатки задания.

Работа в парах .

Ответ. Дружба дороже богатства.

- Объясните смысл этой пословицы.

3. Работа в группах (разделить детей на группы) - Что такое дружба?
(Дети рассказывают о своих друзьях, о тех с кем они играют, проводят свободное время).
- Где мы можем точнее узнать о том, что такое дружба? (Спросить у взрослых, почитать в словаре, найти в интернете.)

- Я предлагаю вам воспользоваться этими источниками:

1) 1группа ищете это слово в толковом словаре Ожегова; 2группа - спросите у взрослых, т.е. у учителей.

2) - А теперь слово каждой группе, расскажите: какие ответы вы нашли.

-Цель нашей группы : узнать что такое «дружба»

1гр.- в толковом словаре; («Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С. И. Ожегов «Толковый словарь»).

2 гр.- спросить у взрослых.


(Дети зачитывают ответы у доски по группам.)

4. Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?

- Конечно, дружбы не бывает без друзей.
Вот в чем вопрос?

Ребята, а что такое пословица? (Краткое речевое выражение, буквально в несколько слов, которое сочинил народ)

Люди говорят: «Пословица недаром молвится», потому что каждая пословица – это важное жизненное правило, в том числе в них отражаются правила общения, правила дружбы.

Сейчас 1 группа попробует ответить на 1-ый вопрос: Каким должен быть настоящий друг? - У вас на партах есть макеты детских ладошек (раздаточный материал). Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на ладошках.

Чтобы вам в этом помочь я приготовила карту-помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг. (Дети в группе совместными усилиями выбирают качества человека и записывают их на ладошках).

Карта-помощница «Качества настоящего друга»

А 2 группа попробует вывести правила дружбы с помощью рассыпанных пословиц, которые вам предстоит сначала собрать, а затем записать на лучиках. На карточках синего цвета – начала фраз, на карточках зелёного – их концы. И найти несколько пословиц в сборнике «Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

3 группа нарисует совместно портрет настоящего друга (один рисует голову, другой глаза и т. д. по кругу).

Представление результатов работы групп на листе ватмана «Мир дружбы»

Ну что ж, посмотрим, какими качествами должен обладать настоящий друг, чтобы дружба росла и крепла как это дерево. (1 группа представляет свои макеты ладошек, аргументируя выбор качеств. Здесь же можно спросить, почему не были выбраны те или иные качества. Ладошки вывешиваются на ватман, сооружая дерево под названием « Качества друга» ).

А теперь узнаем, какие правила дружбы необходимо помнить, чтобы дружба была крепкой. (2 группа представляет свои макеты лучиков с пословицами о дружбе, собирая их в единое солнышко на том же ватмане, оформляя как « Правила дружбы»). (Ребята получают конверты и выполняют задание.)

Друг познается (в беде).

Старый друг, лучше (новых двух) .

Другу все отдал – (богаче стал).

Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).

Нет друга - ищи, а (нашел – береги).

Хороший друг всегда (приходит вовремя).

Недруг поддакивает, а (друг спорит).

Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).

Человек без друзей …… (что дерево без корней).

Дружба – как стекло …… (разобьешь – не сложишь).


( 3 группа помещает на ватман портрет настоящего друга)

5. А сейчас посмотрим, насколько дружны вы. Я предлагаю вам игры.

Игра «Волшебная конфетина»

Дети встают в круг. Ребенок получает нарисованную маленькую «волшебную конфетину», передавая её по кругу каждый должен сказать о своем соседе что-то светлое.

Игра «Верные друзья»

Разделить зал на 2 части мелом. 1 часть – «суша», другая – «море». Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые дает им ведущая. Как только ребенок выполняет задание, один из его друзей переходит из «моря» на «сушу» и тоже помогает спасать остальных.

Примеры заданий:

    Сказать пословицу о дружбе.

    Назвать нескольких героев из книг у которых было много друзей («Волшебник изумрудного города», «Чук и Гек», «Теремок», «Приключения Буратино», «Карлсон и Малыш», «Капризка»).

    Назвать 5 верных друзей человека из мира животных (кошка, собака, лошадь, хомячок, корова).

    Рассказать о своем друге (если он есть) или сказать что такое дружба.

5. Ответить на 3 вопроса:

а) Легче жить с другом или без него:

б) Друзей должно быть много или мало?

в) Каждому ли нужен друг на всю жизнь?

    Какие качества вы больше всего цените в друге?

    Я буду называть героя, а ты должен будешь назвать его друга:

а) Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

б) Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

в) Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок)

г) Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

    Назовите слова, которыми можно выразить:
    -благодарность (Спасибо, благодарю, я Вам признательна., я благодарна..),
    -поприветствовать (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть, добрый день (вечер, утро)),
    -попросить прощения (Прости, пожалуйста, извини.),
    -слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой (Пожалуйста, будьте добры.)

Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару по цвету глаз, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.

Игра «Волшебные заросли»

Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» - остальными детьми.

«Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям . Они могут пропустить ребёнка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят.

(По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» распустились и почему? В каком случае не пропустили ребёнка в круг?»)

Игра «Гусеница»

Возьмите воздушные шарики, постройтесь цепочкой. Шарик зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему. Так, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

(Под песню «Если с другом вышел в путь » «гусеница» продвигается по группе)

Отлично, у нас получилось! Молодцы!

6. Итог
- Ребята, напомните - что построили герои в мультфильме «Крокодил Гена»?
(Дом дружбы)

- В заключении, я тоже предлагаю вам построить Дом дружбы. Встаньте в круг, протяните руку соседу справа и слева.
Давайте споем песню о дружбе и друзьях. (предварительная работа: заучивание песни « Дружба крепкая…»)

Упражнение «Мостик дружбы»

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

Карта-помощница
Преданность, скромность, зависть, эгоизм, верность, доброжелательность, настойчивость, равнодушие, хвастовство, готовность помочь, честность, внимание, доверие, терпимость, смелость, решительность, злоба, лесть, отзывчивость, общительность.

Друг познается (в беде).

Старый друг, лучше (новых двух).

Другу все отдал – (богаче стал).

Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).

Нет друга - ищи, а (нашел – береги).

Хороший друг всегда (приходит вовремя).

Недруг поддакивает, а (друг спорит).


Дружба – как стекло … (разобьешь – не сложишь).









преданность

скромность

зависть,

эгоизм

верность

доброжела-тельность

настойчи-

вость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

упрямство

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме « Чтение художественных произведений по теме «Старый друг лучше новых двух» по произведениям В. Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки».

Тема: «Чтение художественных произведений по теме «Старый друг лучше новых двух» по произведениям В. Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки».

Цель: познакомить детей с произведениями В. Драгунского «Друг детства», А. Барто «Игрушки».

Задачи:

  • учитьчувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью;
  • формировать умение передавать свое отношение к персонажам;
  • учить понимать переносное значение пословиц;
  • развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы по содержанию произведений;
  • формировать положительные взаимоотношения между детьми, преданность в дружбе;
  • воспитывать доброе, внимательное отношение к человеку в окружающем мире, к игрушкам;

Ход НОД

Настрой на работу.

Здравствуйте, ребята!

В группе нашей все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа,

Вместе мы одна семья.

Ребята, давайте выполним два упражнения, которые поднимут нам настроение.

Упражнение «Подари улыбку»

Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель поворачивает голову к ребенку, стоящему рядом, улыбается ему. Так по кругу каждый ребенок «передает» соседу улыбку, условие - смотреть доброжелательно в лицо другому ребенку.

Упражнение «Я дарю тебе платочек»

Упражнение проводится в кругу. Ребенок берет платочек и подает тому, кому симпатизирует, тот молча, благодарит (кивком головы) и дарит платочек следующему и т. д. В игру должны быть включены все дети.

Введение в тему занятия.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, у каждого из вас есть много разных игрушек. Мы с вами организовывали выставку ваших любимых игрушек.

Расскажите об игрушках, с которыми вы играли раньше. (Рассказы детей).

Где сейчас находятся эти игрушки?

Подумайте, всегда ли по - доброму вы относились к своим игрушкам?

Чтение стихотворений А. Барто по теме «Игрушки».

Очень много стихотворений об игрушках написано Агнией Барто. Сейчас мы с вами эти стихотворения вспомним. Перед вами игрушки (игрушечный самолет, слон, грузовик, козленок, кораблик флажок, мячик, бычок ). Вы сейчас будете выходить, брать одну игрушку и читать стихотворение А. Барто про эту игрушку.

Дети по желанию выходят, выбирают игрушку и читают стихотворение

А. Барто о данной игрушке.

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

Прокати, капитан!

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Флажок

Горит на солнышке

Как будто я

Огонь зажёг.

Игра «Слушай и исправляй стихотворение…»

Сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Задание называется «Слушай и исправляй стихотворение…».

Уронили зайку на пол, (мишку)

Оторвали зайке лапу…

Идет медведь, качается (бычок)

Вздыхает на ходу…

Я люблю свою мартышку, (лошадку)

Причешу ей шерстку гладко…

Наша Маша громко плачет, (Таня)

Уронила в речку мячик.

Тише Машенька не плачь…

У меня живет слоненок, (козленок)

Я сама его пасу.

Рано утром в сад зеленый,

Я слоненка отведу…

Матросская шапка, веревка в руке,

Тяну я трактор, по быстрой реке…(кораблик)

Левой! Правой! Левой! Правой! На парад идет отряд,

На парад идет отряд, Трубочист очень рад!.. (Барабанщик)

Послушайте еще два стихотворения А. Барто на тему «Игрушки».

Зайка

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог -

Весь до ниточки промок.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Дидактическая игра «Три девочки».

Воспитатель предлагает детям картинку, на которой изображены три девочки.

Посмотрите внимательно на картинки. Как вы думаете, какая из них зайкина хозяйка?

Какими словами ее можно охарактеризовать? (Равнодушная, безразличная…)

Какая девочка оторвала мишке лапу?

Какие слова характеризуют ее? (Бессердечная, жестокая…)

Какая девочка пожалела мишку?

Какие слова характеризуют ее? (Заботливая, добрая милосердная …)

Ребята, как бы вы поступили с зайкой и мишкой? (Ответы детей).

Динамическая пауза: игра «Найди свою пару».

Воспитатель делит девочек и мальчиков по парам. Пока звучит музыка, дети свободно двигаются по группе. По сигналу воспитателя (музыкальное сопровождение прерывается) дети находят свою пару. Игра повторяется 3 - 4 раза.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства», беседа по содержанию.

Послушайте, какая история произошла с мальчиком в рассказе В. Драгунского «Друг детства». (Воспитатель читает рассказ ).

Друг детства

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

- Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» - такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

- Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

- А тебе зачем? - сказал папа.

- Тренироваться, - сказал я. - Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

- Сколько же стоит такая груша? - поинтересовался папа.

- Пустяки какие-нибудь, - сказал я. - Рублей сто или триста.

- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный - желтый стеклянный, а другой большой белый - из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот и обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

- Ты что, - сказала мама, она уже вернулась из коридора. - Что с тобой?

Светлана Храмцова
Конспект НОД по развитию речи «Мои друзья» (старшая группа)

Тема : «Мои друзья

Цель : формировать понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка.

Задачи :

Совершенствовать диалогическую речь, учить вести координированный диалог; - Учить быть доброжелательными собеседниками; - Развивать связанную речь , способности к суждению и умозаключению, т. е. раскрывать смысл пословиц; - Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; - Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость .

Словарная работа : обогатить речь детей прилагательными : добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.

Интеграция : «Коммуникация» , «Социализация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка»

Виды деятельности : коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы : словесный, игровой, сюрпризный момент

Формы : беседа, инсценировки, игра, рассказ.

Оборудование : колокольчик, магнитофон, аудиозаписи : песни В. Шаинского «Верные друзья » , «Малыш у реки» из серии «Голоса природы» , «Цветик-семицветик» ; цветы из цветной бумаги с фотографиями детей в середине, аппликация с вазой, иллюстрация двух девочек в одном платье, костюмы медведей (2 шт, бочонки, цветик-семицветик.

Предварительная работа : чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища» , беседа по рассказу; чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» , беседа по нему; объяснение пословиц и поговорок о дружбе; заучивание стихов о дружбе; проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей; «Скажи соседу комплимент» , «Угадай, кто это?» ; подготовка инсценировок с детьми.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас обо всем догадаетесь. Послушайте песню (звучит песня «Верные друзья » В. Шаинского)

Вы догадались, о чем мы будем говорить?

(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях )

Что такое дружба? (Дружба – это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся) .

У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что у вас есть друзья ? У кого есть друг? Почему считаешь … своим другом? (Ответы 2 – 3 детей) .

Подумайте и скажите, кого можно назвать своим другом. (Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам).

Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся ? (Да, бывает) .

А как вы сами должны относиться к другу?

Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся ? (Да, бывает) .

Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).

Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.

Ребята, вы ничего не слышите?

Инсценировка. (Входит медвежонок Лакомка с бочонком меда) .

Лакомка : Какой у меня большой бочонок меда, а мед ароматный, липовый, сейчас я его съем. (Лакомка ест мед) .

Воспитатель : Это медвежонок Лакомка. Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого.

Лакомка : Какой вкусный мед. (Все съедает и появляется второй медвежонок. Топтыжка с бочонком меда)

Воспитатель : А вот и друг нашего Лакомки – медвежонок Топтыжка.

Топтыжка : Лакомка, ты где? Как хорошо, что я тебя нашел?

Лакомка : Ну чего тебе?

Топтыжка : Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Угощайся, пожалуйста. (Лакомке становится стыдно, он опускает голову) .

Лакомка : Не надо, ешь сам, я не хочу.

Лакомка : Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал : «Спасибо за угощение и за урок» (Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно : он все один съел и не поделился с другом).

Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомка? (Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать про своих друзей ).

Мне кажется, что Лакомка еще только учится дружить. Лакомка оставайся у нас в гостях, а ребята подскажут каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг должен быть : добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, преданный, щедрый, мужественный, отзывчивый, внимательный, надежный).

Правильно, таким и должен быть настоящий друг. А сейчас Даша и Карина нам хотят что-то показать и рассказать.

(Инсценировка : «Подружки» )

Даша : Я сейчас все ребятам расскажу и покажу.

Карина : Почему это ты? Я тоже хочу рассказать.

Даша : Я расскажу.

Карина : Нет, я расскажу.

(Девочки обижаются друг на друга и расходятся в разные стороны) .

Даша : Ну вот, опять поссорились. Карина, может вместе расскажем.

Карина : Рассказывай ты, а я картинку подержу.

Даша : Хорошо, слушайте. Гуляли мы с Кариной по парку, увидели художника, попросили его нарисовать нас. Посмотрел он на нас и нарисовал вот эту странную картинку и что-то написал.

Воспитатель : Действительно, странная картина. Художник нарисовал двух подружек одетыми в одно платье и подписал картину : «Вместе тесно, а врозь – скучно» . Почему?

(Художник так нарисовал подружек потому, что они всегда рядом, любят играть вместе, но иногда ссорятся. А когда расстаются, скучают друг по другу).

Воспитатель : Да, Карина и Даша подруги, они всегда рядом и, несмотря на ссоры, скучают друг без друга. Поэтому художник нарисовал такую картину и подписал ее так. Девочки, вы все поняли?

Девочки : Да, спасибо вам ребята, мы все поняли, больше не будем ссорится.

Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли подружкам. Садитесь девочки. Ребята, а вы любите играть с друзьями ? (Да) .

Предлагаю вам игру «Подари улыбку» и ты Лакомка с нами в круг вставай.

Дети встают в круг. У ведущего (ребенок) в руках колокольчик. Он идет внутри круга со словами (Дети в кругу идут навстречу ребенку) :

По дорожке я иду И улыбку всем дарю. Улыбнись и ты скорей Вместе будет веселей.

Ведущий останавливается и стоящему напротив него ребенку с улыбкой отдает колокольчик. Игра повторяется. Молодцы. Садитесь.

А сейчас послушайте стихотворение о дружбе. (Ребенок читает стих-ние)

Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей. Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить .

Воспитатель : Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь их объяснить .

Без друга в жизни туго. - Без друга на сердце вьюга. - Верному другу цены нет. - Дерево живет корнями, а человек друзьями . - Друга ищи, а найдешь, береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей . - Старый друг , лучше новых двух. - Человек без друзей , как птица без крыльев.

Молодцы. Ребята, я предлагаю вам составить необычный букет друзей . (Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат цветы из бумаги с фотографиями детей в середине, а на доске аппликация вазы).

Посмотрите, на столе лежат цветы с фотографиями ваших друзей , возьмите цветок с фотографией вашего друга и расскажите о нем. (После рассказа цветок прикрепляют на доску, так получается букет в вазе). Нашему гостю Лакомке тоже будет интересно послушать. (Рассказы 3-4 детей) .

Ребята, посмотрите, пока мы слушали рассказы о друзьях , в нашей группе расцвел еще один цветок. Это цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнять желания, сегодня он исполнит ваши пожелания друзьям , но сначала давайте вспомним волшебные слова (Под музыку «Малыш у реки» ).

Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы … (Дети произносят свои пожелания, пожелания должны быть короткими) .

Ребята, я думаю, что ваши пожелания исполнятся. Ваша дружба будет крепкой, а вы будете ценить и беречь своих друзей . Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие : родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и приобретете настоящих друзей .

Ну, что Лакомка, ты все запомнил?

Лакомка : Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Теперь я знаю, как надо дружить. Вы такие молодцы!

Ребята, давайте споем для Лакомки песню о дружбе.

Поется песня о дружбе.

Итог : - О чем мы сегодня говорили? О ком вы рассказывали? - Что такое дружба? - Молодцы!

Каждый для себя может охарактеризовать ее значение по-разному, но смысл всегда остается один - это полное взаимопонимание и поддержка в любой сложившейся ситуации. Когда нам плохо, мы обращаемся за помощью к своему другу, когда хорошо, тоже, самого первого оповещаем о радостных событиях друга. Одним словом, без настоящего друга, как без воды - и ни туды и ни сюды. Где бы вы не находились, вы должны постоянно чувствовать его мысленно рядом с вами.

Друг - это скорая помощь при любых обстоятельствах. Только он вправе понять наше душевное состояние, дать толковый совет и просто помочь выйти из жизненного тупика. Правда, настоящего друга очень тяжело найти. Скорее всего, это не просто находка, а подарок судьбы. Согласно древним китайским предписаниям, дается небесами в поведения, а если человек не умеет себя вести, то и преданного товарища у него не будет.

В нашем мире настоящая дружба - это когда ты постоянно чувствуешь рядом с собой поддержку старого друга. Именно старый друг - это надежная опора. Это проверенный товарищ, который, не смотря на время, по-прежнему остается с тобой, принося радость и дельные советы. Конечно, обзавестись таким товарищем довольно проблематично. Его не купишь за деньги и не получишь в подарок на день рождение. Тем не менее, у многих из нас есть старый друг, которому мы, безусловно, очень рады. С его помощью можно горы свернуть, зная, что за спиной стоит преданный и проверенный годами знакомый.

Гласит: «старый друг лучше новых двух». И это не просто высказывание, это факт, утвержденный жизнью. Рассмотрим следующую ситуацию. Одна девушка по имени Татьяна жила только лишь иллюзиями о настоящей дружбе, не зная ее настоящих признаков. Еще со школьной скамьи с ней рядом была девочка обычной внешности, которую звали Оля. Она всегда была готова прийти на выручку к своей подружке: и списать давала и домашние задания выполняла, и любовные записки красивые писала. Школьные годы закончились. Девочки поступили в разные университеты. Тем не менее, наша «серенькая мышка» никогда не забывала о своей красивой подруге, которая в отличие от нее давно уже выкинула свою школьную помощницу из головы. Татьяна искала и подбирала себе подруг по в кошельке и любовным похождением. Она считала, что именно такие модницы, с которыми у нее полностью совпадают взгляды на жизнь, являются ее друзьями. Прошло несколько лет. Ее старый друг Оля, каждый месяц позванивала Татьяне. Тане это не нравилось, она полагала, что с окончанием школы пришел конец дружбы с Ольгой. Оля была застенчивой девушкой, поэтому старалась не заводить знакомства со сверстницами. Для нее идолом и настоящей подругой все равно оставалась Таня. Но, вскоре случилось несчастье. Татьяне стало плохо, ее положили в больницу. Требовалась пересадка одной почки. Но, кто станет донором? Время ускоряло свой шаг, Таня блекла с каждым днем. К ней в больницу не пришла ни одна из ее подружек. Только Оля, узнав, что Таня в беде, сразу прилетела к ней в палату. Татьяна расплакалась, но Ольга утешала, как могла. Кроме того, Ольга, как старый друг Тани, пожертвовала своей почкой ради подруги. Операция прошла успешно. Вскоре Татьяна вернулась в университет. После такого случая, она поняла, что ее старый друг Ольга - это подарок самой судьбы, от которого просто грешно отказаться. Сколько обид пережила Ольга от Тани, но все равно свою преданность она доказала не на словах, а на деле.

Как видите, старый друг - это человек, который пожертвует ради вас многим. Друзей может быть много, но старый друг лучше новых, и это, безусловно, так. Помните, лучше иметь одного старого друга, нежели много новых товарищей. Вы их не знаете, да и они вас тоже.

Коля и Миша дружили с первого класса. Первого сентября, когда они вошли в свой класс, Коля сел за одну из свободных парт, и тут же к нему подсел Миша. Они не договаривались заранее, просто их потянуло друг к другу. И на протяжении трёх лет их невозможно было представить поодиночке не только в школе, но и после занятий. Выполнив домашнее задание, они снова собирались, то у Коли, то у Миши, и вместе проводили остаток дня: читали книги, играли в шашки, делали что-то по хозяйству, когда об этом просили их родители. Часто выходили играть с дворовыми мальчиками в футбол, в прятки. В общем, время проводили весело и интересно, особенно зимой, когда можно было и на каток сходить, и с гор на лыжах покататься. Они никогда не ссорились. Им было хорошо вдвоём.

И вот они перешли в четвёртый класс. Первого сентября, как обычно, пришли в школу вместе, сели за свою парту и тут же заметили, что в классе появился новенький. На перемене узнали, что его зовут Владиком. Владик оказался активным, общительным мальчиком. В первый же день со всеми познакомился и вёл себя так, как будто и не был новичком, а всегда учился в этом классе. Владик прочитал много книг, интересно рассказывал разные истории, ребята с удовольствием слушали его. Он хорошо играл в шашки – почти всегда выигрывал. Владик ребятам понравился. А Коля был просто без ума от него. И когда Владик пригласил Колю к себе в гости, тот, не задумываясь, согласился. Потом пришёл на другой день, на третий, и, в конце концов, стал каждый день приходить в гости к Владику. Дома Коля всем рассказывал, какой у него появился хороший умный товарищ. На что мама ему однажды сказала: «Не торопись делать выводы, Коля, в народе говорят: «Чтобы узнать друга, надо съесть пуд соли вместе», то есть много времени надо быть вместе. А ещё есть поговорка: «Старый друг лучше новых двух»».

Коля недовольно морщился, когда мама, как он считал, читает ему нотации.

Миша, как и раньше, после обеда приходил к Коле, но, не застав его, шёл к Владику. Коля и Владик обычно играли в шашки. Увлечённые игрой, они подчас просто не замечали прихода Миши. Окончив одну партию, тут же начинали другую. А Миша был «третий лишний». «Что я такого сделал Коле? Почему он не хочет дружить со мной?» – думал Миша и не мог понять.

Как-то во время зимних каникул Миша два дня не появлялся в доме Владика. Когда он не пришёл и на третий день, Коля забеспокоился.

– Что-то Миши не видно», – сказал он Владику.

– Ребята говорят, что он болеет, – спокойно ответил Владик.

– Как болеет? – встрепенулся Коля, – так нужно навестить его!

– Ну, уж нет, – сказал Владик, – а вдруг у него заразная болезнь, можно и заразиться.

Коля подумал, что Владик шутит. Но Владик не шутил. «Миша никогда бы так не поступил», – пронеслось в Колином сознании. Он вспомнил случай, который произошёл два года назад. Съезжая с горы на лыжах, Коля упал и сломал правую руку, на которую потом наложили гипс. Коля долго не мог ничего делать самостоятельно. Его правой рукой был Миша. Товарищ не отходил от него целыми днями, пока не сняли у Коли гипс. Были и другие случаи, когда Миша проявлял преданность в дружбе. «Ведь я мог потерять настоящего друга, – подумал Коля, – и, может быть, уже потерял». Коля сломя голову помчался к Мише.

У Миши дома были мальчики из их класса. Но как он обрадовался, когда увидел Колю!

– Миша, прости меня, – сказал Коля, когда вошёл.

Но Миша ничего не хотел слушать, он был безумно рад видеть своего друга.

С тех пор дружба их стала ещё крепче. А для Коли этот случай был хорошим уроком.