Конспект урока по ОБЖ «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространенным видом транспорта.

Один из первых автомобилей на улице европейского города. Начало XX в.

И днем, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырье для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.

Статистика

    Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся и уровень насыщения автотранспортными средствами к 2020 г. достигнет 550 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый второй житель будет водителем).


Автомобиль - транспортное средство повышенной опасности. Водитель перед пешеходным переходом должен снижать скорость до отметки (например, до 40 км), которая находится на специальном указателе


Дорожно-транспортное происшествие. Юный водитель не справился с вождением мотоцикла на широкой городской трассе, и его теперь ожидает реанимация

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

Внимание!

Необходимо отметить, что относительная опасность автомобиля для человека превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного - в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километ-ров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном - 6, на железнодорожном - 2.

Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

Статистика

    По данным МВД России и МЧС России, в период 2009-2010 гг. в стране наметилась тенденция уменьшения общего количества ДТП (в 2006 г. - 229 140, в 2008 г. - 218 322, в 2010 г. - 199 431), снизилось общее количество погибших в ДТП (в 2003 г. - 35 602 человека, в 2008 г. - 29 936 человек, в 2010 г. - 26 567 человек) и пострадавших в ДТП (в 2006 г. - 285 362 человека, в 2008 г. - 270 833 человека, в 2010 г- 250 635 человек).

    В России на порядок выше, чем в развитых странах, такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших. В 2003 г. он составил 14,5 погибших, в 2008 г. - 10, в 2010 г. - 9,6. Для сравнения: в США - 1,3 погибших на 100 пострадавших, в Германии - 1,8, в Швеции - 3,4, во Франции - 4,1, в Финляндии - 5,2.

По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2008 г. этот показатель составил 56 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населенных пунктах.

Внимание!

Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения - водителей и пешеходов.

Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

Внимание!

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

Целями программы являлись сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов - количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г.

Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

Задачами программы являлись:

  • предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
  • развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
  • сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
  • сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • повышение уровня безопасности транспортных средств и др.

Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД МВД России.


Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности, соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.

В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда человек все более и более становится самостоятельным в своем поведении и поступках.


Это должен знать каждый

Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:

  • постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учетом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;
  • воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;
  • умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации;
  • владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;
  • умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.

Вырабатывать в себе такие качества - задача всех участников дорожного движения, а повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учетом своих возможностей и потребностей.

Вопросы

  1. Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?
  2. Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?
  3. Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?
  4. Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?
  5. Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?

Задание

Прочитав текст параграфа, сформулируйте основные направления в формировании общей культуры по обеспечению безопасности дорожного движения. Свои выводы запишите в дневник безопасности. Рассмотрите несколько примеров из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, тро лейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.

Причины гибели и травматизма людей на дорогах

Специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

превышение скорости;

проезд на красный свет;

вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

не пристегнутый ремень безопасности;

переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом. Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

— неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

— неспособность адекватно оценивать обстановку;

— быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

— преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

— преобладание потребности в движении над осторожностью;

— стремление подражать взрослым;

— недостаток знаний об источниках опасности;

— отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

— переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

— неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.

«Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».

Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.

Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.

Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Памятка родителям

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге. Показывайте ему машины, которых следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машины. Если ребенок заметил это, значит, он обучается на Вашем примере.

Находясь на улице, всегда крепко держите ребенка за руку, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.

Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одним и тем же маршрутом, выберите самое безопасное место для перехода — подземный или регулируемый пешеходный переход. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.

Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.

Если дорога узкая, то следует начинать переход тогда, когда вы сможете перейти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги.

Если вы прошли только половину пути, заметили приближающийся к вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не возвращайтесь обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.

Если дорога широкая, дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда: возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находиться далеко от вас или был не виден.

Не начинайте переход, если вы подошли к светофору, на котором уже горит разрешающий сигнал пешеходам. Помните: сигналы меняются через несколько секунд. Ребенок должен привыкнуть к тому, что переход улицы следует начинать только после того, как на светофоре загорелся зеленый сигнал для пешехода.

Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он так будет поступать и без Вас.

Не переходите, не доходя нескольких метрах до пешеходного перехода, боясь не успеть на «зеленый». Транспорт на этом участке еще движется.

Если на вашем пути расположен светофор с вызывным устройством, научите ребенка правильно обращаться с "кнопкой": после нажатия проходит разное время до включения разрешающего сигнала. Поэтому следует нажать на кнопку и ожидать, пока на пешеходном светофоре появится "зеленый человечек". После этого, убедившись, что транспорт остановился, следует начинать переход.

Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть, и успеют перейти, но ребенок один не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.

Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью малыша. И вы, и он должны идти спокойным шагом.

Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, снежных сугробов, киосков, не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.

В случае отсутствия тротуара или невозможности двигаться по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от вас. Не забывайте держать его за руку.

Следуя по тротуару, пешеходной дорожке, придерживайтесь принципа правостороннего движения (так же, как идут автомобили). Ребенок должен находиться всегда дальше от проезжей части (ближе к середине тротуара). Никогда не ведите ребенка со стороны дороги.

Пресекайте попытки детей устраивать игры возле проезжей части. Отвлечение внимания от окружающей обстановки грозит выбегом на проезжую часть, где, как запомнилось ребенку, несколько секунд назад никого не было.

Вы должны дойти до пешеходного перехода или (в случае его отсутствия вблизи) дождаться, когда транспорт отойдет. В этом случае вы хорошо будете видеть дорогу в обе стороны и сами будете видны водителям. Если вы научите так поступать своего ребенка, то вы сможете быть за него спокойны.

Находясь в ребенком в автомобиле, приучите его садиться только на заднее сиденье. Также поступайте и сами, если Ваш ребенок еще не самостоятелен.

Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сиденьем): небольшое торможение, проезд по неровной дороге может привести к травмам.

Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги. В транспорт ребенок садится первым.

Если после выхода из автомобиля, автобуса или другого транспортного средства вам необходимо перейти через дорогу, то помните: опасно обходить стоящий транспорт, в т.ч. и легковой, с любой стороны.

Памятка детям

· из подъезда, ворот дома, территории школы выходи спокойно, не беги — рядом могут быть машины;

· иди по тротуару или обочине, держись как можно дальше от проезжей части;

· если на пути стоит группа людей, обойди их, не выходя на проезжую часть;

· если нет тротуара или обочины, иди по краю проезжей части навстречу транспорту;

· подойдя к проезжей части, остановись;

· переходи по пешеходному переходу, обозначенному знаками или разметкой "зебра";

· выбирая место перехода, помни: дорога должна просматриваться во все стороны;

· не выходи на проезжую часть, когда обзору мешает препятствие — стоящая у тротуара машина, построенное близко здание, растущие кусты, а зимой — сугробы;

· обходить стоящие на остановке автобус, трамвай, троллейбус нельзя;

· при переходе дороги, двигайся прямо, не меняй направления движения;

· не останавливайся на середине дороги, рассчитывай время перехода;

· не стой за машиной, которая припарковывается или отъезжает с места стоянки;

· используй светоотражающие значки и наклейки на одежду и портфель (сумку, ранец, рюкзак);

1.2 Механизм травм при ДТП

Широкое распространение механических транспортных средств во второй половине ХХ в. привело к резкому увеличению транспортной травмы. К транспортным травмам относят механические повреждения, причиняемые частями транспорта во время его движения, а также повреждения, возникающие при падении с движущегося транспорта.

В зависимости от вида транспорта, причинившего повреждения, транспортную травму делят на:

Автомобильную,

Мотоциклетную,

Железнодорожную,

Тракторную,

Авиационную,

Травматизм на водном транспорте.

По числу жертв автотравма занимает первое место среди других транспортных травм, а в летнее время в некоторых сельских местностях на второе место выдвигается мотоциклетная травма.

Автомобильная травма

Автомобиль появился в 1893 г. Статистика автотравмы начинается с 1895 г., когда в Англии было всего 4 экипажа, 2 из них ухитрились столкнуться, и оба водителя получили ранения.

Первый наезд на пешехода также произошел в Англии, было это 17 августа 1896 г., при этом автомобиль двигался со скоростью 6 км/час. В том же году произошли еще два смертельных случая, связанных с движением «самоходных экипажей».

К началу ХХ века в мире уже насчитывалось около 6 тыс. автомашин, сегодня их 320 млн., а к 2010 г. будет 520 млн. В мировом транспорте в настоящее время занято 60 млн. человек.

Ежегодно от автоаварий погибают более 250 тыс. человек и получают ранения 7 млн. человек. В США каждые 15 мин. происходит автотравма со смертельным исходом.

По данным ВОЗ, показатель смертности от автоаварий для молодой части населения – до 40 лет – является одним из основных наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими, инфекционными и туберкулезом. Так, в США, ФРГ, Франции, Англии смертность от автотравмы молодых людей в 3 раза превышает смертность от инфаркта, рака, туберкулеза, инфекционных заболеваний вместе взятых.

Автомобильная травма – один из немногих видов травматизма, при котором встречается наибольшее количество самых разнообразных повреждений во всех областях тела, в которых очень трудно разобраться без наличия соответствующих знаний. Для эффективного оказания доврачебной помощи пострадавшим от автотравмы, необходимо подробно знакомиться с механизмом образования повреждений и их классификацией.

В настоящее время общепринятой классификацией автотравмы является ее деление на следующие виды:

1. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (наезд);

2. Травма от переезда колесом автомобиля;

3. Травма от выпадения из движущегося автомобиля;

4. Травма внутри (в кабине, в салоне) автомашины;

5. Травма от сдавления между автомобилем и другими предметами;

6. Комбинирование видов автотравмы.

Несмотря на то, что автотранспортные происшествия очень скоротечны, каждый случай автотравмы протекает циклично и состоит из нескольких, следующих друг за другом коротких фаз. Каждой фазе травмы соответствует определенный механизм образования телесных повреждений.

При автотранспортной травме телесные повреждения могут возникать от удара и сотрясения тела, от сдавления, растяжения или трения. Однако при различных видах автотравмы механизмы образования повреждений могут комбинироваться по-разному.

Все повреждения, наблюдаемые при автотравмах, принято делить на 3 группы:

1) повреждения специфичные и характерные для автотравмы;

2) повреждения не характерные для автотравмы;

3) симулирующие повреждения.

1) Наезд

Столкновение автомашины с человеком занимает до 60 % от общего числа автотравм. Наезд автомашины нередко происходит по вине самих пешеходов, из-за невнимательности, несоблюдения правил дорожного движения.

Американские ученые проводили эксперименты по проверке быстроты реакции на опасность попадания под машину у различных живых существ (в том числе и человека) и по степени предусмотрительности при переходе через улицу. На первое место по предусмотрительности вышел гусь, который почти никогда не гибнет под колесами транспорта. За ним следовали свинья и кошка. Курица и собака идут на равных, а человек занял последнее место.

Основными фазами наезда являются:

1) удар частями автомашины по телу;

2) падение тела на автомобиль;

3) отбрасывание тела и падение его на грунт;

4) скольжение по грунту.

В большинстве случаев наезд происходит частями передней поверхности автомобиля: бампером, облицовкой радиатора, передним краем капота, фарой, крылом.

В момент удара соприкасающиеся части автомобиля и человека взаимно повреждаются. На машине возникают царапины, вмятины капота, облицовки радиатора, разбиваются стекла фар и подфарников и т.д., а на теле человека и его одежде образуются контактные повреждения, расположенные обычно на высоте ударяющей части машины.

Первоначальный удар легковой машиной, как правило, наносится на уровне голеней ниже центра тяжести человека, в результате чего пострадавший падает на машину и получает повреждения грудной клетки и головы от вторичного удара при падении на капот.

Грузовой автомобиль, автобус или троллейбус наносят удар на уровне или даже выше центра тяжести тела, поэтому выпадает вторая фаза, т.е. нет падения на капот.

К характерным для наезда повреждениям относятся: переломы костей нижних конечностей в виде поперечно-оскольчатого перелома, причем крупный ромбовидный (треугольный) отломок располагается на стороне удара бампером.

Повреждения фарой и ее ободком, которые обычно располагаются на бедрах или в области таза и имеют вид кровоподтеков округлой или дугообразной формы, полностью или частично отражающих форму и размеры этих частей машин. Примерно на таком же уровне образуются обширные повреждения от удара крылом или верхним краем капота. На теле пострадавшего можно обнаружить повреждения в области грудной клетки, а также на голове в виде ссадин, кровоподтеков, ран и переломов вследствие вторичного удара о капот.

Повреждения, образующиеся при отбрасывании тела пострадавшего, его падения и скольжения по дорожному покрытию представлены в виде ссадин и ушибленных ран на противоположных поверхностях тела. Следы от скольжения тела по грунту имеют вид обширных осаднений, на фоне которых хорошо заметны более глубокие параллельные царапины, переходящие в поверхностные полосовидные раны. Эти повреждения нередко загрязнены внедрившимися частицами дорожного покрытия.

Характер этих осаднений позволяет судить о направлении движения тела по плоскости. Так, на одежде потерпевших образуются повреждения и загрязнения, повторяющие контуры ударяющей части автомашины, а на подошвах обуви возникают так называемые следы скольжения, направление которых прямо противоположно направлению удара.

Для наезда характерна односторонность основных повреждений на теле и несоответствие характера наружных (незначительных, ограниченных) повреждений характеру внутренних (обширных и тяжелых) повреждений.

2) Переезд

Переезд колесом автомобиля через тело человека как самостоятельный вид автотравмы встречается относительно редко (14 – 15% от всех автотравм). Чаще переезд комбинируется с другими видами автотравмы (наезд, выпадение).

Обычно переезды совершаются грузовыми автомобилями (до 90% всех переездов), так как диаметр колес и высота расположения днища машины намного больше, чем у легковых. Конструктивные особенности легковых автомобилей (низкая подвеска и небольшой дорожный просвет) препятствуют полному переезду, поэтому тело жертвы иногда сдавливается между нижней поверхностью передней части машины и полотном дороги, протаскивается в таком положении на некоторое расстояние.

Основными фазами переезда являются:

1) соприкосновение колес с телом;

2) толкание, иногда переворачивание тела колесом;

3) въезд колеса на тело;

4) перекатывание колеса через тело;

5) волочение тела.

Основным механизмом возникновения повреждений при переезде тела является сдавливание тела жертвы между движущимся колесом и дорогой. Как правило, переезд сопровождается образованием тяжелых множественных двусторонних повреждений в той части тела, через которую переехало колесо машины.

К характерным и специфичным для переезда повреждениям относятся отпечатки рисунка протектора колеса, которые можно обнаружить как на теле, так и на одежде. Эти отпечатки могут быть позитивными и негативными. Позитивные отпечатки, отображающие выпуклые части протектора, имеют вид грязевых отложений или ссадин. Негативные отпечатки, повторяющие рисунок углублений протектора, выявляются в виде кровоподтеков и в единичных случаях могут иметь вид также грязевых наложений.

Обнаружение отпечатка рисунка протектора имеет большое судебно-медицинское значение, так как позволяет решить ряд важных экспертных вопросов: наличие и вид автотравмы, положение тела жертвы в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр автомашины.

Повреждения, возникающие в момент въезда колеса на тело:

Отслойка кожи с образованием полостей, заполненных кровью;

Деформация (сплющивание) головы с перемещением головного мозга;

Множественные двусторонние переломы ребер по трем линиям (среднеключичная, среднеподмышечная, лопаточная: размозжение, отрыв и смещение органов грудной полости);

Отпечатки на коже груди и живота фигурных частей внутренней одежды (майка-сетка, кружева белья, пуговицы);

Разрывы, размозжение, отрывы и смещение органов брюшной полости в направлении движения автомобиля.

3) Выпадение из движущегося автомобиля

Выпадение из движущегося автомобиля наблюдается чаще в сельской местности, где нередко перевозка людей производится в обычных грузовых машинах. В большинстве случаев выпадения происходят из кузова и реже из кабины автомобиля.

В зависимости от положения пассажира в кузове и характера движения машины (крутой поворот, резкое торможение или внезапное ускорение движения) падение может происходить в разных направлениях: в сторону, вперед по ходу движения машины или назад через задний борт.

Основным механизмом образования повреждений при этом является удар о покрытие дороги и сотрясение тела. Повреждения от выпадения из кузова аналогичны повреждениям при падении с большой высоты. Чаще всего пострадавший ударяется о дорожное покрытие головой, так как во время падения его ноги задерживаются бортом кузова, а голова и туловище наклоняются вниз.

4) Повреждения в кабине автомобиля

Повреждения в кабине автомобиля обычно происходят при столкновении движущихся с большой скоростью машин друг с другом или с каким-либо неподвижным предметом, либо при переворачивании автомобилей, их падении. Однако тяжелые повреждения в кабине могут возникать также при резком ускорении движения или резком торможении.

При резком торможении автомашины, движущейся со скоростью 60 км/час., развиваются значительные перегрузки вследствие чего вес внутренних органов увеличивается в 17 раз. Поэтому при некоторых заболеваниях, например гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, может наступить разрыв сосудов головного мозга, остановка сердца водителя, что способно приводить к катастрофам.

Водители и пассажиры при этом виде травмы нередко получают разные по тяжести повреждения. Установлено, что пассажиры переднего сидения (так называемое «кресло смертника») погибают в 7 раз чаще водителей и в 5 раз чаще пассажиров заднего сидения. Это объясняется тем, что водитель во время управления плотно фиксирует свое тело, раньше пассажиров замечая аварийную ситуацию.

В возникновении повреждений в кабине машины большое значение имеет величина скорости. Подсчитано, что при скорости машины 50 км/час сила отбрасывания тела равна силе падения с 10-ти метровой высоты, при скорости 80 км/час – с 28-ми метровой высоты, при скорости 120 км/час – с высоты 57 м.

Экспериментальное изучение травмы водителей и пассажиров на манекенах и биоманекенах показало, что в момент любого столкновения они выталкиваются вперед и вверх и ударяются нижними конечностями в щиток приборов управления, головой – в потолок кабины или в ветровое стекло.

Кроме того, грудь и живот водителя ударяются о рулевое колесо. Следовательно, основным механизмом образования повреждений при этом виде травмы является удар о внутренние части автомобиля и сотрясение тела.

Травмы в кабине чаще всего сопровождаются повреждением головы и нижних конечностей. От удара о приборный щиток, раму ветрового стекла и другие детали кабины на лице образуются обширные ушибленные рваные раны, сопровождающиеся осколочными и продольными переломами костей лицевого и мозгового черепа с повреждением головного мозга.

Удар о ветровое стекло или стекло дверцы ведет к образованию на голове, лице, шее и кистях рук множественных резаных ранок, в глубине которых обнаруживаются осколки стекол.

На передней поверхности грудной клетки водителя нередко выделяются кровоподтеки, ссадины дугообразной формы, переломы грудины и ребер вследствие удара о рулевое колесо, а также разрывы между первыми и вторыми пальцами кистей, вывихи и переломы костей кисти.

Очень характерными являются повреждения от удара о щиток управления, когда на передней поверхности коленного сустава появляются ссадины, ушибленные раны, переломы надколенника, а на отдалении – непрямые повреждения: переломы бедренной кости, задние вывихи бедра, переломы таза в области вертлужной впадины и т.д.


При резком изменении скорости движения автомобиля (например, при наезде на автомобиль другим автомобилем сзади или после внезапной остановки автомобиля при его столкновении с препятствием) у пассажиров и реже у водителей, особенно при отсутствии подголовников, возникают характерные повреждения шейного отдела позвоночника – так называемое «катапультное повреждение», или «хлыстообразные переломы».

Они образуются в тех случаях, когда тело пассажира (или водителя) отбрасывается на спинку сидения, не имеющего подголовника, при этом шейный отдел позвоночника подвергается чрезмерному разгибанию кзади в результате «хлыстообразного» запрокидывания головы. Это ведет к разрыву связок и межпозвоночного диска, перелому отростков, иногда и тел позвонков.

Резкое замедление скорости движения вызывает чрезмерное сгибание в шейном и верхнем грудном отделах позвоночника в результате быстрого движения головой вперед, что также приводит к повреждению позвоночного столба, более выраженному по его задней поверхности. «Катапультное повреждение» шеи особенно часто возникает при применении привязных ремней.

При ударе под прямым или близким к прямому углом в боковую часть автомобиля другим транспортным средством, равно как и при боковом ударе автомобилем о какой-либо неподвижный массивный предмет, наиболее страдают люди, находившиеся в машине на стороне удара.

Голова потерпевшего, его грудная клетка в силу инерции резко смещаются в ту сторону, с которой нанесен удар, взаимодействуют с боковым стеклом, стойкой бокового стекла, иногда с внедрившимися в кабину (салон) частями врезавшегося автомобиля или иными внедрившимися предметами, что обычно приводит к той или иной травме головы.

Ремни безопасности, рассчитанные на лобовое столкновение, при боковом столкновении не играют предназначенной им роли, не удерживают жертву катастрофы от выдвижения головы, иногда руки наружу через проем сломанного или открытого бокового окна. Высунутые наружу части тела при столкновении, как правило, подвергаются тяжелым травмам.

Кроме того, повышенному риску травмирования подвергаются тазобедренная область и соответствующая половина грудной клетки. Кроме того, при боковом или заднем столкновении есть большая опасность повреждения бензобака поврежденной легковой автомашины с возгоранием горючего.

5) Опрокидывание автомобиля

Опрокидывание автомобиля может наблюдаться как самостоятельный вид автокатастрофы, например, при поворотах на большой скорости, при столкновениях колес с низким препятствием во время заноса, при съезде с дорожного полотна под уклон. Способствует опрокидыванию грузового автомобиля его перегруз в высоту, что приводит к легкому смещению центра тяжести при поворотах. Опрокидываться автомобиль может, и после столкновения с другим автомобилем или с препятствием.

Повреждения при опрокидываниях весьма индивидуальны, многое зависит от характера происшествия, типа и марки автомобиля, степени защиты водителя и пассажиров.

Имеется большая вероятность травмы позвоночника и головы. Иногда пассажиры силой инерции выбрасываются из окон салона. Описаны случаи придавливания автомобилем выпавших из кузова пассажиров.

Специфичных повреждений при опрокидывании автомобиля у жертв катастрофы нет. Обычно повреждения представляют собой комбинацию повреждений, которые могут образоваться при вышеуказанных видах автомобильной травмы.

1.3 Система безопасности автомобиля.

Система безопасности автомобиля – это комплексное понятие, включающее в себя два раздела - активная (первичная) и пассивная (вторичная) безопасность.

Современные транспортные средства комплектуются как системами пассивной, так и системами активной защиты пассажиров во время столкновения. Назначение активной безопасности состоит в предотвращении ДТП, тогда как назначение пассивной безопасности в том, что чтобы свести к минимуму тяжесть последствий уже свершившегося ДТП для сидящих в автомобиле и пешеходов.

Пассивная безопасность автомобиля – комплекс технических решений его конструкции, уменьшающих тяжесть последствий аварии для человека. Она подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя достигается исключением на внешней поверхности кузова острых углов, выступающих ручек и т.д.

Основы защиты людей – зоны кузова, деформирующиеся при ударе и поглощающие его энергию (зоны смятия), силовые конструкции, обеспечивающие безопасное свободное пространство вокруг водителя и пассажиров, травмобезопасные (мягкие, без острых углов, ребер, кромок и т.п.) детали интерьера автомобиля.

Активная система безоп асности - различные системы защиты водителя и пассажиров, которые во время аварии удерживают человека на месте, чтобы, бесконтрольно перемещаясь по салону, водитель и пассажиры не травмировались друг о друга или о детали кузова и интерьера.

Система безопасности состоит из:

1. электронной системы управления;

2. системы ремней безопасности;

3. модулей подушек безопасности;

4. автоматической системы защиты при опрокидывании.

Ремни безопасности

К основным элементам активной безопасности внутри автомобиля в настоящее время относятся привязные ремни и надувные подушки безопасности, которые призваны защищать водителя и пассажиров, в момент столкновения автомобиля с препятствием.

В практике обычно приходится сталкиваться с поясными и плечевыми (диагональными) ремнями безопасности, но в последнее время все более широко применяются и трехточечные ремни.

Использование ремней безопасности почти полностью исключает возникновение смертельных повреждений у водителей и пассажиров при скорости движения до 60 км в час и снижает число смертельных повреждений примерно наполовину при более высоких скоростях.

Использование плечевого ремня снижает показатели смертности водителя и пассажиров до 45%. Ограничители давления на пассажира, находящиеся в инерционной катушке ремня безопасности, поглощают приблизительно 60% силы удара, направленного на область груди и плеч. Ремни не только предохраняют пострадавших от ударов о детали салона автомобиля, но и препятствуют выбрасыванию тел из него, что очень опасно, так как 75% вылетевших жертв погибает.

При правильном положении ремень должен охватывать туловище на уровне таза и касаться нижним краем бедер. В таком случае при аварии сила прикладывается к костям таза, не позволяя телу проскользнуть под ремень; в противном случае, передаваемая на живот энергия, может привести к тяжелым последствиям.

Плечевой ремень должен прилегать к плечу и проходить через грудную клетку выше живота. Однако даже при правильном использовании ремней, они сами могут причинить повреждения, тяжесть которых зависит от скорости движения автомобиля. К тому же, при резкой остановке автомобиля, прежде двигавшегося с большой скоростью, тело человека может смещаться не только вперед и вверх, но и вниз, вдавливаясь в сиденье («эффект субмарины»), что приводит к передислокации ремней несколько вверх. Это представляет реальную опасность. Так, поясной ремень, сместившись при столкновении выше уровня тазовых костей, при резком сгибании тела приводит к опасной для жизни травме органов брюшной полости, поясничного отдела позвоночника, вплоть до его переломов.

Плечевой ремень способен ломать ребра, грудину, повреждать лежащие за ним органы (печень, селезенку, почку), а при смещении – травмировать шею, гортань.

Сдавливание кожи ремнем безопасности приводит к возникновению обильных, полосовидно идущих по ходу ремня внутрикожных точечных кровоизлияний (слева направо у водителей и справа налево у пассажиров). Опасность возрастает при перекручивании ремня и неплотном его прилегании к телу.

Подушки безопасности

Воздушные подушки безопасности не заменяют ремни, а лишь являются дополнительным защитным средством при их использовании. Однако подушки безопасности не всегда бывают эффективными, в некоторых случаях они смертельно опасны.

При столкновении происходит своего рода «выстрел» подушкой, которая мгновенно заполняется сжатым воздухом, мчась навстречу грудной клетке и к лицу водителя или пассажира со скоростью 300 км/час. Это и обуславливает ее травматическое воздействие.

Опасность получить травму при разворачивании подушки повышается при нахождении головы человека рядом с местом хранения подушки. Выброс подушки оставляет следы травматического воздействия в виде ссадин на подбородке, шее, передней поверхности грудной клетки.

Возможны травма шеи со смещением и даже переломами шейных позвонков, переломы основания черепа, повреждения внутренних органов груди и живота.

Обычно страдают пассажиры переднего сиденья или водители низкого роста, а также дети до 13 лет, особенно, если в поездке ребенок мал и находится на коленях или руках пассажира переднего сиденья.

Опасность усугубляется эффектом «подныривания» под подушку, а также, если на лице водителя или пассажира имеются очки, если у них во рту или в руках находятся какие-либо предметы.

В настоящее время разработаны более оптимальные системы защиты, например, исключающая «подныривание» подушка, а также двухпороговая подушка безопасности, которая ведет себя по-разному в трех различных ситуациях столкновений:

1. Столкновение на малой скорости со слабым ударом:

Если водитель пристегнут ремнем безопасности и попадает в аварию при малой скорости, преднатяжители натягивают ремень безопасности, при этом подушка безопасности не активируется. Однако если водитель не пристегнут ремнем, подушка безопасности раскрывается только на 70% для более мягкой фиксации.

2. Столкновение на средней скорости с ударом средней силы:

Если водитель пристегнут ремнем безопасности, срабатывают как преднатяжитель ремня, так и подушка безопасности. Последняя надувается также только на 70%. При отсутствии пристежки ремнем, подушка безопасности надувается полностью, что обеспечивает эффективную защиту.

3. Столкновение на высокой скорости с сильным ударом:

Срабатывает преднатяжитель ремня и подушка безопасности надувается полностью.

Обеспечение безопасности детей в возрасте до 3-х лет достигается применением специальных детских сидений, устанавливаемых против направления движения, т.е. ребенок должен сидеть в таком кресле лицом назад. Разработаны детские сиденья и для детей более старшего возраста. Если детское кресло устанавливается на переднем сиденье, то подушка безопасности для пассажира переднего сиденья должна быть заблокирована. Детские сиденья, устанавливаемые в направлении движения, не могут обеспечить достаточного уровня защиты.

Документ

Должны пройти инструктаж по охране труда и методам оказания первой помощи . 5.5.5. Состав бригады... ; состояние тросов и блоков ; надежность крепления основных узлов... - покраснение лица , головокружение, обморок. Меры первой помощи : пострадавшего надо...