План конспект урока история возникновения кукол. Конспект урока по технологии и презентация "Народная кукла Навыхвалку" план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему. II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний

Конспект

совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы из цикла занятий проекта «Мир кукол»:

по теме «Путешествие в мир кукол»

(воспитатель ИЗО Анисимова Марина Александровна)

Цель:

Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы. Задачи:

Обучающие

Научить основным технологическим приемам изготовления народной куклы;

Закрепить полученные знания и умения на практике.

Развивающие

Формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол;

Развивать креативное мышление

Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

Расширять словарный запас: коллекционная, театральная куклы, «зернушка», «травница», «пеленашка».

Воспитательные

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани;

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Методы и приемы

информационно – рецептивный

словесный

наглядный

рассматривание, образец воспитателя

беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.

сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детьми.

Материалы : ноутбук, видео «сказочной бабушки», магнитофон, схемы –слайды последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционная, интерактивная, сенсорная, образцы тряпичных кукол (зернушка, травница, пеленашка).

Раздаточный материал

Ткань х/б белого цвета 20 x 20 (для туловища)

Ткань х/б разноцветная с крупным рисунком (для грудок)

Ткань треугольной формы цветная для косынки

Ножницы, вата, розовые шерстяные нитки, ножницы.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Мне подсказали, что здесь дружные добрые и отзывчивые дети. И мне захотелось познакомиться с вами. А этот чудесный мешочек поможет нам.

Меня зовут Марина Александровна (передаем мешочек по кругу, дети по очереди называют с в ои имена )

– (нажимаю на мешочек раздается смех ) Сколько наших добрых улыбок собралось в этом мешочке.

- (раздается аудиозапись ). Дорогие дети и уважаемые взрослые приглашаем Вас посетить необычную выставку кукол.

Давайте посетим и полюбуемся разнообразием кукол.

А у кукол этих чудных не бывает выходных

Ведь они все ждут на полках посетителей своих.

Как много разных кукол и у каждой своя история.

Эти куклы коллекционные, у них добрые выразительные глаза, милые улыбки – этими куклами любуются и украшают свои дома.

(фарфоровая кукла)

Эта кукла не просто игрушка

Это и дочка для вас и подружка

Даже вопрос ей можно задать

Песенку спеть и стихи рассказать.

(интерактивная кукла )

Кукла клоун с работой справляется

Согласно сценарию роль исполняется.

Она умеет двигаться… (кукла-клоун-марионетка)

– С этим персонажем сказки вы наверно все знакомы, кто это? Это тоже кукла, только она необычная. Давайте хлопнем в ладоши. ( кукла электронная –Баба Яга - смеётся )

Оглянитесь все вокруг вот компьютер – верный друг

Он наверно нам поможет, окунуться в сказку сможем.

(нажимаю на мышку появляется фрагмент к сказке )

(Говорит бабушка с экрана компьютера )

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нем необычные куклы В старину на Руси кукол делали для разных случаев. таких кукол не купишь в магазинах, сделаны они своими руками откройте и посмотрите.

- Спасибо тебе бабушка. (открываю сунду чо к).

Как много кукол Я расскажу о некоторых из них. Названия кукол были очень просты и наивны.

Вот Кукла – зернушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.

А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.

Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.

А сейчас поиграем : (физ.минутка )

Бабушка Танюшке куклу подарила

Глазки голубые и румянец милый

Светлая головка, маленькие ножки

Платье кружевное, красные сапожки

Жил с Танюшкою вместе котик полосатый

Он качал ей люльку лапочкой мохнатой.

Хотите попробовать сами смастерить вот такую куклу?(показываю образец куклы ). Эта кукла – подружка. С ней можно поиграть, её можно подарить, её можно рассказывать свои секреты, а когда укладывались детки с ней спать мама пела песенку: «Сонница – бессонница не играй с моим деткой, а играй с этой куколкой».

Садитесь за столы, открывайте свои сундучки, а поможет нам в этом компьютер. (включаю презентацию, дети самостоятельно выполняют работу)

Давайте полюбуемся на ваших куколок. В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

Сегодня Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Какой прямо сейчас хочется поиграть? Какую куклу хочется подарить лучшему другу? А какую, хочется взять с собой в кроватку?

Какие куклы Вам запомнились?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие буклеты с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол.

Пестрых Лидия
Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка»

Конспект занятия

«Тряпичная кукла Закрутка »

Воспитатель Лидия Александровна Пестрых

Тема : Тряпичная кукла Закрутка

Цель. Извлечение красоты из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом , проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла .

3. Закрепление удетей трудовых навыков : складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Пополнить словарный запас детей : ремесло, технология.

Материалы.

Коляска с куклой . Набор тряпичных кукол , презентация «Тряпичная кукла »

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

Аудиозапись спокойной музыки

Предварительная работа :

Беседа с детьми о русских народных игрушках.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.

Дети : Здравствуйте.

Дети садятся на стулья в игровой зоне.

Сюрпризный момент : Воспитатель приходит с коляской,успокаивая сидящую в ней куклу Машу , и говорит ей : «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»

Но моя куколка грустит : не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей .

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Воспитатель, обращаясь, детям говорит : Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.

Дети : да

Воспитатель : Сейчас Вам расскажу о куколке. Посмотрите на экран (на экране презентация «История тряпичной куклы » .

Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.

Воспитатель : Кто играл с тряпичной куклой ?

Дети : Наши бабушки.

Воспитатель : Кто мастерил эти куклы ?

Дети : Их бабушки.

Воспитатель : Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья» . Я приглашаю вас с страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?

Дети : Да мы согласны.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка » . Но обязательно будем соблюдать «технологию» . Сейчас я вам буду показывать.

Воспитатель показывает и комментирует.

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива .

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание . Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Воспитатель : А, сейчас давайте все отложим в сторонку.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель : Дети, возьмите в руки остаток ваты и покатайте его в ладонях, а глазками посмотрим в потолок, в пол, на окно, на дверь. Повторяем два раза.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова .

Физминутка : «Матрешки»

Хлопают в ладошки

(хлопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки.

(повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки,

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.

(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные,

(наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные.

(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых

(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.

(хлопок по парте, повторить еще раз)

А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Сделаем кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе. Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри. Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Кукла просто загляденье ,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель : Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.

Воспитатель : (подкатывает Машу, они поочередно показывают ей свою куклу ) Как тебе, подружки? Как тебе игрушки?

Воспитатель от имени Маши : Хороши то как, милы то как. Добренькие!

Воспитатель : Они всегда будут добрыми? Почему?

Дети : Да. Всегда. Они сделаны с любовью.

Воспитатель : Наши куклы и Маша еще маленькие?

Дети : Маленькие.

Воспитатель : А, маленькие детки много спят?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда и нашим куклам- Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились. (Все встают в кружок)

Споем им колыбельную песенку :

Баю-баю-баю-баю

Не ложись, дитя, на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок,

Схватит детку за бочок,

Схватит детку за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.

Воспитатель : Пока наши куклы спят мы вспомним чему сегодня научились? В нашей мастерской?

Дети : Делать куклы .

Воспитатель : Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.

Публикации по теме:

«Тряпичная кукла - народная игрушка: изготовим вместе с ребёнком». Методические рекомендации В семье и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у.

Чувашская тряпичная кукла История чувашской народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего.

Досуг «Кукла из бабушкиного сундука» (конспект к проекту «От куда к нам кукла пришла») Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ:.

По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Конспект занятия.

Тема: Русская тряпичная кукла (кукла - закрутка).

Цель: Создание условий для приобщения детей к народному искусству, через изготовление кукол- закруток.

Задачи:

1) познакомить детей с историей развития русской тряпичной куклы;

2) познакомить учащихся с технологией

изготовления куклы-закрутки;

3) научить технике выполнения куклы- закрутки;

4) воспитывать любовь к древним видам

искусств, развивать эстетический вкус и творческие

способности учащихся.

Для учителя: нитки, кусочки ткани, раздаточный материал (инструкционная карта), готовые образцы изделия, ножницы, вата.

Для детей: нитки, кусочки ткани, раздаточный материал (инструкционная карта), ножницы, вата.

Организационный момент;

Вступительная беседа;

Основная часть:

Инструктаж по технике безопасности

Физминутка

Самостоятельная работа;

Подведение итогов.

Ход занятия.

Здравствуйте, сегодня на занятии мы поговорим с вами об обрядовых куклах-закрутках. Поэтому цель нашего занятия: узнать историю куклы-закрутки и познакомиться с технологией её изготовления.

Может кто-нибудь знает историю возникновения куклы-закрутки?

Никогда так не оживал старый лоскут, как в кукле. И не в той кукле, которую мама принесла из магазина, а в той, что сделала сама. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета - когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

У каждого народа кукла имела свое значение. В русской деревне в начале ХХ века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку, так как в нее

Могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Изготовление кукол доставляет огромную радость, особенно тогда, когда мама и дочка работают вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

И сегодня мы с вами сделаем три куклы-закрутки это:

Кукла Кувадка

Кукла - « Бессонница»

Кукла «Малышок - голышок»

Для начала мы повторим с вами правила техники безопасности.

Давайте каждый из вас скажет по одному правилу, кто начнёт?

Молодцы, а сейчас приступаем к работе, у вас на столах лежат инструкционные карты, на которых показана поэтапность выполнения куклы-закрутки, так же на столах у вас лежат кусочки ткани нитки и ножницы

Начнем мы с куклы Кувадки. Давайте посмотрим технологию её изготовления.

Последовательность изготовления куклы Кувадки.

i

1. Лоскут ткани (10 х 15 см.) скрутить по длинной стороне, перевязать веревочкой по середине.

2. Перекрученный лоскут по середине перегнуть пополам, сформировать головку. Отступить от сгиба примерно 2 см., стянуть несколькими плотными витками нитью. Концы связать узлом.

3. Из лоскута другого цвета (6x6 см.) сделать такую же скрутку, перевязав по середине (заготовка для рук).

4. Сформировать кисти рук, перевязав скрутку с обеих сторон, отступив от краев по 1 см.

5. Уложить вторую скрутку (ручки) между концами первой (тулово) скрутки, плотно прижав к узлу.

6. Закрепить вторую скрутку плотными витками и узлом.

7. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправить в пышное платье.

Всем понятно как делать?

Кукла Кувадка.

В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца. Обычно рожала женщина в бане, чтобы не приводить нечистую силу в избу.

Мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «Кувада».

В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. После родов во время обряда очищения от скверны с помощью купания в проруби и освященной воды, куклы сжигали.

Такие куклы «Кувадки» позднее стали выполнять из ярких лоскутов ткани, перевязывая цветными нитками. Соединенные вместе несколько куколок, ярких и веселых, заменяли погремушки. Чтобы куклы стали, оберегом берется только нечетное их количество (3-5 шт.).

Все справились с работой?

А теперь немного разомнёмся и проведем физминутку.

«Жаворонок»

текст

Описание движений

В небе жаворонок пел,

Дети выполняют маховые движения руками

Колокольчиком звенел.

Вращают кистями поднятых рук

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз

Тот кто песенку найдет,

Дети приседают, руками обхватывают колени

Будет весел целый год.

Стоя, дети весело хлопают в ладоши.

Молодцы, а теперь за работу. Сейчас начинам делать куклу - « Бессонницу».

Последовательность изготовления куклы - «Бессонницы»

1. Лоскут ткани (30 х 30) перегнуть пополам. На двух концах завязать узлы, сформировать, таким образом кулачки.

2. Вовнутрь к сгибу вложить комок ваты. Сформировать головку, перекрутив лоскут ткани по часовой стрелке вокруг комка ваты.

3. Закрыть головку нижним передним концом, завязав вокруг шеи узел.

4. Положить заготовку и ручек на прямоугольный лоскут ткани (25 х 30).

5. Перекинуть верхний правый угол лоскута ткани через левое плечо, за спину и вперед.

6. Аналогично перекинуть левый угол, перекрестив его на спине с правым, завести вперед и связать узлом с правым углом

Кукла - «Бессоница».

Куклу «Бессоницу» делали, чтобы отпугнуть злых духов, успокоить плачущего малыша. Куколку укладывали в колыбельку, приговаривая: «Сонница бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с куколкой». Изготавливали такую куколку без ниток, только с помощью узлов, без нижних деталей и креплений. Простота и быстрота изготовления указывают на очень древнее происхождение этой куклы

Кто закончил, начинайте делать куклу «Малышок - голышок».

Последовательность изготовления.

1. В центре прямоугольного лоскута ткани (20 х 25) светлых тонов, поместить набивку для головы куклы (вата и т.п.) перегнув лоскут ткани по диагонали.

2. Сформировать голову, перевязать нитками в области шеи.

3. Из излишков ткани по бокам сформировать ручки, подогнув во внутрь уголки, перевязав крест - накрест нитками в цвет ткани.

4. Перевязать куколку посередине туловище пояском.

5. Сформировать ножки, скрутить нижние концы лоскута ткани и обмотав нитками в цвет ткани

Кукла «Малышок - голышок».

(Игровая тряпичная кукла).

Отличительной особенностью техники ее изготовления является то, что ткань внизу не оставляется единым «подолом», а разделяется на две части, из которых формируются ножки. Эту куклу обязательно подпоясывали, так как пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом (который повязывали на голое тело, пояс - тельник). Кукла «Малышок - голышок» изображающая мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Молодцы вы все хорошо поработали! У каждого получился свой оберёг.

А теперь давайте займемся уборкой рабочего мест

Спасибо за занятие!

До свидания!

Куклы-закрутки

Закрутка — это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы — дело вкуса хозяйки!

Последовательность выполнения работы:

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:
1 из однотонной ткани,
3 штуки из разноцветной ткани,
1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).
Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной тканиэто грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Кукла готова!

Столбушка

Береза — одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Исследователи описывают много игр деревенской молодежи, которые называли Столбушками. В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством. В основе Владимирской Столбушки — кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской — плотно скрученная столбиком грубая ткань.

Тряпичная кукла-закрутка

Простую тряпичную куклу-«закрутку» можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

Основание куклы — свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка.

Накрыв заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.

Ручки-рукава получатся, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии. Получится кофточка.

Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, затем свисающие концы разрезать на три ленты и заплести в косу. Прическу на голове можно закрепить ленточкой-повязкой.

Нарядить куклу можно по-разному — в в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине — получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и пр.).

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы — все, что подскажет ваша фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности — это особенно интересно!

Принципы изготовления народной игрушки — лоскутной куклы:

Использовать простейшие конструкции кукол.
Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
Строго следить за правилами экономии материала.
В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Начинали делать куклу с того, что свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой - и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Некоторые из вас, наверное, замечали, как ваша бабушка, причесавшись, не выбрасывает с расчески волосы, а складывает в пакет или мешочек; это отголосок древнего обычая - прятать волосы за зеркальцем или в укромном месте кукле на «косу». Итак, кукла наша с косой. Теперь ее можно наряжать. Из самых красивых и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязанный по-особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, вы наверняка задавали себе вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой (то есть без лика, без лица) кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот.

Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же с настоящей куклой ее не сравнить. Какая девочка не смотрела завороженно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шелковый или кружевной наряд. Сейчас куклы «научились» ходить и говорить, их можно мыть, причесывать им волосы, одевать, раздевать, шить и вязать им одежду. Но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла — их до сих пор с удовольствием делают многие мамочки, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете.

Кукла от тряпичной куклы-закрутки до современной претерпела немало превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из бумажной массы - папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина. И все-таки доставьте себе маленькую радость, по пробуйте сделать для себя куклу-закрутку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому направлению

развития детей №7 «Рябинушка»

Конспект урока технологии на тему
«Тряпичные куклы»

подготовила

воспитатель

Железнова Эльвира Радифовна

г. Набережные Челны

2013

План-конспект занятия «Тряпичные куклы»

Цель:

познакомить с куклой-пеленашкой

Задачи:

- познакомить с процессом изготовления куклы-пеленашки;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, народным традициям

Дидактический материал:

раздаточный материал: заготовки тряпичных кукол, лоскутки различной ткани для изготовления куклы-пеленашки, атласная ленточка;

демонстрационный материал: кукла тряпичная, звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто сегодня к нам пришел в гости, я вам прочту загадку:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать

День, и два и даже пять.

2. Знакомство с куклой

Кто это, ребятки?

Кукла

К нам в гости тоже пришла кукла Света. Позовите куклу по имени. А теперь позовите ласковым именем. Что же можно сделать с новой куклой? Можно поиграть с нею, нарисовать ее. А вот один человек про новую куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. Давайте послушаем, какую же музыку сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор. (Звучит пьеса «новая кукла» из детского альбома П.И. Чайковского). Вам понравилась музыка? (да) Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (кукла в магазине, как девочка впервые играет с куклой).

Но это не просто кукла. Какая она, из чего сделана? (из тряпочек, лоскутков) Да, это тряпичная кукла. Давным-давно на Руси наши прапрабабушки играли только такими куклами, сделанными из ткани.

Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы свой дочке передаёт.

Посмотрите, ребята, кукла пришла к нам с сундучком. Давайте посмотрим, что же в нем? (открываем сундучок).

Ой, кто это, ребятки?

Маленькая кукла

Да, это маленькая кукла называется кукла-пеленашка. Посмотрите, она выглядит как маленькая ляля, в платочке и в пеленочке, и повязана лентой. Раньше таких кукол всегда делали перед рождением ребеночка, ее клали в колыбельку, и она хранила ее.

Давайте мы убаюкаем нашу лялю:

Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу куклу не буди.

Все, заснула наша лялечка. А в сундучке то у нас еще что-то лежит. Это лоскутки ткани, посмотрите. Наша кукла хочет, чтобы вы сделали себе таких же пеленашек. Ну что, сделаем?

3. Практическая работа

Вот у нас уже есть готовые куколки, которые раньше наши бабушки называли кувадки. Нам осталось надеть платочек на голову куклы и запеленать. Берем маленький лоскуток ткани, какой он формы? (квадрат). Сворачиваем квадратик вот так, что получилось? (косынка) Какой формы? (треугольник). Молодцы! А теперь заворачиваем в косынку голову куколки. Молодцы, ребятки! А теперь кладем нашу лялю на большой лоскуток, какой формы? (квадрат) и заворачиваем как пеленкой. Вот так: сначала закрываем ножки, затем левую ручку и правую. Молодцы! А теперь возьмем ленточку и красиво завяжем пеленашку. Мы неслучайно взяли красный цвет ленточки, потому что раньше верили.что красный цвет оберегает ребеночка.

Вот наши куклы-пеленашки готовы! Какие они красивые! Теперь возьмите их на руки и давайте их тоже уложим спать (повторение потешки)

Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу куклу не буди.

Молодцы, ребятки!

5. Рефлексия

А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и вспомним, о чем же мы сегодня говорили. Что нового вы узнали на занятии? Чему научились? Почему эти куклы – пеленашки? (пеленки, пеленать) А что вам больше всего понравилось? (выслушиваю ответы детей). А теперь давайте отнесем наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне. Молодцы!

Список использованной литературы

1. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - Спб.: Паритет, 2003.

2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы - М.: Ладога-100, 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    www.rodno.ru