Развитие и игры для малышей 6 месяцев. Игры для шестимесячных детей. Детский сенсорный коврик для общего развития

Ваш ребенок растет, развивается, его навыки и умения совершенствуются. К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения. Да и родителям есть что предложить шестимесячным детям, ведь их «поле деятельности» стремительно расширяется.

Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяется. Для 6-месячного крохи необходимо находить игрушки, соответствующие его возрасту. Они должны его развивать, помогать совершенствоваться.

Важность игр с малышом

Стоит отметить важную роль игр с 6-месячным ребенком. Юлия Касаткина (педагог-психолог, специалист по раннему развитию детей клуба будущих родителей МАМАntenok) резонно отмечает, что «в игре развиваются навыки, которые не разовьются сами или разовьются очень поздно, если не будет специального воздействия взрослых. Поэтому необходимо проводить игры ежедневно и по нескольку раз в день».

Например, если малыш должен пойти в 8 месяцев, то без развития и без занятий он пойдет только в 1,5 года. То же самое и с речью - без совершенствования этого навыка ребенок заговорит гораздо позже. Педиатры всего мира фиксируют подобную статистику, убеждая мамочек уделять своим крохам внимание и помочь им в этом нелегком пути к самосовершенствованию. А игры - самый лучший способ сделать это.

Играть с малышом - это значит ускорять его развитие. С этим утверждением согласно большинство современных психологов и педагогов.

Игры для детей 6-ти месяцев

Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей - научить его разнообразным действиям.

Для мелкой моторики

Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.

Игра с пирамидкой с крупными кольцами

Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку - колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его. Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки. Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.


Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку - игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.

Контейнер с игрушками

Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.


Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.

Мячики (шарики) в стаканчике

Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами). Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик. Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.

Мячики в стаканчике и ложка

Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.

Для крупной моторики

Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.

Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.


Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.

Для обучения ползанию

10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев - самое время этому учиться.

«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним - его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца - он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.


В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.

Для тактильных ощущений

Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!). Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу - перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги. Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.


Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры - перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.

Для развития речи

Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы - говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией. Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?». Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.

Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова. На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам. Ручки разводим и сводим - так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.

Детский сенсорный коврик для общего развития

Развивающие коврики представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко. Обычно к коврику прилагается до 20 предметов - животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу. 6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.


Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.

Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.

Как понять, когда усложнять забаву?

Игры, которые предлагаются ребенку, рано или поздно становятся для него очень простыми. Поэтому их требуется усложнять.

Усложнять игру нужно тогда, когда предыдущую задачу ребенок выполняет на 100%.

Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?

  • Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода - дольше.
  • Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
  • Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
  • Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
  • Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
  • Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
  • С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие - вечером.

Результаты

Если заниматься с 6-месячным малышом регулярно, то вы быстро добьетесь важных успехов:

  • Кроха во всю использует свой слух, зрение, речевые навыки. Он легко устанавливает зрительный контакт, его «агуканья» эмоционально окрашены.
  • 6-месячного малыша уже не удержишь в кроватке или манежике. Он шустр и жизнедеятелен. Благодаря ежедневным занятиям, он активно ползает, пытается самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки!
  • Малыш прекрасно владеет ручками, легко берет небольшие предметы без помощи взрослых, получает удовольствие от игры с ними.

Не расстраивайтесь, если играя со своим шестимесячным чадом, вы видите, что ему что-то не интересно или он не дотягивает до каких-то «канонических» навыков (вот так должно быть и точка!). Нет никаких канонов или шаблонов! Все детки индивидуальны, каждый развивается в своем темпе. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ребенком, ведь они так быстро растут. А победы будут обязательно!

Не просто крохотный комочек, а уже вполне взрослый человечек, который много чего умеет, но столько непознанного у него еще впереди! Ему предстоит отточить приобретенные навыки и научиться новым. В полгода малыш вступает в так называемую эпоху ползуна и грызуна, и задача заботливых родителей - помочь ему в развитии, дать возможность реализовать потенциал, а для этого придется постараться и уделить крохе много времени. Итак, как развивать ребенка в 6 месяцев? Читайте далее, эта статья посвящена именно данному вопросу.

Какой ребенок в 6 месяцев ?

Полгода - это своего рода юбилей, к которому кроха «приходит» с весом 6500-7200 г и ростом 63-67 см (средние показатели). В умеет ползать, лепетать, повторять ранее услышанные звуки, брать в руки игрушки и предметы. Причем последние ему очень нравится бросать в разные стороны, а потом следить, куда же все упало. Некоторые малыши в это время уже стараются стоять, придерживаясь за спинку кровати или за маму. Что нужно делать дальше, чтобы развивать ребенка в 6 месяцев правильно и с толком?

Устраиваем полосу препятствий

Роль физического развития в этом возрасте сложно переоценить, а потому стимулируйте кроху как можно больше ползать, да не по ровной поверхности, а с препятствиями. Для этого сами расположитесь на полу, сделайте так, чтобы ребенок перелезал через ваши ноги (простимулируйте яркой игрушкой, расположенной подальше). Если для крохи ваши ноги уже не представляют трудности, то соорудите полосу препятствий из одеял, подушек. Во время этих занятий можно включить музыку и ползать вместе с ребенком, что подарит еще и хорошее настроение.

Наводим порядок

Как развивать ребенка в 6 месяцев так, чтобы было не только полезно, но и интересно? Все просто! В этом возрасте малыши очень любят открывать шкафы, тумбочки, исследовать содержимое коробок и корзинок, все оттуда вытаскивать, а потом складывать обратно. Это естественное стремление надо поддержать! Сделайте так, чтобы те предметы, с которыми станет возиться малыш, были разной формы, всевозможных цветов, размеров. Тогда в процессе будут развиваться и пространственные представления, и тактильные восприятия, и

Купаемся с удовольствием

Время в ванной тоже можно провести с пользой. Не знаете, как развивать ребенка в 6 месяцев во время купания? Читайте далее, все просто. Усадите малыша в ванной (если не умеет хорошо сидеть, воспользуйтесь специальным сидением), позвольте ему насладиться обзором, а затем приступайте к интересным и полезным занятиям. Давайте ребенку выжимать губку, лопать мыльные пузыри, ловить резиновые игрушки, которые выпрыгивают из воды.

А что внутри?

Подходящими игрушками для шестимесячного малыша будут баночки с крышками. Отлично подойдет жестяная тара из-под чая или кофе. Такие баночки легкие, по ним интересно стучать, они разной формы. Запаситесь такими предметами и приступайте к играм. Поснимайте крышки с банок и разложите перед крохой. Конечно, для малыша в таком возрасте еще очень сложно подобрать необходимые крышки, но любознательные ребятишки соберут хотя бы одну пару, чтобы потом ее просто открывать и закрывать своими маленькими пальчиками. Вы можете положить в баночку игрушку и слегка закрыть ее. Кроха будет стараться изо всех сил добраться до желаемого предмета, что сформирует у маленького человечка уверенность в своих силах, в себе, воспитает настойчивость.

Развиваем координацию

Это можно делать несколькими способами.

  1. Рассказывайте малышу любую сказку о птичках. А когда вы говорите фразу «птички полетели», поднимайте ручки ребенка вверх и хлопайте в ладошки. Скоро кроха будет сам ждать этот момент и смеяться.
  2. Для того чтобы ребенок учился сохранять равновесие, контролировать собственные движения, папе просто нужно почаще усаживать малыша на плечи.

Учимся рисовать

Вы скажете, что рано? Ничего подобного! Если уж вы задумались о том, как развивать ребенка в 6 месяцев правильно, то возьмите этот совет на вооружение. Насыпьте манной крупы на поднос или на другую подходящую для этого занятия поверхность. Покажите крохе, как можно линии, кружочки и прочие изображения. Один минус - такую картину вы не сохраните на память, но вполне можете делать фотографии «шедевров».

Что еще нужно знать родителям?

Сегодняшний рынок предлагает огромный ассортимент игрушек для детей. Заботливые родители не жалеют никаких денег на это доброе дело, однако частенько забывают подумать о качестве предлагаемого товара. Не забывайте, малыш этот предмет будет трогать, облизывать, грызть. Поэтому обязательно поинтересуйтесь наличием сертификата качества. Не покупайте мелкие игрушки, хрупкие. В этом возрасте полезными будут кубики, пирамиды,

Самое главное - окружайте своего ребенка заботой и вниманием, не жалейте для него времени, а результаты ваших совместных игр и развлечений придадут вам уверенности в себе и своих силах.

Первые полгода пролетели мгновенно – и вот уже ваша кроха заметно подросла. Теперь малышу нужны новые игры, которые помогли бы ему развить свой интеллект и эмоции. Предлагаем вам взять на вооружение несколько полезных игровых сценариев из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», которые идеально подойдут для развлечения (и обучения!) младенца в течение второго полугода его жизни.

Многие родители утверждают, что второе полугодие в жизни ребенка – время гораздо более интересное, насыщенное и познавательное. Ведь круг его возможностей заметно расширяется к этому времени – он уже может переворачиваться, садиться, ползать, вот-вот встанет на ножки и сделает свои первые шажки… Малыш активно познает мир, искренне радуется всему новому, пытается общаться и взаимодействовать с окружающими. Грех не воспользоваться всеми этими навыками, чтобы не развить в малыше новые способности! И нет для этого способа лучше и увлекательнее – чем игра…

Барабанщик

Даже у маленького ребенка есть чувство ритма! Ему нравится стучать и производить шум, и эти навыки можно использовать для того, чтобы сделать из него ударника-любителя. Вот несколько способов развлечься с импровизированными барабанами.

Что понадобится:

  • Высокий стульчик со столиком
  • Деревянная ложка, кисточка для бритья и любые другие «барабанные палочки»
  • Фольга, металлическая кастрюля, пластиковая миска, форма для выпечки, газета и прочие предметы, по которым можно стучать.

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Слуховые навыки
  • Ритм и координация движений

Что нужно делать:

  • Посадите ребенка в высокий стульчик со столиком.
  • Предложите ему деревянную ложку и покажите, как стучать ею по столику.
  • Затем предлагайте ему то кисточку, то еще какие нибудь «палочки» по очереди.
  • После этого давайте ему другие предметы, по которым можно стучать: лист фольги, кастрюлю, пластиковую миску, форму для выпечки, газету и т. д.
  • Вставьте себе в уши беруши, чтобы у вас не разболелась голова (шучу!).

Варианты игры. Усадите ребенка на пол, выложите перед ним все «инструменты» разом и дайте ему возможность самостоятельно их исследовать. Сделайте ему бубен, затянув круглую коробку пергаментной бумагой, и научите стучать по нему маленькой деревянной ложечкой.

Безопасность. Следите, чтобы ребенок не ударил себя или других своими барабанными палочками.

Возьми горошину

Разве не удивительно смотреть, как эти маленькие пальчики подбирают с ковра какие то мельчайшие частицы, хотя совсем недавно они были практически ни на что не способными придатками?! Дайте же этим неутомимым пальчикам возможность поработать, предложив поиграть в горошинки.

Что понадобится:

  • Высокий стульчик со столиком
  • Полстакана замороженного гороха.

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз / рука
  • Мелкая моторика
  • Знакомство с новыми вкусами
  • Самостоятельное питание

Что нужно делать:

  • Посадите ребенка в стульчик с присоединенным столиком.
  • Высыпьте на столик полстакана мороженого гороха.
  • Пусть малыш развлекается с горошинами, подбирая их и кладя в рот.
  • Если он сам не знает, с чего начать, несколько раз продемонстрируйте ему, что делать.

Варианты игры. Можете заменить горох замороженными кусочками фруктов, но следите за тем, чтобы они не были достаточно маленькими и ребенок не мог ими подавиться.

Безопасность. Следите за малышом во время игры. Он может подавиться, если засунет в рот сразу слишком много горошин.

Туннель

Когда малыш начнет перемещаться по комнате, можно сделать его путешествие более интересным, построив «туннель». Он откроет для себя новый способ передвижения, а в конце «туннеля» его ждет сюрприз! Все, что вам потребуется, - это большая коробка.

Что понадобится:

  • Картонная коробка размером чуть больше ребенка
  • Небольшое детское одеяльце

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивные / мыслительные навыки
  • Пространственное ориентирование
  • Постоянство объектов
  • Решение задач

Что нужно делать:

  • Найдите коробку размером чуть больше, чем сам ребенок, чтобы он легко мог проползти в нее.
  • Обрежьте ее с двух сторон, чтобы сделать туннель.
  • Поместите малыша на пол у одного конца туннеля.
  • Сами расположитесь на другом конце и позовите ребенка.
  • Постарайтесь убедить его забраться в коробку.
  • Если ему будет нужна помощь, протяните ему руку и подтащите к себе.
  • Повторите несколько раз.
  • Завесьте ваш конец туннеля одеялом так, чтобы ребенок не видел вас, потом протяните к ребенку руку и потяните малыша к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.

Варианты игры. Усадите ребенка на пол и накройте его коробкой. Загляните туда сверху, затем уберите коробку и скажите: «Ку-ку!»

Безопасность. Коробка должна быть достаточно большой. Не оставляйте ребенка одного в коробке, чтобы он не испугался.

Птичка

Ваш малыш становится Супермалышом, взлетая в воздух с помощью самых сильных в мире коленей - ваших. Всем детям нравится летать, как птицы!

Что понадобится:

  • Ваши чистые ноги
  • Носки

Осваиваемые навыки:

  • Равновесие
  • Ориентация в пространстве
  • Крупная моторика
  • Социальное взаимодействие и доверие

Что нужно делать:

  • Наденьте на ноги мягкие носки, чтобы малышу было удобно и приятно.
  • Лягте на спину рядом с ребенком.
  • Поднимите ребенка и положите себе на ступни так, чтобы его голова была обращена к вам, а ножки были вытянуты, при этом держите его за ручки.
  • Расположив ребенка удобно и надежно, начните двигать ногами взад и вперед, катая малыша по воздуху.
  • Включите воображение, чтобы малыш испытал разные варианты «полета».

Варианты игры. Можно класть ребенка на голени, а не на ступни. Можно повернуть его головой в другую сторону для изменения обзора.

Безопасность. Крепко держите малыша и убедитесь, что он находится в равновесии. Двигайтесь медленно, без рывков, чтобы он чувствовал себя в безопасности во время «полета».

Миска в миске

На этом этапе ребенок пытается понять, как устроен мир. «Миска в миске» - это игра, в которую вы можете играть вдвоем на кухне. Пока вы готовите малышу покушать, он может совершенствовать свои новые умения!

Что понадобится:

  • Три или больше пластмассовых мисок разного размера, вкладывающихся одна в другую
  • Один квадратный или прямоугольный пластмассовый лоток

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Когнитивное развитие
  • Общая и мелкая моторика
  • Упорядочение предметов

Что нужно делать:

  • Поставьте несколько пластмассовых мисок, вложенных одна в другую, на пол в кухне.
  • Прямоугольный лоток отложите в сторону, чтобы ребенок пока его не видел.
  • Посадите ребенка на пол рядом с мисками.
  • Покажите ребенку, как вынимать миски одну из другой и складывать обратно по размеру.
  • Дайте ребенку время исследовать миски, понять, как они складываются, и насладиться игрой.
  • Когда малыш разберется, как складываются миски, разберите их по одной и добавьте к набору прямоугольный лоток.
  • Посмотрите, что будет делать ребенок с неподходящим предметом.

Варианты игры. Можно приобрести в магазине игрушек набор вкладывающихся друг в друга кубиков или мисочек. Чтобы было еще интереснее, предложите ребенку набор матрешек, чтобы, раскрывая одну матрешку, он находил в ней другую. Подобный набор предметов можно сделать и самим, подобрав подходящие коробочки разного размера.

Безопасность. Обязательно используйте для этой игры пластмассовые, а не стеклянные или металлические предметы, чтобы ребенок не поранился. Если это будут деревянные матрешки, следите за тем, чтобы малыш не сломал их, не занозился и не тащил их в рот.

Дуй, ветерок!

Пора готовиться к первому дню рождения! Игра «Дуй, ветерок» научит малыша полезному навыку, необходимому, чтобы задуть его первую именинную свечку.

Что понадобится:

  • Мелкие предметы, которые легко сдуть: например, комок ваты, перо, лоскуток ткани, кукурузные хлопья, воздушные конфеты, перышки, пушинки и т. д.
  • Пластмассовая соломинка
  • Высокий стульчик со столиком

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Исследование веса и свойств предметов
  • Контроль рта и дыхания

Что нужно делать:

  • Усадите ребенка в стульчик с прикрепленным столиком.
  • Положите перед ним на столик один легко сдуваемый предмет.
  • Подуйте на предмет, чтобы показать ребенку, как он может двигаться.
  • Предложите ребенку повторить то же действие.
  • Когда у ребенка получится сдуть первый предмет, замените его новым и попробуйте еще раз.
  • Когда ребенок начнет успешно сдувать предмет, дайте ему соломинку, покажите, как ей пользоваться, и пусть он попробует сдуть предмет через соломинку.

Варианты игры. Поставьте соломинку в чашку с молоком и покажите малышу, как делать пузыри. Или устройте состязание по сдуванию: сядьте напротив ребенка и дуйте на предмет, двигая его к нему. Когда ребенок сдует предмет обратно в вашу сторону, опять подуйте на него. Повторяйте, пока предмет не слетит со стола.

Безопасность. Следите, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы.

Страна ощущений

Возьмите малыша в путешествие в Страну ощущений, дав ему исследовать чудеса материального мира. Ползая по этой новой территории, он расширят свои горизонты и стимулирует чувства.

Что понадобится:

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивные и классификационные навыки
  • Исследование тактильных ощущений от прикасания, текстуры, температуры
  • Крупная моторика

Что нужно делать:

  • Освободите просторный участок пола и разложите материалы, по возможности полностью закрыв ими пол.
  • Для большего интереса кладите разные на ощупь материалы рядом друг с другом.
  • Посадите ребенка на край покрытой материалами поверхности, а сами останьтесь с противоположной стороны.
  • Позовите малыша к себе.
  • Наблюдайте за его эмоциями по пути.

Варианты игры. Вместо того чтобы пустить ребенка ползать по разным материалам, заворачивайте его в них. Дайте ему время почувствовать на себе каждый материал, прежде чем снять и заменить новым. Во время игры рассказывайте ребенку об этих материалах.

Безопасность. Не оставляйте малыша без присмотра. Он может попытаться засунуть что нибудь в рот и подавиться.

Строим и ломаем

Когда малыш научится строить башни, он с удовольствием будет их ломать! Повеселитесь вместе, воздвигая здания, подлежащие сносу!

Что понадобится:

  • Большие кубики, купленные в магазине или сделанные из прямоугольных коробок от молока
  • Цветная клейкая бумага (по желанию)
  • Большая плоская поверхность

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Когнитивные навыки
  • Развитие тонкой моторики
  • Решение задач

Что нужно делать:

  • Купите несколько больших кубиков или сделайте сами: соберите большие картонные коробки от молока, хорошенько вымойте и высушите их, затем отрежьте концы.
  • Стороны заверните внутрь, чтобы сделать квадраты, и прямоугольники и заклейте их.
  • Если хотите, покройте стороны кубиков клеящейся цветной бумагой.
  • Посадите ребенка на пол и разложите кубики вокруг.
  • Покажите ему, как построить башню, ставя кубики один на другой.
  • Предложите ему сделать то же самое самостоятельно.
  • Когда башня будет достаточно высокой, дайте ребенку сломать ее.
  • Стройте снова и снова, пока малышу не надоест.

Варианты игры. Вместо кубиков можно использовать предметы домашнего обихода. Можете строить башни из игрушек, книг, коробок, крекеров - любых предметов, которые можно поставить один на другой.

Безопасность. Если вы берете вместо кубиков что нибудь другое, следите за тем, чтобы эти предметы не были слишком тяжелыми и не могли нанести ребенку травму во время разрушения башни.

Некоторые родители ошибочно полагают, что с малышом до года не нужно заниматься. Это является большой ошибкой, потому что грудные дети каждодневно овладевают новыми навыками. Впоследствии это окажет большое влияние на развитие крохи. Очень важно, чтобы мама помогала ребёнку развиваться. Далее в статье будет разобрано, какие нужны занятия, чтобы малыш полноценно развивался в 6 месяцев.

Какие существуют особенности развития малыша в 6 месяцев

Как считает доктор Комаровский , хорошо развитый ребёнок в 6 месяцев должен обладать следующими навыками:

  1. Озвучивать слоги. Откликаться на собственное имя.
  2. Самостоятельно сидеть.

Если из этого перечня кроха что-то не может, то с ним необходимо заниматься. Чтобы помочь малышу самостоятельно сесть, ему каждый день необходимо проводить массаж. С крохой нужно заниматься гимнастикой, которая ему показана по возрасту. Если малыш не откликается на собственное имя, то с ним нужно чаще разговаривать и называть его по имени. Если малыш не озвучивает слоги, то с ним необходимо произносить побольше простых слов. Например, сюда относятся слова «пока» и «привет». Детскими педиатрами применяются немного другие критерии , чтобы определить, нормально развивается малыш в 6 месяцев или нет. По оценкам специалистов, в 6 месяцев кроха должен уметь следующее:

  1. Лепетать или произносить слоги.
  2. Должен уметь брать в руки игрушку и играть с ней.
  3. Из положения на животе должен уметь переворачиваться на спину.
  4. Кроха должен уметь ползать или приподниматься на ручках.
  5. А также у крохи должен быть навык, чтобы он кушал с ложки.

С 6 до 7 месяцев нужно приложить все усилия, чтобы малыш приобрёл новые навыки.

Как развивать кроху в 6 месяцев

С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:

Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом , то упражнения с крохой нужно отложить.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Для игры с ребёнком необязательно покупать дорогостоящие игрушки. Чтобы развлечь малыша, подойдут обыкновенные упаковки из-под кофе или чая. Чтобы ребёнку интересно было играть, их необходимо обклеить разноцветной бумагой. Предметы должны быть разные по размеру. Ребёнок должен видеть, как в баночку помещена яркая игрушка. После этого банку неплотно надо закрыть крышкой. Тара непременно должна легко открываться. Зачем малышу нужно дать предмет и показать ему, как нужно снимать крышку. После этого нужно закрыть емкость , а ребёнок должен сам ее открыть.

Мама может сама изготавливать панель для сенсорных навыков крохи. Для этого понадобится плотный картон или лист ДСП. Формат листа необязательно брать большой, подойдёт А3. На эту основу необходимо закрепить резинки и разнообразные игрушки также сюда можно прикрепить мешочки разного размера с крупой или вишневыми косточками. Если родителям не хочется панель изготавливать собственноручно, то в магазине можно приобрести развивающий коврик, на нём уже есть игрушки на липучке. Если есть желание, развивающий коврик можно изготовить самостоятельно .

Можно провести еще одно увлекательное занятие с ребенком в 6 месяцев. Для этого ребёнка нужно предложить вытягивать разноцветные ленточки из коробки. Нужно взять коробку из-под бумажных салфеток, и обклеить ее разноцветной бумагой. Внутрь коробочки нужно положить длинную разноцветную ленту. Кончик ленты нужно слегка достать из тары. Нужно показать малышу, как доставать ленточку. Затем нужно предложить малышу достать ее самостоятельно. Такое нехитрое занятие способно на долгое время завлечь крохи.

Другое занятие, способное надолго увлечь крохи, заключается в собирании игрушек в коробку. Игрушки должны быть яркие и разные по размеру. Это упражнение позволит развить у крохи тактильное чувство. Среди игрушек в обязательном порядке должны находиться погремушки и шуршалки .

Ребёнка увлечет следующее занятие:

Развитие ребенка 6, 7 месяцев

Развивающие занятия с ребёнком можно проводить в ванной, во время купания. Если в этом возрасте малыш плохо сидит, то его нужно купать в специальном стульчике. В воде нагрузка на позвоночник намного меньше, поэтому в стульчике для купания с ребёнком ничего страшного не произойдёт. В ванной с ребенком можно поиграть в следующие игры:

  1. Выжимать губку.
  2. Ловить руками мыльные пузыри.
  3. Ловить струю из-под крана.
  4. Ловить резиновые игрушки, выныривающие из воды. Для этого их необходимо удерживать под водой, а затем отпускать, чтобы они всплыли.

В магазинах можно приобрести специальные непромокаемые книжки. Их можно рассматривать во время купания. На каждой страничке нужно описывать рисунок. К примеру, если изображена кошка, то малышу нужно подсказать, как она разговаривает. Если там изображён мяч , то малышу нужно рассказать, что он скачет. Если на рисунке изображена туча, то малышу нужно сказать, что из неё идёт дождик.

Развитие крохи с помощью книг

Каждый день с ребенком необходимо рассматривать картинки в книжках. Книжки для крохи должны быть изготовлены из твердого картона. На них должны быть изображены яркие и большие картинки. Книжки должны быть разные , к примеру, в них должны быть:

  1. Потешки.
  2. Сказки.
  3. Стихи.

Картинки с ребенком необходимо совместно рассматривать, каждый день ему нужно читать стихи и сказки. Своими руками можно изготовить пособие для развития крохи. Например, можно сделать альбом с разными картинками. В него можно поместить изображения животных , растений, игрушек, фотографий и растений. Чтобы изготовить пособие собственноручно, понадобятся ненужные детские книжки, упаковки от детского питания и картинки. Каждую фотографию необходимо подписать печатными буквами, когда пособие перелистывается, ребёнку нужно подробно рассказывать, что изображено на фотографии.

Можно создать обучающее пособие для ребёнка, которое называется «Мой день». Для этого в альбоме необходимо разместить бирки от детского питания, различные кусочки ткани и картинки, которые изображают предметы, окружающие малыша. Все предметы, находящиеся в альбоме, нужно подписать печатными буквами. Таким образом, можно создать большое количество обучающих пособий для ребёнка.

Если хочется, чтобы альбом прослужил дольше, его необходимо изготовить из картона формата А4. Затем альбом необходимо разместить в папке с файлами, а листы альбома скрепить железными кольцами. Если ребёнка хочется развлечь , то ему можно включить мультик Тини Лав. Он рассчитан на детей от 3 месяцев до 12 месяцев. Этот мультик очень нравится детям, он увлекает на долгое время.

Занятия с ребенком 6 месяцев на кухне

Многие родители замечают, что малыш любит бывать на кухне. Если там нет для ребёнка опасных предметов, то он может там с удовольствием поиграть. Когда мама готовит обед, параллельно она может развивать своего малыша. Крохи нельзя класть на холодный пол. Его нужно расположить на одеяле. В кухне есть много предметов, которые заинтересуют кроху.

Ребёнка можно мотивировать к ползанию. Для этого перед ним нужно положить яркую игрушку или книгу. Главное, чтобы предмет заинтересовал ребёнка. Игрушку нельзя класть далеко от малыша. Как только он доползет до игрушки, ее нужно будет немножко отодвигать. В такую игру не надо долго играть, потому что кроха может быстро устать.

По такому принципу с ребенком можно проводить занятия на фитболе. Для игры крохи необходимо животиком вниз расположить на мяче, а перед ним положить яркую игрушку. Далее мячик необходимо наклонять вниз, а ребёнок будет стараться дотянуться до игрушки. Во время игры мама должна крепко держать крохи за ножки и тело.

Эмоциональное развитие крохи

В какие игры играть, чтобы ребёнок проявил эмоции? Можно поиграть в прятки. Для этого мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку, малыш, ты где?» А потом нужно убрать ладони от лица и сказать: «А вот и мама!». В эту игру можно играть с игрушками. У игрушки нужно мордочку закрыть лапками. Обычно ребёнок весело хохочет при этой игре.

Кроме кастрюль и тарелок , крохи привлекают и другие «взрослые» принадлежности. Когда малыш начинает ползать, то он в шкафах ищет интересующие его предметы. Особенно детей интересуют те вещи , которые они видели в руках у взрослого человека:

  1. Детей привлекает пульт от ТВ.
  2. А вот кнопочный телефон вызывает меньший интерес.
  3. Если у родителей дома есть неработающий пульт, то его нужно дать малышу.
  4. Перед этим его нужно тщательно промыть и продезинфицировать.

Если родители думают, что их малыш слишком маленький, и ничего не понимает, то они заблуждаются. Не нужно лениться общаться с ребенком. Для общения нужно использовать каждую возможность. Чтобы общаться с ребенком, необязательно ему постоянно петь песни и пересказывать стихи. Во время выполнения какого-то действия мама может рассказывать малышу, что она делает.

Когда мама выполняет домашнюю работу , она может рассказывать малышу про ту вещь, которая на данный момент находится у неё в руке. С ребёнком не надо много сюсюкать, с ним нужно разговаривать обычными взрослыми словами. Таким образом, у крохи будет сформировываться пассивный запас слов. Когда малыш начнет разговаривать, у него будет богатый словарный запас.

Заниматься с малышом нужно только в хорошем настроении, потому что ребёнок очень тонко чувствует настроение мамы и ее эмоциональное состояние. Детям очень нравится учиться чему-то новому . Если мама включит фантазию, то у неё не будет возникать вопросов, как играть с ребенком в 6 месяцев.

В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.

В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.

Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.

Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.

Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.

Чем заниматься с ребенком 6-7 месяцев

Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.

Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.

Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой - кусочек лука, в третий - гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.

Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки...».

Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках. Произнося слова «птички полетели, на головку сели..." возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.

Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.

Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.

Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.

Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.

Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.

Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.

Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.