Понятие физического развития детей дошкольного возраста. Физическое развитие в дошкольном возрасте. В образовательные задачи входят

Физическое развитие детей.

Автор: Волкова Гульзифа Сагымбаевна воспитатель МКДОУ Кидышевский д/с "Теремок",Уйского района,Челябинской области.
Данная консультация может пригодиться воспитателям при проведении собрания на эту тему, а также разместить в информационном уголке для родителей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша физически развитым, здоровым, веселым, Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер:хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующие влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжках с разбега рассчитать перепрыгнуть препятствие.
Воспитатель активно формирует нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость во время выполнения движений детьми. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнение движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в тоже время относительно легко влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в беге и ходьбе, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества- выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых- родителей, воспитателей, старших братьев и сестер- для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные- туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Важным для малыша оказывается мотив эмоциональной привлекательности - красивый мяч, яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий. Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить своим положительным отношением, справедливой оценкой вызвать у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями.Роль взрослого- не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют к себе дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых игр, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, передача мяча и другое.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств- быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазанье, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды- все это необходимо детям в игровых жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных играх, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные способности.
При объединении детей с разным уровнем развития двигательных умений возможны взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного.Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец.
Физическим упражнениям и подвижным играм в детском саду отводится достаточное время в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулках, физкультурные досуги, физкультурные праздники.
За последние годы значительно вырос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок.Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:
Изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением,стремление действовать активно, самостоятельно;
Подбор участников игр(из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
Подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояние его здоровье и, в особенности уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Для детей любого возраста необходимо организовать здоровый быт в семье. Чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте проходило должным образом необходимо правильно воспитывать гигиенические навыки, качественно организовать режим дня, а также безошибочно проводить закаливания водой, воздухом и солнцем

Забота о чистоте малыша преимущественно лежит на его матери. Но в этом возрасте уже можно терпеливо и настойчиво приучать детей самостоятельно выполнять некоторые требования гигиены. Почему же именно в этом возрасте? А все потому, что у детей появляется желание все делать самостоятельно. В этот момент родителям нужно идти навстречу всем стремлениям малыша, и не важно то, что маме это неудобно, и она может все это сделать сама, и в разы быстрее. Поверьте, через время, когда малыш научится все делать сам, вы почувствуете облегчение.

Ничем хорошим не закончится, если вы будете недооценивать возможности ребенка и делать все сами (например, умывать пяти-шестилетнего ребенка, раздевать или одевать его). Но также бывают случаи, когда родители ставят слишком сложные задачи своим детям. Поэтому нужно четко осознавать, что можно потребовать от ребенка на данном этапе его развития.

Благодаря детским садам удалось определить, какие гигиенические навыки можно выработать у детей 3-6 лет. Давайте рассмотрим их. А знаете ли Вы, ?

В 3 года можно спокойно начинать приучать ребенка самостоятельно умываться. В 4 дети уже должны запомнить порядок умывания. Полоскание рта с утра, после каждого приёма пищи и, соответственно, на ночь — все это должны уметь дети 3-4 лет. Еще в 3 года дети должны одеваться и раздеваться с минимальной помощью мамы или папы, а уже в 4 года — самостоятельно. Кроме этого дети уже должны уметь самостоятельно и аккуратно есть ложкой, а ближе к четырем годам можем учить пользоваться вилкой. Принимать пищу следует по чуть-чуть, тщательно пережовуя с закрытым ртом. После приёма пищи рот вытереть салфеткой.

В 5-6 лет дети уже должны уметь умываться не только самостоятельно, но и чисто и достаточно быстро.

Причесывать короткие волосы гребнем могут и дети 5 лет, а к 6 годам они справляются и с расчесыванием более длинных волос.

Старшие дошкольники (5-6 лет) уже умеют правильно пользоваться носовым платком (сморкаться в одну ноздрю, закрывая другую платком). С 5 лет следует приучать детей чистить на ночь зубы, а утром и после каждой еды полоскать рот.

Ребята легко научаются, раздеваясь, складывать одежду в определенной последовательности на стул. К 6-7 годам ребенок может, кроме того, самостоятельно почистить одежду и, возможно, даже пришить оторванную пуговицу.

Воздушные ванны

Некоторым детям по совету врача солнечные ванны заменяют воздушными, и тогда раскладушку ставят в тени; дозировка, в основном, та же.

Но чаще воздушные ванны принимаются не в положении лежа, а в движении; в теплые дни - на затененной площадке, в прохладные - на солнечной площадке. При этом, при освобождении ребенка от одежды проявляют осторожность. С установлением летней теплой погоды он остается во время ванны в одних трусах.

В прохладный день надо дать детям сначала немного побегать, а потом предложить им интересные задания подвижного характера: покатать обруч, попрыгать через скакалку и т. п. В теплые дни воздушные ванны в движении носят более спокойный характер (бросание и ловля мяча, непродолжительный бег, метания мяча в цель и т. п.).

Продолжительность воздушных ванн в движении увеличивается постепенно. Первое время они длятся 4-5 минут, а затем доходят до 15-20 минут.

Обтирание начинают с температуры воды примерно +30-32 градуса. Обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот, спину, каждый раз растирая тело полотенцем «докрасна». Когда выработается привычка к такой температуре, переходят к обтиранию всего тела сразу. Обтирание производят варежкой, сшитой из вафельной или мохнатой полотенчатой ткани, воду слегка отжимают. Температура воды каждые 2-3 дня снижается на 1 градус. Для трех-четырехлетних детей ее доводят до +22-20, а для пяти-шестилетних - до +18.

Обтирание надо делать ежедневно. В случае вынужденного перерыва на 1-2 дня повторяется дозировка последнего раза. При более длительном перерыве, особенно после болезни ребенка, температура воды первое время дается на 3-4 выше.

Обливание всего тела оказывает сравнительно более сильное действие - поэтому температуру воды снижают медленнее: вначале через 3 дня, а потом через 4-5 на 1 градус.

Купание

Детей дошкольного возраста можно с проточной, незагрязненной водой, ровным, не илистым дном, без ям и подводных течений. Начинать купание надо при установившейся погоде, при температуре воды не меньше + 22. Но если по условиям климата ждать такой температуры долго, можно начать купание раньше, предварительно подготовив детей обливаниями (с постепенным снижением температуры воды).

Начинают купание с 2-3 минут и постепенно доходят до 5-8 минут. При этом необходимо внимательно следить за самочувствием детей. Ни в коем случае не допускать озноба, а тем более посинения губ. При первых признаках озноба надо прекратить купание, сильно растереть ребенка и предложить ему побегать, чтобы согреться.

Когда он привыкнет к купанию, не следует прекращать его и в более прохладные дни (например, при температуре воды +18). Но в такие дни находиться в воде надо очень недолго (2-3 минуты), после чего быстро досуха вытереться полотенцем и одеться теплее обычного.

Дошкольники обязательно должны купаться под присмотром старших и выходить из воды по первому их зову.

Детей 5 лет уже можно обучать плаванию, во всяком случае приучать не бояться воды, свободно передвигаться в ней.

О закаливании физически менее крепких детей

Вполне естественно, что родители с особой тревогой и заботливостью относятся к детям, физически менее крепким, часто болеющим, стараются создать им возможно лучшие условия, берегут их. Однако это оберегание не должно быть чрезмерным.

Постоянное внушение, что можно простудиться, заболеть, угнетающе действует на психику ребенка, которого и так бывает нередко ослаблена. А между тем хорошее, бодрое настроение - одно из основных условий укрепления детского организма.

По совету врача надо выбрать для слабого ребенка подходящий вид закаливания и последовательно проводить его. Меры закаливания, в основном, те же, что для здоровых детей. Но здесь нужна большая постепенность. При водных процедурах температура воды снижается медленнее, солнечные ванны назначаются не сразу на всю поверхность тела - обнажение идет по частям и т.д.

Систематическое использование естественных сил природы в целях закаливания в сочетании с правильным режимом жизни нередко укрепляет физически менее крепких детей и без применения лекарственного лечения.

Чтобы вырастить молодое поколение сильным и счастливым, нужно проделать большую работу. Семья должна обратить внимание на физическое развитие детей.

«Быть здоровым – великий труд», – так гласит известная народная мудрость. С давних времен пришло понимание того, что одного потенциала, заложенного в организм человека природой, мало. Чтобы вырастить молодое поколение сильным, крепким и счастливым, нужно проделать большую работу. Общество и семья должны, прежде всего, обратить внимание на физическое развитие детей.

Вспомните хотя бы суровое спартанское воспитание или древнегреческие гимназии. В результате ежедневных целенаправленных занятий и тренировок хрупкие мальчики превращались в выносливых воинов или атлетически сложенных олимпиоников.

Тематический материал:

Так почему же сегодня НИИ педиатрии бьет тревогу, говоря о том, что практически здоровыми можно назвать лишь 10% детей. У 35% дошколят уже диагностированы различные хронические заболевания, у 55% нарушена осанка, а 68 % имеют функциональные нарушения в работе организма? Быть может, мы, взрослые, увлеченные бешеным ритмом современной жизни, стремящиеся вырастить наших детей успешными интеллектуалами, забыли о главном? Давайте на краткий миг приостановимся и проанализируем ситуацию.

Как решить проблему?

Невозможно вырастить детей здоровыми, не уделяя внимания физическому воспитанию, в понятие которого мы, прежде всего, включаем охрану жизни ребенка, укрепление его здоровья, формирование и совершенствование базовых двигательных навыков. Эти задачи важны в любом возрасте, но в дошкольный период они приобретают особенное значение. Дело в том, что с первых дней жизни до 6 лет происходит бурное развитие детского организма:


Важно наладить нормальную работу органов, ведь заложенной сейчас базой человек будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Распределение нагрузки и подбор средств и методов двигательной активности происходит с учетом возрастной и индивидуальной специфики ребенка.

В 2–3 года

Чтобы физическое воспитание приносило только положительные плоды, от родителей и педагогов ДОУ требуется глубокое знание детской физиологии. В младшем дошкольном возрасте особое внимание стоит обратить на:


В этом возрасте ребенок уже многое умеет: он ходит, бегает, прыгает, довольно хорошо владеет руками. Стоит отточить эти жизненно важные движения и усовершенствовать их, постепенно усложняя.

Обратите особое внимание на развитие чувства равновесия, умение преодолевать препятствия (перешагивать, перепрыгивать, карабкаться, проползать).

Полезными будут упражнения на бросание мяча в цель. Они развивают глазомер и координацию, укрепляют мышцы и слабый связочно-суставной аппарат.

В 4-6 лет

Таким деткам свойственна потребность в активном движении. Этой возрастной особенностью обязательно нужно воспользоваться, обучив малышей новым двигательным умениям: бегу, прыжкам, катанию на качелях, игре с мячом. Такие упражнения развивают ловкость, чувство равновесия и умение выполнять координированные движения.

Родителям нужно помнить, что при помощи посильных физических упражнений можно добиться:

  1. Увеличения массы, силы и работоспособности мышц. С четырех лет эти показатели начинают различаться у мальчиков и девочек.
  2. Укрепления мышечного корсета спины и живота, формирующего правильную осанку ребенка.
  3. Повышения работоспособности сердца и силы его сокращений.
  4. Изменения глубины дыхания, которое увеличивает жизненную емкость легких, предупреждает образование застойных явлений в их плохо вентилируемых частях, тренирует подвижность грудной клетки.
  5. Развития мелкой моторики.

В 4–5 лет процесс окостенения позвоночника еще не закончен, он обладает большой гибкостью и податливостью. Об этом нужно помнить, подбирая физические нагрузки для ребенка. Ведь перенапряжение или длительное пребывание в неправильной статической позе могут привести к сутулости или сколиозу.

Регулярные физические нагрузки в сочетании с природными факторами (солнечными, воздушными и водными процедурами) способствуют оздоровлению детского организма и укреплению его иммунной защиты, повышая сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.

И это еще не все: дошколята открыты для обучения, новые знания они впитывают, как губка, легко создавая нейронные связи в коре головного мозга. Поэтому именно сейчас легче всего привить детям навыки здорового образа жизни: научить их выполнять режим дня, соблюдать правила гигиены, закаливать и укреплять свой организм, что также является важнейшей задачей физического воспитания. А спорт и движение с ранних лет формируют у ребятишек такие ценные качества, как ловкость, выносливость, упорство, трудолюбие и целеустремленность.

Популярные методики

Обязанность по физическому воспитанию и развитию ребенка с рождения до шести лет практически полностью ложится на семью. Чтобы не навредить малышу и добиться хороших результатов, родители должны действовать грамотно и профессионально. А если знаний и опыта не хватает, тогда стоит воспользоваться полезными советами и рекомендациями известных практикующих методистов.

Из опыта В.А. Шишкиной

Основной упор в своей работе педагог делает на двигательную активность, рассматривая ее, как основу для укрепления здоровья, в том числе и психического, профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, а также, как важное средство воспитания. Больше половины всего времени бодрствования дошкольники проводят в движении, но при этом не устают, так как очень часто, до 1000 раз в день, меняют позу, поочередно напрягая и расслабляя группы мышц. Эту особенность детского организма нужно обязательно учитывать, создавая условия для чередования различных движений. Заинтересовать малыша можно, превращая сложные и скучные упражнения в увлекательные игры:


Особое внимание методист уделяет малоподвижным детям. Они вялые, пассивные, быстро устают. Но такой недостаток поведения в детском возрасте вполне поддается коррекции. Способ растормошить малыша и привить ему потребность в активности, а также другие тонкости физического воспитания дошкольников вы узнаете из книги В.А.Шишкиной «Движение + движения».

Идеи Никитиных

О семье Никитиных заговорили еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Многодетные супруги разработали уникальную систему воспитания, эффективность которой доказали на примере своих детей, которые поражали здоровьем, ловкостью и интеллектом. Все дело – в правильном физическом развитии малышей, расширяющим границы возможностей:


Интересно, что Никитины против режима дня. Они считают, что расписание «по часам» может вызвать переутомление у малыша, и навсегда отобьет желание заниматься вмененным в обязанность делом.

Опыт В.Н. Шебеко

Педагог предлагает уникальную оздоровительную методику с использованием природных факторов. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры дополняют эффект от физических упражнений, поэтому не стоит ими пренебрегать:


Такие занятия на природе имеют большое значение: укрепляют мышцы, сердце и легкие, развивают органы чувств, закаливают, усиливая иммунную защиту, создают психологический комфорт.

Подробнее ознакомиться с их характеристикой можно в книге Валентины Николаевны «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Родители могут позаимствовать интересные идеи, касающиеся системы . Помимо обязательных прогулок, автор методики предлагает:

  • многократно умывать ребенка холодной водой;
  • часто полоскать горло;
  • обязательное ходить босиком;
  • использовать пульсирующий климат – резкую смену температуры окружающей среды.

Педагог не обходит своим вниманием такие темы, как приучение дошкольников к режиму дня, организация активного отдыха и тренировка основных движений в зависимости от возраста малыша. Она вводит в план своих занятий так называемые домашние задания по физкультуре: отработку комплексов утренней гимнастики или упражнений на формирование свода стопы или осанки.

Постулаты Кенеман и Хухлаевой

Совместно созданный этими известными преподавателями учебник «Теории и методики физического воспитания (ТМФВ) дошкольников» издан еще в 1975 году. Но до сих пор он является методологической основой для современных педагогов, пропагандируя связь физического, нервно-психического и . Множество аспектов и положений не теряют своей актуальности и сегодня. Например, некоторые воспитатели предпочитают обучать детишек осознанным движениям поэтапно, следуя рекомендациям методистов:


Задействование мышечной, зрительной, слуховой и звуковой памяти помогает быстро и надолго запомнить упражнение и точнее выполнять его.

Еще один характерный прием, заимствованный из методики Кенеман и Хухлаевой – объяснение правил новых подвижных игр при помощи коротеньких увлекательных историй. Например, обычные догонялки можно обыграть следующим сюжетом: «Вышли в сад цыплятки, желтые ребятки. Зернышки клюют, лапками гребут. А на солнце у дорожки, растянувшись, дремлет кошка. Глазки открывает, цыпляток догоняет». С помощью ярких образов мы добиваемся понимания ситуации, усиливаем эмоции и азарт.

Педагогами составлена подробная программа физического развития ребят в младшей, средней и старшей группах детского сада с учетом показателей их здоровья.

Программа Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам»

Здесь сосредоточен уникальный опыт педагога. Речь, прежде всего, идет об укреплении здоровья детей. А этого можно достичь с помощью четко организованного режима дня, соблюдения правил гигиены, закаливания, массажа, водных процедур, физических упражнений и подвижных игр. По каждому разделу автор дает интересные советы и описывает ожидаемые результаты.

Педагог напоминает о необходимости воспитывать во время занятий физкультурой. Например, играя в снежки, напомните ребятам о правилах безопасности. Задайте вопрос: «А можно ли целиться в животных или прохожих?» и объясните, почему нельзя. Выбирая упражнения, отдайте предпочтения тем, которые формируют смелость, выносливость, терпеливость и упорство.

Для решения образовательных моментов Глазырина рекомендует использовать прогулки на свежем воздухе. Обращайте внимание детей на окружающую их природу: полюбуйтесь красотой осенних листьев или голубизной весеннего неба. Попутно учите детей правилам поведения на улице: объясняйте, как дышать на морозном воздухе, как бегать, чтобы не упасть, как успеть сгруппироваться, если поскользнулся.

Также много интересного вы почерпнете для себя, полистав страницы книги Л.Д.Глазыриной «На пути к совершенству».

Опыт Пензулаевой

Пензулаева говорит о том, что занятия для дошколят нельзя превращать в строгий академический урок, лучше – провести все упражнения в игровой форме, интересной и доступной детям. Подбор заданий нужно осуществлять строго в соответствии с возрастными особенностями.

Например, методист обращает внимание, что ходьба является базовым движением, и практически все дошкольники уже довольно уверенно владеют им. Но походка остается тяжелой, они шаркают ногами, неправильно ставят стопу, горбят спину или слишком размахивают руками. Поэтому педагог делает упор на совершенствование навыка, предлагая следующие упражнения:


О подобных занимательных упражнениях на другие виды основных движений вы прочтете в книге Л.И Пензулаевой «Физическая культура в детском саду».

Метод Степаненковой

Педагог делится секретом оздоровления формирующегося организма, дает обоснование совершенствования двигательных навыков и методические рекомендации по проведению занятий, а также знакомит с критериями нормального физического развития малыша. Ребенок должен уметь:


Чтение подобной отечественной и зарубежной методической литературы даст родителям базовые знания по возрастной физиологии, педагогике, психологии и поможет профессионально подойти к вопросу воспитания ребенка.

Анализ показателей физического развития

Как только малыш появляется на свет, медики сразу же оценивают его состояние и физическое развитие, ориентируясь на, так называемые, антропометрические данные. С этого момента каждый месяц на приеме у педиатра ребенка будут взвешивать, измерять длину его тела, окружность груди и головы, а затем проверять соответствие этих показателей усредненным возрастным нормам. Для этого медики и родители могут воспользоваться различными способами.

Центильный метод

Центиль – это графа в специальной таблице, куда занесены результаты антропометрических измерений детей разных возрастных категорий в порядке возрастания. Причем из ста человек, участвовавших в исследовании, указывают данные третьего (или пятого), десятого, двадцать пятого, пятидесятого, семьдесят пятого, девяностого и сотого ребенка в порядке возрастания – от самых низких показателей, к высоким. Для удобства нумерация сохраняется в том же порядке, только указывается в процентах, да еще дублируется номером колонки от 1 до 8.

Пользоваться таблицей несложно:

  • вы снимаете антропометрические показатели ребенка;
  • сравниваете их с нормативными данными и проводите оценку;
  • центильный коридор с 3 по 6 колонку (от 25 до 75%) считается нормой, в таблице он выделен цветом.
  • столбцы 1 и 8 могут указывать на патологию развития, а 2 и 7 – требуют дополнительной консультации врача;
  • следует учесть, что значения для мальчиков и девочек будут отличаться.

Родителям важно помнить, что диагностику заболеваний по центильным таблицам не проводят.

Если выявлены какие-либо отклонения, паниковать не стоит: причиной их отличия от нормативных данных могут стать индивидуальные особенности ребенка или наследственные признаки.

Шкалы регрессии

В этом случае антропометрические измерения рассматриваются в совокупности, принимая за базовую единицу рост крохи. Суть этого метода в том, что при увеличении длины тела соответственно должны измениться и другие параметры: объем головы, грудной клетки и вес.

Нормативные шкалы построены на основании проведения многочисленных исследований детей одного возраста, национальности и пола, проживающих в одной местности. Значения роста малыша разбиваются на 5 групп: от низкого до высокого. В остальные графы заносят так называемый коэффициент регрессии, который показывает, как меняются показатели других антропологических измерений, при увеличении длины тела на 1 см. Как работать с такой шкалой:


При избыточном или недостаточном росте и весе педиатр направит ребенка на консультацию к эндокринологу. Эти показатели часто помогают выявить нарушения обменных процессов на ранней стадии развития.

Для оценки физического состояния ребенка можно использовать и другие методы: сигмальных отклонений, скриннинг-тесты, номограммы или измерение физиометрических показателей.

ФГОС

Федеральный образовательный государственный стандарт – это нормы и принципы, которые определяют основные положения физического развития детей младшего возраста. Образовательная часть ФГОС направлена на:

  • укрепление здоровья;
  • тренинг таких физических качеств, как сила, работоспособность, гибкость, координация;
  • формирование желания активно двигаться;
  • создание первичных представлений о культуре здоровья;
  • зарождение интереса к различным видам спорта.

Способ решения таких задач зависит от возраста ребенка и реализуется в определенных видах деятельности под непосредственным руководством взрослых. Среди наиболее эффективных:


В документе отмечается взаимосвязь физической культуры с трудовым, эстетическим, духовным и нравственным воспитанием ребенка, поэтому необходима, как важный составной элемент гармоничного развития личности.

В разделе «Содержание психолого-педагогической работы» намечены конкретные цели, на которые должны обратить внимание преподаватели и воспитатели, а также даны рекомендации к их достижению, например:

  • для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плечевого пояса необходим массаж, лечебная гимнастика, специальные упражнения и двигательную активность;
  • обучение правилам гигиены предлагается проводить в форме дидактических игр, решения различных сюжетных задач, практической деятельности.

И, конечно, особая роль отводится родителям. В семье, где мама и папа активны, любят спорт, являются сторонниками здорового образа жизни, не может вырасти слабый, пассивный, безразличный и злой ребенок.

Алёна Музырева
Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ .

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья и физического развития . Охрана и укрепление здоровья, совершенствование двигательной функции организма ребенка и его полноценное физическое развитие - неотъемлемая часть педагогической работы в нашем детском саду.

В комплекс обязательных физкультурных мероприятий входят : утренняя гимнастика, физкультурные занятия (в группе и на свежем воздухе, физкульт минутки (в перерыве между занятиями, гимнастика после сна, подвижные и спортивные игры, прогулки, спортивные праздники и досуги.

Для эффективного и качественного результата в работе с детьми, мы создаем нашим воспитанникам необходимые условия. Ведь для того, чтобы физкультурные занятия стали действительно интересными, развивающими , увлекательными, познавательными, приходится использовать разные нетрадиционные методы и приемы :

Подвижные игры с элементами театрализации;

Психогимнастика;

Веселый тренинг;

Точечный массаж и дыхательная гимнастика;

Пальчиковые и речевые игры;

Корригирующие упражнения;

Игры, которые лечат;

Мимическая гимнастика и другие.

Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяет увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников . К тому же, используя каждый раз что-то новое (музыку, движение, текст, мы не только повышаем заинтересованность детей , но и развиваем их познавательные способности.

Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления развивает у детей творческие способности. А использование психогимнастики, веселого тренинга, танцетерапии помогает снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность воспитанников на занятии.

Дети с удовольствием играют в подвижные игры, где обыгрывают фрагменты сказок, придумывают героям разные спортивные упражнения. Очень нравятся детям речевые и пальчиковые игры, где они не только проговаривают текст, но и обыгрывают сюжет, закрепляют силу голоса - «громко» , «тихо» , «тише» , «громче» .

Нашим воспитанникам нравятся не только занятия, но и гимнастика, где дети разучивают комплекс упражнений под энергичную музыку, которая с утра поднимает настроение и работоспособность детей . Хотелось бы отметить не только успехи наших воспитанников, но и успешное включение в оздоровительную деятельность их родителей.

Недавно в ДОУ был проведен конкурс «Физкультурное оборудование своими руками» . Родители старших групп изготовили кольца с лентами, дорожки для профилактики плоскостопия, мешочки с песком и другое.

Планомерно систематически проводятся с родителями воспитанников родительские собрания, консультации, анкетирование, КВНы, выставляются папки-передвижки, обновляется информация для родителей в «уголке здоровья» . Традиционно проводятся спортивные праздники с родителями и детьми : «Летняя и зимняя малые Олимпиады» , «Папа, мама, я - спортивная семья» , «Сильным, ловким вырастай» , «День защитника Отечества» и другие.

Таким образом, организация оздоровления в д/с снизила заболеваемость детей и оказала благоприятное воздействие на психологический климат.

Однако, наш педагогический коллектив продолжает работать в этом направлении, мы в поиске новых путей их решения.

Инструктор по физической культуре : Музырева А. И.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительной работе в детском саду сейчас уделяется повышенное внимание, так как значительная часть детей имеет проблемы.

Годовой план работы инструктора по ФИЗО План работы на сентябрь 2015 г. Работа с детьми 1. Организация активной двигательной деятельности детей: утренняя гимнастика – ежедневно.

Использование ИКТ в работе на интегративных занятиях по ФИЗО в ДОУ

I Использование ИКТ в работе на интегративных занятиях по ФИЗО в ДОУ Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФИЗО в старшей группе «Чистота - наш главный друг» Задачи: Учить детей: прыгать в длину с места (60-100 см, прыгать в высоту с разбега; закреплять умения: перелазать через гимнастическую.

Тема: «Путешествие в волшебный лес». Цель: Развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств. Задачи: Учить.

Консультация для родителей по ФИЗО (первая младшая группа) Консультация для родителей Здоровый образ жизни – основа нашей жизни. Сохранить здоровье ребенка – главная задача нас взрослых. А что же.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

Невского района г. Санкт-Петербурга

Погорская Т.Д.

«Ответственность за развитие и воспитание ребенка возложена в обществе на родителей или лиц, их заменяющих, и дошкольное образовательное учреждение» доктор педагогических наук, профессор А. И. Кравчук.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому развитию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.

Физическое развитие ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения., проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
В первые годы жизни физическое развитие является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Основы физического развития детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Физическое развитие – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Система физического развития включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического развития в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое развитие в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.
Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Место физического развития детей дошкольного возраста в общей системе развитие с учетом современных требований.
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому развитию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В тоже время значительное место в системе физического развития занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.
Занятия по физическому развитию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
Задачи физического развития: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического развития.
Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического развития детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.
Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.
Средства физического развития: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
В системе физического развития работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
- гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).
- естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).
- физические упражнения.
Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.
При составлении режима необходимо учитывать следующее:
1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.
2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течении суток.
3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.
4. Возрастные потребности в движениях.
5. Время года, климатические условия.
Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.
Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.
Питание.

Важным компонентом полноценного физического развития детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное- значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.
Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического развития. Это предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. Не менее важно создание необходимой материальной среды: рациональная планировка помещения и участка, обеспечение мебелью и физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом детей.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Данные навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают взрослым возможность быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Закаливание – развитие наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.).
Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания.
Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условно рефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условно рефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными.
Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.
Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.
Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.
Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.
Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического развития.

За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями.
Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.
Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Также улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность).
В воспитании детей раннего возраста применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани быстрее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц.
Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их, много в разнообразных подвижных играх.

Заключение.

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности. В движениях он находит источник живой радости. Во многом подвижность ребёнка зависит от его двигательных умений.

Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребёнок начинает выполнять их без излишнего напряжения. Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребёнком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем его индивидуального развития. Вместе с тем в процессе занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического. Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

При обучении детей на физкультурном занятии воспитатель решает следующие задачи:

  1. Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности. Ребёнок должен узнать, что:
  • одно и то же движение можно выполнять по–разному;
  • с одним предметом можно выполнять разные движения;
  • одно и то же движения можно выполнять с разными предметами.

2. Совершенствование моторного аппарата, продолжение развития координационных способностей детей, в частности зрительно-двигательной координации.

3. Формирование правильной осанки и укрепления свода стопы.

4. Обучение ориентированию в пространстве и развитие механизмов ориентированию: зрительно- слуховых; зрительно-тактильных; слухо-мышечных.

5. Создание условий для развития на занятии сенсорных способностей детей, развитие их активных мыслительных действий в процессе физических упражнений; обучения детей целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.

6. Развитие желания действовать самостоятельно, создание фонда понятий “могу” и “хочу”.

7. Создание реальных предпосылок к творческому развитию ребёнка, стимулирование поисковой деятельности на занятии; оказание помощи ребёнку в открытии себя; поддержание инициативы: “Я сам”.

8. Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.

9. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнения. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

Используемая литература.

  1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва. Владос 2001. 272 стр.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
  4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.
  5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru/.