Принципы личностно ориентированного общения педагога с детьми. Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми в педагогическом процессе доу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Оболенский детский сад комбинированного вида "Лесная сказка"

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Семинар для педагогов ДОУ

Составили воспитатели

Смолина С.П., Горюнкова М.Н.

2014г.

"Личностно- ориентированный подход и его отличия от традиционного подхода в педагогической деятельности"

В вопросах воспитания российская педагогика всегда занимала взвешенную позицию. Не слишком заласкивать ребенка, не быть чрезмерно строгим и неуступчивым советовали специалисты родителям и воспитателям. До поры до времени это оправдывало себя, но в современных условиях, оказалось, что наша молодежь, имея много прекрасных качеств, уступает западной в отношении к жизни, нравственным ценностям, самоопределению, уважению к себе и что, наши ребята выглядят более скованными, зависимыми, в большинстве своем малоинициативны, ждут чужой указки, не способны отстоять собственное мнение. Естественно, это результат воспитания, точнее – его недостатки.

Необходимость воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность заставляет педагогов внимательно присматриваться к зарубежному и передовому отечественному опыту. Почему и за счет чего достигается более высокая эффективность воспитания? Меняются условия, традиции, общий уклад жизни, что очень влияет на то, каким вырастет человек, но многое зависит и от воспитания. Главное – в отношении к детям.

Однотипное государственное воспитание (ясли, детский сад, школа с продленным днем) слабо способствовало полноценному духовному саморазвитию детей, тяготело к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, воспитанник остается в положении подчиненного. Таким он и вырастает – пассивным исполнителем воли руководителя, равнодушным к тому, что и как он делает сам. Такая педагогика оказывает воспитательное влияние по схеме: требование-восприятие-действие. В данном случае самостоятельных решений он не принимает, ответственности за них не несет, за последствия не отвечает. Но на каком-то этапе видит, что взрослым справляться с ним все труднее; он начинает завоевывать то, что ему недодали. Появляется неуважение к взрослым, отчуждение и высшая степень проявления этого – хамство, которое разрастается, как снежный ком. Пожинаем горькие плоды неуважительного воспитания ребенка. Прав был А.С. Макаренко: правильное воспитание – спокойная старость, неправильное – горе и слезы.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает личностно-ориентированное воспитание.

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других. (СЛАЙД 1)

(СЛАЙД 2) НОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,

составляющие основу профессиональной позиции педагога

(Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана.):

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми;

в) уважение достоинства и доверие, понимание его интересов;

г) готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

е) поощрение и одобрение самостоятельности;

ж) умение быть товарищем для ребенка;

з) постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Образование и воспитание, ориентированное на личность, включает в себя: (СЛАЙД 3)

* отказ от ориентировки на среднего ребенка;

*учет особенностей в учебно -воспитательном процессе;

* прогнозирование личности и конструирование индивидуальных программ
развития.

Следует выделить идею личностного подхода, суть которого, в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети - личности, со своим миром чувств, переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в совей работе. Он должен использовать и знать такие приемы, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога только к нему, он уважаем, никто не может его обидеть, оскорбить.

Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.
Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства таких свойств личности: как, внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.

Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность стала разнообразной, содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познание мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет обучение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду, общественно - полезной деятельности. Каждый ребенок должен быть в чем -то не хуже других, а может быть и превосходить в чем-то: кто-то хорошо читает стихи, кто- то танцует, исполняет роли, кто- то одарен в математике и т.д. Надо только помочь ребенку раскрыться. На первых парах важно оценить успехи ребенка не в сравнении с другими, а сопоставлять нынешние успехи с прошлыми, поощрять достигнутые результаты, подчеркивать его развитие. При этом важно отметить старания и усилия ребенка прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех- стимул к дальнейшему совершенствованию. нужно в детях развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать и верить в свои способности. Надо отметить, совершенно необходимо использовать похвалу, как средство поощрения. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых ребятишек.

(СЛАЙД 4) Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны и личностно - ориентированное воспитание способствует успешному обучению.

Хочется выделить отличия личностно- ориентрованного подхода от традиционного в педагогической деятельности.

Существует несколько компонентов занятий.

*Целевой

*Содержательный

*Организационно- деятельностный

*Оценочно-аналитический

(СЛАЙД 5) При ЦЕЛЕВОМ компоненте . Традиционно, цель занятия направлена на усвоение знаний. При Л-О подходе целевая установка направлена на развитие индивидуальности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
(СЛАЙД 6) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ компонент.

Традиционно , субъектом определения темы и содержания занятия является педагог . При Л-О подходе , в определении темы и содержания вместе с педагогом субъективными полномочиями обладает большинство детей группы. Определяется тема, и что хотели бы знать дети, что им интересно.

(СЛАЙД 7) ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ компонент

Традиционно, организатором занятия является педагог. При Л-О подходе педагог заботится о создании ситуации выбора и успеха. Акцент делается на активное и заинтересованное участие каждого ребенка. Индивидуальная и творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности детей. Преобладают диалогические формы обучения. Педагог вводит детей в нестандартную, проблемную ситуацию, а дети предлагают выход из нее. И он у каждого ребенка свой.

(СЛАЙД 8) ОЦЕНОЧНО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ компонент

Традиционно, при анализе занятия внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой детям информации и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения детьми.

При Л-О подходе, в качестве критериев оценки выступает проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей детей, комфортность и активность их участия в ходе занятия.

(СЛАЙД 9) Три составляющие при личностно-ориентированном взаимодействии (способы общения)- это понимание, принятие и признание личности ребенка

Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир.

Признание ребенка – право быть самим собой.

Принятие ребенка – безусловное положительное к нему отношение.

(СЛАЙД 10) Если воспитатель может понять, принять и признать личность ребенка.

Тогда воспитанник растет Свободный, Активный, Уважающий себя, Уважающий других, Открытый, Дружелюбный, Инициативный, Независимый.

Светлана Богатова
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком

«Коммуникативная компетентность педагога, как средство реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия

взрослого с ребёнком »

Одно из присущих воспитателям разочарований в своей профессии – ежедневная борьба за приемлемое для них и для общества поведение детей. Часть проблемы – столкновение потребностей. То, чего нужно взрослому – не нужно ребёнку : «Буду делать, что хочу!» - «Будешь делать, как я сказала!» Вследствие чего у нас возникают следующие вопросы : Как построить позитивные отношения с ребёнком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?

Поэтому, можно выделить следующие проблемы во взаимоотношении взрослых и детей .

1. Как научить детей справляться со своими чувствами, чтобы не возник конфликт в той или иной ситуации.

2. Как взрослым управлять своими собственными негативными чувствами.

Гуманистический подход к ребёнку, человеческие взаимоотношения , личностно – ориентированная модель общения – основное требование ФГОС ДО.

Гуманизм в воспитании ребёнка основан, прежде всего на понимании ребёнка : его нужд и потребностей, чувств и эмоций, на знании закономерностей его развития. А часто мы, педагоги и родители, даже не слышим ребёнка, его проблем, отсюда – конфликт, непонимание, неправильные действия взрослых . Активное и конструктивное слушание – одно из основных условий эффективных коммуникаций.

Нужно научиться слышать ребёнка, а как?

Каждый педагог должен обладать профессиональной компетентностью, т. е. уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, своё настроение, волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма» педагога, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно -ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т . д.

От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворённость педагога и детей своим трудом.

Практически все психологи сходятся во мнении : человеку важны разные чувства. Поэтому одной из главных задач воспитания является – не только научить ребенка радоваться жизни , но и показать, как справляться с негативными чувствами. Представьте себе картину : на прогулочном участке ребёнок впервые полез на высокий турник. Не рассчитав силы, упал, больно ударился, заплакал. И тут, подбежавшая, испуганная воспитатель вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ругать : "Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этом турнике не видела!" Что произойдет дальше, если взрослый не изменит своей реакции? Каждый раз, ощущая боль, обиду, горечь ребенок будет слышать от взрослого : "Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!" И он перестанет лезть… в жизнь – новую, интересную, захватывающую. Рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – все это для него будет под запретом. Потому что там, где новое – боль. А боль – это страшно, потому что так считает воспитатель (мама) .

Каким вырастет ребенок , если в ответ на его злость и обиды по поводу запрета играть, чем либо, например конструктором, воспитатели будут ругать его? В этом случае он закроет эти чувства под семь замков и запретит себе их чувствовать. Потому что злиться – небезопасно, за это будут наказывать. Однако, он не перестанет чувствовать, и запертые внутри злость, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания либо в зависимости. А если взрослые в ответ на плач будут сразу давать «конфеты» , во взрослом возрасте такой ребенок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами.

Что делать? Как заботливым родителям и воспитателям, переживающим за детей и желающих им только добра, вырастить своих чад гармоничными людьми, без перечисленных выше внутриличностных проблем ? Только научив правильно переживать боль, злость, обиду, гнев, стыд и страх. Если бы воспитатель тогда, на турнике, сказала плачущему малышу ласково : "Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и обидно. Давай вместе научимся подниматься на турник, чтобы ты больше не ударялся", – тогда ребенок бы усвоил , что испытывать боль – нормально и не страшно, особенно если есть поддержка взрослого . И боль еще не означает, что не стоит больше пробовать. А значит, можно не бояться жить. Если бы в ответ на злость и агрессию воспитатель сказала : "Да, я знаю, ты сейчас очень зол на меня. Понимаю, тебе очень хочется играть конструктором, и ты расстроен, что этого больше нельзя. Я бы тоже злилась, наверное, на твоем месте. Но тебе сейчас нужно идти спать, поэтому тебе придется отвлечься от конструктора", – ребенок бы научился сразу нескольким вещам : узнал бы имя каждого из своих чувств;

" встречаясь с негативным чувством ребенка , родители должны назвать это чувство "

понял бы, что переживать "плохие" чувства – нормально и не опасно;

понял бы, что его любят в любом случае и готовы поддержать;

научился бы переживать свои чувства и мириться с обстоятельствами.

Во взрослом возрасте он будет уже сам, без поддержки взрослого справляться со своими чувствами и утешать себя.

В настоящее время становится популярным метод активного слушания. Он заключается в следующем алгоритме :

1. Выслушайте ребёнка внимательно.

2. Разделите его чувства (с помощью слов «да…» , «хм…» , «понятно» ).

3. Назовите его чувства

4. Покажите, что вам понятны желания ребенка , подарите ему желаемое в фантазии.

Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать , что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка .

Из четырех навыков, самый сложный – это способность выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство» . Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок , и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности . Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам.

Необходимо объяснить ребенку , как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями. Рассказывать ребенку , что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами : «я расстроен» , «я злюсь на тебя» или «я сейчас лопну от злости!» Это первый способ - прямой, когда человек открыто заявляет о своих чувствах, давая им, тем самым, выход. Этот способ является конструктивным.

Другой способ выражения гнева - косвенный, когда человек вымещает гнев на предмете, или другом человеке, который в данный момент подвернулся под «горячую руку» . Естественно, этот способ не является конструктивным, но хорошо знаком многим детям и взрослым , не знакомым с другими способами выражения гнева. К неконструктивным способам также относится и сдерживание гнева.

Как же можно безопасно выразить гнев и злость?

Физические упражнения и любая физическая работа. Известен факт, что занятия спортом повышают настроение, благодаря выработке во время занятий гормона серотонина, и снижают чувство гнева.

Плавание в бассейне, контрастный душ.

Громкое пение, или возможность покричать в голос (например, на улице, а если нет такой возможности - покричать в подушку.

Использование боксерской груши, или подушек, которые можно побить, желательно при этом и вербально выражать эмоции.

Пометать дротики, посбивать кегли и т. п.

Скомкать несколько газет, или листов бумаги, порвать их на мелкие куски и выбросить.

Можно нарисовать свою злость, или нарисовать человека, на которого разозлились, а затем закрасить его или порвать, или можно слепить чувство из пластилина, и сломать, смять слепленное.

Можно также проработать чувство злости в игровой форме : например «прорычать» злость, устроить битву подушками, или воздушными шарами, или какое-то соревнование вместе с ребенком . Есть также такое упражнение : когда замечаю, что ребенок начинает злиться , сначала отражаю его чувство, а потом, предлагаю «пообзываться» смешными, но необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т. п.) . Очень быстро злость превращается в смех, который, кстати тоже является способом выражения гнева.

Очень подходит детям такой способ выражения гнева : предлагаю ребенку размять в руках большой кусок пластилина (глины, пока он не станет теплым, а потом - сильно ударить по нему кулаком, одновременно с этим прокричав слово : «Нет!» .

Для того чтобы дети распознавали эмоциональные переживания и состояния окружающих, умели выражать собственные эмоции можно использовать коммуникативные игры.

Застенчивым детям помогают раскрепоститься и научиться выражать свои чувства и переживания подвижные игры («Море волнуется раз.» , «Гуси и серый волк» , «Где твой домик?» , «Сосны, елочки, пенечки» , «Веселые старты» , «День и ночь» , «Веселые кузнечики» , «Живые бусы» , «Кто вперед» , «Салочки» , «Тихо и громко» , игры-пантомимы («Где мы были, не скажем – а что делали, покажем» , «Что изменилось?» , «Кто пришел?» , «Что это такое?» , «Какая оценка?» , «Изобрази эмоции» , различные ролевые игры и игры-фантазии.

Для повышения детской самооценки могут применяться игры «Хорошие слова» , «Комплименты» , «Самый лучший» . Эти игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.

Игры «Розовые очки» , «Самый лучший спорщик» , «Дорога хорошего настроения» , «Колючий зверь» , «Обзывалки» , «Я хороший» , «Коробка добрых поступков» , «Смешилки» , «Дождик и ромашки» , «Потому, что ты хороший» , «Добрый зверь» , «Старички» , «Пожелания» научат детей внимательному отношению к другим людям и друг к другу, помогут развить у детей такие чувства, как уважение, сопереживание, сочувствие.

Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

ВВЕДЕНИЕ

Одним из новых для педагогики является понятие "технологии", часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).

Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью. Распространение термина "технологии" в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.

В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.

Актуальность темы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

1. Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют различные педагогические технологии. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Цель педагогических технологий:

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, творческий и физический потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Задачи:

    Активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

    Приобщать детей к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развивать индивидуальные познавательные способности каждого малыша, использовать индивидуальный опыт ребенка для самопознания, самоопределения и самореализации его в дальнейшей жизни.

    Развивать творческие способности.

    Способствовать развитию умений наблюдать, слушать.

    Развивать навыки обобщать и анализировать.

    Способствовать развитию мышления, внимания, воображения.

    Учить детей видеть проблему комплексно с разных сторон.

    Развивать память, речь.

    Учить овладевать простейшими знаниями о нормах и способах поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Педагогическая технология определяется, во-первых, как деятельность педагога и ребенка, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Понятие «педагогическая технология» трактуется авторами по-разному.

Однако в их понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология - это искусство, мастерство , умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами .

1) научным : педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности ):

Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Алгоритмизированность . Организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции.

Процессуальность развертывается процесс учебной деятельности.

Ситуативность . Технология должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу.

Гибкость . Возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии.

Динамичность . Возможность развития или преобразования технологии.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

2. Технологии личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Основой для накопления положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

На мой взгляд, именно личностно-ориентированная модель воспитательного процесса ставит своей целью развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей.

Проблемы личностно-ориентированного подхода обсуждаются в педагогической науке уже более 10 лет. Они указывают, что цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия – создание благоприятных условий, содействие в формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная технология:

На мой взгляд, организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, требует понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи.

В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого. А условия большой наполняемости группы и увеличения с каждым годом детей с синдромом гиперактивности требует поиска все новых приемов работы по организации самостоятельной свободной деятельности детей с целью создания эмоционально комфортного климата в группе.

1. Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре.

Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

3. Работа с альбомом «Такие мы разные» - хороший помощник-подспорье в беседах. Этот альбом содержит фотографии и небольшой стихотворный текст на различные ситуации. Например, рядом с фотографией, демонстрирующей драку, располагается стихотворение

«Петушки распетушились,
Но подраться не решились:
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться».

Использование в работе данного альбома помогает детям улыбнуться, проанализировать свои поступки, и очень часто на этом конфликт исчерпывается.

4. Наш живой пример, искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшее условие успешного социально-эмоционального развития детей группы.

5. Использование игр из программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Игра «Стоп, кулак!»

Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам.

Игра «Обзывалки, стоп!»

Эта игра проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

Игра «Обида, стоп»

Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого, затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

Таким образом, использование данных приемов позволяет
воспитателю:

    Организовать индивидуальную работу с детьми;

    Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;

    Свести к минимуму дисциплинарные указания;

    Создать эмоционально комфортный климат в группе
    ребенку:

    Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;

    Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;

    Самоутверждаться в коллективе сверстников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

Уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

Чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

Быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки;

Брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет ребенку право выбора того или действия. Это способствует формированию личностной зрелости ребенка;

Думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

Адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их;

Понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.

    Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

    Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия «Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.

    Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001.

    Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».

    О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». – Изд М.: Генезис, 2009. – 344с.

    Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.

    Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога.1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

  • Способы общения: понимание, признание, понятие личности ребёнка.
  • Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
  • Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

В отличие от традиционной модели, нацеленной в основном на организацию процесса взаимодействия ребенка с учебным материалом, личностно-ориентированная модель направлена на построение взаимодействия ребенка с воспитывающим взрослым, опосредованного учебным материалом. Однако очевидно, что далеко не всякое взаимодействие такого рода является развивающим. Поэтому основной целью личностно-ориентированной модели обучения является именно построение развивающего взаимодействия в системе межличностных отношений взрослого и ребенка.

Для достижения этой цели необходимо прежде всего, чтобы взаимодействие ребенка с воспитывающим взрослым осуществлялось на основе подлинного сотрудничества, когда взрослый строит свои отношения с ребенком не на основе волевого воздействия на него (при котором собственная точка зрения ребенка игнорируется или преодолевается), а на основе продуктивного взаимодействия с ним, когда взрослый стремится координировать свою точку зрения с точкой зрения ребенка.

Кроме того, подлинное сотрудничество появляется лишь в том случае, когда педагог и ребенок выделяют в ситуации их взаимодействия общий для обоих предмет, когда их сотрудничество является однопредметным.

Ситуация обучения как межличностное взаимодействие воспитывающего взрослого и ребенка выражается в том, что взрослый и ребенок не просто участвуют в этой ситуации, но и определенным образом проявляют к ней свое личностное отношение, т.е. определенным образом интерпретируют эту ситуацию.

Педагог, желающий строить с ребенком однопредметное сотрудничество, должен стремиться и уметь слушать и слышать его, т.е. децентрироваться от собственной позиции, вставать на точку зрения ребенка (рассматривать мир его глазами) и координировать ее в целях организации процесса учения со своей собственной точкой зрения. Совокупность этих особенностей обозначается нами как способность педагогической децентрации.

Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе! " Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Именно через игру взрослый передает знания и опыт ребёнку, в свою очередь лучше узнавая внутренний мир малыша. Именно благодаря игре формируется чувство дружеского плеча. Ребёнок и взрослый - друзья и товарищи. Педагогу интересен ребёнок, его точка зрения, он видит в нём своего юного коллегу, пытливого, сообразительного и мечтательного человека. Игра - основа жизни ребёнка.

Личностно-ориентированная школа ставит своей целью изучить (а не только научить) каждого ребенка в индивидуальных проявлениях; обеспечить его развитие, выявить личностный «профиль», как устойчивое образование, определяющее направленность ученика, характер его проявлений в познании, повседневном поведении, досуговой деятельности.

Личностно-ориентированная модель обучения исходит из признания за каждым ребенком права проявить свои возможности в познании, поведении. Для этого педагог организует различные учебные ситуации, где бы любой ребенок, независимо от его «готовности» к школе (что обычно измеряется умением читать, считать, писать буквы) смог проявить свою детскую любознательность, самостоятельность, стремление к творчеству, не боясь ошибиться, «сделать не так», получить плохую отметку.

Если при первой обучающей модели вектор, взаимодействия выглядит как «учитель - ученик », то во второй «ученик - учитель ». Учитель, реализующий личностно-ориентированную модель обучения, видит свою профессиональную задачу не столько в передаче знаний (умений, навыков), как социокультурных образцов; их внедрении в сознание учащихся, сколько в раскрытии содержания субъектного опыта детей. Он опирается на него при реализации своих педагогических задач, постепенно переводит содержание субъектного опыта в систему научного знания; знакомит с правилами, приемами, алгоритмами действий, выработанными в культуре.

Работа с субъектным опытом детей (его раскрытие, использование в образовательном процессе) является основной педагогической задачей в личностно-ориентированной школе. Осуществление этой задачи в рамках учебно-дисциплинарной модели затруднительно, поскольку педагог реализует другие ценности, ставит перед собой иные цели, строит свое взаимодействие с детьми, в основном, на авторитарной основе. Итак, в личностно-ориентированной модели обучения основное внимание уделяется работе с субъектным опытом, а он у каждого ученика свой, неповторимый, в известном смысле уникальный.

Педагог не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Взгляд на ребёнка как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества.

В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.

Главная обязанность педагога - организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.

Личностно-ориентированная модель ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Необходимо учесть, что любая модель обучения исследуется ученными, реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе взаимодействия с воспитанниками.

Педагог - главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе. Воспитатель - это человек, который закладывает в детей основы основ. От него во многом зависит характер малыша, его система ценностей. Раньше у нас была учебно-дисциплинарная модель, где ключевой фигурой являлся воспитатель. Он командовал, дети выполняли. Сегодня мы пытаемся создать такую систему дошкольного образования, где главное действующее лицо - ребенок. В ней важны интересы детей, их индивидуальные способности. Сейчас мы не командуем нашими воспитанниками, мы спрашиваем каждого ребенка: «Чем бы ты хотел сегодня заняться?», выбор делает он сам. В дошкольном возрасте у ребенка проявляются различные таланты. Важно их увидеть и помочь малышу развить творческий потенциал. Нужно наблюдать, и ребенок будет виден, как на ладони. Одному нравится рисовать, другому - мастерить, третий весь день делает танцевальные движения. Может, это будущие великие художники и танцоры? Считаться с каждым ребенком, разумеется, сложнее, но и интересней.

Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно – ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. При объяснении только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху – вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно – ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А.Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Личностно – ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно – ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. При объяснении только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху – вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно – ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А.Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:

  • Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» - не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
  • Основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
  • Содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъектного опыта ребенка, как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.

При рассмотрении сущности личностно – ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога.

  • Индивидуальность – неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.
  • Личность – постоянно изменяющиеся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
  • Самоактуализация – стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей.
  • Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
  • Субъект – индивид или группа, обладающая осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
  • Субъектный опыт – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.
  • Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
  • Выбор – осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
  • Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Характерные черты личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ.

  • Замысел личностно – ориентированного взаимодействия – создание педагогам условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
  • Организация взаимодействия – проектирование характера взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; применение педагогических приемов для актуализации и обогощения субъектного опыта ребенка; использование разнообразных форм общения, особенно диалога; проявление доверия и толерантности во взаимодействии ребенка со взрослым и ребенка со сверстниками; стимулирование детей к осуществлению коллективного и индивидуального выбора заданий, форм и способов их выполнения; избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности; оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как размышлял, как делал, какие эмоции испытывал и т.д.).

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиции личностно – ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.