Периодические осмотры водителей. Медицинское освидетельствование водителей


"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2013, N 2

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МЕДОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЕЙ

Вопросы регулирования труда водителей актуальны для многих компаний. Тем более что законодательных требований и ограничений в этой сфере достаточно, а соблюдать их, особенно небольшим фирмам, удается не всегда. Причинами могут быть как нежелание нести дополнительные расходы, так и просто незнание отдельных вопросов. Но в связи с участившимися в последнее время случаями дорожно-транспортных происшествий, которые вызвали волну законодательных инициатив по ужесточению ответственности за нарушения Правил дорожного движения, следует ожидать и усиление контроля исполнения уже существующих требований транспортной безопасности. Одним из основных мероприятий, призванных не допустить к управлению автомобилями потенциальных нарушителей, являются предрейсовые медицинские осмотры водителей. И руководителям любых предприятий, использующих труд наемных водителей, следует соблюдать все требования к проведению таких осмотров.

Кто обязан проводить

Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.

Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу N А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8630/11).

В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 23.11.2009 по делу N А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель - определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.

Кому поручается проверка

Согласно п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств") проводить такие осмотры могут медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат; медицинское учреждение должно иметь лицензию. Исходя из этого у предприятия есть три варианта организации предрейсовых осмотров водителей.

Свой человек

Осмотр может проводить медик, состоящий в трудовых отношениях с предприятием. В наличии у него должен быть сертификат с неистекшим сроком действия, подтверждающий прохождение обучения по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 8 к Приказу Минздрава России от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения"). Такое обучение проводят региональные наркологические диспансеры (больницы). Лицензия медработнику, состоящему в штате компании и обслуживающему только ее работников, не нужна (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43).

А вот оформлять медика, имеющего сертификат, по гражданско-правовому договору (например, подряда) организации не следует. Дело в том, что выполнение такой работы на систематической основе можно будет квалифицировать как предпринимательскую деятельность, следовательно, ее осуществление без лицензии будет являться незаконным, а значит, под вопросом окажется и законность самих проводимых медосмотров.

Привлеченная организация

Компания может заключить договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров со специализированной организацией. Обратите внимание, что проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров является лицензируемым видом деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Приложение к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").

В лицензии у медицинского учреждения должно быть указано именно на наличие права проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых). Это важно, поскольку лицензируются и иные виды медосмотров, близких по смыслу, но не относящихся непосредственно к предрейсовым. Например, отдельные лицензии могут выдаваться на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров либо работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Кроме того, держателем лицензии может быть не только медицинское учреждение в общепринятом смысле (больница), но и любая иная организация. При этом предрейсовые медицинские осмотры могут быть для них единственным медицинским видом деятельности.

Реквизиты и номер лицензии, на основании которой действует организация, проводящая осмотр, желательно указать в тексте договора. В любом случае копия лицензии должна быть предоставлена организации - заказчику услуг по медосмотру.

Также в договоре важно отразить обязательность следующих действий проверяющего:

Сбор анамнеза (сведений о проверяемом водителе путем его расспроса);

Определение артериального давления и пульса;

Определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;

При наличии показаний - проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Кроме того, следует закрепить обстоятельства, при обнаружении которых водители не допускаются к управлению транспортным средством. К ним относятся:

Выявление признаков временной нетрудоспособности;

Положительная проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;

Выявление признаков воздействия наркотических веществ;

Выявление признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

Важно также прописать обязанность лица, проводящего проверку, незамедлительно сообщать заказчику по договору о случаях и причинах отстранения водителя.

Лицензия для себя

Организация может самостоятельно получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Такая лицензия позволит не только эффективно контролировать сотрудников своими силами, но и сэкономить на договорах со сторонними организациями.

Конечно, более целесообразно получение таких лицензий крупными автотранспортными предприятиями. Ведь им в любом случае приходится оплачивать труд медика в течение полного рабочего дня и строго соблюдать требования по оснащению медицинского кабинета ввиду большего риска проведения проверок. А значит, затрачивая примерно одинаковые ресурсы, можно получить и выгоду от сторонних клиентов.

Требования к соискателю лицензии изложены в п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Порядок проведения осмотров

Медицинские осмотры должны проводиться в специально оборудованном и оснащенном для этих целей медицинском кабинете. Требования к нему установлены Методическими рекомендациями об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приведены в Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, далее - Методические рекомендации).

Водитель должен явиться для прохождения осмотра с оформленным на текущий день путевым листом. Если в ходе осмотра медик не выявит противопоказаний для допуска водителя к работе, то по окончании осмотра он поставит соответствующий штамп в путевом листе. Именно эта отметка и будет являться единственным доказательством прохождения медосмотра, если водителя остановят для проведения соответствующей проверки сотрудники ГИБДД. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152)).

Осмотр начинается с опроса водителя. Медик выясняет его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. Также он обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций, бледность или покраснение кожи. Особую значимость при осмотре имеет состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет как показатель возможного опьянения. Артериальное давление и частота сердечных сокращений измеряются в любом случае, температура тела - при наличии объективных показаний.

Если выявлены признаки опьянения, то должен быть оформлен протокол контроля трезвости установленной формы (Приложение 3 к Методическим рекомендациям) в двух экземплярах. Один экземпляр остается у медработника, второй выдается руководителю организации, в которой работает водитель.

Общий примерный перечень случаев для отстранения приведен в уже упомянутом Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".

Кроме того, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) устанавливает запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

К сведению. Время проведения медицинского осмотра перед выездом на линию относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15). Значит, оно должно оплачиваться в рамках существующей системы оплаты его труда. Чтобы избежать споров о времени прохождения медосмотра, подлежащего оплате, в локальных актах компании желательно закрепить его нормативную продолжительность на одного человека. Она и будет служить основанием для расчета.

Отстранение

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указываются точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

Самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;

Направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какими бы курьезными и подозрительными для работодателя ни казались утверждения водителя, что он не пил, а принимал лекарства, освежал дыхание мятными пастилками и т. п., не стоит сразу подозревать его во лжи. В качестве примера можно привести случай, когда алкотестер при предрейсовом осмотре водителя показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Водитель при этом настаивал, что такой эффект дают его леденцы от кашля. Работника направили на освидетельствование в наркологический диспансер, и проведенное буквально через час исследование показало, что признаков опьянения не обнаружено. Для чистоты эксперимента предприятие на следующий день вновь обследовало этого водителя, предварительно попросив его не употреблять подозрительных леденцов. Первый анализ был отрицательным, затем работник при медике съел леденец - и через 10 минут алкотестер показал 0,3 промилле. А вот результаты проверки еще одного работника, которому был вручен точно такой же леденец, оказались отрицательными.

Последствия для работника

Недопуск к управлению автомобилем работника, находящегося в состоянии опьянения, оформляется работодателем как отстранение от работы согласно ст. 76 ТК РФ. Заработная плата за период такого отстранения работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Несмотря на то что ст. 76 ТК РФ не предусматривает обязательного письменного оформления факта недопуска, целесообразно все же зафиксировать его с указанием причин отстранения. Сделать это может руководитель организации либо непосредственный начальник провинившегося, если внутренними документами ему предоставлены такие полномочия. Кроме того, непосредственному руководителю следует служебной запиской (либо иным применяемым в организации внутренним документом) поставить в известность директора фирмы с предложением по привлечению работника к ответственности. Отстранение от работы оформляется приказом или распоряжением. Фиксация всех этих действий позволит в дальнейшем четко определить момент, с которого начинает отсчитываться срок для применения дисциплинарного взыскания.

За появление на рабочем месте в состоянии опьянения к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения на основании пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

К сведению. Даже если опьянение работника зафиксировано медиком в протоколе контроля трезвости, при применении дисциплинарной ответственности получение его объяснений является обязательным. Если он от них откажется, следует составить соответствующий акт.

Вместе с тем, чтобы избежать в дальнейшем споров о способности работника привести объективные аргументы, которые могли бы объяснить его поведение и смягчить ответственность, запрос пояснений правильнее будет сделать на следующий день, когда работник, скорее всего, вернется в нормальное состояние.

Если причиной недопуска к управлению транспортным средством послужило не злоупотребление алкогольными напитками, а общее состояние здоровья, то правила ст. 76 ТК РФ применяться не будут. Данная статья относится только к случаям отстранения по указанным в ней причинам, среди которых отсутствует физическое недомогание. Работник, не допущенный к работе медиком по причинам, не связанным с опьянением, и направленный в больницу, может получить больничный лист, который будет оплачен.

Если же обстоятельства, послужившие для недопуска водителя к работе, не подтвердились при посещении врача и работник вернулся для продолжения работы, то ситуацию возможно рассматривать как простой по не зависящим от сотрудника и работодателя причинам (оформляется приказом или распоряжением). Время недопуска в этом случае будет оплачиваться исходя из требований ч. 2 ст. 157 ТК РФ - не менее 2/3 его тарифной ставки (оклада).

Ответственность

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" КоАП РФ. Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица - 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб., для юридического лица - 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. - для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. - для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит: 20 000 руб. - для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).

И. Авдеева

Начальник юридического отдела

ОАО "Медавтотранс"

Не все работодатели правильно понимают смысл медицинского освидетельствования водителей. Из-за этого непонимания у работодателей сложилось мнение что водители транспортных средств: а)при устройстве на работу обязаны предъявлять медицинскую справку, б)периодически (а по новым правилам ежегодно) должны получать новую справку и предъявлять ее работодателю.

Напомню что медицинское освидетельствование проводится с целью определения у водителей (кандидатов в водители) наличия или отсутствия медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами. По его результатам выдается медицинское заключение в виде справки (п.п. 6 и 8 ст. 23 ; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утвержден Приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344н).

Медицинское заключение требуется в случаях, связанных с получением, заменой или возвратом водительского удостоверения (п. 4 Порядка; Информация Минздрава РФ от 21.03.2016):

  • при сдаче экзамена на получение права управления транспортным средством (п. 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097);
  • при возврате водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортным средством, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (например, при лишении водительского удостоверения за управление транспортным средством в состоянии опьянения) (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ);
  • при возврате водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами) (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ);
  • для обмена иностранного национального водительского удостоверения (п. 39 Правил);
  • при замене водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ; пп. «а» п. 29, пп. «в» п. 30 Правил);
  • при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пп. «д» п. 29, пп. «в» п. 30 Правил).

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет. То есть медицинская справка нужна только для каких либо действий связанных с получением водительского удостоверения.

Но зачастую работодатели не правильно истолковывают законодательство и думают что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев и после этого её надо обновлять. Эта справка, как в принципе и любая справка, имеет определенный срок действия и этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которому необходимо получить или заменить водительское удостоверение. Почему срок действия 12 месяцев? Например, все кандидаты в водители перед первой сдачей экзамена в ГИБДД обязаны предъявить справку. Но если экзамен не сдан то следующая пересдача возможна только минимум через 7 дней, а третья пересдача уже минимум через 30 дней. То есть процесс пересдачи может затянуться на долги, и именно для этого законодательством предусмотрен срок действия справки 12 месяцев.

Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. То есть, требование работодателя предъявить справку — незаконно. Работодатель может попросить предъявить справку, но не требовать.

Вместо этого для определения пригодности водителей для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний предусмотрено прохождение обязательных периодических медосмотров. Работодатель обязан самостоятельно и за свой счет организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных автомобилей. Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее — Закон № 196-ФЗ). Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абз. 6 ст. 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Предусмотрены, в частности, следующие виды обязательных осмотров водителей:

  1. Предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
  1. Периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Целью данного осмотра является, в частности, определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 3 Порядка проведения медицинских осмотров, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя.
  1. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Работодатель обязан организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Закона № 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ). Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 3, 8 ст. 213 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона № 323-ФЗ и пп. 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (далее — Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя.

Делаем вывод что работодатель не вправе требовать от работника предъявлять действующую медицинскую справку. Эта справка собственность водителя которую он должен предъявить только в ГИБДД при получении или замене водительского удостоверения. Вместо этого работодатель обязан сам и за свой счет проводить все, предусмотренные законодательством, медицинские осмотры водителей.

Напоминаем что на сайте, в разделе , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документации то на сайте www.сайт можно приобрести для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Когда разговор идёт об обычном медицинском освидетельствовании, подавляющее большинство людей представляет обследование, подтверждающее подозрение . Однако такая процедура имеет намного более широкую сферу применения. Проходить подобное обследование нужно всем, кто желает получить свой водительское удостоверение, а также людям, которые используют автомобили в любой профессиональной деятельности. Поэтому каждому автомобилисту стоит знать, что такое обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, где и когда нужно его проходить.

Состояние здоровья должно позволять автомобилисту управлять транспортным средством

Правила и периодичность

Закон гласит, что медицинское освидетельствование должны проходить кандидаты, желающие получить действующее водительское удостоверение. Эта процедура знакома любому водителю, поскольку после её успешного окончания человеку выдаётся стандартная медицинская справка, предъявляемая в автошколе и отделении ГИБДД. Обычному водителю, который не использует собственный транспорт в профессиональной сфере, регулярно проходить обычное медицинское освидетельствование ни к чему. После получения первого водительского удостоверения справка потребуется только в следующих случаях:

  • Плановая замена удостоверения спустя 10 лет после первой выдачи;
  • Обмен документа при введении новых стандартов или получении удостоверения международного образца;
  • Возврат удостоверения после лишения по определённой причине;
  • Открытие новых категорий прав;
  • Утеря документа.

А вот профессиональным водителям требуется обязательно проходить типовое медицинское освидетельствование, устраиваясь на работу - в противном случае организация не имеет права выпустить такого человека в рейс. Процедура выполняется однократно, и справка подаётся работодателю непосредственно перед формированием приказа о зачислении работника в штат. Однако законом установлено, что предприятие должно разработать регламент прохождения периодического освидетельствования. Максимальная протяжённость периода между двумя осмотрами составляет 2 года. Минимальная не ограничивается, однако если освидетельствование при приёме выполняется за счёт работника, то периодические осмотры оплачивает предприятие.


К водителям пассажирского транспорта предъявляются особые требования

Если работа профессионального водителя связана с транспортировкой опасных грузов (ядохимикатов, радиоактивных материалов, нефтепродуктов и прочих) либо с пассажирскими перевозками, перед выходом в любой рейс он обязан . Оно позволяет убедиться, что сотрудник предприятия сможет выполнить поставленную задачу, не создавая угроз для безопасности окружающих. Освидетельствование осуществляется и после рейса - оно призвано установить, не принимал ли водитель никаких опьяняющих веществ во время поездки и определить, не ухудшилось ли существенно его состояние после значительного физического и нервного перенапряжения. На частного предпринимателя либо самозанятое лицо, управляющее своим транспортным средством лично, распространяется требование проходить медицинское освидетельствование всех указанных выше видов.

Порядок проведения такой типовой процедуры, как медицинское освидетельствование, предполагает прохождение водителем трёх этапов. Вначале стоит отправиться в муниципальную поликлинику либо государственную больницу, чтобы получить бланк справки соответствующего образца. Перечень врачей, в кабинеты которых придётся заглянуть для получения документа, зависит от обращения в определённое медучреждение. Согласно закону, полноценное медицинское освидетельствование включает осмотр у:

  • Офтальмолога;
  • Невропатолога;
  • Хирурга;
  • Терапевта.

Врачи могут назначить обследование у пульмонолога и флюорографию лёгких, общие анализы, а женщинам - посещение кабинета гинеколога. Медицинское освидетельствование в подобном формате можно проходить и в частных клиниках, однако предварительно необходимо уточнять эту возможность, поскольку негосударственные медучреждения не обязаны предоставлять водителям справки.


Проверка здоровья обязательна для всех водителей

Непременным условием для оформления справки является стандартное медицинское освидетельствование у нарколога и психиатра. Ранее такую процедуру можно было проходить в обычном стационаре, однако с 2014 года это правило было упразднено. Теперь освидетельствование указанными врачами выполняется исключительно в лицензированных государством диспансерах, оказывающих специализированные услуги. Направление в них можно получить в больнице либо уточнить местонахождение учреждений на сайте Минздрава. Медицинское освидетельствование является платной услугой - его стоимость варьируется от 800 до 5000 рублей в зависимости от выбранной клиники и диспансера - при этом стоит помнить, что периодическое обследование никогда не проводится за счёт средств самого водителя.

При освидетельствовании перед рейсом и после обращаться в медицинское учреждение будет невозможно по понятным причинам - это отняло бы значительную часть времени водителя. Согласно закону о здравоохранении, на предприятиях, занимающихся транспортировкой особо опасных грузов либо пассажирскими перевозками, должны создаваться медицинские кабинеты с профессиональными работниками, получившими специальность «Профпатологии». Для водителя услуги медицинского персонала предприятия должны быть полностью безвозмездными. Уклоняться от прохождения освидетельствования сотрудник не имеет права, даже если он является руководителем и собственником предприятия. Врач же обязан вынести непредвзятое суждение о здоровье обследуемого и дать обоснованное заключение.


По информации медицинского обследования может быть дано заключение об ограниченной пригодности человека к управлению транспортом. В документе, выданном водителю, указывается сущность этого ограничения - наиболее распространены следующие пометки:

  • Вождение только в очках;
  • Запрет на управление пассажирским транспортом;
  • Запрет на профессиональную деятельность;
  • Запрет на перевозку опасных грузов и т. д.

Существуют и случаи полной непригодности водителя к управлению транспортом либо к выходу в рейс. В таком случае человека отправляют на углублённое обследование и лечение, а справку выдают только после выдачи положительного заключения во время повторного обследования. При верном оформлении документов второй экземпляр всегда остаётся в учреждении либо в медкабинете предприятия, что обеспечивает быстрое разрешение возникающих споров с официальными инстанциями.

Ответственность

Любому человеку понятно, что водитель в состоянии любого опьянения либо неспособный контролировать собственные действия за рулём по конкретным медицинским показаниям, представляет собой угрозу общественному спокойствию или безопасности окружающих людей. Поэтому актуальным законодательством предусмотрена достаточно серьёзная ответственность за допущение такого серьёзного нарушения. Отсутствие обычного медицинского освидетельствования в глазах правоохранителей приравнивается к запрету на вождение транспорта, поскольку вероятность наличия противопоказаний очень велика. Однако стоит помнить, что доказательство прохождения стандартного медицинского освидетельствования придётся предъявлять инспектору только профессиональным водителям. Обычный автолюбитель получает справку только .


Справку лучше получить до поступления в автошколу

Если водитель отказался проходить предрейсовый осмотр либо медицинское освидетельствование после возвращения с маршрута, ему придётся столкнуться со штрафом, составляющим 1000–1500 рублей. Ответственное должностное лицо (например, врач или директор предприятия), которое допустило выход в рейс сотрудника без медицинского освидетельствования, должно уплатить штраф 2–3 тысяч рублей. Наиболее тяжёлое наказание приходится на долю предприятия в форме юрлица - ему придётся перечислить в государственные фонды 30–50 тысяч рублей. Если ответственность за неисполнение норм законодательства лежит непосредственно на частном предпринимателе, ему назначается такое же наказание, как и юридическому лицу.

Если водитель не прошёл медицинское освидетельствование перед получением своего удостоверения, никаких штрафных санкций ему не грозит. Однако права останутся в отделении ГИБДД, пока кандидат не сможет предоставить все необходимые доказательства своего здоровья. Специалисты рекомендуют получать справку ещё до , поскольку знать о возможных ограничениях необходимо ещё до внесения платы за обучение.

Срок действия

Очень часто приходится слышать о сроках актуальности типовой справки, полученной обследуемым после медицинского освидетельствования. Однако в законодательстве ничего не сказано о продолжительности действия официального документа при вынесении положительного заключения для водителя. Врач имеет право назначить срок следующего медицинского освидетельствования только при обнаружении потенциально опасных заболеваний. Обычно устанавливается период, составляющий от полугода до 3 лет, в течение которого потребуется пройти дополнительное обследование. Если со здоровьем водителя всё в порядке, ему придётся проходить только периодическое медицинское освидетельствование, назначенное работодателем.


Период прохождения следующего медицинского освидетельствования составляет до 3-х лет

Когда после медицинского освидетельствования врач пытается поставить ограничение по сроку его действия, вам необходимо напомнить сотруднику медучреждения о нормах законодательства. Практика показывает, что хорошо предотвращает такие неправомерные действия угроза пожаловаться в Минздрав. Если врач настаивает на своём, не начинайте скандала, а вежливо высказывайте свой протест. На регистратуре узнайте полные данные врача, проводившего ваше медицинское освидетельствование, а затем отсылайте жалобу в Минздрав. Можно пользоваться электронной заявкой на сайте организации - юристы утверждают, что более 90% таких дел удаётся решить в пользу водителя без малейших усилий.

Обязательная процедура

Для обычного автолюбителя медицинское освидетельствование является одним из небольших эпизодов получения прав - обычно его приходится проходить каждые десять лет. Однако профессиональные водители вынуждены посещать больницу регулярно, поскольку некоторые работодатели устанавливают срок периодического медицинского освидетельствования на уровне 2–3 месяцев. Конечно, расходы несёт предприятие, но сама процедура может затягиваться и занимать не один день при большой занятости врачей. Если говорить о предрейсовом медицинском освидетельствовании, то оно проводится по сокращённой программе, отнимающей не больше нескольких минут времени водителя. Однако наличие отклонений в здоровье или может стать причиной отстранения от работы, и, следовательно - лишения дохода.

Для транспортных предприятий медицинское обеспечение безопасности дорожного движения является обязательным условием осуществления основного вида деятельности. Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ были внесены поправки, по сути упорядочившие нормативную базу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (ТС). Что же изменилось с 31 марта 2014 года? Также поговорим об учете и налогообложении расходов на проведение медосмотра.

Зачем понадобились поправки?

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено много лет ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения. Оно заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Периодичность названных мероприятий, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим устанавливаются федеральным законом. Однако федеральный закон, определяющий порядок и периодичность проведения обязательных медицинских освидетельствований водителей индивидуальных транспортных средств, до настоящего времени не принят.
В связи с этим правоприменителям приходится руководствоваться подзаконными нормативными актами, причем приняты они не во исполнение Закона о безопасности дорожного движения, а в целях реализации норм других нормативных актов такого же уровня, в частности Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, хотя к нему нет отсылочных норм.
Законодатель решил исправить правовые нестыковки и заполнить пробелы, не принимая отдельный закон, а дополнив ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения конкретными указаниями по проведению медосмотров водителей ТС и введя отсылочную норму на Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ. Плюс к этому введены отдельные нормы, посвященные медицинским противопоказаниям, медицинским показаниям и медицинским ограничениям к управлению ТС (ст. 23.1 Закона о безопасности дорожного движения). Предлагаем во всем этом разобраться вместе.

Виды медицинских осмотров

Понятие «медицинский осмотр» в отношении работников без принадлежности их к той или иной профессии определено в ст. 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. В отношении водителей ТС конкретизирует понятие «медосмотр» Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ. При этом названный акт вводит понятие «водитель транспортного средства». В законе оно определяется так: лицо, управляющее ТС (в том числе обучающее управлению ТС). Водитель может управлять ТС в личных целях (как гражданин) либо в качестве работника (в организации) или индивидуального предпринимателя.

К сведению. Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Это правило уточнено Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ.

Обязательные медицинские осмотры водителей бывают четырех видов. Предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей ТС. Периодические (не реже одного раза в два года) — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС. Предрейсовые — в течение времени работы лица в качестве водителя ТС, за исключением выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Послерейсовые — в течение всего времени работы лица в качестве водителя ТС, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

На заметку. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на предпринимателей в случае самостоятельного управления ими ТС, осуществляющими перевозки (Письмо Росздравнадзора от 12.03.2014 N 01И-271/14).

Кем и где проводятся медосмотры? Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми сторонними, либо штатными медицинскими работниками. Работодатель вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников должен будет устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что будет сделано в ближайшем будущем.

К сведению. Проведение обязательных ежедневных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей предусмотрено Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы.

При этом все неурегулированные вопросы проведения медосмотров разрешаются в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в РФ. Во исполнение его приняты различные подзаконные акты, среди которых выделим Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (приложение 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). Что касается предрейсовых медосмотров водителей транспортных средств, то для них предусмотрены отдельная инструкция (приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555) и методические рекомендации, которые доведены Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. Несмотря на рекомендательный характер последнего документа, он используется чаще, чем инструкция 1989 года, что подтверждается судебной практикой, связанной с вопросами по проведению предрейсовых медосмотров. Причем разработано Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32). Что касается послерейсовых осмотров водителей, то в распоряжении автора не оказалось регулирующего этот вопрос документа. Если и читатель его не найдет, то порядок проведения послерейсового осмотра водителя придется установить организации самостоятельно.
И еще, у обывателей бытует мнение, что медосмотры обязательны для водителей транспортных организаций и предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров и (или) грузов. Однако это заблуждение, так как обозначенные выше требования ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.

Медицинское освидетельствование

Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей ТС (кандидатов в водители ТС) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС (п. 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). В отличие от медосмотров, данные мероприятия проводятся за счет средств водителей ТС (кандидатов в водители ТС) (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Рассматриваемая процедура осуществляется лишь в нескольких случаях: перед тем, как стать водителем ТС (для кандидатов в водители), и после того, как водитель получил водительское удостоверение, — когда срок его действия истек, в связи с чем нужна замена, или же удостоверение нужно вернуть после истечения срока лишения права на управление ТС. Еще одна причина проведения медицинского освидетельствования — внеочередное обследование в связи с выявленными при периодическом медосмотре признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению ТС (п. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. При этом обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя ТС (кандидата в водители).
Это основное, что следует знать организации о медицинском освидетельствовании водителей ТС (кандидатов в водители). О проведении процедуры в отношении иных работников сказано в ст. 65 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. Она имеет общий характер по отношению к вышеозвученным специальным нормам, введенным в Закон о безопасности дорожного движения.
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов в водители) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению ТС. Медицинскими противопоказаниями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного вождения ТС и при которых гражданину запрещено управлять автомобилем. Медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик. Конкретные перечни противопоказаний и ограничений по управлению ТС устанавливаются Правительством РФ.
Выявление противопоказаний или ограничений является одним из оснований прекращения действия права управления ТС. Также авто с водителем будет не допущено к участию в дорожном движении по истечении срока действия водительского удостоверения или же в случае лишения права на управление ТС. Это следует из новой редакции п. 1 ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения.

Медицинский осмотр или освидетельствование?

Данный вопрос логичен, так как из обновленной ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения не ясно, данные процедуры являются дополняющими или исключающими. По мнению автора, обязательное медицинское освидетельствование должны проходить водители ТС — граждане, которые в таком качестве не связаны трудовыми отношениями с работодателями. Медицинское освидетельствование касается действий, связанных с получением, заменой, возвратом водительского удостоверения, без которого никто не может быть допущен к управлению ТС. Медосмотр же — это дополнительное мероприятие медицинского обеспечения безопасности дорожного движения со стороны работодателя. Таким образом, можно сказать, что медосмотр и медицинское освидетельствование — это два дополняющих друг друга мероприятия, осуществляемых в отношении водителей транспортных организаций. Больший интерес для бухгалтера представляют медосмотры водителей ТС, так как именно их проведение работодатель оплачивает из собственного кармана.

Методология учета медосмотров

Затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение обязательных медосмотров, относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). У транспортной компании они включаются в себестоимость оказываемых услуг. Сюда же относятся предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения гособязанностей). Об этом сказано в Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок.
Другой документ — Инструкция по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте рекомендует включать затраты на проведение медосмотров в состав расходов по обеспечению нормальных условий труда. При этом расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, относятся к расходам на оплату труда. «В чем разница?» — спросит читатель. В том, что первый вид затрат (по обеспечению нормальных условий труда) может быть отнесен к косвенным расходам, а второй (оплата труда) — к прямым. Но, по мнению автора, методологически более верно все затраты, связанные с прохождением медосмотров, распределить между видами перевозок, в которых участвуют осматриваемые водители. То есть все затраты признать прямыми. Такой порядок позволит объективно распределить расходы и посчитать себестоимость перевозок, включающую затраты, связанные с проведением медосмотров. При этом нужно помнить, что эти затраты относятся к текущим расходам по обычным видам деятельности транспортной компании и отражаются в периоде их осуществления.

Налог на прибыль

Затраты на оплату услуг персонала, проводящего предрейсовые медосмотры, а также на приобретение необходимых медикаментов и инструментов уменьшают налогооблагаемую прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вознаграждение же медицинскому работнику, проводящему предрейсовые медицинские осмотры водителей, выполняющему работу по договору гражданско-правового характера и не являющемуся индивидуальным предпринимателем, включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (в составе расходов на оплату труда) (п. 1 ст. 255 НК РФ). Хотя налоговики считают, что затраты на оплату услуг персонала организации, проводящего предрейсовые медосмотры, уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@). При этом условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются их экономическая обоснованность, факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью, направленной на получение доходов. У транспортных организаций медосмотры водителей в силу требований законодательства являются обязательными, что позволяет учесть расходы на их проведение по одному из указанных выше оснований. Исключение составляют случаи, когда затраты на проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников финансируются за счет взносов на страхование от травматизма. Такая возможность предусмотрена пп. «е» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Возмещение затрат из данного источника финансирования не позволяет считать их расходами организации, скорее, это страховое обеспечение.

Единый налог при применении УСНО

У организаций, применяющих спецрежим — «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», расходы на оплату медосмотра персонала не включены в перечень расходов, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ. В то же время материальные затраты «упрощенца» (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются согласно порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). В силу пп. 6 п. 1 данной статьи затраты на оплату работ, услуг производственного характера (в частности, на обеспечение безопасных условий труда) могут быть отнесены к материальным расходам. Поэтому расходы на проведение медосмотра работников, связанные с участием персонала в основной деятельности организации, уменьшают полученные доходы при расчете единого налога. Главное, чтобы проведение медицинских осмотров было обязательным в силу законодательства, в чем транспортным компаниям и их водителям сомневаться не приходится.

Налог на доходы физических лиц

В общем случае оплата за работника товаров (работ, услуг) считается его доходом, полученным в натуральной форме, либо в виде материальной выгоды. Статьей 41 НК РФ определяется доход как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. У работника, за которого работодатель оплачивает прохождение медицинского осмотра, рассматриваемой выгоды не возникает. Это компенсационная выплата, связанная, в частности, с исполнением сотрудником организации трудовых обязанностей. Она не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (Постановления ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56-12834/2010, ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11).

Об ответственности

Итак, проведение медицинских осмотров — безусловно, важное и нужное мероприятие. Поэтому относиться к нему нужно ответственно всем, кто принимает в нем участие. Сказанное подтверждает ст. 11.32 КоАП РФ, введенная Федеральным законом от 28.12.2013 N 437-ФЗ. Ей установлены административные штрафы за нарушение порядка проведения обязательных медосмотров. Санкции для организаций (предпринимателей) составляют 30 000-50 000 руб., для руководителей — 2 000-3 000 руб., а для граждан — 1 000-1 500 руб. При этом предприниматель, который управляет ТС и для которого также проведение медосмотров обязательно, наказывается как и юридическое лицо.
Также напомним, что организация проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров включена в круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ). За невыполнение требований охраны труда в 2014 году ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а в 2015 году — ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Нарушение же правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является уголовно наказуемо (ст. 143 УК РФ).
Для перевозчиков пассажиров проведение медицинских осмотров является одним из лицензионных условий. То есть обязательно наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей ТС, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей ТС», или наличие договора с медицинской организацией или предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию (пп. «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом). За нарушение лицензионных условий возможно не только наложение штрафа, но и лишение лицензии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Как видим, по существу для транспортных организаций мало что изменилось, в большей степени законодателем доработана нормативная база, к тому же следует ждать скоро появления подзаконных нормативных актов, снимающих вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения на практике. Поживем — увидим.

С каждым годом в стране с геометрической прогрессией увеличивается количество автомобилей. Поэтому и неудивительно, что все большее число людей проходит медицинский осмотр для получения справки о состоянии здоровья, а значит, и разрешения на управление автотранспортным средством.

С 31 марта 2014 года в Российской Федерации вступили в силу изменения к Федеральному Закону «О безопасности дорожного движения», которые касаются сроков прохождения различных медицинских осмотров водителей. Рассмотрим подробнее, что же нового появилось в этом Законе.

Сначала разберемся с самим понятием, кто же считается водителем транспортного средства. В изменениях к закону сказано, что водителем транспортного средства является лицо, управляющее этим средством, или обучающее управлению. Существует три группы водителей, это:

1. Работающие в должности водителя;

2. Использующие автомобиль, как индивидуальные предприниматели;

3. Управляющие личным автомобилем.

Имеется большой перечень видов обязательных медицинских освидетельствований, но, конечно, не все водители обязаны их проходить. Для того чтобы разобраться, остановимся на этом вопросе поподробнее.

Итак, на основании п. 1 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» :

1. Обязательное освидетельствование кандидатов в водители;

2. Обязательное освидетельствование при замене водительского удостоверения;

3. Обязательное освидетельствование при возврате прав после лишения.

Больше всего повезло водителям с личным автотранспортом, им сделано существенное послабление. Если раньше они проходили медицинское освидетельствование каждые три года, то теперь, согласно новым поправкам, этот срок увеличился до пяти лет.

Гораздо сложнее стало профессиональным водителям. Кроме прохождения всех вышеуказанных осмотров, они обязаны проходить и несколько других.

Перечислим их:

1. Обязательный предварительный медицинский осмотр (при приеме на работу водителем);

2. Внеочередное обязательное освидетельствование (проводится только в том случае, если у водителя выявлены какие-то отклонения в здоровье);

3. Обязательный периодический медицинский осмотр (каждые два года);

4. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр (кроме водителей оперативных служб, работающих в круглосуточном режиме);

5. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.

Данные изменения, в значительной степени, ужесточают контроль над водителями, которые занимаются перевозкой пассажиров. Они обязаны будут два раза в день проходить медосмотр (предрейсовый и послерейсовый). Это связано с тем, что многие перевозчики (особенно на маршрутном такси) относятся к медицинскому освидетельствованию формально, а нетрезвые водители за рулем маршруток давно уже не редкость. Разработчики изменений к Федеральному Закону надеются, что ежедневные проверки будут дисциплинировать нерадивых водителей.

Так же, в Законе подробно прописано, за чей счет должны быть осуществлены медицинские освидетельствования.

За личный счет осуществляется только обязательное медицинское освидетельствование, все остальные медосмотры обязаны оплачивать работодатели.

В п. 7 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» написано, что все медицинские освидетельствования можно пройти в любой государственной или частной поликлинике. Ограничения касаются только врачей - психиатров и врачей – психиатров - наркологов. Заключения данных врачей действительны только при прохождении обследования в государственном учреждении здравоохранения. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться непосредственно в организации, приглашенными медицинскими работникоми.

Законодатели надеются, что применение данных мер приведет к значительному сокращению количества аварийных ситуаций на дорогах страны. Ежедневно большое количество происшествий с участием автотранспорта происходит, именно, по вине водителей. Это может быть, как и резкое ухудшение здоровья водителя, так и нахождение его в алкогольном опьянении, или, что еще хуже, в наркотическом состоянии. Вот основной целью введения изменений в Федеральный Закон, как раз, и является определение наличия (или отсутствие) у водителей различных медицинских противопоказаний, запрещающих им управлять транспортными средствами.

Изменения в нормативные документы уже вступили в силу. Хочется напомнить, что штрафы за нарушение порядка проведения медицинского осмотра, никто не отменял. Для физических лиц они составляют от 2000 до 3000, а для юридических – от 30000 до 50000 рублей.