Виды тентованных машин. Автомобильный прицеп: инструкция по применению

Прицеп для легкового автомобиля. Как выбрать и на что обратить внимание.

Сегодня нельзя представить автотранспорт без такого простого и практичного приспособления как прицеп. На прицепе можно перевозить самые разнообразные грузы, и даже другие транспортные средства и технику: квадроциклы, снегоходы, катера, лодки, мотоциклы.
Если говорить о истории создания прицепа, то его приписывают как ни странно женщине. Так Берта Бенц, жена Карла Бенца (создатель первого автомобиля), еще в 19 веке при испытании одной из моторизованных повозок, привязала к ней прицеп с скарбом, это и был первый в мире прицеп. Конечно говорить о каких либо стандартах тогда было еще рано, все только еще систематизировалось и что говориться вставало на ноги, а вот сегодня мы уже имеем определенные представления о том, как должен выглядеть полноценный прицеп, какая подвеска будет для нас предпочтительна, какое сцепное устройство лучше, на какую перевозимую массу мы рассчитываем исходя из мощности двигателя и особенностей кузова нашего автомобиля
Виды прицепов


Прежде всего хотелось сказать о грузоподъемности прицепов, так прицепы с снаряженной массой (масса прицепа + масса груза) до 750 кг считаются легкими прицепами и более 750 кг тяжелыми, при этом тяжелые в обязательном порядке должны оснащаться собственной автономной тормозной системой.
Кроме того, прицепы легковых автомобилей бывают универсальные грузовые, наиболее распространенные, предназначены для перевозки самых разнообразных грузов и прицепы специального назначения. Если с универсальными прицепами все понятно, то категория специального назначения включает в себя:
- прицепы самосвалы для транспортировки и быстрой разгрузки сыпучих грузов;
- цистерны для транспортировки жидкостей;
- прицепы для перевозки мототехники - лодки, гидромотоциклы, снегоходы, картинги и т.д.;
- прицепы-автовозы предназначены для перевозки автомобилей;
- туристические прицепы для перевозки багажа, а также совместно с функцией и обеспечения комфортного отдыха для путешественников;
- прицепы-дома - название говорит само за себя, дом на колесах с самыми разнообразными человеческими удобствами, все зависит от его стоимости и ваших желаний;
- коммерческие прицепы - мобильные павильоны для осуществления торговли на улице, например торговля сладкой ватой, мороженым, курицами гриль, осуществляется как правило в нашей стране именно с таких прицепов. Должны быть оборудованы необходимым оборудованием (плитой, холодильником, витриной и т.д.);
- прицепы для перевозки животных (например, применяются активно для перевозки лошадей конной полиции в Москве).
А теперь рассмотрим конструктивные элементы прицепов

Конструктивные элементы прицепов для легковых автомобилей

Прицеп по сравнения с конструкцией автомобиля намного проще, в нем можно выделить следующие кузовные и конструктивные элементы: рама, дышло, кузов и подвеска.

Рама у универсальных грузовых прицепов выполнена обычно из швеллера, сварена в виде прямоугольника с усиливающими перемычками. В специализированных прицепах рама как правила сложная и зависит от перевозимого груза, так например для лодки, рама имеет форму параболы для базирования лодки на прицепе.

Дышло - элемент, играющий роль связки между прицепом и автомобилем. Во время транспортировки прицепа на него передаются сжимающие и растягивающие нагрузки. Также у основания крепления дышла, образуется порой значительный крутящий момент, особенно когда прицеп нагружен неравномерно или на не ровной дороге во время раскачивания. Дышло как правило выполнено в виде А-образной или I- образнойй формы. Также на дышле установлен узел сцепки, предохранительные цепи или тросы, убирающаяся подставка (если она предусмотрена производителем).
Более подробно стоит остановиться на узле сцепки прицепа. Если как мы говорили ранее, прицеп имеет разрешенную максимальную массу более 750 кг, то в узел сцепки вмонтированы и элементы тормозной системы прицепа, а также демпфирующие элементы (смотрите рисунок ниже)


Из рисунка видно, что сцепное устройство во-первых обладает поворотным шарниром, образуемым из двух сопрягаемых деталей, шар фаркопа – 1 и чашка соответственного диаметра сцепного устройства. От вылета чашки с шара предусмотрен запорный механизм с предохранителем – 2.
Часть подобных сборок шар- сфера, имеет регулировку зазора между сопрягаемыми деталями, для возможности «выбрать» изменившейся размер от износа деталей. Диаметр шара должен составлять 50 мм с допуском в минус 1 мм, то есть когда шар будет 49 мм, ее необходимо заменить. Минимальное расстояние между центром шара и бампером на автомобиле должно составлять не менее 6,5 см, именно такой размер гарантирует безопасную сцепку дышла, для элементов кузова в случае поворота. Перед установкой чашки на шар необходимо воспользоваться консистентной смазкой, обильно смазав ею шар.
На дышле также может размещаться запасное колесо для прицепа. Дышло может быть складным или съемным. Также в случае перевозки длинномеров может удлиняться за счет установки дополнительного звена.

Страховочные тросы (цепи) говорят сами за себя, они страхуют прицеп на случай слета чашки дышла с шара фаркопа. Эксплуатация прицепа без таких тросов (цепей) не допускается.
Складная подставка служит для удобства установки прицепа в горизонтальном состоянии без помощи форкопа автомобиля, а также упрощает операции по присоединению к нему.

Кузов прицепа зависит от его прямого назначения, так у грузовых прицепов это просто борта, у прицепа - дом на колесах, это домик, у прицепов для перевозки техники вместо кузова применяются регулируемыми плоскости под колеса техники и т.д.
Возможности и функциональность каждого отдельного кузова будет зависеть и от ваших финансовых возможностей. Так борта могут быть надстраиваемыми и съемными, с тентом крышей, кузов домика может быть выполнен утепленным, с усиленной рамой и элементами конструкции под встроенную бытовую технику. Прицеп для транспортных средств, может иметь крышу из стеклопластика, регулировочные лебедки, для надежного раскрепления перевозимого груза.

Подвеска прицепов

Прицепы легковых автомобилей могут быть одну или две оси. Прицеп у которого две оси и расстояние между ними менее 1 метра, называется прицепом со спаренной осью. Остальные соответственно по количеству осей, двухосный и одноосный. Более подробно остановимся на каждой из разновидностей встречающихся подвесок прицепов.

Зависимые подвески прицепов.

Зависимая подвеска имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести, более «собранную» конструкцию, что позволяет преодолевать бездорожья с возможностью вывешивания одной из осей, при этом данное свойство спасет прицеп от посадки на днище.
При этом на трассе, такие прицепы склонны к опрокидыванию при прохождении поворота, это опять же относится к свойствам конструкции подвески.

Рессорная зависимая состоит из балки и рессор установленных на ней. Также для плавности установлены два амортизатора с каждой стороны по одному. Подвеска аналогична подвеске грузовых автомобилей, в этом ее плюс: значительная масса перевозимого груза, надежность и простота. К минусам можно отнести плохую плавность, при преодолении неровностей.


- Пружинная зависимая полностью повторяет выше описанный вариант, за исключением применения пружин вместо рессор. Такая подвеска более «мягкая», но и менее долговечная. Пружины работая под нагрузкой, как правило, проседают через 4-5 лет. Прицеп теряет плавность преодоления неровностей, уменьшается возможная грузоподъемность.
Особенностью является продольная тяга. Пружины не столь жесткие как рессоры, и без тяги, мост просто не удержится в своем положении, его уведет в одну или другую сторону, при этом пружины могут выпрыгнуть со своих установочных чашек.


Независимая подвеска прицепов.

Данная подвеска более динамично реагирует на изменение дороги, способна «поглотить» ее неровности, более устойчива в поворотах.
- Рычажно-пружинная независимая имеет рычаги расположенные по ходу движения или перпендикулярно (не принципиально), на рычагах закреплены амортизаторы и пружины. Подвеска «мягкая», устойчива в поворотах.

Резино-жгутовая независимая подвеска состоит из продольно закрепленной трубы с вставленными в нее амортизирующими профильными элементами (резина) и стержнем в центре для каждого из колес. На конце стержней имеется рычаг, к которому и прикреплены колеса. Подвеска не обслуживаемая, при ее износе восстановить ее не удастся. При замене придется менять целиком весь мост.
Сама по себе мягкая и плавная, имеет значительное ограничение по грузоподъемности.
Часто устанавливается на прицепы со сдвоенной осью, для перевозки лодок, катеров



- Торсионная независимая подвеска давно зарекомендовала себя на легковых автомобилях. Торсион крепиться к кузову, а на конце его рычага имеется амортизатор, для смягчения колебаний.
По эксплуатационным свойствам аналогична резино-жгутовой подвеске. При поломке торсиона, как правило он просто ломается от усилия на кручение, приходится менять дорогостоящий элемент – торсион.

Ходовая часть прицепов

Как правило производитель пытается подстроиться под колесные стандарты уже имеющихся колес. Наиболее популярный размер диска прицепа 13 или 14 дюймов. Отсюда и размерность подшипников, ступиц и т.д. Для большинства отечественных прицепов подходят диски от моделей Жигули и Лада. Также используются диски и от автомобиля «Москвич» и «Волга». Некоторые прицепы имеют сверловку фланца позволяющую установить различные типоразмеры дисков, соответственно колес.
Требования к шинам устанавливаемым на прицеп, аналогичны требованиям к шинам устанавливаемых на автомобиль:
- высота рисунка протектора не менее 1,6 мм;
- не допускается установка на одной оси прицепа диагональных шин вместе с радиальными, а также с разным рисунком протектора.

Тормозные системы прицепов

Увеличение массы влечет за собой неизбежно и увеличение инертности. При этом неважно стоит ли связка автомобиль - прицеп на месте или находится в движении. Значительное увеличение инертности влечет за собой повышенную нагрузку на тормозную систему автомобиля, что сказывается на ее ресурсе и эффективности. ПДД предписывают тормозной путь для автомобиля с прицепом на ровной сухой поверхности при скорости 40 км/ч не более 13,6 м3.
Также держать прицеп (особенно с грузом) на наклонной поверхности только одними руками тоже проблематично. Так как же решаются данные задачи?
Рабочая тормозная система - именно эта система устанавливается на прицепы с разрешенной буксируемой массой более 750 кг. Система автономна и работает во время буксировки прицепа.
Принцип работы следующий. Когда автомобиль относительно прицепа начинает катиться медленнее, то есть притормаживает, прицеп упирается в фаркоп, при этом через поршень (см рисунок 2) передается усилие на кулачок рычага – 6, связанного тросом - 7. Трос вытягивается, тормозные колодки в барабанах разводятся, прицеп притормаживает.
Минусом такой системы является торможение прицепа при движении задним ходом. Решается эта проблема следующим образом, поршень блокируется, система теряет свою активность. Также существуют и другие разновидности тормозной рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система - служит для торможения прицепа во время стоянки. Как правило стояночная система завязана с рабочей и также разводит тормозные колодки в барабанах, только уже посредством ручки рычага (смотрите рисунок 2)
Аварийная тормозная система - предназначена для аварийного случая, нарушается сцепка, натягивается дополнительный страховочный трос, его перемещение тормозит прицеп

Электропроводка и светотехника на прицепах

На сегодняшний день, все прицепы выезжающие на дорогу общего пользования, должны быть оснащены в обязательном порядке следующими световыми приборами:
- указатели поворотов оранжевого цвета;
- стоп-сигналы красного цвета с каждой стороны;
- габаритные фонари красного цвета с каждой стороны;
- подсветка номерного знака;
и катафотами:
- два задних треугольных красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх
- два передних круглых световозвращателя белого цвета;
- два боковых катафота оранжевого цвета.
Также прицепы дополнительно могут быть оснащены:
- Противотуманными фарами (если не предусмотрены заводом изготовителем, то допускается эксплуатация без них)
Дополнительно к выше изложенным требованиям, если прицеп шире 1,6 м устанавливаются еще и передние габариты белого цвета. Если прицеп превышает длину 6 м, то устанавливается два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.
Питание всех световых приборов осуществляется от бортовой сети автомобиля через стандартную розетку установленную на фаркопе. Более подробно о подключении электропитания прицепа к бортовой сети автомобиля можно узнать из статьи «Подключение фаркопа прицепа на автомобиле»

До приобретения прицепа для легкового автомобиля следует уделить внимание следующим факторам:
- Максимальна разрешенная масса буксируемого прицепа, не должна быть более разрешенной к буксировке вашим автомобилем;
- Одинаковый типоразмер дисков и типоразмер шин прицепа и автомобиля позволит применить ваше запасное колесо для прицепа и не возить с собой два запасных колеса;
- Обратите внимание на подвеску. Более мягкая, но не столь грузоподьемная пружинная (торсионная) подвеска позволит более бережно перевозить ваши грузы, особенно это актуально будет на бездорожье;
- Уделите внимание вспомогательным системам (наличие тормозных систем, подставки под дышло, фиксаторов бортов, тента от непогоды) все это в последствии сэкономит вам время и нервы;
- В конце концов, поинтересуйтесь ремонтопригодностью прицепа, наличием запасных деталей для него на рынке, чтобы однажды не стать владельцем недвижимости или полуфабрика с кустарно изготовленными узлами

Как правильно загрузить прицеп

Центр массы груза должен приходиться на ось прицепа, именно в этом случае нагрузка на сцепное устройство будет минимальна. Кроме этого вы исключите влияние груза на заднюю подвеску и кузов автомобиля, избавив их от излишней нагрузки - подъемной или прижимной силы. Это позволит продлить эксплуатационный период прицепа и фаркопа, а также не повлияет на управляемость автомобиля из за изменения нагрузки на заднюю ось. При этом груз должен быть хорошо закреплен, для исключения возможности его смещения или тем более потери.
Предельно допустимая постоянная нагрузка на шар составляет от 30 до 90 кг, большее отклонение может быть только кратковременным (явление удара на неровностях дороги). В любом случае управляя прицепом соблюдайте скорость не более 70 км/ч по трассе, думайте о повышенной инерции, и о изменении габаритов. Более подробно о управлении прицепа вы можете узнать из статьи «Управление легковым автомобилем с прицепом»

3 года

Прицеп - неоснащенное двигателем транспортное средство, предназначенное для передвижения в связке автомобилем. Устройство обеспечивает владельцу помощь в перевозке различных дополнительных грузов. Для предотвращения аварийных ситуаций или неудобства размещения поклажи, необходимо правильно подобирать конкретный вид и тип, удовлетворяющий потребностям перевозчика.

Помимо вышесказанного, нужно обратить внимание на узел сцепки с автотранспортом. Сцепное устройство прицепа должно соответсвовать машины, а разъём подключения електрики совпадать с .

Классификация

По своему назначению прицепы подразделяются на:



По типу подвесок различают:

Устройства с двумя осями (расстояние меньше 1 метра) представляют собой спаренный агрегат с резино-жгутовой подвеской.

Одноосные прицепы имеют расширенный спектр применяемых подвесок:

По грузоподъёмности классифицируются как:

Прицепы для легковых автомобилей оснащаются следующими видами тормозных систем:

  • рабочая - используется при буксировке;
  • стояночная - предусмотрена для стоянок;
  • аварийная - задействуется в случае нарушения сцепления с тягачом.


Тормозной путь транспорта с прицепом при скорости 40 км/час на ровном сухом месте не должен быть больше 13,6 м.

Устройство и оснащение

Основными узлами прицепов для легковых автомобилей являются рама, подвеска, дышло и кузов. Рама в виде сварной металлической конструкции состоит из двух лонжеронов продольных и нескольких поперечин. Дышло крепится к передней стороне рамы и представляет собой горизонтальный рычаг, содержащий узел сцепки, складную подставку и страховочные тросы. Дышло может быть складным или съемным, на котором размещают запасное колесо и удлинители для перевозки дальномерных грузов.


Кузова представляют собой металлические сварные, а также сборные оцинкованные или окрашенные конструкции. Некоторые модели оснащаются металлическим каркасом, деревянными бортами и полом. Задний борт может откидываться, облегчая процесс погрузки и выгрузки сыпучих материалов. Надставные борта способны увеличить полезный объем кузова. Съемный прорезиненный тент монтируется на металлическом разборном каркасе. Кузова автодомов и коммерческих моделей изготавливаются из многослойных панелей, крепящихся к металлическому каркасу. Автовозы имеют массивную платформу и оснащаются упорными стойками, мощной и перфорированными трапами. Изделия для перевозки техники имеют вместо кузова регулируемые полозья (ложементы). Они могут иметь крышу и пол из стеклопластика, снабжаться опускающей платформой и лебедками.

Производители оснащают устройства ступицами, выполненными по образцам собственных конструкций или повторяющими узлы, используемые в автомобиле-тягаче. На колесах монтируются камерные или . Не допускается установка на одну ось диагональных покрышек наряду с радиальными, также как и установка покрышек с отличным . В руководстве по эксплуатации должно фиксироваться требуемое .

Все прицепы должны оснащаться обязательными приборами световой сигнализации:

  • двумя задними оранжевыми указателями поворота;
  • двумя задними красными стоп-сигналами;
  • двумя задними красными габаритными фонарями;
  • двумя задними красными световозвращающими треугольниками;
  • одним или двумя задними красными противотуманными фонарями;
  • одним белым фонарем освещения номерного знака;
  • двумя боковыми оранжевыми световозвращающими фонарями не треугольной формы;
  • двумя передними белыми световозвращающими фонарями не треугольной формы.


Если ширина прицепа превышает 1,6 м. - на нем должны присутствовать два передних белых габаритных фонаря. Если длина свыше 6 м. - он оснащается двумя боковыми оранжевыми габаритными фонарями. Питание всех электроприборов происходит от автомобиля посредством размещаемой на ТСУ розетки. Коммерческие модели и автодома оснащаются электрооборудованием изнутри: фонарями для освещения салона или витрины, вытяжной вентиляцией, бортовой вилкой, кабельной розеткой и распределительным щитом.

При выборе прицепа первым делом нужно обратить внимание на габариты устройства и идентичный . Габариты должны позволять размещать устройство в предполагаемом месте хранения без особого труда. Одинаковые с автомобилем-тягачом ступицы позволят владельцу обходиться запасом только одного колеса.

После покупки нужно будет запастись домкратом. Использование большинства стандартных автомобильных домкратов приводит к затруднениям, связанным с отсутствием на кузовах штатных гнезд для их установки. Для прицепов наиболее подходящим вариантом станет ромбический и гидравлический (телескопический) домкрат с удлиненным воротком, который удобно размещать под рычагом или балкой подвески.


Прежде, чем приступить к выбору, нужно сформулировать ряд требований, которым устройство должно полностью удовлетворять. Определиться с вопросами: для чего конкретно нужен прицеп и какие основные функции он должен выполнять? После четкой формулировки, можно приступать к исследованию технических характеристик модели, а также поинтересоваться, вписывается ли будущий состав в категорию прав «В». Важно акцентировать внимание на пункте инструкции с максимально допустимой массой буксируемого прицепа, а также рассмотреть тормозную систему устройства.

Популярные модели и цены

Наиболее востребованы на российском рынке изделия таких зарубежных и отечественных производителей, как , , «КМЗ» , , «Курганмашзавод» , «СаранскСпецТехника» , «ЛАВ» , «Вектор» , «Трейлер-Парк» . Ориентировочная стоимость продукции выглядит следующим образом:

  • для транспортировки мототехники – от 25 000 рублей;
  • для транспортировки лодок – от 25 000 до 200 000 рублей;
  • грузовой прицеп – от 20 000 до 160 000 рублей;
  • для перевозки крупного скота – от 150 000 рублей;
  • торговый павильон – от 170 000 рублей;
  • кемпер (автодом, автодача) – от 250 000 рублей.

Из числа самых покупаемых моделей легковых прицепов можно выделить:

Модель имеет высокопрочные алюминиевые борта и антикоррозийное качество материала.


Модификации бывают с низким и высоким водонепроницаемым тентом, имеют и прочные рессорные подвески.


Оцинкованный и окрашенный вариант с антикоррозийной защитой имеет откидные передние и задние борта, дополнительное оснащение низким тентом.

Двухосные прицепы

Подробнее о двухосных устройствах рассказано в следующем видео на примере грузового прицепа для легковых автомобилей AvtoS AF31NB .

Современный рынок прицепов к легковым автомобилям предусматривает широкий спектр видового многообразия и технических возможностей. Производители прилагают максимум усилий для полного удовлетворения потребностей заказчиков. Итог подбора конкретной модели будет напрямую зависеть от целей ее дальнейшего использования. При этом главное не забыть и .

Бортовые. Подойдут тем, кому нужно возить мешки с цементом, доски и прочий строительный материал. Для особых случаев можно подобрать вариант-самосвал с гидравлической стойкой.

Для перевозки техники. Под каждый тип техники есть свои специальные модели: под квадроциклы, мотоциклы, лодки и автомобили. Бывают с миниатюрными кранами для погрузки.

Дома на колёсах. Представляют собой крытые фургоны со всем необходимым внутри. Подходят для тех, кто любит путешествовать на автомобиле и не хочет тратиться на гостиницы. Также встречаются варианты мобильных офисов-прицепов.

Кстати, если вы пока не уверены на сто процентов, что вам нравится идея путешествия с домом на колёсах, не спешите его покупать. Сейчас есть довольно-таки много фирм, которые предлагают прицепы в аренду. Первый заезд можно совершить с ним, и если поймете, что это «ваше», можно задуматься о приобретении.





Рынок прицепов

Надо сказать, что прицеп в России – всё-таки товар далеко не самый ходовой, поэтому рынок развит достаточно слабо. В сегменте «низкотехнологичных» прицепов, то есть бортовых и предназначенных для транспортировки техники, безраздельно царствует отечественный производитель. Выбирать придется из прицепов МЗСА, ЛАВ, КМЗ, «Крепыш» и «Трейлер».





Есть и прицепы иностранных брендов, из импортных комплектующих, но собранные здесь. Например эстонско-российские прицепы Respo. Найти полностью импортные прицепы можно, но выбор невелик. В частности, присмотреться к немецким Falcon или финским Finn-Traileri.



Совершенно иная ситуация с жилыми прицепами. Это продукт сложный, высокотехнологичный и дорогой. Огромный опыт по производству прицепов-дач имеют европейцы, и именно европейская продукция доминирует в этом сегменте. Из популярных брендов можно вспомнить Hobby, Adria Classica, Dethleffs, Sterckeman и Sunlight.



В целом нужно быть готовым к тому, что нужного прицепа в наличии вы не найдете. Спрос невелик, поэтому многие модели есть в прайсах, но их придется заказывать и ждать несколько недель или даже месяцев. Поэтому озаботьтесь приобретением прицепа заранее.

Сколько стоит прицеп?

Цена бортового прицепа напрямую зависит от его габаритов и оснащенности. Самый простой вариант маленького прицепа «для дачи» можно найти за 30 000 – 40 000 рублей, а если со скидкой, то еще дешевле. Чуть дороже, в районе 40 000 – 50 000 рублей, стоят лодочные прицепы каркасной конструкции.

«Бортовики» для перевозки снегоходов и квадроциклов размером покрупнее обойдутся в 50 000 – 60 000 рублей. Средние бортовые прицепы с жесткой пластиковой крышей стоят от 65 000 до 90 000 рублей. Тяжелые двухосные прицепы значительно дороже: 120 000 – 150 000 рублей, а такие же, но с кунгом – уже под 300 000.

Самое дорогое удовольствие – это дома на колёсах. Новый прицеп-дача обойдется в сумму, эквивалентную средней иномарке – от 600 000 до 1 500 000 рублей, в зависимости от размера и оснащения. Верхнего предела нет, так как по особому заказу салон могут отделать хоть красным деревом с инкрустацией.



Дома на колёсах имеет смысл покупать подержанными: там не так много техники, которая может выйти из строя, так что при грамотном подходе можно найти неплохой экземпляр. Цены на приемлемые по состоянию прицепы начинаются от 200 000 рублей.

Действительно ли вам необходим прицеп?

А ведь правда. Прежде чем тратить свои деньги на покупку прицепа, подумайте, так ли он необходим. Если речь идет о паре ходок до дачи с досками, то выгоднее нанять грузовик. Не забывайте, что прицеп нужно не только купить, но еще и где-то хранить. И если вы собираетесь его оставлять на зиму на дачном участке, помните о двух вещах. Во-первых, там его могут украсть. Во-вторых, когда по весне вам нужно будет что-то в этом прицепе отвезти на дачу, придется сначала его оттуда забрать и доставить к месту загрузки. Поэтому перед приобретением прицепа имеет смысл сесть и рационально просчитать все затраты и альтернативные способы решения поставленных задач.

Нужно ли получать права на прицеп?

Здесь всё зависит от массы. При покупке прицепа смотрите в его технические характеристики и ищите пункт «разрешенная максимальная масса», что будет означать массу самого прицепа плюс его грузоподъемность. Если вы хотите ездить с правами категории В, то эта масса не должна превышать 750 кг.

Есть и еще два условия. Во-первых, максимальная разрешенная масса прицепа не должна быть больше снаряженной массы автомобиля. Изучайте свидетельство о регистрации авто, там это прописано. Впрочем, даже у Daewoo Matiz снаряженная масса составляет 828 кг, так что проблемы по этой части могут возникнуть разве что у хозяев 720-килограммового smart fortwo. Но кому придет в голову цеплять к нему прицеп?





Во-вторых, сложите снаряженную массу автомобиля и максимально разрешенную массу прицепа. В сумме не должно получиться более 3 500 кг. Впрочем, это тоже далеко не самая актуальная проблема, потому как масса даже такого гиганта, как Toyota Tundra, составляет 2 612 кг.

В подавляющем большинстве случаев ограниченных законом 750 кг максимальной массы более чем достаточно. Например, квадроциклы массой более 400 кг считаются сверхтяжелыми. Но если вдруг вы решили перевезти небольшую яхту или прицеп-дачу, то присмотритесь к расценкам автошкол.

Как получить права на прицеп, если это необходимо?

Для начала определимся с категориями водительских удостоверений. «Прицепных» категорий три, и на каждую кандидаты сдают отдельный экзамен. Категория ВЕ годится для управления легковушкой с прицепом, СЕ – грузовиком с прицепом, а DE – сочлененным автобусом. Важно помнить, что любую из этих «прицепных» категорий можно открыть только после того, как водительский стаж составит один год.

Средняя цена программы обучения в автошколе составляет 10-12 тысяч рублей «под ключ». В ГИБДД, кстати, вам не придется сдавать теоретический экзамен – предполагается, что ПДД вы уже и так знаете. Зато предстоит продемонстрировать навыки езды задним ходом с прицепом и парковки у имитированного пандуса для разгрузки.

Потянет ли машина прицеп?

Это отнюдь не праздный вопрос. Прежде чем покупать прицеп и вешать на машину фаркоп, нужно задуматься, а не тяжело ли ей будет всё это таскать? Лучший вариант, если автомобиль дизельный. Дело в том, что двигатели на тяжелом топливе, при прочих равных, выдают значительно больший крутящий момент, проигрывая в мощности. И когда нужно тащить что-то тяжелое, то именно величина момента играет главную роль.

Чтобы понять, насколько машина способна тянуть прицеп, позовите четверых друзей, включите кондиционер и попробуйте в этих условиях заехать на горку. Если будете чувствовать, что автомобиль еле-еле тянет и вот-вот остановится, то о прицепе забудьте. Даже если ваши друзья очень крупные мужчины, вместе они вряд ли будут весить более 400 кг.

Считаем… Даже самый простой прицеп весит около 200 кг, плюс еще около 550 кг он может взять на борт. Соответственно, если авто захлёбывается от дополнительных 400 кг, то 750 ему точно будут не по зубам. Вы же не хотите в один прекрасный момент заглохнуть посреди подъема с груженым прицепом без возможности тронуться дальше?



Подходит ли любой прицеп к любому автомобилю?

Если речь идёт об обычном легковом прицепе, то, оставляя за скобками грузоподъемность, любой прицеп подходит к любому автомобилю. Тягово-сцепное устройство у всех, слава богу, унифицированное. Единственное, что могут возникнуть проблемы с проводкой, и об этом – в следующем разделе.

Установка фаркопа

Если все документы в порядке и масса рассчитана, остается только установить на автомобиль фаркоп (или тягово-сцепное устройство, как его называют инженеры). На легковушках фаркоп имеет простейшее устройство: к кузову крепится кронштейн, а на нем расположен крюк с шаром. На этот шар потом одевается сцепная головка прицепа.

На фаркопах архаичной конструкции крюк приварен к кронштейну намертво. Единственное преимущество такой системы – дешевизна, что и предопределяет ее популярность в России. Но при наличии у вас минимальной сознательности рекомендуем купить фаркоп, на котором крюк можно отвинтить или сложить, убрав под бампер.



Торчащий крюк опасен при ДТП. И если вы думаете, что проблемы будут только у тех, кто «приедет» в вас сзади, то вы сильно ошибаетесь. Кронштейн фаркопа обычно крепится к лонжеронам, силовым элементам кузова. При сильном ударе они, разумеется, погнутся. И поверьте, что «вытягивание» лонжеронов станет гораздо более серьезной проблемой, чем замена бампера, который сконструирован так, чтобы принимать удар на себя и гасить его.

Помимо собственно прикручивания фаркопа, вам нужно будет вывести на него розетку для подключения электрооборудования прицепа. Обычно эта процедура не доставляет много проблем, так как тянуть через всю машину проводку не надо: она подключается к заднему жгуту, расположенному обычно в багажнике у задних фонарей. Стоимость установки фаркопа вместе с работой по электрике колеблется в среднем в районе 2 500 – 4 000 рублей.

Правда, есть пара подводных камней. На многих современных моделях просто так подключить электрику прицепа к бортовой сети нельзя, нужно ставить так называемый блок согласования, то есть адаптер. Стоит он недешево – от 4 500 до 9 000 рублей, еще 1 500 – 3 000 рублей придется отдать за установку. «Умная» электроника стоит не только на люксовых автомобилях типа BMW X5 или Volvo XC90, но встречается также и на относительно простых машинах вроде Opel Astra H-J и Volkswagen Golf V-VII.





Второй момент – вид разъема. Если прицеп у вас американский, то для него потребуется 13-контактный разъем, а если европейский, то 7-контактный. К счастью, при необходимости подключить европейский прицеп к машине с американской проводкой необязательно менять оборудование, достаточно купить переходник.

Напоследок еще можно отметить, что фаркоп – не та деталь, на которой можно сэкономить. Поэтому выбирайте тягово-сцепные устройства качественных производителей, например, VFM, Bosal, Westfalia, Brink или Auto-Hak. К китайской продукции пока стоит относиться с осторожностью.

Регистрация прицепа, техосмотр, транспортный налог и страховка

Любой прицеп после покупки необходимо поставить на учет в МРЭО. Процедура полностью идентична регистрации любого другого транспортного средства. С собой нужно принести договор купли-продажи, ПТС (у прицепов они тоже есть), квитанции об оплате госпошлин, а в обмен получить специальные «прицепные» номера и свидетельство о регистрации.

Хорошая новость заключается в том, что если вы являетесь физическим лицом и прицеп у вас предназначен для легкового автомобиля, вам не придется покупать ОСАГО, проходить техосмотр и платить транспортный налог. С юридическими лицами всё сложнее: техосмотр и страховка нужны. А вот транспортный налог не платят даже владельцы многотонных фур. Учитывая, что своими колёсами они портят асфальт ничуть не меньше автомобилей, решение сомнительное. Но такое уж у нас законодательство.

Дополнительные ограничения при езде с прицепом

Первое, о чем нужно помнить: для автомобилей с прицепом ограничения по скорости жестче. В городе соблюдаем всё те же 60, а вот вне населенных пунктов – не 90, а 70! На автомагистралях – не 110, а 90. Об этом часто забывают автомобилисты, зато прекрасно помнят сотрудники ГИБДД. Впрочем, ездить слишком уж быстро с прицепом всё равно не получится, потому что на высоких скоростях его начинает «кидать» из стороны в сторону.

Еще важно, что в прицепах нельзя перевозить людей, даже если у вас дом на колёсах. Что касается груза, то правила для прицепов те же самые, что и для обычных автомобилей. Груз не должен выступать от края кузова более чем на два метра. А если он выступает от одного до двух метров, то на его край (например, если это длинная доска) нужно повесить знак «крупногабаритный груз», хотя сойдет и обычная тряпка. Ну и общее правило: груз не должен создавать шума, пылить, пачкать дорогу, а также закрывать регистрационные знаки прицепа и его фонари.



Особенности управления автомобилем с прицепом

Любую поездку с прицепом лучше всего начинать с краткого технического осмотра. Попросите кого-нибудь проверить, все ли фонари горят (стоп-сигналы, поворотники и габариты). Покачайте прицеп, проверьте амортизаторы. Соединение с фаркопом лучше всего смазать графитной смазкой. Ну и, разумеется, проверьте давление в колёсах. Ещё совет: держите под контролем затяжку всех болтов. Российская сборка – дело тонкое.

Ездить с прицепом нужно аккуратно. Помните, что для обгона вам понадобится гораздо больше места и скорость вы будете набирать медленнее. С особой осторожностью относитесь к грузовикам. Легкий прицеп будет болтать потоками воздуха, которые создают большегрузные машины. Поэтому от них по возможности стоит вообще держаться подальше.

Осторожнее на дорогах с колеей! Если вы привыкли ездить между продавленными канавками, с прицепом лучше ездить по проторенной другими машинами траектории, потому как прицеп имеет свойство «сползать» в колею. Помните также про увеличенный радиус поворота, который с прицепом надо проходить по большой дуге, иначе рискуете «закинуть» прицеп на тротуар.

Самое сложное – езда с прицепом задним ходом. Когда вы поворачиваете руль вправо, он поедет влево, и наоборот. К этому нужно привыкнуть и желательно потренироваться на пустом паркинге ночью.

Когда у водителя возникает необходимость перевезти крупногабаритный груз (лес, автотехнику, контейнеры, строительные материалы), транспортировать сыпучие или жидкие вещества, а также организовать дом на колесах для туристических путешествий, возможностей автомобиля может оказаться недостаточно. Поэтому к транспортному средству прикрепляют прицепы или полуприцепы. Они делятся на категории в зависимости от различных критериев. Поэтому при покупке важно выбрать такой, который подходит для того или иного вида перевозок. Сегодня мы расскажем, какие бывают прицепы для грузовых автомобилей, рассмотрим классификацию в зависимости от технических характеристик, габаритов, грузоподъемности и максимальной высоты.

Чем отличается прицеп от полуприцепа

Далеко не каждый водитель сумеет дать четкий и грамотный ответ на этот вопрос. А на самом деле все просто: их принципиальное отличие в функциональности.

Прицеп

Перемещается в составе с грузовиком или легковым автомобилем при прикладывании механической силы. Несмотря на отсутствие двигателя, его относят к самостоятельным транспортным средствам.

Полуприцеп

Самостоятельным не считается, так как для передвижения ему необходима опора – тягач. Без нее не способен удерживать равновесие.

Также существуют некоторые различия в маневренности. При управлении грузовым автомобилем с прицепом, водитель должен иметь особую подготовку и опыт, ведь такое транспортное средство крайне неповоротливо из-за своих габаритов. Сложно угадать, как оно поведет себя на дороге. Что касается полуприцепа, с ним все гораздо проще: его поведение предсказуемо, повторяет движения грузовика.

Виды прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей, их технические характеристики

Можно разделить на две большие группы по назначению:

  • специальные.

К последним относятся транспортные средства, сконструированные для перевозки какого-либо определенного типа груза (цистерны – только для жидкостей, лесовозы – для транспортировки дерева).

В зависимости от массы, объема, длины, размера перевозимого груза, а также его специфических особенностей, сконструированы разнообразные типы. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Тент

Крытый полуприцеп общего назначения. Используется для транспортировки грузов, у которых нет особых требований к температуре. Загрузку и выгрузку можно осуществлять с четырех сторон одновременно.

Рефрижератор

Внутри него установлен агрегат, регулирующий и поддерживающий необходимый для транспортировки температурный режим.

Изотерм

Без холодильной установки. Способен некоторое время удерживать исходную температуру благодаря теплоизоляции внутри фургона.

Автоспепка

Покрытый тентом прицеп с тягачом. Удобно разгружать и загружать, однако для длинномеров не подходит.

Jumbo

Полуприцеп общего назначения покрытый тентом. Малый диаметр колес. Ломаная рама, грузовой отсек ступенчатый, Г-образный. Обладает повышенной вместительностью – 33 европаллета.

Открытый бортовой полуприцеп

Не тентованный, имеет борты по бокам. Предназначается для транспортировки грузов, которые не требуют соблюдения особых температурных условий.

Контейнеровоз

Не оборудованная бортами площадка для перемещения грузов в контейнерах различного веса и объема, не требующих особых температурных условий.

Автовоз

Прицеп. Он требуется в случае, когда нужно перевезти машины или автотехнику.

Автоцистерна

Трейлер специального назначения с одним или несколькими отсеками. Используется для перевозки наливных грузов, жидкостей. Есть особые модификации для транспортировки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, химикатов.



Самосвал

Используется как правило для проведения строительных работ, так как с его помощью удобно перевозить и выгружать насыпные материалы: песок, щебень, землю.

Лесовоз

Трейлер специального назначения. Необходим для транспортировки леса.

Зерновоз

Прицеп специального назначения для перевозки зерна, часто используется во время проведения сельскохозяйственных работ.

Каждый автовладелец сталкивается с необходимостью перевезти крупногабаритные вещи, которые попросту не могут поместиться в небольшом багажнике. Выходов из такой ситуации может быть два: либо нанять водителя со , оплата которому будет производиться за количество отработанного времени, либо приобрести более габаритный автомобиль.

Если оба способа оказываются неприемлемыми, стоит задуматься о покупке небольшого прицепа, который в любой ситуации поможет быстро и надёжно перевезти вещи, овощи или даже строительные материалы.

Прицеп для легкового автомобиля нужно выбирать в зависимости от конкретных нужд, именно потребности владельца обуславливают его необходимые технические характеристики.

Выбираем прицеп

Большинство людей приобретают автоприцепы ввиду необходимости сезонной перевозки овощей и фруктов, другие любят путешествовать, а для переездов на большие расстояния на собственном авто необходимо брать с собой немало вещей. Зачастую количество груза настолько велико, что требует специального прицепа, который способен вместить не только одежду и продукты, но и лодку с палаткой.


Поэтому не стоит переоценивать возможности машины: некоторые виды груза, при неправильной транспортировке, могут нанести вред внешнему виду салона или багажника. Перед приобретением стоит задуматься о мощности собственной машины, некоторые автомобили не смогут «потянуть» большой, доверху нагруженный прицеп. Разберёмся с его видами и целевым назначением.

На что обратить внимание?

Для собственных нужд прицеп, не стоит думать, что удачную покупку можно будет сделать сразу же. Выбор правильного «помощника» зависит от его технических характеристик, максимально разрешённого веса и типа крепления к автомобилю. Итак, по весовой категории прицепы разделяют на следующие группы:

  • лёгкие (его вес не превышает 300 кг);
  • средние (вес колеблется в промежутке 300–600 кг);
  • тяжёлые (обладают весом свыше 600 кг).


Важно помнить, что купленное однажды прицепное устройство будет регулярно влиять износа и старения авто, так как любая дополнительная нагрузка усиливает воздействие на все силовые агрегаты.

Различия по количеству осей

Прицеп для легкового автомобиля может быть различен по количеству осей. Соответственно, на рынке имеются в продаже как одноосные, так и двухосные агрегаты. Что же может дать конструкции количество несущих осей?

Одна ось лучше?

Прицепные устройства, в которых предусмотрена только одна несущая ось, позволяют своему владельцу легко и уверенно совершать различного рода манёвры. Кроме того, масса такой конструкции гораздо меньше веса двухосного автоприцепа. Главным преимуществом этого типа конструкции является простота обращения: если возникнет необходимость повернуть одноосный прицеп, то даже один человек с лёгкостью справится с этой задачей, в свою очередь с двухосной конструкцией такое сделать не удастся.


Однако одноосный прицеп позволит перевезти лишь груз, имеющий относительно небольшую массу. Размещать перевозимые вещи или устройства следует очень аккуратно, чтобы вес разместить максимально равномерно. Нагрузка на сцепной агрегат ни в коем случае не должна превышать 70 кг. Выбирая одноосный или двухосный прицеп, изначально нужно всё обдумать и хорошо «взвесить», чтобы не ошибиться и потом не жалеть напрасно потраченных денег.

Две оси понадёжнее

Естественно, двухосный прицеп - это гарантия устойчивости и большой грузоподъёмности. Он более надёжный и мощный, позволит перевезти тяжёлые грузы на большие расстояния. Однако, несмотря на кажущиеся преимущества, двуосный прицеп имеет свои недостатки. Большой вес и габариты усложняют задачу ручного разворота. Скорее всего, не выйдет его даже немного подкатить, если понадобится. Двухосный прицеп лучше одноосного в случае необходимости перевозки груза с очень большой массой.


Если предпочесть двухосную модель, можно будет приобрести конструкцию с перекрытием. Такого типа легковые прицепы способны выдержать нагрузку 350–700 кг на каждое из четырёх колёс, максимально разрешённый вес зависит только от типа установленных колёс. Двухосный прицеп лучше ещё и в том случае, если требуется перевезти очень крупные грузы, у которых высокий центр тяжести, - четыре колеса обеспечат хорошую устойчивость.

Разновидности тормозной системы

До сих пор можно встретить людей, которые считают наличие тормоза у прицепного устройства каким-то новаторским решением. Тормозной путь легкового автомобиля с прицепом, не имеющим тормозов, будет в несколько раз длиннее. Бывают случаи, когда прицеп самостоятельно во время движения может «отойти» от машины. Поэтому, останавливая свой выбор на двухосной конструкции, следует купить оснащённый агрегат. Стоит учитывать, что использование прицепа с грузом свыше 750 кг без тормозов запрещено по ПДД.


Устройство тормоза очень простое: если находящийся за рулём авто человек начинает притормаживать, маятниковая система автоматически придвигает колодки ближе к барабанам. Активное торможение со стороны машины провоцирует такое же активное замедление прицепа. Ещё тормоза прицепной конструкции комплектованы двумя дополнительными устройствами - стояночным и аварийным. Принцип работы первого аналогичен автомобильному «ручнику», второй тормоз - трос, который одной стороной закреплён за кузов или раму авто. Если происходит разъединение машины с прицепом, трос растягивается, при этом зажимая колодки и останавливая агрегат.

Виды подвески прицепного устройства

Подвеска прицепов, которые используются для перевоза грузов посредством легковых автомобилей, может быть двух видов:

  • рессорная;
  • резино-жгутовая.

Рессоры

Лучшими по праву считаются те автоприцепы, на которых установлены зарубежные рессоры, отечественные из-за своей некачественной сборки особой популярностью не пользуются. В импортных аналогах при отсутствии груза в прицепе функционирует один лист, все остальные начинают работать только тогда, когда происходит загрузка.


Несмотря на то с рессорами хорошо поглощает возникающие во время движения вертикальные колебания, чему способствует трение между листами, после покупки такого прицепа всё равно придётся установить амортизаторы, а это влечёт за собой высокую конечную стоимость конструкции и достаточно дорогое техобслуживание.

«Жгут»

В свою очередь, резино-жгутовая подвеска стоит в разы дешевле, да и в обслуживании почти не нуждается. Единственно слабым местом такого типа конструкции являются ступичные подшипники, их следует своевременно заменять. Подвеска способна выдержать грузы свыше 500 кг. Устройство резино-жгутовой подвески - труба со специфическим сечением и двумя изогнутыми рычагами.


Какой лучше прицеп - рессорный или резино-жгутовый - решать автовладельцу. Второй вид подвески более дешёвый и простой в обслуживании, имеет лучшую проходимость, во время езды движется плавно, однако, если возникнет серьёзная неисправность, придётся сильно раскошелиться. Поломки с рессорной подвеской не такие дорогостоящие, да и перегрузки она выдерживает лучше.

Заключение

В любом случае, для того чтобы купить качественный прицеп, придётся выложить немаленькую сумму. Не у всех есть средства позволить себе такое устройство, тем более если пользоваться им нужно несколько раз в год. Некоторые автовладельцы устанавливают буксировочный агрегат и берут в аренду прицеп с подходящими габаритами, в любом случае обойдётся это дешевле найма микроавтобуса с водителем. Однако, если нужно перевозить грузы с большой массой хотя бы раз в месяц, стоит задуматься о приобретении собственного прицепа, который при регулярной эксплуатации быстро способен себя окупить.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс