Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада. Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Опыт работы по экспериментированию в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Отчет о проделанной работе

«Экспериментальная деятельность детей четвертого года жизни»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной
категории
Липатова Е.В.

г. Выкса 2014г.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к эмоциональному и интеллектуальному развитию, в целом к становлению интегративных качеств личности ребёнка.

А чтобы поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, нужно создать необходимые условия.

Свою работу я начала с пополнения предметно-развивающей среды «Центра экспериментирования», который обновляется нами в зависимости от потребностей и интересов детей.

Разрабатывая конспекты образовательной деятельности по экспериментальной деятельности, я ориентируюсь на интересы и потребности детей, связь с их жизненным опытом. При проведении опытов и экспериментов с дошкольниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности, создаю проблемные ситуации, активизирую деятельность детей с помощью разнообразных способов мотивации.

Целью моей работы при проведении опытгно-экспериментальной деятельности является: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я ставлю следующие задачи:

    формировать у детей знания об окружающем мире;

    прививать первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

    повышать уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;

    обогащать активный словарь;

    развивать связную речь.

При проведении экспериментальной деятельности я всегда использую помощь игрового персонажа. Предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? и т.д. Персонаж вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной теплой и горячей. В ходе проведения опытов со снегом: «Лепим из снега пирожки», «Снежные цветы» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина, что ведёт к повышению интереса к экспериментальной деятельности.

При изучении темы «Песок» дети познакомились с его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Пирожки для Мишки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.

В ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару», «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус.

В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. С этой целью для родителей мной проводятся консультации, посвящённые детскому экспериментированию.

Родители принимали активное участие в пополнении «Центра экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием.

Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую, самостоятельную, образовательную детей, помогает развить творческие способности, активизировать его мыслительные процессы, развить речь, самостоятельность.

Кружок «Почемучки»

(опытническо - экспериментальная деятельность)

в младшей группе

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд, речевое развитие, изобразительная деятельность, ФЭМП, в меньшей степени экспериментирование связано с музыкальным и физическим воспитанием.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.

Редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры – занятия, занятия – викторины не хочет проявить самостоятельность, быть первым умным, знающим, первым, быть, как взрослый! В этом смысле подобранные игры– занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной! Общие задачи организации поисково-познавательной (экспериметальной) деятельности детей дошкольного возраста:

Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержание у детей пытливости, инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.

Организация работы идёт по 3 взаимосвязанным направлениям:

Живая природа

Неживая природа

Человек

Задачи кружка «Почемучки» (опытническо – экспериментальной деятельности) в младшей группе № 5 «Пчёлки»:

1.Формировать умение выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.

2.Формировать умение рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – пошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (пенек-табурет, стул) или живой природы (яйцо – цыплёнок – курица).

К концу года дети должны уметь:

1. Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.

2. Рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – пошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (пенек-табурет, стул) или живой природы (яйцо – цыплёнок – курица).

Литература.

Веракса Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. М.2012

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.2013

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2013.

Дыбина О.В. Рукотворнй мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М.2000.

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы кружка:

Октябрь

"Узнаем, какая вода?" (выявление свойств воды) О. В. Дыбина

" Неизведанное рядом" с. 5

"Кораблики" (знакомство со свойствами плавающих предметов) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста» Тема: «Вода» с.4, №1

"Нырки" (знакомство со свойствами «ныряющих» игрушек) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста» Тема: «Вода» с.4, №2

"Пена" (знакомство с получением пены из шампуня) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Вода» с.4, №5

Ноябрь

"Как увидеть воздух?" (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 6

" Игры с воздушным шариком и соломинкой " (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 7

"Ветер по морю гуляет"

«Надувание мыльных пузырей» (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 8

Декабрь

"Изготовление цветных льдинок" О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 5

"Снежный городок" (знакомство со свойствами снега) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Снег» с.6, №3

"Разные ножки топают по снежной дорожке" (получение четких следов на снегу) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Снег» с.6, №1

Январь

"Что в коробке?" (знакомство со значением и источником света)

О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 9

"Волшебная кисточка" (знакомство с получением промежуточных цветов) О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 9

"Лёгкий - тяжелый" ( определение веса предметов и их группировка по весу)

О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 10

"Что звучит?" (определение предмета по издаваемому звуку) О.В. Дыбина

" Неизведанное рядом" с. 11.

Февраль

" Горячо - холодно" (определение температурных качеств предметов и веществ). О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 12

"Лук – наш друг" (краткосрочный проект)

"Лук – наш друг" (краткосрочный проект)

«Волшебный магнит» (знакомство с магнитом и его свойствами) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Магнит» с.12, №1

Март

"Солнечные зайчики" «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №1

"Тень" (знакомство со свойствами солнечного света) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №1

"Разноцветные стекляшки" (знакомство со свойствами прозрачного стекла) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №3

"Моя зеленая прическа" (знакомство со свойствами солнечного света) «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Растения» с.16, №4

Апрель

"Теремок" (знакомство со свойствами дерева) О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.9, №2.

"Утята" (знакомство со свойствами бумаги и ткани) О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.13, №1.

"Подарки для медвежонка" ( узнавание предметов из ткани, бумаги, дерева с помощью признаков материала) О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.20, №1.

"В гостях у Красной шапочки" ( закрепление знаний детей о материалах)

О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.21, №1.

Романова Виталина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детского сада № 10 «Лазорик» города Донецка Ростовской области

Самоанализ

опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы

«Знакомство со свойствами воды»

ООД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 7 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. ООД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание ООД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. ООД построила в форме опытно-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель ООД: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные: развивать диалогическую, монологическую речь детей, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Логичность построения ООД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность ООД - 15 минут, что соответствует нормам САН ПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы (задания), на которые они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ООД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Эффективности ООД способствовала и предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном солнечном свете после дождя идёт испарение, проведение опытов с водой, снегом, льдом, рассматривание снежинок, украшение ледяных построек цветными льдинками, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, использование в практике народных примет и т.п. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов ООД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки, самозначимости: «У меня получилось!», «Я знаю» и т. п. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте ООД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном, дифференцированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, чтение стихов, динамическая пауза) позволили предотвратить утомляемость. Пособия были достаточного размера, яркие, красочные, подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети порадовали тем, что постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений, склонны к волевым усилиям. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены, ООД своей цели достигла.

Яна Манукян
Отчет - презентация по планированию и проведению опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе

Нашла в закромах своих) решила добавить на страницу.

Любая деятельность малыша – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе :

1. Способны улавливать простейшие причинно –следственные связи.

2. Возникает вопрос «Почему?» , пытаются отвечать сами.

3. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Публикации по теме:

Программное содержание: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способность расширению знаний о воздухе.

Цель: формировать познавательно – исследовательские способности у детей; показать детям, что необходимо для роста растений (вода, свет,.

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода в сосуде» Цель: - закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха; -развивать умение сравнивать, находить отличия; - сформировать.

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница - вода» во второй младшей группе раннего возраста ВИД ПРОЕКТА: - познавательно – исследовательский. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - краткосрочный, двухнедельный. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - развивать игровой.

Отчет по теме: « Внедрение современной образовательной технологии «Исследовательская деятельности» в младшей группе № 10 воспитателей Шаталовой Е.А, Колесниченко Е.Ю.

В течении 2015-2016 учебного года. в нашей группе была реализована исследовательская деятельность совместно с детьми, педагогами и родителями по теме «Вода- волшебница».

В сентябре месяце осуществлялся подбор материала и оборудования для опытов, бесед, игр с детьми. С родителями проведена беседа о необходимом участии в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

В октябре вместе с детьми мы узнали о свойствах воды: «Какая бывает вода», «Разноцветная водица», «Мутная водица».В ноябре исследовательская деятельность с детьми была направлена на то, чтобы дать детям знания о том как ведут себя предметы в воде: « Тонет – не тонет», «Как вытолкнуть воду?» . В зимние месяцы мы продолжили знакомить детей со свойствами воды и снега, превращением воды в лед:«Откуда сосулька», «Какая разная вода», «Таяние снега». При наступлении весны дети с большим интересом приняли участие в исследованиях:« Кто быстрее нальет и выльет?», «Вода не имеет формы», «Отчего вода имеет вкус».

На родительском собрании в мае дана консультация для родителей « Учимся думать, мыслить, экспериментировать »: родителям было рассказано как помогать детям и развивать желание думать, развивать проявление познавательного интереса к экспериментам, продемонстрировано примерное оборудование для проведения опытов и экспериментов. Мы изготовили для родителей памятку: «Эксперименты - что это такое».

С детьми проводились беседы о том как интересно заниматься исследовательской деятельностью, об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Вместе с родителями была оформлена книжка- самоделка «Про мальчика Вову который не хотел умываться».Для детей был организован просмотр презентации которую мы сделали в конце года « Волшебница -вода».

Педагогам ДОУ была предложена консультация « Как правильно организовать опытно- экспериментальную деятельность в группе ».

Мы будем продолжать работу с детьми по теме исследовательская деятельность т.к. видим результат своей работы: у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Мы хотели бы в дальнейшем больше привлекать к исследовательской деятельности родителей нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Разноцветная вода»

В этом конспекте вы можете ознакомиться как проводить занятие по познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе: "Почему растаяла Снегурочка?"

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе: «Почему растаяла Снегурочка?»Интеграция образовательных областей: "Познание", "Речевое", "Физиче...