Ребенок 6 лет постоянно болеет в саду. Почему ребенок часто болеет в детском саду? Создавайте благоприятный эмоциональный фон

Краткое содержание: Адаптация ребенка к детскому саду. Ребенок часто болеет в саду. Причины частых болезней детей в детском саду. Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду и меньше болеть? Больничный по уходу за ребенком.

Очень распространенной бывает ситуация, когда ребенок до начала посещения им детского сада почти совсем не болел, а потом в три года как пошел в детский сад и началось...неделя в детском саду, две недели - на больничном.

Что делать родителям? Прежде всего, надо признать тот факт, что любой детский коллектив - это источник вирусов и бактерий. Каждый ребенок является носителем своих, специфичных микробов, которые он получил у себя в семье и к которым у него выработался иммунитет. Дети в начале посещения детского сада начинают активно обмениваться микробам, поэтому часто болеют первое время.

Снижает иммунитет у детей также стресс, вызванный посещением детского сада. Чем труднее проходит привыкание ребенка к садику, чем сильнее он переживает разлуку с любимой мамой, тем чаще будет болеть.

В том, что ребенок, начавший посещать детский сад, часто болеет, может быть виноват еще один фактор. Как правило, начало посещения ребенком дошкольного учреждения совпадает с выходом мамы на работу после декрета. Если женщине не очень нравится ее работа, если ей хотелось бы лучше сидеть с ребенком дома, не работать, то она на бессознательном уровне даже будет рада тому, что ее ребенок часто болеет и не может поэтому посещать детский сад. Нежелание мамы по каким-то причинам выходить на работу может подкреплять постоянные болезни ребенка.

Болезнь ребенка дает выгоду как маме, так и ему самому. У мамы решается вопрос с работой. Сам ребенок теперь не ходит в детский сад, и кроме того, получает во время болезни повышенное мамино внимание и заботу. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие сильно выраженные признаки болезни, потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда ребенок на бессознательном уровне начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой.

Что же делать?

Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду и меньше болеть?

1. Во-первых, надо принимать в расчет не только то, как часто ребенок болеет, но и насколько тяжело протекают болезни. Если болезни протекают хоть и часто, но легко, без осложнений, без приема кучи лекарств, если малыш выздоравливает сам и все лечение состоит только в обильном питье, фруктах, частом проветривании помещения, то так болеть и так выздоравливать не вредно! Но если, как пишет доктор Комаровский: "...каждый чих - повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, - такие ОРЗ однозначное и очевидное зло, и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи..."

2. Также родители должны понимать, что если вы не будете водить ребенка в детский сад, боясь частых болезней, то такая ситуация с болезнями может возникнуть с началом посещения ребенком школы. В школе, как вы понимаете, болеть хуже, т.к. ребенок пропускает занятия.

3. Хорошо заранее начать готовить ребенка к посещению детского сада. О том, как подготовить ребенка к детскому саду, вы можете прочитать в нашей специальной статье по ссылке.

4. Идеальный вариант, это когда ребенок идет в детский сад, а его мама при этом имеет возможность хотя бы еще полгода не выходить на работу. В этом случае можно обеспечить ребенку постепенную адаптацию к детскому саду. Т.е. сначала отводить его в группу на пару часов, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду.

Кроме того, при таком раскладе мама будет иметь возможность днем переделать все домашние дела, и, забрав малыша из садика, все свое время посвятить ему. Ну и, естественно, вопрос с частыми больничными будет решен.

5. Маме надо изменить свое поведение во время болезни ребенка. Чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно. По этой теме рекомендуем вам прочитать следующие статьи:

6. Конечно, на здоровье ребенка сказывается его образ жизни. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, физкультура, полноценное питание, богатое витаминами, отсутствие вредных продуктов в рационе, жизнь в экологически чистой местности...все это укрепляет иммунитет. Про это знают все родители, но не всегда все эти условия осуществимы, особенно, в условиях жизни в крупном городе. Но, по крайней мере, к этому надо стремиться.

7. И последнее... Если есть возможность, не надо торопиться с выходом ребенка в детский сад после болезни. Дождитесь, когда у него полностью пройдут сопли и кашель. В это время можно и нужно ходить с ребенком гулять, идеальный вариант - прогулки на свежем воздухе в лесу или парке, подальше от большого скопления людей и машин. Свежий воздух поможет ребенку окрепнуть после болезни и будет способствовать лечению кашля и соплей. Затягивать с детским садом тоже не стоит. Если малыш полностью здоров, значит надо идти в детский сад.

Другие публикации по теме данной статьи:

Вы устали от того, что ребенок так часто болеет в детском саду? 2 дня в детском саду = 2 неделям на больничном? Хотите прекратить свои мучения и мучения ребенка?)

В этой статье я хотела бы подробно поговорить о том, почему дети болеют в садике.

Многие считают, что болезни в саду — это результат того, что дети «обмениваются бациллами» друг с другом. Тут, конечно, есть доля истины, но никакая болячка к ребенку с крепким иммунитетов не пристанет. Особенно, если учитывать, что основные болезни в саду — это обыкновенные простудные заболевания.

Так почему же дети болеют в детском саду?

Все дело в том, что на почве нервного напряжения ослабевает иммунная система. Если ребенок постоянно плачет, не отпускает родителей, а потом заболевает, то зачастую родители и сами понимают, что это из-за нервов.

Но ребенку может нравиться ходить в садик, он спокойно отпускает маму, но все равно в саду болеет.

Там много детей, которые все время шумят, там постоянно кипит какая-то деятельность, пусть даже интересная, но от этого не менее утомительная. И в результате от постоянного перевозбуждения организм ребенка включает защитный механизм, и ребенок заболевает.

Этот эффект можно свети к минимуму. Для этого время посещения детского сада надо увеличивать постепенно. Или есть другой вариант: делайте поначалу ребенку выходной в середине или в конце недели.

Второй вариант – это ребенок, которые болеет в саду из-за тяжелой адаптации. Со всеми сопутствующими признаками: не отпускает родителей, постоянно о них спрашивает, не играет с детьми и тому подобное.

Поэтому, опять-таки, истощение нервной системы ребенка, он заболевает.

Такие болезни называются психосоматическими. Это защитный механизм ребенка.

Посмотрите где я подробнее рассказываю о природе таких болезней:

Во время болезни ребенка родители часто допускают большую и жирную ошибку.

Во время болезни ребенка с ним носятся, как с писаной торбой. Ему разрешают делать всё, что угодно. Он смотрит часами мультики, играет со всеми игрушками, в общем-то, получает удовольствие от жизни.

А потом его опять ведут в сад, где надо подстраиваться под коллектив, под правила поведения, где воспитательница не мчится стремглав выполнять все его прихоти. А дома болеть так хорошо ведь….

И догадайтесь, что с ребенком происходит максимум через неделю посещения сада?

Правильно. Он снова заболевает, его снова холят и лелеют. А если он еще и с бабушкой сидит, то та его обычно так балует, что в садик потом точно не хочется.

Как же вырваться из этого замкнутого круга? Ведь такое может длиться очень долго, не только пару месяцев, но и год, и даже два.

Нужно сделать так, чтобы ребенку было «невыгодно» болеть. То есть, исключить все блага болезней. «Больным деткам нельзя смотреть мультики», «Больным детям нельзя скакать сайгаком по квартире», -ну и дальше по списку.

Ребенку должно быть болеть скучно. И тут происходит чудесное исцеление, максимум с одним-двумя рецидивами. А потом ребенок перестает болеть.

Только здесь стоит учесть такой момент, что «уходят в болезнь» в основном дети, у которых наблюдаются некоторые сложности в общении. Это обычно скромные и стеснительные дети. И, помимо того, что вы выводите ребенка из постоянных болячек, не забывайте налаживать его социальные контакты.

Сходите в выходные с кем-нибудь из группы погулять или в гости. Ведь если у ребенка появится в группе хотя бы один друг, с которым он сможет играть, то адаптация дальше пойдет гораздо быстрее.

Дорогие родители, помните, что болезни в саду — преодолимое явление. И если ребенок часто болеет в саду, то не стоит опускать руки.

P.S. А ваш ребенок часто болеет? Как боролись? Расскажите о своем опыте другим родителям!

ОБ АВТОРЕ


Ирина Терентьева:
детский психолог, сказкотерапевт.

«Помогу воспитать счастливых детей!»

ОБ АВТОРЕ

Ирина Терентьева: «Я помогаю растить счастливых детей!»

Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ - эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура...

КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».

Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».

Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать - терпеть или лечить?

Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета - т. н. первичные иммунодефицит ы - редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит - это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.

Таким образом, частые ОРЗ - в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита - т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.

Главный вывод:

если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.

Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.

Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так - не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.

А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.

Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?

Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает - совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.

Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) - потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло - ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить - сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.

Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко - все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок .

Может все-таки обратимся к серьезным врачам?

Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого - требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась...

Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.

Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.

Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, - хорошие, внимательные, заботливые. Ура!!! Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось - и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут...

А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала - «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет...

И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.

Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк - вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы - родители!!!

Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности - виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.

Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных - это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей - вполне реальны.

Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно - ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.

Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание - это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко...

ВОЗДУХ

Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет - лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.

ЖИЛЬЕ

При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли - стандартные действия перед сном. На стене в комнате - термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное - утром после сна.

СОН

В прохладной влажной комнате. По желанию - в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.

ПИТАНИЕ

Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.

ПИТЬЕ

По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели - постепенно уменьшать интенсивность нагревания.

ОДЕЖДА

Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества - постепенное.

ИГРУШКИ

Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, - от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки - накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.

ПРОГУЛКИ

Ежедневные, активные. Через родительское «устал - не могу - не хочу». Очень желательно перед ночным сном.

СПОРТ

Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ

Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни - это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.

Главная задача родителей - в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 - . Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.

Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.

ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ

Лечить ОРВИ - это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ - это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела - вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись . Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований - от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет . Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.

В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.

Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад... А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!

Стало лучше - это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь - это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь - это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.

При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!

Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления - ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.

И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.

Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!

Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток .

ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВО В

«НЕСАДИКОВСКИЙ» РЕБЕНОК

Ситуация, при которой ребенок становится часто болеющим лишь после того, как начинает посещать детский сад, - абсолютно типична. До трех лет практически не болел, гуляли, закаляли, никогда и ничем не лечили. В три года пошел в детский сад - и за зиму пять ОРЗ... Вы уже поняли, кто виноват? Однозначно не ребенок.

Когда произносится фраза «до трех лет не болел», так этой фразой утверждается - имеем абсолютно нормального, здорового ребенка. Изменилась окружающая среда - начались болезни.

Что делать? Во-первых, признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Да вы, собственно, были к этому готовы, но не думали, что болезни будут постоянными. Постоянные болезни - значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду (принимают больных детей, не проветривают, мало гуляют и т. д.).

Имеем ли мы возможность повлиять на детский сад? Как правило, не имеем. Можем ли поменять детский сад? Иногда можем. Но это непросто и дорого.

Можем ли мы не отвести ребенка в детский сад, если начальство на работе нас требует, да и врач не намерен продлевать больничный лист?

Не можем. Поменять садик не можем. Не отвести в садик не можем. Отводим. Заболеваем. Выздоравливаем. Отводим. Заболеваем. Вдруг понимаем, что все, на работе заработанное, мы тратим на детские болезни!

И тогда кто-то из окружающих произносит фразу: ваш ребенок «несадиковский» . И все вдруг становится понятным. Работу бросаем. В садик ходить прекращаем. И действительно через 1-2 месяца перестаем быть часто болеющим ребенком.

мы не смогли найти нормальный детский сад.

Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни.

Обратите внимание: «мы не смогли...», «мы не имели возможности...».

не бывает несадиковских детей. Бывают несадиковские родители .

Мы не нашли нормальный детский сад потому, что его просто не существует.

Мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни, потому что такой возможности не предусматривают инструкции нашего педиатра и кодекс законов о труде.

не бывает несадиковских родителей. Бывает несадиковское общество.

Но на самом деле все вовсе не так драматично. Поскольку даже очень частые ОРЗ при правильном лечении совершенно не отражаются на здоровье ребенка.

Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Походил два дня в детский сад. Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Мы ничего опасного, плохого, вредного не делали.

Но если каждый чих - повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для издевательств под названием «отвлекающие процедуры», для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, - такие ОРЗ однозначное и очевидное ЗЛО и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи...

Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом - так пусть болеет, пусть ходит в детский сад, пусть вообще делает, что хочет.

Это не вредно - так болеть и так выздоравливать!

Отдавать ребенка в садик необходимо в тот момент, когда его иммунитет по большей части сформирован и способен противостоять инфекциям и вирусам извне. Но даже в том случае, если с иммунитетом ребенка порядок, новые возбудители заболеваний вызовут простуду, сопли, кашель, температуру и прочие неприятные симптомы. Особенно сильно они проявляются в первые месяцы с момента поступления в детский сад.

Из-за чего ребенок начинает постоянно болеть

Примерно до 7 лет дети могут болеть простудой каждый год своей жизни по 5–10 раз. Педиатры считают эти цифры нормальными, и постоянные болезни в детском саду настораживать не должны. Но есть дополнительные негативные факторы, делающие частоту заболевания выше. Основной фактор – отсутствие ответственности у родителей.

Вместо того чтобы обеспечить ребенку полноценное выздоровление, они продолжают водить дитя в детский сад. Ребенок не может восстановиться, вернуть в порядок иммунитет, а заодно заражает и остальных детей. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш болел постоянно, при первых симптомах заболевания оставляйте его дома. И сделайте все, чтобы он до конца выздоровел.

К постоянным заболеваниям приводят и другие факторы, меньше зависящие от воли родителей. Назовем следующие причины.

  1. Несформированный иммунитет. Для формирования иммунитета необходимо время. Дети возрастом 2–5 лет им еще не обладают. Усилия мам и пап ограничены естественными возможностями детского организма. Как бы вы ни укрепляли иммунитет малыша, есть границы.
  2. Ситуация стресса для ребенка. Стресс снижает иммунную защиту. На примере детей это особенно хорошо заметно. Стрессу особенно сильно подвергаются дети, попадающие из домашних «тепличных» условий в условия детского сада. Из-за стресса снижается иммунитет, на который накладывается множество новых возбудителей заболеваний со стороны. В итоге ребенок заболевает и продолжает болеть долго.
  3. Неподходящие условия детского сада. Не надо лишний раз обнять, что ситуация с детскими садами в стране близка к плачевной. Плохо все: большие группы, тесные помещения, недостаточно качественная гигиена, плохая материально-техническая база. Сюда еще нужно добавить непрофессионализм нового поколения воспитателей.

Причин для частых болезней детей предостаточно. Что могут сделать родители, чтобы защитить малыша от неприятных мыслей, облегчить ему и себе жизнь? Рассмотрим основные способы, помогающие хотя бы частично снять нагрузку со здоровья малыша.

Как защитить ребенка от болезней в детсаду

1. Разумное закаливание ребенка

Лучший способ укрепления иммунитета – закаливание. Для выбора оптимального метода закаливания желательно обратиться к педиатру. Но есть и общие рекомендации по укреплению иммунитета. Не понадобится специальных навыков. Достаточно отказаться от теплых пуховиков, толстых шарфов, нескольких пар носков, одновременно надетых на ребенка. Не нужно полностью закутывать малыша, чтобы он вздохнуть не мог. Если отправляетесь на прогулку, одеваете ребенка легче. Конечно, если нет настоящих крещенских морозов.

Дома не старайтесь создать парниковый эффект, закупоривая все форточки и окна. Воздух в помещении должен постоянно циркулировать, чтобы не скапливались бактерии, а ребенку хватало кислорода. Проветривание помогает поддерживать нормальную влажность, необходимую для сохранения полноценного дыхания.

2. Витамины предпочтительнее антибиотиков

При первых подозрениях на простудные заболевания многие родители, да и некоторые недальновидные педиатры, начинают кормить ребенка таблетками. Помните: антибиотики больше вредят организму, убивают собственную иммунную защиту, негативно сказывается на работе печени, почек, желудка. Даже жаропонижающее необязательны, если температура ниже 38°C.

Сместите акцент с мощных препаратов на витаминно-минеральные комплексы. Помогите иммунной защите ребенка самостоятельно справиться с заболеванием, если нет серьезной угрозы жизни. Конечно, естественным путем выздоровление медленнее, но и побочных эффектов ждать не приходится.

3. Полноценное кормление вместо фастфуда

Ребенок должен получать полноценное кормление, которое включает в себя: кашу на завтрак, горячее в обед, белок и овощи на ужин. Между основными приемами пищи – перекусы. Минимум два. Для перекусов подойдут фрукты, шоколад, натуральный мармелад и прочие безопасные сладости. Полностью исключать чипсы, фастфуд, газировку необязательно. Но они должны быть в рационе редко и в качестве исключения, как малозначимая добавка к основному питанию.

4. Необходима физическая нагрузка

Ребенок должен много двигаться. Если он проводит время на улице, дополнительно заставлять его заниматься зарядкой необязательно. Другое дело – малоподвижные дети, постоянно находящиеся дома. Приучайтесь и сами заниматься с малышом гимнастикой по утрам, выводите на прогулку днем или вечером.

Желательно выбирать для прогулок экологически благоприятные районы. Физическая нагрузка и прогулки сказываются хорошо на развитии тела ребенка и укрепляют нервную систему, повышают иммунитет, следовательно, снижается риск заболевания.

5. Давайте ребенку время для выздоровления

При первых признаках заболевания ребенка нужно оставлять дома. Не надо водить его в детский сад, потому что «у вас работа, вы заняты, не хватает времени» и так далее. Это отговорки. Если вы действительно заинтересованы в благополучии малыша, найдите возможность либо самостоятельно остаться дома, либо оставить родственника.

Если ребенок не выздоровеет полностью, скоро он заболеет снова. Плюс помните, что больной ребенок будет заражать и других детсадовских детей. Простуду нельзя вылечить меньше, чем за неделю. Лучше дать малышу на выздоровление примерно 10 дней.

6. Приучайте ребенка соблюдать гигиену

К тому моменту, как малыш пойдет в детский сад, он должен приучиться мыть руки, не тащить игрушки и другие предметы в рот. Не обладая основными навыками гигиены, малыш так и будет подвергаться воздействию огромного объема бактерий и вирусов. Именно они являются источником заболевания (вопреки мнению, что простуда появляется из-за холода). Для соблюдения гигиены давайте малышу с собой в садик чистые платки, следите за чистотой полотенца, одежды, нижнего белья.

7. Создавайте благоприятный эмоциональный фон

Дополнительные стрессы ребенку не нужны. Следите, чтобы он как можно меньше подвергался негативным психологическим и эмоциональным воздействием. Понятно, что вы не сможете защитить его всегда. Но хотя бы дома правильную обстановку создать реально. Не устраивайте «разборки» с мужем или родственниками на глазах у малыша. Обеспечьте чувство защищенности и спокойствия. Общайтесь доброжелательно, уделяйте внимание, окружите заботой и любовью.

Теперь мой ребенок не будет болеть?

Вопрос логичный, но ответить на него утвердительно нельзя. Какие бы усилия вы ни прикладывали, малыш все равно заболеет. Это естественно для детей , у которых иммунная защита еще не на том высоком уровне, что у родителей. Зато болячки не нанесут значительного урона, как могли бы. Плюс – будут появляться не настолько часто. Заботьтесь о здоровье ребенка, чтобы мелкие проблемки не переросли в крупные.

Ольга Чукалина
Консультация для родителей «Почему ребенок часто болеет в детском саду»

Консультация для родителей "Почему ребенок часто болеет в детском саду "

Почему дети в детском саду так часто болеют ?

Дети подрастают, идут в детский сад , и мамы хватаются за голову : малыш просто не вылезает из простуд и постоянно «цепляет» вирусы. В этих напастях родители , конечно, винят недосмотр воспитателей и плохие условия в группе. Но на самом деле такая болезненность , по уверениям педиатров, – норма для организованных детских учреждений . Даже если ребенок не относится к часто болеющим детям с нарушенным иммунитетом, за год, согласно статистике, он болеет ОРВИ и гриппом 3–5 раз.

Если ребенок пошел в сад , он поначалу будет болеть респираторными инфекциями чаще «домашнего» ребенка .

Ведь любая простуда вызывается вирусами. Их разновидностей – более 200 , и ежегодно добавляются новые. Пока малыш не познакомится если не со всеми, то хотя бы с 50 разными наиболее распространенными вирусами, его регулярно будут донимать сопли, кашель и температура. Причем протекать болезнь будет не тяжело , скорее всего, а просто нудно : большинство вирусов вызывают легкие недомогания, и результат их воздействия на детский организм : малыш покуксился пару дней, и снова скачет. Только 2–3 раза за сезон малыш болеет довольно сильно .

Также, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, на почве нервного напряжения ослабевает иммунная система. Ребенку может даже нравиться ходить в садик, он спокойно отпускает маму, но все равно в саду болеет .

Ведь детский сад – это нагрузка на нервную систему ребенка . Там много детей, которые все время шумят, там постоянно кипит какая-то деятельность, пусть даже интересная, но от этого не менее утомительная.

И в результате от постоянного перевозбуждения организм ребенка включает защитный механизм, и ребенок заболевает . Этот эффект можно свети к минимуму. Для этого время посещения детского сада надо увеличивать постепенно. Или есть другой вариант : делайте поначалу ребенку выходной в середине недели.

Другой вариант – это ребенок , который болеет в саду из-за тяжелой адаптации.

Со всеми сопутствующими признаками : не отпускает родителей , постоянно о них спрашивает, не играет с детьми и тому подобное. Поэтому, опять-таки, истощение нервной системы ребенка , он заболевает . И вот тут родители часто допускают большую и жирную ошибку. Во время болезни ребенка с ним носятся , как с писаной торбой. Ему разрешают делать все, что угодно. Он смотрит часами мультики, играет со всеми игрушками, в общем-то, получает удовольствие от жизни. А потом его опять ведут в сад, где надо подстраиваться под коллектив, под правила поведения, где воспитательница не мчится стремглав выполнять все его прихоти. А дома болеть так хорошо ведь… .

И догадайтесь, что с ребенком происходит максимум через неделю посещения сада? Правильно. Он снова заболевает , его снова холят и лелеют. А если он еще и с бабушкой сидит, то та его обычно так балует, что в садик потом точно не хочется.

Как же вырваться из этого замкнутого круга? Ведь такое может длиться очень долго, не только пару месяцев, но и год, и даже два. Нужно сделать так, чтобы ребенку было «невыгодно» болеть . То есть, исключить все блага болезней . «Больным деткам нельзя смотреть мультики» , «Больным детям нельзя скакать сайгаком по квартире» , - ну и дальше по списку. Ребенку должно быть болеть скучно . И тут происходит чудесное исцеление, максимум с одним-двумя рецидивами. А потом ребенок перестает болеть .

Поскольку профилактика детских простуд – действительно серьезная проблема, их распространенность и частота возникновения давно подсчитаны (и пересчитываются ежегодно) . Так вот, согласно статистике, в первый «садовский» год довольно сильно болеют всевозможными летучими и прочими инфекциями примерно половина 50% малышей. Второй год в саду становится столь же мучительным для мам лишь 20% малышей. И на третий год лишь 10% по-прежнему постоянно сидят дома на больничном.

То же и с тяжестью заболеваний . Тяжелых простуд в первый год наблюдается шесть, во второй – от силы две.

Все эти непростые события говорят не о непрофессионализме воспитателей или недосмотре родителей , а лишь о том, что у малыша происходит активное становление иммунитета.

За год-два ребенок выработает устойчивость практически ко всем вирусам, носящимся в воздухе вокруг него – и дома, и в общественных местах. Зато в школе постоянные пропуски по болезни ему не грозят .

Вообще, педиатры уверяют, что взаимосвязь детского сада и заболеваний ОРВИ сильно преувеличена родителями : детсадовские дети болеют всего на 13% чаще тех, кто сидит дома с бабушками и мамами. Зато в школе не вылезающие из простуд воспитанники детских садов и на первый взгляд здоровые домашние детки меняются местами : домашние просто не вылезают из соплей, а детсадовские и болеют реже , и пропускают меньше уроков, и учатся соответственно лучше.

Можно ли защитить?

На сто процентов – нет, но в любом случае некоторые меры профилактики пойдут ребенку на пользу .

Закаливание – один из важных, но часто игнорируемых методов. Ребенок , которого не перекутывали, не одевали на прогулку в две куртки и не растили в слишком уж тепличных условиях, даже заболев , перенесет простуду гораздо легче. Да и не каждая зараза сможет к нему прицепиться.

Другой простейший способ – чаще мыть руки в период эпидемий. Вирусы разносятся по воздуху, но мы заражаемся не только потому, что кто-то на нас кашлянул. Возбудители оседают на дверных ручках, перилах, игрушках – и способны прожить «на воле» несколько часов. Поэтому ребенка надо приучить мыть руки не только перед едой или после прогулки, но и регулярно между этими мероприятиями – 10–20 раз в день. Также имеет смысл избавиться от привычки хвататься руками за лицо, особенно за нос и слизистые рта и глаз. Подсчитано, что за день каждый человек (не только ребенок ) влезает пальцем в нос, глаз или рот 300 раз!

К ослаблению иммунитета приводит дефицит витаминов и минералов в организме. Витамины - это природные иммуномодуляторы. В отличии от иммуномодулирующих препаратов их польза проверена не одним поколением. Выделяют группу витаминов, оказывающих укрепляющее воздействие на иммунитет - это витамины А, Е, С, а так же источник витамина А - бета-каротин.

Не спешите пичкать кроху лекарствами, если он заболел .

Пусть учится справляться с проблемой его собственный иммунитет. Не бросайтесь снижать температуру, ликвидировать сопли, бороться с кашлем. Мокрота, слизь, жар – все это признаки того, что организм борется с возбудителем, что детский иммунитет пытается справиться с проблемой собственными силами. Так не надо ему мешать.

Иммунитет ребенка определяется образом жизни.

Он крепче у тех детей, которые много времени проводят на свежем воздухе, много двигаются, едят когда голодны и пьют прохладные напитки. Поэтому лучшее, что может сделать мама – это много гулять с ребенком , обеспечить ему возможность много бегать-прыгать-лазить, не заставлять есть насильно. В квартире нужно почаще проветривать и стараться поддерживать нормальную влажность. Тепличные условия и излишняя стерильность вредны для иммунитета, так как он остается без тренировки. Еще можно орошать по вечерам ребенку , пришедшему из сада, нос слабым солевым раствором (1 чайная ложка на литр воды или препараты из аптеки типа Аквалор, Салин). Это хорошая профилактика развития вирусных инфекций, так как на пересушенных слизистых вирус размножается значительно быстрее. Оксолиновая мазь, или мазь виферон, также помогут ребенку не заразится вирусом.

Этих мер вполне достаточно, хотя мамам очень хочется верить, что есть волшебные таблетки, которые укрепят иммунитет и ребенок болеть не будет . Но все дело в том, что ребенку нужно болеть , чтобы его иммунная система созрела и малыш превратился в здорового, редко болеющего взрослого .