Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка. лет - возраст осознания себя как личности

Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Подросток еще с трудом «вписывается» в мир взрослых. Он не слушает советы родителей и посторонних людей, так как самооценка уже сформирована. Поступки становятся менее импульсивными и более логичными.

У молодого человека в 16летнем возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он расширяет диапазон добра и зла до предельных границ, испытывает свой ум и душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.

Именно в этом возрасте по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека.

Физиология возраста

Продолжается рост скелета. Формируются органы зрения и слуха. Кости продолжают расти, тело вытягивается. Растут кровеносные сосуды, сердце приняло свое окончательное положение, свойственное взрослым.

В возрасте 16 лет прекращается рост скелета у девочек. Мышечная сила у них практически сформирована. Рост организма постепенно останавливается. Фигура приобретает мягкие линии, силуэт становится более гармоничным.

Мальчики в возрасте 16 лет обзаводятся растительностью на подбородке, начинают расти волосы на теле, на лобке волосы начинают расти по мужскому типу (оволосение распространяется на внутреннюю поверхность бедер и в направлении живота, к пупку). Завершается формирование сперматозоидов.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей- 5651 тыс. человек, девушек- 5437 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2002 или 2003

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

В понедельник рано утром двое неизвестных, вооруженных ножами, совершили нападение на учеников и педагогов пермской школы № 127. Как сообщают СМИ, в результате разборок были ранены восемь человек. Среди них школьники 11-12 лет и учительница начальных классов Наталья.

На месте работают руководитель следственного отдела по Мотовилихинскому району и следователи-криминалисты. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей «Покушение на убийство двух и более лиц». Как удалось выяснить журналистам, 16-летний подросток Лев Биджаков и его товарищ Александр устроили потасовку в стенах учебного заведения. По предварительным данным, один из участников драки состоял на учете в психоневрологическом диспансере.

Позднее появилась информация, что Биджаков не единожды пересматривал видеоролики, снятые во время атаки школы «Колумбайн» в США. Пермские ученики утверждают, что Лев и Саша решили напасть на учеников из-за того, что восприняли один из постов в социальной сети как оскорбление в свой адрес. Админ местного паблика написал: «С Новым Годом, псы». Лев был возмущен таким отношением к себе.

Позднее в Сети опубликовали список пострадавших. Почти все школьники, получившие ранения, являются учениками 4-го класса. Сообщается, что нападавшие старались наносить удары по голове, чтобы сразу убить. У учительницы и одного 10-летнего ребенка тяжелые ранения в шею.

В данный момент Лев Биджаков задержан и направлен с тяжелыми травмами в больницу. Его сверстник Александр Буслидзе также был госпитализирован. Согласно одной из версий, 16-летние подростки совместно организовали вооруженное нападение на 127-ю школу. Во время атаки между ребятами произошел некий конфликт, они бросились друг на друга.

Сотрудники центрального аппарата МВД России, прибывшие на место происшествия, рассказали, что будет проведена тщательная проверка.

«Будут тщательно проанализированы обстоятельства случившегося, выявлены все лица, причастные к правонарушению, установлены причины и условия, способствовавшие его совершению. Будет дана правовая оценка действиям должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение пропускного режима и порядка в учебном заведении, а также организация профилактической работы с несовершеннолетними», - заявила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Позднее в телеграм-канале Mash появились свидетельства очевидцев. Дети из 4Б рассказали, как все произошло.

«У нас был урок труда, нам учительница объясняла, что делать. И вдруг к нам ворвались два старшеклассника, одетые в черное, подошли к учительнице и стали наносить удары ножом. Мы испугались, стали кричать «Помогите!» и отходить к окну. Второй старшеклассник стоял в дверях и не выпускал нас, когда мы хотели пробраться к выходу. Когда мы к нему подходили, он выставлял нож. Когда мы убегали, первый старшеклассник стал наносить удары ножом и нам. Когда он нанес мне удары ножом, я отбежал к окну, тогда ко мне подошел второй старшеклассник и жестами показал, что, не будет меня бить, потому что я поднял руки. Один мальчик (Саша) побежал к двери, и тогда второй старшеклассник нанес ему удар ножом. Улучив момент, все побежали к двери и убежали. Старшеклассники все делали молча, по именам друг друга не называли», - сообщил школьник.

В Пермском крае было созвано заседание оперативного штаба по произошедшему инциденту. Уполномоченный по правам ребенка Светлана Денисова прокомментировала атаку подростков. «Это не теракт, это не какое-то нападение на школу. Один из нападавших - учащийся 10-го класса этой школы, другой - бывший ученик. По моей информации, между ними произошел конфликт, и учитель с учениками стали невольными свидетелями и участниками этого происшествия. Пока не до конца понятно, как всё это произошло. Оба нападавших тоже ранены», - подтвердила чиновник.

В Городской клинической больнице №4 были завершены три операции. Наиболее серьезные травмы получила учительница. Она находится в реанимации. «Операции подростков также закончились, у одного - ранение сонной артерии, у другого - яремной вены. Все зашито, они в отделении реанимации», - сообщили журналистам в лечебном учреждении.

Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал случившееся в школе.

«Давайте сначала дадим, наверное, Росгвардии и Министерству внутренних дел разобраться с тем, на надлежащем ли уровне обеспечивалась безопасность в этом учебном заведении. Вместе с тем, учитывая, что это такая внутренняя, скажем так, поножовщина между учениками школы, давайте это внутреннее расследование проведут. Это же не нападение на школу извне… Давайте дождемся точки зрения экспертов и не будем сейчас делать какие-то такие любительские рассуждения на этот счет», - заявил Песков.

Выяснилось, что целью подростков, атаковавших пермских школьников, была слава. Инициатором нападения оказался именно Лев Биджаков. Саша Буслидзе поддержал друга. Знакомые Льва утверждают, что слышали о его обещании устроить «нечто в школе». Ребята хотели убить друг друга. Вероятно, боль после первого удара была настолько сильной, что каждый из них отказался продолжать задуманное.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

В настоящее время средним ростом мужчин считается 178 см, женщин - 164. Девушки растут до 17 - 19 лет, юноши - до 19 - 22 лет. Довольно интенсивный рост наблюдается в начале полового созревания (этот процесс длится у девочек от 10 до 16, у мальчиков - от 11 до 17 лет). Быстрее всего девочки растут в период от 10 до 12, а мальчики - от 13 до 16 лет.

Известно, что колебания роста наблюдаются в течение дня. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может быть меньше на 1 - 2 см.

Основными факторами, влияющими на рост, являются полноценное питание (для роста нужно питание), соблюдение режима сна (спать нужно ночью, в темноте, не менее 8 часов), занятия физкультурой или спортом (неактивному, чахлому организму - чахлое тело).

ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:
1. В подростковом возрасте (с 11 до 16 лет) происходит скачок роста. Т.е. один человек может начать расти в 11 лет, и к 13 годам вырасти до своего окончательного роста, а другой в 13-14 лет только начинает расти. Одни растут медленно, в течение нескольких лет, другие вырастают за одно лето. Девочки начинают расти раньше мальчиков.
2. Этот скачок роста обусловлен половым созреванием и напрямую зависит от него.
3. Часто в процессе роста организм не успевает наращивать мышечную массу и набрать вес. Или наоборот, сначала набирается вес, а потом увеличивается рост, тело вытягивается. Это нормальное состояние и не требует немедленного похудения или набора веса.
4. Худеть и голодать в подростковом возрасте очень опасно, поскольку растущий организм, особенно мозг, нуждается в ресурсах для роста и развития. И недоразвитый мозг потом труднее вылечить, чем недоразвитое тело.

ДЛЯ ТОЛСТЫХ И ХУДЫХ.
Прежде всего: ВЕС и ОБЪЕМ - не одно и тоже. Потому что МЫШЦЫ ВЕСЯТ 4 РАЗА БОЛЬШЕ ЖИРА при одинаковом объеме. К тому же мышц, как и жиров, существует несколько видов (курс биологии 8-9 классы). Поэтому, если вес в норме или ниже нормы, а тело выглядит толстым - это потому что жира много, мышц мало. Тут понадобятся правильное питание и физические усилия, чтобы превратить жир в мышцы. Вес при этом не изменится, а пухлость исчезнет. Это же касается и тех, у кого вес ниже нормы, а выглядит тело нормально, ну разве что мышц не видно.
Также, если вес ниже нормы и выглядит худым - это также недостаток мышечной массы. Такое часто бывает в период активного роста, когда скелет растет быстрее мышц. Это нормально и пройдет само, если полноценно питаться.
Особо хочу отметить подростков, юношей и девушек, страдающих от "пузика". Причина появления "пузика" - слабость мышц брюшины и неправильное питание. Помогают, как следствие, физические упражнения для мышц живота и установление режима питания, употребление питательных и полезных продуктов, и потребление пищи небольшими порциями.

Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет (Антропометрические (центильные) таблицы)

В таблицах роста и веса деление показателей на "низкие", "средние" и "высокие" очень условно.

  • Средний рост и вес должны находится в пределах зеленой и голубой величин (25-75 центилями). Такой рост соответствует среднему росту человека для указанного возраста. Тем, кто пока не освоит понятия СРЕДНЕ-СТАТИСТИЧЕСКИЙ рассказываю, что для вычисления среднего роста берутся данные о нескольких миллионах подростков и высчитывается средний показатель и остальные показатели.
  • Рост, величина которого находится в пределах желтой величины тоже нормальный, но свидетельствует о тенденции к опережению (75-90 центилями) или к отставания (10 центилей) в росте, и может быть обусловленным как особенностями, так и заболеванием с нарушением гормонального фона (чаще эндокринологического или наследственного). В таких случаях необходимо обратить на это внимание педиатра.
  • Рост, величина которого находится в красной зоне (97 центиля) выходит за пределы нормы. В данной ситуации необходимо проконсультироваться с соответствующими специалистами: педиатром, терапевтом, эндокринологом, гастроэнтерологом, генетиком.
Как пользоваться таблицей?
  1. Мальчики ищут свои параметры в таблице "Рост мальчиков" и "Вес мальчиков"
    А девочки - в таблице "Рост девочек" и "Вес девочек"
  2. Сначала в таблице Роста находим в левом столбике свой возраст и в найденной строке ищем соответствующий своему возрасту рост.
    Если ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но показатель роста в норме.
    Если ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания" и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если красная - просто необходимо сходить к эндокринологу.
  3. Далее в таблице Веса находим в левом столбике свой возраст и в найденной строке ищем соответствующий своему вес. Если ячейка голубая - идеально средний показатель, если зеленая, не идеально, но показатель веса в норме.
    Если ячейка желтая - значит "есть тенденцию к опережению или к отставания" и хорошо бы посоветоваться с эндокринологом. Если красная, то необходимо сходить к эндокринологу.
  4. ЕЩЕ НЕ ВСЕ. Теперь надо посмотреть соответствует ли показатель роста показателю веса. И привести вес в соответствие.
Для примера ответим на два наиболее частых вопроса:

1. "Мне 14 лет, мой рост 151см, вес 42кг. Это нормально? Серёжа."
В таблице "Рост: мальчики" ищем строку с возрастом "14 лет" и в этой строке находим значение включающее в себя показатель 151см. Видим что показатель попадает в желтую зону - значит рост ниже нормы.
Далее в таблице "Вес: мальчики" в строке соответствующей возрасту 14 лет находим значение включающее в себя показатель 42 кг. Видим, что показатель находится в зеленой зоне - значит вес в норме.
Теперь обращаем внимание что показатель роста (низкий) не соответствует показателю веса (средний) - значит либо вес больше, чем нужно, либо в данный момент происходит скачек роста и рост и вес просто не успели прийти в соответствие. Причем второй вывод намного вероятнее.

2. "Рост 148 , вес 41. 12 лет. Нормально? Марина"
В таблице "Рост: девочки" ищем строку с возрастом "12 лет" и в этой строке находим значение включающее в себя показатель 148см. Видим что показатель попадает в голубую зону - значит рост в норме.
Далее в таблице "Вес: девочки" в строке, соответствующей возрасту 12 лет, находим значение включающее в себя показатель 41 кг. Видим, что показатель находится в голубой зоне - значит вес в норме.
Теперь обращаем внимание, что показатель роста соответствует показателю веса. Все просто идеально.

Правильное питание.

Правильное питание – это основа увеличения роста. Какое питание способствует увеличению роста, какая еда стимулирует увеличение роста?

Меню :
Завтрак - главная еда за день. После сна организм имеет наиболее растянутую и расслабленную форму, и очень важно перед завтраком сделать небольшую зарядку. Утром организм лучше всего принимает полезные вещества. Это то, что нам нужно.

Итак, на завтрак ешь только зерновые продукты (крупы). Это:

  • КАША (гречневая; овсянка и «геркулес»; перловка; кукурузная; пшенка; рисовая.) Лучше на молоке. P.S. От каш не толстеют.
    Омлет или вареные яйци также приемлемы для завтрака, но не каждый день.
  • Хлеб (из цельного зерна).
  • Чай, какао, молоко.
К сожалению, сухие хрустящие хлопья, звездочки, колечки, которые нужно заливать молоком, не имеют питательных, для увеличения роста, веществ. Они никак не стимулируют рост и их можно вносить в свой рацион питания только для разнообразия.

Обед.
В дневном рационе должно быть как можно больше растительной и белковой пищи.

  • Овощи и фрукты (морковь; горох; бобы; фасоль; орехи; укроп; эстрагон; чабер; базилик; майоран; салат; шпинат; петрушка; сельдерей; лук; ревень; кукуруза; бананы; апельсины; земляника; клюква; черника).
    В день, нужно съедать, минимум килограмм овощей и фруктов.
  • Супы и бульоны (Сами по себе супы и бульоны не стимулируют твой рост, но они активизируют обмен веществ в организме, что немаловажно. P.S. Не добавляй в суп «бульонные кубики», т.к. они не содержат ничего питательного или полезного.)
  • Мясо (Свинина, говядина, телятина и т.д., лучше варенная. 1 раз в 2 дня)
  • Молочные продукты (кефир; творог; сливки; молоко; сметана; сыр)
  • Печень, почки.
  • Рыба (лучше варенная. 1 раз в 2 дня)
  • Птица (Курица, индейка. Кожу не есть.)
  • Сок (морковный; апельсиновый.) или компот.
  • Хлеб (из цельного зерна).
Ужин.
Спать голодным нельзя! - Запомни это. Если хочешь увеличить рост, то за час-два до сна нужно хорошо поесть. Вот что нужно есть вечером:
  • Молочные продукты (кефир; творог с медом; сливки; молоко; сметана; сыр)
  • Яйца (вареные). Каждый день перед сном.
  • Свежие фрукты и овощи
Чтобы продукты сохраняли больше активных и полезных для увеличения роста веществ, их нужно меньше жарить, а лучше варить или делать на пару! Если есть аллергия и т.п. на некоторые продукты, то можно выбрать альтернативные.

Рацион питания на ближайшее время готов.

И напоследок - рецепт эффективного напитка для увеличения роста:
Для его приготовления потребуются 2 стакана (по 200 мл.) молока (2,5-3,5%) и одно свежее, сырое яйцо (куриное или перепелиное).
На два стакана молока берётся одно яйцо и, получившуюся смесь, хорошо взбалтывают миксером или блендером.
По 400-500 мл. этого коктейля, пей 3 раза в день. Результаты получаются прекрасные.

Правильное питание не увеличит рост без физических упражнений , как и наоборот. Это доказано, это факт.

Что тормозит рост.

Теперь о том что «тормозит» увеличение роста , и чего нужно избегать.

1) Алкоголь и курение. Полностью исключить!!! Даже по праздникам. Алкоголь - это первое, что мешает тебе вырасти, как и курение (кальян тоже). Если ты куришь или употребляешь алкоголь, сейчас же бросай это неблагодарное дело.
2) Сладкие газированные напитки (помимо того что они не содержать ничего полезного, в них добавлены усилители жажды).
3) Фастфуд, чипсы, сухарики и т.д. и т.п. Ухудшают работу печени.
…И это далеко не всё.

Cоветы о еде, для желающих увеличить рост.

Внесу несколько уточнений по питанию. Принимать их или нет решать тебе. Но для увеличения роста некоторые советы, указанные ниже, соблюдать просто необходимо.

1) Потрать время на хорошее пережёвывание пищи.
Прожевывать пищу нужно медленно и тщательно. В спокойной обстановке. Так как при тщательном пережевывании пищи: укрепляются десны, снижается нагрузка на сердце, вырабатывается должное количество слюны и пищеварительных соков в желудке и т.д.

2) Утром завтракай хорошо!
Нам постоянно говорят, что утром нужен легкий завтрак – это неправильно. Во время завтрака, желудок наиболее склонен к приему большого количества пищи, чем в течение дня. Если, после сна, есть совсем не хочется, присутствует неприятный запах изо рта и язык неестественного цвета, это говорит только об одном - у тебя проблемы с пищеварением. Кончай завтракать бутербродами и начинай есть кашу, пока не поздно. Также, в этом случае рекомендую перейти на двухразовое питание. И ещё, сделай так, чтобы во время завтрака съедать больше еды, по сравнению с другими приёмами пищи .

3) Приём пищи должен быть регулярный. Не пропускай еду.
Не менее двух раз в день и не более четырёх.
Желудок должен отдыхать. Поэтому между приёмами пищи должно пройти не менее четырёх часов. Это время нужно для того, чтобы твой организм усвоил все питательные вещества из переработанной пищи и выработал достаточное количество желудочного сока для переваривания очередной порции.

4) Рацион питания должен быть разнообразен.
Например, одними пельменями всю неделю питаться нельзя. Вообще, старайся не повторять блюдо несколько дней подряд.

5) Избегай: печенья, конфет, чипсов, газированных напитков…
Все то, что имеет мало или не имеет совсем, питательной ценности.

6) Остерегайся потребления соли.
Постоянное превышение суточной нормы (3 грамма) соли, может привести к нарушению обменных процессов в организме. Кроме этого, избыток соли в рационе питания человека, истощает костную ткань. То есть, хлорид натрия ускоряет выведение из твоего организма кальция. Это важно помнить не только желающим вырасти.

7) Ешь больше сырых овощей и пей много свежих соков.
Витамины наиболее хорошо сохраняются именно в таком виде.

8) Выпивай от шести до восьми стаканов (200 мл.) воды и/или фруктового-овощного сока в день.
Из соков, предпочтение отдавай: апельсиновым, морковным, томатным, грейпфрутовым. Без сахара.

9) Пей молоко .
Для образования костной ткани и, соответственно, увеличения роста, необходим кальций. Который содержится, именно, в молоке.
Какое молоко нужно пить?
Козье молоко усваивается почти сразу после приёма внутрь. Это происходит благодаря правильным пропорциям белков, жиров и углеводов. Пить сырым, козье молоко, не стоит. В нем часто обнаруживают возбудителей всевозможных болезней. Нужно кипятить. Коровье молоко усваивается не так идеально, как козье, но также способно принести тебе пользу.

10) После каждого приема пищи следует отдохнуть.
Не начинайте физическую работу сразу после еды. Оптимальное время для отдыха после еды: 30-60 минут.

11) Ешь витаминные добавки каждый день .
Витамины и минералы, не всегда содержаться в той пище, которую мы едим. Поэтому витаминно-минеральные комплексы очень желательно внести в свой рацион.

Витаминно-минеральные комплексы для увеличения роста

Витаминно-минеральные комплексы крайне важны, ведь почти у всех людей, живущих в мегаполисах, есть дефицит витаминов. Это происходит потому, что продукты питания, выращенные на наших «современных» почвах, лишены многих микроэлементов, и как следствие витаминов! Говоря проще, продукты, которые ты ешь, не содержат никаких полезных, для стимулирования роста, веществ.

Не бояться, выход есть! Витаминно-минеральные комплексы. Хорошая альтернатива. Их существует огромное количество, для разных проблем (и для увеличения роста тоже), но цель у большинства из них одна - нормализовать баланс витаминов и минералов в твоём организме. Какие витамины помогут стимулировать рост именно тебе, я не могу сказать, т.к. все люди разные. Ниже приведёны несколько самых популярных, лучших, на мой взгляд, витаминно-минеральных комплексов, на сегодняшний день (в скобках указана приблизительная стоимость).
«Кальцемин Адванс»
«Кальций сандоз форте»
«Берламин Модуляр, Берлин-Хеми»
«Натекаль Д3»
«ЭЛЬКАР р-р д/внутр. приема 20%»
«Йодомарин 200, Берлин-Хеми»

Эти комплексы проверенны и очень помогают стимулировать рост. Применять их одновременно не советую (пожалей свою печень), поэтому есть два пути, либо перепробовать все эти препараты по очереди, либо сходить к врачу и подобрать комплекс вместе с ним. Ещё раз повторю, что люди разные и то, что подходит одному, может не подойти другому.

Препараты, содержащие гормон роста.

Современная наука дает возможность вырасти тем молодым людям, у кого зоны роста еще не закрыты. В основном, используются методы гормонального воздействия на организм, психологическое внушение, питание. Внушение установки на рост способствует выделению гипофизом саматотропина - гормона роста.

Применение гормональных препаратов в комплексе с другими мероприятиями могут изменить ситуацию. Тем не менее, родители не всегда хотят, чтобы их ребенок принимал гормоны. Кроме того, при закрытых зонах роста, когда нет источника для роста костной ткани, применение соматотропина не только является бессмысленным, но может нанести вред организму.

Появившиеся сейчас медицинские препараты, содержащие рекомбинантный гормон роста, позволяют прибавить в росте 1-2 см в год. Однако они эффективны в случае врожденной патологии гипофиза и обладают рядом побочных эффектов. Их применение может вызвать акромегалию (увеличение кистей рук, ушей, носа и пр.), а прием после полового созревания (после 18-20 лет) не оказывает влияния на рост. Активный рост прекращается после полового созревания.

Как правильно спать.

Правильный, крепкий и здоровый сон - это одно из ключевых условий увеличения роста, ведь во сне человек растет. Именно во время глубокого сна, организм активнее всего вырабатывает гормон роста, который делает тебя выше и сильнее, удлиняет и утолщает твои кости. Собственно о правилах здорового сна и пойдёт речь ниже.
1) Спать нужно в комнате, где темно, тихо и свежо . Большинство из нас живут в мегаполисах, где высокий уровень шума, где светло даже ночью и воздух назвать свежим нельзя. Ко всему этому мы привыкли, но на сон это все равно влияет. Поэтому, беруши для ушей, кондиционер и шторы из плотной ткани – первое, что нужно иметь, для крепкого сна.

2) Помещение для сна должно хорошо проветриваться. Если нет кондиционера - открывай окно. Не бойся открывать окно даже в зимний период. Лучше накрыться дополнительными шерстяными одеялами, чем дышать спёртым воздухом.

3) Жесткая кровать будет обеспечивать комфорт твоему позвоночнику. Слишком мягкая кровать, наоборот, не позволит полноценно выспаться. Если твоя кровать слишком мягкая, можно положить несколько листов фанеры под матрас.

4) Не спи на подушках большого размера. Учёные советуют спать без подушки . Так как в этом случае не происходит нарушения кровообращения спинного мозга, а улучшенное мозговое кровообращение нормализует внутричерепное давление. Для увеличения роста и здорового сна лучше спать на спине, уложив подушку не под голову, а под полусогнутые колени. К такому положению нелегко привыкнуть, но пользы от него значительно больше.

5) Ночное белье и простыни должны быть красивыми и чистыми. Поэтому следи за тем, чтобы постельное белье радовало тебя. Крепкий, здоровый сон и серо-грязная постель понятия несовместимые, разбросанные носки и уютная обстановка тоже.

6) Старайся не сворачиваться «в клубок» во время сна. Не поджимай коленки к груди и локти к коленям. Это затрудняет приток воздуха в легкие. Спать нужно максимально прямо. Растянуто.

7) Всё те же учёные утверждают, что взрослому человеку шесть-восемь часов сна вполне достаточно. Однако некоторым людям достаточно пяти часов сна в сутки, в то время как другие нуждаются в десяти часах сна. В период роста или подростковом возрасте, организм требует больше сна. Так:
В 1-10 лет достаточно спать 10-15 часов;
В 11-15 лет достаточно спать 9 -11 часов;
В 16-25 лет достаточно спать 7-9 часов.

8) Выпей стакан воды перед сном . Быстрее уснуть тебе поможет тёплое молоко, выпитое на ночь.

Важно: НЕЛЬЗЯ есть перед сном тяжёлую пищу, копченое, жаренное, сладкое и т.п., а также пить кофе, крепкий чай, сильно газированные напитки и т.п. ! После такой еды сон человека здоровым точно не будет.

9) Для лучшего засыпания нужно установить фиксированный час отхода ко сну. Время, для того, чтобы помыться, успокоиться, забыть обо всех проблемах и настроиться на отдых. Чтобы перейти в спокойное состояние и успокоиться выполни следующее задание.

Расслабление и дыхание.
Закрой глаза и расслабься. Сделай так, чтобы каждая часть твоего тела была абсолютно расслаблена. С головы до пят. Теперь небольшое дыхательное упражнение:
- Вдохни медленно и глубоко через нос (10 сек.);
- Задержи дыхание (3 сек);
- Медленно и полностью выдохни через рот при ужесточении брюшной мышцы (13 сек.).
При необходимости повторить.

Также хорошо помогает расслабиться и погрузиться в сон звук пульсации крови. Начни считать свой пульс. Такой метод существенно эффективнее счета в уме.

10) В заключение, я бы посоветовал не полуночничать. Шаолиньские монахи, например, которые отличаются своим здоровьем и силой, соблюдают строгий график: 21.00-ложатся спать, 7.00-подьём. Ни минутой позже. Они установили, что в этот период организм полностью восстанавливается.

Методики увеличения роста

Методики и упражнения для увеличения роста , проверены и показывают поразительные результаты! Но не 100%. Результаты во многом зависят от характера человека. Только целеустремлённые и волевые люди способны стать выше ростом. Результаты появятся через несколько месяцев при ежедневных(!) тренировках.

Методика Берга.

Всегда считалось, и об этом не уставали повторять ученые, что рост человека можно увеличить только до 20 лет. С недавнего времени, этот факт поставлен под сомнение. Во многом это произошло благодаря доктору Александру Бергу. Он доказал, что расти можно и после 25 и 30 лет, т.к. у каждого человека есть резервы для увеличения роста на 6-8 см. Его методика для увеличения роста, направлена на то, чтобы разбудить эти резервы. Методика Берга проста и уникальна. Её испытали на себе многие люди, желающие вырасти.

Описание: Все упражнения нужно повторять 15-20 раз. Занятия начинать через 2 часа после еды. Для полноценного результата, тебе понадобится коврик с шипами и тренажёры.

Ответы на популярные вопросы по методике Берга.

При выполнении методики Берга, стоит ли наблюдаться у врачей? (хирург, эндокринолог)
»
Если врач хороший (профессионал) - то хуже не будет!

Мне бы хотелось увеличить свой рост хотя бы на 10 см. При достижения этой цели можно ли прекращать все упражнения или нужно постоянно заниматься? У меня будет прирост, который не спадет?
»
Это зависит от множества факторов. От тебя. Вообще, если человек сможет вырасти на 5 см. и более, то такой прирост обычно сохраняется (и дальнейшее выполнение методики не понадобится). На 2см и меньше - маловероятно.

За 3 дня я стал выше на 2 см выше, но потом перестал заниматься и эти 2 см вернулись назад. Почему?
»
Занимать нужно постоянно (ежедневно), т.к. позвоночник проседает. Никакие 10-15 тренировок не увеличат рост, они растянут позвоночник, но общей картины не изменят.

Как выполнять занятия, описанные в методике Берга? Их все необходимо исполнять за раз, или же поэтапно - сначала первый комплекс, через какое то время - другой?
»
Начни с одного комплекса в день. После первого месяца, можешь постепенно увеличивать длительность тренировки и нагрузку.

А длина тела увеличивается пропорционально или только позвоночника?
»
По-разному. Зависит от особенностей человека. В старшем возрасте (после 24 лет), обычно увеличивается только длина межпозвонковых дисков.

Не подскажите, после комплекса этих упражнений, я делаю еще силовые упражнения (отжимания, приседания, гантели и т.д.), отрицательно ли повлияет это на результат?
»
Есть мнение, что силовые упражнения тормозят рост кости в длину, и увеличивают её в ширину. В любом случае, упражнения со штангой или гантелями лучше не выполнять, особенно стоя.

Я так и не понял, эти упражнение только выпрямляют позвоночник или еще способствуют росту костей?
»
Упражнения выпрямляют позвоночник и стимулируют рост костной ткани.

Методика А.Транквиллитати.

Транквиллитати Александра Николаевна - заслуженный врач РСФСР, признанный авторитет в области лечебной физкультуры. Методика А.Транквиллитати, изначально созданная для людей, которых мучают боли в спине, шее, голове, не только способствует улучшению здоровья, но и заметному увеличению в росте. «Это происходит за счёт увеличения длины диска, между двумя позвонками. Некоторые упражнения из методики, действительно, заставляют позвоночник принимать неестественные формы. Поэтому, я могу допустить, что регулярное повторение этих упражнений может увеличить длину позвоночника или всего тела» - так объясняла это Александра Николаевна Транквиллитати.

Описание: Для начала скажу, что сложных тренажёров, таких как у Берга, здесь действительно не понадобится. Тебе потребуется гимнастическая стенка (несколько палок, прикрепленных на расстоянии 8 - 10 см) и гимнастическая доска (с маленькими подпорками для закрепления на гимнастической стенке). В файле с методикой есть все рисунки необходимого инвентаря.

Теперь несколько советов, для желающих увеличить рост по этой методике:
1) Лучшие результаты будут в том случае, когда тренировки сочетаются с регулярными занятиями баскетболом, плаванием, теннисом, волейболом, футболом и другими спортивными играми.
2)Сходи к врачу, под наблюдением которого, твои занятия будут проходить наиболее успешно. Этот пункт здесь не «для галочки». Упражнения А.Транквиллитати некоторым людям могут навредить.
3) Тренироваться нужно за 1,5-2 часа до или после еды. И за 1,5-2 часа до сна.
4) Постепенно увеличивай нагрузку. Начни с одной тренировки в день, выполняя половину или третью часть всех упражнений. В первые 1,5-2 месяца, врач рекомендует установить продолжительность занятий 10-15 минут, затем увеличивать число повторений, и соответственно, времени до 50-60 минут и более.
5)После тренировки, в течение 3 минут, нужно принять тёплый душ.
6)Только ежедневные, упорные тренировки принесут тебе успех.

Методика Норбекова.

Мирзакарим Санакулович Норбеков – известный психолог, академик, автор учебно-оздоровительной системы. Методика Норбекова - комплекс упражнений для увеличения роста за счет наращивания хряща между позвонками позвоночника и за счет раздражения трубчатых костей ног.

По словам автора методики М.С.Норбекова : «Все пациенты через 7-8 дней занятий отмечают увеличение роста от двух до десяти и более сантиметров. Конечно, от упражнений человек сам не растет. Просто человек приобретает естественные для него форму и гибкость за счет восстановления эластичности межпозвоночных дисков» .

Единственное правило при выполнении методики – регулярность (минимум - 1 раз в день по 1 часу, в норме - утром и вечером по 45 мин.).

Некоторые советы по методике:

  • Не опережай события. В первые три-четыре дня не делай окончательных выводов о себе, своих возможностях и данной методике.
  • Не разговаривай и не отвлекайся во время выполнения упражнений.
  • Не перенапрягайся. Признак неправильной работы - чувство тяжести в голове.
  • Во время выполнения упражнений не дремать, сонливость недопустима.
  • Нельзя заниматься усталым и голодным.
  • Недопустимы любые оправдания вашей лени и пассивности.

Упражнения В. А. Лонского.

Можно ли и как стать выше? Невысокий рост, это всего лишь неправильная работа гормональной системы и самое главное её можно изменить в лучшую сторону, при помощи упражнений для зон роста. Этим мы с тобой и займёмся при помощи упражнений Виктора Алексеевича Лонского.

Описание:
1) Разминочный бег, 10 мин.
2) Махи ногами (10 раз каждой ногой), наклоны (вперёд-назад по 10 раз и влево-вправо по 8 раз.), шпагат (2 мин.), круговые движения руками, локтями и кистями (по 10 раз). На Упражнения отводится 25 минут.
3) Занятие на перекладине, висеть 2 минуты (4 подхода по 30 сек., 2 из них с отяжеляющим весом (до 10 кг). Дополнительный вес привязывается к ногам.)
4) Висеть на перекладине вниз головой 1-2 минуты. Ноги и стопы крепко закреплены специальными ремнями. (4 подхода по 20 сек., 1 из них с отягощённым весом (от 5 кг), дополнительный груз прижимать к груди)
5) Прыжки в высоту. Толкаться изо всех сил, т.е. прыгать как можно выше. (2 раза по 12 прыжков на каждой ноге, 3 раза по 12 прыжков на двух ногах.) На упражнение отводится 10-15 мин.
6) Поднятие в горку (40 метров) или по лестнице вверх-вниз. (5 раз) При спуске расслабляясь.
7) 4 раза в неделю, вечером, нужно растягивать себя при помощи резиновых шнуров.(5-10 мин.) Один шнур привязать к ногам, второй под мышками. Ремни тянут в противоположные стороны.
8) 4 раза в неделю занятие в бассейне.(по 40 мин.) При плавании , максимально растягивай руки и ноги, выполняя разные потягивания.
9) 3 раза в неделю занятие баскетболом или волейболом (по 30 мин). Играть, стараясь выиграть все верховые мячи.
10) В день, упражнения для роста занимают 2 часа (час утром и час вечером). Прыгать в день нужно не менее 100-200 раз!

Плавание – отличный стимулятор роста человека.

Плавание – улучшает дыхание (хорошо для сердечно-сосудистой системы), расширяет грудь и плечи, повышает активность. При плавании, все мышцы организма, так или иначе, начинают работать, растягивая позвоночник и отдельные мышцы тела. То, что нужно для увеличения роста.

Брасс – лучший стиль плавания для увеличения роста. Брасс позволяет расширять и увеличить мышцы и позвоночник за счёт размашистых движений руками и ногами в воде. При плавании брассом максимально растягивай руки и ноги, после чего полностью расслабь мышцы (можно просто лежать на воде).

Время чтения: 9 минут

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.