Пропорциональное лицо. А каково мнение о правильных пропорциях лица современных ученых? Идеальные пропорции лица человека без помощи хирурга

Пятьсот лет назад в Италии жил человек, которого пропорции женского носа волновали даже больше, чем посетителей этого сайта. Человека звали Леонардо Да Винчи. Он был художником и в свободное от заказухи время искал универсальную формулу, которая могла бы ответить на вопрос: "Почему, например, лицо Елены Кориковой кажется окружающим гармоничнее, чем лицо Сары Джессики Паркер"?

Да Винчи долго думал, вычислял, и в итоге создал чертежи, на которые до сих пор ориентируются хирурги всего мира. В этих чертежах описано идеальное соотношение частей женского лица.

Божественные пропорции Леонардо Да Винчи

Известно, что красивыми считаются широко расставленные глаза и маленький нос. По классическим канонам, расстояние между глазами, должно равняться ширине глазной щели, а границы носа не должны выходить за линии, проведенные через внутренние уголки глаз. Если нос слишком большой, а глаза посажены слишком близко, сбалансировать пропорции способна ринопластика. Если слишком широкий кончик заузить, нос уменьшится, а глаза зрительно раздвинутся.

Идеальная длина носа описана равенством a, b и c. Расстояние от линии роста волос до бровей равно расстоянию от линии бровей до линии, проведенной под носом, и равно расстоянию от линии, проведенной под носом до линии подбородка. Возращаясь в начало этой главы, заметим, что у Сары Джессики Паркер b намного больше a.

Границы губ должны доходить до линий проведенных через внутренний край зрачков. Рот должен примерно в полтора (1.5) раза быть шире носа.

Идеальный профиль

Угол изображенный на этой картинке называется носогубным. Для женщин предпочтительней, чтобы носогубный угол был больше 90 градусов.

Угол между линией лба и спинкой носа должен находиться между 30 и 40 градусами. Слишком большой угол очерчивает слишком высокую спинку носа. Если угол слишком маленький, тоже приятного мало - спинка слишком низкая, лицо выглядит "плоским".

Колонка, или, по-другому, колумелла - та самая кожная перемычка между ноздрями, которая перерезается при открытой ринопластике. Считается красивым, когда колонка опущена чуть ниже уровня крыльев.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Однажды, когда Будда отдыхал в тенистой прохладе деревьев, мимо прошла молодая красивая куртизанка. Увидев божественный лик Будды, сияющий небесной красотой, она влюбилась в него.

Куртизанка подошла к Будде и сказала:

« О, прекраснейший! О, сияющий! Я люблю тебя!».

Будда ответил: «Я тоже люблю тебя».

Ученики, давшие обет безбрачия, были поражены ответом. А куртизанка бросилась к Будде с распростертыми объятиями. Но Будда остановил ее, не позволив прикоснуться к себе.

Куртизанка удивилась:

«Я Вас люблю, и Вы говорите, что любите меня, так почему же Вы не позволяете мне обнять Вас?».

Будда ответил:

«Любимая, сейчас не время. Я приду к тебе позже, а сейчас моя любовь нуждается в проверке».

Монахи еще больше удивились словам Будды. Но на этом все и закончилось.
Прошло несколько лет, и все уже позабыли про этот случай.

Однажды Будда медитировал в окружении своих учеников, но вдруг прервал свою медитацию и воскликнул:

«Настало время показать мою любовь. Мне нужно идти, моя любимая зовет меня. Теперь я действительно нужен ей».

Он отправился в путь и монахи последовали за ним. Все вместе они прибыли к дереву, где когда-то повстречали прекрасную куртизанку. Некогда молодая и прекрасная куртизанка, утратившая свою красоту, лежала теперь покрытая язвами.

Монахи были в растерянности, а Будда взял куртизанку на руки и сказал:

«Любимая, вот я и пришел к тебе, чтобы показать истинную любовь, ибо я питаю любовь к тебе, когда всякий другой чувствует к тебе одно лишь отвращение.

Я пришел к тебе тогда, когда друзья твои и даже родственники отвернулись от тебя. Я обнимаю тебя, когда другие избегают прикосновений.

Истинно, только это может быть настоящей Любовью».

Будда исцелил ее. Куртизанка стала монахиней и одной из главных учениц Будды Шакьямуни.

А монахи и все люди узрели, ЧТО ЗНАЧИТ – ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ.

Это всего-лишь фото красивой девушки,которая состарится и отне красоты тела мало что останется,как бы его не молодили современными технологиями,а что дальше?А если девушка заболеет,лицо её исказит болезнь...

Кстати,когда человек близок к смерти физического тела,то лицо любого человека становится полностью симметричным.Лицо каждого живого человека ассимметрично,можно проверить с помощью зеркала:если посмотреть на другого человека в зеркало,то можно хорошо увидеть ассимметрию лица и тела.

Какое лицо считается по-настоящему красивым с соблюдением всех пропорций "золотого сечения"? Ответ на этот вопрос волнует многих мужчин и женщин. Хотя единых правил не существует, есть основной принцип. Все части лица (щеки, нос, глаза, уши, подбородок, скулы и брови) должны находиться в полной гармонии друг с другом.

«Золотое сечение» - достигается, когда форма лица и размеры каждой его части находятся в гармонии и соответствуют основным пропорциям. Что это за пропорции?

Пропорции идеального лица по золотому сечению Леонардо да Винчи

Известный итальянский художник Леонардо да Винчи еще в 16 веке создал модель, в которой отразил свои наблюдения и выводы о пропорциях правильно сложенного тела и лица. Вот как выглядели его чертежи:

Суть его правил заключается в следующем :

Носогубный угол должен быть больше 90 градусов. Такой нос выглядит ровным.

Для измерения параметров носа вам понадобятся фотографии лица в профиль (желательно крупного плана для точности измерений), карандаш, линейка и транспортир. Исследования показали, что идеальная высота кончика носа составляет 67% (2/3) длины спинки.

Идеальный угол, сформированный между колумеллой и наивысшей точкой кончика носа, составляет 45-46%. Эта пропорция считается гармонирующей с другими частями лица.

Если же носогубный угол составляет менее 90 градусов, нос покажется опушенным. Гармоничным носолобным углом (угол между линией лба и спинкой) считается угол равный 30-40 градусам

Результаты измерений нельзя воспринимать как прямое руководство к проведению ринопластики. Так, ринопластика может помочь создать нос желаемой формы. Но будет ли он гармоничен с вашими чертами лица? Не усугубит ли другие отклонения, например глубоко или узко посаженные глаза, тонкие либо слишком пухлые губы, явные носогубные складки и т.д.

Современные ученые определили гармонию лица следующим образом:

  • Расстояние от линии глаз и линии рта должно равняться 36% от общей длины лица.
  • Расстояние между зрачками равняется 46% ширины лица.

А каково мнение о правильных пропорциях лица современных ученых?

Обсуждая правильные черты лица у женщин, немецкие ученые провели интересный эксперимент, касающийся идеальных пропорций, по мнению простых людей. Они организовали наблюдение за тем, как группа мужчин и женщин сравнивали по красоте фотографии реальных людей одетых в одинаковую одежду с компьютерными моделями идеального лица.

Вот к каким выводам они пришли. Красивыми считаются: узкие лица с темными тонкими бровями, небольшим узким носом и высокими скулами. Предпочтение отдают большим глазам с густыми ресницами и тонким веком. Если говорить о данных красивого мужчины - то к этому образу добавляется заметный волевой подбородок.

Интересно, что эксперимент выявил, что такие данные в жизни в совокупности не встречаются. Это возможно только в том случае, если речь идет о создании фоторобота, котороый способен сделать идеальные черты и пропорции женского лица.

Как выглядит идеальное лицо по теории Стефана Маркуорта?

Стефан Маркуорт - это американский ученый, который в течение тридцати лет изучал пропорции лиц самых красивых актрис и обычных женщин. Он выявил, что абсолютная гармония лица соответствует пропорциям «золотого сечения» - 1:1,618. Это значит, что рот правильного размера шире носа в 1,618 и так далее. Эти соотношения примерно показаны на следующем фото:

Чтобы было проще определять соответствуют ли этим идеальным пропорциям, он создал так называемую схему-маску идеального лица и идеальной улыбки. Эти маски выглядят следующим образом:

А вот как выглядит схема-маска идеальной улыбки.

Идеальное женское лицо из прошлого.

Однако принципы Стефана Маркуорта нельзя считать абсолютным мерилом гармонии и красоты, так как в его исследованиях участвовали только красивые женщины европейской внешности. А это только третья часть человеческого рода. Не секрет, что среди представителей негроидной или монголоидной расы, есть довольно много по-настоящему красивых мужчин и женщин.

Идеальные пропорции мужского лица

Как изменить пропорции лица и сделать красивый нос?

Каждый живой человек обязательно отличается индивидуальной внешностью со своими преимуществами и недостатками. По своей природе мы предпочитаем недостатки скрывать, а достоинства подчеркивать.

На сегодняшний день, есть довольно много способов добиться гармонии образа и улучшить внешний вид. Вот некоторые из них:

Макияж. Искусство макияжа известно с древних времен. С помощью пудры, румян, косметических карандашей, помады, подводки, туши и теней, мы можем визуально уменьшить или увеличить те или другие части лица. Умело сделанный макияж позволяет человеку сразу очень сильно измениться внешне в лучшую сторону.

Нанося макияж, правильно придерживаться так называемых «линий гармонии». Они показаны на следующей схеме:

Прическа . Правильно подобранная стрижка, наличие или отсутствие челки и ее форма может оказывать на визуальное восприятие формы лица колоссальное воздействие.

Подобрать правильную стрижку - это целая наука, которой, собственно говоря, и занимаются и чему обучают стилисты. При выборе прически сначала отталкиваются от формы головы.

4 ноября 2014, 12:12

Лицо – это зеркало нашего культурного развития, личного опыта и генетических особенностей рода. И все же, почему об одном человеке мы можем сказать без особого энтузиазма "Да, он симпатичный", а лицо другого нас просто завораживает своей красотой?

Множество ученых умов искали ответ на вопрос «что же такое красота?» еще тысячи лет назад. И не безрезультатно! Греческий философ Пифагор утверждал, что не только открыл секрет красоты, но и что он видит красоту во вселенной. Он открыл, что растения и животные растут согласно точным математическим законам, и все прекрасное в природе подчиняется закону "золотого сечения".

Примеры "золотого сечения" в природе:

"Золотое сечение" - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Немного запутано, не правда ли? Но это легко понять, взглянув на обычное куриное яйцо, ведь оно является одним из множества примеров этой поистине божественной пропорции.

Значит красота цветка или морской раковины отнюдь не случайна! Пифагор вычислил, что код красоты это соотношение 1: 1.618.

Говоря об идеальной внешности, можно привести следующие примеры золотого сечения:

Высота лица, деленная на ширину лица, равна 1,618;

Ширина рта, деленная на ширину носа, равна 1, 618;

Расстояние между зрачками, деленное на расстояние между бровями, равно 1,618;

Отношение длины кисти (от запястья до кончиков пальцев) к длине предплечья (от запястья до локтя) равно 1, 618;

Отношение расстояния от пупка до макушки к расстоянию от уровня плеч до макушки также равно 1,618.

Кроме того, помимо основного отношения золотого сечения ученые вывели также второстепенные, которые находят свое отражение в идеальном лице:

Расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;

Лицо должно ровно делиться на 3 горизонтальных участка: лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа и нижняя часть лица от кончика носа до подбородка;

Лицо должно ровно делиться на 3 вертикальных участка через прямые линии от зрачков к углям губ.

И конечно же в наш век развития пластической хирургии, стоматологии и косметологии закон «золотого сечения» не могли упустить из вида.

Известный пластический хирург Стивен Марквардт 25 лет назад работал над тем, что бы сделать лица, деформированные от рождения или в результате несчастных случаев, более привлекательными. Но результат его не всегда устраивал. Он задался вопросом: "Что же такое привлекательность?" и стал детально изучать эту тему. Задав этот вопрос специалистам из индустрии красоты, он получил достаточно разные и весьма абстрактные ответы. Но он же пластический хирург и выражение как "красота это единство со вселенной" для него лишь пустой звук. Целеустремленный хирург продолжил свои поиски и вывел универсальные факторы описывающие красоту.

Но на этом он не остановился, и, взяв за основу труды Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, соединил все знания о "золотом сечении" и вывел формулу идеального лица.

Нос в профиль и анфас это треугольник, в красивом лице стороны треугольника в 1.618 раз длиннее, чем его основание. А треугольник может быть преобразован в пятиугольник. Когда у лица самые приятные очертания, а самое приятно выражение лица это улыбка, то на нем появляется пятиугольник.

Стивен Марквардт совместил все треугольники и пятиугольники, учел все соотношения с числом 1.618 и создал маску – "маску красоты".

Чем лучше маска подходит человеку, тем красивей его лицо. Маска подходит как женщинам, так и мужчинам, не зависимо от расы.

Маска подходит всем красивым лицам прошлых эпох.

Основное оружие корректирующего макияжа – использование темных и светлых тонов. Известно, что темные тона и цвета холодных оттенков подчеркивают и отдаляют форму, уменьшают объем, а светлые и теплые цвета, наоборот – приближают и размывают границы, увеличивают объем. Знание этих нехитрых правил, основанных на вездесущем законе золотого сечения, позволяет зрительно сделать лицо более овальным, подчеркнуть или раздвинуть глаза, увеличить губы или сузить лоб.

Золотое сечение – одно из наиболее масштабных, но неоцененных по достоинству открытий человечества. Основанное на нескольких цифрах, оно находит свое отражение повсюду в живой природе, оно используется как эталон в архитектуре и искусстве, и главное – подсознательно воздействует на восприятие того или иного человека.