Индивидуальные типологические особенности ребенка дошкольного возраста. Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста. Выделяют общие и специальные способности
Modal verbs CAN and their equivalents CAN Be able to Present Present Can Am Able to Isare Past Past Could Could Was Able to wereFuture Will be able to 1 Возможность: Могу, умею, возможно Могу, умею, возможно 2 Разрешение: 3 Запрещение: нельзя нельзя 1 Возможность: Могу, умею, возможно Могу, умею, возможно 2 Разрешение: 3 Запрещение: нельзя нельзя I can run very fast He can speak French. Can he do sums? Can I have a cup of coffee? You cant cross the street here. I can run very fast He can speak French. Can he do sums? Can I have a cup of coffee? You cant cross the street here.
Значения глагола could и его Значения глагола could и его эквивалента не всегда полностью совпадают. В некоторых случаях could и его эквивалент was/were able to используются в разных контекстах: could - постоянная способность делать что- could - постоянная способность делать что- либо в прошлом - мог was/were able to - имеет значение смог, удалось - исключительная ситуация. I could read when I was 5.I could read when I was 5. When he was 17 he could play chess well. Once he even was able to beat the champion.When he was 17 he could play chess well. Once he even was able to beat the champion.
Modal verbs MAY and their equivalents MAY Be allow to Present Present MayAm Is Allowed to are Past Past Might MightWas Allowed to Allowed towereFuture Will be allowed to… 1 Разрешение: Можно, разрешается 2 Строгое запрещение: Не смей 3 Возможность: (воз) можно 1 Разрешение: Можно, разрешается 2 Строгое запрещение: Не смей 3 Возможность: (воз) можно May I come in? Yes you can (may). No, you cant (may not) You may not leave the room until I say so. You may often see such faces in the South of Russia
Спросить разрешение сделать что- либо можно следующим образом: CAN/ COULD/ MAY/ MIGHT I borrow your pen? Краткий отрицательный ответ на такой вопрос может быть выражен следующим образом: No, I dont - просьба не делать этого No you may not - запрещение No you must not - запрещение происходит не от вас это запрещено No you can not - правилами законами и т.д. Мы используем эквивалент модального глагола may (be allowed/ permitted to…) когда хотим подчеркнуть, что разрешение/ запрещение исходит от кого- либо: You are not allowed/ permitted to wait here
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника - распыленности интересов; у холерика - несдержанности, резкости; у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Педагогу и родителям важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.
Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но и адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (т. е. учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.
Как же учесть темперамент в воспитательной работе"" В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников -будем опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать спой, индивидуальный стиль деятельности. Вместе с тем учтем, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к ""мелким", на первый взгляд, нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши, не собрал кубики, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных прн-аЬ1чек у сангвиников (затрудняет их формирование).
Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.
Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности - привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера.
Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.
В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в "детском обществе" благоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании их "Я-концепции", оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.
Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять "сильные меры" воздействия - окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.
Как это ни кажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.
Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, кто может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.
Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников). Специалисты в области физического воспитания дошкольников (В.А.Шишкина, В. Н.Шебеко и др.) рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущемлять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно обучать таких детей точным движениям - метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площадке (половице, "дорожке" из шнуров, гимнастической скамейке и т. п.), ловле мяча; полезны также все виды и способы лазания. Бесцельность движений быстро утомляет холериков. Прислушаемся к этим советам, учтем их в воспитательной и коррекционной работе.
Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнениям его взаимоотношений со сверстниками.
Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. И вместе с тем не будем забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для дошкольников мотивы деятельности (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.).
С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости Резких вспышек, неблаговидных выходок.
При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: Умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Свойства возбудимого типа сами по себе не могут быть препятствием для воспитания сильной воли. Напротив, под влиянием восстания, коррекционной работы эти качества могут стать хорошей базой для развития сильной воли.
Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.
Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопливостью, неловкостью Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет не характерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а "запасы" этого напряжения невелики.
Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом "быстро".
Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное - не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.
Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств - в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы - учить окончить дело до звонка.
Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.
В целях же преодоления возможных инертности, вялости, следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности - занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.
В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Их адаптация к ним затруднена. Этим детям трудно привыкать к детскому саду, к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми...
Поможем флегматикам преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком и гости, давать поручения, требующие общения с детьми, со взрослыми (отнести сделанные игрушки в группу малышей, сходить в кабинет методиста за нужной книгой и т. п.). Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период раскачки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить "тихоню"-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими.
В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время чадо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с одной игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, научится играть вдвоем, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками.
Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).
Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.
Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высоким уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.
Надо учесть, что меланхолики - интроверты. Они чаще "общаются" с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.
Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.
Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества - чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.
Конституция- это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность, т. е. характер реагирования на различные воздействия. Поскольку организм - целостная структура, то необходимо выявить все межсистемные взаимосвязи для установления согласованности друг с другом морфологического, физиологического, биохимического, иммунологического, психического и других параметров организма. Конституция человека - интегральная биопсихическая характеристика организма, которая отражает его индивидуальность. При этом каждая личность проходит определенный путь в своем становлении, реализуя наследственные потенции в конкретных условиях окружающего мира.
Каждому типу конституции присущи характерные особенности не только в антропологических показателях, но и в деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрасположенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
В процессе исторического развития общества в результате естественного отбора и постоянной адаптации к меняющимся условиям среды обитания формировались определенные конституциональные типы.
Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, так как ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим. Каждый тип оправдан и биологически, и социально. В обществе должны быть представители различных конституциональных типов, что является гарантией устойчивого развития социума.
Конституциональный тип свидетельствует о том, какой образ жизни предусмотрела природа для конкретного индивида. Понимание сильных и слабых сторон разных типов дает возможность выбрать соответствующий подход к режиму, питанию, поведению, профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каждого отдельного человека.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
При дифференцированном подходе в обучении и воспитании изучение конституциональных особенностей их организма имеет большое практическое значение.
При выделении типов конституции традиционно за основу берется морфологический критерий (соматотип), который включает в себя многие проявления, начиная от своеобразий гормонального фона и заканчивая особенностями темперамента человека.
При выделении конституциональных типов учитывают также функциональные свойства организма, которые характеризуются специфической совокупностью обменных, иммунологических, психофизиологических и других параметров организма. Однако более правильно рассматривать конституцию как индивидуальную интегральную характеристику соматопсихофизиологической целостности человека.
Определение конституционального типа у детей
При определении конституционального типа обращают внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, ног; степень развития костной, мышечной и жировой ткани.
Форма грудной клетки - один из самых постоянных признаков, мало изменяется с возрастом и считается основополагающим при оценке конституционального типа. Выделяют три основные формы грудной клетки - уплощенная, цилиндрическая и коническая (рис. 9.1).
Форма грудной клетки связана с эпигастральным углом (угол, образованный реберными дугами), величина которого варьирует от острого (меньше 30°) до тупого (больше 90°) угла. Грудная клетка может быть более или менее вытянута в длину, иметь одинаковую форму по всей длине или изменяться - сужаться или расширяться книзу.
Уплощенная форма характеризуется острым эпигастральным углом. В профиль грудная клетка выглядит как сильно уплощенный спереди назад вытянутый цилиндр, обычно суженный книзу.
Цилиндрическая форма - эпигастральный угол прямой, в профиль грудная клетка похожа на округлый цилиндр умеренной длины.
Коническая форма - характеризуется тупым эпигастральным углом. В профиль грудная клетка имеет форму округлого цилиндра, заметно расширяющегося книзу подобно конусу.
Спина может быть прямой, сутулой, уплощенной формы (рис. 9.2).
Прямая (нормальная) форма спины наблюдается при нормальном позвоночном столбе, без гипертрофических изгибов какого-либо из его участков.
Сутулая форма характеризуется выраженным позвоночным изгибом в грудной части. В связи с этим почти всегда наблюдаются крыловидные расходящиеся лопатки.
Уплощенная форма характеризуется сглаженностью грудного и поясничного изгибов, особенной уплощенностью в области лопаток.
Форма живота - этот признак во многом связан с формой грудной клетки (рис. 9.3).
Впалый живот характеризуется полным отсутствием подкожно-жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Характерны выступающие кости таза.
Прямой живот - характерно значительное развитие брюшной мускулатуры и ее хороший тонус. Жироотложение слабое или умеренное, костный рельеф почти сглажен.
Выпуклый живот характеризуется обильным подкожно-жировым слоем. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При этой форме живота обязательно появляется складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и зачастую трудно прощупывается.
Форма ног учитывается при оценке конституциональной принадлежности, но не имеет первостепенной важности. Она может быть Х-образная, О-образная и нормальная - прямые ноги. При Х-образной форме ноги соприкасаются в коленном суставе, а между бедрами и икрами есть просвет. В зависимости от величины этого просвета степень Х-образности может быть оценена как 1, 2 и 3 (рис. 9.4, а). О-образная форма констатируется, когда ноги не смыкаются на всем протяжении от паха до щиколоток. Степень их расхождения оценивается в 1, 2 и 3 балла (рис. 9.4, б).
Развитие костного, мышечного и жирового компонентов оценивается по трехбалльной системе.
Костный компонент. Учитывается массивность костяка по степени развития эпифизов, костей, массивности суставов. Ширина эпифизов измеряется на плече, предплечье, голени и бедре. Их средняя арифметическая величина может считаться косвенной характеристикой массивности скелета и оценивается в баллах:
1 балл - тонкий костяк с тонкими эпифизами;
2 балла - средний по массивности костяк со средними или крупными эпифизами;
3 балла - крепкий, массивный с очень широкими костями и мощными эпифизами.
Выделяют также промежуточные баллы - 1,5 и 2,5.
Мышечный компонент оценивается по величине и тургору* мышечной ткани на конечностях (плече и бедре) как в спокойном, так и в напряженном состоянии. Этот компонент также оценивается в баллах:
1 балл - слабое развитие мышечной ткани, дряблость ее, слабый тонус;
2 балла - умеренное развитие, виден рельеф основных групп мышц под кожей, хороший мышечный тонус;
3 балла - ярко выраженное развитие мускулатуры, четкий ее рельеф, сильный мышечный тонус.
Развитие жирового компонента определяется по сглаженности костного рельефа скелета и величине жировых складок. Они измеряются при помощи калипера на животе (в точке пересечения линий, проведенных горизонтально на уровне пупка и вертикально через сосок), на спине (под лопаткой) и на задней стороне плеча (над трицепсом). Затем вычисляется их средняя арифметическая величина, которая служит числовой характеристикой жироотложения. Балльная оценка степени выраженности жирового компонента:
1 балл - четко виден костный рельеф плечевого пояса, особенно ключицы и лопатки, видны ребра у места их прикрепления к грудине. Практически отсутствует подкожно-жировой слой, средняя величина жировой складки колеблется от 3 до 6 мм;
2 балла - костный рельеф виден только в области ключиц, весь остальной рельеф сглажен. Умеренное развитие подкожно-жирового слоя на животе и спине, средняя величина жировой складки от 7 до 19 мм;
3 балла - обильное жироотложение на всех участках тела. Костный рельеф полностью сглажен. Сильное жироотложение в области живота, спины, конечностей. Толщина жировых складок от 20 мм и выше.
На основе морфологических особенностей выделяют четыре основных типа конституции - астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный (по классификации В. Г. Штефко и А. Д. Островского) (рис. 9.5).
Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями и тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута, часто сужена книзу, эпигастральный угол острый. Спина, как правило, сутулая, с резко выступающими лопатками. Живот - впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Подкожно-жировой слой крайне незначителен, хорошо видны кости плечевого пояса и ребра. Форма ног чаще О-образная. Могут быть и прямые ноги, но с не- смыканием в области бедер.
Торакальный тип - относительно узко сложенный тип. Грудная клетка цилиндрическая, реже - слегка уплощенная. Эпигастральный угол близок к прямому или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками; живот прямой. Мышечный и жировой компоненты развиты умеренно, причем последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть и невелика. Ноги чаще прямые, но встречаются также О- и Х-образной формы.
Мышечный тип характеризуется массивным скелетом с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая. Живот прямой, с хорошо развитой мускулатурой. Мышцы у детей с данным типом конституции развиты особенно сильно. Значителен как объем мышц, так и их тонус. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. Форма ног прямая, но возможна О- или Х-образная.
Дигестивный тип отличается обильным жироотложением. Форма грудной клетки коническая, короткая и расширенная книзу, эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, особенно над лобком. Спина прямая или уплощенная. Костный компонент развит хорошо, скелет крупный, массивный. Мышечная масса развита и имеет хороший тонус. Подкожно-жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф не просматривается совершенно. Ноги Х-образные или нормальные.
Кроме вышеперечисленных типов существуют и переходные, когда конституция детей характеризуется чертами двух смежных типов. Например, торакально-мышечный и мышечно-торакальный типы. На первое место ставится название того типа конституции, чьи черты преобладают у данного индивида. Такие переходные группы могут быть только между двумя смежными типами. Если же ребенок обладает чертами двух или нескольких несмежных между собой типов, то его конституция считается неопределенной.
Одни исследователи детской конституциологии считают, что конституциональные различия проявляются очень рано в онтогенезе и указывают на возможность установления типов телосложения даже у детей грудного возраста. Другие полагают, что эти особенности могут сильно меняться в процессе роста организма, модифицироваться под влиянием различных факторов, изменяющих взаимоотношение организма со средой. С началом полового созревания у подростков происходит изменение внутригруппового распределения конституциональных типов - от 8 к 15 годам увеличивается численность детей мышечного типа. В большинстве случаев конституциональный тип с возрастом не изменяется. В пубертатный период онтогенеза возможен временный переход из одного типа конституции в другой. Смещаются, как правило, типы, располагающиеся в так называемой переходной зоне, переход из одного крайнего варианта в другой невозможен. В последние годы изменилось распределение конституциональных типов: резко снизилось число мальчиков с мышечным типом конституции и увеличилось с дигестивным. Окончательное формирование мышечного типа конституции происходит с периода половой зрелости, торакального - с 10-13 лет, астеноидного - с 10 лет.
Развитие скелета, мышечного компонента и подкожного жира - основной показатель, который определяют морфологическую конституцию. На мышечный и жировой компоненты влияют факторы внешней среды. Наиболее существенное значение из них имеют занятия физической культурой и спортом.
Для каждого конституционального типа характерны свои средние статистические значения, т. е. норма индивидуальна (индивидуально-типологическая).
В качестве одного из значимых признаков при определении конституционального типа В. Г. Штефко и А. Д. Островский использовали также соотношение трех отделов лица.
Все конституциональные типы существенно отличаются друг от друга по скуловому диаметру. У детей различных конституциональных типов независимо от пола наибольший скуловой диаметр имеет дигестивный тип, а наименьший - астеноидный. Аналогичные конституциональные особенности и в показателях нижнечелюстного диаметра. Следовательно, при определении типа конституции могут быть использованы скуловой и нижнечелюстной диаметры (рис. 9.6).
Конституциональные типы по У. Г. Шелдону
В основе учения американца У Г. Шелдона о соматотипах лежит теория о существовании не дискретных (отдельных) типов, а непрерывно распределенных «компонентов» телосложения. У. Г. Шелдон выделил три крайних варианта телосложения, в которых учитывал жировой, мышечный и костный компоненты. Компоненты получили название эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного, оцениваются по шкале от 1 до 7 баллов. Набор трех цифр - это соматотип человека.
Крайний вариант эндоморфного компонента (7-1-1) характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги с большим количеством жира на плечах и бедрах. Все переднезадние размеры тела, включая грудную клетку и таз, превалируют над поперечными. Для этой конституции характерна тучность.
Крайний вариант мезоморфного компонента (1-7-1) - это «классический Геркулес» с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира минимально, переднезадние размеры невелики.
Крайний вариант эктоморфии (1-1-7) - это долговязый человек, у которого худое, вытянутое лицо, узкая грудная клетка и худой живот, тонкие длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура не развита, но зато по отношению к общим размерам велика поверхность кожи и хорошо развита нервная система.
Классификация конституциональных типов по функциональным особенностям
Один из показателей, характеризующих конституциональные особенности организма, - тип адаптивной реакции нервно-мышечного аппарата, отражающий адаптацию организма к различным условиям. Мышечная работоспособность зависит от строения скелетной мускулатуры. Существует два типа мышечных волокон: красные - медленные, устойчивые к утомлению, обеспечивают продолжительную работу умеренной интенсивности; белые - быстрые, быстроутомляемые, обеспечивают краткосрочную, взрывную, скоростно-силовую работу. Соотношение этих двух типов мышечных волокон в скелетной мускулатуре генетически детерминировано и не изменяется в течение жизни, однако упражнения могут влиять на изменение свойств мышечных волокон и уровень их тренированности. Таким образом, каждый человек предрасположен к выполнению физической работы различной мощности и продолжительности, т. е. всех людей по соотношению мышечных волокон можно разделить на стайеров и спринтеров, а также выделить промежуточную группу - это те, у кого относительное равенство белых и красных мышечных волокон.
Проявления данной конституциональной особенности отмечаются даже среди представителей одного и того же этноса. Если сравнить национальные рекорды некоторых африканских стран в спринте и в марафоне, то выяснится, что такие страны, как Нигерия, Сенегал, Камерун сильнее в спринте; Эфиопия, Джибути, Танзания, Кения, Марокко, Алжир - в марафоне. Организм устроен так, что невозможно быть одновременно хорошим спринтером и марафонцем.
Для оценки максимальной мышечной выносливости используется показатель статической выносливости кисти, определяемый при нагрузке на динамометре. Нагрузка равна 75 % от максимального мышечного усилия. По отношению показателя максимальной мышечной силы, определяемого стандартным кистевым динамометром (в кг), к максимальной мышечной выносливости (в с) судят о конституциональных типах стайер - спринтер. Коэффициент менее 1 свидетельствует о преобладании выносливости (тип стайер), более 2 - о преобладании силы (тип спринтер). Лица с показателями от 1 до 1,5 относятся к тяготеющим к стайерам, от 1,5 до 2 - к спринтерам.
Мужчины тяготеют к конституциональному типу спринтер, а женщинам более свойственны качества выносливости.
Методика типологической оценки адаптивной реакции нейромышечного аппарата «стайер - спринтер» достаточно информативна при определении предрасположенности человека к выполнению физической работы той или иной мощности и продолжительности.
Индивидуальные особенности ребенка - что это? Какие свойства им присущи? Мы постараемся раскрыть эту актуальную тему
Индивидуальность человека, в том числе и ребенка, может определяться тем, как он выглядит, какую манеру общения имеет. Также сюда входит круг интересов, получаемые знания, имеющиеся или приобретенные способности и привычки и многие другие признаки. К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.
Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда. Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни.
Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты:
- формируются способности;
- проявляется темперамент;
- интересы.
До школьного периода оптимальные условия развития ребенка должны создавать родители.
Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства:
- Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня.
- Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно.
- Сниженное, хорошее или повышенное настроение.
- Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая.
- Гибкость - свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение.
- Внимательность - свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то.
Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни.
Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье.
Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону - область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов. Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка. Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях.
В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» - которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции.
2.5.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.
Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, темп психических реакций.
О сензитивности, или чувствительности, судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорят, "дошло".
Свойство реактивности проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: "Вспыльчивый", "Заводится с полуоборота", а о других: "Не поймешь, обрадовался или огорчился".
Пластичность и противоположное ему качество ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный быстро перестраивает поведение при изменении обстоятельств, ригидный - с большим трудом.
Существенным показателем темперамента является экстравертированность и интровертированность. Исследования показывают, что эти качества темперамента очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения, причем не только у взрослых, но и у детей. Так, например, общительные экстраверты более инициативны в начальной, организующей фазе игры, совещании при выборе темы, распределении ролей и выборе собственной роли. Дошкольники-интроверты чаще "общаются" с игровыми атрибутами, "обращаются" к игрушке, чаще говорят, что они собираются делать, какие игровые действия выполняют. Конечно, общительность сама по себе еще не обеспечивает человеку благоприятное положение в коллективе. Скорее всего, она положительно действует на первых порах, когда человек только входит в новую группу. Потом же начинают "работать" другие важные качества человека. Однако замечено: в числе "предпочитаемых" дошкольников, "звезд" чаще всего экстраверты. Их общительность помогает адаптироваться в новой социальной среде, приобрести товарищей, преодолеть неуверенность.
Об активности судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания...
О таком качестве темперамента, как эмоциональная возбудимость, узнают по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие разные типы темперамента. Основные из них: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Так, холерикам свойственны такие качества, как реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, высокий темп психических реакций, пластичность, экстравертированность. В числе интровертов, как правило, меланхолики и флегматики. Для последних характерны ригидность, медленный темп движения, речи, слабая эмоциональная возбудимость, малая сензитивность...
Однако "чистые" темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
2.5.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Наиболее приемлемым для педагога, изучающего темперамент своих воспитанников, является метод наблюдения. Он помогает воспитателю по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента конкретного ребенка. Напомним: выделяют три основных свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность и четыре основных сочетания этих свойств (И. П. Павлов): сильный, неуравновешенный, подвижный - "безудержный" тип; сильный, уравновешенный, подвижный - "живой" тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный - "спокойный" тип; "слабый" тип.
"Безудержный" тип лежит в основе холерического темперамента, "живой"- сангвинического, "спокойный" - флегматического, "слабый"- меланхолического.
Эти свойств,! нервной системы, составляющие физиологическую основу темперамента, проявляются в повседневном поведении человека.
Так, к жизненным показателям силы нервного процесса возбуждения относят сохранение высокого уровня работоспособности при длительной напряженности в работе, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в разнообразных и непривычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. Понаблюдаем за ребенком, присмотримся к нему. О силе (или слабости) его нервной системы будут свидетельствовать такие жизненные показатели, как сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), наблюдается быстрое (медленное) восстановление сил, как ведет себя в состоянии голода, если его не успели вовремя покормить (кричит, плачет или проявляет вялость, спокойствие).
К жизненным показателям уравновешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике настроения, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, четкость и плавность речи и др.
Жизненные показатели подвижности нервных процессов включают в себя такие показатели, как быстрое реагирование на все новое в окружающей среде, легкая и быстрая выработка и изменение жизненных стереотипов (привычек, навыков), быстрое привыкание к новым людям, к новым условиям, способность без раскачки переходить от одного занятия к другому, от сна к бодрствованию и т. д., быстрота запоминания и легкость воспроизведения, быстрота возникновения и протекания чувств, проявление лабильности в речи, моторике, в темпе деятельности.
Изучить индивидуально-типологические особенности дошкольников поможет программа, использованная в исследовании Л. И. Уманского.
ПРОГРАММА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Проявляет усидчивость во всех занятиях или только когда заинтересован?
Может ли продолжительно заниматься игрой?
Стремится ли довести работу до конца? Легко или трудно отвлечь от начатого дела, игры?
Инициативен ли в играх, нуждается ли в подталкивании со стороны взрослых, других детей?
Общителен ли, легко сходится с детьми или малообщительный, трудно сходится?
Отзывчив ли? Оказывает ли помощь?
Какое настроение свойственно (бодрое, веселое, спокойное, эмоционально пониженное)?
Что более свойственно: постоянное или изменчивое настроение?
10. Как относится к неудачам, обидам?
11. Раздражителен ли: помехи, возражения вызывают досаду или же реагирует на них спокойно?
Насколько впечатлителен?
После неудачи быстро успокаивается или долго переживает?
Может ли заниматься, играть, одновременно слушая других, Разговаривая?
Умеет ли распределять внимание?
Часто ли бывает рассеянным?
Как быстро переключается внимание с одного занятия на другое?
Каков обычный темп движений (быстрый, средний, медленный, порывистый, плавный)?
Смел или труслив?
Быстро ли переключается на новую ситуацию в игре физкультурных упражнениях?
Характеристика внешних форм речи: говорит быстро, медленно, плавно, отрывисто, с мимикой?
Как долго может молчать, быть недеятельным, когда хочется сказать, делать?
Как переносит необходимость ждать?
Как быстро привыкает к незнакомой обстановке?
Как чаще засыпает и пробуждается?
Спокойно ли спит?
Как быстро переходит от состояния покоя к активной деятельности и наоборот?
Как реагирует на медицинскую процедуру?
Как часто жалуется на недуг?
Каковы особенности поведения при порезах, ушибах, кровотечении?
Для диагностирования темперамента, отдельных его свойств широко применяются тесты. Предлагаем три и них.
Первый - для выявления тревожности (как одного из существенных свойств темперамента), разработанный В. С. Мерлиным.
Предварительно готовятся песочные часы на 3 минуты, мате риал для занятий за первым и вторым столом.
Испытуемые - три ребенка старшего дошкольного возраста наблюдение ведется за одним из них.
Показатель тревожности - поведение ребенка в фрустированной ситуации, которая создается дефицитом времени для выполнения задания.
Организация, ребенок должен выполнить задания за двумя столами: за первым с часами, за вторым - без часов. Задание должно быть рассчитано на 10-15 минут (например, за первым столом задание со строительным материалом, за вторым - с узором мозаики)
Инструкция общая: "Ты будешь выполнять задания за двумя столами. Сначала за этим (экспериментатор показывает, что ребенок должен сделать), затем за вторым (показывает, что нужно делать за вторым столом), затем снова за первым и т. д. Работать будешь за каждым столом по 3 минуты, пока не закончишь всю работу".
Инструкция для первого стола: "По моей команде начнешь работать за первым столом. Работать будешь ровно 3 минуты. Всю работу ты сделать за это время не успеешь, но как только три минуты истекут, встанешь и перейдешь за второй стол. Поработаешь там столько же (3 минуты) и вернешься опять за этот стол. Время узнаешь по песочным часам (ребенку показывают, как работают песочные часы). Выполнять задание надо аккуратно, хорошо. Если сделаешь плохо - работа не будет зачтена и придется делать все заново".
Инструкция для второго стола: "Начинай работать. Поработаешь ровно 3 минуты. Всю работу сделать не успеешь, но по истечении 3 минут перейдешь за первый стол, потом снопа вернешься сюда. Часы я закрою и ты должен сам, без напоминания, догадаться, когда пересыпался песочек. Работать надо аккуратно, точно по времени. Если сделаешь плохо, работа не будет учтена и придется начать все заново". Через полторы минуты надо напомнить: "Ты не забыл про часы?"
Показатели тревожности - работа за вторым столом без часов, проявление беспокойства за первым и вторым столом (смотрит на часы, торопится).
Регистрируются характер действий испытуемого, время работы. К числу "тревожных" относят испытуемых, которые за вторым столом работали меньше 3 минут; к числу "беззаботных" - более 3 минут.
Второй тест используется для изучения интро-экстраверсии (вариант Кэттела). Материал - 8 карточек, одна из них - пробная.
Инструкция: "Я дам тебе карточку, на которой нарисованы разные предметы. Ты должен объединить их в группы по одному какому-нибудь признаку так, чтобы в группу вошло как можно больше предметов. Затем ты должен объяснить, по какому признаку ты объединил их в одну группу". Время предъявления картинки 45 секунд. Пробная картинка предъявляется без ограничения времени. Предлагается 10 карточек.
Обработка: на каждой карточке выделяется самая большая группа предметов. Подсчитывается количество предметов в этой группе. Показателем экстра-интроверсии является количество выделенных предметов, деленное на число карточек.
Диагноз: интроверты - 3,6 и меньше выделенных предметов, экстраверты - 4 и более.
В диагностической работе можно воспользоваться и теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой).
На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом (рис. 4):
(Это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового задания при переходе к работе с 3-го в 4-й квадрат.) Перед проведением теста детям несколько раз дают поиграть в игру "Насыпем птичкам в клетки зернышек" с тем, чтобы у них образовался навык проставления точек в максимально быстром темпе. Затем проводится сам тест. У каждого ребенка лист с квадратами и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают в максимальном темпе ставить точки в 1 квадрат ("сыпать зернышки птичке"). По второму сигналу ребенок без остановки переходит к работе во втором квадрате и т. д. Продолжительное проставление точек в каждом квадрате по 10 секунд. В целом тестирование длится 1 минуту. Тест выявляет динамику работ способности ребенка. Воспитатель анализирует полученные данные по каждому ребенку.
К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10 % числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель вычисляется путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т. е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени. Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами.
Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Приведем экспериментальную методику, разработанную Ю. А. Самариным. Эксперимент проводится в форме игры "Перенос кубиков". Испытуемый получает небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т. д.). Ребенок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, одного стола до другого на расстояние 3 м, затем повернуться на 180۫ (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика. Для ребенка это испытание ловкости, увлекательная игра. Для экспериментатора не имеет значения, сколько кубиков перенес ребенок, он регистрирует реакции ребенка на удачи и неудачи, учитывается сила нервных процессов, работоспособность (сколько времени ребенок может добиваться успешного выполнения задания, как без стимуляции экспериментатора, так и при его стимуляции). По поведению ребенка в игровой ситуации можно выявить уравновешенность нервных процессов (в какой мере ребенок может сдерживать недовольство при неудачах, не проявлять его ни в двигательных, ни в речевых формах). Изучается и подвижность нервных процессов - как быстро ребенок включается в данную работу, приспосабливается к ней, имеют ли место отвлечения при выполнении задания.
Приведем описание типичного поведения детей разных темпераментов в процессе экспериментальной игры "Перенос кубиков".
Дети-сангвиники очень охотно включаются в игру, рвутся выполнять задания в числе первых. Первые неудачи не смущают их. Они энергичны и веселы, охвачены азартом, уверены в успехе. После 2-3 неудачных попыток азарт пропадает, а с ним исчезает и желание продолжать борьбу. Ребенок теряет интерес, дальнейшее участие в игре кажется ему ненужным и бессмысленным.
Дети-холерики более настойчивы в достижении цели. Они достаточно долго пытаются добиться успеха, не сдаются, несмотря ни на что. Неудачи вызывают раздражение, агрессию, но настойчивое усердие наиболее ловких приводит к победе, а те, кто не Добился успеха, снова и снова просят экспериментатора разрешить им еще одну попытку.
Дети-флегматики не сразу включаются в игру. Они спокойны, присматриваются, двигаются медленно, не суетятся, не делают Резких движений. На неудачи почти не обращают внимания, продолжают делать новые попытки так же усердно и сосредоточенно.
Дети-меланхолики долго медлят. Им страшно даже прикоснуться к лопатке. Подбадривание воспитателя не снимает трепетного волнения. Они предвидят неудачу, еще не включившись в игру. После первых неудач выходят из игры, не поддаваясь никаким уговорам. У многих вся процедура заканчивается непреодолимым смущением и слезами.
Методика "Наконечник" (В. А. Горбачева).
Экспериментальная игра "Наконечник" имеет несколько вариантов. В первом - педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд "сопротив ления" воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником. Игра продолжается определенное время, пока дети не утратят интереса к ней. Удовольствие доставляет сам процесс игры. Большинство детей охотно принимает в ней участие.
Наиболее настойчивы и азартны сангвиники и холерики. Они первыми включаются в игру, но дольше всех в ней задерживаются настырные холерики. Флегматики спокойны, ждут своего момента, могут уступить и молча подождать. Меланхолику следует помочь включиться в игру. Ему мешает робость, стеснительность, он не стремится добиться успеха в такой ситуации.
Второй вариант - для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.
При исследовании индивидуально-типологических различий применяется не один, а несколько методов, частных методик. Данные, полученные в процессе тестирования, эксперимента, беседы, необходимо сопоставить с результатами повседневных наблюдений за дошкольниками. Такой подход обеспечит более достоверный вывод относительно темперамента ребенка. Сразу все свойства темперамента заметить трудно, да и возраст накладывает отпечаток на его проявления.
Весь состав свойств темперамента возникает на жизненном пути человека не сразу, а развертывается в определенной последовательности. Она обусловлена как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и психики ребенка в целом, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. К специфическим возрастным особенностям нервной системы детей раннего и дошкольного возраста относятся слабость возбудительного и тормозного процессов, их неуравновешенность, очень высокая чувствительность, более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил. В связи с этим и дошкольные годы типологические свойства ярче обнаруживаются у представителей уравновешенного, инертного (флегматики) и слабого (меланхолики) типов, так как у них проявление типа темперамента контрастирует с возрастными особенностями поведения.