Дидактическая игра угадай эмоцию. Развивающие психологические игры для дошкольников. Многофункциональное пособие «Мои эмоции. Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навык

Дидактические игры «Эмоции ребенка»

(Пиктограммы)

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

Татьяна Шапиро
Нескучное стихотворение про скуку!
Скука в дом вошла без стука.
Поселилась в доме скука.
Через час она сбежала.
Ей, ребята, скучно стало!

Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями).
Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.

Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.




Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек.
Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления).
Набор карточек № 4 - это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления).
Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!

Материалы, предназначенные для изготовления карточек:

1. Схемы-эмоций:



2. Схемы-изображения эмоций:



3. Картинки-эмоции:









Ах, мне бы в детство
на день вернуться
и в беззаботность
вновь окунуться;
Под голос мамы:
в воде не балуй –
к реке с друзьями
на зорьке алой!
Полдня рыбачить,
полдня купаться;
В веселых играх
весь день смеяться,
Чтоб мир казался
всегда счастливым
И папа с мамой
вновь живы были…
Быть может, все же
не стар стремиться,
Коль жизнь тревожит
и детство снится…

Разделы: Школьная психологическая служба

Задачи игры.

  • Познакомить учащихся с основными эмоциями.
  • Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
  • Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата

Предполагаемый психологический результат.

Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Описание сюжетной канвы.

Учащиеся путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях. Разработан “Маршрут движения”, на котором отмечаются места пребывания.

Игровой результат.

Приобретение “багажа” – впечатлений, знаний о собственном мире эмоций и чувств. “Багаж” наглядно выражен в работах учащихся и представлен на “Вернисаже”.

Тип сюжета. Реальный.

Время на игру и на обсуждение. 1.5–2 ч.

Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы. До 20 человек.

Возможно продолжение игры в деятельности психолога в рамках уроков психологии, тренинговых занятий, в деятельности педагогов – цикл классных часов “Учитесь властвовать собой”.

Материалы, необходимые для проведения игры.

Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей.

“Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.

Ход игры

I. Погружение в игру. 5 мин.

Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. “Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!

Итак, в добрый путь!

II. Начало путешествия. 10 мин.

1. Упражнение “Приветствие”.

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает “ потрясаю, волную” .
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

3. Конкурс “Знатоки чувств”.

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

III. Прибытие на первую станцию “Мимика человека”. 10 мин.

1. А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

2. Упражнение “Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?
  • Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

    Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.

    Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

    3. Упражнение. “Понимаете ли вы язык мимики?”

    Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. (Работа с таблицей чувств, представленной в виде компьютерной Презентации ).

    4. Игра “Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).

    На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    IV. В пути. 10 мин.

    1. Упражнение. Изображение эмоций .

    Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении , а затем те эмоции, которые мешают вам общаться .

    2. Упражнение “Волшебный магазин”.

    Инструкция: “Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.

    Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.

    Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.

    Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

    Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.

    Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

    Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

    Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

    V. Прибытие на вторую станцию “Артистическая”. 10 мин.

    1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

    Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

    Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике) .

    Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

    И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

    Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

    2. Разыгрывание этюдов.

    Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

    Фокус (этюд на выражение удивления).

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Золушка (этюд на выражение печали).

    Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

    В лесу (внимание – страх – радость).

    Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).

    VI. В пути. 15 мин.

    А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

    а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства переживали другие учащиеся класса?

    б) Репродукции картин . Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации).

    в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

    VII. Прибытие на третью станцию “Командная”. 10 мин.

    Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам : красный, желтый, зеленый, оранжевый).

    Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.

    Работа по командам – 4 команды.

    Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство “радость”.

    Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.

    Каждая команда демонстрирует свой шедевр.

    Инструкция: “Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: “Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.

    VIII. В пути. 5 мин.

    Упражнение: “Букет приятных событий”, “Ромашка”.

    А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

    На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

    В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).

    IX. Прибытие на заключительную станцию “Изобразительная”. 10 мин.

    Упражнение “Мое настроение сейчас” . Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.

    X. Окончание путешествия. 10 мин.

    1. Вернисаж работ учащихся. “Настроение”, “Букет приятных событий”, “Составленные чувства”.

    2. Упражнение “Мое настроение”.

    Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.

    Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

    Мое настроение

    Цвет Эмоциональное состояние
    Красный Восторг
    Оранжевый Радость, веселье
    Желтый Светлое, приятное настроение
    Зеленый Спокойное, уравновешенное состояние
    Синий Грустное настроение
    Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
    Черный Упадок сил, уныние
    Белый Равнодушие (трудно сказать)

    3. “Наш багаж”. Проверка содержимого багажа, приобретенного во время путешествия.

    Давайте посмотрим, чем мы пополнили наш багаж во время нашего путешествия.

    4. Весь ли маршрут движения преодолели?

    XI. Рефлексия. Выводы. 15 мин.

    Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

    Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.

    • Что особенно понравилось?
    • А что для вас было самым интересным?

    Заключительное упражнение.

    Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.

    Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

    № 1 «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

    Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

    В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

    № 2 «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО ...»

    Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

    Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

    Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

    Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

    При желании роль ведущего могут выполнять дети.

    После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

    Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

    Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

    Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа».

    № 3 «ОПИШИ ДРУГА»

    Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

    Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

    Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,

    насколько ребенок был точен.

    № 4 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

    Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

    № 5 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»

    Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

    Упражнение выполняется по кругу.

    Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

    Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

    № 6 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

    Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

    Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

    № 7 «ПОДАРОК НА ВСЕХ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК »

    Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный

    выбор, сотрудничать со сверстниками.

    Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

    Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

    Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

    Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

    Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

    № 8 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»

    Цель: развитие анализа и самоанализа .

    Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

    Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

    В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

    Помогай друзьям.

    Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

    Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

    Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

    Не завидуй.

    Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

    Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

    Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

    Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

    № 9 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»

    Цель: прочувствовать различные позиции в общении.

    Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

    в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и

    актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый

    радостный день в прошлом месяце" и пр.

    Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят

    лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит

    около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле

    спиной друг к другу, продолжают разговор.

    После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в

    процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

    № 10 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»

    Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

    Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

    Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

    Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

    Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

    № 11 « ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»

    Вводная беседа.

    Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

    Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

    Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

    Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

    Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

    № 12 «ЛИЦА»

    Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

    Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

    Радость,- удивление,- интерес,

    Гнев, злость, -страх,- стыд,

    Презрение, -отвращение,

    Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

    № 13 «МАСКИ»

    Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

    Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

    № 14 « РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

    Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

    Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

    1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

    2) мама пришла с работы, она очень устала;

    3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

    4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

    5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

    № 15 «РИСОВАНИЕ»

    Цель: развитие эмпатии, творческого воображения .

    Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его

    ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством

    понимания."

    Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или

    яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

    Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю

    вручается грамота.

    № 16 «ХУДОЖНИК СЛОВА»

    Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

    Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

    Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

    № 17 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»

    Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

    другого, развитие эмпатии .

    Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

    № 18 «ИГРУШКА»

    Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать .

    Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель

    красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит

    играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его

    задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

    Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки

    в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как

    свою самую любимую.

    Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение

    прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

    № 19 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

    Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания .

    Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления на практике волшебных средств понимания).

    Примеры проигрываемых ситуаций:

    Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

    Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

    Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

    № 20 «НАСТРОЕНИЕ»

    Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

    Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

    № 21 «ШКОЛА УЛЫБОК»

    Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

    Вводная беседа:

    Когда люди улыбаются?

    Какие бывают улыбки?

    Попробуйте их показать.

    Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

    Нарисуйте улыбающегося человека.

    Улыбающийся человек, какой он?

    № 22 «ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»

    Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника .

    1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

    Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

    2 этап : Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

    3 этап : Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

    На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

    № 23 «Я ХОРОШИЙ - Я ПЛОХОЙ»

    Цель: развитие рефлексии и самоанализа .

    Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

    № 24 «Ветер дует на...»

    Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет

    друзей» и т. д.

    Ведущего необходимо менять, давая возможность

    поспрашивать участников каждому.

    № 25 «Найди друга»

    Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

    № 26 «Рукавички»

    Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

    № 27«Сочиним историю»

    Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

    № 28 «Дракон»

    Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - * голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

    № 29 «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

    Ведущий говорит: «Все мы - львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.»

    «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

    Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

    № 30 «Есть или нет?»

    Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опус руки и кричат «Нет!*

    Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка?

    Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

    № 31 «Тень»

    Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

    № 32 «На что похоже настроение?»

    Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

    № 33 «Психологическая лепка»

    В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) - и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

    № 34 «Прогулка по ручью»

    На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи

    № 35 «Зеркало»

    Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверушки.

    Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.



    Игры на развитие эмоций

    Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы

    1. Упражнение для детей, которые начали хорошо говорить.

    Дать ребенку зеркало, пусть внимательно себя рассмотрит, спросите:

    Какого цвета у тебя глаза?

    Какого цвета у тебя волосы?

    Чем ты внешне отличаешься от…(назовите знакомого ребенка)?

    Что тебе нравится в твоей внешности больше всего?

    Рассмотрите папу, обратите внимание ребенка на то, какие у него глаза, брови, губы, волосы. Вы можете удивится тому, что ребенок вроде бы видит вас каждый день, но может совсем не обращать внимание на эти "мелочи". То же проделайте с вами, с бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами, если они есть.

    2. Удивление.

    Придумайте историю с таким началом:

    К нам пришел слон…

    Над городом поплыли облака, а с них спускаются веревки (сыплются конфеты, падают рыбы…)

    Волшебник поменял все вывески над магазинами…

    Утром из крана потек апельсиновый сок (любой другой, какой любит ребенок, молоко…)

    Поговорите с ребенком, в каком случае мы удивляемся. Что должно произойти, чтобы он удивился. А что для этого нужно зайчику, мишке. Чему может удивиться мама, папа.

    3. Эмоция грусть.

    Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

    Придумайте с ребенком, когда он испытывает такое же чувство, когда это было в последний раз, что его утешило, успокоило. Пусть он предложит волшебнику, что надо делать, чтобы дети перестали плакать. Возможно, это будет для вас вариантом утешить самого ребенка.

    Так же поговорите, когда может грустить мама, папа. если у вас есть разные журналы, поищите такие картинки, на которых есть грустные лица. Поговорите о том, в каких сказках есть грустные персонажи, почему они грустят. а что надо сделать, чтобы человек перестал грустить.

    Выберите грустные, печальные краски, можете нарисовать грустную картинку. Но потом обязательно выберите веселые краски, цвета. Сделайте так, чтобы закончили вы подобные упражнения на веселой ноте.

    4. Стихи. Во время чтения ребенок может изобразить соответствующую эмоцию, если постарше, то может нарисовать. Рисовать можно и пиктограмму – просто изображение лица с соответствующей эмоцией, а можно и красками, тогда это может быть не изображение, а просто сочетание цветов того настроения, которое испытывает ребенок при чтении соответствующего стихотворения. При работе с эмоциями есть правило: никогда не заканчивать отрицательными эмоциями. Эти эмоции вначале, а закончить надо на положительной ноте.

    Страшная птица (страх)

    На окошко села птаха,

    Брат закрыл глаза от страха:

    Это что за птица?

    Он ее боится!

    Клюв у этой птицы острый,

    Встрепанные перья.

    Где же мама? Где же сестры?

    Ну, пропал теперь я!

    Кто тебя, сынок обидел? –

    Засмеялась мама. –

    Ты воробышка увидел

    За оконной рамой.

    (А. Барто)

    Совесть (вина)

    Я кошку выставил за дверь,

    Сказал, что не впущу.

    Весь день ищу ее теперь,

    Везде ее ищу.

    Из-за нее вторую ночь

    Все повторяется точь-в-точь,

    Во сне, как наяву:

    Я прогоняю кошку прочь,

    Потом опять зову.

    (А. Барто)

    О чем грустят корабли (грусть, печаль)

    О чем грустят корабли от суши вдалеке?

    Грустят, грустят кораблики о мели на реке,

    Где можно на минуточку присесть и отдохнуть

    И где совсем ничуточки не страшно утонуть.

    (В. Лунин)

    Радость – если солнце светит,

    Если в небе месяц есть.

    Сколько радости на свете

    Не измерить и не счесть.

    Только радостные слышат

    Песни ветра с высоты,

    Как тихонько травы дышат,

    Как в лугах звенят цветы.

    Только тот, кто сильно любит,

    Верит в светлую мечту,

    Не испортит, не погубит

    В этом мире красоту.

    (В. Лунин)

    Сережа и гвозди (гнев, злость)

    Сотрясается весь дом:

    Бьет Сережа молотком,

    Покраснев от злости,

    Забивает гвозди.

    Гвозди гнутся,

    Гвозди мнутся,

    Гвозди извиваются,

    Над Сережею они

    Просто издеваются –

    В стену не вбиваются.

    Хорошо, что руки целы.

    Нет, совсем другое дело –

    Гвозди в землю забивать.

    Тук! – и шляпки не видать.

    Не гнутся, не ломаются,

    Обратно вынимаются!

    (В. Берестов)

    Бабочка (удивление)

    Увидав на клумбе прекрасный цветок,

    Сорвать я его захотел.

    Но стоило тронуть рукой стебелек,

    И сразу цветок … улетел

    (В. Лунин)

    Вчера решил я добрым быть,

    Всех уважать и всех любить.

    Подарил я Свете мячик,

    Подарил я Пете мячик,

    Коле отдал обезьянку,

    Мишку, зайца и собачек.

    Шапку, варежки и шарф

    Подарил я Гале…

    И вот за доброту мою

    Меня же наказали

    Вот какие игры по развитию эмоций

    1. Игра в мяч.

    Дети встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

    2. Игра в «Жмурки»

    Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.

    Игра 3. Поочередное проникновение в круг.

    Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает.

    Игра «Кто громче крикнет».

    Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

    Игра «Рисование коллективного рисунка».

    Предлагаем детям подойти к доске, на которой прикреплен

    большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился

    общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается

    Игра «Испорченный телефон»

    Выбираем ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон»

    Игра «Ручеек»

    Дети становятся в пары, один проходит и выбирает себе пару.

    Игра «Моргалки»

    Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру.

    Игра «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.

    Игра «Все наоборот»

    Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны вы¬полнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.

    Игра «Изображение животных»

    Предлагаем детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадали, выступают в роли Ведущего и выбирают участника.

    Игра Изображение неодушевленных предметов. Игра проводится в той же последовательности, как и предыдущая.

    Игра 3. Коллективное изображение животных. Участвуют 2-3 детей, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре

    Игра «Страшные сказки».

    Дети рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю». Игра «Коллективная страшная сказка». Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Взрослый называет первые слова, например, «однажды...», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т. д.

    Игра «Рисование страхов».

    Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается.

    Сюжетно-ролевые игры: Игра «Волк и семеро козлят». Игра «Мальчик и разбойник». Игра «Я пройду в темноте один».

    Игра «Мой страшный день в жизни». Дети в

    группе поочередно обыгрывают «страшные ситуации»

    Игра «Наши чувства».

    Детям предлагается выбрать чувства, которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр.

    Игра «Я скульптор»

    Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями.

    Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций

    У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ваш ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Каждый из вас наверняка сталкивался с такой ситуацией, когда незначительное действие или ситуация вызывает у ребенка слишком бурные, неадекватные реакции. Это говорит о том, что малыш еще не владеет эмоциями, не умеет адекватно выражать свою радость или гнев, недоумение или испуг, счастье или обиду. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребенок не кричал и не плакал, необходимо его научить показывать свои эмоции е помощью мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, атак яке снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка.

    1.«Бабушка приехала»

    Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.

    Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» - подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!

    Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты.

    2.«Игрушка-сюрприз»

    Наверное, многие из вас видели игрушки-сюрпризы, которые сейчас очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун; берешь в руки мороженое (ну совсем как настоящее!), а откусить не получается; распечатываешь пакет с орешками, а из него вылетает серпантин. Попробуйте вместе с ребенком изобразить лицо человека, впервые увидевшего такую игрушку.

    Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх.

    3. «Облака»

    Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое - на дракона с огромным хвостом, а третье - на большой красивый цветок.

    Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову.

    Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.

    По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился возле прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой стороны, вытягивая шею и заглядывая в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки возле сумки, слега потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные теннисные ракетки. Мальчик разочаровано махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

    Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.

    Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

    Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе.

    Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук - это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «нападают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом.

    Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови приподняты, на лице улыбка.

    7. «Усталость»

    Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал.

    Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.

    Колина бабушка потеряла очки и потому не заметила, что в сахарницу вместо сахара насыпала соль. Коля захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, «не гладя», положил в него две ложки сахару, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

    Выразительные движения: голова наклонена назад, глаза сощурены, брови нахмурены, нос сморщен, верхняя губа подтягивается к носу.

    9. «Чего я боюсь?»

    Предложите ребенку, предварительно дав листы бумаги и цветные карандаши (или краски), нарисовать свой страх, то, что ребенок боится больше всего. Перед рисованием можно провести с ним беседу о страхах, какие они бывают, и попросить их рассказать о своих страхах, предварительно рассказав о своем, например: «Я тоже в детстве очень боялась...» После того как он нарисуют свои страхи, обратите внимание на цветовые решения рисунков. Можно также обсудить с детьми, что они изобразили. После беседы с каждым из ребят, предложите ребенку порвать свой рисунок со словами: «Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!» и выбросить в мусорную корзину свои рисунки.

    Развитие социальных эмоций.

    Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

    1. «Походки».

    а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

    б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

    2. «Мои эмоции»

    Игра направлена на развитие умения чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

    3. «Покажи настроение»

    Данная игра снимает эмоциональное и мышечное напряжение.

    Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а теперь, как лягушка на болоте. Задумчиво пройдемся, как человек, который не знает, как ему поступить, пробежимся по солнечной лужайке».

    4. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

    Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:

    Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.

    У входа висит колокольчик,

    Украшенный серебром.

    И если ты ласково, тихо

    В него позвонишь, то поверь,

    Что в доме проснется старушка,

    Седая-седая старушка,

    И сразу откроет дверь.

    Старушка приветливо скажет:

    Входи, не стесняйся, дружок.

    На стол самовар поставит

    В печи испечет пирожок.

    И будет с тобою вместе

    Чаек распивать дотемна.

    И старую добрую сказку

    Расскажет тебе она.

    Но если, но если, но если

    Ты в этот уютный дом

    Начнешь кулаком стучаться,

    Поднимешь трезвон и гром,

    То выйдет Баба-яга,

    И не слыхать тебе сказки,

    И не видать пирога.

    После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:

    Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?

    Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

    5. «Мимическая гимнастика»

    Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб - расслабиться. Поднять брови - расслабиться. Сморщить лоб - поднять брови - расслабиться. Закрыть глаза - открыть и расширить глаза - поднять брови - раскрыть рот - расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри - расслабиться. Улыбнуться.

    6. «Настроение»

    Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения.

    Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:

    добрый - злой; веселый - грустный; ясный - мрачный; тихий - громкий; красивый - страшный; теплый - холодный; сильный - слабый; молчаливый - общительный.

    7. «Продолжи предложение»

    Ребенок садятся на стул. Бросающий произносит какое-нибудь незаконченное предложение, а тот, кто ловит мяч, должен его закончить.

    8. «Послушай »

    Это упражнение помогает детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

    Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Сидим тихо-тихо и слушаем, что происходит вокруг нас, внутри нас. Прислушиваемся к своим ощущениям. Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

    9. «Ролевая гимнастика»

    Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка.

    а). Расскажи стихотворение (на выбор ребенка) следующим образом:

    Очень быстро;

    Шепотом;

    Со скоростью улитки;

    Как иностранец;

    Как робот.

    б). Походи, как:

    Младенец;

    Глубокий старик.

    в). Улыбнись, как:

    Кот на солнышке;

    Как само солнышко.

    г). Посиди, как:

    Пчела на цветке;

    Наездник на лошади.

    д). Попрыгай, как:

    Кузнечик;

    Кенгуру.

    е). Нахмурься, как:

    Осенняя туча;

    Рассерженная мама;

    Разъяренный лев.

    10. «Почта».

    Эту игру можно провести, когда у вас дома гости. В нее с удовольствием будут играть не только дети, но и взрослые. Для этой игры можно использовать различные рисунки, поделки, аппликации, выполненные ребенком и упакованные в конверты, бандероли и т. п. На грудь каждому игроку прикрепляется номер, который будет играть роль его адреса. Перед игрой можно предложить играющим отгадать загадки, которые связаны с почтой. Например:

    Синий домик у ворот.

    Угадай, кто в нем живет.

    Дверца узкая под крышей -

    Не для белки, не для мыши

    Не для нижнего жильца -

    Говорливого скворца.

    В эту дверь влетают вести,

    Полчаса проводят вместе.

    Вести дома не гостят -

    Во все стороны летят.

    (Почтовый ящик)

    Что путешествует по свету, оставаясь в одном и том же углу?

    Каждый участник игры затем решает, кому он хочет отправить свое письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер-адрес. Если вы заметите, что кому-нибудь из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами - в этой игре никто не должен чувствовать себя одиноким и обиженным. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет письма и бандероли адресатам.

    Эта игра - релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение, дети успокаиваются и расслабляются.

    Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

    Реснички опускаются...

    Глазки закрываются...

    Мы спокойно отдыхаем,

    Мы спокойно отдыхаем,

    Сном волшебным засыпаем.

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    Наши руки отдыхают...

    Ноги тоже отдыхают-Отдыхают, засыпают...

    Отдыхают, засыпают--

    Шея не напряжена,

    А расслаблена... .

    Губы чуть приоткрываются,

    Все чудесно расслабляется...

    Все чудесно расслабляется-

    Напряжение улетело...

    И расслаблено все тело...

    И расслаблено все тело...

    Будто мы лежим на травке,

    На зеленой, мягкой травке...

    Греет солнышко сейчас...

    Ноги теплые у нас...

    Дышится легко... ровно... глубоко...

    Губы теплые и вялые,

    И нисколько не усталые.

    Мы спокойно отдыхали.

    Сном волшебным засыпали.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулаки сжимаем.

    Их повыше поднимаем.

    Потянуться!

    Улыбнуться!

    Открыть глаза и встать».

    12. «Театр зверей».

    В процессе этой игры ребенок, подражая движениям зверей, совершенствует и развивает выразительность своих движений, учится управлять своим телом. Игра способствует раскрепощению.

    «Зайчик»

    Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

    «Кошечка»

    Встать на четвереньки, вытянуть правую «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть заднюю «лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.

    Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив руками колени, голову вниз.

    «Петушок»

    Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Голова высоко поднята.

    «Воробушек»

    Скачет на двух ножках одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крыльями», движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

    «Лошадка». Бьет копытом - поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу вперед-назад. Затем скачет приставным галопом - приставляет на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Голова поднята, корпус прямой


    Игра: «Мама и детеныш»

    Цель: Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

    Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель, Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей.

    ИГРА «Я животное»

    Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи.

    Ход игры: Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это может быть кошка, змея, медведь, еж, крыса хомяк ит. п.

    Игра « Большой – маленький»

    Цель: Развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.

    Описание игры: Дети по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем – самого взрослого животного.

    Игра «Хоровод»

    Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятия напряжения.

    Ход игры: Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

    Игра «Маски»

    Оборудование: Маски животных.

    Цель: Развития воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

    Ход игры: На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребенок предлагает кому – либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

    Игра «Доктор Айболит»

    Оборудование: Маски обезьян

    Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятия напряжения.

    Ход игры: Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян.

    Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

    Игра «Бабочки и слоны»

    Цель: Развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

    Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

    Игра «Дожди»

    Цель: Развитие выразительности движений, пластики, воображения.

    Ход игры: Дети встают в круг и двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим.

    Советы родителям.

    И у детей и у взрослых эмоциональное состояние часто связано с цветом. Но как правило - с разным. Порой, у ребенка положительные эмоции ассоциируются с темным цветом, коричневым и даже черным.

    Попробуйте поиграть в следующую игру. Она подходит для детей с полутора лет. Для нее вам необходимо сделать квадратики или кружочки разного цвета. Цвета могут повторяться, если у вас нет достаточно большого количества оттенков.

    У меня в наборе 110 цветов, но сначала было около 30. Мне кажется, что квадратики удобнее, их можно использовать и для других игр. Разложите перед ребенком все квадратики и предложите сначала взять себе все яркие цвета, затем все темные. можно по-разному формулировать задание - ребенок берет себе все солнечные, а вам остаются холодные, зимние, пасмурные.

    Можно взять те цвета, которые напоминают Новый год, день рождения, недавний праздник. Какое-либо веселое событие. Внимательно наблюдайте за тем, какие цвета выбирает ребенок, но не спешите его поправлять. Ведь у каждого свои ассоциации, каждый выбирает свои цвета.

    Вы можете сами разделить на две группы, в одну войдут красные, желтые и оранжевые, а в другую синие, фиолетовые, белые и черные. Спросите ребенка, какая кучка ему больше нравится и почему. (Это для детей, которые уже говорят)

    В продаже можно купить ковролиновый конструктор для моделирования различных эмоций. Но можно и самим поиграть. Ребенок еще плохо рисует, но мама ведь может и сама рисовать по инструкции ребенка.

    Вот пример такого рисования. нарисуйте кружочки, можно разного цвета. Это будут солнышки, нарисуйте лучики и всем разные рожицы. Одно солнышко улыбается, другое хмурится, третье испугалось.

    Нюансы эмоционального проявления в мимике индивидуально, но общие мимические проявления характерны для многих народов. Особенно неожиданные эмоции, такие как испуг, удивление. Не рисуйте сложные эмоции, ограничтесь простыми. Затем спросите ребенка, если светит вот это солнышко, то как себя чувствуют дети... Можно спросить, когда ты себя чувствовал так же, что происходило.

    Весело. Что должно произойти, чтобы было весело. Когда мама была веселой, а папа, бабушка, дедушка, подруга или друг. Когда весела кошка, а мышка, воробей...

    Тоже можно проговорить со следующими эмоциями:

    когда мы сердимся, грустим, удивляемся, пугаемся.

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    детский сад №8 г. Донецка

    НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ГРУППЫ №5

    Игры - этюды на освоения и выражения основных эмоций

    Картотека дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных навыков

    Разработал: воспитатель Орищенко Анна Сергеевна

    Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

    В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

    Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

    Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

    Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

    ==1==

    Настроение

    Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

    Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

    Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.


    ==2==

    Лица


    Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

    Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

    Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

    Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»

    ==3==

    Маленькое приведение

    Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

    Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

    «Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»


    ==4==

    Играем в сказку

    Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

    Например, история о медведе.

    Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

    Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

    А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

    Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

    А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!


    ==5==

    Когда я радуюсь… Когда грущу…

    Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

    Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.


    ==6==

    Нарисуй обиду

    Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

    Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.


    ==7==

    Создай себе настроение

    Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

    Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

    Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!