Рефлекс Ландау: описание, в чем проявляется, причины. Сухожильные рефлексы у детей. Простые шейные и туловищные установочные ре­флексы

Вы знаете, что новорожденные запрограммированы на то, чтобы быть очаровательными. Теперь давайте поговорим о других знаниях и умениях, с которыми рождаются дети. Верите вы или нет, но ваш ребенок рождается многими важными рефлексами, включая следующие рефлексы новорожденного ребенка.

Рефлексы новорожденных детей

Поисковый рефлекс новорожденного

Как он работает: если вы коснетесь губ малыша или погладите его по щеке, он повернет голову в ту сторону и откроет рот в поиске соска.

Как долго существует: примерно до четырех месяцев.

Хватательный рефлекс новорожденного

Как он работает: если вы прикоснетесь к пальчикам и ладошке вашего малыша, он крепко схватится за ваш палец. (Большинство молодых родителей бывают поражены силой хватки новорожденного.)

Как долго существует: самый сильный хватательный рефлекс наблюдается у детей в течение первых двух месяцев жизни. Он полностью исчезает к пяти месяцам.

Рефлекс Моро (рефлекс испуга) новорожденного

Как он работает: ваш новорожденный ребенок сильно реагирует на громкий шум или внезапное движение. Он выгибает спину, вытягивает вперед ноги и руки и может начать кричать до того, как уберет обратно руки. (Самый лучший способ борьбы с этим - избегание шума и резких движений. Держите ребенка поближе к себе и будьте готовы успокоить его, если он испугается.)

Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.

Как долго существует: до четырех месяцев.

Рефлекс ходьбы новорожденного

Как он работает: если вы держите ребенка в положении для ходьбы так, чтобы его ноги плоской поверхности, он начнет делать шаги. То же самое вы увидите, если положите ребенка на живот: он начнет стараться «плыть» вперед.

Как долго существует: обычно исчезает примерно на второй месяц.

Шейно-тонический рефлекс новорожденного

Как он работает: если положить ребенка на спину, то он повернет голову на бок и в ту же сторону вытянет одну руку и ногу, принимая классическую позу фехтовальщика Потам, он повернет голову на другую сторону и соответствующим образом вытянет руку и ногу.

Как долго существует: примерно шесть месяцев.

Опорный рефлекс новорожденного

Как он работает: если держать новорожденного ребенка в вертикальном положении перед краем плоского предмета, такого как стол, он поднимет ножку, как будто для того, чтобы наступить на этот предмет. Также будет действовать его рука: если внешняя сторона руки касается края стола, он автоматически поднимет руку.

Рефлекс ползания новорожденного

Как он работает: если вы положите ребенка на живот, он автоматически примет положение, чтобы ползти, то есть подтянет ноги к животу. Он может вытянуть ноги и протолкнуть себя в таком положении вперед (Это, конечно, не «настоящее» ползание. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, в "ползанье" включаются руки. Вам придется подождать несколько месяцев, чтобы его увидеть.) Когда «ползающий» рефлекс исчезнет, новорожденный ребенок будет вытягивать ноги сзади, когда вы будете класть его на живот.

Как долго существует: первые недели жизни.

Рефлекс задержки взгляда новорожденного

Как он работает: если вы поднимете ребенка и повернете его направо или налево, его глаза останутся на том же объекте, на который он смотрел до того, как вы повернули его. Этот рефлекс, называемый рефлексом кукольных глаз, появляется у ребенка уже на 25-й неделе беременности.

Как долго существует: примерно десять дней.

В то время как довольно легко можно понять, зачем новорожденному нужен поисковый рефлекс, необходимость дуя него некоторых других рефлексов не так очевидна. Но даже если вы не совсем понимаете, почему ваш ребенок реагирует на определенные раздражители именно таким образом, бывает забавно попробовать спровоцировать те или иные рефлексы у своего малыша.

Врожденные безусловные рефлексы новорожденных

У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов новорожденных.

При исследовании безусловных рефлексов учитывают их наличие или отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребёнка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы.

Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).

Ладонноротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция - открывание рта и наклон головы.

Поисковый рефлекс новорожденных: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс : если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Хватательный рефлекс : схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.

Защитный рефлекс новорожденных: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы : ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, "стоит" на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.

Рефлекс Таланта : при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса : если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию.

Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.

Лабиринтные установочные рефлексы новорожденных и грудных детей вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.

Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 46 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.

Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.

Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления и задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.

Сухожильные рефлексы у детей

Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.

Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек у детей

Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Висцеральные и вегетативные рефлексы у детей

Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазо-сердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегетовисцеральными нарушениями.

Рефлекс в физиологии - это реакция живого существа на какое-либо воздействие. На протяжении жизни организма рефлексы играют ключевую роль в его развитии, приспособлении к условиям окружающей среды и обеспечении нормальной жизнедеятельности. При этом одними из основных, если не самыми важными, являются рефлексы новорожденных, от которых зависит развитие ребенка в первые месяцы жизни. Одним же из самых важных является у новорожденных рефлекс Ландау. Рассмотрим подробнее, что это такое.

Итак, рефлексы позволяют ребенку адаптироваться к агрессивной окружающей среде. При этом, их формирование во многом зависит от состояния той среды в которой плод формируется (т. е. от организма матери). Если в ходе внутриутробного развития на организм ребенка и/или матери слишком сильно воздействовали вредоносные факторы, малыш может родиться с патологиями, из-за которых рефлексы начнут тормозить или отсутствовать. Таким образом, рефлексы новорожденных являются важными показателями уровня развития ребенка. Как и любые другие, рефлексы новорожденных делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные).

Условные рефлексы

Условными называются рефлексы, которые приобретаются ребенком непосредственно вместе с новыми знаниями, умениями и жизненным опытом. В отличие от безусловных, большая часть их индивидуальна у каждого человека, следовательно, более сложны. Обеспечивается это индивидуальностью жизненного опыта и его восприятия у каждого индивидуума. Тем не менее, благодаря единству механизмов формирования у разных людей могут складываться чрезвычайно сходные наборы рефлекторных реакций. Некоторые примеры, связанные с новорожденными:

  • При кормлении грудью в определенные часы в течении примерно недели у ребенка начинает формироваться рефлекторное возбуждение голода перед приемом молока.
  • При кормлении ребенка в одном и том же положении в течение двух недель у малыша также начинает формироваться определенная реакция. Если взять ребенка на руки в положении для кормления он начнет совершать сосательные движения.

Врожденные рефлексы

Оральные. Позволяют ребенку питаться. К ним относятся:

  • Сосательный.
  • Глотательный.
  • Хоботковый.
  • Ладонно-ротовой.
  • Поисковый.

Спинальные. Отвечают за формирование мышечного аппарата. Представлены следующим рефлексами:

  • Защитный рефлекс грудничка.
  • Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы.
  • Рефлекс ползания.
  • Хватательные рефлексы.
  • Рефлекс объятия.
  • Рефлекс Галанта.
  • Рефлекс Переса.

К надсегментарным относятся:

  • Асимметричный шейный тонический рефлекс.
  • Симметричные тонические шейные.
  • Тонический лабиринтный.

Некоторые реакции формируются спустя несколько месяцев после рождения и угасают в более поздние моменты жизни. К таковым относятся:

  • Лабиринтный установочный рефлекс.
  • Шейная выпрямляющая реакция.
  • Туловищная выпрямляющая реакция.
  • Выпрямляющий рефлекс туловища.
  • Защитная реакция рук.
  • Рефлекс Ландау.
  • Реакции выпрямления и равновесия.

Очень важно знать, есть ли у грудничков рефлексы, описанные выше. Задержка появления этих рефлексов может указывать на наличие отклонений в развитии ребенка. О том же говорит их позднее затухание.

Рефлекс Ландау у новорожденных

Является важным индикатором уровня физического развития ребенка, а также наличия/отсутствия у него тяжелых нервных заболеваний. Рефлекс Ландау - это ключевой элемент постепенного становления вертикального положения тела ребенка и подготовки его к прямохождению. Первые признаки формирования этого рефлекса наблюдаются с двух месяцев, однако наиболее выражено он проявляется позже, в пять-шесть. Угасание рефлекса происходит на втором году жизни. Рефлекс Ландау состоит из формирующихся на разных этапах жизни фаз, также именуемых верхним (первая фаза) и нижним рефлексами (вторая фаза) Ландау. Отсутствие этих рефлексов и задержка их формирования свидетельствуют о проблемах в развитии нервной системы.

  • Верхний рефлекс Ландау формируется у ребенка в возрасте пяти-шести месяцев. Он обеспечивает подъем верхней половины туловища, разгибание рук и шеи. Для его выявления необходимо положить младенца животом на край стола таким образом, чтобы его грудь оказалась за краем. В таком положении должно произойти разгибание спины, шеи и рук назад. Иногда, из-за действия защитного рефлекса новорожденного, голова ребенка может поворачиваться в сторону. Со временем верхний рефлекс Ландау исчезает. Ребенок должен быть способен находиться в этом положении одну-две минуты.
  • Нижний рефлекс Ландау формируется позже, в восемь-десять месяцев, и представляет собой усложненную версию верхнего рефлекса. Для его выявления врач берет ребенка на руки либо кладет его на плоскую поверхность так, чтобы его таз и ноги не имели под собой опоры. В таком случае здоровый и развитый ребенок поднимет вверх нижние конечности и может изогнуть спину дугой.

При проверке верхнего и нижнего рефлекса Ландау у грудничка врач должен обращать пристальное внимание на выраженность его проявлений. Так, во время первой фазы голова ребенка должна находится на средней линии. То же самое можно сказать про положение ног во время второй фазы. Удержание рефлекторной позы должно длиться не меньше минуты. Если эти условия не соблюдаются, рекомендуется пройти более глубокое обследование на предмет наличия родовых травм и отклонений в развитии. Фото рефлекса Ландау представлено ниже.

Отсутствует рефлекс

Отсутствие проявлений этого рефлекса явно свидетельствует о наличии тех или иных нарушений в развитии ребенка. В таком случае рекомендуется проведение стимуляции рефлекса при помощи специальной тренировки.

Кроме того, крайне необходимо проведение обследования, т.к. подобная картина наблюдается, в том числе, при детском церебральном параличе (ДЦП), возникающем вследствие поражения мозга в момент его развития.

Стимуляция рефлекса

Наиболее эффективным будет стимуляция рефлекса Ландау у детей при помощи мяча. Существует несколько принципов проведения стимуляции:

  • Ребенка нужно уложить на мяч вниз животом и произвести массаж в паравертебральных точках различных отделов позвоночника.
  • В то же самое время второй человек несильно покачивает мяч обращая внимание на положение конечностей и лопаток.
  • Нужно обращать внимание ребенка на любой объект, расположенный выше уровня его головы.
  • Желательно проводить занятия перед зеркалом, дабы закрепить у ребенка схему положения оптически.

Упражнение по отработке первой фазы повторяется 3-4 раза, каждый по 30—90 с.

Перед проработкой второй фазы необходимо убедиться в функциональной активности ягодичных мышц, а также в состоятельности разгибания и отведения вверх бедер. Принципы стимулирования второй фазы, следующие:

  • Перед проведением упражнения необходимо провести глубокий массаж ягодиц. Параллельно с этим проводят расслабляющий массаж на эти же мышцы.
  • Далее начинают поочередную проработку разгибаний бедра в положении на животе.
  • Проводить тренировку рекомендуется с использованием щеточного и штрихового массажа ягодиц.
  • Наконец, проводится непосредственная тренировка рефлекса из положения на краю стола, со спущенными вниз ногами.

Полное завершение формирования рефлекса возможно лишь в случае появления лордоза в поясничном отделе, и разгибательного тонуса мышц таза.

Диагностика ДЦП

Как было сказано выше, отсутствие рефлекса Ландау является одним из сигналов возможного наличия ДЦП. Поэтому необходимо иметь представление о других признаках этой болезни.

В зависимости от степени поражения мозга ребенка симптомы ДЦП проявляются по- разному. Обобщая картину заболевания можно выделить следующие ключевые признаки патологии:

  • Напряжение (в том числе спазматическое) мускулатуры во всем теле.
  • Нарушения при передвижении.
  • Снижение подвижности.

Также признаки ДЦП варьируются в зависимости от возраста ребенка. Нужно учитывать, что эта патология не прогрессирует, ввиду точечности поражения участка мозга. Иллюзия ухудшения вызывается тем, что в разном возрасте симптомы могут быть менее заметны ввиду непосещения ребенком дошкольных учреждений и неумения ходить. Признаки болезни у грудничков разного возраста следующие:

  • У только родившихся детей признаками паралича являются нарушения движения. Так, малыш с ДЦП может шевелить конечностями лишь одной стороны тела, в то время как противоположные прижаты к туловищу. Возникают проблемы при повернуть голову или раздвинуть ножки ребенка. При попытке попасть сжатым кулаком в рот поворачивает голову в противоположную сторону.
  • В возрасте месяца ребенок с параличом, как правило беспокойный, не улыбается, не держит голову, не фокусирует взгляд на каком-либо одном предмете. Часто бывают, затруднены глотательный и сосательный рефлексы, происходят непроизвольные вздрагивания и судороги.
  • В возрасте трех месяцев у ребенка с ДЦП сохраняются врожденные (абсолютные) рефлексы которые должны были исчезнуть к этому возрасту. К таковым относятся ладонный, шаговый и другие подобные рефлексы. Ребенок по-прежнему не способен держать голову и не пытается переворачиваться.
  • В четыре месяца здоровое дитя активно двигается, улыбается, реагирует на мать. В то же время, ребенок с ДЦП вялый, часто держит предметы одной рукой.
  • В полгода здоровые дети чаще всего могут самостоятельно держать голову, ползать и переворачиваться, глотать с ложки и кружки, произносить отдельные слоги. У детей больных параличом наблюдаются проблемы с вышеописанными действиями, присутствует слабость, проблемы со сном, тревожность, повышенный тонус мышц.
  • В возрасте девяти месяцев ребенок больной ДЦП, в отличие от здорового, не в состоянии долго держать в руках предметы, не выказывает стремления к ходьбе, плохо сидит и часто валится на бок. В случае же нормального развития в этот период он самостоятельно двигается, пытается подняться, пытается произносить слоги и слова, назвать любимые игрушки.

При всем этом нужно четко понимать, что вышеописанные признаки не говорят о наличии у ребенка ДЦП со стопроцентной вероятностью. Однако их наличие явно свидетельствует о проблемах в развитии. Поэтому, при появлении указанных признаков нужно немедленно идти к врачу! К счастью, если верить статистике, больше половины вовремя выявленных и подвергнутых лечебным процедурам в первый год жизни детей с параличом способны устраивать обычную жизнь и почти не отличаются от сверстников.

Формы ДЦП

Степень поражения нервной системы может быть различна. Следовательно, проявления ДЦП могут быть абсолютно разными. В зависимости от клинической кратины выделяют несколько форм этой патологии:

  1. Гиперкинетическая форма. Если ребенка в разное время различен, ему ставится этот диагноз. В обычном состоянии наблюдаются неловкие, и размашистые, подчас неконтролируемые движения. Встречаются нарушения слуха и речи. Умственная работа не нарушается.
  2. Атонически-астатическая форма. При этой форме мышечный тонус настолько низок, что ребенок не в состоянии сидеть или стоять. Развитие интеллекта происходит с задержками, часто диагностируется олигофрения. Этот вариант ДЦП развивается в случае поражения лобных долей и мозжечка.
  3. Спастическая диплегия. Самая распространенная форма. Работа мышц сильно нарушена. Ноги поражаются сильнее. Происходит деформация суставов и позвоночника. Отчетливо выражены нарушения речи, психики, зрения. Тем не менее, при своевременных и достаточных мерах реабилитации ребенок способен приспособиться к жизни в обществе.
  4. Спастический тетрапарез (тетраплегия). Вызывается поражением большинства отделов мозга. Наблюдаются паралич во всех конечностях, эпилепсия и нарушения умственного развития. Присутствуют проблемы со слухом, зрением и передвижением.
  5. Атактическая форма. Встречается редко. Проявляется в нарушении координации движений и удержании равновесия. Часто наблюдаются тремор и умеренная задержка умственного развития.
  6. Спастико-гиперкинетическая (дискинетическая) форма. В этом случае наблюдаются сочетание высокого тонуса мышц и неконтролируемых движений с различными формами паралича. Умственное развитие пошлностью соответствует возрасту.
  7. Гемиплегическая форма. Характеризуется параличом только одной стороны тела (т.н. гемипарез). Также наблюдается повышенный тонус мышц на пораженной стороне. также встречаются. Наблюдаются нарушения в психическом развитии и эпилепсия.

Причины развития ДЦП

Главной причиной развития у детей является патологические отклонения в развитии головного мозга. Существует множество факторов способных повлиять на формирование подобной проблемы. Вот некоторые из них:

  • Наличие инфекций в организме матери на протяжении всего периода вынашивания ребенка (чаще всего речь идет о токсоплазмозе, герпесе и т.д.).
  • Нарушение формирования головного мозга во время эмбрионального развития.
  • Несовместимость крови матери и ребенка, вызванная разностью резус-факторов. Вызывает гемолитическую болезнь новорожденных.
  • Кислородное голодание плода. Может вызываться неправильным положением плода, тяжелыми родами, обвитием пуповины вокруг шеи.
  • Соматические и гормональные болезни матери.
  • Затяжные и тяжелые роды, вызвавшие травмирование ребенка.
  • Поражение организма матери токсинами, болезнями, затрагивающими головной мозг ребенка.

Как правило ведущая роль в формировании паралича принадлежит кислородному голоданию в комбинации с остальными причинами, усиливающими его эффект.

Терапия ДЦП

Начинать лечение ДЦП нужно сразу после выявления болезни. Это поможет ребенку максимально адаптироваться к жизни в социуме. Лечение состоит из следующего комплекса мер:

  • Лечебная физкультура. Набор ежедневных физических упражнений, подбираемых вместе с врачом.
  • Массаж. Специальный массаж при ДЦП, выполняется только специалистом.
  • Медикаментозное лечение. При ДЦП применяются витаминные комплексы, препараты для улучшения обмена веществ, нейропротекторы (предотвращают повреждение нейронов) и препараты для расслабления мышц (миорелаксанты).
  • Логопедическая работа. Позволяет поставить речь ребенка.
  • Операции. Проводятся только в старшем возрасте, при безрезультативности других методов лечения. В основном операции проводятся для улучшения подвижности суставов.
  • Тейпирование. Использование специального пластыря. Он крепится на несколько дней для уменьшения боли и увеличения подвижности определенного участка тела.

Профилактика нарушений развития мозга

Исходя из вышеописанной картины детского церебрального паралича особенно актуальным становится вопрос профилактики подобных патологий. К сожалению, от несчастных случаев, вроде перетягивания шеи пуповиной или травмы при родах не застрахован никто, однако существуют меры, позволяющие уменьшить вероятность развития подобных патологий из-за факторов внешней среды.

  1. Обязательным для матери является здоровый образ жизни, включающий в себя правильное питание, достаточную физическую активность, гигиену, профилактику стрессов и заболеваний, отказ вредных привычек.
  2. Следует максимально оградить будущую мать от контактов с химикатами, при необходимости сменить место жительства на более благоприятное с экологической точки зрения.

Следование этим нехитрым советам позволит заметно повысить вероятность рождения на свет здорового ребенка.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД (6—9 мес)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Четвертый период характеризуется бурным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей, нормализацией мышечного тонуса, активным изменением позы ребенка и развитием целенаправленных движений.
Поза и мышечный тонус.

На спине. При нормализации мышечного тонуса и развитии двигательной активности ребенок может произвольно менять позу: поворачивается со спины на бок и на живот, самостоятельно садится через поворот. Сопротивление пассивным движениям умеренное. Двигательная активность в конечностях не ограничена.
Тракция за руки. Голова, туловище, ноги активно подтягиваются к рукам, ответная реакция очень быстрая, тракцию можно проводить за одну руку. К концу периода при тракции ребенок может сразу встать на ноги.
На животе. К 7—8-му месяцу уже хорошо сформирована экстензорная поза в положении на животе, выражен поясничный лордоз, ребенок произвольно меняет позу. Из положения лежа на животе он поворачивается на спину, встает на четвереньки, пытается передвигаться (ползание). В 8—9 мес ребенок начинает самостоятельно вставать, ухватившись за сетку кровати или манежа.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Наряду с верхним появляется и нижний рефлекс Ландау: ребенок разгибает голову, верхнюю часть туловища, а затем таз и ноги, образуя дугу, открытую кверху. Эту позу он не в состоянии долго удерживать, под влиянием силы тяжести туловище свисает.
Спустя некоторое время рефлекс можно вызвать повторно. Оптическая реакция опоры постепенно совершенствуется, и к концу периода ребенок быстро вытягивает руки в любом направлении. В вертикальном положении контроль головы и опорная реакция ног выражены хорошо и включаются в разнообразные целенаправленные движения.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы полностью заторможены, поэтому не оказывают патологического влияния на мышечный тонус, но при разнообразных двигательных реакциях иногда можно отметить их отдельные фрагменты.
Безусловные рефлексы не вызываются. Они заторможены даже у недоношенных, незрелых и гипервозбудимых детей.
Реакции выпрямления и равновесия. В преобладающую общую экстензию в положении на животе и флексию на спине начинают включаться произвольные движения, которые приводят к частичному торможению и видоизменению выпрямляющих реакций туловища. Ребенок поворачивается с торсией, сидит, встает на колени, ползает, разнообразятся движения рук и ног. После 6 мес. одновременно с развитием реакций выпрямления начинают формироваться реакции равновесия, вначале в положении на животе и на спине, затем сидя, на четвереньках и стоя. В положении на животе ребенок переносит центр тяжести с одной руки на другую; опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке. К 7— 8 мес. он осваивает повороты с живота на спину. Из положения на спине, используя общее сгибание и повороты, начинает самостоятельно садиться. Некоторые дети предпочитают садиться из положения на животе. В течение четвертого периода ребенок постепенно учится сохранять равновесие в позе сидя. Одновременно с умением самостоятельно сидеть и садиться осваивает ползание вначале на животе, а затем на четвереньках с сохранением равновесия. К 8—9 мес. уже появляются попытки принять вертикальную позу и передвигаться. Совершенствуется функция рук: быстрое хватание в различных направлениях, перекладывание предмета из одной руки в другую.
Голосовые реакции. В начале периода появляются короткие лепетные звуки, затем лепет становится более активным, обогащается новыми звуками, интонациями. К 9 мес. в лепете появляются разнообразные звуковые сочетания, интонационно-мелодическая имитация фразы, подражание взрослому и самому себе.
Эмоциональные и психические реакции. Отличительной особенностью этого периода является постоянное сосредоточение на каком-либо виде деятельности. Ребенок берет игрушки, ощупывает их, трясет ими, тянет в рот, похлопывает по ним рукой. Сидя на руках у взрослого, он осматривает и ощупывает лицо, детали одежды, украшения. Его действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями (удивление, радость, неудовольствие). Все это — проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения. Ориентировочная реакция все чаще переходит в познавательный интерес, готовность к совместной игровой деятельности. К 8—9 мес. ребенок начинает общаться со взрослым с помощью жестов: тянется, чтобы его взяли на руки, направляет руки к далекому предмету, демонстрирует ситуационное понимание обращенной речи, отвечает действием на словесную инструкцию, стремится к подражанию (смотрит на «огонек», нюхает цветок, играет «в ладушки», ищет спрятанную игрушку).

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.
На спине. Патологическая поза отчетливо выражена и зависит от типа и степени нарушения мышечного тонуса. Ребенок не может самостоятельно ее изменить, а при помощи взрослых делает это с большим трудом и неохотно. Отмечается отчетливое сопротивление пассивным движениям. Снижен объем произвольной двигательной активности. Даже при легких формах спастической диплегии или гемипарезе всегда можно выявить мышечную гипертонию. В сомнительных случаях следует провести диагностические пробы, описанные в предыдущем разделе.
При гемипарезах пораженная рука более согнута и приведена к туловищу, чем на предыдущих этапах. Отмечается тенденция к разгибательному положению ноги.
Дети с мышечной гипотонией предпочитают лежать на спине. Снижено сопротивление пассивным движениям. У детей с гипотонией, на фоне которой формируются спастические формы церебральных параличей, мышечный тонус нарастает более отчетливо. В зависимости от преобладающего типа мышечного тонуса (флексорный или экстензорный), соответственно меняется поза головы, туловища и конечностей. Дистонические атаки, появившиеся на предыдущем этапе, становятся выраженными, учащаются. В покое мышечный тонус снижен, а в момент возбуждения повышается по экстензорному типу, активизируются тонические шейные и лабиринтный рефлексы, ребенок выгибается, запрокидывает голову, конечности разогнуты. Дистонические атаки возникают при любых эмоциональных реакциях, попытке к движению.
При тракции за руки голова запрокидывается в той или иной степени в зависимости от тяжести нарушения мышечного тонуса и выраженности тонических реакций. При гемипарезе уже отчетливо ощущается сопротивление разгибанию паретичной руки.
На животе выявляется значительное повышение мышечного тонуса. Не формируется разгибательная поза, характерная для здорового ребенка, либо развитие остается на уровне одного из предыдущих этапов. Ребенок не любит лежать на животе, поскольку не может произвольно изменить позу. При гемипарезе или резко выраженном АШТ-рефлексе поза на животе может быть асимметричной. Если наряду с тоническими рефлекторными реакциями и аномальным мышечным тонусом реакции выпрямления и равновесия все же развиваются, патологическая поза будет менее отчетливой.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Рефлекс Ландау отсутствует либо в той или иной степени выражен только верхний. Разгибание головы и верхней части туловища может быть асимметричным. Оптическая реакция опоры рук отсутствует или асимметричная, при этом руки полуразогнуты или отведены в стороны. В вертикальном положении возможны различные варианты нарушения контроля головы в зависимости от тяжести двигательных расстройств: от полного отсутствия до удовлетворительного. Это наблюдается у детей как с повышенным, так и с пониженным мышечным тонусом. В состоянии вертикального подвешивания при гипертонусе ноги напряжены, разогнуты, приведены, перекрещены. При гемипарезе пораженная нога больше разогнута. На опоре при спастичности положительная поддерживающая реакция становится более выраженной, чем в третий период. Она возникает сразу, как только стопы коснулись опоры (см. рис.40). При попытке шаговых движений ребенок становится на носки, может быть перекрест ног. В легких случаях поддерживающая реакция не такая яркая, отсутствует перекрест, ребенок иногда становится на полную стопу.
У детей с мышечной гипотонией опорная реакция ног нарушена, как и в предыдущий период. Если на фоне мышечной гипотонии возникают дистонические атаки, то в момент повышения мышечного тонуса можно зарегистрировать положительную поддерживающую реакцию. При формировании атактической формы церебрального паралича ребенок опирается на широко расставленные ноги, прогибает их в коленных суставах и быстро теряет опору.
Топические шейные и лабиринтный рефлекс ы. При выраженной мышечной гипертонии наличие тонических рефлексов не вызывает сомнения. Они особенно демонстративны в случае преобладания экстензорного тонуса. В положении на спине отчетливо выражен лабиринтный тонический и АШТ-рефлексы. Если ребенок может сохранять позу сидя, выявляется и симметричный шейный тонический рефлекс. У детей с мышечной гипотонией тонические рефлексы можно наблюдать лишь в моменты мышечного тонуса.
Безусловные рефлексы, если они выражены в этот период, свидетельствуют о церебральном параличе.
Реакции выпрямления и равновесия. Дефицит в становлении этих реакций у детей с церебральными параличами становится отчетливым. К 8—9-му месяцу у них все еще не сформирован тип общей экстензии в положении на животе и флексии на спине, соответственно задержано развитие произвольных движений. На животе ребенок не удерживает массу тела на вытянутых руках, не может опереться на одну руку, а другой взять игрушку. Посаженный не сохраняет позу, падает вперед, назад или в сторону из-за недостаточности реакций равновесия. При выраженной гипотонии складывается, располагая туловище между ногами (рис.91). В более легких случаях, опираясь па руки, ребенок может удержаться, пошатываясь, несколько секунд (туловищная атаксия). Из положения на спине не делает попыток присаживаться или только сгибает голову, как во второй период. Поворачивается на бок блоком, а иногда при помощи методиста заканчивает поворот на живот. Не делает попыток принять вертикальную позу и передвигаться.
Реакции равновесия не развиты во всех положениях. Нарушены целенаправленные движения рук. При выраженных мышечной гипертонии и тонических рефлексах ребенок на этом этапе может еще не захватывать игрушку, а только тянуться к ней или удерживать вложенную. В более легких случаях функция хватания развита, но несовершенна, затруднено перекладывание предмета и отсутствует манипулятивная деятельность, нарушена зрительно-моторная координация.
Голосовые реакции. Лепет отсутствует или малоактивный, без четкой интонационной выразительности, возникает редко. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски, стремление к звукоподражанию отсутствует.
Эмоциональные и психические реакции. Ориентировочная реакция на новое лицо
недостаточна и не переходит в познавательный интерес, отсутствуют готовность к совместной игровой деятельности со взрослым, стремление к подражанию, ребенок не выполняет словесные инструкции, не играет в «ладушки», не ищет спрятанную игрушку. Вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности выражены общий комплекс оживления и подражательная улыбка. В тяжелых случаях дети пассивны, не интересуются окружающим, эмоциональные реакции маловыразительны.

ПЯТЫЙ ПЕРИОД (9—12 мес.)

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Этот период характеризуется дальнейшим развитием сложных цепных реакций, направленных на вертикализацию туловища, которая помогает ребенку высвободить руки для манипулятивной деятельности.
Поза и мышечный тонус.
На спине. В период бодрствования ребенок находится в положении на спине только незначительное время. Потребность в познании окружающего мира вынуждает его часто изменять позу: он поворачивается па живот, садится, ползает, встает, стоит, начинает ходить с помощью взрослых или самостоятельно. Мышечный тонус нормальный и не препятствует активным движениям.
Тракция за руки. Ребенок быстро садится или встает на ноги. Голова на одной линии с верхней частью туловища.
На животе. В связи с тем что в этот период ребенок, преодолев силу земного притяжения, принял вертикальную позу, положение на животе он использует лишь как промежуточный этап для перехода из одной позы в другую.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Рефлекс Ландау кратковременный. В большинстве случаев из этого положения ребенок пытается сесть или встать на ноги. Поставленный на опору, стоит самостоятельно или с поддержкой. Контроль головы хороший. Тонические шейные, лабиринтный и Безусловные рефлексы не вызываются.
Реакции выпрямления и равновесия. Характерно становление сложных цепных реакций, обеспечивающих приспособление туловища к вертикальному положению, целенаправленных движений. На 9—10-м месяце закрепляются реакция ползания на четвереньках, переход в вертикальное положение, держась за опору. Вставание осваивается благодаря активному движению рук: под контролем зрения ребенок направляет руку к опоре, фиксируется и подтягивает туловище. Вставание развивается и совершенствуется в том случае, если в положении сидя появились реакции равновесия. Позже ребенок начинает передвигаться, держась за мебель, перила, при этом он приседает, берет игрушку и снова встает. Как только вышеуказанные реакции упрочились, он делает попытки стоять без опоры. Когда в положении стоя появляются реакции равновесия, ребенок начинает ходить. Ходьба — важнейший итог общего двигательного развития. Ее совершенствование зависит в основном от становления реакций равновесия. Самостоятельно ходить дети начинают в большинстве случаев в конце первого года жизни, однако возможно как более раннее, так и более позднее формирование ходьбы. Руки высвобождаются для целенаправленной деятельности. Ребенок может произвольно схватить и отпустить игрушку, показать на нее пальцем. Берет мелкие предметы двумя пальцами. К концу периода манипулирует тремя-четырьмя предметами.
Голосовые реакции. Для начала периода характерен активный лепет. Ребенок эхолалично повторяет слоги, копирует интонацию, произносит различные губные звуки, восклицания, междометия. К концу первого года жизни он произносит 5—6 лепетных слов, соотнося их с определенными предметами или лицами.
Эмоциональные и психические реакции. Все предметные действия эмоционально окрашены. Успешные манипуляции с предметом вызывают радостное оживление, смех, лепет. Неудавшиеся попытки сопровождаются мимикой неудовольствия, реакцией протеста, плачем. Проявления эмоций становятся более разнообразными, выразительными, а сами эмоции лабильными. Положительные эмоциональные реакции быстро переходят в отрицательные и наоборот. Эмоции обогащают и разнообразят общение ребенка со взрослым. При виде незнакомого лица реакция страха сменяется реакцией робости, стеснения и любопытства.
Дети старше 9 мес адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, понимают обращенную речь, узнают голоса близких, воспринимают отдельные инструкции, подчиняются словесным командам, общаются со взрослым при помощи звукосочетаний. В этот период у них появляется интерес к рассматриванию книг с картинками, на которых они узнают знакомые предметы, показывая их по инструкции взрослого, иногда обозначают лепетными словами. В этом же возрасте отчетливо выражен интерес к ритмам простых песен.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Патологические признаки, наблюдаемые в пятый период, как правило, появляются и становятся отчетливыми уже на одном из предыдущих этапов. Это относится в первую очередь к двигательным расстройствам. В то же время легкие мозжечковые нарушения и гемипарезы обычно обнаруживаются в период, когда ребенок начинает ходить и активно манипулировать предметами.
Поза и мышечный тонус на спине зависят от степени тяжести двигательных нарушений. При двусторонней гемиплегии выражен гипертонус, поза вынужденная, чаще разгибательная с приведением конечностей. Снижена двигательная активность. Ребенок не может произвольно изменить позу или делает это с большим трудом. Дети с развивающейся гиперкинетической формой церебрального паралича предпочитают разгибательную позу на спине. Для них характерна мышечная дистония; при попытке целенаправленных движений могут появиться непроизвольные движения рук. При тяжелой гипотонической форме дети также в основном сохраняют разгибательную позу на спине, так как сидя и стоя они ее не удерживают. В легких случаях спастической диплегии или других форм церебральных параличей при относительно сохранных контроле головы и движениях рук дети могут изменить позу тем или иным способом, который они освоили самостоятельно или в процессе обучения.
Тракция за руки. Различной степени запрокидывание головы и нарушение функции подтягивания туловища за руками.
На животе. Поза зависит от степени нарушения мышечного тонуса, активности тонических реакций и развития выпрямляющих рефлексов туловища. Даже при двусторонней гемиплегии, особенно если лечение начато с первых месяцев жизни, в положении на животе развиваются лабиринтный установочный рефлекс на голову, опора на руки. Эти реакции, хоть и несовершенные, но в некоторой степени тормозят тоническую рефлекторную активность, нормализуют мышечный тонус и уменьшают выраженность патологической позы.
Детям с развивающейся гиперкинетической формой церебрального паралича трудно сохранять позу на животе, так как они не опираются
на руки, а отводят их назад и в стороны. При попытке произвольно изменить позу ребенок запрокидывает голову, падает вначале на бок, а потом на спину. Иногда родители принимают это за повороты с живота на спину. При гемипарезе ребенок меньше опирается на пораженную руку.
При развивающейся атактической форме дети, лежа на животе, опираются на руки, тянутся к игрушке, однако встать на четвереньки им не всегда удается из-за нарушения равновесия. В случаях выраженной гипотонии сохраняется разгибательная поза.
Горизонтальное и вертикальное подвешивание. Рефлекс Ландау отсутствует или выражен частично, быстро угасает. При оптической реакции опоры руки слегка выдвигаются вперед, иногда дети с гипотонической формой отводят руки в стороны. В вертикальном положении контроль головы при легкой диплегии и гемиплегии хороший, при других формах — от удовлетворительного до полного его отсутствия. При спастических формах в положении вертикального подвешивания ноги согнуты или разогнуты, приведены во внутренней ротации, иногда перекрещены. При гемипарезе пораженная нога больше разогнута. У детей с гипотонией преобладает разгибательная реакция ног. На опоре—выраженная в той или иной степени положительная поддерживающая реакция. При мышечной гипотонии ребенку трудно сохранять позу стоя на опоре. Он прогибает ноги в коленных суставах, опирается на внутренние края стоп, отводит таз назад.
Тонические шейные и лабиринтный рефлексы характерны для тяжелых спастических форм церебральных параличей. При дистонических и гипотонических формах они возникают периодически.
Безусловные рефлексы. Незаторможенные врожденные рефлекторные автоматизмы — один из признаков церебрального паралича.
Реакции выпрямления и равновесия. В этом возрасте отставание в развитии детей с церебральными параличами уже совершенно отчетливо.
При выраженном поражении рук ребенок предпочитает позу на спине, не может самостоятельно сидеть даже в случае относительно развитого контроля головы (рис.92). Из-за выраженности тонического шейного симметричного рефлекса дети не стоят на четвереньках (рис.93). При спастической диплегии, когда руки поражены незначительно, реакции выпрямления и равновесия до стадии вставания развиваются с небольшим дефицитом. При попытке перейти в вертикальное положение этот дефицит становится явным. Дети длительное время осваивают навыки самостоятельного стояния, ходьбы из-за недостаточности реакций равновесия.
При атактической форме церебрального паралича к концу периода выражена задержка становления реакций выпрямления и особенно равновесия. Дети плохо сохраняют позу сидя, поэтому не делают попыток перейти в вертикальное положение. При атонически-астатической форме функция удержания позы еще не сформирована.
Степень неполноценности целенаправленных движений рук в зависимости от тяжести поражения и формы церебрального паралича варьирует от легких нарушений координации пальцев кисти до полной невозможности направить руку к предмету.
Голосовые реакции. К концу первого года жизни становятся отчетливыми расстройства эмоциональных реакций в виде синдрома гипервозбудимости. У детей стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Отмечаются сверхчувствительность к обычным раздражителям окружающей среды, склонность к быстрой смене настроения. Начав плакать или смеяться, ребенок часто не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Эмоциональные расстройства усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.
Эмоционально-психические реакции отстают в развитии. Снижен интерес к игрушкам, реакция на новое, на незнакомого человека неадекватная, познавательные и дифференцированные эмоциональные реакции отсутствуют, мимика часто маловыразительна, однообразна и сопровождается оральными синкинезиями. Реакции на речевое общение неполноценны: ребенок не понимает обращенную к нему речь, не отвечает действием на словесную инструкцию. Часто наблюдают нарушение тонуса речевых мышц. Затруднено питье из чашки, жевание, дети поперхиваются во время еды.
При спастических формах церебральных параличей язык в полости рта напряжен, спинка его изогнута, кончик не выражен. Губы напряжены, активные движения в артикуляционных мышцах ограничены. Не редуцированные рефлексы орального автоматизма и патологические синкинезии затрудняют развитие лепетных звуков и слов. К концу первого года жизни уже можно выявить дистонию речевых и дыхательных мышц, характерную для гиперкинетической формы церебрального паралича. Более отчетливыми становятся также гипотония речевых мышц и асинхронность между дыханием и фонацией, наблюдаемые при мозжечковой и атонически-астатической формах. Дети произносят мало звуковых сочетаний, не подражают звукам и слогам. Отмечаются недостаточная реакция на голос, тон, трудности определения звуков в пространстве.
Таким образом, к патологическим признакам, указывающим на угрозу церебрального паралича у детей грудного возраста, можно отнести анамнестические данные: жалобы родителей на задержку развития, большое число факторов риска во внутриутробный и интранатальный периоды, неврологические нарушения в период новорожденности.
Данные неврологического обследования:
I. Нарушение мышечного тонуса — гипертония, дистония, гипотония.
II. Врожденные рефлекторные реакции — вызываются после 3— 4 мес, активация тонических шейных и лабиринтного рефлексов во всех положениях.
III. Нарушение позы и произвольных движений.
Голова: запрокидывание в положении на спине, постоянный поворот в одну сторону, чрезмерное запрокидывание в положении на животе, трудности удержания при тракции, вертикально, на животе сидя.
Руки: прижаты к туловищу, не приводит к средней линии, не тянет в рот, не отводит в стороны, не берет игрушку, кисти сжаты в кулак, отсутствует оптическая опора рук.
Ноги: чрезмерное разгибание и приведение в положении на спине, вертикально на опоре; ходьба на носках; плохая опора, прогибание в коленных суставах.
Глобальные двигательные реакции: не поворачивается на бок, не поворачивается на живот, поворачивается блоком, посаженный не сидит, не опирается на руки в положении на животе, не встает на четвереньки, самостоятельно не садится, самостоятельно не встает, самостоятельно не стоит, стоит у опоры на полусогнутых и приведенных ногах, не ходит, ходит на носках с посторонней помощью, асимметрия позы и произвольных движений.
IV. Задержка речевого и психического развития.

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения - рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) - с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) - личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после - руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать - сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения - спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый - двенадцатый месяц (успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные - сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании - в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине - разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе - сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов - обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Мышцы спины и ответная реакция.

Люди всегда удивляются, когда узнают, что совершают поступки, о которых они сами даже не подозревают. Взрослые всегда уверены в том, что они осознают все, что делают. Если кто-то не осознает свои поступки, то это считается признаком либо некомпетентности, либо безответственности. Тем не менее, мы часто совершаем такие поступки. Одно из таких действий - реакция ухода, проявляющаяся и в том, что мышцы живота, плеч и шеи сокращаются. Это составляет часть рефлекса «красного света». Существует, однако, и другой тип реакции. При этой реакции, которая также происходит постоянно, мы не уходим, а действуем. Это рефлекс «зеленого света».

Рефлекс «зеленого света» крайне необходим в любом индустриально развитом обществе. Он играет важную роль в развитии экономики и является составной частью жизни в ХХ столетии, такой же, как будильники, календари, кофе, торговые агенты, жесткие сроки. Все эти факторы способствуют возникновению и закреплению этого глубоко укоренившегося рефлекса.

В нашем обществе 80% взрослых жалуется на боли в спине. По-видимому, технический прогресс и способствует этому. Элемент иронии: в современном обществе все усилия направлены на облегчение физического труда. Следует отметить также, что медицина ХХ века добилась больших успехов в увеличении продолжительности жизни. В то же время медицина оказалась удивительно бессильной в борьбе с массовым явлением наших дней - хроническими болями в голове, шее, плечах, спине и ягодицах. Эти боли, как эпидемия, поразили почти всех взрослых. Медицина тоже не может распознать истинную причину этих болей. Как сказал один из крупных специалистов по этому вопросу, боли в нижней части спины остаются загадкой современного общества и одной из наиболее крупных проблем современной медицины. Это наиболее распространенная причина, побуждающая людей обращаться за медицинской помощью, и вместе с тем наиболее частая причина потерь рабочего времени. Именно эта причина приводит к огромным затратам на страхование и медицинское обслуживание.

Как же объяснить тот факт, что такое болезненное, столь широко распространенное патологическое состояние так мало изучено? Почему не разработаны эффективные методы его лечения? Почему предпринятые до сих пор усилия оказались такими неудачными? Оказалось, что многие из врачей, занимающихся лечением болей в спине, сами их испытывают.
Ответ на эти вопросы заключается в факте, который мы уже упоминали. Мы часто совершаем поступки, которые влекут за собой большие последствия. Однако порой мы даже не осознаем, что совершаем эти поступки. Целый ряд таких поступков совершается бессознательно. Многие исследователи бывают крайне удивлены, узнав о том, что неосознанными действиями мы можем причинить боль самим себе. С первого взгляда это можно рассматривать как проявление некомпетентности и безответственности. В действительности суть проблемы лежит глубже. Мы еще не решили ее, потому что до сих пор не поняли ее. Решение спрятано где-то в глубине нашего сознания, а точнее - в подсознании, вне контроля коры больших полушарий головного мозга.

Решение проблемы нужно искать в нижних отделах головного мозга. В основе ее лежит рефлекс, бессознательный и невидимый, как воздух, которым мы дышим. Функция этого рефлекса - готовить нас к активным действиям. Так как мы живем в мире, где программа таких действий является необходимой составной частью жизни, то рефлекс постоянно включается и, в конце концов, становится привычным.

Если не понять рефлекторную суть болей в спине, то это явление останется неразгаданным. Проанализировать боли в спине исходя из стандартных положений, по словам Кэйе, - безнадежная задача. Термин «синдром» ни о чем не говорит. Все используемые в различных публикациях термины оказались неудачными, так же как и многочисленные попытки создать схемы для классификации и лечения. В качестве примера можно вспомнить такие термины, как «пояснично-крестцовое напряжение», «нестабильность позвоночника», «болезнь поясничных дисков», «грушевидный синдром», «напряжение связок в подвздошно-поясничной области», «боли в квадратной мышце спины», «миофасциит», «стеноз позвоночника», «дегенеративная болезнь дисков» и т.д.

Большому количеству диагнозов соответствует и большое число попыток лечения. Применяли эпидуральное введение стероидных гормонов, мануальную терапию, электрокаутеризацию, химиотерапию и, кроме того, обычно принятые физические упражнения, растяжение и т.д.

Другими словами, это уподоблялось стрельбе во всех направлениях без видимой цели. Столкнувшись с такой неразрешимой проблемой, медики еще больше запутали ее, дав ей ложное толкование. В течение длительного времени они поддерживали миф о том, что боли в спине являются естественными и неизбежными.

Один из сторонников такого объяснения, явно абсурдного и антинаучного, утверждал, что причиной болей в нижней части спины является переход от передвижения на четырех конечностях к передвижению на двух конечностях. Вина, таким образом, возлагается на Бога и на процесс эволюции. Но в действительности такое объяснение не только абсурдно, но и просто глупо. Позвоночник человека - это прекрасно сконструированный механизм. Его центр тяжести расположен настолько высоко, насколько это возможно. Этим обеспечивается максимальная подвижность при минимальной затрате энергии. Вертикальное расположение позвоночника позволяет человеку ходить. Это - уникальное достижение эволюции, наряду с формированием человеческой кисти и головного мозга. Миф о «неизбежности» болей в спине так же вводит в заблуждение, как и миф о «старении». На самом же деле в том и в другом случае речь идет о функциональных нарушениях. Эти нарушения могут быть исправлены.

Реакция Ландау и ответственность взрослых.

В течение первого года жизни совершается важное событие. Это «открытие» мышц спины. И в первый же момент этого события включается рефлекс «зеленого света». Ощущения, которые при этом возникают, сохраняются на всю жизнь.
При рождении ребенок - беспомощное существо, совершающее множество движений, направленных на то, чтобы держаться как можно ближе к матери. Он не может держать голову, не может сидеть. Функция мышц в течение первых недель жизни неодинакова: мышцы передней стороны туловища находятся в активном состоянии. Мышцы задней стороны неактивны. Они как бы все еще находятся в состоянии сна.

Но это продолжается не очень долго. Вскоре после третьего месяца возникают удивительные изменения. Ребенок постепенно приучается поднимать и держать голову. Ребенок, лежа на животе, поднимает голову так, что лицо располагается вертикально, а рот - горизонтально. Он приобретает ощущение равновесия головы и ощущение горизонта. Это очень важно иметь для человека. Когда голова поднята и ориентирована по отношению к земной поверхности, ребенок начинает постепенно овладевать элементами ходьбы и стояния. Процесс обучения этим функциям, генетически запрограммированный, идет очень активно. Ребенок становится способным сокращать мышцы спины. Однако постепенно, в течение нескольких месяцев, он начинает выгибать спину. Но это еще не все. Ребенок, кроме того, приобретает способность поднимать и выпрямлять руки и ноги. На этой стадии возникает новая реакция - реакция Ландау. Если ладонь взрослого располагается под грудью ребенка, лежащего на животе, и держит его на весу, то ребенок не только поднимает голову, но также выгибает спину и вытягивает ноги. Приходят в действие мышцы, обеспечивающие стояние и ходьбу. Это и есть реакция Ландау - очень важная стадия развития. Если она отсутствует в возрасте 6 месяцев, то это признак серьезного заболевания, например, церебрального паралича. Но если развитие идет нормально, то после 6 месяцев ребенок может лежа на животе осуществлять плавательные движения, поднимая голову и двигая руками и ногами.

Реакция Ландау показывает, что ребенок может сделать и нечто более значительное, чем плавательные движения. Когда он выгибает спину, распрямляя колени, то может отталкиваться от пола и выдвигать голову вперед. Иначе говоря, он может перемещаться в пространстве. Здесь в полной мере раскрывается рефлекс «зеленого света». До этого ребенок был как растение, прикованное к одному месту. Но сейчас он может не только двигаться вперед, к цели, но и выбирать цель, активно используя мышцы спины и вытягивая ноги.

Именно сокращение мышц в нижней части спины вводит в действие реакцию Ландау. Когда мышцы спины, соединяющие заднюю часть таза с позвонками, сокращаются, то ребенок получает возможность двигаться кверху и вперед. Но это сокращение поясничных мышц сопровождается одновременным сокращением мышц шеи, плеч, ягодиц, бедер. Это тоже часть реакции Ландау, которая необходима для поддержания вертикального положения тела при стоянии и ходьбе.
Рефлекс «зеленого света» противоположен рефлексу «красного света». Оба они основаны на работе мышц и на функции приспособления. При рефлексе «красного света» сокращаются передние мышцы-сгибатели, наклоняя тело вперед. При рефлексе «зеленого света» сокращаются задние мышцы-сгибатели, поднимая и выдвигая спину в противоположном направлении. Приспособительная (адаптационная) функция рефлекса «красного света» является защитной. Рефлекс «зеленого света» носит утверждающий характер. В его основе лежит действие. Он тоже является приспособительным. Рефлекс «зеленого света» побуждает нас идти. Оба рефлекса одинаково необходимы для нашего чувства благополучия.
Активация обоих рефлексов требует затраты энергии. Вспоминая слова Г.Солье о том, что стресс является ответом как на благоприятные, так и на неблагоприятные воздействия, можно сказать, что оба рефлекса связаны со стрессом. Если рефлекс «красного света» соответствует отрицательному стрессу, то рефлекс «зеленного света» - положительному. Начиная с шестого месяца жизни реакция Ландау постоянно усиливается. Скоро ребенок уже может переворачиваться со спины на живот и обратно. Девочки могут сидеть, сохраняя равновесие, уже в восемь месяцев. В девять месяцев они уже могут ползать на четвереньках. В десять месяцев диапазон их движений еще больше возрастает. Они уже могут ходить, держась руками и опираясь на различные предметы. В дальнейшем они начинают ходить свободно, и прогулки становятся средством познания мира.

Начиная с детства и на протяжении всего подросткового периода люди проявляют исключительно высокую активность. Ответная реакция запускается вновь и вновь в период контактов с окружающим миром. Рефлекс «зеленого света», локализующийся в нижней части спины, лежит в основе подсознательной подготовки к любому возможному действию. Основная мотивировка действий детей - это познание окружающего мира. Их активность обычно имеет спонтанный и радостный характер. Но когда они возрастают, то находят другую причину для своей активности. Дети начинают понимать, что есть вещи, которые они «должны сделать». Они должны выполнять домашнюю работу, должны мыться, должны ходить в школу. Они должны выполнять все больше действий не носящих спонтанный характер. Они учатся тому, как стать взрослыми людьми, ответственными за свои поступки.

Взрослые должны уметь жить и заботиться о себе, независимо от того, хотят они этого или нет. Рефлекс «зеленого света» все еще запущен, но он быстро исчезает. Мышцы спины продолжают часто вступать в действие. Чем большая ответственность выпадает на долю данного человека, тем чаще у него включаются реакции, связанные с сокращением мышц спины. Мы должны признать, что стрессовая ситуация, связанная со старением, в действительности начинается рано, обычно в подростковом возрасте. Роль взрослых людей в различных странах неодинакова. В промышленно развитых обществах ХХ века жизнь взрослых людей полна стрессов. Часы, календари, нормы, различные распродажи, многочисленные чашки кофе - все это составные части жизни взрослых. В результате развиваются стрессы. Их специфическое действие проявляется в виде сокращения мышц спины.

В нашем обществе большинство людей начинают «стареть» очень рано. Современные технологические средства позволяют нам жить долго. Но они же вынуждают нас проводить эти годы в состоянии дискомфорта и утомления. Индустриальное общество заполнено энергией рефлекса «зеленого света», который включается непрерывно. Постепенно вызванные рефлексом сокращения мышц спины становятся привычными. Реакция становится настолько постоянной, что мы перестаем ее замечать. Она становится автоматической, а затем как бы увядает. Это проявление сенсорно-моторной амнезии. И когда она возникает, мы уже не можем контролировать рефлекс «зеленого света». Мы ощущаем утомление, болезненность и боль в затылке, шее, плечах, верхней части спины, нижней части спины и в ягодицах.