Жены моряков. Легко ли быть женой моряка

    Потому ЧТО

    Да, хотела бы. Моя страсть и чувства тем сильнее, чем больше я терплю. А потом я как вулкан извергаюсь, поэтому дальнобойщик или моряк или пилот и т.д для меня идеальный вариант, я умею и люблю ждать. Для меня в этом есть своя прелесть.

    В данном случае меня напрягает другой факт, что мужчина терпеть скорее всего не сможет, и дальнобойщики...и моряки всегда там небось с кем-то спят. Мне было бы очень неприятно осозновать сей досадный факт...

    мне все равно.. любить-то я его не за профессию буду. а вообще всему вопреки. а расставание... ну что это есть.. максимум 9 месяцев.. да это не срок..

    Можно, если завести в каждом порту.

    Мне вообще нравятся парни...всё равно кто именно они - будь они программисты, будь они моряки...

    да нет, просто не в том месте они их пытаются найти или придут с моря, соскучатся по "земным" развлечения и бросаются на ту которая по доступней

    Ох умные.Я сам этой самой профессии.Изменяют,причём без малейшего зазрения совести.И ещё тебе докажут,что это можно и правильно.Но я с этим не согласен никак.Потом из за таких думают на всех моряков,что они блядуны.
    Да и вопрос,святые ли все тут на берегу....люди все.

    Хз ии я такой молодой,или воспитали не так,но такие отношения это хня полная

    положительно отношусь,сама в прошлом из семьи капитана дальнего плавания.
    смогла бы ждать?да,смогла бы.в этом плане я адекватна

    Трудно что-то говорить, пока не испытаешь на своей шкуре.

    Но буду чувствовать себя выше этого морячка, если я обещала и дождалась, а он, так сказать, свое слово не сдержал. Что же тогда лаьше будет?!

Корреспондент «Морской Правды» пообщалась с женами моряков, чтобы узнать у них, насколько это тяжело либо наоборот несложно быть женой человека, большую часть жизни работающего в морях.

Действительно ли так сложно переносить длительное отсутствие мужа? Конечно, современным женам моряков значительно легче сегодня, потому что контракты по 9-12 месяцев остались практически в прошлом. Уже не надо ждать мужа почти год. И интернет технологии позволяют почти всегда быть на связи. Но все-таки на вопрос, легко ли быть женой моряка, может ответить только она – жена моряка!

Екатерина Лысак (жена 3-го механика, вместе 10 лет):

«Я очень часто слышу такие слова: «Тяжело, наверное, быть женой моряка…». И сочувствующий взгляд! И каждый раз я вру: «Очень тяжело. Скучаю так, что сплю плохо. Плачу от тоски темными вечерами». Почему вру? Думаете, я не люблю мужа? Люблю, конечно! Безумно! Просто не уверена, что каждый поймет, когда у меня в должности «жены» заслуженный отпуск: долой готовку, «Ура!», пустой холодильник, чтение любимых книг по вечерам, йога сколько угодно раз в неделю и, как следствие отсутствия продуктов минус 4 кг за 3 месяца. Не скажу, что так классно без мужа все время. Нет. Только первый месяц наслаждаешься отпуском от мучительных будней кухарки и уборщицы. Затем начинается кайф приятных скучаний за мужем. Я слышала, что есть такое выражение «романтический мазохизм», очень интересный факт. Когда ты романтик такой, что мир ждет от тебя стихотворений о любви, ты получаешь такое наслаждение от того факта, что с любимым человеком разделяют моря и океаны, твоя любовь возрастает и преумножается в звонках и сообщениях, полных нежности и признаний в сокровенных чувствах. В разлуке мы с мужем каждый день пишем друг другу «Я люблю тебя». Ведь нет необходимости говорить эти слова, когда видишь друг друга изо дня в день. Получается, что расстояние рождает романтику и будоражит чувства между нами, каждый раз возвращая нас на 10 лет назад, когда отношения только начинались и были трепетными и нежными, как лепестки роз.

И еще раз – тяжело ли быть женой моряка? Да, безусловно, но плюсы, которые вносит в наши отношения разлука, перекрывают все минусы данной профессии. Возможно, не все женщины готовы к испытаниям, которые связаны с морем, но если Вы – романтик в сердце, то будучи женой моряка, Вы откроете в себе новый большой мир и научитесь любить еще сильнее».

Вероника Китова (жена боцмана, 5 лет вместе):

«Как-то много драматизма в этом вопросе. Мужчины же выбирают для себя такую работу, когда ты вдали от дома большую часть своей жизни, почему тогда женщины не могут выбрать себе такого мужа? Лично для меня ничего такого в этом нет, я росла в окружении мужчин, постоянно занятых работой и вследствие этого не бывающих подолгу дома. Главное знать, что любимый где-то есть, пусть даже и не рядом в этот момент, но мысль о долгожданной встрече согревает. Это же как вечный медовый месяц! В то же время нужно иметь выдержку и терпение: не видя человека по полгода, отвыкаешь от его привычек и образа жизни, а иногда можно просто не узнать в нем своего мужа, тяжесть условий труда накладывают свои отпечатки на характер и ход мыслей. В общем, ничего сверхъестественного в том, чтобы быть женой моряка, нет, все та же жизнь, просто немного похожая на американские горки».

Юлия Голубовская (жена старшего помощника капитана, вместе 13 лет):

«Если говорить честно, то ответ на этот вопрос достаточно прост: женой моряка быть легко настолько, насколько легко быть женой, например, физика или архитектора… Ведь мы выбираем мужчину, а не его профессию. Да и за столько лет общения с коллегами своего мужа и их женами я поняла, что нет прямой зависимости между морской профессией и отношениями в семье. В семьях моряков, как и в любых других, бывают радости и печали, ссоры и примирения…

Самое распространенное мнение, почему сложно быть женой моряка, а сегодня это скорее миф, чем реальность – длительное отсутствие мужа. Я вспоминаю жен моряков 20-25 лет назад: так, сегодня должен прийти в порт, значит, сможет выйти позвонить, в какое время неизвестно, плюс-минус несколько дней стационарный телефон дома не занимать больше, чем на 1 минуту – вдруг позвонит, из дома не выходить, караулить телефон! И тут о чудо – долгожданный международный звонок, определяемый по характерным гудкам! Связь отвратительная, разговор на 2-3-й минуте обрывается… Тщетные попытки возобновления связи… И опять несколько месяцев ожидания и неизвестности… И так 8-9 месяцев! Вот это мучение – не поспоришь!

Сегодня же контракты моряков достаточно гуманны: от 2-3 недель до 4-5 месяцев. А с развитием современных технологий вообще нет проблем всегда оставаться на связи, мало того, еще и он-лайн можно проследить за пароходом супруга! Конечно, злые языки скажут, что все это ерунда, его же все равно нет 4 месяца дома, а вот мой муж каждый день при мне. Но как часто бывает, что пришедший поздно с работы и уставший за целый день мужчина, может физически и «при тебе», но не с тобой! Зато какое счастье, когда у мужа отпуск 3-4 месяца! Кто еще может позволить себе такой длительный семейный отдых? Для меня неоценима помощь мужа по дому во время отпуска, его общение с детьми, когда он полностью погружен в решение детских проблем, и его мысли сосредоточены именно на них, а не на работе, его способность всегда найти нужные слова поддержки в трудную минуту и, конечно же, его умение создать невероятное количество романтических моментов для нас двоих!

Есть, конечно, и одна проблемка: насколько бы ни был длинным отпуск, он почему-то очень быстро заканчивается! И вот тут ты осознаешь, что на самом деле означает быть «женой моряка». Благодаря профессии мужа я прекрасно разбираюсь в автомобилях: могу поменять лампочку в перегоревшем фонаре, залить антифриз в расширительный бачок , а недавно я увидела восхищение в глазах работника шиномонтажа, когда я попросила подкачать колеса, а он язвительно: «Конечно же, Вы не знаете, какое должно быть давление?» На что я ему ответила: «2,2 на всех четырех, думаю, правое переднее подспущено», что для него прозвучало из моих уст подобно предсказанию! Я могу спокойно поменять перегоревшие лампочки в квартире, поменять какое-то время протекавшую и окончательно сломавшуюся именно в отсутствие мужа душевую лейку, я умею пользоваться шуруповертом и различаю саморезы по дереву и по металлу. Я без проблем могу настроить роутер и переустановить систему на компьютере. Я неплохо разбираюсь в футболе, т. к. несколько лет назад мне пришлось стать связующим звеном между играми Лиги Чемпионов и футбольными болельщиками на пароходе супруга. Этот список можно продолжать бесконечно, но я уверена в одном: мой муж все это ценит, а мужская работа, которая ложится на плечи жены моряка в его отсутствие, не такая вроде и сложная, да и чем больше забот, тем быстрее пролетает время, и наступает долгожданный момент встречи.

Больше десяти лет я встречаю мужа в аэропорту, и каждый раз наша встреча неповторима! Взгляд, прикосновения, поцелуи вызывают такие эмоции, как будто это первое свидание, и нет девятилетнего опыта семейной жизни за плечами. Легкое головокружение, бабочки в животе, и мысли только о том, какое это все-таки счастье обнимать любимого мужчину, и все вокруг перестает существовать в тот момент… Ты начинаешь вдвойне ценить каждую секунду, проведенную вместе! Легко быть не женой моряка, а женой любящего и любимого мужчины!».

Юлия Голубовская с мужем

Ольга Карло (жена 2-го помощника капитана, вместе 3 года):

«Моряк… Эта профессия меня влекла с детства. Лет так в 14 я хотела себе мужа моряка или футболиста. Думала, что вот неплохо так будет, он себе работает, а я отдыхаю и живу в своё удовольствие. Но один момент я упустила. Любовь! Если любишь человека, то эти месяцы разлуки становятся невыносимыми. Я не из тех людей, которые плачут, которые закрываются в 4 стенах, жизнь бурлит, даже когда любимый в рейсе, но она лишена ярких красок. Это как быть без одного крыла. Это все время думать о муже, это быть сильной без права на ошибку, ведь тебе никто уже не поможет, разве что морально, и то не всегда, но в то же время это каждый раз как в первый раз. Романтика на всю жизнь. Ведь лишь на расстоянии можно понять, насколько тебе дорог человек и как тяжело без него!».

Семья Карло

Виктория Наумчук (жена судового повара, 5 лет вместе):

«Только девушки моряков знают, какая это прекрасная, но в тоже время и тяжёлая судьба – быть женой моряка. А тяжесть эта заключается во многом. Нужно быть очень сильной духом и верной, чтобы быть с моряком, так как на тебя возлагается большая ответственность, пока твой моряк в рейсе. Самая большая ответственность – это дети! Мы должны им дать всю свою любовь, любовь двоих родителей, заботиться о том, чтоб у них было всё, счастливое и беззаботное детство. Но как бы мама-морячка ни старалась, все равно ребёнку будет не хватать папы, а папам очень не хватает своих маленьких зайчиков. Морякам очень тяжело от того, что они не видят, как у их крошек появляются первые зубки, как они делают первые шаги, как говорят первые слова. Вот так дети растут, а у моряков проходит жизнь, и скажу, что романтики в этом мало, когда каждый раз ребёнок знакомится с папой, привыкает к нему, а потом опять по полгода, а то и больше растёт без папы! Мы, морячки, не имеем права хандрить или говорить, что я не смогу! Нет, мы можем многое! Мы должны всячески поддерживать своих любимок, должны переживать, как они там переждали шторм и качку. Но мы ни в коем случае не должны показывать им, что мы с чем-то не справляемся, потому что им там намного тяжелее в чужом краю. Романтика здесь в том, что разлука открывает нам второе дыхание и наполняет нас любовью, переживаниями каждую минуту, мыслями о любимом. Ты начинаешь мечтать о том, как ты будешь его встречать, как будешь обнимать и чувствовать его объятия. И когда вы уже встретились, то у вас в душе наступает эйфория и салюты, и весь мир останавливается! Девушкам надо хорошо подумать перед тем, как стать женой моряка, готовы ли они взять на себя такую ответственность и готовы ли ждать и прожить такую жизнь».

Катерина (жена 3-го механика, 3 года вместе):

«Я люблю профессию своего мужа. Нас не съедает быт, как у других, мы не умеем друг другу надоедать… Я всегда очень жду своего мужчину и скучаю по нему, и пускай говорят, что это не жизнь, не видеть друг друга по полгода, а я считаю, что это прекрасный способ всегда поддерживать пламя в отношениях! Дважды в год я обязательно плачу и люблю его сильнее, чем всегда, я скучаю, как только отпускаю его руку в аэропорту! Дважды в год я ощущаю огромное волнение перед встречей, помните, как в 16 лет, перед свиданием с мальчиком, который тебе очень нравится?! Эти чувства для меня всегда свежие и новые, и каждый раз я заново влюбляюсь в человека, с которым вместе не один год! Каждый раз я стараюсь что-то придумать, волнуюсь, нервничаю… Разве нервничают другие, когда муж приходит с работы? Разве ждут его так? Я люблю профессию своего мужа за то, что она позволяет мне всегда ценить моменты, когда он рядом».

Оксана Горобченко (жена 2-го помощника капитана, вместе 8 лет):

«Судьба свела с моряком, хотя я даже не мечтала об этом. В студенческие годы, честно говоря, немного засматривалась на морячков, на их красивую форму, так как училась по соседству с морской академией. Жизнь морская – это целый роман, история нежности, верности, любвиНастоящие чувства не боятся расстояний и разлук. Они только укрепляют любовь, делают её нежнее и трепетнее. Время ожидания всегда прямо пропорционально радости встречи. Хоть любимый и вдали от дома, но мысленно мы все равно вместе. Работа моряка – одна из самых современных профессий, требующих настоящих мужских качеств: смелости, выносливости, мужественности. Моряки – неисправимые романтики, с прекрасным чувством юмора и особой харизмой. Они добытчики, всегда в переживании за семью, даже вдали от дома. За умение ждать судьба вознаградила меня сторицей: настоящей любовью, крепкой семьей и счастливой доченькой».

Семья Горобченко

Ольга Уманская-Коновалова:

«Много лет назад я даже и не подумала бы, что буду женой моряка. У меня всегда было так: моряк – это не семья. А вот не зарекайтесь! Сейчас я – счастливая обладательница статуса Жена моряка, МОРЯЧКА, горжусь этим, честно, если б женам моряков выдавали форму, я первая стояла бы в очереди за ней. Это, конечно, очень сложно быть в разлуке со своей семьей так долго, переживания, нет связи подолгу, начинают всякие гадости в голову лезть, лично я очень эмоционально переношу рейсы. А в быту жена моряка – это мастер на все руки… Приходится им быть. Время идет, растут дети, да и мы не молодеем, провожаем мужей в море и считаем дни до встречи. Так и живём! Но это наш выбор!».

Ольга Уманская-Коновалова с мужем

Ну просто «плачут» молодые жены богатых бизнесменов и менеджеров от того, что их мужья сильно заняты работой (в общем-то, на благо семьи работают), мало бывают дома, приезжают усталые и не могут регулярно заниматься сексом. А «бедненькие» женушки, проспав до обеда, съездив в фитнес-клуб, в бутики, пообедав в ресторане, посудачив с подружками и лениво полистав дорогой модный журнал, начинают страдать от одиночества. И ни в одной из статей не было рассказано о женах тех мужчин, которые по роду своей деятельности уезжают, уходят из дома не на день, не на неделю, а на несколько месяцев. Это военные и торговые моряки, моряки рыболовецкого флота, геологи, путешественники.

Трудно ли быть женой моряка, я знаю не понаслышке, была ею 33 года — лишь последние 4 года своей жизни мой муж был береговым, сухопутным жителем — по состоянию здоровья не мог ходить в море. Когда я выходила замуж, совершенно ничего не знала о жизни и работе моряков, не представляла, какие трудности ждут меня в будущем. Поженились мы по любви, в возрасте 20-ти лет. Мужу оставалось учиться полгода в Клайпедском мореходном училище, я только перешла на четвертый курс Ленинградского Университета. Так что, через месяц после свадьбы разъехались по местам учебы. Первую долгую разлуку помогали перенести письма и надежда на то, что скоро мы будем вместе. Писали друг другу через день, хорошо, что тогда почта работала прекрасно, письма от Клайпеды до Ленинграда доходили за 3−4 дня. К слову сказать, теперь почтовые отправления преодолевают тот же путь за 3−4 недели.

Но главные трудности, как оказалось, были впереди. Мои наивные надежды, что муж после окончания училища распределится в Северо-Западное речное пароходство, т. е. Ленинград, не оправдались. Его направили штурманом, третьим помощником капитана на средний рыболовный траулер (СРТ) Клайпедской базы Океанического рыболовного флота. Муж стал не просто моряком, а рыбаком. Кто-то сказал давно, что «рыбак — дважды моряк». Точнее не скажешь. Кто бывал хотя бы раз на рыболовецких судах, хотя бы на экскурсии, может понять, в каких условиях рыбакам приходилось добывать рыбу. Теперь, конечно, суда стали большими, комфортабельными, бытовые условия значительно лучше. Но о судах и рыбаках — это уже другая история.

Когда родился сын, я хотела перевестись на заочное отделение и остаться в Клайпеде, однако жилья не было, хотя мы обошли множество квартир и домов, пытаясь снять «угол», из этого ничего не вышло. Вернулась заканчивать учебу. Муж ушел в свой первый рейс в Норвежское море на 4 месяца. Тогда самые короткие рейсы были 3,5−4 месяца, потом они все увеличивались, и в 80-е годы уже уходили на 6 месяцев, а то и на семь. За время первого рейса я написала мужу 30 писем! Отсылали мы их (я имею в виду морячек) на почтовое отделение рыбного порта, там их накапливали и отправляли с оказией, когда на промысел шло какое-то судно. Муж рассказывал, какую радость испытывали моряки, получая сразу по несколько писем! Ведь тогда не было еще Интернета, да и радиосвязь была только служебная. Уже значительно позже, где-то в конце семидесятых, стали разрешать переговоры по радиотелефону морякам с родственниками, на 1−2 минуты. Слышимость — ужасная, иногда сведения передавали через радистку на берегу, что так можно сказать? Обычно говорили: «У нас все нормально, хорошо, ты не волнуйся, береги себя». Еще был обмен радиограммами, в которых кроме как: «Все нормально», тоже ничего не напишешь.

После окончания учебы я приехала уже на постоянное житье-бытье в Клайпеду, с годовалым ребенком на руках. Начала работать в школе, долго искали, где снять жилье, и лишь через 4 месяца это удалось. А до того ютились в квартире свёкров, маленькой, (26 кв.м.), без всяких удобств, где, кроме нас, еще жила с семьей сестра моего мужа. Поэтому, когда муж после очередного рейса вернулся в съёмную маленькую квартирку, в мансарде, тоже без всяких удобств, мы были с ним на седьмом небе от счастья! А уж когда через год получили комнату в коммуналке, радости не было предела! Это надо лично прочувствовать. Пока муж был в рейсе, я сделала ремонт с помощью соседки, тоже морячки, купила шкаф и диван-кровать. Никогда не забуду, как муж, впервые войдя в «свою» квартиру, восторженно ходил по комнате, гладил рукой диван, трогал шифоньер, и спрашивал: «Это правда, все наше?».

Говорят, что долгие разлуки делают любовь только крепче. Думаю, что это правда. Если любовь есть, то трудности преодолимы любые. Те, кто постарше, наверняка помнят песню «Над Кронштадтом туман…», в ней есть такой куплет: «Будь спокоен, моряк, верность лучший маяк, никакой ураган, ураган не погасит любовь, а кому не понять, как любимого ждать, спросят пусть, спросят пусть у подруг моряков…». Любовь и верность жен помогают труженикам моря в их тяжелой работе, а женам приходится учиться терпеть и ждать.

Судьба жены моряка оказалась нелегкой. Встретив мужа после очередного рейса, я начинала рыдать и канючить, чтобы он «бросил море», чтобы устроился на берегу, а муж уговаривал меня: «Вот еще рейсик схожу, и все, буду дома, сменю профессию». Сколько слез было пролито! Наверное, Балтийское море стало соленым не только от моих, но и от слез многих рыбачек! Проходил рейс за рейсом, все повторялось, пока я не поняла, что муж не может жить без «своего» моря, без судна и команды. Он часто напевал: «…Я знаю, друзья, что не жить мне без моря, как море мертво без меня…»

Что же помогало преодолевать разлуку и одиночество? Однозначно скажу — труд и терпение, этому нас учили в детстве. Не зря говорят — «Терпение и труд все перетрут». Ведь то, что достигается своим трудом, всегда ценится. Пришлось многому научиться — не только варить, шить, вязать, но и белить потолки, клеить обои в квартире, собирать и переставлять мебель, ремонтировать утюг и пылесос, и т. п. (тогда ведь не было службы «муж на час», да и не поняли бы, пригласи я чужого мужчину на помощь). А самое главное, самой воспитывать детей так, чтобы они не чувствовали долгого отсутствия папы.

Зато сколько радости приносили встречи после долгой разлуки! Знаю, как надоедали мы диспетчерам рыбного порта, бесконечно названивая по телефону, чтобы уточнить время прихода судна. И порой часами стояли с детьми у проходной, ожидая, когда нас, наконец, впустят на территорию, проведут к нужному причалу, к которому уже швартуется «наше судно». За 37 лет семейной жизни я не работала только 2 года после рождения второго сына, и эти годы были самыми, если не трудными, то тусклыми. На работе время летит быстро, там интересно, чувствуешь себя нужным людям, а когда весь день копошишься с домашними делами, такая тоска и грусть! Мне не понять тех женщин, которые не хотят работать.

О судьбе жен моряков можно расказывать бесконечно много. Когда в 2001-м году трагически погиб экипаж АПЛ «Курск», в Санкт-Петербурге решили создать памятник верной и любящей «Жене моряка». Был создан, как у нас водится, специальный общественный фонд во главе с капитаном первого ранга, проводились целых три конкурса на лучший проект. Но прошло уже шесть лет, и вот недавно появилось известие, что 26 сентября этого года в устье реки Смоленки на Васильевском острове состоится торжественная церемония освящения закладного камня под памятник. Когда же будет сам памятник, никто точно сказать не может. А вот в Украине одесситы оказались проворнее, у них уже в 2002-м году появился памятник «Жене моряка». Мне этот памятник очень понравился, спасибо одесситам!

В заключение хочу пожелать всем женам, не только морячкам, быть любящими, верными, терпеливыми, трудолюбивыми, хранить семейный очаг, ведь говорят — муж держит дом за один угол, а жена за три!


У меня в семье нет ни одного моряка или речника, и на флот я попала случайно. Все началось с того, что мы с друзьями решили прокатиться на теплоходе из Казани в Астрахань. Я просто влюбилась в корабль! Перезнакомилась со всей командой, мне разрешали заходить в рубку и даже дали« порулить» — и я окончательно пропала.

В тот момент я училась в Казанском технологическом университете, но решила бросить его и поступать в речной техникум. Мне пришлось долго обивать пороги, в ответ слышала только: «Зачем тебе это? Мы девушек не берем». Помогли ребята с того самого теплохода — поговорили с начальством, и оно наконец смирилось. Я легко сдала экзамены и была зачислена сразу на второй курс судоводительского факультета. Долго не могла признаться в этом родителям, но мама сама догадалась, а потом и отец увидел форменные рубашку и китель у меня в шкафу. Скандал был ужасный!

Практику я проходила на том теплоходе, с которого все и началось. Научилась класть якорь и производить маневры, а еще… вязать машки(швабры на флоте). Потом — Башкирское речное пароходство, там я продвинулась до третьего помощника капитана.

Сейчас я — рулевой на теплоходе« Анна Ахматова». Ходим в основном в круизы по Волге. Мне нравится абсолютно все, даже зимний период, когда мы, чумазые, в краске и ватных штанах, подвязанных веревкой, занимаемся починкой и готовим теплоход к навигации. Но самый волшебный момент — это когда стоишь в рубке на вахте и встречаешь рассвет. Думала, что со временем эта красота перестанет так меня волновать, но ощущения до сих пор не притупились!

«Мы, чумазые, в ватных штанах, готовимся к навигации…»

Я точно знаю, что не хочу уходить с флота. И прекрасно понимаю, что для того чтобы успешно работать, я должна быть на голову выше своих коллег-мужчин. Здесь действительно нужен характер. Мы не можем бросить штурвал, сказав: «Ой! У меня не получается в шлюз зайти!» Или: «Ой! Теплоход не слушается, меня сдувает, утащило вон куда!» — и с этими словами развернуться и уйти. Мне нравится речной флот, но теперь я мечтаю уйти в море, осенью буду подавать документы в Академию водного транспорта в Нижнем Новгороде.

Сейчас я учусь на судоводительском факультете Государственной морской академии имени адмирала С. О. Макарова, однако мой роман с морем начался гораздо раньше. Моя мама много лет проработала на флоте — грузовых и пассажирских судах. В детстве она иногда брала меня с собой. Это так здорово! Все было таким необычным, даже названия: не кухня, а камбуз; не столовая, а кают-компания; не стена, а переборка; не лестница, а трап…

Я снова попала на корабль уже через много лет, после того как собственный маленький бизнес перестал приносить желаемый доход. Тогда я устроилась официанткой на лайнер« Максим Горький» — очень хотела посмотреть мир. Экипаж лайнера немаленький, больше 200 человек. Представляете, люди, работая на одном рейсе, могут ни разу не встретиться!

Было непросто научиться ориентироваться на судне, я даже умудрилась заблудиться на второй день работы. Мне дали карточку с координатами моего спасательного плота, и, когда раздался сигнал учебной тревоги, я взяла жилет и побежала. Но за то время, что я искала плот на разных палубах, лайнер успел бы дважды затонуть.

После« Максима Горького» я работала поваром на нефтяном танкере« Вояджер». Экипаж здесь гораздо меньше. Мне очень повезло с ребятами: внимательные, чуткие, всегда готовы помочь, настоящие джентльмены. Правда, очень любят подшучивать над неопытными: убедили меня, что для экономии времени и порошка одежду на грузовых судах стирают, привязав к веревке и опустив в воду на часок. Теперь знаю, что лучше не пытаться — от вещей ничего не остается.

Когда нам случалось проходить в пиратских районах(например, у берегов Нигерии), по очереди несли« пиратские вахты»: ночью с рацией и фонарем отправляешься на обход судна. Ходишь по открытой палубе, всматриваешься в темноту и жутко не по себе…

Мы уходим в рейс на полгода, повар работает без выходных. «Лишних» людей рядом нет, и, случись что, заменить тебя некому, болеть нельзя. Готовить еду во время качки непросто: на плиту по периметру устанавливаются бортики, чтобы кастрюли не уехали. Все жидкое наливается в емкости примерно до половины. На столах специальные скатерти, к ним посуда прилипает.

Конечно, я очень скучаю по родным и друзьям, тем более что попрощаться перед выходом обычно не удается. Есть такая примета: никому не говорить о рейсе, чтобы не сглазить, к тому же об отъезде сообщают часто в последний момент, успеваешь только вещи собрать.

«У иностранцев не принято отказывать в работе только потому, что ты женщина».

Мне хочется расти дальше и из камбуза переместиться на судовой мостик, мечтаю стать штурманом дальнего плавания. Он должен разбираться в картах, уметь проложить курс и вести судно, общаться с представителями иностранных портов и штурманами других судов, правильно швартоваться, контролировать погрузку-разгрузку. Сейчас женщин стали охотнее брать на флот: во‑первых, не хватает кадров, молодые ребята часто не хотят идти в море. Во‑вторых, большинство работодателей — иностранцы, а у них не принято отказывать в работе только потому, что ты женщина.

У меня беспокойный характер, все время хочется открывать что-то новое. После школы я стала экономистом, но так и не смогла сидеть в офисе с 10 до 18. Тогда я решила, что работа на флоте именно то, что сможет утолить мою« охоту к перемене мест», поэтому поступила в училище.

На речном флоте мне довелось поработать на танкере, буксире, пройти практику на пассажирском лайнере. Я начинала матросом, основная обязанность которого — драить палубу, затем была рулевым, а после — третьим штурманом. Иногда было трудно даже чисто физически. Мне, например, нелегко давалась швартовка: нужно управляться с тяжеленными тросами, закрепляя их на специальных тумбах на пристани. Первое время после этого у меня руки буквально отваливались.

Однажды перед началом навигации пожарные устроили неожиданную проверку: в машинном отделении устроили маленькое возгорание. Сработала сигнализация, и некоторые молодые матросы и рулевые, вместо того чтобы выполнять свои обязанности, надели спасательные жилеты и попрыгали за борт. Ума не приложу, как нас потом после такой проверки пустили в рейс!

«Из-за принципов чуть не проглядела свое счастье».

Девушке, работающей в преимущественно мужском коллективе, нужно уметь четко выстраивать деловые отношения, держать дистанцию. Если начнешь хлопать ресницами, флиртовать направо и налево, романы крутить, никто не будет воспринимать тебя всерьез. Из-за этих намертво усвоенных принципов я, честно говоря, едва не проглядела свое счастье. Мой муж, с которым мы тогда вместе работали на буксире, добивался меня целый год, ухаживал очень романтично, с цветами и праздниками в мою честь.

Я продолжаю учебу, сейчас закончила первый курс Московской государственной академии водного транспорта, сменила работу: устроилась в морское пароходство, с нетерпением жду первого рейса в море. Мне опять придется начинать с должности рулевого. Конечно, плох тот рулевой, который не мечтает стать капитаном, но, честно говоря, не уверена, что смогу когда-нибудь потянуть такую ответственность. Хотя кто знает? Вместе с опытом приходит и уверенность в себе.

Записала Елена Коровушкина
Фото: CAMERA PRESS/FOTOBANK.RU, ИЗ АРХИВА ГЕРОИНИ

Может быть, самое трудное для женщины — научиться ждать. Наши героини это умеют почти профессионально. Потому что их любимые по роду занятий моряки. Вот такая романтика.

Июль — самый« морской» месяц. Все стремятся на курорты, на пляжи. Неизвестно, где проведут традиционную отпускную пору любимые мужчины наших героинь. Наверное, на работе. А девушки — на берегу в ожидании своих моряков, как всегда. Мы поговорили с Женей, Олей и Анжеликой о любви, верности и морских легендах, окружающих жизнь современных Пенелоп.

Евгения, 27, Великий Новгород


А МЫ ИДЕМ НА СЕВЕР
Выходя за Илью замуж, понимала, на что иду. Знала, что будут расставания и бесконечные ожидания. Познакомились мы в Интернете. С первых фраз Илья выложил мне подноготную своей профессии, но этим не только не напугал меня, а даже, наоборот, заинтриговал. Вместе мы уже больше трех лет, и с каждым днем чувства крепнут, независимо от того, дома Илья или в рейсе.
Мой муж — третий механик на атомном ледоколе« 50 лет Победы», крупнейшем в мире. Илья уже много раз ходил на Северный полюс, и впечатления от таких рейсов, конечно, незабываемые. Бывало даже, белые мишки вплотную подходили к атомоходу и разглядывали его со степенным медвежьим любопытством. Часто судно ходит по Северному морскому пути, от Скандинавии до Камчатки. Илья отвечает за техобслуживание механизмов, обеспечивающих безопасную работу ядерного реактора. Работа у него ответственная и тяжелая и морально, и физически, а я стараюсь ему помочь, чем могу. Хотя бы со стороны тыла.

ДВА СЧАСТЛИВЫХ ДНЯ
Через четыре месяца после нашего знакомства Илья ушел в рейс. Это стало первым испытанием отношений. Не было возможности ни позвонить, ни написать sms. Оставались письма, которые шли медленно, могли попасть к адресату через два месяца(или даже больше) после отправки, да еще скопом, по нескольку сразу. Конечно, мой моряк ревновал и сомневался во мне… Зато вернулся, увидел меня и понял: я буду ждать его. Всегда буду!
Илья ко всему подходит очень ответственно, будь то работа или любовь. Все у нас было« как положено» — этим он, наверное, меня и подкупил: конфетно-букетный период, потом знакомство с родителями, предложение руки и сердца и наконец свадьба. Ее мы продумали до мелочей. Хотелось и платье самое красивое, и ресторан, и кучу гостей, и непременно лимузин. Так все и случилось. Это был первый сказочно-волшебный день в моей жизни.
Потом, ровно через 9 месяцев после свадьбы, у нас родилась дочка Санечка. Когда муж уходил в рейс, я была на третьем месяце и еще ничего не было заметно. А когда вернулся, живот вполне себе округлился. Мы все шутили: муж с рейса, а жена с пузом. Конечно, мне хотелось, чтоб Илья был рядом на протяжении всей беременности, помогал и поддерживал. Не получилось. Но на родах он был вместе со мной. Это второй сказочный день в моей жизни. Дочку ему дали на руки, и он успел понянчиться с ней. В Санечке он души не чает, балует. Самый замечательный папа! Когда он дома, полностью посвящает себя семье, с ребенком занимается, ночью встает, если она заплачет. Эти недолгие четыре месяца, что мы вместе(4 месяца муж работает, 4 — отдыхает), пролетают незаметно, мы не успеваем друг другу наскучить.

ВЕРНЫЙ КУРС
В данный момент Ильи рядом с нами нет, поэтому все заботы на моих плечах. Я дико скучаю, мне не хватает ласки и тепла. Конечно, тяжело одной, особенно в первое время после его отъезда. Но я же знаю, что Илья у меня есть и он вернется. Ждать я умею. Своему мужу доверяю, знаю, что он верен мне, как и я ему. Илья тоже меня очень ценит и гордится своим тылом. Говорит, работать легче, когда знаешь ради кого, многое можно выдержать. Не раз слышала от него: «Спасибо, родная, за дом, за дочь, больше ничего мне не надо…"
В море работают настоящие мужчины, и я своим мужем очень горжусь. Люди о моряках всякое говорят. Что они, мол, только пить и гулять умеют и в каждом порту у них по жене. Мне все равно. Я-то знаю своего Илью. За его профессию мы платим большую цену — разлукой. Никакие деньги не стоят минут, проведенных вместе, а мы этим жертвуем. Я бы все отдала, чтобы муж был дома. Драгоценных минут не вернешь. Ребенок растет, и важные события я встречаю одна — и радуюсь одна, и плачу. А так хочется, чтобы он услышал, как Санечка впервые скажет« папа»! Но муж очень любит свою работу и не мыслит своей жизни без нее.

ПИШИТЕ ПИСЬМА
Когда Илья уезжает в Мурманск работать, контакт поддерживаем постоянно: телефонные разговоры, sms-ки. Но все современные средства связи не заменят обычных писем. Это уже наша семейная традиция — писать друг другу. Знаете, как приятно доставать конверт из почтового ящика! А муж все мои письма и открытки с собой возит, и с каждым разом пачка все больше и солиднее становится.
А уж когда Илья с рейса приходит!.. Такое впечатление, что наша любовь только начинается. Все как в первый раз(вы понимаете, о чем я!), снова медовый месяц! Говорят, что долгие разлуки делают любовь только крепче. Вот этому верьте. Я-то точно знаю.

Оля, 20, Ростов-на-Дону

НЕФОРМАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО
Мне всегда нравились парни в форме. Я даже одно время мечтала выйти замуж за военного. Но когда познакомилась с Никитой, он был в гражданской одежде, что не помешало мне в него влюбиться.
Встретились мы в сентябре 2007-го. Подруги познакомились на набережной с парнем из мореходки(морское училище им. Г.Я.Седова), и он позвал их прогуляться с ним и его сокурсниками. Я отказывалась, у меня были совершенно другие планы на этот вечер. Но потом решила поехать. Одним из парней был Никита. Весь вечер я смотрела только на него. Мы болтали без умолку, хотя я необщительный человек. Ребята проводили нас до остановки, но Никита почему-то не взял у меня номер телефона. Я подумала, что не понравилась ему. Позже оказалось, что он просто постеснялся, а через неделю достал мой номер через общих друзей, но дозвониться не смог(видимо, приятель ошибся на пару цифр). Еще через неделю мы с Никитой все-таки встретились. И с тех пор не расстаемся. Если не считать походов в рейс. Первый из них я помню как сейчас.

ПРОЧНАЯ СВЯЗЬ
Мы около двух часов стояли на набережной обнявшись(Никиту должен был забрать катер, судно швартовалось далеко от порта), смотрели друг на друга и почти не говорили. Никита сел в катер, у меня вдруг хлынули слезы. Я отвернулась. Но любимый все понял. Стал показывать знаками, чтобы я уходила, а я все стояла. Потом набрала его номер. Он сказал, что ему тяжело на меня смотреть, пришлось уйти. В тот вечер мы разговаривали по телефону. Я уже смирилась с тем, что его нет рядом. А утром он позвонил и сказал, что его на два часа отпускают в город на рынок. Я моментально собралась и поехала. Недолго, но побыли еще вместе…
Когда они вышли в море, связь почти пропала. Звонить очень дорого, дозвониться тяжело. Никите sms-ки тоже обходились недешево. И я писала ему каждый день, зная, что не получу ответа. Думала: во‑первых, это его поддержит, а во-вторых, если сообщение дошло, значит, телефон включен и с любимым все нормально и даже хорошо… Никита признался, что ждал мои sms. Сам тоже иногда писал. Правда, порой рассказывал, что на море шторм 10 баллов, и становилось страшно. Когда корабль проходил проливы(Босфор, Дарданеллы, Керченский), появлялась связь. К тому же их судно пару раз заходило в наш порт, и у нас было время увидеться. Сначала долго молчали, не могли насмотреться друг на друга, а потом говорили без умолку.

В ОЖИДАНИИ СЧАСТЬЯ
Жизнь подруги моряка, наверное, особо ничем не отличается от жизни девушки, у которой парень занят сухопутным делом. Единственное — тяжело осознавать, что любимого нет рядом. Волнуешься за него, переживаешь. С завистью смотришь на счастливые парочки и вспоминаешь, как вы тоже ходили вот так вместе. Но главное, по-моему, знать: у тебя есть родной человек. Пусть не рядом с тобой, но есть. А какими волшебными становятся свидания! Ждешь, мысленно прокручиваешь встречу, думаешь, что рассказать в первую очередь. А когда видишь родное лицо, обо всем забываешь. Счастье и только.
Расставаний я не боюсь. Уже знаю, что это такое. Думаю, наша любовь выдержит все. Услышала как-то, что настоящие чувства случаются только с первого взгляда, а у нас все так и было. В апреле Никита снова ушел в море на 9 месяцев. А летом, между рейсами, мы собираемся обвенчаться.

Анжелика, 37, Мариуполь

ОТКРЫТИЕ НАВИГАЦИИ
Мы поженились, когда оба жили на Крайнем Севере в Норильске, известном своим никелевым комбинатом. Ни я, ни тем паче Дима о море и не помышляли. Муж работал в геологоразведке бурильщиком. Правда, всегда был личностью романтичной: играл на бас-гитаре в рок-группе, читал мне стихи на английском, чем, собственно, меня и покорил. Но для него профессия моряка была сродни профессии космонавта, например. Работа для настоящих мужчин, далекая и малореальная.
В середине 90-х Дима остался без работы, и мы решили переехать на мою родину в Мариуполь. Дочке было всего 6 месяцев. Прибыли в город, где у нас ни жилья, ни работы, ни друзей — чистая авантюра.
После двух лет малоэффективных попыток занятий бизнесом, когда нам казалось, что все безнадежно, мы познакомились с молодой семьей. Ее глава был штурманом дальнего плавания, вторым помощником капитана. Общаясь с ним, я заболела морем. Всерьез подумывала сама уйти в рейс… Естественно, меня, маму малолетней девчонки, никто в море не собирался отпускать. Пришлось мои мечты и планы реализовывать мужу. Ему было тяжело перестраиваться на новую волну.
Сложно после 30 осваивать совершенно иной род занятий… Мне пришлось долго уговаривать Диму, что у него хватит способностей и сил, чтобы в новом амплуа реализоваться на все сто. Он поступил заочно в морскую академию, ушел в первый рейс мысбоем(дневальным). Причем он был 31-летним мужчиной, у которого семья, ребенок, съемная квартира, куча долгов и не особо ясные ему самому перспективы… Все прошедшие с того момента 12 лет я убеждаю своего моряка, что ему есть куда стремиться и он достоин лучшего и большего, потому что он настоящий профессионал.

У РУЛЯ
Специфика жизни с моряком такова, что ты либо будешь« для мужа», либо никак… Все моряки ранимы и обидчивы, как дети. Они подолгу отсутствуют, и потом им кажется, что какая-то важная часть жизни проходит мимо. К тому же многие склонны преувеличивать свои заслуги: мол, я в дом деньги приношу, я вас кормлю, значит, все будет, как я сказал! После рейса такие морские волки начинают подсчитывать, куда, на что и сколько потрачено денег, где и с кем проводились выходные, праздники… Когда мой муж попал надолго в корабельную среду — а его первый рейс длился 11 месяцев, — решил, что у него уже« вся спина в ракушках»(так говорят об опытных моряках). И по приезде пытался объяснить мне, кто в доме хозяин. Я не знала, как реагировать, была растеряна и разочарована: это теперь всегда так будет?! Потом крепко поразмыслила, поняла, что надо учиться выстраивать со своим моряком отношения.

СТРАТЕГИЯ
Делала я это деликатно, не пытаясь приуменьшить значимость мужа в семье. Видимо, житейская мудрость помогала мне рулить семейным судном и держать его в очень приличном техническом состоянии! А мужчины все равно никогда не поймут, как нам сложно решать все в одиночку — и в смысле воспитания детей(школы, садики, сверстники, болезни), и в смысле содержания дома(отвалилось, сломалось, протекло, лопнуло, треснуло). Сейчас самое главное для Димы — чтобы после прихода из рейса у него была возможность отдохнуть. Чтобы никто не трогал, никуда не звал, не мешал отоспаться — очень комфортный муж! Все недопонимания у нас, слава богу, остались в прошлом.
Морская жизнь даже в лексикон нашей семьи вошла: никого не удивляет, например, что папа и на работе, и дома кухню называет камбузом, а любые лестницы — трапами. На мой вопрос, не видел ли он мой телефон, муж отвечает: «На камбузе посмотри».

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ
Практически в любой семье моряка есть какие-то подводные течения. Но справиться с ними помогают любовь и понимание в больших количествах и с обеих сторон. Если семья рушится только потому, что ждать мужа по полгода сложно, то грош цена такой семье. Можно чувствовать себя одинокой, когда твой супруг каждый день приходит с работы в 19:00. А по мне это гораздо хуже. В одиночестве морячки есть волшебный момент — радость встреч!
Одно время я опасалась, что длительные отлучки могут негативно сказаться на отношениях мужа с дочкой Катей. Ничего подобного не произошло! Отношения у них просто прекрасные. Я иногда даже ревную! Они понимают и чувствуют друг друга с полуслова. Для Димы дочка — святое. У них много общих интересов: книги, компьютерные игры, музыка. Муж, правда, бывает и строгим, требовательным папой, разгон может устроить по поводу учебы и дисциплины. Но дочка практически по всем предметам отличница, и скоро ее будет сложно уложить на лопатки.
Сейчас муж в должности второго помощника капитана, работает у немецкого судовладельца на контейнеровозе, имеет уже несколько промоушенов(рекомендаций от капитана) на повышение в должности. И я искренне верю, что в следующий свой рейс он пойдет уже старпомом. А мы с дочкой будем ждать нашего моряка на берегу и делать все, чтобы ему радостно было возвращаться домой.

Подготовила Юлия Решетова

Увлекательно…
Было бы интересно еще почитать, присылайте на почту.

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.