Методическая разработка "уголок занимательной математики". Презентация: Математический уголок к подготовительной к школе группе Математические зоны в детском саду старшая группа

Можно с уверенностью сказать, что наступила новая эпоха – сейчас основную роль в жизни человека занимают гаджеты, новые изобретения, научные открытия. Ежедневно каждый человек получает огромный поток информации. Справиться с ним не так-то просто. На это способен только тот, чей мозг обладает высокой ригидностью, кто привык мыслить логически и перерабатывать не только аудиальную, но и визуальную информацию. Все эти навыки должны складываться с самого раннего возраста. Уже в детсаду малыши должны получать их основу. Развитие центра науки в ДОУ – математический уголок берется за отправную точку. Он должен постоянно обновляться, привлекать внимание и заинтересовывать воспитанников.

Цели математических уголков в детских садах

Уголок математики в детском саду создается с целью стимулирования познавательной активности детей и побуждения их к различным видам деятельности для получения ими новых математических знаний и умений в соответствии с их возрастной категорией.

Математический уголок в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)

Уголок занимательной математики в детском саду выполняет также ряд задач:

  • обогащение и развитие группы материалами и оборудованием, формирующими математические представления дошкольников;
  • упорядочивание работы по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Концентрированность всех необходимых наглядных и дидактических пособий в одном месте упрощает работу как воспитателя, так и воспитуемых, которые несколько раз в день проходят мимо такого уголка. Информация, расположенная в нем, автоматически откладывается в их сознании. Воспитатель, в свою очередь, оценивает, каких материалов достаточно, а каких – не хватает, демонстрирует их коллегам, обменивается с ними опытом;
  • повышение интереса детей к математике. Если уголок оформлен ярко и красочно, то это привлечет внимание даже тех, у кого есть проблемы с ФЭМП (формирование элементарных математических представлений);
  • математический уголок развивает у детей интерес не только к обычным играм, но и к тем, где требуется проявление мыслительных способностей;
  • формирование способности работать в команде. Там, где трудно справиться в одиночку, легко с товарищами. Например, при сложении картинки из геометрических фигур;
  • повышение самооценки и развитие уверенности в себе. Стеснительные дети не всегда могут поднять руку на занятиях, даже когда знают правильный ответ. В математической игре они смогут полностью проявить свои знания, получить поддержку воспитателя и других детей.

Важно! Математический уголок должен соответствовать уровню подготовки детей и их возрастным особенностям. Например, в младшей группе ДОУ оформляются сенсомоторные зоны, где ребята познают форму фигур, их размер, развивают мелкую моторику.

Требования организации уголка по ФГОС

Для того чтобы уголок математики полностью соответствовал федеральным государственным образовательным стандартам, нужно помнить сразу о ряде факторов.

Безопасность и охрана жизни ребенка:

  • материальное оснащение уголка не должно содержать никаких потенциально опасных для жизни и здоровья предметов (семена гороха, фасоли, пуговицы, бусины и т. д.). Если для развития мелкой моторики необходимы мешочки, например, с фасолью, то они должны быть плотно завязаны или зашиты, а работа с ними должна проходить строго под присмотром воспитателя;
  • не стоит использовать геометрические фигуры из твердого пластика. Ребенок может пораниться их уголками. Стоит выбирать либо мягкий пластик, либо картон;
  • места, на которых хранятся игрушки, должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы ему не нужно было тянуться за ними или вставать на стул. Все полки должны быть крепко прикреплены к стене;
  • уголок должен находиться в хорошо освещенном месте. Рядом должны стоять столы и стулья, за которыми будут проводиться математические игры. Они должны соответствовать росту детей.

Доступность и соответствие возрасту группы. Все материалы должны быть подобраны, исходя из этого критерия. Можно взять дополнительно три-четыре игры для развития на опережение из заданий для более старшего возраста.

Одним из критериев оформления математического уголка по ФГОС является разнообразие его наполнения. Игры, находящиеся в нем, должны охватывать все те направления, которые рассматриваются в рамках программы по ФЭМП.

Связь умственного, практического и экспериментального видов деятельности:

  • в соответствии со стандартом дети должны не только иметь возможность увидеть число на картинке и соотнести с ним количество нарисованных предметов, но и с помощью природного материала самостоятельно сложить это число, разложить его на части, произвести прочие, интересующие их действия;
  • важно иметь широкий выбор геометрических материалов, для того чтобы дети получили полное представление о форме и свойствах фигур.

В уголке математики должны быть созданы все условия для творческого самовыражения и развития детей. Там должны находиться и материалы для лепки, и геометрические раскраски, даже счетные палочки, которые так нравятся детям. Все ограничивается только фантазией воспитателя.

Важно! Необходимо с первого дня приучать детей убирать за собой, раскладывать все ровно по полочкам, класть на свои места. Это поможет избежать беспорядка в уголке и научит «маленьких математиков» дисциплине и ответственности.

Оформление математического уголка

Как уже было сказано, для каждого возрастного периода необходим свой математический уголок, со своими заданиями, которые будут интересны детям конкретно этой группы. Это самое главное правило. С ребятами старшей и подготовительной групп можно совместно подбирать наполнение уголка, придумывать ему название.

В младшей группе

Предметы для наполнения уголка в младшей группе:

  • конструкторы (деревянные или пластиковые) с различными геометрическими фигурами. При совместной работе с воспитателем дети учатся, как правильно назвать предметы, изучают их свойства, размер. Также при сравнении двух одинаковых фигур, выполненных из разного материала, малыши делают вывод, что вес не зависит от формы;
  • мозаики и пазлы. Они обязательно должны быть крупного размера, чтобы ребенок не проглотил их детали. Благодаря этим предметам дети учатся определять стороны: вверх, вниз, вправо, влево, а также формировать творческое мышление;
  • пирамидки с кольцами разного размера и формы. Малыши сравнивают кольца по размеру, пытаются надеть их в правильном порядке, радуются положительному результату;
  • матрешки. Складывают их в соответствии с размером, выстраивают в ряд, стараются сложить ровно;
  • печатное наполнение уголка. Например, плакат с временами года;
  • современные развивающие игры.

Важно! При оформлении уголка, как правило, его украшают персонажами сказок и мультфильмов. Для воспитанников младшей группы многие из героев могут быть еще незнакомы, поэтому стоит обратить внимание на простых и любимых героев: зайчик, лисичка, котик, колобок.

Математический уголок в младшей группе

В средней группе

Математический уголок в средней группе садика дополняется большим количеством новых предметов. Мышление детей указанной возрастной категории становится более абстрактным, в связи с чем эти предметы должны быть направлены на активное его развитие.

  • Печатные игры. Могут быть приобретенные в магазине или выполненные самостоятельно (последние стоит обернуть в целлофан или заламинировать);
  • поскольку дети в этот период хотят изучать не только предметы, но и запахи, тактильные ощущения, можно поставить в уголок плотно закрытые флакончики, в которых будут располагаться кусочки ткани, пропитанные различными эфирными маслами (ни у кого из детей не должно быть аллергии на эти запахи);
  • детские музыкальные инструменты, например, ксилофон, металлофон, треугольник. С их помощью можно не только развивать детский слух, но и обучать счету (по количеству ударов палочкой или нажатий клавиши);
  • математический материал дополняется играми с цифрами, числами, счетом;
  • тетради с печатной основой для самостоятельного выполнения математических заданий;
  • игры типа «Танграм», конструктор «Лего» и т. п.

Важно! В средней группе интерес детей к одним и тем же играм быстро теряется, они уже не хотят заниматься тем, чему научились. Поэтому обновлять наполнение уголка следует не реже, чем раз в два месяца, оставляя только самые любимые и интересные игрушки.

Математический уголок в средней группе

В старшей группе

Особенностью детей старшего дошкольного возраста является развитие абстрактного вербального мышления. В этот период они становятся более организованными и дисциплинированными, желают достигнуть успеха и проявить себя не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Наполнение математического уголка пополняется и расширяется. В нем появляются игры на смекалку и сообразительность типа «Найди лишнее», «Где ошибка художника?», «Бывает – не бывает» и т. п. Интересны будут также игры на сопоставление ряда предметов сразу по нескольким признакам. Например, если дети средней группы могли выстроить по росту ряд животных, то здесь можно выстраивать по росту ряд животных леса, Африки и т. д.

В математическом уголке появляется развивающая литература. Детям очень интересно находить ответы на вопросы самостоятельно, а также узнавать что-то новое. В этом им помогут различные энциклопедии, особенно интересны будут книги с яркими картинками. Стоит объяснить детям, что никакие дополнительные надписи в книгах делать нельзя.

Обратите внимание! Интересны будут и головоломки – как в печатных тетрадях, так и предметные.

Можно предложить материалы для игры «Школа», она очень нравится детям в таком возрасте, как и прочие сюжетно-ролевые игры.

Математический уголок в старшей группе

Интересный математический материал найти не так-то просто, но, имея основные ориентиры, можно справиться с любой задачей. Особенно это касается молодых воспитателей, которые приходят работать в детский сад впервые. Для того чтобы избегнуть ошибок, им стоит обращаться за помощью к более старшим, опытным коллегам, изучать оформление их математических уголков, на основе чего выполнять свои. В первую очередь необходимо учитывать возраст воспитанников и особенности этого периода в жизни детей. Объединив эти знания, воспитатель сумеет подобрать правильную методику и разработать свой собственный уникальный математический уголок.

Любить математику

В дошкольном образовательном учреждении воспитателю очень важно сделать все возможное, чтобы привить детям интерес к математике. Тогда проблем с этой наукой не будет у них и в будущем. Кроме того, хорошо подготовленные дети, с развитым абстрактно-логическим мышлением, будут более успешны в школе не только на уроках математики, но и на остальных занятиях. Математика развивает умение мыслить, а это – главное умение, которое пригодится во всех областях.

Светлана Исаева

При оформлении "Уголка занимательной математики "во второй младшей группе мы руководствовались следующими задачами :

1. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность поисковых действий, настойчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и интеллектуальными играми.

Занимательный материал в дошкольные годы должен стать средством организации полезного досуга.

В уголке имеются : крупная мозаика, объемные вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки.

Имеются игры : "Геоконт" (дощечка с гвоздиками) для изучения формы, цвета с помощью разноцветных резинок; набор цветных палочек, при помощи которых ребята строят по заданию различные изображения предметов; игра "Большая стирка" для закрепления знания цветов и геометрических фигур.

Кроме этого имеется магнитная доска, счетный материал , доски-вкладыши, набор объемных тели разрезные предметные картинки.

Математический уголок очень понравился нашим малышам!


Публикации по теме:

Цель. Способствовать возникновению у родителей желания участвовать в игровой деятельности, демонстрируя адекватные формы игрового поведения.

Оформила уголок изо в группе. Карандаши из цветного картона,на просторах интернета куча мастер классов. К стене мрилеплены на двойнлй скотч. На.

Представляю Вашему вниманию тематическое оформление театрального уголка во второй младшей группе. На основе детской сказки можно создать.

Незаметно пролетело время и наши ребята уже воспитанники подготовительной группы. Шестилетний возраст- это период,когда формируется психологическая.

Уголок дежурства в детском саду – это отличная возможность приучить ребенка к труду, воспитать в нём дисциплину и ответственность. Помимо.

Оформление уголка ПДД в средней группе детского сада. Очень важный и нужный в группе сектор, рассказывающий о безопасности дорожного движения.

Оформление уголка по ПДД «Для взрослых и детей» во второй младшей группе. За 11 месяцев текущего года - с января по ноябрь - на территории.

Что должно быть в уголках, что новенького можно сделать, чем удивить ребят и коллег? Все педагоги задают себе такие вопросы, когда хотят оформить пространственную среду, будь то уголок математики в младшей группе или изостудия для подготовишек.

Уголок математики в младшей группе в ДОУ по ФГОС

ФГОС ДО чётко описывает требования к созданию развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически-привлекательной.


Прежде чем продумывать наполнение математического уголка (да и любого другого) нужно заглянуть в программу, вспомнить санитарные нормы. В математическом уголке, помимо пособий для занятий, должны быть игры для индивидуальной работы, игры более сложных вариантов (направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка), на закрепление прошлогоднего материала.

Внимание детей всегда привлекают самодельные дидактические пособия и материалы, которые можно использовать не только в математическом уголке. И так, давайте разбираться, чем должен быть оснащён уголок математики в младшей группе.

Оборудование математического уголка в младшей группе

Во 2-ой младшей группе мы должны создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, закреплять умение выделять величину и форму как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам, совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам.


Мы учим детей составлять, сравнивать и уравнивать две группы предметов, пользоваться понятиями «Много, один, ни одного», при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), знакомим детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, учим ориентироваться относительно своего тела (право, лево, верх, низ).

Следовательно, уголок математики в младшей группе должен содержать:

Игры по математике своими руками

В моей группе много пособий, изготовленных своими руками, направленных на формирование математических представлений, такие как всем известная игра «Залатай коврик», плоскостные и объёмные геометрические фигуры с глазками и ротиками, которые рассказывают детям интересные истории, раздаточный материал из бросового материала или вязаный из ниток.


Для своих малышей я разработала игры, которые можно применять на интерактивном столе или доске, на компьютере для индивидуальной работы. Пособие так же можно распечатать и использовать как настольный игровой материал для занятий с детьми 2-ой младшей группы.

Развивающая игра «Большой, средний, маленький»

Предложите детям рассмотреть картинки и спросите, какой предмет маленький, какой большой. Если на картинке нарисованы три предмета, сначала сами проговорите, показывая малышу, где большой, средний и маленький предмет. Попросите показать, где самый большой мячик, где средний мячик, где самый маленький. Карточки представлены в порядке усложнения работы.

Развивающая игра «Много, один, ни одного»

Работая с такими карточками, педагог учит детей воспринимать множество из одинаковых предметов, использовать в речи понятия «много, один, ни одного».

Вы можете скачать архив, в котором найдёте карточки для игры «Много, один, ни одного», а так же игру «Большой, средний, маленький» в формате презентации.

Ольга Рыжова

В старшей группе уголок занимательной математики включает в себя как производственные игры, так и игры изготовленные своими руками.

Игры производственные :

1) «Фигуры»

Цель игры : знакомит с основными геометрическими фигурами, учит находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы. Развивает внимание, усидчивость. Проводится с детьми младшей – старшей групп.


2) «Арифметика»

Цель игры : знакомит с цифрами и основными арифметическими действиями, вырабатывает навыки устного счёта в пределах 10. Учит составлять и решать примеры


3) «Мы считаем»

Цель игры : знакомит с цифрами от 1 до 10, закрепляет умение считать и выстраивать количественные цепочки, формирует элементарные математические представления . Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.


Игры, изготовленные своими руками :

1) «Божьи коровки»

Цель игры : закреплять представление о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10) . Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.


2) Полянка»

Цель игры : закрепить знания об образовании чисел в пределах 10, продолжать учить соотносить цифру с числом. Закрепить представление о составе чисел из двух меньших (в пределах 10) . Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.


3) «Фигурный домик»

Цель игры : закреплять знания детей о геометрических фигурах, их размере и цвете; закреплять счёт. Различать строку и столбец. Развивать внимание, память, логическое мышление. Проводится с детьми младшей – подготовительной групп.

4) «Весёлая мозаика»

Цель игры : закреплять знания детей о геометрических фигурах, основных цветах (жёлтый, красный, синий, зелёный) . Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение детей. Проводится с детьми младшей – старшей групп. Изготовлена из солёного теста и разукрашена гуашью.


5) Разноцветные коврики» (из пряжи, связанные крючком)

Цель игры : закреплять знание цвета, формы, размера; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, воображение детей; умение складывать из геометрических фигур различные постройки. Проводится с детьми младшей – подготовительной групп.



6) «Составь предмет» (Игра изготовлена из вискозных салфеток) .

Цель игры : развивать у детей мышление, внимание, фантазию. Восприятие устной и зрительной информации. Совершенствовать все виды счёта. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету) . Развивать речь детей, умение делать простые выводы. Закрепить и расширить пространственное представление.



Эта игра включает в себя множество разных вариантов :

«Собери красивые бусы» - по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры, и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры» - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву» - ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару» , «Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами : «большой» , маленький», «средний» ,

самый большой», «самый маленький» .

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником , треугольником , давая их в паре с уже знакомыми : квадрат-треугольник , квадрат-прямоугольник , круг-овал.

«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

7) Альбомы и карточки с различными заданиями для развития логического мышления детей :

«Какой предмет лишний и почему?»

«Что общего у этих предметов?»

«Чем отличаются картинки?»

«Найди сходства»

«Включи внимание»

«Перепутанница»



8) «Тренажёр для ума» (изготовлена из пластмассовых крышек) .

Цель игры : закрепление основных цветов, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление порядкового и количественного счёта.


Ольга Припутнёва

Почемучки »

Математический уголок - это специально отведенное место, которое оснащено математическими пособиями, играми, тематически подобранными книгами и материалами.

Цель : способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: развивать у детей математические способности; заинтересовывать предметом математики.

Уголок организован с использованием специальных полок в уютном, тихом и спокойном месте. При этом обеспечен свободный доступ детей к используемым материалам. Таким образом, детям предоставлена возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.


Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей подготовительной группы. Разнообразный математический материал можно классифицировать, выделив в нем 3 категории: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребенок может выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи, кубики, шахматы, развивающие книги. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности использованы магнитные доски, счётные палочки, альбомы для зарисовки, плакат с математическими задачами.


Состав математического уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена материала произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новый математический материал.


Публикации по теме:

Выставляю на ваш суд: фото оформления новогоднего уголка в своей группе. Группа у меня раннего возраста. Очень хотелось создать новогоднее.

Предлагаем вашему вниманию фото отчёт группы № 1 «Полянка» - оформление физкультурного уголка в группе. В связи с проведением зимней олимпиады.

Методические рекомендации для воспитателей «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Методические рекомендации «Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении» Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во.

Содержание уголка природы «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Важной составляющей образовательной среды в группе является национальный уголок. Он несет функцию воспитания у детей патриотических чувств,.