Японская обувь. Гейши в гэта

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.

Национальная японская обувь за всю свою историю становления и развития, претерпела ряд больших изменений. Огромное влияние западных тенденций на развитие экономической и политической ситуации в стране, коренным образом повлияло и на внешний облик японцев, которые стали постепенно отходить от своей традиционной одежды, заменяя ее более европеизированным стилем.

На сегодняшний день европейские фасоны одежды наводнили шкафы каждого современного японцы. Узнать японца по походке можно теперь только на различных карнавалах и праздничных шествиях, приуроченных к национальным праздникам.

В чем отличительная черта походки японцев? Все дело в обуви. Национальная японская обувь, довольно необычная и специфическая для европейца, в современной Японии перестала использоваться для повседневной носки, не выстояв конкуренции с удобной и комфортной обувью европейских моделей.

Обувь в Японии

Одна лишь японская тенденция в мире обуви остается без изменений – никто не может похвастаться такой регулярной и частой сменой обуви, как жители японских островов. Для каждого случая у японца есть своя определенная обувь.

Для хождения по улице жители Японии надевают или гэта , которые в течение нескольких столетий являются необходимым атрибутом гардероба. Входя в дом, японцы переобуваются в мягкую обувку, которая называется суриппа . Идя в уборную, японец снова сменит обувь, и наденет специальные шлепанцы. Для посещения святынь и храмов применяется отдельная обувь.

История формирования обуви японца также необычна и интересна, как сама японская культура. Изначально дзори являлись универсальной обувью, которая подходила под любую одежду, и обувалась на все случаи жизни.

Гэта – специфическая обувь, называемая скамеечкой. Гэта представляет собой деревянную платформу, которая помещается на двух брусках дерева. Крепится такая конструкция к ноге с помощью специальных тесемок или веревочек, которые продеваются между большим и указательным пальцами.

В такой обуви невозможно было сделать широкий шаг, поэтому все японки ходили маленькими шагами, создавая эффект парения в воздухе. Именно такая походка являлась единственно приемлемой для японской женщины.

Форма и другие особенности обуви гэта

Несколько веков назад для изготовления гэта использовалось дерево. Несмотря на специфическую конструкцию, из которой, казалось, невозможно сделать что-то большее, гэта имела несколько стилевых разновидностей. Гэта могут иметь круглый носок, который носили, предпочтительно, пожилые люди и служители храмов, и гэта с прямоугольным носком, который носили представители среднего возраста.

Есть и другая разновидность гэта – номэри, которая отличается наклоном носка вперед. Такая обувь особенно цениться у эстрадных звезд и представителей творческих профессий.

Гэта имела не только разную форму носка, но и материал, который применялся для отделки обуви. Материал отличался от социального сословия человека, а также от времени года.

Гэта для мужчин имела менее эстетичный вид, нежели женские модели, но отличилась высоким качеством древесины, которая относилась к благородным породам дерева, а поверхность гэта украшалась резьбой из затейливых узоров. Женские модели, используемые для торжественных случаев, украшались парчовой тканью, и по своему внешнему виду очень походили на современные сланцы.

В зимний период, или для жителей горной местности, такие гэта делались значительно выше, чтобы уберечь ноги от холода. Сегодня современная японская женщина предпочитает носить на работу удобные сандалии из мягких материалов.

Дзори – своеобразная модель сандалий

Характерная черта дзори – отсутствие каблука, но наличие утолщения подошвы в области пятки. Дзори – один из самых комфортных видов обуви, обуваемый для ежедневной носки. Для изготовления дзори используется солома, кожа, различные синтетические материалы, например, винил.

Сегодня на улицах Японии уже не встретишь девушек и женщин, ходящих мелкой, шаркающей походкой. Японцы очень любят и уважают свои традиции, поэтому традиционная японская обувь является обязательной к надеванию во время различных религиозных обрядов, в частности, но обряд наступления совершеннолетия, которое наступает в Японии в 20 лет. Надевается такая обувь для прохождения обряда бракосочетания, и деятелями сцены и кино.

Видео: Изучение японских цифр

Читайте также

09 Мар 2014

Пожалуй, самой известной визитной карточкой Японии является действующий вулкан Фудзи. Он...

10 Мар 2014

Наиболее любимыми японцами произведениями народного творчества являются сказки. Любые сказки...

Традиционной японской одеждой можно подолгу любоваться. Изысканные кимоно, разноцветные юката, хаппи с их смелым дизайном и простые, но величественные хакама, - вся эта одежда родом из Японии. Однако существует одна область классической японской моды, на которую зачастую не обращают должного внимания: традиционная обувь!

Помимо своей главной функции, традиционная японская обувь ценится за уникальные эстетические качества. Давайте же рассмотрим некоторые типы обуви.

Гэта


Гэта - один из самых известных типов традиционной японской обуви, который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Можно сказать, что гэта представляют собой деревянные сандалии. К ним прикреплён крепкий, но мягкий тканевый ремешок, называемый «ханао», который удерживает обувь на ноге. Типичные гэта состоят из плоской части, называемой «дай» и двух опорных частей, называемых «ха» (что означает «зубы»). Чаще всего гэта носят с юката, хотя иногда вы можете увидеть, что люди надевают их и с повседневной одеждой, например, с джинсами или шортами.


Хотя большинство гэта обладают двумя «ха», можно также увидеть так называемые «иппонба», у которых только одна опорная часть.


В последнее время дизайнеры любят экспериментировать с гэта, добавляя к ним современные узоры и интересные аксессуары.



Дзори


Дзори - ещё один тип японских сандалий. Большинство традиционных дзори изготовляется из соломы, однако также используются лакированная древесина, ткань и кожа. В последние годы обувь также изготовляется из синтетических материалов. Поскольку дизайн дзори бывает самый разный, их можно носить с разными типами одежды: от повседневных свободно сидящих дзимбэй до официальных кимоно .

Окобо


Это высокий тип гэта, которые обычно изготовляют из дерева и которые носят майко. Окобо майко обычно нелакированные. Лишь с наступлением лета ученицы гейш могут надеть чёрные лакированные окобо.


Цвет же ремешков означает ранг майко: красный носят новички, в то время как жёлтый цвет означает более опытную майко.

Таби / Дзика-таби


Таби представляют собой традиционные белые носки, которые носят с официальной одеждой, к примеру, с кимоно. В отличие от других носков, в таби большой палец отделён от остальных, что позволяет носить их с гэта или окобо.


Дзика-таби, хоть и имеют форму таби, представляют собой обувь. Их японское название (地下足袋) можно также перевести как «таби, которые касаются земли». Дзика-таби, изобретённые в XX веке, изготовляются из прочных материалов, таких как резина. Эту обувь часто носят фермеры, строители, рикши или садоводы.

Варадзи


Варадзи - это, возможно, самая простая обувь в данном списке. Эти соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Традиционным материалом для варадзи является рисовая солома, однако их также изготовляли из конопли и хлопка.

На деревянной платформе с массивным каблуком. Являются элементом традиционного национального костюма в Европе. Исторически сабо полностью изготавливались из дерева, а клоги имели кожаный верх.

Варианты названия

В разных странах деревянную обувь называли по-разному. Во Франции – сабо (фр. sabot), в Нидерландах – кломпы (нидерл. klomp), в Литве – клумпес (лит. klumpės), в Великобритании – клоги (англ. сlog), в Швеции – траско (швед. träsko).

Виды

  • Классические

Классические клоги традиционно привозят из Нидерландов в качестве сувениров. В прошлом они были основной обувью крестьян, рабочих, ремесленников и фермеров в Европе. Особенно этот вид обуви был распространен в Нидерландах, Швеции, Бельгии, Литве, Кантабрии, Галисии. Сабо были предназначены как для женщин, так и для мужчин. Классические модели не имеют задника и каблука.

  • Современные

Современные клоги являются адаптированным вариантом классической модели. Они имеют платформу и массивный каблук, кроме того, часто декорируются металлическими клепками по периметру подошвы. Верх современных сабо может выполняться из кожи, замши, хлопка, льна, меха и т. д. Подошва модели изготавливается из дерева, пробки или имитирующих их синтетических материалов. украшают сабо молниями, пряжками, цепочками, клепками и пр. Большинство моделей дополняются меховой стелькой, предохраняющей от скольжения. Современные сабо являются преимущественно женской обувью.

История деревянной обуви

Древний Рим

История деревянной обуви началась задолго до возникновения современных европейских государств. В Древнем Риме пленникам насильно надевали на ноги деревянные , привязывая их к
ноге полосками ткани, что резко затрудняло побег.

Япония

Деревянную подошву в форме скамеечки имеют японские гэта, первые сведения о которых относятся еще к Х веку нашей эры. Гэта были основной обувью женщин и мужчин из разных слоев населения вплоть до середины ХХ века.

Арденны

Впервые клас
сические сабо появились в горных массивах Арденн, расположенных на территории Франции, Бельгии и Люксембурга. Они были наиболее популярны среди крестьян и ремесленников. Обувь могла быть выполнена как целиком из дерева, как французские сабо, так и иметь кожаный или замшевый верх, как голландские клоги. Вслед за Арденнами деревянная обувь распространилась по всей Европе, поскольку была очень прочной и защищала ноги от воды и грязи.

Нидерланды

В 70-х годах XVI века в Нидерландах сформировалась гильдия мастеров сапожных дел, изготавливающих деревянные сабо. Местное население называло их «клопфы». С того времени деревянная обувь стала популярна и доступна. Сабо выполнялись из ивы, березы, бука и других древесных пород, которые не раскалывались и не трескались при носке. Деревянные были удобными, прочными, непромокаемыми, а кроме того, дешевыми, поэтому их носили и в будни, и в праздники. В основном подобную обувь использовали жители равнинных стран: для горных областей требовались более гибкие башмаки, которые позволяли бы карабкаться и передвигаться по крутым и неровным поверхностям.

Франция

В период с XVI по XVIII век сабо носили французские модницы из высших слоев общества. Еще одно упоминание о сабо относится к 1793 году, когда деревянная обувь без задников на каблуке была изготовлена для французской армии. Высшие слои общества носили сабо только в промозглую и слякотную погоду, т. к. из-за своей громоздкости этот вид обуви не мог использоваться для выходов в свет. Французские сабо крепились на ноге с помощью металлических обручей.

Великобритания

В Англию сабо попали в XIX веке, намного позднее, чем в остальные европейские государства. Они были распространены среди работников сельских мельниц в северных районах страны.

США и Европа

В ХХ веке клоги возродил голландский дизайнер Ян Янсен (Jan Jansen). Он разработал современную модель в 1969 году. Деревянные башмачки носила легендарная рок-исполнительница Дженис Джоплин (Janis Joplin), а в 70-х годах на волне любви к этнике и стремлению к натуральности сабо стали обязательным атрибутом стиля . Тогда, помимо деревянных моделей, появились легкие клоги на пробковой подошве, а также на платформах из полиуретана, которые в СССР называли «манной кашей». В США были популярны «корки» — сабо производства компании Kork-Ease. Дизайнер (Betsey Johnson) имела около 30 моделей корков.

Швеция

В 2006 году в Стокгольме появились клоги под маркой Swedish Hasbeens. Согласно легенде, это случилось после того, как Эми Бликст (Emy Blixt) и Цилла Вингард Нойман (Cilla Wingård Neuman) открыли магазин second hand, куда попали несколько десятков пар клогов от модницы 70-х Аниты. Дизайн и удобство модели пришлись по вкусу покупателям, и Эми с Циллой решили самостоятельно производить клоги. В 2008 году на церемонии вручения премии Trend Award Gala в Стокгольме марка Swedish Hasbeens была названа года. В настоящее время компания имеет в 16 странах мира. В 2011 году была создана клогов Hasbeens for .

Мир моды

После бума 70-х клоги были надолго забыты миром моды. Модель из кожи пони появилась в конце 90-х в коллекции Marni, но триумфальное шествие по мировым подиумам сабо начали только в 2010-ом — после появления на показах , и . Новые клоги были декорированы заклепками, меховыми кисточками, цветами и камнями. Их стали носить знаменитости: , Эшли Симпсон, Рейчел Билсон, Мишель Уильямс, Миша Бартон и др. Демократичные марки стали выпускать бюджетные варианты обуви на деревянной подошве. В осенне-зимних коллекциях 2010-2011 года клоги были представлены в коллекциях многих : Chanel, и др. Сабо появились даже в коллекции . К 2012 году популярность клогов заметно снизилась, но некоторые бренды по-прежнему предлагают их, правда чаще в далеких от оригинала вариантах.

Сабо в Нидерландах

Особый интерес для исследователей представляет история развития и становления деревянных сабо в Нидерландах. Сабо в этой стране называются кломпены . В период Средневековья такую обувь делали вручную с помощью долота и ножа. В эти времена сабо имели самые разные расцветки, декорировались особыми росписями с изображением сюжетов местных преданий и легенд, а также бытовыми сценами. Неокрашенная обувь у простонародья использовалась в качестве рабочей и стоила очень дешево. Расписные же варианты надевали по праздникам и в выходные дни, а в белых сабо ходили в церковь. Зажиточные голландцы могли позволить себе резные модели сабо на все случаи жизни. Искусный узор украшал всю поверхность обуви, за исключением подошвы. Деревянную обувь в Средние века носили по всей Европе, но национальным достоянием и символом государства она стала только в Нидерландах. За неизменную привычку щеголять в тяжелых деревянных туфлях голландцев даже прозвали «кломпенами». В наши дни национальные голландские сабо не забыты и выпускаются в промышленных масштабах, как в качестве сувениров, так и для носки. Особенно они популярны среди сельских жителей северных районов Нидерландов. С 1988 года в городе Лаакдал существует музей национальных сабо . А для туристов в деревушке Зансе-Сханс организован музей под открытым небом, где представлены различные виды ремесел, в том числе и мастерская по изготовлению деревянных башмачков.

Преимущества сабо

Комфорт. Сабо имеетширокий устойчивый каблук и платформу, которая позволяет защитить ноги от неровностей дороги. Меховая стелька, присутствующая в большинстве моделей, предотвращает скольжение подошвы ног.

Визуальное увеличение роста. За счет достаточновысокой платформы клоги визуально увеличивают рост. Модели бежевых оттенков к тому же позволяют зрительно вытянуть фигуру.

Универсальность. Клоги можно надевать как в теплые периоды, так и в прохладное время года. В Средние Века европейские крестьяне носили деревянные башмаки зимой и летом, т. к. они одинаково защищали от жары и холода. В настоящее время дизайнеры выпускают клоги, предназначенные специально для зимнего, летнего или демисезонного периода.

брюками

  • Клоггинг

На сегодняшний день существует танец «клоггинг», который танцуется исключительно в сабо. Клоггинг (clogging) – это фристайл-танец, зародившийся в горах Аппалачи (Северная Америка). Характеризуется двойным притопыванием и шагами, похожими на чечеточные. Тело остается выпрямленным и неподвижным. Постоянное шарканье одной ногой – основное, что отличает клоггинг от чечетки.

  • Саботаж

Сабо во Франции использовались не только по назначению, но и применялись в качестве символа политической борьбы на протяжении XIX и начала XX века. Исследователи считают, что слово французского происхождения «саботаж» по своей этимологии восходит именно к сабо. Саботажем называлась тактика профсоюзных деятелей, бросавших деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая тем самым остановку работы.

  • Резиновые клоги

В 2009 году появилась новая модель – башмаки из цельного куска резины, внешним видом копирующие дизайн классических клогов. Они быстро завоевали популярность среди фермеров и дачников, т. к. отличаются гибкостью, устойчивостью, водонепроницаемостью и дополнены утепленной внутренней вкладкой.

Гэта – один из самых древних видов японской обуви. Когда именно “скамеечки” вошли в обиход – сказать сложно, но остатки деревянных обувок и каменные модельки находят в некоторых захоронениях периода Кофун, т.е. III-VI в.в.


Вот, например, вырезанная из камня модель гэта (примерно 12 см длиной), найденная в захоронении Кагамияма на территории нынешней префектуры Киото.

Утверждают, что изначально гэта использовали для работы в полях. Но потом приспособились и просто гулять в этом, а также красоваться и выпендриваться.

За прошедшие века и даже тысячелетия дощечка с поперечинами многократно видоизменялась под разные нужды и потребности носителей.

Раз уж гэта были придуманы для работы в поле, то вот вам несколько вариаций так называемых “тагэта” (полевых гэта).


Хлюпать по рисовому полю и не тонуть в жидкой грязи – основная цель подобных конструкций.


Вариация на ту же тему.

Поскольку “тапочки” эти не отличались изяществом и лёгкостью (особенно в сочетании с налипшей на них грязью), частенько к ним прилагались верёвочки для управления.


Примерно так.


Так называемые “нори-гэта” (нори знаете, да? суши в них заворачивают, водоросли такие). Камешки на нижней части, чтобы не всплывали.

Такие же конструкции использовались и при строительстве мостов, тем более, что высоту можно было сделать практически любой (в пределах разумного, конечно).


Обувь со встроенной стремянкой. Утверждают, что высота “стремянки” варьировалась от 30 см до 1 метра. Как на них забирались, неизвестно. Наверное, лестница прилагалась.


Вариация на тему нори-гэта. Если у вас прохудилась пара вёдер – не выбрасывайте, пригодится.

Ну, а обычные прогулочно-общецелевые гэта выглядят так (вдруг кто не знает?):


Дощечка либо прямоугольной, либо овальной формы с двумя поперечинами-“каблуками” и лямками, в которые и вставляются ступни.

Интересно, что древние гэта делались на правую и левую ноги отдельно:


Остатки деревянных гэта из захоронения времен Нары (8й век).

Но уже к периоду Хэйан перестали этим баловаться и вырезали одинаковые дощечки на обе ноги с симметричными дырками для лямок.

Новые гэта не различаются на правый и левый тапок, но в процессе носки лямки слегка вытягиваются по форме ног, а “каблуки” стачиваются в зависимости от особенностей походки, и гэта начинают различаться.

Верхняя прямоугольная двухкаблучная модель – наиболее универсальна. Такое носят и девочки, и мальчики всех возрастов. И на работу, и на праздник.

Высота “каблуков” вариьироваться может очень широко. От полного отсутствия (как на тагэта) до полуметра и выше. “Каблуков” также может быть и два, и один, и три.


“Однозубые” гэта, также называемые “тэнгу-гэта” (тэнгу – это такой очень длинноносый герой местной мифологии).


Вариации высоты однозубых гэта. Это, так сказать, среднее, для обычного потребителя.

А вот модели для духовно-развитых:


Обувь буддийских монахов. 60 см, говорят, для особой духоподъёмности.

Кстати, о монахах. Образец обуви, хранящийся в храме Кйомизу-дэра в Киото:

Утверждают, что это принадлежало монаху Бэнкэю, герою времён очень позднего Хэйана. Железные гэта, весом 12 кг каждая тапочка. Желающие ныне могут попробовать примерить и походить.

Тоже для духовно-развитых, но в другой области:


Трёхкаблучная вариация гэта для высокоранговых проституток типа таю и ойран. До 30 см высотой.

Более скромная вариация женских гэта, для молодых знатных девочек и девушек:


Это, конечно, современная модель, но мало отличающаяся от более ранних. Такое обычно носят девочки на праздновании 3-5-7.

Побогаче модель:

Модели примерно такой же высоты, но без рисунка и с бубенчиком, встроенным в носовую часть, носят майко (ученицы гейш) Киото. Такое называется “поккури” (имитация издаваемого при ходьбе звука) или “окобо”.

Вот ещё модель рабочих гэта, хотя и довольно специфическая:


Коробочкой и с оплёткой из рисовой соломы, чтоб не стучало. Это “бутай-гэта”, в которых ходят по сцене головные артисты кукольного театра бунраку. Те, которые носят куклу и исполняют её роль. Всякие вспомогательные артисты, заведующие движениями ног-подолов-хвостов и прочих второстепенных деталей носят на сцене плетёные из рисовой соломы вараджи, чтобы быть заведомо ниже головного артиста.


Примерно так это выглядит изнутри.

Обратите внимание: традиционные японские гэта имеют строго горизонтальную ровную поверхность. Но в начале XX-го века европейские тенденции проникли и в эту область. И гэта начали приобретать плавные изгибы по форме ступни.


Это уже европейское влияние. Хотя тапки по-прежнему “на одну ногу”.

Затейливая вариация столетней давности:


Гибрид, так сказать. И такое было.

В начале 20го же века гэта принимали участие в зимних олимпийских играх. В качестве беговых коньков, да.


Чтобы не терялись в процессе, их ещё и верёвочками подвязывали к ногам.


Тоже коньки. Видимо, особо сбалансированные.

Более практичная и удобная модель гэта на мокрое и холодное время:


С покрышкой на носовую часть и меховой оторочкой.

Это тоже, говорят, появилось под европейским влиянием:


Основа – как у гэта. Но лямок уже нет, одна перемычка через всю ступню. Такие тут очень популярны в онсэнах и в качестве туалетных тапок.

Ну, а в наше время гэта бывают всякие. Традиционные по-прежнему в ходу, за исключением разве что тагэта и нори-гэта. Сейчас для работы в поле и в море есть способы и поудобнее. И коньки с гэта тоже мало кто пользует.

Фотографии современных гэта разных видов и дизайна.


Вот такая художественно-зубчатая красотень.


Подобное тоже с какой-то стороны может считаться гэта. Вполне себе в рамках традиции, только более нарядненькое и со стразиками.


Это – так и вовсе почти традиционное.


Тоже практически никакой экстравагантности.


Модификация туалетных тапок, но с изгибом. Говорят, для здоровья полезно.

Вообще, тема ортопедических гэта чрезвычайно популярна.


Вот таких, например.

Говорят, это растягивает мышцы задней поверхности ног, что способствует их (ног) стройности и здоровью. Профилактика варикоза, опять же.


Вариация на ту же тему.


Модель “кролик”.


Поперёк тоже можно. Из бамбука.


На все пять пальцев тоже, говорят, полезно. Врастопырочку.


Модификация на тему. Модель называется “Кяри”. Явно инспирировано стилем популярной поп-певицы Кяри Памю-Памю.