Определение лицевой и изнаночной стороны. Конспект урока "Лицевая и изнаночная стороны однотонных тканей. Свойства тканей"
Работа с тканью требует аккуратности, от этого зависит конечный результат. Изделие не должно иметь дефектов, поэтому при раскрое важно правильно определить изнаночную сторону.
У большинства тканей она отличается визуально, а вот, например, у шифона или органзы это сделать невозможно, поэтому существуют иные способы распознавания.
На ткацких фабриках изготавливают и двухлицевые полотна, в таком случае швея самостоятельно выбирает, на какой стороне выполнять раскрой.
К ним относятся:
- флис;
- некоторые виды ;
- шёлк-стрейч;
- костюмная шерсть;
- гобелен, вельвет с меховой изнанкой.
Такие материалы можно использовать для пошива различных изделий - пальто, накидок, жакетов, блейзеров, пончо.
Изучаем структуру и рисунок ткани
Отличить изнаночную сторону от лицевой очень просто, если вы покупаете полотно с принтом. Раскладывать выкройку на ней нужно там, где рисунок тусклый. Легко определяется «лицо» у набивных тканей. С наружной стороны изображение яркое, чёткое, насыщенное, а с изнанки оно выглядит блёкло.
Без проблем можно определить лицевую сторону жаккардовых и набивных тканей. В процессе переплетения нитей на станке рельеф образуется сверху. Нижняя сторона более гладкая. На ней вы не увидите типичных для ткани шанель и букле узелков.
Как быть, если работать приходится с однотонным полотном? Изнаночные стороны шёлка, сатина, атласа матовые. Глянец и блеск волокон присутствует только снаружи. Узнать, где изнанка гладкой ткани, просто: на ней поверхность более ворсистая, обнаруживаются ткацкие дефекты (узелки, утолщения нити).
Определение по кромке
На любом полотне с обоих краёв выполняется уплотнительное плетение для предотвращения осыпания. Оно называется кромкой, которую создают путём введения дополнительной нити (иногда она может отличаться по цвету). Видно её только с лицевой стороны ткани. Если вы заметите обозначения в виде букв, цифр или надписи, расположите полотно в удобном положении для чтения, это и будет лицевая часть.
Самый верный признак определения — это проколы, выполняемые ткацким станком по кромке. Иглы вводят с изнаночной стороны, образуются дырочки, следовательно, с лицевой формируются выпуклости, которые ощущаются тактильно.
Этот способ помогает разобраться портнихам, как верно раскроить:
- марлёвку;
- муслин;
- органзу;
- батист;
На кромках некоторых тканей не выполняются проколы. В таком случае внимательно посмотрите: там, где поверхность гладкая, и есть «лицо». С обратной стороны она шероховатая, с узелками и утолщениями.
Чтобы не ошибиться в определении изнаночной стороны, попросите продавца сделать отметку портновским мелком при покупке. Только не затягивайте с раскроем, изображение может через время исчезнуть. Если вы испробовали все методы, но так и не определили, где лицо, а где изнанка ткани, располагайте выкройку на той стороне, которая вам больше нравится, главное, не перепутать их в процессе работы.
Для начинающих портних раскрой ткани бывает достаточно сложной операцией.
Зная, на что надо обратить внимание при раскрое , Вы легко справитесь с этой работой.
При раскрое необходимо обратить внимание на следующие факторы:- определение лицевой стороны ткани
Определение дефектов
Направление ворса (если он есть)
Направление узора,
В т.ч. раскрой из ткани в полоску и клетку
Определение долевой нити
- раскрой по «косой».
Давайте подробнее рассмотрим все вышеперечисленные факторы.
Определение лицевой стороны ткани
Для правильного определения лицевой стороны ткани, нужно определить, к какому виду переплетения относится ткань для раскроя .
У гладкокрашеной ткани полотняного переплетения лицевой стороной является та, которая лучше отделана, выглядит чище и имеет более гладкую поверхность. Для определения лицевой стороны таких тканей положите ее на руку, покрыв ею ладонь. Поднимите руку на уровень глаз и при хорошем освещении рассмотрите поверхность ткани. Переверните ткань на другую сторону и повторите операцию. При внимательном изучении поверхности, вы увидите, как сторона более гладкая, имеет меньше шероховатостей – это и будет лицо. Еще один способ определение лицевой стороны – определение по кромке. На лице она выполнена более аккуратно, чем на изнанке.
Лицевую сторону у набивных тканей определить просто – т.к. печатной рисунок наносится на лицо.
При саржевом переплетении на ткани видно диагональное переплетение (рубчик). Лицевая сторона ткани саржевого переплетения определяется по рубчику – его направление снизу слева и вверх направо.
Обычно, если ткань саржевого переплетения раскроить в противоположном направлении, детали могут иметь разные оттенки.
Для тканей с сатиновым переплетением лицевой стороной является более блестящая и гладкая, сторона.
Определение дефектов ткани
После нужно проверить ткань на наличие дефектов, внимательно просмотреть рисунок и направление ворса.
При обнаружении дефектов, например, узелков, шероховатостей, неровностей, которых быть не должно, их необходимо отметить мелом или нитками по изнаночной стороне. Выкройки основных деталей располагать с учетом найденных дефектов. На этих участках можно расположить подборта, подворотники и другие детали, на которых дефекты не будут заметны.
Важно: производите только после того, как ткань остынет и окончательно просохнет
Рис.1 Определение направления ворса
К тканям с ворсом относятся: вельвет, бархат, махровые ткани, велюр, драп и некоторые виды шерстяных тканей, а также искусственный мех. Определить направление ворcа несложно – для этого проведите рукой по поверхности ворсованной ткани параллельно кромке. Если ворсинки под вашей ладонью приподнимутся, значит, ваше движение идет против направления ворса (рис.1, а если будут лежать ровно, то Вы провели рукой по направлению ворса.
Важно: На ворсованных тканях, а также на тканях, которые дают разные оттенки в противоположных направлениях, детали изделия нужно выкраивать так, чтобы ворс или оттенок располагался в одном направлении. Для этого все детали выкройки изделия располагаются на ткани так, чтобы верхние края деталей были направлены в одну сторону.
Рис.2 Расположение деталей выкройки: а) в разные стороны б) в одну сторону
Для бархата и вельвета направление ворса должно быть снизу вверх, а для панбархата, замши, фланели и байки - сверху вниз.
Если ткань без ворса, не дает оттенка в разных направлениях, или рисунок которых не зависит от направления, то детали изделия раскладывают в любом направлении для получения оптимальной раскладки (рис. 2,а).
Направление узора
На многих тканях узор имеет направление. Например, как на рис. 3, где – все цветки со стеблями имеют одно направление. На подобных тканях (рисунок расположен в одну сторону), обязательно все детали бумажной выкройки нужно располагать в оду сторону (рис. 2, б).
Если рисунок очень крупный, его нужно расположить так, чтобы на правой и левой стороне изделия рисунок смотрелся симметрично. При этом очень желательно сохранить целый рисунок на видных местах. На рис. 4 показано правильное и неправильное расположение крупного рисунка на изделии.
Также при очень крупном или редком рисунке детали выкройки должны располагаться так, чтобы середина детали совпадала с центральной линией рисунка. На (рис. 5,а) стрелки показывают центр рисунка.
Это же относится и к тканям с крупным горохом (рис. 5,б).
Приобретая ткань для пошива какого-либо изделия, прежде чем приступить к раскройке, очень важно точно определить изнаночную и лицевую сторону полотна. Однако не всегда это получается достаточно просто. Полотно может выглядеть совершенно одинаково со всех сторон, а заметить недостатки в его внешнем виде и понять, что вы начали шить с изнанки, можно уже только когда изделие будет готово.
Как определить «лицо» ткани?
На текстильных фабриках существует тенденция выпускать двусторонние ткани, которые абсолютно ничем не отличаются с обеих сторон. Их принято называть двухлицевыми. Это достаточно удобно, ведь тогда надобность определять изнанку перед пошивом изделия отпадает. Но это скорее исключение, чем правило. Если выбранный вами материал не относится к такому типу, то нужно запомнить семь простых базовых правил, которые подскажут вам, где находится изнаночная сторона ткани:
- Присмотреться к ткани и примерно вычислить для себя ее лицевую часть можно еще во время покупки. Внимательно рассмотрите рулон и то, как скатано выбранное вами полотно. Большинство тканей, к примеру, шелковые и шерстяные, закатывают лицевой стороной вовнутрь, чтобы уберечь «лицо» от повреждений, выцветаний, появления ненужных дефектов. Полотна из хлопка, наоборот, скатывают изнанкой вовнутрь.
- Купив ткань с нанесенным рисунком, вопрос об определении изнанки отпадет практически сразу. Разложив ее таким образом, чтобы были видны изнанка и лицо, вы заметите, что принт на таком полотне будет гораздо ярче и четче со стороны лица. Если вы все еще не уверены, то потрогайте ткань на ощупь. На лицевой стороне она будет гладкой, с ровным ворсом и легким отблеском. На изнаночной - слегка ворсистой и тускловатой.
- По такому же принципу можно определить некоторые ткани, на которые узоры и рисунки наносятся путем прокалывания полотна с изнанки на лицо: с лицевой стороны, проведя по выбитому рисунку, вы можете почувствовать легкие неровности, выпуклости.
- В смесовых тканях изнаночная сторона выглядит менее опрятной и при детальном рассмотрении можно заметить, что на ней гораздо больше шероховатостей, едва заметных узелков, неровных переплетений, утолщенных нитей и прочих ткацких дефектов. На лицевой стороне материал лоснится глянцем, блеском, видны исключительно дорогие нити и аккуратное переплетение.
- В сатиновых и атласных тканях за счет особенного переплетения с лицевой стороны они характерно блестящие, гладкие, очень мягкие и приятные на ощупь. С изнаночной стороны изделие немного шероховатое, с проступающей ворсистостью, матовое, а цвет полотна даже без нанесенного на него рисунка намного более тусклый.
- По кромке ткани и по проколам на ней также можно с легкостью определить лицевую сторону материала. При производстве ее прокалывают булавками с изнанки наружу, при этом на готовом полотне остаются характерные отметины. Так что лицо можно определить по дырочкам, которые будут выпуклыми с одной стороны, а с изнанки - вогнутыми. На кромке можно увидеть цветные нити, которые отсутствуют с изнанки.
- Также важно присмотреться к наличию вышивки на кромке. В таких местах производитель наносит название фирмы, ткани или же список материалов, которые входят в состав полотна. Такая вышивка видна исключительно с лицевой стороны полотна.
Определить изнаночную сторону не трудно, нужно просто присмотреться к деталям. В некоторых случаях, если вы имеете дело с однотонными тканями без принтов, это играет не такую уж и большую роль. За лицевую сторону можно взять ту, которая вам кажется наиболее качественной. В дальнейшем важно не путаться только при изготовлении деталей изделия.
«Barbatextile» - правильный выбор для покупки тканей!
Если вы решили подобрать ткань для того, чтобы сшить что-то своими руками, то наш интернет-магазин «Barbatextile» - прекрасный выбор. В нашем магазине вы сможете найти полный каталог различных натуральных, синтетических, смесовых тканей по выгодным ценам, как в розницу, так и оптом. Заказывайте у нас, и вы всегда будете уверены в качестве покупаемого продукта!
Даже мастера с многолетним опытом работы могут ошибиться, определяя лицо и изнанку плащевки, подкладки или , покупая ткани для пошива одежды оптом. А это влечет за собой как минимум - перерасход ткани, и как максимум - испорченную линию готовых изделий. Чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, достаточно знать простые правила распознания лицевой и изнаночной сторон от интернет-магазина Bosfor Textile при пошиве качественной верхней одежды и прочих изделий.
Правила, как определить лицевую сторону ткани быстро и точно?
- Фабричная упаковка . Если Вы покупаете ткани оптом, рулонами, прямо из фабрики, определить лицо будет просто. Техническими стандартами отечественных предприятий предусмотрена смотка шерстяных тканей так, чтобы лицевая сторона была расположена внутри рулона. Подкладки и шелковые ткани сматывают в рулон наверх лицом.
- Хорошее освещение . Дневной свет не дает возможности обнаружить производственные дефекты ткани, явственно различить оттенки окраски и принтов, увидеть отличие в структуре ткани, в переплетении нитей. Используйте дополнительный источник света. Для удобства поместите материал на уровне Ваших глаз, расположив лицевую рядом с изнаночной стороной.
- «Недостатки» - прячем внутрь . Для лица материала характерна более качественная, чистая по выработке, внешняя отделка. Изнанка же может скрывать все возможные дефекты.
- Рисунок . Насыщенным и гладким узором, сочным оттенком цвета выделяется лицевая часть материала. У тканей с гладкой поверхностью (особенно это важно, когда Вы ищете ) внешняя сторона блестит, а внутренняя - матовая.
- Кромка . Сложнее всего угадать, как определить лицевую сторону у ткани гладкокрашенной. Но, это тоже возможно, если внимательно обследовать проколы рядом с кромкой. Выпуклость дырочек, а также хорошо просматриваемые нити указывают на развернутость материала к Вам лицом.
- Плетение . Узнать плетение полотна (плащевой или пальтовой ткани) можно с помощью тщательного осмотра. Расположив на свет отчетливо видно, что лицевая часть ткани более гладкая, меньше покрыта ворсом, а изнанка - шероховата. Кроме того, у тканей, полученных саржевым переплетением (к примеру, подкладка) с лица просматривается рельефная диагональ, расположенная справа сверху вниз налево. С внутренней стороны - наоборот.
- Ворсовое покрытие . На тканях с ворсом (например, пальтовая «Богема») лицевую поверхность находят по его высоте. Внешняя сторона отличается более высоким и ровным по высоте ворсом, изнанке присущи тонкие ворсинки, можно встретить с производственными изъянами.
Как определить изнанку ткани?
Если при проверке всеми способами, не получилось найти, где лицо, а где изнанка, можно применить парочку экспресс-методов:
- часто в смесовых тканевых полотнах на лицо используют более дорогую и натуральную нить. В полушерстяных тканях с лица заметна шерстяная пряжа и т.д.;
- изнанку плащевки с пропиткой просто определить с помощью капли воды. С изнанки вода расплывется, впитается в ткань, с лица - легко стекает, не оставляя следов на материале.
Помните, у определенных тканей лицо и изнаночная сторона одинаковые цветом либо структурой. Их принято называть двухлицевыми. Такие материалы имеют рабочую поверхность с двух сторон. Например, подкладочная ткань Кантионик, Вискоза двухсторонняя и Сетка спортивная из каталога нашего интернет-магазина.
Также следует отметить, что существуют плащевки, которые не вызывают вопросов с определением сторон, благодаря специальному покрытию, как плащевка Мемори масло или на Молоке.
Если разобраться с лицом и изнанкой у Вас так и не вышло, рекомендуем кроить все детали изделия на одной стороне ткани. До начала работы пометьте мелом лицо, например, при использовании межлекальных выпадов. С такими пометками детали будет гораздо проще стачивать, делать подборты, клапаны, планки и карманы.
И последний, но немаловажный совет в тему: покупая ткани для пошива одежды оптом в интернет магазине Босфор Текстиль, Вы можете получить профессиональную консультацию не только в вопросе установления лица и изнанки ткани, но и в подборе фурнитуры, ниток, подкладки для Ваших изделий!
Если вы хотите научиться ИЗГОТАВЛИВАТЬ СВАДЕБНЫЕ И ВЕЧЕРНИЕ НАРЯДЫ наш видео курс "КРОЙ, ПОШИВ И ДЕКОРИРОВАНИЕ НАРЯДОВ ДЛЯ ТОРЖЕСТВ" для вас! Начало обучения - 3 ФЕВРАЛЯ 2019 года В ходе этого курса вы узнаете: как строить выкройки корсетов, юбок, кокеток, как моделировать корсеты с различными линиями верха и различными линиями низа,как менять корсет в размере как сделать короткий и длинный корсет, с большим или меньшим количеством швов, как подгонять корсет на разную грудь как менять наклон рельефов и строить кокетку как моделировать различные вырезы по переду и спинке как кроить и шить прозрачные и не прозрачные корсеты, как изготовить комплект лекал Вы изучите следующие технологии по изготовлению корсетов: Первая-корсеты на подкладке, Вторая-пошив корсетов на подкладке плюс прокладка, Третья технология-пошив прозрачных корсетов и использование этой же технологии для непрозрачных облегчённых корсетов. ВСЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ИЗЛОЖЕНЫ В ВИДЕ ПОДРОБНЫХ МАСТЕР КЛАССОВ Так же вы ознакомитесь Ещё с тремя технологиями изготовления корсетов В курс входит Мастер класс по укорачиванию готового корсета/переделка и её нюансы Видео уроки по свадебным тканям, по декорированию нарядов так же являются частью этого курса. ВЕСЬ КУРС СОСТОИТ ИЗ УЖЕ ОТСНЯТЫХ ВИДЕО УРОКОВ, КОТОРЫЕ ОСТАЮТСЯ С ВАМИ НАВСЕГДА и при необходимости вы их можете многократно пересматривать. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ КУРСА: 1.Снятие мерок и Построение чертежей выкроек: ~ПОСТРОЕНИЕ чертежей деталей корсетов ~Моделирование корсета с горизонтальной линией верха ~Моделирование корсета с сердцевидным верхом ~Моделирование корсета с V-образным вырезом ~ Моделирование корсета с вырезом "Лодочка" ~Корсеты с различным количеством рельефов ~КОРОТКИЕ и ДЛИННЫЕ КОРСЕТЫ ~Построение корсета с прозрачной КОКЕТКОЙ ~Вырезы сердечко по спинке в кокетке ~Вырез треугольник по спинке ~ Кареобразный вырез в кокетке (по переду) ~ Изменение размера в корсетах ~Изменение наклона рельефов ~Изготовление комплекта лекал ~Моделирование асимметричных линий в корсетах 2.Материаловедение - вы узнаете какие материалы используются и как они ведут себя при работе с ними и при дальнейшей эксплуатации готовых изделиий из них. Познакомитесь с материалами плотными и прозрачными, нестрейчевыми и стрейчевыми, для верха и для подкладки, для корсетов и для юбок. Ознакомитесь с различными видами кружев и кружевных полотен, с различными сетками, с разными видами тафты, с плотными и с тонкими атласами, с шифонами, с фатинами, с органзой, манка с напылением. Из личного опыта преподаватель раскрывает где закупать материалы по наиболее низким ценам в Украине. 3.Свадебные и вечерние КОРСЕТЫ-от мерок и раскроя до финиша и декора. Все этапы в виде подробных мастер классов: ~Подготовка ткани к раскрою.Размещение деталей на ткани и раскрой. ~Работа с клеевыми материалами. ~Прокладывание швов. ~Утюжка швов ~Изготовление петель и их втачивание ~Подгонка по линии верха и по линии низа ~Изготовление вкдадыша-язычка по спинке ~Вкладыш-язычок с молнией и без неё ~Натяжка костей. ~Пришивание чашек. ~ПРОЗРАЧНЫЕ корсеты из сетки и из органзы. ~Раскрой сетки, органзы, кружевного полотна, подготовка к пошиву, пошив, утюжка. ~Изготовление чехла для чашек и пришивание чехла с чашками к корсету. ~Изготовление и вшивание петель. ~Обработка линии верха и линии низа корсета. ~Объяснение ещё трёх разновидностей технологий изготовления корсета на подкладке 4.НОВИНКА! Соединение корсета с юбкой. 5.НОВИНКА! МК по укорачиванию корсета/нюансы переделки 6.СВАДЕБНЫЕ ЮБКИ СО ШЛЕЙФАМИ И БЕЗ. ~Юбки многослойные декорированнные драпировками (драпировки в виде РОЗ, лучевые драпировки. , Юбки "Пенки") ~Юбки декорированные оборками (одно и двуслойные оборки присборенные и со складками) ~Юбки с накладными элементами ("Хризантемы"(две схемы формирования)) ~Юбки А-силуэта ~Силуэт "Русалка" ~Пышные юбки ~Прямые юбки ~Трапеции различного диаметра ~Прямые юбки со шлейфами ~Шлейф в юбках годе, в полусолнце ~Сборка шлейфов в турнюр/в подстёжку 7. Декорирования нарядов для торжеств. ~Изготовление бантов и цветов из ткани. ~Вышивка кружев и ткани бисером, стеклярусом, кристаллами, пайетками. ~Вышивка бисером по ткани в виде веток, цветов, листьев. ~Вышивка в виде цветов (комбинации бисера и пайеток) ~Изготовление подвесок. ~Декор перьями. Срок обучения - два месяца НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ - 3 ФЕВРАЛЯ 2019 года Стоимость курса - 250 ЕВРО (или 290 $)