Обувь!!! Кто придумал каблук? Кто придумал шпильку? Как появился каблук? Кто ввел в моду высокие каблуки

Если кто-то думает, что каблуки были придуманы для того, чтобы усложнить жизнь женщине, это совсем не так. У каблуков долгая и довольно странная история, которая уходит своими корнями в древность.

И в этой истории есть всё: и религиозные обряды, и дамы лёгкого поведения, и монарх-декадент, и отчаянные модницы. И кстати, первые высокие каблуки предназначались совсем не для дам, первыми модниками были мужчины. Но обо всё по порядку...


Каждая женщина знакома с тем, что когда проходишь весь день на каблуках (а ведь это считается обязательным для приемов, деловых встреч и просто «выхода в свет»), то вечером пальцы ног сводит судорогой. Но почему же люди подвергают себя таким пыткам. Обычно ответ связан с тем, что это ассоциируется с сочетанием власти, статуса, красоты и гендерной принадлежности. Каблуки никогда не носили потому, что кто-то хотел чувствовать себя более комфортно. Их носили (и продолжают носить), чтобы выглядеть более высоким, более элегантным, более сексуальным, возвышаться над соперниками, быть самым выдающимся человеком на сцене и доминировать над всеми в целом.

Древние времена: каблуки для актеров

Идея туфель на высоком каблуке или платформе на самом деле очень древняя. Один из первых подобных предметов обуви в истории появился (по крайней мере, о нем есть свидетельства) у актеров в Древней Греции. Он был известен как «котурны». Это были плоские сандалии на деревянной или пробковой подошве толщиной до 10 сантиметров. Однако их не обязательно носили на сцене, котурны на самом деле были символом социального класса различных персонажей в греческой драме и комедии. Чем был выше каблук, тем более «значимым» считался персонаж.

Есть также свидетельства того, что древние египтяне использовали каблуки, хотя и далеко не каждый день. Как и греки, они использовали обувь на высокой платформе для определенной цели. Фрески, датируемые примерно 3500 годом до нашей эры, показывают, что подобную обувь носили на религиозных церемониях. Однако сегодня уже никто не знает, почему это делали.

Средневековая Персия: тренд приживается

Одна из самых убедительных теорий о том, как обувь на высоких каблуках «захватила» мир, принадлежит эксперту по обуви и академику Елизавете Семмельхак, куратору Музея обуви Батя в Канаде. Она считает, что первоисточником модного тренда стала персидская обувь для верховой езды.

В персидском искусстве неоднократно можно увидеть, что многие аристократы средневековой персидской империи носили туфли на каблуках для верховой езды, чтобы лучше «цепляться» за стремена. По словам Семмельхак, европейские королевские семьи обратили на это внимание, когда персидский монарх, Шах Аббас, приехал с визитом в Европу в 1500-е годы. Так дипломатия поспособствовала распространению моды, когда европейцы увидели красивые каблуки, которые носили шах и его окружение, и решили перенять модную новинку.

1400-е годы: каблуки для женщин

Идея о том, что каблук фактически является чем-то, ассоциирующимся с женщинами, «вызревала» в течение очень длительного времени. По сути, одним из первых мест, где такая идея была принята массово, стала Венеция в 1400-х годах. Но это были не каблуки, которые бы кто-то захотел носить сегодня. Чопины, как их называли, были ошеломляюще высокими, слегка наклонными туфлями с сужающейся к низу платформой высотой до... 60 см. Они изначально были предназначены для того, чтобы дамы не пачкали свои наряды грязью, которая обильно устилала улицы. В итоге они превратились в декоративные «аксессуары».

Что интересно, чопины на самом деле были не европейским изобретением. В Японии они существовали до этого на протяжении веков под разными названиями, но по сути были предназначены для того же самого: предотвратить пачкание дорогого кимоно о грязную землю. Ученицы гейши, известные как майко, носили обувь под названием «окобо», подошвы которой были сделаны из массивных деревянных блоков и прилично «приподнимали» владелицу над землей. Подошва в данном случае могла быть до 18см высотой.

Чопины в конечном итоге были объявлены вне закона во Франции по разным причинам. Одна из причин заключалась в том, что их чаще всего носили проститутки, которые использовали необычную обувь для привлечения внимания. Другой причиной было то, что чопины обвиняли в целых кучах проблем, от дорожно-транспортных происшествий до частых падений (вероятно) и выкидышей (немного менее вероятно). Их также повсеместно осмеивали все, кому не лень, включая Шекспира.

Ренессанс: переходной период

Идея низкой подошвы и высокой пятки в обуви для женщин, похоже, появилась на довольно эффектном общественном мероприятии: королевской свадьбе. Когда Катерина Медичи вышла замуж за герцога Орлеанского в 1533 году, 14-летняя невеста надела обувь на высоких каблуках, чтобы выглядеть немного выше, «как взрослая». Это были не чопины, а нечто более или менее похожее на современные туфли на каблуках. Так высокие каблуки ворвались в женскую моду.

В это время также общим трендом была «андрогинная» мода. В 1630-х годах европейские женщины одевались как мужчины, курили трубки и, как правило, вели себя как молодые парни. А мужские каблуки как нельзя лучше вписались в эту женскую моду.

Период барокко: каблуки мужчин-аристократов

Персидские туфли, которые европейские королевские придворные увидели благодаря шаху Аббасу, определенно предназначались только для мужчин. И неудивительно, что именно короли и придворные переняли эту моду.

Настоящей иконой моды и «покровителем» каблуков был французский король Людовик XIV, иначе известный как «король-солнце». Людовик XIV любил все ослепительное и именно он сделал декадентский дворец Версаль своей резиденцией. Обувь на высоком каблуке (около 4 см) приглянулась королю, поскольку его рост составлял 162 см. Людовик XIV даже разработал «торговую марку» каблуков красного цвета и приказал всем мужчинам-членам своего двора красить каблуки в один цвет.

Викторианская эра: только для дам (и «клубнички»)

Популярность высоких каблуков сильно упала после Французской революции, когда люди не хотели иметь ничего общего с аристократами (и быть хоть в чем-то похожими на них). В Новом Свете пуритане в Массачусетсе запретили высокие каблуки, считая, что они заставляют выглядеть слишком соблазнительно, а также являются инструментами для колдовства.

На самом деле викторианцы действительно заново открыли каблук. Основное внимание уделялось подъему; изогнутый подъем должен был показать женственность и утонченность женщины, а крошечные каблуки были вершиной изощренности. Также в это время появилась эротическая фотография, а каблуки сыграли сильную роль в первые годы ее существования. На некоторых из первых обнаженных фотографий женщин были в туфлях на высоких каблуках, и это была особенность большинства «французских открыток» (так в то время назывались сексуальные фотографии дам).

Постепенно женские каблуки начали приобретать все большее эротическое значение. В своей книге «Мода и фетишизм» Дэвид Кунзл отмечает, что некоторые французские авторы в XVIII веке начали говорить о «изящно изогнутой и пятке» как о сексуальных атрибутах. Именно в этот момент мужчины перестали носить каблуки, и они стали сугубо женской обувью.

Вторая мировая война: первая «шпилька»

Именно благодаря эротическим снимкам высокий каблук стал популярным, фетишизированным объектом. В частности, это случилось во время Второй мировой войны, когда мужчины по всей Европе носили с собой фотографии девушек на каблуках.

В 1954 году первый каблук-«шпилька» был изобретен Роджером Вивье для коллекции модной одежды Christian Dior. Благодаря Голливуду он сразу стал восприниматься как секс-символ.

Современный каблук

Каблук пережил новый всплеск моды в 2015 году, когда на Каннском кинофестиваль женщин на красной дорожке обязали носить обувь только на высоком каблуке. И дизайнеры продолжают неустанно изобретать все новые модели обуви на высоком каблуке.

Многие мужчины с замиранием сердца провожают ее восхищенными взглядами. У женщины, носящей каблуки, изменяется походка: она как бы вся внутренне подтягивается, плюс ко всему, из-за перемещения центра тяжести тела, ей приходится идти очень мелкими шажками, что придает ее походке грациозность и таинственность. Ну и, конечно, женщина на каблуках выглядит выше, а, значит, изящнее.

Между тем, ученые еще не совсем выяснили, откуда ведет свое происхождение мода на каблуки .

Известно только, что первое упоминание об обуви на «подставке» – прообразе современной платформы – мы находим в Древней Греции, где она использовалась актерами театра для зрительного увеличения их роста. Использование платформы затем было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы. Уменьшение размеров стопы лишало женщин быстрого уверенного шага, и, таким образом, женщина не могла далеко уйти без поддержки, что сдерживало, как считали тогда, падение нравов. Платформа, благодаря отсутствию пластичности и созданию больших неудобств при ходьбе, успешно взяла на себя выполнение этих функций.

Следующий период времени, когда мы видим заимствование практики ношения обуви на каблуке, относится к 15-16 векам. Для этого века – века Ренессанса – вообще было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью (отсюда и стремящаяся вверх форма готической архитектуры того времени). Это стремление хорошо проявило себя и в моде на обувь. Так, большое распространение получили туфли – chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была умопомрачительной – от 14 до 60 см. Остается только удивляться, как благородные дамы могли сохранять равновесие на таких ходулях. Хотя, конечно, такая мода играла на руку их спутникам, у которых был шанс в буквальном смысле ни на шаг не отпускать от себя подругу. Такая приверженность к «самовозвышению» дала повод путешественнику Джону Эвелину охарактеризовать женщин той поры в своем дневнике как дам «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Хотя, ради справедливости стоит заметить, что такая экстравагантная мода коснулась не только женщин; мужчины тоже охотно приобретали для себя такие сандалии (хотя, высота их платформ была значительно меньше). Весь мир воспринял эту моду как некое подобие циркового представления, однако уже в конце 16 – начале 17 века женщины Испании, Франции и Швеции гордо вышагивали в точно таких же сандалиях.

В 17-ом веке, в эпоху барокко, из таких сандалий родился образ современного каблука . Однако на первых порах это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Стремление к обилию декорационных материалов в одежде привело к истончению подошвы и к усилению акцента на декоративной функции каблука , который тогда и приобрел привычную для нас форму.

Конечно, говоря , нельзя не упомянуть о таком совсем недавнем изобретении, которое, тем не менее, произвело переворот в представлении об эстетических свойствах обуви, – об изобретении каблука-шпильки. Произошло это в 50-х годах во Франции, в то время, когда множество модельеров работало в направлении создания моделей, подчеркивающих молодость и красоту женщин. И здесь опять-таки имя изобретателя осталось под покровом мрака истории: так, сразу несколько известных модельеров Франции спорят о первенстве создания данной модели обуви. Туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. И очень скоро практически все звезды щеголяли в них, подавая пример остальным женщинам планеты.

Сейчас, также как и много лет назад, женщины носят каблуки , чтобы выделиться из толпы, подчеркнуть свою хрупкость и изящество. История моды на еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

По другой версии появились еще у восточных всадников аж в XII веке. Но тем не менее их было трудно назвать каблуками. Это было что- вроде нашлёпок, которые были предназначены для самых практичных целей: мужчины приколачивали эти нашлепки к туфлям для того, чтобы нога крепко держалась в стремени при скачке на лошади. Каблук в современном виде придумал еще величайший изобретатель и художник Леонардо да Винчи , но, к сожалению, его изобретение вошло в моду только в XVII веке. Женщины и девушки всегда стремились стать выше и стройнее настолько, что носили длиной до пятнадцати сантиметров. В такой длинной обуви они могли двигаться и ходить только при помощи двух своих слуг – они становились по обе стороны от дамы, чтобы она не упала. Если оринтироваться на эту версию истории каблуков, то получается, что первые каблуки придумал Леонардо да Винчи .

А вообще, в основном считается, что , увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную , кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца).

Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком.

На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук , состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор , а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.

Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка».

Долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.

Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии.
В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля.

История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.

В ХХ веке изобрели каблук-шпильку . Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Каблук в истории через призму эпох развития человечества

Древний мир

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история обязана и изобретением каблука, без которого невозможно представить современную . Правда, носили их не фараоны и жрецы, а простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

Знатные римляне сначала надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а проститутки носили сандалии - чтобы показать красоту своих ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Барокко

Как ни странно, законодателем моды эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

Были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца XVII века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в этот раз самые были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.

Эпоха революций

Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

XX век

Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. После Второй мировой войны химики открыли капрон и полиэтилен. Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

Высокие каблуки не вредят здоровью?

Как утверждают ученые, курящие женщины легко набирают в весе, а те, кто занимается тяжёлой физической работой, страдают заболеванием коленных суставов в будущем.

Те, кто следит за модой, носит остроносую обувь, ходит на шпильках, могут успокоиться – не приводят к коленно-суставным болезням, и даже предотвращают их.

Огромное количество женщин страдает от заболевания артритом коленного сустава. По мнению ученых, на этом пытаются спекулировать врачи, утверждая, что каблуки провоцируют подобное состояние. В то время как на самом деле большинство женщин больны по причине изнуряющей физической работы, которую они делают на коленях.

Первые аналоги каблуков, согласно мнению ученых, появились примерно в XII веке. Этот элемент обуви в то время представлял собой небольшие твердые нашлепки, которые полагалось приколачивать к туфлям.

В то время каблуки носили в основном мужчины: дело в том, что благодаря такой детали всадникам было гораздо легче держать ноги в стремени даже во время быстрой скачки.

Несколько спустя обувь на каблуках «перекочевала» гардероб. Есть несколько теорий о том, кто именно их создал. Популярно мнение, что на каблуках изобрели в XVII веке из испанского города Кордова, притом назвать мастеров, увы, теперь не может никто. Согласно другой версии, их создала мадам Помпадур, всемирно известная фаворитка французского короля Людовика XVI. Дело в том, что эта дама не отличалась высоким ростом и, стремясь хотя бы визуально исправить этот недостаток, носила высокую обувь со специальными подпорками-каблуками. Ее идея показалась столь интересной многим придворным дамам, что вскоре туфли на каблуках носили очень многие знатные женщины.

Кто придумал каблук-шпильку

Известно, что до 1950-х гг. каблуков-шпилек еще не существовало. Тем не менее, хотя с той поры прошло сравнительно немного времени, уже никто не может точно назвать имя изобретателя такой популярной детали женской обуви. Авторство в данном случае приписывают сразу нескольким людям, среди которых Роджер Вивье, Сальваторе Феррагамо, Шарль Журдан, Раймоне Массаро.

Каждый из мастеров так или иначе повлиял на дизайн современных шпилек. Хотя и нельзя сказать, кто из них придумал тонкие высокие каблуки, можно смело утверждать, что все они способствовали улучшению этой детали обуви.

Создателем первых высоких каблуков с металлическим стержнем считается Сальваторе Феррагамо. Этот итальянский дизайнер перепробовал множество вариантов конструкции обуви и в итоге предложил модницам роскошные туфли с металлическим стержнем-стилетом. Однако есть теория, согласно которой первым такое изделие изобрел Роджер Вивье, один из сотрудников модного дома Кристиана Диора, предложивший в свое время большую коллекцию туфель на каблуках. В пользу этой теории говорит и тот факт, что Роджер Вивье изобрел для королевы Елизаветы уникальные босоножки на каблуках, украшенных рубинами. Наконец, некоторые исследователи уверяют, что изобрел каблуки-шпильки Раймоне Массаро, когда делал эксклюзивные туфли для Марлен Дитрих.

На подиумах известных модных домов время от времени появляются модели в сапогах-чулках. Они то исчезают из поля зрения фэшн-индустрии, то возникают вновь. А представительницы элегантного возраста хорошо помнят, как несколько десятилетий назад эти сапожки покоряли нашу страну.

Мечта звезд и домохозяек СССР

В середине 1970-х модницы СССР, независимо от возраста и социального положения, грезили новомодным обувным брендом. Сапоги-чулки, «просочившиеся» к нам из ширпотреба стран дружественного соцлагеря, очень быстро приобрели бешеную популярность. Это были высокие сапожки из мягкого материала («мятой» тонкой лакированной кожи), плотно облегавшие голень.

Далеко не на каждой красотке они смотрелись логично. Девушки и зрелые дамы, обладавшие слишком худыми, равно как и чересчур полными ножками, явно рисковали, приобретая такую обновку. Но мода и перманентный дефицит товаров в стране делали свое: покупка сапог-чулок считалась большой удачей. Со временем полстраны щеголяли в обуви этой модели, особо не заботясь о том, что сделаны сапожки, как правило, были «под копирку». Лишь отдельным счастливицам удавалось приобрести пару не преобладавшего черного, а иного цвета, да еще и с украшающими элементами: пряжками, бантами и пр.

Были разновидности на патенте, со шнуровкой, но чаще это приобретение приходилось натягивать подобно гетрам или чулкам. Нижняя часть изготавливалась из гладкой кожи, каблук, как правило, был невысоким, плоским.

Откуда «ноги растут»

Сапоги-чулки по сути являлись лишь одной из разновидностей модельного ряда, в обиходе называемого на Западе Go-goboots. Имя восходит не к go (ходить), как может поначалу показаться, а к французскому gogo (в избытке, в изобилии). Так назывался стиль одежды ресторанных танцовщиц. В увеселительных заведениях на западе в середине прошлого века танцовщицы часто развлекали посетителей, облачившись в коротенькие юбочки или шортики и длинные сапоги.

Справедливости ради надо заметить, что сапоги-чулки не были изобретением 50-60-х годов, просто тогда они прочно и надолго вошли в повседневный обиход. Гораздо раньше подобные модели были частью костюма для верховой езды или некоторых спортивных занятий.

А еще в начале прошлого века в Европе узнали о так называемых «русских сапогах» удлиненной формы, их завез из России модельер Поль Пуаре в предвоенном 1913-м. В 20-30-е годы невольными пропагандистками этой моды стали русские эмигрантки из высших слоев общества. Позже распространение подобных сапог сошло на нет, чтобы «восстать из пепла» в 60-е. В пристрастии к сапогам-чулкам были замечены многие известные модельеры, включая Пьера Кардена и Ив Сен Лорана. Изготавливались они из замши, кожи, плотных тканей.

Если идти в исторических изысканиях глубже, можно увидеть прообразы сапог-чулок на светских дамах Древней Греции, да и на Руси были в ходу сафьяновые «прародительницы» более поздних образцов.

Видео по теме

На обувной полке современной леди всегда есть место для пары изящных туфель на высоких тонких каблуках. Неизменный атрибут женственности, шпилька, кажется, должна быть ровесницей моды, но на самом деле это далеко не так.

В веках на каблуках

Версий об изобретении каблука масса. Так, одна из них утверждает, что эта модная деталь появилась в Средневековье благодаря Людовику XIV, другая говорит о большом вкладе в создании новшества великого ученого Леонардо да Винчи. Но все же более правдоподобным выглядит следующий сценарий.

В начале второго тысячелетия нашей эры азиатские наездники стали прибивать к подошве своей обуви особые подковы, которые фиксировали ногу в стремени во время бега . Это приспособление считается первым прообразом современного каблука.

Дальнейшее развитие этой детали обуви произошло в средневековой Европе, когда высокий каблук стал служить не только всадникам, но и низкорослым кавалерам. В любом случае, это была исключительно мужская привилегия. Первой женщиной, осмелившейся надеть такую обувь, принято считать Екатерину Медичи, имеющую славу не только безжалостного политика, но и законодательницы придворного стиля. Однако, некоторые историки утверждают, что высокий каблук обрел популярность в Испании, и только через столетие после правления этой королевы.

Легенды современной моды

Не меньше споров вызывает и вопрос об авторстве современной шпильки. В начале пятидесятых годов прошлого века идея создания тонкого высокого каблука нашла воплощение в коллекциях Сальваторе Феррагамо, Роже Вивье и Шарля Журдана. На роль создателя туфель на шпильке претендует и Раймон Массаро.

Однако особую благодарность модниц заслуживают, наверное, лишь двое из них. Усилить высокий каблук длинным металлическим стержнем решил в 1950 году Феррагамо. Эта мысль стала основополагающей в технологии дальнейшего производства обуви на шпильке.

А уже через три года французский дизайнер Роже Вивье, учитель известного Кристиана Лубутена, создал уникальную пару обуви для Елизаветы Второй, которую она надела в день своего восхождения на английский престол. Тонкий, хоть и не слишком высокий каблук этих босоножек был инкрустирован рубинами.

Это роскошное новшество произвело настоящий фурор. В очередь за туфлями к Вивье выстроились самые именитые красавицы того времени, среди которых были голливудская актриса Одри Хепберн, оперная дива Мария Каллас и первая леди США Жаклин Кеннеди.

Впоследствии производство обуви на шпильке было поставлено на поток, ведь каждая женщина хотела почувствовать себя настоящей королевой – если не Великобритании, то хотя бы мужских сердец.

Видео по теме

Кто придумал каблуки?

Что такое каблук знают все. И женщины, и мужчины. Вот только современным мужчинам не дано понять каково это: обувать и ходить весь день, чтобы вечером, наконец, расслабиться и с облегчением обуться в домашние тапочки. Это сейчас высокий каблук помогает женщине привлекать внимание не только красотой стройных ножек, но и мягкой, соблазняющей походкой, которую дают такие туфельки. А раньше…

По одной из версий каблуки были прерогативой мужчин!

Туфли на каблуке и мужчины

История появления каблука, по одной из версий, ведёт в Персию. Тамошние воины славились умением крепко держаться в седле и стрелять на ходу из лука. А почему? Потому что, благодаря каблуку, можно было занять удобную и прочную позицию, не боясь упасть с лошади.

Персидские дипломаты, приехав в Западную Европу в 1599 году, поразили аристократов своим изобретением, и мода на высокий каблук охватила высшие классы. С того момента считалось диким выйти «в свет» на плоской подошве.

Маленький ростом (1,63 м) король Франции Людовик XIV носил обувь исключительно на каблуке и обязательно красного цвета. При этом он издал приказ, что высокий каблук может и должен быть у всех, но ни в коем случае не красных оттенков. Вот так все дворяне мужского пола обулись в туфли на каблуке.

Туфли на каблуке для женщин

Чуть позже уже и женщины начали заимствовать моду у мужчин и открыли для себя туфли на каблуках. Сначала это был своего рода вызов, намёк на равенство полов, подъём женщины в обществе мужчин. И только потом, спустя время, женщины открыли для себя все преимущества, которые даёт высокий каблук.

Освоив не очень удобную поначалу обувь, женщины сразу превратили практику в эстетику. Они заметили, что благодаря каблуку спина становится ровной, осанка величественной, поступь гордой и соблазнительной. И, конечно, начали по максимуму использовать своё открытие.

В эпоху Ренессанса «возвышение» тела достигло невероятных размеров - женщины носили сандалии на платформе из пробки или дерева, а каблук достигал 60см в высоту. Сложно представить как можно не то, что танцевать в такой обуви, но даже удерживать равновесие. Но красота стоит жертв…

Благодаря французской революции женщины всё же лишились каблука. Наполеон Бонапарт отправил «в изгнание» всё, что мешало танцевать и придворные дамы переобулись в лёгкие туфли-тапочки из шёлка с кожаной подошвой. Много позже высокий каблук снова вернулся в моду, чтобы больше никуда и никогда не уходить.

Самые распространённые версии появления высокого каблука

В действительности, ни один из историков не может наверняка сказать кто является первооткрывателем и создателем обуви на каблуках. Одни считают, что высокие каблуки придумали артисты, чтобы зрительно увеличивать рост и быть видимыми на сцене. Другие уверены, что родоначальником такой обуви являются Япония и Китай, мол, таким образом женщины пытались не только стать выше, но ещё и замедлить рост стопы. Есть версия, что из-за отсутствия дорог и большого количества грязи портилась дорогая одежда, потому придумали эдакое возвышение над землёй…

Как бы там ни было, а высокие каблуки прочно вошли в современную жизнь, преображаясь, меняясь и совершенствуясь. Разнообразие моделей обуви, формы каблука, подъема и внешнего вида уже никого не удивляет, но оставляет простор для фантазий дизайнеров и изготовителей брендовой и подиумной обуви. Сегодня новейшая обувь является таковой не более 10 недель, а потом появляются новые туфли на каблуках, сапожки, сандалии и даже кроссовки ещё более стильные, красивые, необычные и оригинальные, хотя и не всегда удобные.

Говорят, мода циклична. И, судя по всему, это правда. Вот только очень не хочется видеть мужчин, спешащих на работу в обуви на каблуках…

Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве. В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол. В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца). Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком. На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей. В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги. Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка». Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю. Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии. В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV). Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля. История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой. В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.