Технические средства регулирования дорожного движения. Технические средства обеспечения безопасности дорожного движения

Организация транзитного транспорта

Требования к организации движения к уличной сети

Пересечения на разных уровнях


ЛЕКЦИЯ 7.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

7.1Классификация технических средств организации дорожного движения.

7.2 Средства информирования участников движения. Дорожные знаки и разметка. Критерии введения светофорного регулирования. Характеристики режима работы светофорной сигнализации: цикл, такты, фазы регулирования.

Классификация технических средств организации дорожного движения.

Объектом управления при организации дорожного движения являются транспортные и пешеходные потоки, которым присущи определенные закономерности, установленные вследствие накопленной практики и результатами научных обследований.

Одной из основных функций технических средств организации дорожного движения является реализация разработанных и спланированных схем организации дорожного движения.

Использование технических средств в организации дорожного движения позволяет классифицировать участки проезжей части на регулируемые и нерегулируемые. Существуют также термины: цикл регулирования, регулируемое направление и т.п., хотя в определенных случаях используются термины светофорное регулирование или светофорный объект.

По своему назначению технические средства разделяют на две большие группы:

1. Непосредственно воздействующие на транспортные и пешеходные потоки – дорожные знаки, разметка, светофоры, направляющие устройства и т.п.;

2. Обеспечивающие работу средств первой группы – дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации, оборудование управляющих пунктов, средства диспетчерской связи и т.п. устройства.

С учетом способности изменять значения, технические средства разделяют на управляемые и неуправляемые (стационарные). К неуправляемым относят дорожные знаки и указатели, дорожную разметку. К управляемым относят светофоры и регулируемые дорожные знаки.

Использование технических средств оценивается определенными показателями эффективности их использования. С помощью этих показателей оценивается целесообразность их использования с точки зрения безопасности, увеличения пропускной способности, интенсивности движения, задержки транспорта у перекрестков и т.п., в том числе показатели экономического и экологического плана.

Средства информирования участников движения. Дорожные знаки и разметка. Критерии введения светофорного регулирования. Характеристики режима работы светофорной сигнализации: цикл, такты, фазы регулирования.

Дорожные знаки. При организации движения используют дорожные знаки и дополнительные средства информации (таблички), установленные ГОСТ 10807-71, введенным в действие 1 января 1973 г. Эти знаки соответствуют Международной системе дорожных знаков, разработанной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций. Указанным ГОСТом установлены четыре группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и, кроме того, группа дополнительных средств информации (таблички).

Каждой группе знаков присвоены форма, цвет, размеры и обозначения. Дополнительные средства информации предназначены для уточнения, обозначения или усиления действия дорожных знаков.

Таблички могут содержать сведения о зоне действия знака, стрелки, указывающие направление зоны, и т. д.

Дорожные знаки и таблички изготовляют по техническому требованию, содержащему эталоны расцветки и разметку надписей русского и латинского шрифтов. Их устанавливают там, где они помогают водителям ориентироваться в дорожных условиях и обеспечивают управление транспортными потоками. Форма, расцветка, размеры знаков и таблиц, а также изображений и надписей на них выбраны с учетом зрительного восприятия, изображенного при различных условиях движения. Поэтому установке знаков и таблиц обязательно предшествует обследование улиц и дорог, целью которого является выбор наиболее рационального варианта расстановки. Установленные знаки и таблицы должны быть хорошо видны на расстоянии, обеспечивающем выполнение их требований. Их освещают местным электрическим светом или при помощи светоотражательиых, а также люминесцентных устройств.

Располагают знаки вдоль обочин дорог и тротуаров, на островках безопасности, над проезжей частью и непосредственно на территории предприятий. Как правило, их устанавливают на правой стороне движения в поле зрения водителя, а в случае необходимости дублирования основного знака их устанавливают и на левой стороне (например, на улицах и дорогах с многорядпым движением). На крутых правых поворотах этот знак может быть только на одной левой стороне дороги. Знаки устанавливают: на высоте 2-2,5 м на колонках, столбах и мачтах городских улиц и на высоте 1,5-1,8 м - на загородных дорогах; па высоте 4,5-5 м - на тросах и кронштейнах и не ниже 0,6 м - на островках безопасности и препятствиях. Таблички располагают лод знаками. Дорожные знаки, устанавливаемые вдоль проезжей части, смещают в сторону от последней на 0,5-2,5 м.

Разметка проезжей части. К разметке относятся линии, надписи и другие обозначения на элементах дорог и дорожных сооружениях. Она производится согласно ГОСТ 13508-74.

Разметка устанавливает порядок дорожного движения, показывает габариты дорожных сооружений и указывает направления дорог, применяется самостоятельно и в сочетании с дорожными знаками и светофорами. Существует две группы разметки: горизонтальная и вертикальная, которым присвоены цифровые номера.

Горизонтальная разметка предназначается для разделения транспортных потоков противоположных направлений, обозначения полос движения и края проезжей части дороги, направления движения, мест остановок транспортных средств и пешеходных переходов. Она выполняется сплошными, прерывистыми одинарными и двойными линиями, сплошной и прерывистой линиями, стрелами, прямоугольниками и треугольниками.

Вертикальная разметка наносится на элементах дорог и дорожных сооружениях полосами черного и белого цвета. Она,предназначается для обозначения вертикальной поверхности дорожных сооружений, нижнего края пролетных сооружений, тумб, сигнальных столбиков, бордюров, опор и боковых поверхностей ограждений.

Регулирование движения на пересечениях. Регулирование движения на перекрестках улиц, дорог и на площадях осуществляется светофорами или регулировщиками. По назначению светофоры разделяют на три категории: светофоры на перекрестках улиц и площадях, светофоры у железнодорожных переездов и мигающие светофоры с желтым или красным сигналом. Светофоры могут быть одно-, двух- и трехсекционные. Трехсекциониые светофоры имеют вертикальное и горизонтальное расположение сигналов, а двухсекционные только вертикальное расположение. Трехсекциониые и двухсекционные вертикальные и горизонтальные светофоры могут иметь дополнительные секции (зеленые стрелки), регулирующие повороты транспортных средств. Расположение сигналов в светофорах отвечает требованиям международной конвенции.

Тип светофора и его размещение на перекрестке определяется планировочными особенностями перекрестка и условиями движения. Главным условием для определения места установки светофора является требование наилучшей его видимости водителями и пешеходами. Светофор должен находиться в поле зрения последних при подъезде (подходе) к перекрестку. На перекрестках с интенсивным движением может устанавливаться центральный, а также два - четыре угловых светофора. На перекрестках с интенсивным движением и поворотами ставятся светофоры с дополнительными секциями, при включении которых появляется стрелка зеленого цвета, разрешающая движение в указываемом направлении.

Такая система сигнализации создает четкость в организации и регулировании движения по всем направлениям, причем правые и левые повороты совершаются в периоды появления соответствующих стрелок.

Светофор с дополнительной секцией осуществляет вспомогательное регулирование движения в прямом направлении на трехсторонних перекрестках.

В трехсекцнонном светофоре, устанавливаемом на перекрестках, где нет прямого движения, на месте зеленого сигнала размещают зеленую стрелку, которая и указывает направление движения. Светофоры такого типа устанавливаются также па площадях с круговым движением. На перекрестках с поворотом трамвайных путей и па площадях более удобными являются светофоры с горизонтальным расположением секций.

Временем цикла называют период полной смены сигналов (от красного до красного или от зеленого до зеленого). Периодом горения называют продолжительность действия сигнала (красного или зеленого).

Исторически необходимость применения светофоров была обусловлена установлением порядка (очередности) проезда транспорта на пересечениях, а также в целях обозначения опасного участка дороги. Последовательное развитие конструкции светофоров позволило их использовать для управления движением в определенных направлениях и по отдельным полосам. В современных условиях их используют:

1. В местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);

2. По полосам, где направление движения может меняться;

3. На железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;

4. При выездах для автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;

5. Для управления транспортными средствами общего пользования.

В соответствии с ГОСТ (ДСТУ) «Светофоры дорожные. Общие технические условия», светофоры делятся на: транспортные и пешеходные. Каждая группа делится на типы и разновидности исполнения. Предусматривается семь типов транспортных и два типа пешеходных светофоров. Предусмотрена маркировка светофоров в цифровом выражении. Первая цифра обозначает группу светофора (1 – транспортный, 2 – пешеходный), вторая цифра – тип светофора, третья цифра – разновидность, модификация светофора.

Особенности размещения и установки светофоров. Светофоры располагают на колоннах, кронштейнах, закрепленных на существующих опорах, на специальных консольных опорах и тросах-растяжках.

Основным условием размещения светофоров является обеспечение достаточной их видимости. Наилучшая видимость сигналов достигается при установке светофоров над проезжей частью 5-6 м или сбоку от нее на высоте 2-3 м.

В плане, транспортные светофоры устанавливают за стоп-линией. Расстояние от нее до светофора не должно быть менее 10 м, если светофор расположен над проезжей частью и 3 м при его установке сбоку. В других условиях не достигается достаточная видимость сигналов. Вариантом возможного уменьшения расстояния от светофора до стоп-линии является применение дублирующих светофоров (повторителей). Тогда, при расположении светофора над проезжей частью расстояние уменьшается до 5 м и при расположении сбоку 1 м (пешеходные светофоры устанавливаются от ближайшей границы пешеходного перехода не более чем на 1 м).

Особенности установки светофоров: справа, на разделительной полосе, за перекрестком, над проезжей частью по полосам движения.

Критерии ввода светофорной сигнализации. Введение светофорного регулирования в режиме жесткого программного регулирования оказывается не всегда оправданным, так как может привести к сдерживанию транспортных потоков и снижению пропускной способности автомобильных дорог. По этой причине решение по установке светофоров должно быть обоснованным.

Многообразие реальных ситуаций обязывает осуществлять индивидуальный подход при рассмотрении вариантов использования светофоров. По этой причине в каждом конкретном случае выполняют обоснованные расчеты и разрабатывается проект по организации светофорного регулирования на конкретном участке дороги.

Поочередное представление права на движение предполагает периодичность или цикличность работы светофоров. Работа светофоров характеризуется понятиями такта, фазы и цикла регулирования.

Такт регулирования – период действия определенной комбинации сигналов светофора. Различают основной и промежуточный такты. В период основного такта разрешено движение определенного направления транспортных и пешеходных потоков, а в конфликтующем направлении запрещено. Во время промежуточного такта выезд на перекресток запрещен, за исключением транспортных средств, водители которых не смогли своевременно остановиться у стоп-линии.

Фазой регулирования называется период времени включения основного и промежуточного тактов.

Число фаз регулирования равно числу конфликтных направлений движения на перекрестке. Минимальное число фаз равно двум.

Цикл регулирования – периодически повторяющаяся периодичность всех фаз.

Применение АСУ ДД . В условиях высокого уровня автомобилизации решение задач ОДД, особенно в крупных городах, требует обязательного применения АСУД. Управление движением в условиях предельного насыщения улиц и дорог транспортными и пешеходными потоками должно основываться на гибкой технологии, способной в реальном масштабе времени находить и реализовывать оптимальные управляющие воздействия. Эта задача решается применением АСУД, которые должны разрабатываться и внедряться совместно специалистами по ОДД, электронике и автоматике, прикладной математике. Необходимо, однако, подчеркнуть, что самые совершенные АСУД могут быть эффективно внедрены лишь на базе тщательно подготовленной УДС с использованием рассматриваемых в данном курсе инженерных решений и обеспечения соответствующей пропускной способности дорог. АСУД может лишь в определенных пределах повысить пропускную способность дороги, по сравнению с уровнем, достигнутым при жестком регулировании, но ее возможности далеко не безграничны. Базисом для разработки АСУД является математическая формализация УДС, в результате чего создается так называемый "граф" опорной сети, который служит математической моделью.

Контрольные вопросы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Технические средства организации дорожного движения

В то время как реализация мероприятий архитектурно-планировочного характера требует, помимо значительных капиталовложений, довольно большого периода времени, организационные мероприятия способны привести хотя и к временному, но сравнительно быстрому эффекту.

В ряде случаев организационные мероприятия выступают в роли единственного средства для решения транспортной проблемы. Речь идет об организации движения в исторически сложившихся кварталах старых городов, которые часто являются памятниками архитектуры и не подлежат реконструкции. Кроме того, развитие УДС нередко связано с ликвидацией зеленых насаждений, что не всегда является целесообразным.

При реализации мероприятий по организации движения особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств. При этом светофорное регулирование является одним из основных средств обеспечения безопасности движения на перекрестках. Количество перекрестков, оборудованных светофорами, в крупнейших городах мира с высоким уровнем автомобилизации непрерывно возрастает и достигает в некоторых случаях соотношения: один светофорный объект на 1,5--2 тыс. жителей города.

За последние годы в нашей стране и за рубежом интенсивно ведутся работы по созданию сложных автоматизированных систем с применением управляющих ЭВМ, средств автоматики, телемеханики, диспетчерской связи и телевидения для управления движением в масштабах крупного района или целого города. Опыт эксплуатации таких систем убедительно свидетельствует об их эффективности в решении транспортной проблемы.

Улично-дорожная сеть (УДС) - совокупность городских магистралей, дорог, улиц, проездов, включая основную проезжую часть, газоны, тротуары, наружное освещение и другие элементы благоустройства, а также дорожные покрытия инженерных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей).

Технические средства организации дорожного движения (ТСОДД) являются важнейшим элементом организации безопасности дорожного движения (ОБДД), так как позволяют реализовать разработанные схемы ОДД и управлять дорожным движением.

По назначению они делятся на средства, непосредственно воздействующие на транспортные и пешеходные потоки с целью формирования их необходимых параметров (дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры) и средства, обеспечивающие работу средств первой группы по заданному режиму (дорожные контроллеры, детекторы транспорта, средства обработки и передачи информации, оборудование управляющих пунктов автоматизированных систем управления движением (АСУД) и т.д., рис. 1.

Рис. 1 Общая классификация технических средств организации движения

Правильная организация дорожного движения обеспечивается посредством обустройства дорог ТСОДД.

Технические средства организации дорожного движения:

· Дорожные знаки;

· Дорожные ограждения;

· Светофоры дорожные;

· Искусственная дорожная неровность;

· Направляющие конусы;

· Направляющие столбики;

Дорожные знаки - средства регулирования дорожного движения в виде щитков определённой формы, размеров и окраски с нанесёнными условными изображениями, знаками. Устанавливаются на автомобильных дорогах и определяют ограничения и особенности организации движения на данном участке дороги, а также информируют участников дорожного движения об объектах, населённых пунктах и опасных местах, расположенных на пути следования.

В соответствии с выполняемыми функциями дорожные знаки делятся на 7 групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации.

Постоянные дорожные знаки устанавливаются на правой стороне дороги, за пределами проезжей части, а знаки, имеющие временный характер (ремонтные работы, задымлённость, гололёд и т. п.), непосредственно на проезжей части, на переносной стойке.

Если требования постоянного и временного знаков находятся в противоречии, участники дорожного движения должны руководствоваться требованиями временного знака, учитывающего особенности конкретной дорожной обстановки.

Все знаки должны быть освещены или покрыты светоотражающими материалами, обеспечивающими их уверенное распознавание в тёмное время суток с расстояния не менее 100 м. Если же основные знаки могут быть не замечены водителями, то над проезжей частью, на разделительной полосе или на левой стороне дороги устанавливаются дублирующие знаки.

Схема расстановки дорожных знаков в населенном пункте и за городом должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

При проектировании используются дорожные знаки соответствующие ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования». Одним из важнейших компонентов в проектировании ОДД, является схема дорожной разметки на автомобильных дорогах любой категории, а также наземных и подземных паркингах.

Схема дорожной разметки должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 «Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования». Настоящий стандарт устанавливает форму, цвет, размеры и технические требования к разметке строящихся и эксплуатируемых улиц и дорог независимо от их ведомственной принадлежности.

Дорожные ограждения - устройства, относящиеся к техническим средствам организации дорожного движения в соответствии с #M12291 1200038798ГОСТ Р 52289#S.

Дорожные удерживающие ограждения: Устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (для пешеходов). См. рис.

Дорожные ограничивающие ограждения: Устройства, предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).

Классификация (ограждений): Система соподчиненных понятий в области дорожных ограждений, используемая для установления связей между этими понятиями. Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений. Кроме того, используют признаки:

· расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);

· принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);

· разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).

По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса - удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).

Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по назначению - боковые и фронтальные. Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.

Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90 °.

По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы). Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

· одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной полосы;

· двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.

Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

· одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного направления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;

· двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительной полосы.

Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их расположения:

· дорожные, устанавливаемые на краю обочины;

· мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.

Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону и быть рассчитаны на воздействие, установленное #M12291 1200038798ГОСТ Р 52289#S. Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре группы:

· группа 1 - располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;

· группа 2 - располагаемые у надземных или подземных переходов;

· группа 3 - располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;

· группа 4 - располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.

Дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположения на две группы:

· группа 1 - ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;

· группа 2 - ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах).

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:

Тип 1- боковые ограждения для автомобилей:

ь барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала элементов - стоек балок, консолей и др.),

ь бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),

ь парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),

ь тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),

ь комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов, упомянутых выше,

Тип 2 - иные типы конструкций с иными принципами гашения энергии;

Тип 3 - фронтальные ограждения для автомобилей:

ь телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие), упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и упругопластических деформаций материала),

ь наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом),

ь комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше, иные типы конструкций;

Тип 4 - удерживающие ограждения для пешеходов:

ь парапетные перила (недеформируемые конструкции),

ь барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),

ь стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации стоек),

ь комбинированные конструкции, иные типы конструкций.

По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:

Ограничивающие ограждения для пешеходов:

Направляющие, указывающие направление движения пешеходов,

Защитные, защищающие территорию от повреждения пешеходами, предупреждающие пешеходов об опасности; - ограничивающие ограждения для животных:

Отпугивающего действия (световые, звуковые),

Являющиеся препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки, заборы и другие преграды).

Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т.д.

Рис. 2 Классификационная схема

дорожный транспортный автобусный

Светофоры дорожные предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок улично-дорожной сети (УДС), а также для обозначения опасных участков дорог.

В зависимости от условий светофоры дорожные применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:

* в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);

* по полосам, где направление движения может меняться на противоположное;

* на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;

* при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;

* для управления движением маршрутных транспортных средств.

В соответствии с ГОСТ Р 52282-2004 «Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» светофоры делятся на две группы: Т - транспортные и П - пешеходные.

Светофоры дорожные устанавливают на колонках, кронштейнах, прикрепляемых к существующим опорам или стенам здании, на специальных консольных опорах и тросах-растяжках.

Для предотвращения наезда на опоры их располагают вне проезжей части или защищают дорожными ограждениями . Перекресток или часть улицы, обслуживаемые несколькими светофорами называется светофорным объектом .

Схема расстановки светофоров выполняется в соответствии с ГОСТ 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Искусственная дорожная неровность представляет из себя искусственное возвышение дороги, предназначенное для того, чтобы водители автомобилей сбрасывали скорость на данном участке дороги. Очень часто искусственные дорожные неровности можно увидеть возле школ, детских площадок и прочих мест, где на дорогу могут выбежать дети. «Лежачий полицейский» может быть установлен и там, где присутствуют опасные повороты или прочие места с повышенной вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Искусственная дорожная неровность зачастую выполнена из резины, устойчивой к механическому истиранию и воздействию химических элементов, присутствующих на дорогах в зимнее время.

Крепление ИДН к дорожному покрытию осуществляется с помощью анкерных болтов через отверстия, армированные металлическими шайбами. Различия по высоте зависит от того, на сколько безопасно данное место. Чем больше следует замедлить поток машин, тем искусственные дорожные неровности делают выше.

Направляющие конусы относятся к ограждающим средствам и являются необходимым элементом организации движения на участках дорожных работ. Легко сдвигаются при наезде на них автомобилей, устойчивы к опрокидыванию воздушным потоком, создаваемым проезжающими ТС.

Направляющие столбики предназначены для обеспечения видимости границ обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях. Направляющие столбики устанавливают на автомобильных дорогах без искусственного освещения, когда не требуется применение барьерных ограждений.

Столбики сигнальные дорожные используются при обустройстве дорог для зрительного ориентирования участников дорожного движения, обозначения площадок придомовых стоянок в инвестиционном строительстве жилых и коммерческих объектов.

Гибкие столбики применяются в местах разделения полосы движения совместно с дорожной разметкой, перед началом дорожного ограждения , в местах снижения интенсивности движения, на кольцевых развязках, в аэропортах, на пересечениях дорог, для организации движения на парковках, у торговых центров.

Гибкие столбики, позволяют избежать аварийных ситуаций при наезде на них автомобилем.

После наезда, столбики вернутся в исходное положение, а значит не потребуется их замена, как если бы это было в случае жестких конструкций.

Катафоты дорожные светодиодные - предназначены для нанесения на асфальтобетонное или цементобетонное дорожное покрытие с целью повышения видимости полос движения в темное время суток.

2. Последовательность расстановки дорожных знаков

При разработке схемы расстановки дорожных знаков необходимо учитывать схему транспортных связей, в частности транзитных, в целом по региону (населенному пункту) и принятую схему организации в целом по дороге, району, населенному пункту и т. п.

При этом должна учитываться и возможность использования для организации движения светофоров, дорожной разметки, дорожных ограждений и направляющих устройств. Поэтому выбор вида знака и схемы расстановки знаков следует выполнять с учетом инженерного оборудования дороги.

Работу по составлению схемы расстановки дорожных знаков рекомендуется выполнять в несколько этапов:

1) Обеспечение информацией водителя о всем маршруте следования и расположении зон обслуживания движения.

2) Выделение участков с характерными условиями движения, детальный анализ транспортно-эксплуатационных характеристик участков, составление предварительной схемы расстановки знаков.

3) Уточнение видов знаков и мест их расположения на сопряжениях: смежных участков, изыскание возможностей уменьшения числа знаков, оценка необходимости ограничения скоростей по всей дороге, выбор типоразмера знаков, мест установки и зон действия, устранение знаков с противоречивой информацией, коррекция предварительной схемы расстановки знаков.

На первом этапе работы задача заключается в размещении по всей длине дороги информационно-указательных знаков и знаков сервиса, информирующих водителей об основных направлениях движения, протяженности дороги, расположении и наименовании пунктов маршрута.

В соответствии с условиями применения располагают на схеме километровые знаки, номера маршрутов, знаки с названиями населенных пунктов, рек, перевалов, через которые проходит дорога, знаки направления движения к пунктам следования, расположенным в стороне от дороги (населенным пунктам, железнодорожным станциям, переправам, элеваторам, пристаням, речным и морским портам, городским объектам и т.п.).

При этом учитывают необходимость повторения надписей на национальном языке, а па дорогах, по которым намечено открыть движение иностранных туристов, повторение надписей, выполненных латинскими буквами, передающими произношение названий на соответствующем национальном языке.

На всех дорогах подъезды к достопримечательностям и пункты обслуживания движения должны быть обозначены знаками. На этом этапе ориентировочно намечают расположение и содержание изображений предварительных указателей направлений и расстояний, учитывая необходимость информирования в первую очередь приезжих водителей, не знакомых с дорогой, а также устанавливая преимущество в движении транспортных средств на перекрестках. На втором этапе работы условно разделяют всю дорогу на две группы участков: населенные пункты и перегоны.

Затем в пределах каждого участка выделяют следующие элементы: перекрестки, мосты, путепроводы, тоннели железнодорожные переезды, горизонтальные и вертикальные кривые, сужения, подъемы, спуски, прямые участки, придорожные комплексы обслуживания, площадки отдыха, автобусные остановки, стоянки, места оживленного пешеходного движения. Некоторые элементы могут быть проанализированы совместно. Для каждого элемента или их группы составляют подробную схему инженерного оборудования дороги.

В пределах каждого элемента или группы элементов следует выделить конфликтные зоны, где часто происходят изменения скорости или заторы автомобилей:

1. зоны оживленного пешеходного и велосипедного движения вдоль проезжей части или поперек нее и зоны возможного скопления людей;

2. автобусные остановки, места, кратковременной остановки и длительной стоянки автомобилей; участки, где часто происходят обгоны и смена полос движения; зоны пересечения, разветвления и слияния транспортных потоков, разворот автомобилей и изменения траекторий движения; зоны, в которых резко изменяется скорость свободного движения; зоны, где резко уменьшается скорость потоков автомобилей из-за повышенной плотности движения или наличия в потоке медленно движущихся тракторов, гужевых повозок, сельскохозяйственных машин;

3. зоны, в которых ширина проезжей части, число полос, габариты высоты или допустимая нагрузка от массы автомобилей меньше, чем на смежных участках;

4. зоны с ограниченной видимостью в плане и профиле;

5. зоны, в которых возникают густые туманы, гололед, сильный боковой ветер, неровности покрытия, появляется опасность падения камней, выхода животных на дорогу;

6. зоны со светофорным регулированием, односторонним движением, с организацией приоритетного движения общественного пассажирского транспорта, реверсивным движением и т. п.

Выявив конфликтные зоны на опасных участках, следует принять меры по установлению причин, порождающих эту опасность. Детально проанализировав условия движения и статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях на участках и в отдельных зонах, оценивают необходимость использования различных знаков и наносят их на схему расстановки знаков.

Литература

Основная литература и нормативные документы:

1. ГОСТ 52290-2004 Знаки дорожные. Общие технические требования;

2. ГОСТ 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств;

3. ГОСТ 51256-99 Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования;

4. ГОСТ 52282-2004 Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний;

5. ГОСТ 50970-96 Столбики сигнальные дорожные;

6. ГОСТ 52605-2006 Искусственные неровности;

7. ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

8. ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

9. ГОСТ Р 52607 Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения (действующий на текущий момент).

10. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. Учебник для ВУЗов. - 5-е издание переработанное и дополненное. - М..: Транспорт, 2001 - 247 с.

Дополнительная литература:

11. Амбарцумян В.В., Бабанин В.Н., Гуджоян О.П., Петридис А.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Машиностроение, 2000.

12. ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

13. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Коноплянко В.И. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГСУ, 2001. - 108 с.

14. Абовский Н.П., Бабанин В.Б., Деруга А.П. и др. Нейросветофоры: Создание интеллектуальных систем управления дорожным движением. Под ред. В.И. Жукова. - Красноярск: 2002. - 260 с.

15. Методические указания к курсовому проекту для студентов всех форм обучения специальности “Организация дорожного движения (автомобильный транспорт

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дорожные знаки и дорожная разметка, регулирование дорожного движения при помощи светофоров. Проезд перекрёстков, порядок движения, остановки и стоянки. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2012

    Виды и назначение светофорных объектов, дорожных знаков, дорожной разметки. Фактическое состояние дел в вопросах регулирования движения на исследуемых маршрутах. Принципы взаимодействия организаций в вопросах регулирования дорожного движения в г. Лысьва.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2015

    Изучение аварийности на участке автомобильной работе Темрюк-Краснодар-Кропоткин. Характеристика дорожных условий, интенсивности движения и состава транспорта. Виды дорожной разметки и ее назначение. Мероприятия по увеличению пропускной способности.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2014

    Дорожные условия как фактор, определяющий надежность работы водителя. Оценка влияния, качества, правильности установки и информативности дорожных знаков и иных сооружений на безопасность дорожного движения. Назначение и классификация дорожных знаков.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2009

    Общая характеристика дорожных знаков: предупреждающие, приоритетные, запрещающие, предписывающие, информационные, сервисные и знаки дополнительной информации. Анализ эффективности работы технических средств организации дорожного движения на перекрестке.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Факторы, влияющие на безопасность движения в зоне железнодорожных переездов. Количественный, качественный и топографический анализ аварийности и ее причин на ЖДП. Исследование режимов движения транспортных средств через ЖДП в населенном пункте и вне его.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Динамика аварийности в Республике Абхазия на примере подъезда к городу Сухуми. Характеристика участка автомобильной дороги. Интенсивность движения и состав транспортного потока. Расследование дорожно-транспортных происшествий, проведение экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2015

    Количественный и топографический анализ аварийности в г. Столбцы. Определение интенсивности движения и состава транспортного потока. Корректировка дислокации дорожных знаков. Совершенствование организации дорожного движения на различных участках.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Инновационные тенденции в области безопасности дорожного движения. Повышение безопасности дорожного движения путем надежной визуализации дорожных знаков в салоне автомобиля. Система предотвращения засыпания за рулём уставшего водителя.

    бизнес-план , добавлен 22.05.2010

    Автомобильная дорога как комплекс сложных инженерных сооружений, обеспечивающий безопасное движение транспортного потока. Обеспечение безопасности дорожного движения. Классификация дорожных ограждений. Нормативные документы, регламентирующие их качество.



Перечень действующих ГОСТ РФ

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений

ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений

ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 51582-200 0 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные "Пункт контроля международных автомобильных перевозок" и "Пост дорожно-постовой службы". Общие технические требования. Правила применения.

Беседа 5

(1 час)

Организация движения,
технические средства регулирования движения

Цель : продолжать формировать знания и представления о безопасном передвижении по улицам и дорогам.

Содержание

Петя Светофоров предлагает детям вместе с учителем повторить известные им правила перехода улиц и дорог, назвать места, где это можно делать, не мешая движению транспортных средств, вспомнить виды переходов, действия пешеходов по сигналам светофоров и регулировщика.

В заключение беседы учащиеся самостоятельно формулируют обязанности пешеходов.

Состав участников движения на дорогах и улицах очень разнообразен. Одни движутся с большой скоростью, другие – с незначительной. Все это создает условия обоюдной опасности в движении.

Главным в характеристике движения является его интенсивность , т. е. сколько автомобилей, тракторов, велосипедов, пешеходов и т. п. прошло и проехало через определенный участок улицы (дороги) за единицу времени (час, сутки, месяц и т. д.) .

Интенсивность движения транспорта и пешеходов неодинакова в течение суток – усиливается в начале и в конце рабочего дня (время наибольшего движения называется часом «пик») , ослабевает в середине дня и особенно ночью.

Организация движения

Для безопасности движения в городах и на дорогах организуют одностороннее движение, при котором транспортные средства движутся только в одном направлении. Для встречного потока выбирают другую (параллельную) улицу. Одновременное движение транспортных средств и пешеходов вызывает большие взаимные помехи, часто приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.

В местах пересечения улиц и дорог организовывают регулирование движения.

Если некоторые городские улицы и загородные дороги не отвечают современным техническим требованиям, это затрудняет обеспечение безопасности движения.

Технические средства регулирования движения

Технические средства регулирования движения используют для повышения безопасности движения.

Очередность движения регулируется таким техническим средством, как светофор . Светофоры удобны тем, что сигналы их хорошо различаются и днем, и ночью.

К техническим средствам относятся также дорожные знаки .

Они информируют водителей об условиях движения на разных участках дорог. При помощи знаков устанавливают ограничения и запрещения, дают предупреждения об опасных местах на дорогах и т. п.

Форма, размеры и окраска знаков должны быть хорошо видимы на фоне местности. Содержание знаков обозначено условными рисунками, которые зрительно хорошо воспринимаются водителями. Чтобы знаки были лучше видны в темное время суток, изображение на них выполняют светоотражающими красками или освещают.

При противоречивости средств регулирования водители должны выполнять сигналы милиционера-регулировщика, а не светофора, и указания дорожных знаков, а не разметки. В случае, если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков, водители руководствуются сигналами светофора.

Выполнение сигналов и указаний любых средств регулирования строго обязательно для всех участников движения.

По тематике «Правил дорожного движения» можно провести очень интересную и веселую игру – КВН (клуб веселых и находчивых).

В результате подготовки к такому соревнованию участники команд становятся настоящими знатоками законов улиц и дорог.

Примерное содержание КВНа

Светофор Светофорыч . Ребята! Сегодня здесь состоится встреча КВН, но встреча необычная. В ней участвуют команды, которые покажут свои знания правил дорожного движения, законов улиц и дорог.

Инспектор дорожного движения . Для того чтобы победить в этой встрече, надо хорошо знать правила движения и, конечно же, быть веселым, ловким, остроумным.

Команда-победительница будет награждена подборкой книг по ПДД.

Светофор Светофорыч . А для второй команды тоже будет приз. Но какой? Это уже задание для болельщиков. Сейчас в конкурсе болельщиков решится, как и чем наградить проигравших. Задание на 5 минут.

Инспектор дорожного движения . А теперь представление команд!

Светофор Светофорыч . Команда 1, прошу – на наш автодром!

Инспектор дорожного движения . Команда 2!

Светофор Светофорыч . Прошу команды приветствовать друг друга, болельщиков, жюри. Первой приветствует команда 1 (идут приветствия) , далее – команда 2 (идут приветствия) .

Инспектор дорожного движения . Конкурс капитанов команд – знают ли наши капитаны марки автомобилей? Нарисуют ли автомашину «Москвич», закрыв глаза? (Капитаны рисуют.)

Светофор Светофорыч . А теперь конкурс «Знайте правила движения, как таблицу умножения». Каждый правильный ответ – очко. На обдумывание 10 секунд.

Светофор Светофорыч . Конкурс художников. На доске надо нарисовать дорожные знаки и сказать, что они обозначают. Кто больше?

Инспектор дорожного движения . Конкурс автолюбителей (по схемам или макетам улиц, дорог провести транспорт).

Светофор Светофорыч . Закончились соревнования автогонщиков. Это очень интересный спорт, но в то же время опасный. На нашем автодроме все обошлось благополучно, а если случится несчастье... Конкурс юных санинструкторов. Представьте, что случилось несчастье. Как вы будете действовать?

Инспектор дорожного движения . Как справились с заданием санинструкторы, решит жюри, а теперь пантомима. Вы все в трамвае. Покажите, как вы ездите в трамвае. Но едете не только вы. Вот бабушка с внучкой, вот старичок, а вот женщина с ребенком. Покажите, как надо и как не надо вести себя в трамвае. Задания можно дополнить.

Слово предоставляется жюри. Команда-победительница совершает круг почета.

Задания и вопросы :

1. Что такое интенсивность движения?

2. Для чего в городах на некоторых улицах организуют одностороннее движение?

3. Какие средства регулирования движения вы знаете?

Беседа 6
СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА
(1 час)

Светофорное регулирование.

Цель : повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

Содержание

Петя Светофоров рассказывает о том, что в настоящее время движение на улице немыслимо без регулирования светофорами и регулировщиками. Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации – на железнодорожных переездах.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

1. Зеленый сигнал разрешает движение.

2. Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителя о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого светового сигнала, могут применять цифровые табло) .

3. Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.

4. Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности.

5. Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда) , то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов) . При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов) .

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Иногда, в особых ситуациях (ремонт на дороге, заторы) , не работает светофор, а движением на перекрестке руководит человек в форме. Это – инспектор ГИБДД. Водители машин послушно следуют его командам, и на проезжей части устанавливается четкий порядок. Но знать сигналы регулировщика необходимо не только водителям, но и пешеходам, чтобы избежать неприятностей на дороге. В зависимости от положения корпуса регулировщика и жестов руками переход для нас закрыт или открыт. Для лучшей видимости часто применяются жезл или диск с красным сигналом или световозвращателем. Сигнал свистком служит способом привлечения внимание участников движения: водителей транспортных средств и пешеходов.

Сигналы регулирования имеют следующие значения:

Рука регулировщика поднята вверх – запрещается движение пешеходов и всех транспортных средств во всех направлениях. Перекресток должен быть свободным. Это делается перед изменением разрешенного направления движения или чтобы пропустить транспортные средства оперативных служб, имеющих специальную окраску, следующих с включенными проблесковыми маячками синего цвета и подающих специальный звуковой сигнал (пожарных, милиции, «скорой помощи», аварийной газовой и др.) . Если вы не успели перейти улицу к моменту подачи этого сигнала, то оставайтесь на островке безопасности или, при его отсутствии, на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Надо всегда четко помнить о том, что водителям, не успевшим остановиться на этот сигнал в предусмотренном месте, разрешается не прибегать к экстренному торможению и продолжать движение.

Регулировщик стоит к нам грудью или спиной (руки опущены или вытянуты в стороны) – путь пешеходам закрыт.

Регулировщик стоит к нам боком – путь пешеходам открыт слева и справа от него по пешеходным дорожкам через проезжую часть. Но этот же сигнал регулировщика разрешает движение для безрельсового транспорта прямо и направо. Поэтому надо всегда, прежде чем переходить дорогу, посмотреть налево, чтобы избежать наезда поворачивающих направо машин. Легко запомнить: берегите левый бок, где сердце!

Правая рука регулировщика вытянута вперед – нам разрешен проход только за его спиной, а спереди путь закрыт.

Регулировщик может подавать и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам, которые мы обязаны выполнять, даже если они отличаются от указаний светофора, предписывающих знаков и разметки дороги.

Проезд специальных транспортных средств

Специальные автомобили легко выделить в транспортном потоке благодаря их окраске, проблесковому маячку синего цвета, установленному на крыше, а также специальному звуковому сигналу. К таким автомобилям относятся: пожарные, скорой медицинской помощи, милицейские, горно-спасательные и другие. Для проведения спасательных работ, ликвидации пожаров, стихийных бедствий, оказания скорой медицинской помощи, доставки работников милиции к месту происшествия, для сопровождения колонн автобусов и т. д. используются автомобили и мотоциклы, оборудованные специальным звуковым сигналом типа «сирена» или мигающими фонарями-маячками – синим или красным.

При выполнении срочных служебных заданий водителям таких автомобилей разрешается отступать от требований «Правил дорожного движения».

Если к вам приближается транспорт с включенным проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом, то начинать переход улицы даже при зеленом сигнале светофора не следует. А если сигналы специальных машин застигнут вас при переходе улицы, то надо остановиться на середине проезжей части или поскорее покинуть ее.

Пешеходы, услышав сигнал, должны освободить проезжую часть улицы или дороги и не сходить с тротуара, пока не пройдет специальная машина. Другие транспортные средства также уступают ей дорогу.

Управляют такими автомобилями и мотоциклами опытные водители, так как приходится порой ехать с повышенной скоростью на любой сигнал светофора по левой стороне улицы или дороги и в то же время обеспечивать безопасность движения.

Упражнение «Светофорное регулирование»

На специальной площадке во дворе, в классе на макете (схеме) улицы и дороги с помощью моделей транспорта, средств регулирования, а также фигур пешеходов и регулировщиков создать обстановку для транспорта и пешеходов, на одном из нескольких перекрестков устанавливается светофор, управляемый учащимся.

На другом перекрестке движение регулирует юный инспектор движения или специально подготовленный ученик этого класса. Остальные школьники, разделенные на подгруппы, исполняют роль транспорта и пешеходов.

Задания и вопросы :

1. Какие есть типы светофоров?

2. Что обозначает красный сигнал светофора?

3. Придумайте историю появления светофора на улицах и дорогах.

4. Какие специальные транспортные средства вы можете назвать?

Беседа 7
ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
(1 час)

Цель : закреплять знания учащихся по дорожным знакам, выученным за два года занятий в Школе светофорных знаний.

Содержание

Дорожные знаки выполняют ту же роль, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

Педагог рассказывает учащимся о том, что дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, указывают на возможную опасность, обязывают водителей быть предельно внимательными; устанавливают очередность проезда перекрестков или узких участков улиц; запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; предписывают водителям двигаться в определенном направлении, то есть выполнять указанные на них предписания; сообщают водителям различную дорожную обстановку; содержат различную информацию, объяснение и помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути; оповещают о местах отдыха, заправочных станциях и т. д.

Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам.

Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги. Дорожные знаки, разметка дорог и иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, складывать и оставлять на дорогах какие-либо предметы и создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, умышленное создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф.

Петя Светофоров показывает детям цветные изображения дорожных знаков, учащиеся называют знак и объясняют его значение.

Игра «Пять названий дорожных знаков»

Двое играющих, мальчик и девочка (это могут быть представители двух команд) , становятся в конце проходов между рядами парт. По сигналу они должны (сначала один, потом другой) пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь название дорожного знака. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше названий (если в игре принимают участие команды, то засчитывается общая сумма названий) .

Рассказы Пети Светофорова

Тише едешь

Однажды мы с папой выехали за город на машине. Впереди показался населенный пункт. За несколько десятков метров от первого из домов я увидел знак – белый круг, в центре была написана цифра «40».

В этой деревне сорок домов, – решил я.

Откуда тебе известно? – спросил папа.

А вот на знаке написано.

Нет. Этот знак запрещает водителю двигаться со скоростью больше чем сорок километров в час. Видишь, как близко от проезжей части здесь стоят дома? А вдруг ребенок выбежит на дорогу? В городе тротуары широкие, и водитель, заметив опасность, заранее примет меры предосторожности. А называется этот знак «Ограничение скорости».

Задания и вопросы :

1. Какова роль дорожных знаков в организации дорожного движения?

2. Каково назначение предупреждающих знаков?

3. Каково назначение запрещающих знаков?

4. Какова зона действия запрещающих знаков?

5. Каково назначение знаков приоритета?

6. Изготовьте из картона дорожные знаки, с которыми вы познакомились на занятии.

Беседа 8
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
(1 час)

Опасность, которая возникает при движении пешеходов
вдоль железнодорожного полотна

Цель : формировать представление о мерах предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.

Содержание

Современные поезда движутся с большой скоростью, а тормозной путь исчисляется сотнями метров. Мгновенно остановить поезд нельзя. Даже заметив на путях человека, машинист практически ничего не сможет сделать, чтобы предотвратить его гибель.

Помните, что ходить детям по железнодорожным путям, играть вблизи железных дорог нельзя.

Категорически запрещается находиться в огороженной зоне наземных линий метрополитена.

Не стойте на краю платформы или перрона в ожидании поезда – это опасно для жизни.

Ждать поезд рекомендуется на расстоянии не менее метра от края платформы. Входить в вагон можно лишь тогда, когда пассажиры выйдут, освободив тамбур. При поездке пассажиры не должны высовываться из окон вагонов.

Переходить железнодорожное полотно разрешается только в указанных местах (на железнодорожных переездах) по специальным мостам и переходам, расположенным над железнодорожными путями и по подземным туннелям.

На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются светофоры, указатели, шлагбаумы. Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны следить за сигнализацией и указателями дежурного по переезду. Каждый участник дорожного движения должен проявлять особую осторожность при приближении к железнодорожному переезду и при проезде по нему.

Подготовка к экскурсии к железнодорожному переезду с целью за-крепления представлений о мерах предосторожности при движении вдоль железнодорожного полотна.

Задание :

Изготовьте книжку-раскладушку «Какая опасность нас поджидает на железной дороге».