Деньги за установку камеры на дорогах. НГС.Бизнес - Деловой интернет-журнал

Все чаще автомобилисты встречают припаркованные на обочине гражданские автомобили с установленными в них приборами фиксаций нарушений. Давайте разберемся в легальности данных систем и правилах установки.

Камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения

На основании Административного регламента МВД РФ при контроле за дорожным движением могут использоватся стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях, а также передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.

Камеры видеофиксации должны быть хорошо видны с дороги и не должны быть спрятаны за препятствиями (в кустах, за столбами, за автомобилями и так далее). В приказе МВД РФ №185 от 2009 года - "работа ГИБДД должна быть открытой и прозрачной". В обратном случае вы можете обжаловать штраф в суде, но для этого тогда необходимо будет позаботиться о доказательной базе (фотографии, данные видеорегистратора, свидетели и так далее).

Что касается вопроса об отсутствии знака 8.23 "Фотовидеофиксация", то здесь ситуация спорная и противоречивая. До сих пор отсутствует единый документ для единых правил фотовидеофиксации. В ГОСТ Р 52289-2004 ("Дорожные знаки") говорится только о стационарных системах фотовидеофиксации и переносные камеры-треноги сюда не относятся. Поэтому документа, на основании которого необходим данный дорожный знак в России пока нет. То есть получается, что при использовании передвижных средств автоматический фотовидеофиксации дорожные знаки и разметка не требуется.

Где нельзя устанавливать камеры фотовидеофиксации?

Переносные камеры-треноги нельзя устанавливать на изгибах дорог и в местах с сильными перепадами высот. Также нет смысла в установке камер фотовидеофиксации на неосвещенных участках трасс в темное время суток, так как использование вспышки в России в камерах фотовидеофиксации запрещено из соображений безопасности, а инфракрасная подсветка способна высветить лишь номерной знак. Установка и эксплуатация треноги должна быть осуществлена на обочине на расстоянии 3 метра от проезжей части, что в большинстве случаев не выполняется в связи с отутствием необходимой ширины обочины.

Гражданский автомобиль с треногой

В автомобиле находится внештатный сотрудник полиции в качестве обычного охранника. Такая мера по охране необходима из-за высокой стоимости треноги. Обязанность сотрудника следить за сохранностью оборудования. Сотрудник не находится при исполнении и не обязан быть в форме.

Новости

Полицейская мигалка на автомобилях полиции
Полицейская мигалка - это сигнальная громкоговорящая установка (сокращенно СГУ), которая обеспечивает подачу светового и звукового специального сигнала для обозначения преимущества на дороге на основании ПДД (правил дорожного движения). Устанавливается на крыше автомобиля полиции и используется во время движения и остановки транспортного средства.

Как правильно уступить дорогу автомобилю со спецсигналами?

Каждый водитель попадал в ситуацию, когда приходилось пропускать автомобиль со включенными спецсигналами. Иногда световой сигнал сопровождался звуковым оповещением, иногда нет. Поэтому необходимо разобраться всегда ли необходимо уступать дорогу автомобилю со включенным спецсигналам и в каких случаях можно ехать дальше.

Памятка водителю: Если вас остановил инспектор ГИБДД

Каждый опытный водитель сталкивался с остановкой транспортного средства инспектором ГИБДД, поэтому рекомендуем ознакомиться с памяткой, в которой рассказаны Ваши права и обязанности инспектора ГИБДД. Постарайтесь максимально вежливо и спокойно общаться с инспектором даже, если Вы не нарушили ни одного из правил дорожного движения. Вежливость может помочь Вам избежать штрафа, а вот паника и оскорбления точно ничего хорошего Вам не принесут.

Ответственность водителя за установку специальных сигналов на автомобиль

По закону Российской Федерации специальные звуковые и световые сигналы устанавливаются только на автомобили специальных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба, МЧС, ВАИ), чтобы обозначить их приоритет на дороге и предупредить об этом водителей. Однако, последнее время набирает популярность установка звуковых сигналов на гражданские автомобили и, прежде чем приобрести себе звуковой сигнал, водитель должен разобраться что это такое и чем грозит ему использование специальных сигналов.

Какие необходимо выполнить требования для установки звукового сигнала на автомобиль?

Часто производители автомобилей экономят на качественных звуковых сигналах и ставят тихие и стандартные клаксоны. Поэтому предлагаем рассмотреть стандарты и требования к звуковым сигналам для тюнинга вашего автомобиля. Создайте новое звучание автомобиля, которое будет гармонично вписываться в ваше представление о звуковых сигналах.

Программа утилизации автомобилей

Программа утилизации продолжает действовать вопреки тому, что в России имеется 400 автомобилестроительных заводов. Однако спад продаж подтверждает необходимость государственной поддержки производителей автомобилей на территории страны.

Свернуть

Ответы юристов (4)

    Юрист, г. Нижний Новгород

    Здравствуйте Константин.

    В соответствии с примечанием к п. 43 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утверждён Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185) в целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

    Как следует из п.п. 55-57 указанного Административного регламента, основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - средства автоматической фиксации), является решение органа управления о применении таких технических средств.

    При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; мобильные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

    Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются дислокацией, утверждаемой руководителем органа управления. Места и время применения мобильных средств автоматической фиксации определяются решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

    Правилами дорожного движения не предусмотрены дорожные знаки, которыми обозначаются места размещения средств автоматической фиксации. Действующее законодательство не устанавливает обязанности органов, осуществляющих контроль в сфере дорожного движения, по уведомлению водителей о местах размещения средств автоматической фиксации.

    Что касается предупреждения водителей о данных приборах то ГИБДД обязано оповестить через СМИ водителей о получении таких комплексов и использовании их в своей работе. При этом должны быть разъяснены основные положения их технического устройства и изложены принципы их работы. Органы ГИБДД систематически должны информировать общественность о количестве выявленных с помощью данных средств фиксации нарушений Правил дорожного движения.


    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Конечно большое спасибо за ответ! Но хотелось бы уточнит - прописано где-то требования к установке мобильных средств фото-видео фиксации. Т.е. должны ли, сотрудники устанавливающие данные средства, каким-то образом предупреждать водителей, на определенном расстоянии,о их установке?

    Юрист, г. Нижний Новгород

    Даже в эксплуатации данного средства фото-фиксации нарушений ПДД не предусмотрено, что сотрудники ГИБДД должны предупреждать водителей. Дорожная разметка и определенные знаки для такого типа устройств также не существуют.

    Стр. 23: «5.3. Установка треноги и сборка Передвижного Фоторадара. 5.3.1. Установка треноги. Установите треногу на обочине на расстоянии Н=3 м (жирным шрифтом выделено в тексте) от проезжей части, как показано на Рис. 12 и Рис. 13. ПРИМЕЧАНИЕ: Если по каким-либо причинам невозможно установить треногу на данном расстоянии, то допускается установка на большем расстоянии.»
    Стр. 8: «Эксплуатация комплекса производится двумя сотрудниками ДПС. Также необходим патрульный автомобиль, в котором будет оборудован мобильный пост.»
    Поэтому любое другое использование нарушает Руководство по эксплуатации.

    Не лишним будет отметить тот факт, что обжаловать письма от ГАИ, сделанного с помощь КРИС в суде довольно-таки просто. Так, например, одним из аргументов пользу владельца автомобиля может быть тот факт, что в технической документации на радар нет данных о полной автоматичности его работы. Из этого следует, что изменения могут быть внесены самим сотрудником ДПС в свою пользу и не являются достоверными.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Дело в том, что я являюсь гл. специалистом отдела обеспечения безопасности дорожного движения. Структура гражданская. Когда наши специалисты стоят на дорогах, к ним подьезжают водители и задают в основном два вопроса: 1. на каком основании стоите здесь; 2. почему нет предупреждающего знака о том, что стоит камера. У каждого специалиста каждый день есть предписание о месте выставления камеры. Как грамотно ответить людям?

    Юрист, г. Нижний Новгород

    Константин правовым основанием является тот факт, что ГИБДД исполняет функцию, которую на него возложило государство, а именно осуществляет контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. При возникновении у водителей вопросов к вашим сотрудникам они могут отвечать, что участок дороги на котором они стоят является аварийным, либо на нем оживленное движение и для того, чтобы нарушения правил не было, используются средства фото фиксации в качестве превентивной меры. Что касается знаков и разметки, то в первую очередь хотелось бы сказать, что это обязанность законодателя изменить существующую на сегодняшний день правовую действительность и исправить тот факт, что отсутствуют соответствующие обозначения для передвижных средств фото-фиксации. А во вторых исходя из того, что имеем ваши сотрудники могут спокойно говорить, что знаки для такого типа средств не предусмотренны.

В Новосибирске на портале госзакупок проводится конкурс по выбору частных компаний для передачи им передвижных камер ГИБДД. Предпринимателям передают в своеобразную «аренду» 40 комплексов фотовидеофиксации - частники будут их вывозить на трассы, обслуживать, ремонтировать, а вечером сдавать в отделы ГИБДД для загрузки данных о нарушителях. Цена госконтракта составляет около 20 млн рублей. НГС.БИЗНЕС разбирался, когда на дорогах не останется автоинспекторов с радарами и зачем все это отдают частникам.

Информация о конкурсе под названием «Комплексная услуга по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах на территории НСО» появилась на портале госзакупок zakupki.gov.ru. Власти ищут частного подрядчика, который временно возьмет «в аренду» 40 радарных комплексов «АРЕНА-П» и «КРИС-П», принадлежащих региону. «Услуга должна предоставляться 8 часов в сутки, 7 дней в неделю и в соответствии с план-заданием ГИБДД», - гласит документация конкурса.

Подрядчик должен возить камеры на треногах по всем трассам Новосибирской области и Новосибирска, выставлять их, настраивать, ремонтировать, следить за сохранностью, в конце рабочей смены сдавать в ближайший отдел ГИБДД для перекачки данных о нарушителях.

Ограничений на участие в конкурсе нет - каждый может побороться за контракт начальной стоимостью 19,7 млн руб. «Любые организации, которые готовы оказать данные услуги, этот вид деятельности не подлежит лицензированию. Контракт заключается в установленные законом сроки, в течение 10 дней после результата конкурса», - говорит представитель областного управления контрактной системы Дмитрий Аппель. Договор заключается на 5 месяцев, после этого по результатам работы примут решение о его продлении.

Руководитель ГБУ НСО «Центр организации дорожного движения» Виктор Шайдула, на чьем балансе находятся камеры, отмечает, что этот эксперимент в регионе проводится впервые.

И рассчитан на участие все-таки тех компаний, которые умеют обслуживать сложную технику - те же камеры видеонаблюдения, связаны со сферой связи, с телекомом. В итоге должно получиться, что подрядчикам перейдет обслуживание всех передвижных радаров, даже тех, что еще остаются у экипажей ДПС.

«В ближайшее время мы должны принять на баланс от ГУ МВД по НСО аналогичные их приборы, которые сегодня на балансе у них есть», - говорит Виктор Шайдула. Новые же радары «АРЕНА-П» и «КРИС-П» были закуплены специально под эксперимент. «Цена этого прибора порядка 450 тыс. каждый, они все новые, с поверкой. Они к нам поступили по софинансированию федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения в России до 2020 года», - отмечает специалист.

К выписке штрафов частников не допустят. «Данные будут по регламенту поступать в ГИБДД. По всей области, на трассах, будет от 40 до 70 комплексов», - объясняет начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений УГИБДД ГУ МВД РФ ПО НСО Павел Килаберия.

В недавнем своем выступлении в редакции НГС.НОВОСТИ глава областной ГИБДД Сергей Штельмах сетовал на сокращение числа автоинспекторов и связывал с этим перекладывание части их функций на автоматические комплексы фиксации. «Практически в равных долях это коснулось всех подразделений районов областного центра, строевых подразделений, полков, батальонов. Процентов 70 коснулось дорожно-патрульной службы. На замену им пришли приборы фотовидеофиксации», - говорил Штельмах, отмечая, что всего было сокращено 400 человек.

Радары «АРЕНА-П» и «КРИС-П», по данным сайтов санкт-петербургских фирм-производителей, представляют собой компактные приборы на треногах, которые можно устанавливать на обочинах трасс или в антивандальных боксах.

Радары фиксируют не только превышение скорости, но и многие другие нарушения, могут в автоматическом режиме проверять по базе данных распознанные номера автомобилей. Приборы способны «стрелять» как в лицо потоку, так и в спину. Предусмотрено опечатывание флеш-накопителей пломбой - только для доступа сотрудников ГИБДД.

Ставить радары подрядчик должен в местах концентрации ДТП, в очагах аварийности. Каждую неделю автоинспекторы будут предоставлять секретный план с точками дислокации радаров. Крупнейшие очаги аварийности на областных трассах давно известны, по данным ГИБДД, это прежде всего федеральное шоссе Р256, ведущее на юг, на Алтай. Также в списке ленинск-кузнецкая трасса, участки шоссе в районе Коченево, участки Ордынского шоссе. Регулярно на всех этих дорогах происходят аварии с погибшими, в том числе и из-за превышения скорости.

Процесс замены живых автоинспекторов автоматическими системами под обслуживанием частников продолжится, уверены эксперты. «Количество участников движения будет увеличиваться, дороги все равно строим, интенсивность будет увеличиваться. Те экипажи, которые сегодня существуют, их востребованность на дороге - непосредственно реагировать на ДТП, она будет увеличиваться. Функция по "передвижкам" - она будет способствовать тому, чтобы им более оперативно реагировать на дорожную обстановку», - считает Виктор Шайдула.

Производители радаров отмечают, что это общероссийский и вообще мировой тренд. «Применение автоматических фоторадарных комплексов, как стационарных, так и передвижных, дисциплинирует водителей и минимизирует непосредственные контакты между водителями и сотрудниками ГИБДД, что позволяет исключить возможность любых форм коррупции», - говорит заместитель директора санкт-петербургской компании «Симикон» Олег Татарников.

Павел Алексеев, глава ячейки профсоюза полка ДПС ГИБДД, с увеличением числа радаров видит новую проблему - все данные с этих камер просто некому пока обрабатывать полностью. «Представьте, сидят немного человек, по сравнению с тем, сколько фиксирует камера. Однако камера на Бердском шоссе в день фиксирует несколько тысяч нарушений. Это сколько надо написать протоколов и сколько нужно человеко-часов. Это должен быть огромный колл-центр с сотнями людей. А так - что-то выписывают, что-то нет. Кто ездит, замечает: иногда приходят штрафы, иногда нет, не все обрабатываются», - заключает Алексеев.

Дмитрий Косенко
Фото РИА Новости, Юрий Стрелец