Африканские маски в каких странах. История ритуальных масок. Мне нравится твердая поверхность панелей, и, чтобы создать свои гиперреалистические картины, я использую несколько тонких слоев краски

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Виды африканских масок.

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

  • Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.
  • Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.
  • Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.
  • Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.
  • Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.
  • Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

Каждый предмет в африканской культуре имеет четкое значение, в нем заложена глубокая информация. Африканская маска - выражение невидимого мира. Даже концепция и дерево, из которого она сделана, несут определенную информацию. Например, в бывшей французской колонии, Камеруне, есть маски Рамун.

Они очень почитаемы у аборигенов. Эти маски отражают прошлое, с их помощью можно понять культуру камерунцев. Делают такие маски банулеки из племени банту. Живут они в горах. Больше им и заняться-то там особенно нечем…

Конечно, маски используют воинственные вожди для ритуальных церемоний.

К примеру, во время церемонии инициации подростков большую роль играют группы внутри племени. Там есть свои предводители дворянства. Абсолютно во всех церемониях, особенно в мистических при общении с мертвыми, маски имеют священный смысл.

Банулеки создают статуи своих предков, как бы умиротворяя умерших. Делают они и трубки, украшенные ящерицами и летучими мышами, которые тоже являются символами и ритуальными предметами. Татуировки на масках показывают этапы преображения человека, во время которого он раздваивается и общается с невидимым миром. Маски делают на всей территории черной Африки.

Чаще всего маска цветная и покрашена натуральными красками. Белую делают из известки, красную из коры африканских деревьев, а черную из глины. Украшают их ракушками, железом, медью и бронзой. Все это у африканцев - символы богатства. Часто встречаются маски из наипрочнейшего черного, как африканские ночи, эбенового дерева. Иногда в маски вставляют даже остатки костей и волос.

По маскам можно изучать культуру племени, экономику, фауну и флору местности, где оно живет. Вообще, маски - не только мистические предметы, они обладают необычными свойствами, по ним можно отследить творчество и самобытность народов Африки. Африканцы таким способом несут свою культуру в мир и передают своим потомкам.

Сделана маска из черного дерева, которое еще в Древнем Египте считалось драгоценностью - как золото или слоновая кость. Черное дерево очень твердое и обладает способностью к полировке до зеркального. Именно африканский эбен, самое красивое, дорогое и уникальное дерево в мире.

Оно не аллергенно и даже обладает лечебными свойствами. Символизирует оно, оказывается, вечную любовь. В черной жаркой Африке существуют предания, связанные с амулетами из черного дерева. И традиция дарить маску или амулет тому, кого сильно любишь.

Создателями древнейшей африканской скульптуры являются догоны. Их скульптуры, в стиле теллем, делаются только из твердых пород дерева. Это целые серии масок и статуэток - женские, мужские и животные изображения. Здесь сочетаются строгая форма и горячая страсть. Почти истерические жесты фигур активно контрастируют с четкими монументальными формами.

Африканская маска

В наше время мы воспринимаем маски исключительно, как символ карнавалов и маскарадов. Скрывая лицо под выбранной личиной, мы на время становимся сказочными красавицами, суровыми пиратами или мужественными ковбоями, превращаясь в детей и воплощая таким образом свои старые мечты. Мы давно перестали относиться к маскам серьезно, они для нас всего лишь игра, однако в далекой раскаленной Африке вовсе не является предметом для развлечений. Там отношение к маскам не в пример нашему, трепетное, а само существование без такого, казалось бы, забавного атрибута просто немыслимо.

Африканский стиль интерьера, или африканское направление этно-стиля, или афростиль, значительно выделяется среди других этнических стилей, завоевывая все большую популярность. С уверенностью можно сказать, что этим он обязан таким чертам, как импульсивность, загадочность, и при этом - почти детская, но очень светлая наивность и простота.

Практически все предметы африканского декора хорошо вписываются в современный интерьер, а потому решать, в каком количестве они будут присутствовать - дело исключительно Вашего вкуса и потребностей. Важнейшие элементы интерьера по-африкански - многочисленные предметы декора и прикладного искусства. Самобытное искусство передают изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: ритуальные шаманские маски, маски африканских вождей, черные глянцевые статуэтки резных идолов из тика, керамическая и деревянная посуда, шкатулки причудливой формы, этнические музыкальные инструменты вроде тамтамов, обтянутых шкурами диких животных, и многое другое.

Африканские маски, их разновидности, значение и применение в современном интерьере

Африканские маски у многочисленных племен черного континента играют роль тотемов, талисманов, оберегов и амулетов. Ритуальные маски из Африки используют в жертвоприношениях богам, чтобы те снизошли до смертных и даровали им победу в битве с другим племенем, хороший урожай, здоровых сыновей и дочерей.

Разновидности ритуальных масок из Африки

Африканские маски, изображающие спокойное лицо с закрытыми глазами, используют в обрядах погребения. Такую маску надевают на лицо умершему человеку как олицетворение покоя и продолжения жизни в духовном обличье.

На африканском континенте во все времена было ярко выражено земледелие. Для привлечения большого урожая, дождей для полива растений жители многих деревушек использовали маски, расписанные тремя цветами: белым, зеленым и синим, что означало небо, воду и землю.

Такое произведение художественной пластики, как маска воина-охотника, было очень страшным. Черты лица были искажены, зачастую в них просматривались черты волка, тигра или медведя. Такие маски носили самые лучшие воины и охотники африканского племени.

В некоторых африканских обрядах присутствовали такие атрибуты, как маски-приманки, к ним относится, к примеру, маска животного с ярым оскалом, с дикими глазами или дьявольской улыбкой. Глаза таких масок окрашивались в ярко-алый цвет, оскал делался серым или белым, сама маска была в черно-коричневых тонах. Надевал ее вождь племени и его приближенные. Считалось, что человек, на лице которого надета такая маска, становится временным сосудом для духов и демонов.

Мода на экзотические вещи не может пройти по определению. Людям испокон веков нравились необычные предметы, одними из которых являются ритуальные маски из Африки. Еще 20-30 лет назад дизайнеры облюбовали их и внесли в индустрию роскоши, поставив в один ряд с крокодиловой и змеиной кожей, шкурами жирафов, львов, зебр и других обитателей саванны.

Источники: art.sovfarfor.com, www.superstyle.ru, stranamasterov.ru, maasai-shuka.com, forum.awd.ru

Герберт Уэллс - машина времени

Тренажёрный зал в космосе

Загадки Стоунхенджа

Российский плазменный ракетный двигатель откроет путь к Марсу

Самый быстрый в мире самолет

Размах крыльев X-43A составляет 1,5 метра, длина - 3,6 метра. Установленный на нем двигатель scramjet является экспериментальным прямоточным двигателем...

Чикагская гостиница смерти

В 1893 году в городе Чикаго была построена гостиница, получившая в народе название Колумбовской. Причина была проста: она была возведена...

Лучшие пляжи Сицилии

Остров Сицилия предлагает огромное количество разнообразных пляжей. Их здесь настолько много, что отметить на карте Сицилии можно только лучшие пляжи. ...

Мутновская геотермальная электростанция

Мутновская геотермальная электростанция расположена возле вулкана Мутновский на полуострове Камчатка в Российской Федерации. Станция была запущена в эксплуатацию в 2003 ...

Психические состояния

Психическое состояние человека Психические состояния человека, связанные с определенными ритуалами и особенностями религиозных практик, при которых человек оказывается в мире иного...

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.


Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней,сохранились изображения в наскальной живописи.В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили, что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.

В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.


История Марди Гра, или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы.


В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён,более ограниченных в выборе фактуры,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек, носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски,находясь в глубоком,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.


У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного.Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.

В японской культуре археологические данные подтверждают,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее, внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева,с волосами,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами



У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй, маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

Маска (личина ) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Маска - удивительная вещь. Ты надеваешь ее, когда хочешь быть кем-то другим. С давних времен люди делали маски - давая лица тем, кого не видели, но в чье существование верили. Африканские церемониальные маски. Театральные маски древней Греции и Японии. Маски венецианского карнавала.

Во время раскопок были найдены многочисленные маски между слоями высушенной каши: добрых богов следовало кормить, следовательно, при каждой еде нужно было оставлять им немного пищи. В свою очередь маска-бог обещала своё покровительство и помощь кормившим её людям.

Маски или по-старинному «личины», «хари» - пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние 10-15 лет стали обращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль в этнографических музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды и типы Масок, привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далеко еще не вполне разработан и полная история Масок принадлежит будущему.

Доль (Dall) предложил три главных группы:

1) Маски с отверстиями для глаз и рта, надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле

2) Маски с подобным же изображением человеческого лица или звериной головы, но носимые на голове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта

3) маскоподобные личины, не носимые как маски. Приготовляются Маски из древесной коры, дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди, золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящих звериных голов, человеческого черепа и т. д.

Изображают Маски, обыкновенно, либо человеческое лицо, либо голову какого-либо действительного животного (зверя, птицы, гада), или фантастического существа; в двух первых случаях замечается стремление либо к возможно большему воспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного или комического. У большинства народов, особенно менее культурных, Маски имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное - они часто связаны с различными религиозными представлениями.

Андрэ предложил разделить Маски, по цели пользования ими, на употребляемые при религиозных действиях, на войне, при погребениях (возложении на покойников), при отправлении правосудия, при театральных представлениях и плясках. Это деление, однако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды, театральные представления и пляски часто имеют также религиозное значение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных, поясняющих их значение и употребление.

Точное понимание смысла Маска тесно связано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения и образа, мышления народов на различных ступенях культурного развития; прогресс в изучении Масок является, поэтому, тесно связанным с успехами этнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл Маски - в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередко представление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca (по-итальянски - maschera) сводится к mâcher, masticare. В непосредственно защищающем смысле Маска употребляются на войне, чаще в соединении с шлемом (так называемым «забрало»), но иногда и отдельно, для защиты лица, При этом, обыкновенно, Маскам придается страшный вид, чтобы они в то же время и пугали неприятеля.

Подобные Маски употребляются некоторыми племенами негров и даяками, они были в ходу в Мексике, также в Японии (где делались из металла, составляли часть лат и изображали страшное лицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже у классических народов и в Средние века в Западной Европе; но в этих последних случаях изображение лица (Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самом шлеме, а не на забрале. Защищающее значение Маска может иметь и не в буквальном, или материальном, а в переносном, или духовном, смысле; она скрывает настоящее лицо, вводит в обман и тем может спасать от злых духов или даже устрашать их. Отсюда надевание Масок на умерших, довольно распространенное у разных народов. Иногда, впрочем, в этих Масках нет ничего устрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонких золотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранить подлежащие разрушению черты умершего.

Таковы гипсовые, раскрашенные Маски, находимые в древних могилах Минусинского края, некоторые античные Маски из металлов или терракоты, древние египетские Маски и др. Несколько погребальных Масок найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, в Микенах, в Керченских могилах. Маски из дерева, камня, мозаики употреблялись в древней Мексике. Маски из дерева, раскрашенные - в Перу: умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок, над которым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась Маска. Маски при отправлении правосудия употребляются особенно в некоторых частях Африки (Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских островах; обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особых тайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере, для неполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которым предоставляется власть чинить, в известные времена года, суд и наказание над виновными и непокорными.

Разные мистерии, разыгрываемые подобными обществами, например в северо-западной части Северной Америки и в центральной Африке, совершаются всегда в Масках. Здесь уже мы переходим в область культа и религии, в которой Маски играют вообще большую роль. Сюда относится большинство наиболее замечательных и характерных Масках, например на островах Меланезии (собственно в Полинезии М. нет), у многих племен американских индейцев, в Африке и в Азии.

Многие Маски употребляются при плясках, входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - при их служении и т.д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянные Маски с островов Нового Мекленбурга и Новой Каледонии; Маски из передней части человеческого черепа, с искусственными глазами и волосами - с острова Новой Британии и Ново-Гебридских островов; разнообразные Маски сингалезов, употребляемые при демоническом культе; Маски с изображением разных человеческих и звериных голов - из северо-западной Америки; Маски буддийского культа, воспроизводящие различные типы злого божества. Большое разнообразие типов представляют театральные Маски яванцев, сиамцев, японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также от религиозных мистерий.

Простейшие формы Масок мы встречаем у вогулов, остяков и др. сибирских инородцев, которые употребляют их, например, при празднествах в честь убитого медведя. При таком празднике все присутствующие надевают Маски из древесной коры, с длинным носом и, обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами или остяками, a русскими; при этом происходят пляски и сценические представления, отчасти комического, отчасти обличительного характера, так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькую правду всем сородичам и даже старшинам.

Изготовлением маски мог заниматься только мужчина также как ее и носить. Перед тем как начать ее делать, он прочитывал заклинание, приносил жертву. Работа мастера проходила в секретном месте. Никто не мог видеть как он изготавливал маску. Незаконченная работа оставалась на ночь у вождя. Говорили, что мастера были посвящены в тайну загробного мира.

  • В Африке до сих пор используют эту деталь при совершении разных обрядов и на праздничных мероприятиях.
  • Африканскими масками из дерева и по сей день пользуются маги, во время проведения магического ритуала.
  • Многие известные художники использовали этот мотив в своем творчестве и таким образом переносили африканскую культуру на запад.
  • Сегодня этот элемент используют для украшения квартиры, дополнения интерьера и могут купить недорого
  • Это изделие скрывает в себе много разных тайн. Покупатель, который решит купить его, станет хранителем древней культуры.

Как использовали деревянные маски африканцы

Готовое изделие мог надеть на себя только высокопоставленный человек. Деревянная африканская маска придавала ему власть, авторитет с особыми полномочиями. Все должны были поклоняться и повиноваться этому гражданину. Обычно изделие обладало особой раскраской, было больших размеров и выглядело угрожающе.

Простые люди тоже могли держать у себя дома этот атрибут. Он им был нужен для налаживания контакта с умершими родственниками. Они хотели получить совет от них и узнать, что будет с ними в будущем. Маска, которая для этого использовалась, выглядела более спокойно по сравнению с маской знатного человека. От вида масок, которые использовали колдуны, становится немного жутковато. Когда люди смотрели на них, они впадали в гипнотическое состояние.

Изделия, которые продаются в «Восточной лавке» не имеют таких качеств, поэтому покупатели, могут спокойно купить африканские маски из дерева в нашем Интернет-магазине. В туристических магазинах вы не сможете купить их так дешево как в нашем. Несмотря на то, что их стоимость на самом деле высокая, мы стараемся ставить доступные цены для покупателей.