Памятка проведения родительских собраний. Основные этапы подготовки родительского собрания. Некоторые секреты успешности родительского собрания

План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» - одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал может быть использован классными руководителями при подготовке к родительским собраниям.

Форма проведения: родительский практикум

Цели : формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения родительского собрания

по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»

Дата проведения: 19.11.2013

Время проведения: 18.00

Разработчик: Н.А. Моргунова, зам. директора по ВР МАОУ СОШ № 25

Форма проведения: родительский практикум

Цели: формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Место проведения: МАОУ СОШ № 25

Оборудование, ресурсы и материалы: мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

План проведения мероприятия

№ п/п

Время

Сообщение целей практикума.

1 минута

Знакомство (родители пишут маркерами на листочках свои имена и прикрепляют бейджи)

3 минуты

Введение в тему практикума. Упражнение 1 «Обсуждение ситуации»

7 минут

Упражнение 2 «Определить неэффективные сообщения»

3 минуты

7 минут

Упражнение-игра «Место под солнцем». Обсуждение

6 минут

Рефлексия. Подведение итогов.

2 минуты

Итого

30 минут

Конспект проведения мероприятия

Добрый день, уважаемые Родители.

Предметом нашего обсуждения станет классическая проблема взаимоотношения поколений. Недопонимание между «отцами» и «детьми» было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Поэтому тема нашего родительского практикума «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» Шаг 1 (слайд № 1).

Жизнь без конфликтов невозможна, а успешно их разрешение зависит от нас – взрослых. Предлагаю рассмотреть одну из ситуаций, с которой сталкивается практически каждый родитель.

Упражнение 1 «Обсуждение ситуации» (слайд № 2)

Ситуация: « Ваш 13-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и в очередной раз оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид»

Что в данной ситуации Вы скажете своему ребенку?

(Варианты высказываний записываются на флипчарте)

Родители, сталкиваясь с подобным протестным поведением своих детей, используют различные пути выхода из конфликтной ситуации. Одни выбирают путь: «Я выигрываю - ты проигрываешь» и настаивают на своем, другие «Ты выигрываешь - я проигрываю» и уступают ребенку, третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Есть еще одни подход – «беспроигрышный», он требует коренного изменения установок большинства родителей в отношении своих детей, времени и навыков четкого сообщения о своих чувствах и эффективной коммуникации между родителями и детьми.

Взрослые выражают свои чувства и эмоции посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, угроза, совет, уговаривание или посылка готового решения (что ребенку нужно сделать). Н-р («Немедленно уберись за собой!», «Всегда убирай за собой!», «Я рассержусь на тебя, если ты не уберешь» и т.д.).

Посылка «Ты-сообщения» (слайд № 3)

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;

2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;

3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;

4) вызывает у ребенка чувство вины;

5) снижает степень самоуважения для ребенка;

6) заставляет ребенка защищаться;

7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение. Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Посылка «Ты-сообщения» почти всегда начинается со слова «Ты» или содержит это слово. Все эти сообщения «Ты» - ориентированы.

Уважаемые родители, как Вы думаете, чем «Я-высказывание» отличается от «Ты-высказывания»?

(Предполагаемые ответы родителей: «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я расстроена тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Упражнение 2 Определить неэффективные сообщения

Предлагаю вашему вниманию ситуации и родительские сообщения, прочитав их, определите неэффективные сообщения (слайды № 4-7)

Ситуация и сообщение

Дети шумят около ТВ: какую передачу смотреть. Родитель: "Прекратите шуметь и выключите сейчас же ТВ!"

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Я вижу, тебе нельзя доверять. Я очень рассержена на тебя. Ты будешь проучена на месяц".

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Слава богу, ты наконец-то пришла домой. Я так рада, какое облегчение. Я так боялась, что что-то случилось".

Учитель прислал домой записку о том, что 13-летний ребенок громко болтал на уроке. "Подойди и объясни, почему ты заставляешь нас краснеть из-за твоего дрянного языка".

Вывод: От родителя требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать свои внутренние чувства. Честность и открытость «Я-сообщений» в третьем примере создает истинно человеческие отношения между родителем и ребенком. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости.

Упражнение 3 «Тренировка в построении «Я – высказывания»

Работа в группах (разделиться на 3-4 группы). Каждой группе дается задание - переформулировать фразу из Ты – сообщения в Я – сообщение. (проблема и «Ты –сообщение» написаны на карточках) (Приложение 1)

Затем (при необходимости) группа возвращается к обсуждению ситуации № 1. Формулировка «Я – сообщения»

Упражнение-игра «Место под солнцем»

Инструкция: Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.

Обсуждение:

Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?

Может ли «Ты-высказывание» отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?

Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?

Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые родители на следующей нашей встрече мы познакомимся и обсудим три основных подхода к решению конфликтной ситуации между родителями и детьми. А сейчас я прошу Вас одним словом выразить свое состояние и настроение после собрания.

Литература:

  1. С.М. Емельянов Практикум по конфликтологии. С-П,2000.
  2. Р.В. Овчарова Практическая психология. М., 1999.
  3. С.А. Левашова Психолог и подросток. Ярославль, 2002.
  4. Е.Лютова Эффективное взаимодействие с детьми. М., 2003.
  5. Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.
  6. К. Торн. Д. Маккей Тренинг. С-П., 2001.
  7. В.А. Родионов Я и другие. Ярославль, 2003.
  8. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? М., “Генезис”, 1999.

(Ранний возраст)

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.

Цель:

1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Мотивация:

Объявление-приглашение.

«Воспитание-такая работа, которая непременно

должна доставлять удовольствие».

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.

В программе:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.

3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.

4. Получите ответы на все свои вопросы.

Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!

Подготовительный этап:

1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.

2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.

3. Подготовка объявления-приглашения.

5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»

6. Разработка плана проведения родительских собраний.

7. Разработка проекта решения родительского собрания.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».

Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.

Структура собрания:

1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:

О дошкольном учреждении,

Новациях в работе,

Представляет педагогов,

Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,

Знакомит с программой встречи.

2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.

Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.

3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».

Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.

Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».

4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».

Цель:

  • познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
  • с задачами образовательной работы,
  • с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.

6. Презентация плана работы с родителями группы.

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
  • семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
  • ·заседания «круглого стола»,
  • совместные праздники,
  • опросы и анкетирования.

7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».

Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.

8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.

Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».

Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.

  1. Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает? Как спит?
  7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  11. Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
  12. О чем бы вы еще хотели рассказать?

Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
  2. Чему воспитатель может научиться у родителей?
  3. А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  4. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
  5. Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
  6. Что необходимо для эффективной работы?
  7. Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

НА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.

План проведения общий и групповых родительских собраний в МДОБУ детском саду № 111 на 2017– 2018 учебный год

Цель: оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, развития дошкольников.

Анализ семей по социальным группам (полные, неполные и т.д.)

Информационно-справочные стенды, папки-передвижки, газета детского сада.


Задача: знакомить родителей с работой ДОУ.

Размещение материалов о ДОУ в печати;
на сайте детского сада, персональных страницах педагогов.

сентябрь

В течение учебного года

Старший воспитатель

Воспитатели

Педагогическое просвещение родителей.
Задача: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в образовательном процессе.

1. Общие собрание родителей.

1.1. Установочное собрание «Организация воспитательно-образовательного пространства в группах» (цели и задачи на новый учебный год; программы технологии, развивающая предметно-пространственная среда в группах).

1.2. Итоговое «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот учебный год» (итоги работы ДОУ)

2. Групповые собрания (4 раза в год – установочное, текущие и итоговое).

Первая младшая группа

1. «Улыбка малыша в процессе адаптации».
2 «Говорим правильно» (развитие речи младшего дошкольника).
3. Игры и пособия для развития детей младшего дошкольного возраста.
4. «Успехи наших детей».

Вторая младшая группа

1.« «Давайте познакомимся. Психолого – педагогическое особенности детей четвертого года жизни».
2. «Игра в процессе развития познавательной сферы детей. Развитие речевой деятельности воспитанников».
3.«Роль семья и ДОУ в формирование всесторонне – развитой личности ребенка»;
4. «Успехи нашей группы».

Средняя группа.

1. «Давайте познакомимся. Планы на учебный год»
2. «Игрушки в жизни детей»;

3. «Я хочу быть здоровым»;
4. Родительское собрание по экологическому воспитанию «Природа и фантазия»»;

Старшая и подготовительная группа

1. Планы на новый учебный год

2. «Физкультура и спорт в вашей семье»;
3. Встреча с родителями «Развитие творческих способностей у детей старшего возраста»
4. Круглый стол «Дошкольник готовится стать школьником».

Занятия с психологом «Школа заботливых родителей».

Цель: просвещение родителей по актуальным вопросам обучения и воспитания детей.

В течение учебного года

1 раз в месяц

Старший воспитатель

Воспитатели

Педагог-психолог

Совместная деятельность образовательного учреждения и родителей.

Задачи: привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.
1.Планирование и организация работы с родителями;
2.Участие родителей в Управляющем совете ДОУ, в разработке локальных актов учреждения (Устав, Образовательная программа, в составлении Договора с родителями);
3.Спортивные праздники, утренники и развлечения с родителями;
4. «Неделя здоровья», «День открытых дверей».

5. Выставки для детей и родителей:
«Галерея детского творчества» (тематические выставки).

В соответствии с планом

Старший воспитатель

Воспитатели

Педагог – психолог

Музыкальный руководитель

Тематика заседаний

1 Распределение обязанностей членов родительского комитета. Определение основных направлений деятельности РК.

Составление плана работы на новый учебный год.

2 Организация и проведение субботника.

Помощь в оснащении предметно-развивающей среды в группе.

3 Подготовка и проведение новогоднего развлекательного мероприятия в ДОУ. Обеспечение дошкольников подарками.

4 Участие в организации святочных и рождественских посиделок в ДОУ.

5 Формы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников.

Участие в организации праздника ко Дню защитника Отечества. (Веселые старты для пап) . Пошив костюмов для мальчиков.

6 Участие в подготовке к празднованию 8 Марта. Организация и проведение чаепития для мам и бабушек.

7 Составление плана косметического ремонта ДОУ в летний период 2015 года.

8 Участие в подготовке и проведении празднования Дня Победы. Пошив костюмов для девочек. Подготовка подарков ветеранам.

9 Подготовка группы к летнему оздоровительному сезону. Благоустройство территории ДОУ. Участие родителей в субботнике.

Формы и методы оздоровления детей в летний период. Организация праздника для детей-выпускников из детского сада.

10 Подготовка к общему родительскому собранию «Итоги работы ДОУ в 2014-2015 уч. году. Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе» . Обсуждение вопросов дальнейшего взаимодействия ДОУ и родителей в 2015-2016 учебном году.

Участие родителей в развлекательных мероприятиях для детей в летний период.

11 Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах создания условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Помощь в оснащении спортивной площадки. Помощь родителей в борьбе с сорной растительностью.

12 Подготовка ДОУ к новому учебному году. Участие родителей в ремонтных работах. Проведение субботника. Оснащение предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

13 Подготовка к общему родительскому собранию. Подведение итогов работы РК.

II. Помощь ДОУ в организации и проведении субботников по благоустройству территории дошкольного учреждения:

  • Осенний декадник по благоустройству территории и подготовке к зимнему периодуоктябрь- ноябрь 2014 года
  • Весенний декадник по уборке территории от мусора. Благоустройство. Подготовка к летнему оздоровительному сезону.

3. Помощь в ремонтных работах в соответствии с планами групп и годовым планом МБДОУ.

4. Участие в работе родительского комитета. (В соответствии с планом комитета) .

5. Участие в психологических тренингах, проводимых для родителей педагогом-психологом МБДОУ.

  1. Ознакомление с планом работы на новый учебный год.
  2. Ознакомление с изменениями в законодательстве РФ в системе образования.
  3. О проведении новогодних утренников –заседание родительского комитета.
  4. Изучение и распространение лучшего опыта семейного воспитания в группе. Подготовка выступления родителей на общих родительских собраниях.
  5. Контроль за состоянием образовательной работы с детьми в группах детского сада.
  6. Подготовка информации для родителей о состоянии образовательной работы с детьми. Участие в подготовке и проведении групповых родительских собраний.
  7. Контроль за выполнением решений общих и групповых родительских собраний.
  8. Посещение организованной образовательной деятельности в ДОУ с целью ближе познакомиться с режимом и жизнью детей в дошкольном учреждении.
  9. Организация питания в детском саду –заседание родительского комитета.
  10. Организация субботников по озеленению и оборудованию участков и территории детского сада в весенний период.
  11. Участие в составлении отчета о работе родительского комитета за год.
  12. Отчет родительского комитета о своей деятельности перед общим родительским собранием. Заседание родительского комитета.
  13. С целью улучшения внутрисемейных отношений и улучшения эмоционального самочувствия ребенка в семье проводить консультации (групповые и индивидуальные)
  14. Заслушивание отчетов заведующего и членов контрольно-ревизионной комиссии

о расходовании бюджетных и внебюджетных средств.

16. Заслушивание отчетов медицинской сестры о заболеваемости детей и профилактике инфекционных и простудных заболеваний.

17. Участие в подготовке к праздникам (оформление помещений, пошив костюмов, расфасовка подарков, изготовление декораций для занятий детьми театрализованной деятельностью)

18. Контроль за своевременной оплатой родителями за присмотр и уход детей в дошкольном учреждении.

19. Контроль питания детей в дошкольном учреждении за качеством и разнообразием продуктов.

План проведения родительских собраний в 1 младшей группе» Ромашки» на 2017-2018 учебный год.

  1. «Давайте познакомимся» - август
  2. «Адаптация ребенка к условиям детского сада» - сентябрь
  3. «Осторожно грипп» . «Профилактика ОРВИ» - январь
  4. «Чему мы научились за год» . Итоговое собрание - май

План проведения родительских собраний на 2017-2018 учебный год во 2 младшей группе.

  1. «Возрастные особенности детей» . Самообслуживание в жизни ребенка. -октябрь
  2. «Поощрения и наказания ребенка в семье» -декабрь
  3. «Овощи и фрукты - полезные продукты"- февраль
  4. «Итоговое собрание» . «Скоро лето» - май

Дембицкая Елена Валерьевна

Город (населенный пункт):

г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА

1 .Для чего нужны родительские собрания

Родительские собрания нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформу­лировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.

Как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.

Как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов

Как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

2.Организация и проведение родительских собраний

Родительское собрание: подготовка и проведение

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей студента , средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современных учебных заведениях на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя , обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы.

Родительские собрания формируют не только общественное мнение родителей, но и родительский коллектив. В педагогической практике различают собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы, консульта­ции родителей, подводятся итоги и др. Наиболее эффективны родительские собрания комбинированного типа. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее вре­мя, намечаются новые цели и задачи на последующий период.

Родительские собрания проводятся с целью:

ознакомления родителей с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса в учебном заведении

психолого-педагогического просвещения, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста детей и условиях успешного взаимодействия с ними и т. д.;

вовлечения родителей в совместную с обучающимися внеурочную деятельность (конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);

совместного решения организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и др.).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),

собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),

тематические,

собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,

итоговые (четвертные) и т.д.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные.

Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения.

Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников).

Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

3.С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями.

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, журналы, нормативные документы – Устав учебного заведения, Правила студентов). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания. Требуется заблаговременно оповестить родителей о дате, времени и месте проведения собрания. Это позволит им скорректировать свои планы и найти время для его посещения. Оповестить родителей можно, например, с помощью нижеприведенной формы извещения. Ребенок через несколько дней должен будет принести извещение учителю с подписью родителей.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощникам, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет , избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

4.Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания 1-1,5 часа.

2. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправ­ленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

3. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания.

б) определение целей родительского собрания.

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

д) определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

г) приглашение родителей и других участников собрания.

з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выра­жать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родите­лей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разби­райте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Как преподавателю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все воз­можное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Подготовка собрания

1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.

3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выно­симых на собрание.

4. Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в учебном заведении.

5. Продумать выставочный или информационный материал.

6. Определить, кого из преподавателей - предметников или других специалистов можно пригласить.

7. Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3. Использовать форму разговора за чашкой чая.

4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении стро­ить собрание.

5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных собы­тий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).

7. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведе­ния родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчи­ваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».

8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Преподавателю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: раз­бор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Родителям на заметку

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).

2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

5. Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).

6. Ободрять других (оптимистам жить легче).

7. Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).

Примерное положение о классном родительском собрании

1. Общие положения

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в клас­се - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание

2.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.

2.2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родитель­скую конференцию.

2.3. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов само­управления.

2.4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.

2.5. Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.

2.6. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.

2.7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования ро­дителей.

2.8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждаю­щимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты допол­нительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов,

2.9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в об­разовательном учреждении.

3. Правила проведения собраний

3.1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к соб­ранию всю необходимую информацию и документы.

3.2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных устано­вок, рекомендаций и советов.

3.3. Главным методом проведения собрания является диалог.

3.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.

3.5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.

3.6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

3.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на соб­рание учителей-предметников.

3.8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),

3.9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания

4.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

5. Темы родительских собраний и их краткое описание

В помощь, несколько тем для родительских собраний, с методическими материалами и рекомендациями.

Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Форма проведения собрания - "круглый стол"

План собрания.

1. Вступительное слово учителя.

2. Анализ анкет родителей.

3. Анализ анкет школьников.

4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".

5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Тема: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"

План собрания.

1. Экскурсия по выставке детских (семейных) поделок и знакомство с фрагментами сочинений школьников.

2. Беседа учителя о значении труда в семье.

3. Анализ анкет родителей и школьников.

4. Свободная дискуссия на тему "Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье".

6. Подведение итогов собрания.

Тема: "Поощрение и наказание"

План собрания.

1. Педагогические ситуации из жизни класса.

2. Сообщение учителя о значении методов поощрения и наказания в воспитании детей.

3. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.

4. Беседа по вопроснику.

5. Разговор о поощрениях.

6. Подведение итогов.