Низкая самооценка у подростка девочки. Не отказывать в покупке «мечты». Признаки заниженной самооценки у детей и подростков

Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.

Сайт «Красивая и Успешная» сегодня познакомит своих читательниц с рекомендациями педагогов и психологов, касающимися помощи подросткам в формировании правильной оценки своих сил.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
  • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
  • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
  • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
  • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
  • Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
  • Сайт сайт выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.


Как повысить самооценку подростку девочке

Даже очень симпатичные после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.

Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.

  • Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
  • Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
  • Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.

Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.

Как помочь подростку повысить самооценку

Жизненный опыт показывает, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы он действительно этого захотел.

Поднять самооценку помогут следующие психологические приёмы:

  1. Аффирмации, или утверждения, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Такую аффирмацию можно распечатать крупным шрифтом и поместить на стене в своей комнате или же написать на небольшом листке бумаги и положить в кошелёк. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух.
  2. Общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя.
  3. Занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе.
  4. Повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям.
  5. Умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств.
  6. Вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.

Родители должны понимать, что застенчивость многих – вовсе не особенность их возраста. Она присуща лишь детям с заниженной самооценкой, которые очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Если не помочь такому подростку повысить самооценку, детские комплексы могут перейти в его взрослую жизнь и стать серьёзным препятствием на пути к успехам.

Копирование этой статьи запрещено!

Если мама проявит чуткость и понимание, то ей удастся помочь дочери повысить самооценку.

Как это сделать? Американские психологи, специализирующиеся на работе с подростками, дают 12 простых советов.

1. Принятие своего тела.

Мама часто сама не осознает, насколько большое влияние она оказывает на принятие или непринятие дочерью своего тела.

Никогда не спрашивайте свою дочь, не полнят ли вас джинсы; не говорите, что вы были плохой, потому что съели кусок пиццы, и теперь вам придется отказаться от десерта.

Самооценка мамы влияет на самооценку дочери.

2. Медиаграмотность.

Учите дочку медиаграмотности. Как это сделать? Вместе смотрите телевизор, обсуждайте увиденное. Помогите ей выработать критический взгляд, который поможет ей не воспринимать на веру всю информацию.

Поощряйте ее делать то, то она хочет и то, что ей нужно. Создавайте возможности для того, чтобы она могла высказвать свое мнение. Спросите, чего она хочет, пусть сама сделает выбор, а затем выполнить его в жизнь. Это очень важно для повышения самооценки девочки.

4. Командные виды спорта.

Исследования показывают, что у девушек, которые играют в командах, более развито чувство собственного достоинства. Они взаимодействуют друг с другом, видят перед собой достойный пример, и им не нужно самоутверждаться за счет чего-то другого.

5. Не одалживайте одежду вашей дочери.

Вы должны позволить ей иметь свой стиль. Очень трудно сохранять свою самооценку на должном уровне, когда твоя мама, согласно общепринятым стандартам и красивее, и стройнее, чем ты.

6. Отходите от похвалы за внешность.

Это касается и разговора с маленькими девочками. Старайтесь сбалансировать комплименты относительно внешности девочки с комплиментами тому, кто она и что она делает в этом мире.

На каждый комплимент, сделанный внешности дочери, должно приходиться по меньшей мере два, которые не связаны с ней. То же самое касается и других девочек, которые встречаются на вашем пути: подруги дочери, племянницы и т.д.

7. Помогите приобрести навыки, не зависящие от внешнего вида.

Привлекайте ее к деятельности, которая развивает чувство уверенности, а не фокусируются на хорошем виде и приобретении вещей.

Спорт, театр, музыка, изобразительное искусство – все это действительно может помочь девочкам выразить себя с помощью слов, творчества, а не через их внешний вид.


8. Хвалите свою дочь за ее усилия, а не исполнение.

Сместите фокус с результатов на приложенные усилия и развитие новых навыков. Мастерство укрепляет уверенность в себе и учит спокойно воспринимать неудачу.

9. Обратите внимание на журналы, которые находятся в вашем доме.

Исследования показывают, что после 15 минут просмотра модного журнала, настроение переходит от любопытства и энтузиазма до сравнения с собой и занижению самооценки.

10. Не обсуждайте других женщин.

И не давайте мальчикам и мужчинам в вашей семье делать это. Не позволяйте детям дразнить друг друга относительно еды или внешности. Не позволяйте этому прижиться в вашем доме. Это действительно вредно.

11. Папа, не относись к своей дочери, как к беспомощной.

Когда отец относится к дочке, как к хрупкому, беззащитному, маленькому существу, он как будто говорит: «Твое дело – выглядеть хорошо, а мужчина все сметет на своем пути и спасет тебя».

Вместо того, чтобы дать ей возможность и инструменты сделать что-то самостоятельно, чтобы она сама за себя говорила. Вы можете заниматься вместе с дочкой теми же делами, которыми бы занимались с сыном.

12. Убедитесь, что она знает, что вы любите ее, не смотря ни на что.

Она должна знать, что вы будете любить ее, независимо от того, как изменится ее внешность, как она будет одеваться или как будет себя вести. Потому что, хоть подростки и зависят от мнения своих сверстников, то, что думают о них родители, для них важно, как никогда.

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» - зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте - учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу - идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной - в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка - следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» - следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки - процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

ФОТО Getty Images

В подростковом возрасте зависимость от самооценки крайне велика, гораздо больше, чем считают взрослые. Сегодня требование соответствовать медийным стандартам красоты и быть физически совершенным оказывает на девочек и мальчиков большое давление. Исследования бренда Dove выявили такую картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается избыточный вес, 67% полагают, что им нужно похудеть. И за этими цифрами стоят реальные проблемы.

Девушки используют нездоровые методы, чтобы сбросить вес (таблетки, голодание), а мальчики принимают препараты, помогающие набрать мышечную массу. Из-за комплексов подростки ведут себя в обществе скованно, неуверенно и стараются избегать обще­ния даже со сверстниками. Дети, которые слышат в свой адрес насмешки, переносят гнев на себя и свои физические «недостатки», становятся озлобленными, скрытными.

Не стоит ждать, что ребенок перерастет эти комплексы. Лучше постараться помочь.

Поговорите откровенно

Чтобы разговорить подростка, нужно понять его переживания. Вспомните себя в его возрасте и свои переживания. Вы стеснялись, а может, даже ненавидели себя, считали себя неуклюжими, толстыми, некрасивыми. Оглядываясь на свое детство, мы привыкли вспоминать сплошные радости, забывая о трудностях и неприятностях. И ребенок чувствует, что в сравнении с родителями он живет неправильно.

Хвалите вслух

Упоминайте в разговоре, каким вы видите ребенка в повседневной жизни, подчеркивая его лучшие стороны. Это будет для подростка поддержкой, в которой он так нуждается. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым, а если ребенка подбадривают, учится верить в себя.

Хвалите не только за внешность! Помимо комплиментов внешнему виду, ребенку полезно слышать от родителей похвалу за свои действия. Цените усилия, который ребенок прикладывает для достижения цели, а не результат. Объясните, что не все всегда получается так, как хочется. Но если концентрироваться на каждой неудаче, это не приблизит к успеху.

Относитесь к себе мягко

Матери не стоит критиковать свое отражение в зеркале в присутствии дочери-подростка, жаловаться на круги под глазами, лишний вес. Лучше поговорить с ней о том, как меняется тело девочки, какая красивая у нее походка и улыбка. Поделитесь с дочерью рассказом о том, как вы были недовольны собой в ее возрасте. Расскажите, как смогли пережить влияние извне или как кто-то значимый для вас смог справиться с комплексами. Еще один важный момент - моделирование: предоставьте ребенку возможность наблюдать, что вы к себе хорошо относитесь, себя цените, заботитесь о себе.

Формируйте систему ценностей

Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду - это поверхностно. Не критикуйте других в присутствии ребенка, он не должен принимать участия в таких разговорах или быть их свидетелем. Детское сознание очень восприимчиво, и подросток спроецирует на себя критику, направленную на других.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир

Обсуждая внешние особенности, мы попадаем в определенную систему стереотипов и становимся зависимыми от них. И получается, что не «я живу», а «меня живут». «Меня живут» - навязанные размеры, параметры и представления о том, как я должна выглядеть.

Найдите достоинства

Подростки, с одной стороны, хотят быть как все, а с другой стороны - отличаться и выделяться. Учите ребенка гордиться своими умениями, особенностями и достоинствами. Задайте вопрос, что уникального он видит в каждом из членов семьи или друзей. Пусть он назовет свои достоинства и придумает, как подчеркнуть их.

Объясните, что нас определяет не столько внешний вид, сколько личные качества и внутренний мир, черты характера, наши умения, таланты, увлечения и интересы. Театр, музыка, танцы, спорт - любые хобби помогут выделиться на фоне других и поспособствуют развитию чувства уверенности.

Воспитывайте медиаграмотность

Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Обсудите, справедливо ли сравнивать живых людей с искусственно созданными изображениями, и обязательно подчеркните, что необходимо уважать и ценить то, что делает нас уникальными.

Давайте возможность высказаться

Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Это дает шанс поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

Об эксперте

Лариса Анатольевна Карнацкая - психолог, доцент Московского социально-педагогического института, эксперт бренда Dove в вопросе уверенности в себе среди девочек-подростков, член Глобального консультативного совета Фонда «Формирование самооценки» Dove. В рамках программы Dove Self-esteem «За истинную красоту» профессиональные психологи и эксперты бренда проводят серию уроков по повышению самооценки и поднятия уверенности в себе. В 2016 году география классов расширится, и на этот раз они пройдут в 39 городах России.

Низкая самооценка подростков.

Взрослея, человек проходит через несколько стадий своего личностного становления: младенчество, детство, отрочество, юность. Каждый из этих периодов уникален и по-своему значим для формирования личности.

Но педагоги и психологи выделяют в качестве главного периода все-таки подростковый, потому что именно в этом возрасте, в 12-16 лет, перед человеком встают задачи личностного роста, решая которые, он зачастую испытывает изрядные трудности.Что это за задачи? Если не касаться процессов биологического взросления, которые сами по себе вызывают много сложностей и требуют особого внимания, то, прежде всего, это осознание себя в группе, в семье, оценка себя как личности. Это осознание по-другому называют самооценкой. Вот какое определение самооценки дает «Психологический словарь»: «Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков».

Самооценка формируется как в процессе деятельности подростка, так и в процессе межличностного взаимодействия и бывает трех видов:

2. Завышенная, когда подросток себя переоценивает;

3. Низкая, неадекватная самооценка, когда подросток недостаточно себя оценивает.

Низкая самооценка возникает на почве психологической неустойчивости подростка к воздействиям на него различных субъектов межличностного общения. Иными словами, подросток меняет свое мнение о себе в зависимости от ситуации общения, от отношения к нему окружающих. И сильнее всего на самооценку подростка влияют семья и одноклассники.Подросток с низкой самооценкой тревожен, он испытывает страх от широких социальных контактов, при этом проявляет признаки эгоцентризма, ему трудно выходить из непростых ситуаций. Зачастую его поведение характеризуется депрессивным состоянием, но некоторые исследователи отмечают, что подросток в состоянии депрессии имеет низкую самооценку, а другие – что низкая самооценка влечет за собой такие деградирующие последствия для личности, как депрессивное состояние.

Кто же или что может оказывать влияние на самооценку подростка? В восемь лет это:

Успехи в школе,

Внешняя привлекательность,

Физические способности,

Принятие в группе,

Поведение в школе.

К подростковому возрасту этих критериев останется только два, поведение и успеваемость, которые будут влиять на оценку подростка в семье, другие же три критерия будут формировать самооценку подростка в значимой для него подростковой среде.Роль семьи в формировании адекватной самооценки трудно переоценить: в семье, настроенной на симметричные отношения, основанные на демократичном стиле воспитания, как правило, подростков с низкой самооценкой нет.В семье же, где ребенку предъявляют завышенные требования в учебе, спорте, проявлении творческих способностей и при этом общение строят в авторитарном стиле, где нередки проявления грубости, придумывание обидных шуток и прозвищ, наличие у подростка низкой самооценки неудивительно.Но подросток зачастую, стремясь уйти от давления семьи, уходит в так называемую референтную группу, где его самооценка может повыситься за счет того, что принято в этой группе. Это может быть курение, употребление спиртных напитков, следование какому-то определенному стилю одежды и поведения (неформальные группы: готы, эмо и т.п.). Подростку важно ощущать принятие группой, чтобы его самооценка повысилась.

1. Постарайтесь понять, что жизнь ребенка принадлежит ему самому, не требуйте от него совершенства во всем, избегайте перфекционизма.

2. Формируйте реалистичный взгляд на жизнь: не унижайте, но и не перехваливайте ребенка.

3. Ищите ключи к взаимопониманию со своими детьми, чаще разговаривайте с ними о том, что для них важно. Делитесь своим жизненным опытом.

4. Старательно подбирайте стиль общения с ребенком, избегайте ироничных и откровенно насмешливых высказываний в его адрес.

5. Не бойтесь признаваться детям в своих ошибках, просите прощения, если были не правы, доверяйте своим детям.

Что же делать, если все-таки что-то упущено, и у ребенка явно занижена самооценка, его поведение изменилось, как ему помочь?

Напишите вместе с подростком 5-7 предложений, в которых он в позитивной формулировке расскажет о себе, например: «Я хорошо умею кататься на роликах» или «Я всегда прихожу вовремя». Найдите вместе с ребенком то лучшее, что в нем есть, убедите его в собственной уникальности и нужности. Чаще читайте этот список, добавляйте в него новые пункты, и вы сами не заметите, как его самооценка начнет повышаться, а вместе с ней и его отношение к жизни.