Конспект занятия по фэмп во второй младшей группе на тему: «поможем зайчишке. Занятие по фэмп во второй младшей группе на тему "высокий - низкий". Оборудование и материалы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кукуйский центр образования»

структурное подразделение Кукуйский детский сад

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПО СКАЗКАМ»

Воспитатель: Гребенюк

Екатерина Александровна

д. Кукуй, 2017 г.

Цель занятия: закрепление пройденного материала.

Задачи:

- обучающая: учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат; определять геометрические формы путем тактильных ощущений, отличать фигуры путем наложения их друг на друга; отличать их физические свойства; учить отвечать на вопрос «сколько?»; учить сравнивать два предмета по длине путем наложения и приложения;

- развивающая: развивать связную речь; развивать наблюдательность, внимание, память, мыслительные операции, пространственную ориентировку;

- воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость;

- здоровьесберегающая: повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать переутомление.

Тип занятия: интегрированное, закрепляющее.

Форма занятия: игра-путешествие.

Продолжительность: 15 минут.

Участники: дети второй младшей группы, воспитатель.

Возраст обучающихся: 3-4 года.

Оборудование и материалы: настольный театр «Теремок», строительный материал (большие кубики), фигурка колобка, разрезные геометрические фигуры (круги красного, желтого, синего и зеленого цвета), две дорожки разного размера (желтая и зеленая), три медвежонка (разного размера), корзинка с печеньем (печенье круглой и квадратной формы).

Предварительная подготовка: свободное общение по сказкам («Теремок», «Колобок», «Три медведя»), беседа о героях сказки, рассматривание картинок с героями этих сказок, отгадывание загадок, дидактические игры на развитие математических способностей, разрезные картинки и пазлы по сказкам («Теремок», «Колобок», «Три медведя»), подвижные и малоподвижные игры.

Методы и приемы работы с детьми:

Художественное слово;

Проблемные ситуации (как помочь зверям, потому что медведь сломал их дом; как помочь колобку, ведь он потерял баночку с мыльными пузырями в лесу);

-

Д идактические игры, направленные на развитие мыслительных операций сравнения, классификации, развитие памяти, восприятия, внимания («Раздувайся, пузырь», «Угости медведей печеньем»);

Р ефлексия «Где мы побывали?».

Структура занятия:

- Беседа по содержанию сказки «Колобок»;

Проблемные ситуации;

- Дидактическая игра «Построй домик»;

Физкультминутка «Мы идем в поход»;

Д идактические игры: «Раздувайся, пузырь», «Угости медведей печеньем»;

11 минут

Заключительный

Р ефлексия «Где мы побывали?»

2 минуты

Ход занятия:

Подготовительный этап:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, у нас с вами необычный день. Вы любите сказки? (ответы детей).

Воспитатель: Я буду волшебницей, и мы отправимся с вами в страну сказок. Согласны? (ответы детей).

Воспитатель: А на каком транспорте мы туда отправимся? (дети называют виды транспорта).

Воспитатель: Мы полетим туда на самолете. Вы забыли, что я волшебница! Сейчас я превращу наш ковер в самолет! Рекс, пекс, фекс! Готово! Садитесь на ковер и закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где вы, сказки, отзовитесь, нам ребятам покажитесь!» (звучит музыка «В гостях у сказки»).

Основной этап:

Воспитатель: Вот мы и прилетели в первую сказку. А какая это сказка попробуйте отгадать:

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог…

Это сказка…

Дети: Теремок!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, герои сказки «Теремок» нас встречают!

На столе стоят фигурки из настольного театра «Теремок».

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие звери поселились в теремке?

Дети: Мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько зверей поселилось в теремке? (много).

Воспитатель: А сколько там было мышек? Лягушек? Лисичек? (одна).

Воспитатель: А сколько у нас в группе детей? (много).

Воспитатель: Молодцы! А давайте вспомним, что натворил медведь в этой сказке?

Дети: Сломал домик.

Воспитатель: А почему так случилось, что медведь сломал домик?

Дети: Потому что домик был маленький, а медведь большой.

Воспитатель: Ребята, звери нас просят, чтобы мы построили им новый домик. Поможем им? (да).

Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик» (Приложение 1.).

Воспитатель: Молодцы! Звери благодарят вас за новый дом. Теперь они зимой не замерзнут. Давайте попрощаемся со сказкой «Теремок» и поспешим в новую сказку.

Физкультминутка:

Отправляемся в поход!

Сколько нас открытий ждет. (Ходьба на месте)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (Ходьба по кругу друг за другом)

Только в лес мы зашли –

Появились комары.

Руки вверх – хлопок,

Руки в низ – хлопок другой. (Действия в соответствии с текстом)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса. (Приседание)

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим. (Бег на носочках)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать в какую сказку мы попали, попробуйте отгадать загадку:

Из муки он был печен, на сметане был мешен.

На окошке он студился, по дорожке он катился.

Был он весел, был он смел, и в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка, серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог. Что за сказка?

Дети: Колобок!

Воспитатель: Правильно, мы в гостях у колобка. Но посмотрите, колобок совсем не веселый. Давайте спросим, что случилось.

Воспитатель подносит к уху колобка.

Воспитатель: Ребята, колобок мне рассказал, что пока он катался по лесу, потерял баночку с мыльными пузырями. Теперь он не может надувать мыльные пузыри. Давайте ему поможем и надуем один большой мыльный пузырь.

Дидактическая игра «Раздувайся, пузырь» (Приложение 2.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, у вас круги одного цвета или разного?

Дети: Разного!

Спросить у каждого ребенка, какого цвета у него получился пузырь.

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож пузырь?

Дети: На круг!

Воспитатель: Правильно! Сколько кругов у нас получилось?

Дети: Много!

Воспитатель: Колобок обрадовался и благодарит вас за подарки. А нам пора с ним прощаться и в другую сказку отправляться!

Дети: До свидания, Колобок!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь две дорожки, но они разные. Давайте сравним их по цвету! Эта дорожка какого цвета? А эта дорожка какого цвета? (ответы детей: зеленая, желтая).

Воспитатель: Правильно! А теперь посмотрите внимательно и скажите, по какой дорожке мы придем в следующую сказку быстрее?

Дети: По желтой.

Воспитатель: Правильно! А почему?

Дети: Потому что она короче, чем зеленая.

Воспитатель: Как вы узнали, что эта дорожка короче, а другая длиннее?

Дети: Нужно положить одну дорожку на другую и соединить их верхний край.

Воспитатель: Молодцы! Поспешим по короткой дорожке в следующую сказку. Чтобы узнать в какую сказку мы попали, вам снова придется отгадать загадку:

Возле леса, на опушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Дети: Три медведя!

На разных стульях сидят три медведя.

Воспитатель: Давайте вспомним, как звали медведей?

Воспитатель вместе с детьми: Михайло Потапыч, Анастасия Петровна и Мишутка.

Воспитатель: Кто из них самый большой? (ответы детей).

Воспитатель: Кто самый маленький? (ответы детей).

Воспитатель: А что медведи любят кушать?

Дети : Мед, малину.

Воспитатель: Вот и мы сегодня к мишкам пришли не с пустыми руками. Принесли им гостинцы – медовое печенье. Посмотрите в мою волшебную корзиночку. Сколько у меня печенья?

Дети: Много.

Воспитатель: Они одинаковые или разные?

Дети: Разные.

Воспитатель: А печенье похоже на какие геометрические фигуры?

Дети: На квадрат и круг.

Воспитатель: Ребята, а чем отличается квадрат от круга?

Дети: У квадрата есть углы, а у круга нет углов.

Воспитатель: Правильно! А теперь давайте угостим мишек печеньем.

Дидактическая игра «Угости медведей печеньем» (Приложение 3.).

Воспитатель: Дети, вы помните, сколько у меня было печенья в корзинке?

Дети: Много.

Воспитатель: Загляните ко мне в корзинку, сколько печенья у меня осталось?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Молодцы! Мишки благодарят вас за угощенье и говорят спасибо! А нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с мишками, скажем им до свидания и поспешим на ковер-самолет. Закрываем глаза и полетели! Группа, группа, отзовись, нам, ребятам, покажись!

Звучит музыка.

Заключительный этап:

Воспитатель: Вот мы и снова в группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: В каких сказках мы побывали?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Три медведя».

Воспитатель: А какие добрые дела мы сделали?

Дети: Построили дом для зверей, подарили мыльные пузыри Колобку, угостили медведей печеньем.

Воспитатель: Из чего мы построили дом для зверей?

Дети: Из кубиков.

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похож кубик?

Дети: На квадрат.

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру поход мыльный пузырь для Колобка?

Дети : На круг.

Воспитатель: Чем угощали медведей?

Дети: Печеньем.

Воспитатель: Печенье было одинаковой формы или разной?

Дети: Разной: квадратной и круглой.

Воспитатель: Вы молодцы! Были внимательны и активны на занятии! А теперь пора на прогулку.

Литература:

    Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада, Бондаренко Т. М.: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2006 – 272с.

    Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 234с.

    Методика обучения математике в детском саду, Щербакова Е.И. – М.: Академия, 2010.

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

    Читаем малышам/ Планета детства. – М: ООО «Издательство АСТ». 2006. – 240с.

Приложение 1.

Дидактическая игра «Построй домик».

Цель: Научить детей строить дом из больших кубиков; продолжить ознакомление с такой геометрической фигурой, как квадрат.

Ход игры:

Воспитатель: Дом мы будем строить из чего?

Дети: Из кубиков.

Воспитатель: Какую геометрическую форму напоминает нам кубик?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем в правую и левую руку по одному кубику и все вместе построим большой дом.

Дети строят домик для зверей из больших кубиков.

Приложение 2.

Дидактическая игра «Раздувайся, пузырь».

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать геометрическую фигуру, разрезанную на 3-4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход игры:

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами надуваем большой пузырь (дети дуют). Надувался пузырь, надувался и лопнул! Частички его разлетелись в разны стороны. Расстроился колобок еще больше. Ребята, что же делать? Надо ему как-то помочь! Ой, посмотрите, что это лежит на столах? Да это же частички от пузырей! Попробуйте каждый собрать из частичек по одному пузырю.

Дети собирают круги одного цвета из трех и четырех частей.


Приложение 3.

Дидактическая игра «Угости медведей печеньем».

Цель: Продолжить ознакомление с такими геометрическими фигурами, как квадрат, круг; закрепить знания детей раскладывать предметы по размеру.

Ход игры:

Воспитатель: Давайте угостим мишек печеньем. Разложите печенье так, чтобы большие были у Михайло Потапыча, поменьше – у Анастасии Петровны, а маленькие – у Мишутки.

Дети раскладывают печенье.

Конспект занятия по математике

Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП «Поможем Маше»

Шарафеева В.М., воспитатель МАДОУ д/с №106 "Забава" г. Набережные Челны, РТ

Тема: «Поможем Маше»

Возрастная группа: вторая младшая

Программное содержание: Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый) . Закреплять умение находить и показывать количество предметов (один, много, поровну, столько же) . Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный) , путем наложения. Развивать внимание, память, мелкую и общую моторику пальцев рук, речь и речевую активность. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги обозначая: верхняя – нижняя полоска. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, коммуникативность.

Интегрирование образовательных областей: познание, физическая культура, художественное творчество, здоровье, коммуникация.

Индивидуальная работа: У Артура и Айдара закреплять понятия «короткий», «длинный».

Словарная работа: геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, цвет, короткий, длинный, один, много, поровну, столько же.

Оборудование и материалы: Конверт, из картона – ежи, яблочки, ключики, сундучок, карандаши, геометрические фигуры, мягкая игрушка – ежик.

Предварительная работа с детьми: Подготовка материала к занятию.

Ход НОД: Организационный момент «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, когда я шла в детский сад я попала к волшебнице. Но чтобы мне вернуться в детский сад я должна выполнить задания волшебнице. Помогите мне, пожалуйста! И помните, что после каждого задания вы должны взять ключик. Высылаю вам конверт с заданиями. (Стук в дверь, заносят конверт) Воспитатель: Ребята, посмотрите от кого конверт? Кому сегодня мы будем помогать?

Дети: Маши.

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Машеньке?

Дети: Да

(Открываем конверт)

Воспитатель: А, здесь загадка, попробуем отгадать?

Дети: Да

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно...

Дети: Ежик.

Воспитатель: Ой, посмотрите и правда к нам в гости пришел ежик, да не один, а с друзьями! А чем ежики питаются?

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Ребята, угостим ежиков яблоками?

Дети: Да

Воспитатель: Посмотрите на столе лежат карточки.

Воспитатель: Ребята покажите на карточки верхнюю полоску, а теперь покажите нижнюю полоску.

Разложите на верхнюю полоску ежиков.

(Уточнить у детей, метод раскладывания на полоску: слева на права)

Воспитатель: Сколько ежиков мы разложили?

Дети: Много

Воспитатель: А, теперь на нижнюю полоску разложите яблоки для каждого ежика.

Воспитатель: Сколько яблок мы разложили?

Дети: Много

Воспитатель: Посмотрите одинаковое количество ежиков и яблок?

Дети: Да

Воспитатель: А, как по другому, сказать? Ежиков и яблок

Дети: Поровну и т.д.

Воспитатель:

Дети: Разложили ежиков и яблок поровну.

Воспитатель: С заданием мы справились и за это получаем ключик. Молодцы!

Воспитатель: А, теперь ребята нам нужно выполнить самое трудное задание.

Воспитатель: Маша нечаянно рассыпала карандаши, и они все перепутались.

Помогите Маши собрать карандаши в стаканчики. (Уточнить какой карандаш короткий, какой длинный, способом наложения) В красный - длинный, в зеленый – короткий.

Воспитатель: Что, ребята мы сейчас сделали.

Дети: Расставили карандаши в стаканчики.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Вот и ключик у нас еще один появился.

Воспитатель: Ребятки, покажите свои красивые глазки! Чтото глазки у вас не блестят и грустные, сделаем разминку?

Дети: Да

Физминутка

Ежик выбился из сил,

Яблоки, грибы носил,

Мы потрем ему бока,

Чтобы их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнуть немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка,

Еж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Воспитатель: Ну, вот и здорово, теперь мы снова, можем Маше помогать.

Воспитатель: Ребята, следующее задание, что то, ничего не пойму! А поняла, ежик побежал и все карточки перепутал. Поможем Маши выполнить задания.

Игра «Разрезные Фигуры»

Воспитатель: Что то, еще в конверте! Какие, то знаки! Кто знает, что они обозначают?

Дети: Красный знак – девочки, синий – мальчики

Воспитатель: Правильно, ребята! За этим столом работают девочки, а за этим мальчики.

Воспитатель: Нужно собрать картинку и вы увидите, что у вас получилось!

Воспитатель: Что же у вас ребята получилось?

Дети: Фигуры.

Воспитатель: Уточняет у детей у кого, какая фигура получилась.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас сделали?

Дети: Собрали фигуры.

Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с заданием?

Дети: Да

Воспитатель: Помните, что Маша просила вас забирать ключик после задания. Где же он?

(Дети ищут ключ)

Воспитатель: А вот и ключик! Ребята посмотрите, сколько у нас ключиков?

Дети: Много

Воспитатель: Ребята, на ключиках изображены знаки и фигуры. Какие?

Дети: треугольник, цветочек, звездочка, круг.

Воспитатель: От чего эти ключики?

Дети: От замков

Воспитатель: Давайте, попробуем открыть замочки!

Воспитатель: «Чтобы открыть замочек, нужно правильно подобрать ключик к замочку»

Воспитатель: А сейчас проверим, смогли мы открыть замочки?

Дети: Да

Воспитатель: Что изображено на замочке и ключике?

Дети: Круг

Послание от Маши: Ребята, какие вы молодцы, вы мне очень помогли, спасибо вам большое, сама приеду позже.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе

Тема: «Здравствуй Зайка»

Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.

Задачи в образовательных областях:

Образовательные : продолжать учить различать понятия много, один, ни одного; продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, поровну, одинаково. Совершенствовать умение называть и различать круг, квадрат, треугольник.

Развивающие - развивать навык подбора пар предметов по размеру; развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитательные - воспитывать эмоционально - положительный настрой к математическим играм; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Методические приемы:

1.Организационный момент.

2.Ответы детей на вопросы педагога.

3.Анализ деятельности детей, подведение итогов

Планируемые результаты :

Проявление устойчивого интереса детьми к различным видам детской деятельности игра-путешествие, слушание и обсуждение. Эмоциональный отклик на смену персонажей. Элементарное ориентирование в пространстве группы.Активное участие в предлагаемых ситуациях.

Материалы: Игрушка- заяц, ленточки разной длины по 2 на ребенка, полоски - разные по ширине, грибочки 5 штук, елочки 5 штук, плоскостные - мешки 3 штуки, разные по размеру, зайчики, морковки (по 5 штук), чашки разные по размеру - 3 штуки, картинки с группами предметов (один, много), геометрические фигуры.

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, сегодня мы пойдем в гости, хотите? Угадайте-ка, к кому?

Он по полю ловко скачет,

Как пушистый белый мячик.

Летом бел, зимою сер.

И немножко окосел.

Кто Он? Угадай - ка!

Ну, конечно, - ... !

Воспитатель:

Ребята,а чем же мы можем угостить зайку?

Морковкой, капустой и конечно яблоками.

Воспитатель достает морковки

Воспитатель:

Ребята сколько у нас морковок одна или много?

Воспитатель:

Правильно, много. А теперь пойдем к зайчику (подходим к столу). Рядом со столом на стульчике сидит зайчик.

Воспитатель:

Давайте поздороваемся с зайчиком!

Дети здороваются, садятся за столы.

На столе разложены тарелочки по 5 штук, в каждой из которой по 4 морковки.

Воспитатель:

У зайчика есть друзья. Давайте каждому зайчику по морковке. Лиза раздай зайчикам по тарелочки с морковкой. (Лиза раскладывает). Лиза,сколько морковок не хватает?

Воспитатель:

Один зайчик ушел погулять, зайчиков стало больше или меньше?

Зайчиков стало меньше.

Воспитатель:

А сколько морковок?

Столько же.

Воспитатель:

Зайчиков и морковок поровну или нет?

Зайчиков и морковок поровну.

Воспитатель:

Все зайчики съели морковку. Сколько осталось морковок?

Ни одной.

Воспитатель:

Ребята давайте поиграем

Зайка беленький сидит (Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.)

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (Хлопают в ладоши.)

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.)

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, (Конкретно указывается,

кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

игрушку).)

Дети убегают на свои места.

Воспитатель:

Дети посмотрите, к зайчику пришли гости - медведи. Вы узнали сказку из которой они пришли?

Да,это медведи из сказки «Три медведя».

Воспитатель:

Ребята вы помните, что у каждого медведя своя чашка. Все ли чашки одинаковые?

Нет,все чашки разные.

Воспитатель:

Лиза, какая чашка у Михаила Ивановича?

У Михаила Ивановича большая чашка.

Воспитатель:

Софья, какая чашка у Марии Ивановны?

У Марии Ивановны средняя чашка, поменьше.

Воспитатель:

Данил, какая чашка у Мишутки?

У Мишутки маленькая чашка.

Воспитатель:

Пришла Маша и все чашки перепутала. Кто правильно расставит чашки?

(По желанию). Дима, расставь, пожалуйста, правильно чашки и объясни.

Ответ Димы.

Воспитатель:

Дети, правильно Дима расставил чашки?

Воспитатель:

Посмотрите, что принесли в подарок зайчику медведи: ленточки.

Какие они? (разные) По цвету? А по длине? (длинные и короткие) А как проверить?

Нужно наложить одну ленточку на другую.

Ребенок накладывает ленточку одну на другую, совмещая по одному концу.

Воспитатель:

Какая ленточка по цвету длиннее? А какая короче?

Дети отвечают.

Детям раздаются по две ленточки каждому. Они путем наложения определяют длинные и короткие.

Воспитатель:

А сейчас мишки и зайчики поиграют. Они будут соревноваться, кто быстрее бегает.

Воспитатель:

Ребята, в лесу много разных дорожек. Одна - широкая, а другая - узкая. Саша, - это какая дорожка?

Ребенок отвечает.

Воспитатель:

А как ты узнал(а)?

Я наложила одну дорожку на другую. Одна выглядывает, значит, она широкая. А другая - узкая.

Воспитатель:

Правильно, нужно наложить одну дорожку на другую. По какой дорожке побежит Мишка?

Воспитатель:

Потому, что большой.

Воспитатель:

А зайка, по какой дорожке побежит?

Зайка побежит по узкой дорожке.

Воспитатель:

Потому, что зайка маленький.

Воспитатель:

Вася, вот тебе зайка. По какой дорожке ты побежишь?

Я побегу по узкой дорожке.

Воспитатель:

Саша, а тебе мишка. По какой дорожке ты побежишь?

Мишка побежит по широкой дорожке.

Воспитатель:

Побежали. Зайка прибежал первым. Почему?

Потому что быстрее бежал.

Воспитатель:

А мишка прибежал последним. Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Зайке - победителю мы повяжем бантик. (Завязывает короткую ленточку. Бантик не получается.) Почему у меня никак не получается завязать бант?

Потому что ленточка короткая.

Воспитатель:

Подскажите, какую нужно взять ленточку?

Нужно взять длинную ленточку.

Воспитатель:

Бантик завязался. Вот какой нарядный у нас теперь зайка.


Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, цвете и длине предмета, понятия большой – маленький; на, под, пустая- полная.
Задачи:
Образовательные:

Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Закреплять представления детей о цвете предмета;
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий- длинный); по величине (большой- маленький).
Закреплять понятие на, под, пустая, полная.
Развивающие:
Развивать психические процессы.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
Знакомить с правилами безопасности при обращении с кипятком и электрическим чайником.
Материалы и оборудование:
1. Дорожки длинная и короткая (для ходьбы по ним).
2. Геометрические фигуры, разрезанные на 4 части.
3. Кукольная посуда (чайные наборы разного цвета).

Ход занятия
I Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!
1. Самомассаж
Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального настроя.

Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь, рученьки.

Солнышко проснулось,
лобика коснулось
И погладило, и погладило

Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
И погладило, и погладило.

Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
А теперь повернемся к гостям, улыбнемся им и скажем «Здравствуйте!»
2. Сюрпризный момент
Раздается звонок, воспитатель берет трубку.
Алло, здравствуйте! Я, кукла Катя. Звоню в детский сад, приглашаю всех ребят со мною чай попить, о хорошем поговорить.
- Ребята, кукла Катя пригласила нас в гости на чай. Отправляемся к ней?
-Да!
Наша кукла Катя живет в сказочном городе, а значит и дорога к ней будет интересной и непростой.

II Основная часть

1. "Пройди по дорожке"
- Ребята, перед нами две дорожки. Одна длинная, а другая короткая. Но, чтобы быстрее прийти к Кате, нам с вами необходимо пройти по короткой дорожке.
- Давайте определим, какая короткая дорожка, а какая длинная. Дети показывают короткую дорожку, а затем проходят по очереди по ней.
(дорожка со следами, дети должны наступать четко по следам- развитие глазомера, координации движений).

Под музыку дети идут по дорожке

Физминутка:
Дети выполняют движения по тексту.
По маленькой дорожке шагают наши ножки
Маленькие ножки топ, топ, топ.
Дружно по дорожке топ, топ, топ.
Весело шагают топ, топ, топ.
Песни напевают хлоп, хлоп, хлоп.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
Киваем головою, киваем головою
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем

Мы руки разведем
И по дорожке мы пойдем.

2. Дидактическая игра "Собери геометрическую фигуру"
- Ребята, посмотрите, фигуры рассыпались на несколько частей, давайте попробуем их собрать. Собирать будут: Назар, Тимофей, Илона.
- Какие фигуры вы собрали? (треугольник, квадрат, круг)
- А какого цвета треугольник? (зеленого)
- Какого цвета квадрат? (желтого)
- Какого цвета круг? (красного)
- А кто знает, как эти фигуры можно назвать одним словом? (Геометрические)
- Молодцы!

Дети приходят к кукле в дом. А вот и наша Катя.
- Ребята, Катя немного расстроена, что случилось?
- Здравствуйте, ребята. Я вас пригласила на чай, а сама не могу найти коробку с посудой.
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе поищем коробку. Посмотрите, а что это там под столом? Дети находят коробку с посудой. Посмотрите внимательно - коробка стоит под столом
А сейчас я ее поставлю на стол
Ребята, в коробке много посуды, коробка полная посуды, правильно? (да)
Итак - коробка полная посуды.
Воспитатель расставляет чашки с блюдцами. Показывает пустую коробку - а сейчас коробка пустая.
- Ребята, когда в коробке была посуда, коробка была какая? (Полная), а без посуды коробка какая? (Пустая)
- Молодцы.
- А сейчас девочки, подойдите к столу и возьмите чашку, а теперь мальчики возьмите.
- Ребята, у нас с Катей большая чашка. Поднимите руку у кого большие чашки. Варя, а какая у тебя чашка – маленькая. А сейчас ребята поднимите руку у кого маленькие чашки.
- Прежде чем пить чай мы вспомним правила безопасности:
- Прежде чем включить чайник, что мы должны сделать? (Ответы детей)
- Как мы должны разливать чай, чтобы не обжечься? (ответы детей)
- А сейчас мы с вами попьем чай:
Пальчиковая игра «Чай»:
Вот чашка, вот блюдце,
Вот чайник заварной.
Наливаем чай мы в чашку
И попьем его со мной!
(движения в соответствии с текстом игры;
игра повторяется дважды)
Какой вкусный чай. Спасибо Катя за угощение. А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Кукла Катя на прощание всем детям дарит раскраску с чайной парой.
III Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?

Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры - малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.

Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.

Планирование по ФЭМП в ДОУ

Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням (календарный план). В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. Занятия в детских садах происходят по одной схеме, а игры подаются разные.

Например:

Сентябрь - 1 неделя:

1. Задача: дидактическая игра "Изучение матрёшки".

2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).

Сентябрь - 2 неделя:

1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».

2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.

Сентябрь - 3 неделя:

1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».

2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.

Сентябрь - 4 неделя:

1. Задача - дидактическая игра «Спрячем мишку».

2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.

Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через дидактические игры. Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.

Особенности количественных представлений

Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».

Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.

Представление о величине

В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная - зелёная, короткая - розовая). Также по толщине (кукла - худая, зайчик - толстый).

Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей мелкая моторика пальчиков и представление о величине.

Изучение геометрических фигур

У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.

Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.

Пространственное представление у детей

Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.

Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).

Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших - одного размера, а другую - маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.

На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Что должны уметь дети в конце учебного года?

Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:

1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).

2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.

3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).

4. Где игрушка толстая, где тонкая.

5. Что такое утро или ночь.

6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.

7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.

8. Должны различать формы, цвета.

Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное - быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.