Эссе о блудном сыне. Описание картины «Возвращение блудного сына. Сопоставительный анализ истории дуни с притчей о блудном сыне

Рембрандт ван Рейн

«Возвращение блудного сына»

Выполнили:

Мещеряков Д.

Плотников Р.

Тихонов С.

Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники – самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.

Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.

Рембрандт на протяжении многих лет представлял эту тему каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу, где его ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в объятиях.

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания.Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.

Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей.Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался.Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына».

Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Сочинение по картине Рембрандта ван Рейна

«Возвращение блудного сына»

Цель урока:

Выработать умение писать сочинение по картине

Развитие навыков самостоятельного мышления

Формирование умения обоснованно включать в текст накопленную информацию

Совершенствование умения работать с черновым вариантом

Развитие умения выбирать языковые средства для выражения своих мыслей

Оборудование:

Система «Презентация»; словари (толковый, фразеологический, синонимов); Евангелие от Луки; раздаточный материал.

Ход урока:

1. Слово учителя.

2. Беседа с учащимися.

1. Слово учителя.

Каждое утро, поднимаясь по ступеням родной школы, я читаю: «Школа № 175 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». А это значит, что на своих уроках я должна не просто учить вас русскому языку и литературе, а открывать перед вами двери в бесконечно притягательный мир искусства, должна учить вас видеть и чувствовать прекрасное, расширять ваш кругозор.

Цель сегодняшнего урока – написать сочинение по картине.

Вы должны привлечь к этой работе те знания и умения, которые получили ранее и на уроках литературы, и на уроках истории Санкт-Петербурга, и на уроках рисования, и на уроках русского языка.

Иногда для получения более полных сведений по тому или иному вопросу мы будем обращаться к помощи «специалистов», которые заранее подготовили материал.

Посмотрите на эту картину. Я думаю, что она хорошо вам известна, и, надеюсь, что вы правильно произнесете и имя автора, и название картины. Где хранится этот шедевр?

Имя этого голландского художника известно всему миру. Музеи почитают за великую честь иметь в своих собраниях картины Рембрандта. В коллекции Эрмитажа находится 28 картин великого мастера.

Наши «специалисты» по Р. ознакомит вас с некоторыми моментами жизни и творчества художника.

- (рассказ учащегося)

Рембрандт Ван Рейн родился в 17 веке в Голландии, в семье мельника и не получил хорошего образования. У него не было учителя рисования, поэтому все, что он добился в живописи - это лишь заслуга его воли и труда. Огромное дарование позволяло ему писать картины без предварительных набросков карандашом, что говорило о феноменальной памяти, а неудержимая страсть заставляла работать, не отрываясь на еду и прием даже именитых гостей. Уже в 26 лет он становится популярным художником, переезжает в Амстердам. Заказы сыплются как из рога изобилия.

Вскоре он по большой любви женится на прекрасной Саскии, но, к великому сожалению, все их трое детей умирают. После рождения сына, Титуса, который выжил, умирает Саския. Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не смог сосредоточиться на работе – заказных портретах – и быстро растерял богатых заказчиков.

Он увлеченно пишет другие полотна – их темой стали библейские истории.

В конце жизни Р.ждал еще один страшный удар – умирает его сын Титус. Именно под впечатлением этого печального события художник и создает великое полотно «Возвращение блудного сына». Страшное чувство потери эхом отзывается в картине. Считается, что это последняя картина Р.

Рембрандт Ван Рейн прожил 64 года и написал около шестисот картин. Некоторые из них находятся в знаменитом «Рембрандтовском зале» Эрмитажа. Это печально знаменитая «Даная», варварски облитая кислотой и с трудом восстановленная реставраторами, это и картины на евангельские сюжеты: «Жертвоприношение Авраама», «Поклонение волхвов», «Снятие с креста».

Полотно «Возвращение блудного сына» находится в Эрмитаже. В дни Рембрандта окна музея закрывают шторами, а картину освещают рампами, и вот почему. Известно, что художники того времени делали краски сами. Так вот эта картина была написана особой краской. Здесь были использованы бычья кровь и тертое золото, поэтому освещение дает особенное впечатление.

2. Беседа.

Какая удивительная книга послужила источником вдохновения для художника?

Библия

На какие две большие части делится Библия?

- Ветхий и Новый заветы.

О чем в них говорится?

- В Ветхом завете повествуется о сотворении мира, о жизни людей до рождения Иисуса Христа, а в Новом – о рождении Христа и деяниях его апостолов.

К какой части Библии обратился Рембрандт?

К Новому Завету .

Какую историю он взял за основу сюжета своей картины?

- Притчу о блудном сыне.

Кто и кому рассказывает притчи?

- Иисус своим ученикам и людям, слушающим его.

Я попросила группу учеников стать «специалистами» по словарям. Мы будем не раз за время урока обращаться к ним за помощью. Сейчас я бы хотела узнать точное определение слова «притча»

- (ученик): «Толковый словарь» Даля: ПРИТЧА - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: «Имеющий уши слышать, да слышит!»

Давайте послушаем эту притчу

- (ученик читает) В Евангелии от Луки говорится, что однажды Иисус рассказал такую притчу:

У некоторого человека была два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Итак, притча называется « О блудном сыне »

Выражение « блудный сын » давно уже стало устойчивым. Как в русском языке называются такие выражения?

Фразеологизмы.

Как объясняет это выражение «Фразеологический словарь русского языка»?

- (ученик): Выражение " блудный сын " значит: сын, вышедший из повиновения, человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще употребляется в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Библия стала источником для многих фразеологизмов. Может, вы припомните некоторые?

Вавилонское столпотворение, всякой твари по паре, каинова печать…

Если вы были внимательны на уроках литературы, то вы без труда вспомните, в каком произведении упоминается несколько картин, созданных по притче о блудном сыне?

- В произведении А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Эти картины висят на стене в комнате Самсона Вырина.

- В повести дочь покидает отца, принося ему горе, но возвращается слишком поздно, чтобы получить прощение.

3. Подбор материала для сочинения

Вы должны сегодня не просто описать то, что видите на картине, а постараться почувствовать атмосферу трогательной встречи отца и сына, которую старался передать художник, и отразить это в своей работе. Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и о нравственной нагрузке этого полотна, то есть вспомнили смысл и значение притчи «О блудном сыне» и сделали определенные выводы. Хотелось бы узнать и ваше впечатление от картины. Работа нам предстоит достаточно сложная, поэтому каждому из вас выдан вспомогательный материал. На листке вы видите план сочинения, таблицу, которую вам придется заполнить. (Приложение1)

План сочинения:

I. Вступление

II. Основная часть

  1. Композиция картины.
  2. Фигуры отца и сына.
  3. Фигура старшего сына.
  4. Задний план картины.

III. Заключение

  1. Эмоциональная сила картины
  2. Ваше впечатление от картины

Работая по этому плану, мы будем делать пометки к каждому пункту в том листке, который вам предложен. Он будет играть роль черновика, которым вы воспользуетесь при написании сочинения. Некоторые подсказки в виде образца вам уже даны

К пункту I.

1. Рембрандт Ван Рейн; великий голландский живописец 17 века; более трехсот картин; Эрмитаж;

2. Притча, библейский сюжет, Новый Завет; Иисус Христос.

К пункту II

Когда отец обнимает своего сына.

Для любого художественного полотна очень важна композиция. Что такое «композиция»?

- (ученик) Толковый словарь Ожегова объясняет это слово так: от латинского слова – составление, связывание. Это построение художественного произведения, придающее ему единую смысловую форму.

На любой картине существует передний план, задний план, фон. Кого мы ясно видим на переднем плане?

- Отца, младшего сына и старшего сына.

2. Посмотрите на таблицу. Одна из граф уже заполнена – это образец. По такому же принципу, рассуждая, мы заполним и остальные графы. (2 и 3 графы заполняются походу урока)

Фигура отца

Фигура младшего сына

Фигура старшего сына

Одежда

Рваная, грязная, изношенная одежда, стоптанные до дыр башмаки

Одежда говорит о достатке, благосостоянии.

Поза

Стоит перед отцом на коленях; поза выражает смирение; трогательно прильнул к отцу; спрятал лицо на груди у отца.

Фигура выражает досаду и недовольство; руки сжаты; он не готов протянуть их брату, значит, не готов простить его

Лицо

Лицо скрыто, но в нем чувствуется искреннее раскаяние; наверное, он плачет;

Брови гневно приподняты, губы сердито поджаты. Хочет бросить резкие слова, но

сдерживается.

3. Кого мы видим на заднем плане? Как они смотрят на отца и сына?

На заднем плане мы видим фигуры людей, очевидно, домочадцев, которые оказались свидетелями встречи отца и сына. В их глазах любопытство, смешанное с умилением.

У этой картины, как и у многих картин Рембрандта, есть свой секрет. Обратите внимание – любой зритель, подошедший к картине достаточно близко, словно становится ее участником, словно присутствует на этом свидании, поэтому вас не покидает чувство реальности происходящего.

К пункту III

Мастерство художника: сумел передать чувства, эмоции героев; сумел передать трогательную атмосферу долгожданной встречи; написал потрясающие по своей выразительности фигуры; использовал яркие, насыщенные цвета; удивительным образом зритель словно становится участником сцены прощения

- Это яркие чувства: жалость к постаревшему отцу, радость за него – ведь он сейчас счастлив, сочувствие к сыну, многое испытавшему.

(на листке и доске записываем : яркие чувства: жалость к постаревшему отцу, радость за него, сочувствие к сыну, многое испытавшему; )

Об ответственности за свои поступки, о той боли, которую мы порой приносим своим родителям, о любви к своим близким, об умении прощать.

Как вы думаете, что сильнее подействовало бы на покаявшегося сына – гнев отца или его прощение?

Прощение. Сын испытывает еще большие муки раскаяния, он покорен мудростью отца. Если бы отец его не простил, то сын жил бы с вечной обидой на него. Отец действует согласно одной из библейских мудростей:

«Поступай с другими так, как хочешь, что бы поступали с тобой».

Какую из десяти заповедей Христа уместно вспомнить в данном случае?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

(на листке и доске записываем: Об ответственности за свои поступки, о любви к своим близким, об умении прощать; отец поступает мудро, потому что… )

(Приложение 3)

Вам предстоит творческая работа. Она должна быть продумана до деталей. Во многом вам поможет вспомогательный материал, над которым мы работали. Что- бы избежать повторения одних и тех же слов в сочинении, необходимо использовать синонимы. Что такое «синонимы»?

- Слова, близкие по значению

Мы еще раз обратимся к нашим помощникам, и они, воспользовавшись словарем синонимов, продиктуют вам нужные слова. Запишите их на листок. (проверить орфограммы)

Художник: мастер, творец, живописец

Картина: полотно, холст, работа мастера

Краски: тона, цвета, палитра

Рисовать: писать, создавать, изображать, творить

Сейчас я предлагаю вам образец сочинения, написанного по этой картине. Послушайте. (Приложение 2)

Приложение 1

План сочинения:

I. Вступление

  1. Несколько слов о художнике и картине.
  2. Библейский сюжет как основа картины.

II. Основная часть

  1. Композиция картины.
  2. Фигуры отца и сына.
  3. Фигура старшего сына.
  4. Задний план картины.

III. Заключение

  1. Ваше впечатление от картины
  2. Эмоциональная сила картины

К пункту I.

1. Рембрандт Ван Рейн; великий голландский художник 17 века; более трехсот картин; Эрмитаж;

2. Притча, библейский сюжет, Новый Завет, Иисус Христос

К пункту II.

1. Какой момент запечатлен на картине?

2. Кого мы ясно видим на переднем плане?

Фигура отца

Фигура младшего сына

Фигура старшего сына

Одежда

Ярко- красная накидка акцентирует внимание зрителя; расшитая золотом одежда контрастирует с рубищем младшего сына

Поза

Нежно склонился над сыном; сгорбленная под грузом лет фигура; поникшие плечи; трепетно прижимает сына, слабые старческие руки.

Лицо

Во взгляде опущенных глаз немой укор, лицо выражает всепрощение и сострадание

3. Кого мы видим на заднем плане?

К пункту III

1. Какое впечатление произвела на вас картина? Что вызвало удивление, может быть, восхищение?

Мастерство художника: сумел отразить эмоции героев; сумел передать трогательную атмосферу долгожданной встречи; написал потрясающие по своей выразительности фигуры; использовал яркие, насыщенные цвета; удивительным образом зритель словно становится участником сцены прощения

2. Какие чувства рождает у вас картина?

3. О чем заставляет задуматься и притча «О блудном сыне», и одноименная картина?

Приложение 2 (образец)

Сочинение по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Рембрандт ван Рейн – великий голландский живописец 17 века. За свою жизнь он написал более трехсот полотен, 28 из них хранится в Эрмитаже. Среди них печально знаменитая «Даная» и несколько полотен на библейские сюжеты.

Картина «Возвращение блудного сына» встречает нас у входа в рембрандтовский зал. Она написана по знаменитой притче, которую рассказывал Иисус Христос своим ученикам.

На картине запечатлен момент трогательной встречи отца и сына. После долгих скитаний блудный сын возвратился в родной дом и просит простить и принять его.

На переднем плане мы видим старого отца, который нежно прижимает к себе младшего сына. На старике ярко-красная накидка, акцентирующая взгляд зрителя на его фигуре. Его богатая одежда явно контрастирует с лохмотьями сына. Отец нежно склонился над юношей и опустил ему на плечи дрожащие от волнения старческие руки. В лице старика и нежность, и скорбь, и сострадание, и всепрощение.

Перед отцом на коленях стоит младший сын. Рваная, изношенная одежда, стоптанные до дыр башмаки говорят о его бедственном положении. Он трогательно прильнул к отцу, ища у него защиты и прося прощения за те горести, которые он ему доставил. Его поза выражает искреннее раскаяние. Лицо сына скрыто, но мы можем предположить, что он плачет.

Сбоку особняком стоит старший сын. Его руки крепко сжаты – он не торопится протянуть их навстречу брату, не спешит прижать его к себе, как отец. Фигура старшего сына выражает досаду и недовольство. Брови его гневно приподняты, а губы сердито поджаты. Он словно хочет бросить резкое слово, но сдерживается.

В глубине картины мы видим несколько фигур людей, ставших свидетелями этого волнующего момента. Они с любопытством и умилением смотрят на происходящее. Удивительно, что и зритель волей автора картины становится участником этой тяжелой сцены прощения, поэтому ощущения зрителя особенно сильны.

Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Поражает талант Рембрандта. Он сумел мастерски передать эмоции героев, трогательную атмосферу долгожданной встречи. Используя яркие насыщенные цвета, художник написал потрясающие по своей выразительности фигуры.

Эта картина рождает чувство жалости к постаревшему отцу, радость за него – ведь он вновь обрел любимого сына. Мы испытываем и сочувствие к блудному сыну, многое испытавшему и понявшему.

И притча, и картина заставляют нас задуматься об ответственности за свои поступки. Мы должны любить и почитать своих родителей и не приносить им боли. Нужно жить, помня мудрую истину: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».


Картины Рембрандта бесспорно являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Он писал её в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний по миру блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников ещё задолго до Рембрандта. Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни.

Художник вдумчиво вчитывался в библейский рассказ и так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных верёвкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведённые ими друг без друга и принесшие столько душевных мук.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом.

Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался. Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.

Из глубины сумрачного холста льётся таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет...

Старик-отец действительно производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют золотисто-охристые, киноварно-красные и чёрно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвовали и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту казалось недостаточным - он наносил краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приёмов достигается повышенная вибрация красочной и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

О чем рассказывает нам притча о блудном сыне? Младший сын не захотел заниматься тяжелой работой вместе с отцом и старшим братом. Он решил отправиться в странствие, при этом попросил отца отдать причитающуюся ему долю наследства. За самое короткое время парень промотал отцовские деньг» и с лихвой познал нужду и горести.

На первый взгляд, младший сын пренебрег своими обязанностями, отказался от родного дома ради удовольствий и получил достойное наказание. Отец имел полное право прогнать блудного сына со своих глаз. Но он этого не сделал. Отец простил своего сына, принял его в и на радостях захотел зажарить лучшего теленка. Возвращение блудного сына было для отца знаменательным событием.

Ведь его сын нашел в себе мужество вернуться, искренне раскаявшись в своем поступке. Блудный сын осознал свое необдуманное поведение, понял, что глубоко заблуждался. Эта притча учит нас, что за любые поступки люди обязательно получают воздаяние.

За хорошие и правильные деяния человек вознаграждается, а за плохие и необдуманные несет тяжелое наказание. Блудный сын не думал, что судьба обойдется с ним так жестоко. Он хотел легкой и веселой жизни.

Пока у него были деньги, он не задумывался о правильности своих действий. Он жил на широкую ногу, необдуманно тратил деньги.

И за это время блудный сын ни разу не вспомнил о своем отце, который зарабатывал эти деньги тяжким трудом. Не вспомнил он и о старшем брате, который трудился вместе с отцом. Задумываться о своей семье он стал только тогда, когда от него отвернулись все, кто жил за его счет. Только тогда блудный сын понял, что никому на свете, кроме родных, он не нужен. А отец при виде своего несчастного, измученного сына даже не стал задумываться о тех ошибках, которые тот допустил.

В притче об этом не сказано, но отец, наверное. всегда помнил о своем сыне. И всегда переживал, как складывается его судьба. Поэтому отец был по-настоящему счастие, когда понял, что его сын все осознал.

Осознал и навсегда вернулся в родной дом. Таковы уроки Библии. Здесь все объясняется на простых примерах. Человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сочинение – миниатюра по библейской притче о блудном сыне уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Тяжело живется на свете людям, не умеющим прощать чужие ошибки. Обиды накапливаются в их душе, а этот груз нельзя сбросить. И поэтому ходят такие люди грустные, подозрительные, с опущенными плечами, будто камни на плечах таскают. Любой человек может ошибиться. Часто за ошибку принимают другую точку зрения, и это очень плохо, ведь каждый имеет право на собственное мнение. Мне кажется, что очень важно для человека научиться прощать чужие ошибки, разбираться, докапываться до корней.
    Не прав тот, кто считает, что чтение сказок - это развлечение. В сказках заложена народная мудрость, они могут дать тебе добрый совет. Сказка "Один заработанный рубль" учит нас не бояться работать. Лень - плохой помощник в достижении целей. Главное, твердо знать, чего ты хочешь, и упорно этого добиваться. Когда заболел старый отец из сказки, вся мужская работа должна была лечь на плечи его сына. Но сын был ленив и ничего не хотел
    Как случилось, что Бен - опытный летчик, вынужден был заниматься "нелетным делом"? Нефтяная компания, в которой служил Бен, отказалась от дорогих нефтяных разработок на берегу Индийского океана, и большая группа летчиков вынуждена была выйти в отставку. Чтобы заработать деньги, Бен взял в аренду самолет, киноаппаратуру, снаряжение аквалангиста и отправился в Акулью бухту на Красное море. Здесь он собирался сделать снимки акул, подобравшись к ним как можно ближе. В чем видит Бен
    Камин. Каково его назначение в доме? Он дает тепло и уют. Но виданное ли дело - бросать в камин деньги? Именно так поступил один старик, герой грузинской народной сказки "Один заработанный рубль". А дело было так. Пришел вечером сын домой и говорит старику-отцу: - Совсем извелся из-за этого рубля! С трудом его заработал. И тут произошло неожиданное: отец взял рубль и... бросил его в камин. - Это не ты заработал, - сказал он сыну. А
    В чём счастье? Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил сына:- Как тебе понравилось путешествие?- Это было замечательно, папа! - Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец. - Да. - И что ты вынес из этого?
    Родился В. Я. Брюсов 1 (13) декабря 1873 года в купеческой семье. Отец будущего поэта был образованным человеком, любил читать и пытался заниматься литературой, сына своего воспитывал в строгости. Мальчик рос угрюмым и молчаливым, не любил играть, избегал общества. Валерий жил в особенном выдуманном мире, где его лидерство никем не оспаривалось, а мир реальный уходил на второй план. В три года он уже научился читать, а в шесть лет -
    Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. Отношение Пушкина к главному герою повести “Станционный смотритель” Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика.
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Реферат

Рембрандт ван Рейн

«Возвращение блудного сына»

Выполнили:

Мещеряков Д.

Плотников Р.

Тихонов С.

Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники – самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.

Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.

Рембрандт на протяжении многих лет представлял эту тему каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу, где его ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в объятиях.

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания.Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.

Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей.Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался.Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына».

Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.