Мокрое валяние с чего начать. Сухое валяние игрушек. Игрушки сухим валянием: мастер-класс для начинающих. Декор и аксессуары

Мастер-класс. Сухое валяние из шерсти «Кот Рыжик»


Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель ГБОУ Детский сад №1524г. Москва.

Описание материала: Мастер– класс рассчитан для детей старшего школьного возраста, их родителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, для всех творческих людей, готовых создавать подарки и украшения интерьера своими руками.
Назначение: Может служить подарком.
Цель: Изготовление игрушки из шерсти в технике сухого валяния.
Задачи:
-познакомить с историей возникновения сухого валяния.
-научить пользоваться инструментом для сухого валяния;
- развивать пространственное воображение, умение сочетать цвета и формы;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса;
- закреплять умение доводить начатое дело до конца.
Техника безопасности:
Иголки для валяния очень острые. Защитить пальцы от уколов помогут резиновые наперстки. Также следует пользоваться специальными подложками для валяния, подойдет обычная поролоновая губка. Все это поможет защитить пальцы от уколов иглы, а также сохранить стол от царапин, если вы кладете работу на стол.
История возникновения сухого валяния.
Валяние из шерсти (фильцевание) - это особый процесс, в результате которого из шерсти создаются объемные игрушки, одежда, аксессуары, и прочие полезные и красивые вещи. История валяния из шерсти связана, в первую очередь, с кочевниками, которые одомашнили овец. У натуральной шерсти есть способность сваливаться, то есть образовывать войлок. Это процесс изготовления при помощи специальных игл, которые многократно протыкают шерсть, перемешивают и спутывают волокна до состояния сваливания. Что ведет к образованию плотного и однородного материала. В результате сухое валяние подходит для создания: игрушек, авторских кукол, бижутерии.
Материалы и инструменты:
Непряденая шерсть: оранжевого цвета, белого цвета, черного цвета.
Иголки для валяния №36,38.
Готовые глаза, купленные в магазине (или бусинки).
Поролоновая губка.
Клей « Момент»


Проволока тонкая, белого цвета (для усов).


Ход работы:
Начнем работу с валяния туловища котика. Возьмем достаточно большой пучок оранжевой шерсти. Слегка сваливаем пучок в руках, спутываем волокна.


Берем иголку№36 и начинаем валяние туловища котика.


Втыкаем иголку глубоко в шерсть до тех пор, пока заготовка туловища не станет плотной.


Работу стараемся делать аккуратно, валять деталь качественно, чтобы она была плотной и держала форму. Заготовка туловища немножко похожа на грушу сверху меньше к низу больше. В низу нужно сформировать плоскость, чтобы котик мог сидеть.


Туловище готово, переходим к валянию головы.
Для этого берем кусочек шерсти поменьше, чем брали для туловища.


Так же сваливаем пучок в руках, спутываем волокна шерсти.


Берем иголку, валяем голову котика в форме шара. Втыкаем ее максимально глубоко, чтобы шерсть свалялась. Иголкой работаем аккуратно, соблюдаем технику безопасности.


Получилась голова котика.


Берем заготовки туловища и головы соединяем их. Начинаем приваливать по кругу.


Сваляли голову и туловище вместе. Но место их соединения очень заметно. Отрываем кусочек оранжевой шерсти.


Приваливаем кусочек шерсти по месту соединения головы и туловища. Чтобы скрыть недостатки и сгладить переходы заготовки.



Начинаем валять мордочку котика, для начала формируем глазницы. Многократно прорабатываем иголкой и создаем впадинки для желаемого размера глаз.


Многократно, точечно и глубоко прорабатываем иголкой нос и впадинку для рта.


Возьмем клей и капнем в глазные впадины. Секундочку подождем, чтобы он впитался.


Намажем краешки глазок клеем.


С нажимом приклеим глазки котику на их место.


Котику не хватает ушек. Отрываем два одинаковых кусочка шерсти для ушек. Так как ушки, это маленькие детали, их будем валять на губке.


Шерсть кладем на губку и валяем ушки в виде треугольников




Берем ушки и приваливаем к голове котика. Сначала одно ушко, потом другое.



Чтобы не было видно место стыка ушек с головой. Возьмем кусочек шерсти, приваливаем его и сгладим переходы.


У нашего котика появились ушки.


Украшаем ушки нашего котика. Берем немного белой шерсти. Приваливаем ее внутри ушек. Из белой шерсти делаем два маленьких шарика и приваливаем сверху глазок, это бровки кота. Так же из белой шерсти сваляем грудку котику.


Чтобы выделить носик котику. Возьмем совсем немного белой шерсти и красной.


Смешаем их. Сделаем руками шарик.


И приваливаем полученный шарик на место носа котику.


Выделяем ротик котика. Берем совсем немного черной шерсти. Руками формируем жгутик.


Приваливаем на место формирования рта.


Нашему котику нужно сделать лапки. Начнем делать передние лапки.
Оторвем два одинаковых по длине куска шерсти.Положим на губку и сваляем.


Их надо свалять примерно такой длины, когда ставишь заготовку на стол они доставали до стола, чтобы кот сидел и опирался на передние лапки.



Приваливаем их иглой к телу кота.


Берем кусочки шерсти для задних лапок. Два кусочка шерсти побольше, два кусочка шерсти поменьше.


Из тех кусочков шерсти, которые побольше. На губке иголкой валяем приплюснутые шарики. Из маленьких кусочков шерсти валяем овалы.


Приваливаем к внизу туловища кота. Приплюснутые шарики, а к ним снизу приваливаем заготовленные из шерсти овалы.


Начинаем валять котику хвостик. Берем длинный кусок шерсти.


Валяем на губке хвостик.


Кончик хвостика украшаем белой шерстью. Берем белую шерсть и приваливаем на кончик хвоста.


Хвостик котика готов.

Валяние из шерсти, или фелтинг — очень интересный, увлекательный вид рукоделия, пользующийся сегодня популярностью. Современные мастерицы изготавливают в этой технике одежду, обувь, всевозможные аксессуары и украшения. В их руках “оживают” уникальные игрушки. С помощью валяния выполняется рисунок на ткани и войлоке, создаются картины и даже целые панно.

Картина в технике фелтинг

Итак, что же представляет собой этот вид рукоделия? Давайте разбираться.

Валяние из шерсти (от англ. felt — войлок, фильц, набивание) — техника, при которой из пышной, воздушной шерсти получают плотный войлок. Способностью сваливаться обладает только натуральная шерсть: волокна сцепляются между собой благодаря чешуйчатой структуре.

Думаете фелтинг — увлечение современных рукодельниц, появившееся относительно недавно? Глубоко ошибаетесь. Валяние из шерсти — один из древнейших видов рукоделия: люди изготавливали вещи из войлока уже порядка 8 тыс. лет назад. В настоящее время техника приобретает все более художественные черты, с помощью нее можно создавать поистине потрясающие вещи.


Шерстяные бусы и браслет. Фото: inhomes.ru


Белочка из войлока. Фото: madeheart.com


Палантин с тюльпанами. Фото: livemaster.ru


Валяная детская жилетка. Фото: mbuzgorpolbk.ru


Валяная сумочка с котом. Фото: livemaster.ru


Тапочки из шерсти. Фото: livemaster.ru

Виды валяния

Различают два основных вида валяния — сухое и мокрое. С помощью техники сухого валяния, осуществляемой путем протыкания шерсти специальными иглами, чаще всего создаются объемные изделия: игрушки, сувенирные фигурки, украшения. Техника мокрого валяния, осуществляемая при помощи мыльной воды и трения волокон, подходит для изготовления одежды, панно, полотен, сумок — иными словами, плоских изделий.

Нередко в изготовлении одного изделия применяется сухое и мокрое валяние. Например, при изготовлении игрушек, с помощью техники мокрого валяния делаются какие-то плоские элементы: ушки, лапки.

Остановимся подробнее на наиболее вошедшем сегодня в моду сухом валянии.

Человеку, ранее не сталкивающемуся с фелтингом, рекомендуем начать знакомство с этой техникой с набора для валяния : благо, современными производителями предоставлен достаточно широкий выбор. В дальнейшем можно перейти к воплощению в жизнь своих задумок.


Анна Рыбальченко

мастер по изготовлению игрушек из войлока

Материалы и инструменты

Какие бы вещи вы ни решили изготовлять из шерсти путем сухого валяния, материалы и инструменты понадобятся одни и те же.

Непряденая шерсть

Для валяния сухим способом используют грубую или полутонкую окрашенную непряденую шерсть. Слишком тонкую (мериносовую) шерсть выбирать нежелательно, так как она быстро разрушается иглой — а это может привести к перевалу изделия, который практически невозможно исправить.


Полутонкая шерсть для валяния. Фото: realtex-yug.ru

Шерсть для валяния продается в виде гребенной ленты и кардочеса. Гребенная лента — это аккуратно уложенные в длинную ленту шерстяные волокна. Чтобы процесс валяния был более эффективным, такую шерсть нужно тщательно перепутывать перед работой с ней. Кардочес выглядит как вата, только шерстяная. Такая масса, состоящая из спутанных волокон, не нуждается в предварительной подготовке и быстро сваливается.

Помните о том, что шерсть усаживается приблизительно на треть – так что запаситесь большим объемом.

«В качестве основы игрушек некоторые используют неокрашенную шерсть под названием «сливер» (она более дешевая), затем ее обваливают основной шерстью. Я бы не советовала использовать для основы сливер, так как он очень плохо уваливается, и игрушка внутри получится мягкой, из-за чего будет хуже держать форму. Если есть желание сэкономить, то для основы лучше взять полутонкую русскую шерсть в гребенной ленте.

В целом, чем грубее шерсть и больше тонина (толщина волокна), тем она быстрее сваливается, что очень ускоряет процесс создания изделия. Если вы планируете сделать игрушку с эффектом пушистой шерстки, то в основу закладывайте ту же шерсть, что и на поверхность, потому что при распушке изделия иглы будут вытягивать наверх шерстяные волокна, находящиеся в середине основы».

Анна Рыбальченко

Иглы для валяния

Иглы для валяния — это специальные иглы с маленькими зазубринками в нижней части. При втыкании игл в шерсть, волокна цепляются за насечки и спутываются друг с другом.


Иглы для валяния. Фото: saleslook.ru

Для работы используются иглы разной толщины: обычно процесс сваливания начинается с игл потолще, которые затем заменяют тонкими. Толстыми иглами производится непосредственно валяние, то есть уплотнение материала, средними придаются очертания изделию, тонкими формируются окончательные штрихи. Толстые иглы (№№ 30, 32, 36) способствуют быстрому сваливанию, однако после их использования на изделии остаются отчетливые следы проколов. Именно для того, чтобы их “заретушировать”, применяются более тонкие иглы (№№ 38-42).

Иглы бывают не только разной толщины, но и разных форм сечения: треугольные (трехлучевые) и звездчатые (четырехлучевые). Для начальных работ обычно используют треугольные иглы; для заключительных — в форме звездочки: проколы от них более аккуратны и незаметны.

Для того чтобы облегчить себе рабочий процесс, приобретайте качественные иглы, лучше импортные (производства Англии, Германии, США).

«Несмотря на многообразие видов и форм игл, для валяния чаще всего нужны иглы № 36 («треугольник» или «звездочка») для работы над основой и игла № 38 «звездочка» для более тонких работ, шлифовки и оформления мордочки игрушки. Я бы порекомендовала иметь в запасе хотя бы по пять штук игл обоих видов, потому что у новичков поначалу ломаются даже самые качественные иглы.

Кроме того, есть еще один вид игл, который помогает создавать эффект пушистой шерстки на войлочных игрушках, — это так называемые иглы обратного хода. Эти иглы легко входят в изделие и выдергивают из него шерстку на поверхность. Для создания эффекта шерстки советую использовать иглы № 40 обратные: они бережно выдергивают шерсть, не разрывая при этом игрушку».

Анна Рыбальченко

Щетка для фелтинга

Специальная щетка для фелтинга защитит рабочую поверхность и ваши руки от уколов иголки, которая, кстати, острее, чем обычная швейная. Щетку можно заменить губкой для мытья посуды.


Щетка для валяния.Фото: 9.paraalisveris.me

Кусочек шерсти кладется на щетку или губку и протыкается иглами до состояния сваливания.

«Если нет возможности использовать щетку или мат для валяния, то при выборе губки обратите внимание на то, чтобы она была твердой и не проминалась при давлении, иначе валять на ней вы не сможете.

В случае использования щетки для валяния, открою один секрет: чтобы изделие не травмировалось о щетину в том месте, где оно лежит, я подкладываю вискозную тряпочку, сложенную в два слоя (она продается в любом хозяйственном магазине как для вытирания пыли). Благодаря этому изделие не страдает от соприкосновения с щеткой, а иглы легко проходят сквозь тряпочку.

В любом случае, периодически отделяйте деталь от щетки или губки, чтобы она не привалялась к ним».

Анна Рыбальченко

Для того чтобы уберечь пальцы от уколов игл, начинающим валяльщикам рекомендуется использовать специальные резиновые или кожаные наперстки.

Декоративные элементы

В качестве декора изделия используются ленты, тесьма, кружево , бисер и бусины , глазки из стекла и другие элементы.

«Иногда при изготовлении объемного изделия используется синтепон: он служит основой, на которую накладывается шерсть. Я не рекомендую его применять, так как он практически не уваливается – игрушка внутри будет мягкой и легко проминаться».

Анна Рыбальченко

Работы Анны









При работе иглу следует втыкать перпендикулярно изделию или под углом, в зависимости от цели. Анна Рыбальченко говорит о таком правиле: под каким углом втыкается игла, под таким и вытаскивается. Быстрые и резкие удары иглой будут способствовать ускорению процесса на начальном этапе – так изделие сваливается намного эффективнее. Однако скорость и силу нужно сочетать с внимательностью.

«Важно постоянно двигать и крутить изделие, чтобы оно равномерно уваливалось с разных сторон. Таким образом игла не будет долго воздействовать на шерсть в одном и том же месте, и шерстяные волокна не повредятся. В противном случае, вы рискуете получить вместо плотной основы шерстяную труху».

Анна Рыбальченко

При вхождении иглы в валяемую деталь должен быть слышен звук хруста. Если игрушка начала «хрустеть» — продолжайте, вы на верном пути!

При создании основы старайтесь хорошо увалять середину изделия. Для начала берите небольшое количество шерсти и постепенно наращивайте объем, добавляя шерсть понемногу.

«Не нужно брать сразу большое количество шерсти и придавать ей форму – у вас или не получится задуманное, или внутри игрушка будет недовалянной, что будет влиять потом на качество готового изделия. Если изделие внутри плотное, то будет намного легче его уваливать и шлифовать».

Анна Рыбальченко

При финишной отделке проколы нужно делать как можно ближе друг к другу. Работа на этом этапе идет на поверхности, игла вводится на пару зазубрин. Тщательнее убирайте с помощью иглы все неровности – в идеале, на готовом изделии не должно быть ни одной бугринки. Если в каких-то местах пряди не выравниваются, можно приложить маленькие кусочки перепутанных шерстяных волокон, и таким образом отшлифовать изделие ими.

«Помните: при шлифовке размер изделия еще уменьшится, поэтому к данному этапу нужно приступать, когда изделие уже твердое и не проминается пальцами».

Анна Рыбальченко

Если вы с усилием сжимаете готовое изделие, а оно совершенно не меняет форму, то увалка достаточная. Постучите о стол пальцем, а затем игрушкой – звук должен быть одинаковым.

Для соединения деталей, которое происходит путем приваливания их друг к другу, необходимо оставлять место соединения «распущенным». Свободные волокна одной детали заправляются в другую с помощью иглы. Место соединения укрепляется: закладывается кусочком шерсти, заваливается и шлифуется.

Для парных деталей (например, ушек, лапок) рекомендуется сразу приготавливать одинаковое количество шерсти. Сложно отмерить шерсть на вторую деталь, если первая уже сваляна.

Если изделие изготавливается по вашей задумке, перед началом валяния сделайте эскиз будущего изделия. Не забывайте, что предварительная подготовка лежит в основе всякой работы.

Анна Рыбальченко делится своим опытом в создании игрушек:

  • Валяние основы – процесс долгий и кропотливый. Поэтому чтобы хотя бы немного ускорить этот этап, я советую использовать в работе над основой одновременно не одну, а две или три иглы. Можно сочетать две иглы № 36 и одну № 38, к примеру. Это значительно ускорит процесс валяния. Также я распушаю игрушку сразу двумя или тремя иглами. Если делать это одной иглой, то шерстка у игрушки получается редкой, что выглядит некрасиво. На фото ниже видно, как примерно я держу иглы. Когда иглы находятся именно на таком расстоянии друг от друга, они лучше и быстрее всего уваливают шерсть. Также на фото видно, как и какую тряпочку я использую, чтобы закрыть щетину щетки.
    • Чтобы основа игрушки была плотной, я начинаю работу с небольшой пасмы (пряди) шерсти, скручиваю ее в валик (как на фото ниже) и тщательно уваливаю, и только потом, шаг за шагом, добавляю новую шерсть. Благодаря такому способу валяния, вы не переборщите с объемами основы. В работе с шерстью проще добавить объем, чем убрать.


    • Два и даже три разных цвета шерсти можно смешивать между собой при помощи двух щеток для вычесывания, и тогда может появиться совершенно новый интересный оттенок, который придаст изюминку вашему изделию.
    • Если вы увлечены идеей создания игрушек из шерсти, но не имеете художественных навыков и знаний, вам на помощь может прийти детальное изучение анатомии животных по фотографиям. Понимая основы строения тела животных, вы намного легче достигнете схожести с оригиналом.

    Фелтинг может стать отличным семейным досугом. Шерсть совершенно безопасна, если только на нее не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного.

    «Детям будет легко работать с шерстью в технике мокрого валяния (валять бусинки, шарфики и другие простые вещи) – это действительно достаточно безопасный вид рукоделия. Пробовать сухое валяние я бы рекомендовала с ребенком старше 10 лет, потому что к этому времени уже хорошо развита мелкая моторика, и ребенок справится с острыми иглами. 55

Существует множество различных видов рукоделия, среди которых всегда можно выбрать то, что больше всего по душе. Советы тут давать смысла нет, так как каждая творческая личность ищет для себя своё направление. Взять, к примеру, валяние. Этот незнакомый многим вид рукоделия на самом деле является неплохой возможностью научиться делать самые разнообразные и полезные вещицы.

Сырое войлоковаляние – или фелтинг – полезное и интересное хобби, которым можно заниматься в домашних условиях, плюс, это неплохой способ заработать. Технология позволяет изготавливать из войлока не только привычные всем валенки, но и игрушки, картины, сумки и даже бижутерию. В нашей статье – техника раскладки шерсти, мк по изготовлению игрушки, полезное видео в конце статьи.

Чем хорошо валяние, так это тем что научиться ему может и ребёнок, и взрослый. Даже те, у кого нет вроде бы, никаких способностей для творчества, начинают делать самые невероятные вещи . Но для начала надо научиться этому искусству и посмотреть несколько мастер-классов.

Мокрое валяние пришло к нам с тех краёв, где развито овцеводство. Люди там издавна делали себе одежду путём вымачивания и валяния шерсти животных. Кстати, одним из плюсов данного направления можно назвать лечебную особенность — это хороший способ для массирования пальцев рук.

Основной задачей мастер-класса является не просто обучение, а возможность изготовления практичного валяного изделия.

Перед началом работ понадобиться целый список материалов и подручных средств:

Ну и самое главное, что должно быть на столе это шерсть, ножницы, иголки с зазубринами для сваливания волосков, маркер и канцелярский нож.

Тем, кто занимается рукоделием на постоянной основе , понадобиться шлифмашинка (вибрационная). С её помощью можно ускорить процесс в несколько раз.

Частое использование готового изделия потребует хорошо закрепить все детали. Для этих целей применяется пропитка в виде акрилового лака, обойного клея или целлюлозы в гранулах.

Галерея: мокрое валяние изделий из шерсти (25 фото)

















Мокрое валяние: мастер-класс

Итак, с необходимыми приспособлениями и инструментами мы разобрались. Теперь можно начинать учиться .

Самым простым и необходимым из большого перечня изделий является обыкновенный шарик. Вроде бы ничего сложного в этом нет, однако, даже среди самих мастеров существуют разногласия по методике скатывания шара. Самый простой способ: взять несколько кусочков из шерстяного мотка смять их, смочить в мыльном растворе и скатать.

Второй способ посложнее:

Рассмотрим, используя мокрое валяние из шерсти, мастер-класс по созданию цветов .

  1. На плёнке с пузырьками выкладывается шерсть слоями. Шерстяные кусочки вытягиваем руками, накладывая несколько слоёв друг на друга. Один слой выкладывается вдоль — другой поперёк, и так далее. Налагаться друг на друга они должны равномерно.
  2. Естественность цветка достигается наложением на первый выровненный слой второго с другим цветом, но по оттенку схожего с ним.
  3. Из слоя второго цвета делаются прожилки путём скручивания волокон в нитки.
  4. Цветок накрывается сеткой, смачивается сверху мыльной водой и придавливается ладонями.
  5. После этого сетку прокатываем скалкой в разные стороны.
  6. Как только волоски перестанут отделяться друг от друга, полуфабрикат вынимают и продолжают валять руками.
  7. Свалянное изделие промыть проточной водой и ножницами подровнять неровности.
  8. Ещё раз немного покатать скалкой и поставить сушиться в стакан или вазу, придав цветочку форму.

Из такого цветка можно сделать брошку, или просто украсить им интерьер. Такой мастер-класс подойдёт даже для обучения детей в возрасте от 11-12 лет.

Мокрое валяние картины

Интересным направлением в этом творчестве является валяние картин. Шерсть с различными оттенками цветов красиво переливается и полученный результат очень неплохо смотрится. мастер-класс создания картинок состоит из следующих этапов:

Главный сюжет формируется как сухим, так и мокрым способом. Если в картине задействованы цветы, то:

  • из кусков формируются бутоны, листья, лепестки;
  • для стеблей и веток скручивается жгут;
  • всё это размещается согласно сюжету и накрывается сеткой;
  • через сеточку полотно смачивается водой с мылом и сначала слегка поглаживается;
  • постепенно давление увеличивается;
  • если вероятность смещения рисунка исчезла, сетка снимается и начинается валяние.

Валяние подразумевает не только прокатывание скалкой, но и выполнение манипуляций таких же, как и с тестом. Когда всё готово, картина моется, сушится и оформляется рамкой. Сушить лучше всего распрямив на какой-то доске.

Техника изготовления игрушек всегда была сухим методом. Однако для начинающих, тем более попробовавших мокрый метод, будет проще свалять используя мастер-класс с мыльной водой. Рассмотрим как делать игрушки на примере лисички. Для работы понадобится всё то же самое и плюс ко всему: иголка с ниткой, большое полотенце, полиэтилен, глазки для зверушки.

Приступаем к работе:

Чтобы игрушка лисёнка выглядела объёмно, её натягивают, например, на стакан и высушивают. Высушенной фигурке пришиваются глазки.

И попробовав на практике , можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

Материалы для сухого валяния игрушки

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Техника сухого валяния игрушки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.





Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.





Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.





Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы - оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них - приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти - тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

Валяние или фелтинг — популярная и очень интересная техника, используя которую можно создавать разнообразные фигурки, украшения, предметы интерьера и аксессуары. Это оригинальный микс скульптуры и рукоделия, позволяющий максимально раскрыться творческой фантазии автора.

Сейчас можно найти массу пособий и мастер классов, посвященных технике сухого валяния, однако разбирая конкретные примеры, авторы часто упускают технические рекомендации общего характера и тонкости мастерства, на которые стоило бы обратить внимание начинающим мастерам. В этой статье мы постараемся ответить на основные вопросы, возникающие у тех, кто мечтает освоить технику сухого валяния, и поделимся некоторыми профессиональными секретами.

Выбор материалов для валяния

Как и в любом ручном труде, выбор материалов для валяния занимает немаловажное место. Для начала работы вам понадобиться не так много материалов, однако к их выбору следует подойти осознано, а не покупать первые попавшиеся на глаза в магазине, предметы.

Подложка

Наличие подложки — важный аспект техники безопасности при валянии. Она должна защитить как ваши пальцы, так и поверхность рабочего стола от возможных проколов. Можно приобрести в магазине товаров для рукоделия толстую войлочную подложку или специальную пластиковую щетку для фелтинга. В качестве альтернативы подойдет обычная банная губка из толстого поролона.

Войлочная и поролоновая подложки, иглы, непряденая шерсть

Именно в специальных граненых иглах — секрет превращения бесформенного мотка шерсти в плотную и изящную фигурку. Иглы для валяния производятся из закаленной стали и имеют специальные зазубринки, которые цепляют тонкие волоски непряденой шерсти, крепко переплетая их между собой. Для работы понадобится несколько игл, которые различаются как по толщине, так и по виду сечения.

Памятка: на сегодняшний день существует 2 стандарта нумерации игл для валяния. По международной маркировке большему номеру иглы соответствует более тонкая игла, по отечественной классификации, все наоборот.

Иглы с треугольным сечением обычно толще и подходят для начальных этапов валяния, звездчатые — для финишной отделки и работы над мелкими элементами.

Для работы понадобятся минимум 3-4 иголки (номера указаны, согласно международной классификации):

  • толстая игла с треугольным сечением № 36 (для первичного приваливания)
  • средняя игла для промежуточных этапов работы № 38
  • звездчатая игла для финишной отделки № 40

Памятка: будьте аккуратны при работе с иглами, иглы острые и хрупки, и могут не только легко ломаться на кончике, но и повредить пальцы. Поначалу можно заклеить большой и указательный пальцы лейкопластырем, чтобы защитить их от возможных уколов.

Шерсть для валяния

Шерсть для валяния: кардочес (серый) и гребная лента

Для валяния вам потребуется натуральная непряденая шерсть разных цветов (обычно используется овечья шерсть). На сегодняшний день различных вариантов шерсти в магазинах очень широкий выбор, со временем вы сможет подобрать удобные именно для вас варианты.

Основные виды шерсти, подходящие для изготовления фигурок:

  • Кардочес — чесаная, похожая на вату, шерсть с хаотически перемешанными волокнами. Очень удобна в работе.
  • Гребная лента — шерстяная лента с выровненными в одном направлении волокнами. Для валяния игрушек подходит, хотя и менее удобна, чем кардочес.
  • Тонкая и полутонкая шерсть — чаще используется для отделки и создания аксессуаров.
  • Грубая шерсть — грубый пух, используется только для создания основы фигурки.
  • Сливер — неочищенная, грубая шерсть. Применяется только для валяния внутренней части игрушки в целях экономии материала.

Декор и аксессуары

Именно декор и аксессуары придают вашей работе настроение и неповторимый внешний вид.

Использовать в качестве декора можно цветной листовой фетр, пуговки, бисер, ленты, различную фурнитуру. Не забудьте о готовых пластиковых или стеклянных глазках для игрушек. Декор можно пришить, привалять или приклеить к фигурки, в зависимости от материала.

Основы техники сухого валяния

Если вы определились с выбором материалов, пора приступать непосредственно к работе. С чего начать?

Гребная лента и готовый шарик из шерсти

Представьте, а лучше нарисуйте в цвете на листе бумаги свое будущее изделие. Какую бы необычную форму оно не имело, мысленно его можно разложить на более простые составные детали, именно так, частями, и будет валяться фигурка.

Памятка: если вы собираетесь изготовить фигурку выше 15 см, имеет смысл изготовить базовые заготовки основных деталей (туловище, голова) из сливера или грубой шерсти. Это существенно снизит затраты на материал и никак не отразиться на итоговом внешнем виде изделия.

Как подготовить шерсть для валяния?

От общего мотка (особенно, если вы работаете с гребной лентой, которая чаще всего встречается на прилавках магазинов) начинайте отделять отдельные перышки шерсти для будущей детали. Подготовить их следует с изрядным запасом.

Памятка: в процесс работы первоначальный объем шерсти уменьшиться примерно в 3-4 раза!

Отобранные прядки снова разделяем в разных направлениях, пока они не смешаются в полностью однородную массу. Длинные волокна в процессе валяния создают некрасивые борозды, поэтому так важно разделять шерсть на мелкие волокна и перемешать их между собой.






Процесс подготовки шерсти для валяния

Если вам предстоит изготовить две или более одинаковые детали, равные по объему пучки шерсти следует заготовить заранее для них всех. Если вы начнете валять одну лапу, а за другую возьметесь только, когда первая будет полностью готова, шансов изготовить одинаковые детали, у вас очень мало.

Как валять?

Валяние — простой процесс, заключающийся в том, что вы часто втыкаете иголку в клубок шерсти. Волокна переплетаются между собой, а вы руками придаете им нужную форму.

Из бесформенных волокон постепенно начинаем иголкой и руками формировать простые формы, постепенно из детализирую

Основные правила сухого валяния:

  • валять следует всегда на подложке
  • начинаем работу всегда с более толстой иглы, постепенно меняя ее на более тоненькие
  • иголка должна входить в материал перпендикулярно рабочей плоскости, движения должны быть равномерными и достаточно быстрыми
  • во время работы постоянно поворачивайте деталь, обрабатывая одновременно все ее стороны, включая торцы тонких деталей
  • на начальных этапах работы старайтесь плотно свалять сердцевину детали, втыкая иголку глубоко
  • пока шерсть мягкая, придавайте ей нужную форму пальцами, как при лепке из пластилина
  • готовой деталь можно считать только тогда, когда шерсть приобрела ощутимую плотность. Внутри не должно быть пустот, фигурка не должна быть ворсистой и не должна деформироваться от нажатия пальцем
  • если вы планируете соединять одну деталь с другой, оставляйте свободными прядки шерсти в местах соединения

Памятка: если надо изменить размеры детали, пока ее поверхность еще рыхлая, добавьте в нужных местах дополнительные перышки шерсти.

Как соединять детали между собой?

Крупные детали, например, голова и туловище фигурки, часто валяются вместе как единое целое. Более мелкие (лапы, носы, уши, хвосты и т.д.) изготавливаются отдельно. Чтобы детали можно было надежно соединить друг с другом, на концах более мелких заготовок оставляют свободные непривалянные прядки, которые потом тщательно приваливают к основной детали.

Шляпка гриба приобрела углубление. На ножки остались свободные нити для соединения деталей

Как придать изделию законченный вид?

Шлифовка

Если вы соединили между собой все детали фигурки и довольны результатом, пора приступать к заключительному, однако немаловажному этапу работы — шлифовке. Поверхность должная быть плотной, однородной и не ворсистой.

Отделяем от основного мотка шерсти несколько маленьких перышек, разрывая их в разных направлениях, превращаем в легкий пух без длинных ворсинок. Получившееся «облачко» прикладываем к детали и самой тонкой иглой аккуратно приваливаем. Следующее облачко кладем немного внахлест и таким образом прорабатываем всю поверхность фигурки, пока она не станет абсолютно гладкой. Работа трудоемкая и кропотливая, однако без нее изделие не приобретет опрятный внешний вид!

Памятка: узор на поверхности детали делается аналогично, из пуховых «облачков» нужного цвета.

Грибок, поверхность выровнена, детали соединены

Тонировка

Как придать фигурке большую выразительность и подчеркнуть объем? Для этого лучше всего применить технику тонировки, накладывая на форму своеобразный макияж. Для этого можно использовать разведенные водой акриловые краски или измельченную сухую пастель. Последний способ проще и лучше подходит для новичков.

Пастельные мелки (можно использовать вместо них цветные карандаши) мелко крошатся с помощью канцелярского ножа и наносятся на поверхность игрушки сухой, мягкой кистью. Красиель можно слегка растушевать пальцами, создавая мягкие переходы.

Раскрошенные пастельные мелки

Памятка: чтобы придать детали большую глубину, используйте темную тонировку (на 2-3 тона темнее основной поверхности), чтобы придать объем и подчеркнуть выпуклость — более светлые.

Основам техники сухого валяния при желании может любой желающий. Это кропотливый, но чрезвычайно увлекательный творческий процесс, результаты которого наверняка приведут в восторг ваших друзей и близких. Более подробно с этапами работы можно ознакомиться в наших последующих мастер классах, от простого к сложному.