Игры с малышами: от года до трех. Игры с малышами: от года до трех Игры «озорные фломастеры»

Первые сюжетно-ролевые игры для детей

Сюжет

Ребенок уже не просто манипулирует предметами, он пытается выстроить какой-то простой, незамысловатый сюжет: куклу надо покормить и уложить спать, мишка поехал на работу на машине (как папа), зайка готовит чай (как мама) и т. п. Темы для игр подбрасывает сама жизнь. У малыша появляются свои режиссерские проекты в голове, его игра усложняется значимыми (в его представлении) событиями и действиями.

Сюжетно-ролевая игра — это всегда моделирование той или иной ситуации, тех или иных отношений, которые бывают в реальной жизни. Расцвет этого вида деятельности произойдет примерно к четырем-пяти годам. Но уже сейчас можно начинать играть в сюжетно-ролевые игры. Без помощи взрослого малыш не обойдется.

ХОРОШИЙ ФУНДАМЕНТ. Уже в конце второго года жизни ваш ребенок будет многое осознавать и копировать тип вашего поведения, манеру вашего разговора, ваши привычки. Все ролевые игры этого возраста построены исключительно на подражании. Вы идете в парикмахерскую, на работу, моете посуду, разговариваете по телефону, убираете в комнате, готовите суп — все эти действия «взрослого мира» малыш возьмет на заметку. В этот период нужно стараться заложить хороший фундамент и полезные привычки: в еде, отдыхе, игре, труде и т. д.

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО. Ваша задача заключается в том, чтобы на начальном этапе просто наблюдать и присутствовать во время игры. Затем проявите инициативу, но дайте возможность проявить малышу самостоятельность. Пусть у него рождается собственное представление о мире и взаимоотношениях между людьми. Родителям непросто сохранять объективность взглядов, когда дело касается воспитания собственных детей. Чужих воспитывать всегда легче. Мы автоматически, неосознанно «прививаем» свои мнения, свои мыслительные схемы и психологические уловки. Одним словом, играем не по-детски в детские игры. Но с другой стороны, мы должны дать малышу ту морально- этическую базу, культурную традицию, с которой он отправится в большое путешествие по жизни.

Некоторые дети сопротивляются, если им оказывают помощь, а некоторые ждут поддержки.

Найдите свой подход к ребенку. От наглядно- действенного переходите к образному мышлению, развивайте фантазию вашего крохи: ложкой для куклы может стать обыкновенная палочка, кроваткой — коробка из-под конфет, а стульчиком — кубик. Для ребенка эти чудесные превращения станут открытием, и он обязательно воспользуется вашей подсказкой. Постепенно расширяйте сценарии сюжетно-ролевых игр, выходите за пределы старых тем.

ИГРА - ЭТО ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО. В любом виде игровой деятельности всегда проявляется творческое состояние нашего сознания. Неважно, сколько нам лет: три или тридцать три. Игра — это полет фантазии, свобода, смелость, воображение, неиссякаемое любопытство к миру. Кроме того, в игре ребенок получает первые социальные навыки, учится адаптироваться к «правилам общественного движения». Игра становится путеводителем по жизни. Хорошо иметь развивающие игрушки, но еще лучше включать их в повседневную игру, давать им свои «роли» и «тексты». Играть с ребенком можно не только в песочнице или сидя дома на коврике. Играть можно везде и с любыми предметами. Это качество нужно поддерживать в ребенке и не спешить делать его «взрослым».

КАК ИГРАТЬ В КУКАЫ? Куклы (или мягкие игрушки) — первые помощники в сюжетно-ролевых играх. Как в них играть?

◈ Вам придется вернуться в детство, чтобы искренне поддержать игру. Детей не обманешь, они сразу почувствуют скуку и отстраненность в вашем голосе.

◈ Выберите несколько кукол для сюжетно-ролевой игры: пусть у вас будут папа, мама, дочка или сынок (можно подключить бабушку и дедушку). Хорошо, если персонажи близки вашему крохе.

◈ С одной стороны, сюжет должен быть понятен ребенку, а с другой — должна быть какая-то завязка, кульминация и развязка. Пусть сюжет развивается по законам жанра, пусть будут неожиданные повороты событий.

◈ Вам придется пройти уроки актерского мастерства. Меняйте интонации, высоту и силу голоса, когда играете куклами. Тогда ваш малыш не скажет вам «не верю!», как Станиславский.

Игры для детей с водой и песком

Дети ближе к земле, в прямом и метафорическом смыслах. Их всегда привлекает грунт, глина, песок и вода — все, что лежит у ног. Разнообразие игр с водой и песком в этом возрасте рождается как-то само собой. Дети неутомимы в своем желании проводить эксперименты со стихиями — самыми древними забавами.

БОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА. Игры с сыпучими предметами и водой благотворно влияют на детскую психику: завораживают, успокаивают, снимают внутреннее напряжение, дарят позитивные эмоции. Кроме этого, забавы с водой и песком развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Детям нравится пересыпать сухой песок, переливать воду, пускать кораблики, делать норки и замешивать «тесто» в мокром песке. Эти игры знакомят ребенка со свойствами разных веществ, он наблюдает причинно-следственные связи: «а что будет, если».

ИГРЫ С ПЕСКОМ . Лучше всего устраивать игры в песочнице у себя на даче. Мы не всегда можем быть уверены в чистоте песочницы на детской площадке. Но, как говорится, чем больше микробов, тем сильнее иммунитет.

Игры с формочками . Каждому ребенку нужно иметь свой «джентльменский», то есть песочный набор. Можно играть в пекарей и заодно изучать геометрические фигуры или названия животных, можно возделывать свой сад, используя орудия труда, — ведерки, лопатки, грабли. Игры с песочными наборами хорошо развивают мелкую и общую моторику ребенка, логику и творческое воображение.

Рисуем на песке . Рисуйте пальчиками (или палочкой) на сухом и мокром песке животных, человечков, дома, машины.

Отпечатки . На мокром песке оставляйте следы от ног, рук, игрушек, разных предметов. Сравнивайте при этом понятия: «большой-маленький», «широкий- узкий», «короткий-длинный».

«Где наши ножки?» Засыпьте ножки малыша песком (сухим и теплым), откапывайте по одному пальчику, приговаривая: «Чей это пальчик?» Можно прятать в песок и ладошки, а потом их находить.

Найди игрушку. Поиграйте в клады. Закопайте в песок игрушку, фантик или другой предмет и попросите малыша найти его. Меняйтесь ролями.

Горы из песка. Из мокрого песка постройте горы и отправьте по ним в путешествие «человечков» из пальцев или какую-нибудь игрушку. Дети больше любят разрушать построенные из песка сооружения, чем их строить. Превратите это в еще один вид игры.

Колодезь . В песке сделайте ямку, заполните ее водой. Пусть малыш наблюдает, как впитывается вода.

Песочные часы. Пересыпайте сухой песок из одной емкости в другую.

Строители. Расскажите малышу, что вы строители. Стройте дороги, тоннели, мостики, крепости, гаражи, заборы из веточек.

Чудесный сад. Вы можете втыкать в песок разные ветки, траву, листья. Это и будут «деревья». При этом можете их называть: «это яблоня», «это груша», «это слива» и т. д. Можно придумать цветочную клумбу или посадить свой огород.

Совет психолога

Доводите игру до логического завершения. Желательно заканчивать любой вид игровой деятельности на какой-то позитивной ноте и тогда, когда ребенок еще не потерял интерес к игре. Ему захочется вернуться в это пространство еще раз.

ИГРЫ С ВОДОЙ . Игры с водой можно устраивать дома: в ванне или тазике. При этом малыш может купаться или же только опускать ручки в воду. А летом можно организовать водные забавы возле речки, на море, в бассейне. Играйте в игры «плавает-тонет», «брызгалки», «рыбалка», «водопад».

«Плыви, кораблик!» Сделайте бумажный кораблик (его может заменить кусочек коры, крышка от бутылки, любой легкий предмет) и положите его на воду. Спросите у малыша: «Почему кораблик не плывет? Давай ему поможем!» Подуйте на кораблик. Эта игра хорошо развивает дыхание (только дуйте, складывая губы трубочкой, а не в щеки).

Если ребенок боится воды?

Постепенно приучайте его к играм в воде. Нельзя насильно тянуть ребенка в речку или бассейн. Если не хочет, значит, пока не надо. Используйте потешку, чтобы отвлечь малыша, когда хотите превратить купание в удовольствие и пробуете приобщить ребенка к играм с водой:

Водичка, водичка,

Умой мое личико! (умывайте или слегка брызните на лицо)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Игры на строительство и конструирование

Строительство и конструирование — еще один вид деятельности, который увлекает малышей любого возраста. Игры с кубиками, конструкторами и подручным строительным материалом развивают логику и образное мышление, мелкую моторику, зрительную координацию, память и внимание, усидчивость и терпение.

СТРОИМ ИЗ КУБИКОВ . Эта универсальная развивающая игрушка никогда не выйдет из моды. Сегодня родителям предоставляется огромнейший выбор: кубики деревянные, пластмассовые, мягкие, музыкальные, с картинками и ребусами. Вносите разнообразие в игру с кубиками, задействуйте их в сюжетно-ролевых играх в качестве мебели и транспортных средств.

СТРОИМ ИЗ ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА . Вы можете использовать предметы мебели, одеяла и ткани в качестве строительного материала.

◈ Строим домик. Возьмите два стула, поставьте их спинкой друг к другу, накройте покрывалом — и домик с крышей готов.

◈ Другой вариант домика. Накройте стол длинной скатертью или простыней.

◈ Тоннель. Для этого сооружения вам понадобятся стулья. Поставьте их друг за другом и накройте сверху покрывалом. Если ребенок боится пролезть через тоннель сам, пройдите его вместе (если поместитесь).

◈ Поезд. Первый стул может быть выше — это паровоз, а остальные ниже — это вагоны. Меняйтесь ролями: пусть кто-то станет машинистом, а кто-то пассажиром. Хорошо играть в эту игру в компании детей.

◈ Машина. Для машины достаточно поставить два стула рядом. Кто-то будет водителем, а кто-то — пассажиром. Рулем может стать небольшой обруч, крышка от кастрюли, большое кольцо пирамидки.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ТАК ЛЮБЯТ ШАЛАШИ И ДОМИКИ? Одни психологи утверждают, что, прячась в домик (любое укрытие), ребенок как бы возвращается назад, в лоно матери, где было тепло, уютно, где он был всегда под надежной защитой. Это возвращение в «рай» возможно путем таких вот игровых действий. По мнению других психологов и педагогов, строительство домиков и шалашей связано с тем, что дети хотят укрыться от взрослого мира. У них должна быть своя тайна от взрослых, которые их никогда до конца не поймут. Биологи и физиологи, например, утверждают, что любовь к шалашам — это биологический инстинкт, который у животных называется гнездованием. Какими бы ни были причины, главное, что самим детям весело и уютно в их «гнездах».

❧ Не всем дано быть кропотливыми строителями. Встречаются и такие малыши, которые не могут усидеть на месте даже пять минут, двигательная активность — их ведущий путь познания мира. Если ребенок предпочитает полазить по шведской стенке или попрыгать на кровати — значит, в данный момент ему это необходимо.

КОНСТРУКТОР. Первый конструктор в этом возрасте должен представлять собой крупные яркие детали разной формы с ячейками внизу (для соединения). Конструирование с помощью «Лего» в этом возрасте для ребенка будет пока трудным: слишком мелкие детали. Первые сооружения, которое малыш может построить сам, — это башня или пирамидка. В каждой новой игре расширяйте возможности и показывайте, что можно сделать еще: построить домик, гараж, забор, поезд, машинку, самолет, сделать мебель. Эти предметы могут иметь примитивный, едва узнаваемый вид. Ваша задача — развивать образное мышление малыша. Любая слабая копия может быть весьма похожей на оригинал, если ребенок будет представлять ее себе в уме.

Строим и считаем. Спросите у крохи: «Из каких фигурок можно построить башню, а из каких нет?» Покажите, как легко поставить друг на друга квадратные и прямоугольные фигуры и как это невозможно сделать с предметами круглой и треугольной формы. Когда строите башню, считайте каждый кубик.

Подели фигурки. Для этой игры подойдет деревянный конструктор с разными по форме и цвету фигурами (пирамидки, цилиндры, кубики, прямоугольники). Пригласите в вашу компанию любимые игрушки. Попросите малыша поделить фигурки между ними: кукле — кубики, а зайке — пирамидки. Затем кукле все фигурки синего цвета, а зайке — красного. Не забывайте считать.

Фигура на ощупь. Сложите разные фигуры и формы в мешочек, пускай ребенок закроет глаза и, не глядя, определит, какая фигура у него в руке.

В период с 2-х до 3-х лет игровая деятельность карапуза принципиально не меняется, в нее лишь добавляется разнообразие игровых и смысловых манипуляций и увеличение сюжетных линий (если это сюжетно-ролевая игра). Родители первое время должны участвовать в игровой деятельности своего малыша, направляя его, ставя посильные задачи, контролируя безопасность и время игры. Главное, о чем не стоит забывать взрослым при вступлении в игру, что вы полноценный участник этого процесса, полноправный партнер, может быть, чуть более понимающий суть происходящего. Главное действующее лицо в игре - ребенок.

Итак игры с малышами от 1 года до 3 лет. Игры с мячом являются вариантом спортивных игр. Они позволяют развивать координацию, наблюдательность, глазомер ребенка и другие необходимые функции. Пример 1-й игры. Для нее вам понадобится мячики различного диаметра и предмет, заменяющий или создающий наклонную плоскость, которая должна быть закреплена как следует одним концом. 2 коробки: в одной мячи для "скатывания", другая - для "пойманных" мячей. В игре участвуют от 2-х человек. Один из участников встает возле основания "горы", рядом с ним также стоит коробка, где находятся мячики для игры. 1-й участник игры кладет мячик на наклонную поверхность и скатывает его, 2-й участник ловит мяч и кладет в коробку, в которую складываются "пойманные" мячи. Для того, чтобы объяснить ребенку суть игры, к ней может быть привлечен еще один взрослый. Чтобы игра проходила весело, с задором и ритмично, можно читать следующий стишок:

Мячик, мячик, ты катись,

И в низинке очутись,

В ручки мы тебя берем,

И на горочку кладем.

Когда первый участник скатит все мячи с горки, к скатыванию приступает 2-й участник, и т.д. пока игра не будет логически завершена. Для этой игры нужно использовать небольшие мячи: от 3-8 см в диаметре.

Что дает нашему чуду музыкальная игра? Малыши очень любят различные музыкальные эксперименты, которые сопровождаются освоением различных звуков и к тому же являются прекрасным аккомпанементом в нахождении связи между его действиями и конечным результатом, а также содействуют общему развитию малыша.

Здесь вариации могут быть различными. В возрасте от полутора лет это могут быть игры с музыкальными инструментами и с музыкальными игрушками, которые сопровождаются словами взрослого: "барабан бум-бум, колокольчик динь-динь-динь", они способствуют концентрации внимания ребенка на извлекаемых звуках, а также развивают речь ребенка.

Для детей от 2-х лет можно организовать групповые игры. Это могут быть игры с колокольчиком или звенящим мячом. В игре должно участвовать от трех человек. Все они садятся в круг, взрослый достает детям мяч или другой выбранный им предмет и поет:

Кто к нам в гости пришел?

Мячик в гости пришел!

Мячик к деткам пришел,

Звонкий, яркий пришел,

А я мячик покачаю и (имя ребенка) отдам,

А (имя ребенка) мячик покачает и другому отдаст.

После того как все участники покачали мячик ведущему нужно рассказать о звуке, который прозвучал в данной игрушке или инструменте. Трехлетнему ребенку можно предложить более усложненное задание: разложить инструменты по похожему звучанию.

Для этого можно взять звенящие шары или бубны, по принципу звучания: дудочки, губные гармошки и свистки.

Используя ксилофон или металлофон, можно объяснить как ведут себя различные животные, погодные явления: как шумит ветер, шелестит трава, гремит гром.

Также можно использовать кукол для показательного музыкального выступления или танцев. Можно устроить балаган с участием петрушек, детей наверняка развеселит такая затея. Тут многое зависит от фантазии взрослого и его вовлеченности в процесс.

Здесь приведены далеко не все игры и занятия, которые мы можем проводить с нашими любимыми малышами как дома, так и в детской группе. В любом случае, тут все зависит от фантазии, находчивости и креативного подхода взрослого человека, его желания увлечь детей.

Развивающие игры от 1 года до 3 лет

Для того чтобы развивающие игры пошли малышу на пользу, взрослые должны постоянно экспериментировать, а также чутко реагировать на настроение ребенка. Только близкий человек может определить, что ему интересно, а что скучно, что у него получается, а что пока не идет. Хороша та игра, которая сочетает в себе занимательность, эмоциональную привлекательность и развивающий эффект.

Дорожка из разноцветных колец

Пирамидка - очень полезная игрушка. Однако недостаточно просто дать ее ребенку, нужно научить его с ней играть.

Для детей в возрасте 1 года 3 мес. пирамидка должна быть простая, состоящая всего из 3-4 колец разного цвета и одного размера. Научите малыша брать по очереди каждое кольцо и надевать его на стержень. Свою помощь в овладении правильными действиями сопровождайте словами: "Вот так, взял колечко пальчиками, надел его на палочку, молодец, давай еще". Малышу, который еще не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки в свои и действуя вместе.

Затем игру можно усложнить, заменив пирамидку на другую - с колечками разного размера и цвета. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Кроху старше 1 года 4 мес. можно учить складывать так называемую гладкую пирамидку. Сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), она на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ладошкой малыша по неправильно собранной игрушке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной пирамидкой. От 1 года 6 мес. до 2 лет действия можно разнообразить. Предложите ребенку протянуть дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала ее можно складывать, не обращая внимания на величину колец. Потом сделайте вместе с малышом ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком.

Еще из колец можно построить башенку. Чтобы она была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Научить ребенка различать величину колец можно, разложив их вперемежку и предложив ему найти самое маленькое, а потом самое большое и т.д. Накладывая одно колечко на другое, вы должны обратить его внимание на то, что большее по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.

Пирамидка с кольцами разного цвета - прекрасное пособие, с помощью которого можно научить малыша различать разные цвета. Для этого игру с ребенком сопровождайте не только показом, но и комментариями. Одним из вариантов этой игры может стать использование двух одинаковых пирамидок из 3-4 колец разного цвета - одна для вас, другая - для крохи. Предложите ему, если он уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку и то же самое сделайте со своей. Затем покажите малышу кольцо определенного цвета и спросите его: "У тебя есть такое же - красное?" Если малыш ошибется, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Показывая малышу красное колечко, попросите его: "Найди все красные (зеленые, желтые)".

Важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только визуально, и на ощупь же узнавать, правильно ли сложена пирамидка. 2-3-летнего малыша можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), потрогать пирамидку, а потом ответить, ровная она или нет.

Играя с пирамидкой, обратите внимание малыша на те ее свойства, которые сразу не видны. Например, составленную из двух примерно равных колец пирамидку можно катать, как тележку.

Если, отзанимавшись с вами, малыш с увлечением продолжает собирать и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, оставьте ее для игры. Но как только вы заметите, что интерес к ней угас или ребенок просто разбрасывает колечки и использует их не по назначению, лучше уберите игрушку подальше.

Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки в нужном порядке, на первых порах можно похвалить его и за это: "Как ловко ты надеваешь колечки!"

Кубик на кубик, кирпич на кирпич

Другая интересная и нужная игра - это кубики. Малышам обычно нравится бросать их или складывать в коробку, они по-своему манипулируют ими. Поскольку кубики, для того чтобы брать их и перекладывать из одной руки в другую, требуют специальных движений, они считаются очень полезными предметами для развития малыша.

К концу первого года можно строить вместе с ним несложную башню из двух-трех кубиков разной величины. Для ребенка практически все равно, как вы будете называть эти предметы - кубики, кирпичики или по-другому. Главное, чтобы вы четко произносили слова и они были ясны для ребенка. Очень важно также, чтобы предметы, с которыми вы его знакомите, содержали какой-то элемент новизны, а ваши действия заинтересовывали ребенка. Малышам обычно очень нравится, когда башня рушится, и это сопровождается возгласом "бах", а потом все повторяется вновь и вновь. Обычно малыш приходит от такой игры в неописуемый восторг.

При постройке башни нужно обращать внимание малыша на величину кубиков: "Большой кирпичик, поменьше, еще поменьше". Если малыш складывает башню сам, нужно помогать ему подсказкой: "Большой взял - правильно, теперь нужно искать поменьше. А где у нас самый маленький?" Такое речевое сопровождение действий ребенка поможет ему лучше осознавать их.

Со временем можно перейти к постройке башни, состоящей из большего числа кубиков разной величины. Ребенку третьего года жизни предложите 6-8 штук. Объясните ему, как сделать, чтобы башня не развалилась, помогите ему правильно и внимательно подобрать кубики. Для начала выложите кубики разной величины на столе. Обратите внимание малыша на то, что, если они будут сложены правильно, от большего к меньшему, получится лесенка и по ней можно пройтись пальчиком вниз и вверх.

На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубиков сооружение, напоминающее букву П. Хорошо также сложить вместе кровать или стул. Сначала вы показываете, как это надо делать, подробно рассказывая, какой кубик куда класть и как кукла может "использовать" вашу постройку. Затем предложите ребенку сделать так же, при этом комментируйте и оценивайте его действия. Потом сравните две работы - его и вашу.

На третьем году жизни постройки могут быть гораздо сложнее, в соответствии с образцом, который изображен только на рисунке. Вообще способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития малыша, и кубики являются прекрасным материалом для развития этой способности. Тем более что в этом возрасте детям обычно очень нравится делать так, как показывает взрослый.

Зайцам - морковки, белкам - орехи

В конце второго года жизни малыши уже начинают узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Поэтому картинки (сюжетные или предметные) тоже хорошо использовать для развивающих игр. Вот некоторые из них.

Найди половинку. Возьмите два набора красочных открыток, один из которых предварительно разрежьте пополам. Эта игра учит устанавливать логическую связь и цветовое единство, чтобы в дальнейшем из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку и попросите найти подходящую к ней из 3-4 (не более!) половинок. Но сначала положите перед малышом ту целую открытку, половинку к которой ему надо найти. Если ему это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать законченное изображение. Когда у ребенка это будет хорошо получаться, игру можно усложнять, предложив уже от 6 до 8 различных половинок. Еще труднее будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности взрослые должны выбирать сами, исходя из возможностей малыша.

Угадайка.

Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено то, что хорошо знакомо ребенку (например, стол, яблоко, лицо человека, животное). Вы показываете малышу половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.

В более сложном варианте можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки.

Зайчик и белочка.

Для этой игры надо приготовить вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) и две игрушки - зайчика и белочку. Игра заключается в следующем. Вы показываете ребенку зверюшек, сажаете их в разных местах и напоминаете, что зайчики любят морковку, а белки - орешки. После этого дайте ему заранее заготовленные "продукты" и попросите отнести зайчику все морковки, а белочке - орешки. Когда малыш справится с заданием, поблагодарите его от имени игрушечных персонажей.

Понятно, что зайчик и белочка могут быть заменены другими персонажами - ежиком, мишкой, собачкой и пр. Важно, чтобы ребенок учился выполнять указания взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.

И последний, но очень важный совет. Все игры с предметами должны быть по возможности выделены из других событий повседневной жизни и иметь очевидные для ребенка начало и конец. По завершении каждой игры нужно аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание и утомление от предметов, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными. А привычка к порядку и организованности тогда станет внутренней потребностью малыша.

Пособия

Книги "Семи гномов" (Мозаика-Синтез).

Там на каждый год предлагается по 12 красочных книг - про все, чем можно заняться с малышом - и выдумывать ничего не надо. Открываем книгу и рассказываем, кто что делает, кто большой, кто маленький, какого цвета и формы, что как звучит и т.д. И картинки там все очень хорошие, красивые, правильные.

Серия "Это может ваш малыш".

Альбомы для детей 1-3 лет, в которых малыш будет лепить, рисовать, клеить. Например: лепить маленькие шарики (пирожки) для Машеньки и медведя или зеленые горошинки для петушка.

Моторика, гимнастика

Вначале читайте малышу стишок и сопровождайте слова действиями - малыш повторяет за вами. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения.

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Капусту нашёл,

Сел, поел, и опять пошёл.

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Морковку нашёл,

Сел поел, опять пошел.

Движения по тексту: имитируем ходьбу, приседаем и показываем, как ест зайчик.

Прилетели птички, птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зернышки клевали.

"Летаем" по комнате, размахивая руками, как крыльями. Приседаем и "клюём" зернышки, стуча пальчиками об пол.

Солдатик.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними,

Да гляди, не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же на левой. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг и убежал.

Сидим на корточках, ладони приставлены к головке. Хлопаем в ладоши. Встаем и прыгаем на месте. Прыжки по кругу, согнув руки в локтях.

Обезьянки

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

Ещё один стишок.

Ввеpх до неба,

Вниз до тpавки.

Ввеpх до неба,

Вниз до тpавки.

А тепеpь покpужились

И вниз повалились.

Поднимайте и опускайте pуки или приседайте(для деток постарше), как сказано в стишке, затем когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Hа шестой строке резко сядьте на пол и скажите: "Бух!".

Белочки (Джеки Спилберг)

Читайте стишок и используйте pуки для этой игpы:

Раз, два, тpи, четыpе, пять

Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)

Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)

Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)

А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)

Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)

Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)

Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)

Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)

Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)

Затем скажите:

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

Поговоpите с малышом о том, куда могли бы пойти белочки - поспать, поискать еду и так далее.

Хлоп - шлёп.

Показывайте или называйте ребенку различные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т.д.

Вариант1. Предложите малышу хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, одушевленные предмет (что-то живое) и шлёпать по коленям тогда, когда называют неодушевленный предмет (что-то неживое). Постепенно уменьшайте интервал между словами.

Вариант2. Хлопаем в ладоши тогда, когда называют животное и шлёпаем по коленкам, когда называют, например, посуду.

Вариант3. Хлопаем в ладоши, когда называют что-то мягкое и шлёпаем по коленям, когда называют твердое. (Вата, шапка (и др. одежда), полотенце, листок, помидор... - мягкое)

Таким образом можно закреплять представления о свойствах предметов.

Это папа

Эта пpекpасная игpа очень подходит для того, чтобы поговоpить о всей семье. По меpе чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котоpом говоpится в данный момент. Дойдя до последней стpочки, поднимите сpазу все пальцы, изобpажая всю семью.

Это папа - самый сильный (большой)

Это мама - сpедь детишек (указательный)

Это бpатик - он такой высокий (сpедний)

Это сестpенка - она поменьше (безымянный)

А это наш малыш - он еще подpастет (мизинец)

Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)

Посчитайте свои пальцы: 1,2,3,4,5

Чему же научится ваш pебенок? Согласованности движений

"Заинька".

Собираете вокруг себя детей и начинаете рассказывать стишок:

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит.

Вот как, вот как он ушами шевелит!

При этом подносите руки к голове, делаете "ушки на макушке" и показываете, как зайка шевелит ушами. Малышня хохочет и повторяет.

"Заинька". 2 вариант

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!

Вот как, вот как надо лапочки погреть!

Складываете ладони и трете их, грея лапки. Дети, опять же,

Повторяют.

Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать!

Вот как, вот как зайке надо поскакать!

Тут уж грех не поскакать всем вместе. Часто роль ведущего хотят выполнять старшие дети.

«Ехал принц по лесу..»

Ехал принц по лесу, по лесу, по лесу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

По ходу дела нужно делать то, о чем сейчас говорим: прыгать, дрыгать, кружиться и, например, обниматься.

Другой вариант этой игры:

Пошёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем: прыг, прыг, прыг.

И ножками подрыгаем: дрыг, дрыг, дрыг.

Ручками похлопаем: хлоп, хлоп, хлоп.

Ножками потопаем: топ, топ, топ.

Игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Ехали-ехали.

На лошадке ехали,

До горы доехали (имитируется езда на лошадке)

На машине ехали,

В город все приехали (показываем движения рулём)

БИ-БИП!(жмём на клаксон)

В паровозе ехали (имитация езды на поровозе)

К бабушке (дедушке, Машеньке...)

Зеркало.

Ребенок располагается лицом к вам и делает какие-то движения. Вы начинаете повторять их как «зеркало». Потом меняетесь ролями.

Моему малышу очень нравится, когда я ему леплю из пластилина стереометрические фигуры и называю их. Например, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида (правильная), тор. Можно их лепить большие и маленькие, разного цвета.

Можно слепить с ребенком из пластилина морковку, косточку, сыр и т.п. Если игрушечные звери, то «накормить» каждого тем, что он любит. Можно кормить и нарисованных зверей. Главное, смотрите, чтобы ребенок сам не наелся пластилина (мы пытались поесть).

Вышивание на картоне

Источник - 7ya.ru.

Возраст от 2-х лет

Цель упражнения - Развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка к письму.

Материал - На подносе лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях помечены точками места, где пойдет иголка с ниткой. Кроме того, на подносе лежит клубок шерстяных ниток и 1-2 толстых иголки для ковроткачества.

Описание работы - Ребенок ставит перед собой поднос с материалом и выбирает картонку с узором. Затем он сматывает с клубка нитку (нитку заранее отмеряют и отрезают). Малыш берет иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах это помогает делать ему взрослый или старший ребенок. Позже он делает это самостоятельно. Концы нити соединяются, и завязывается узелок. Затем ребенок делает стежки на картонном рисунке, руководствуясь нанесенными на линию точками, продевая иголку то вниз, то вверх.

Учим цвета.

Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с дочей раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Я еще сделала не только кружочки, но и квадратики, треугольнички.

Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то три цвета (категории) лучше сделать. Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.

Игра - цветовое лото.

На белом картоне разлиновывается 4 (6 или 9)квадратиков, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить соответственно на карточку (по типу лото).

Игра, которая развивает и восприятие цвета и дыхательные навыки.

Нужно взять несколько пластмассовых колечек двух цветов, поделить их на 2 "команды". Сымитировать футбольное поле (лучше это делать на широком стуле) и встав по разные стороны стула дуть, забивая голы. Получается весело и интересно.

Какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов.

Http://www.nanya.ru

Кубик, все грани которого разного цвета.

Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.

Http://www.nanya.ru

Забавная геометрия

Если ребенку от 2 до 4 лет. Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.

Http://www.nanya.ru

Ковер-самолет из цветной бумаги

Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.

Http://www.nanya.ru

Учим буквы.

Кубики с буквами.

Кидаем деревянные кубики с буквами. Какая буква выпала, ребенок должен назвать, если назвал правильно - он этот кубик выиграл, если не правильно - родитель. После того, как кинули все кубики, считаем у кого больше. Кто победил - получает конфету. Ну и, естественно, по ходу игры неизвестные буквы мама называет, проговаривает 10 раз и заставляет 1 раз повторить.

Буквы в окошке.

Читали сказку про кота, дрозда и петушка? После этой сказки частенько «окошко» в которое что-нибудь (или кто-нибудь) выглядывает - одно из наинтереснейших объектов.

Небольшую картонную коробочку обклеить цветной бумагой, вырезать окошко и сделала прорези сверху и снизу. Потом на длинной бумажной (шириной с окошко) ленте написать буквы. Для прочности все это дело обклеить скотчем.

Теперь просовываем эту ленту в прорези так, чтоб при проматывании ее, в окошке были видны буквы.

Концы ленты склеиваем скотчем и вешаем это сооружение на стенку.

Буквы в окошке 2

На цветной бумаге (лучше на большом плотном листе) рисуем большой домик. Рисуем 33 окошка с закрытыми ставнями. Делаем разрезы так, чтобы ставни открывались.

Теперь надо приклеить наш дом на другой лист бумаги (лучше другого цвета), так чтоб окошки могли открываться.

В окошках рисуем буквы.

Что лишнее? (для детишек постарше)

Картонку квадратную карандашом делят на четыре части, в три квадратика клеют овощи, а в четвертый - транспорт, например. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.

Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом, можно спрашивать ребенка.

То же самое с домом. И дикими животными. Картинка леса и деревни.

Разрезные картинки.

На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д. Размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка), разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Потом, наверное, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика (это я так думаю), так как пазлы, которые продаются сразу сложноваты для маленьких.

На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, гуляет на санках, кормит, спать укладывает и т.д.

На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка и т.д. Показываю одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Доча выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д. Пока я помогаю вопросами и карточки больше двух не показываю.

На прогулке

Если недалеко речка. Гуляя можно собирать камушки, обговаривать цвет, размер, проговаривать их на английском языке, форму и т.д. А потом бросать их в реку. Настоящее приключение:)

Попускайте с ребенком солнечных зайчиков.

Для этих целей замечательно подойдет зеркальце из маминой косметички.

Лестница.

Идя с ребенком на прогулку или с прогулки, иногда имеет смысл забыть про лифт. Шагая по лестнице можно:

2)ознакомиться с понятиями «вверх», «вниз»,

3)с понятиями «выше», «ниже».

4)Освоить счет через один (с маминой поддержкой прыгать через ступеньку, особенно хорошо, если написаны мелом цифры).

5)Освоить обратный счет (пройти по лестнице назад).

Покажите ребенку, как оставлять след от ботинка на снегу. Обратите его внимание на узор. «У мамы - такой, а у тебя?». Многих детей это очень забавляет. А какие следы оставляют птички? А вон собачка пробежала...

Помогаем по дому

Мыть пол шваброй, холодильник протирать, помочь что ни будь приготовить. Игрушки на кухне - кастрюли, чашки, ложки, миксер. Помогать папе - шурупы крутить и т.п.

Вырезание, аппликация

Научить малыша пользоваться ножницами можно, если вместе с его пальчиками в «колечки» ножниц мама вставит и свои. Детям очень нравится вырезать, да и тренировка для руки хорошая.

Заранее вырежьте несколько простеньких (можно геометрических) фигурок. Придумайте из них картину (машину, цветок, дом, елку…). Разложите фигурки на листе в соответствии с задуманной картиной и обведите карандашом. Теперь покажите ребенку, как приклеивать фигурки, каждую на свое место. Клеить очень удобно клеящим карандашом.

Очень интересные аппликации можно сделать, используя вырезанные мамой картинки из журналов (машины, люди, предметы мебели и пр.)

Рисование

Рисуем на крупе.

Берем плоский поднос. Насыпаем мелкой крупы ровным тонким слоем. Ребенок может рисовать на подносе, проводя пальчиком по крупе.

Обводим предметы.

Покажите своему ребенку, как обводить предметы - монетку, кружку, свою руку, как проводить линию по линейке. Можно еще взять в руку сразу несколько фломастеров разного цвета и провести несколько волнистых линий - получится довольно красиво.

«Раздай шарики»

Детям, которые еще не в состоянии нарисовать что-либо (отличное от «каляки-маляки») можно помочь сделать первый шаг к рисованию чего-то конкретного.

Нарисуйте ребятишек (по принципу «палка, палка, огуречик») разного цвета. А над ними в другом порядке цветные шарики. Ребенок должен «раздать шарики» детям. Т.е. нарисовать ниточки от шариков к руке человечка (соответственного цвета).

Аналогично можно «раздавать машинки», которые человечки должны тянуть за веревочку.

Учим цифры

Берем несколько разных коробок. Наклеиваем (или пишем) на них цифры.

Те же цифры приклеиваем скотчем на машинки. Теперь надо развезти все машинки по своим гаражам.

География

Карту мира можно сделать самим. Это очень увлекательное занятие.

Итак, берем лист формата А1 синего цвета (или красим его в синий сами). Распечатваем с компьютера картинку с контурами материков (по частям, чтоб карта была во весь А1).

Из зеленого картона (или крашенных альбомных листов) вырезаем контуры материков и наклеиваем их на синий фон.

Дальше вы будете творить мир вместе с ребенком. Все зависит от интересов ребенка в данный момент времени. На карту наносится (вместе с ним) все, чем он интересуется. Например: где живет он сам, где живут бабушки, дедушки, где живет Карлсон - это для маленьких, где «жил» д"Артаньян - для постарше. Наносится на карту все, что угодно. Интересны пингвины - здорово! - Нарисуем Антарктиду! Читаем мифы и легенды - где они появились?

Горы из пластилина. Маленькой машинкой прям по карте едем к бабушке в гости! Да, а что вы там проезжаете?

План комнаты. Клад.

После того, как освоено понятие «плана», можно поиграть.

Ребенок выходит из комнаты. Вы «зарываете клад». Это может быть конфета или игрушка. Отмечаете местонахождение клада на карте. Ребенок должен найти клад, руководствуясь планом комнаты.

План комнаты.

С этого удобнее всего начинать изучение географии с ребенком. Так «карта» перестает быть пустым звуком, а становится понятной.

Нарисуйте с ребенком план комнаты, обсудите, где что. Нарисуйте папу на диване, если он действительно там находится в данный момент (ну или около компьютера). Передвиньте стул и отметьте на карте, где теперь он находится. Попросите ребенка показать, где находится на карте его ящик с игрушками (для начала он уже должен быть нарисованным).

Математика

Цветные геометрические фигурки.

Из цветного картона вырезаются геометрические фигурки разных цветов. Лучше их склеить двусторонними (чтобы с обеих сторон были одного цвета). Чтоб дольше служили, можно обклеить их широким скотчем. У нас фигурки такие: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, звезда (можно добавить и другие). 1) изучаем геометрические фигуры, 2) изучаем цвета, 3) учимся считать, 4) сортируем по цвету или по форме (вводим понятие множества).

Цилиндрики

Черенок для лопаты распиливаем на цилиндрики. Надо по 5 штук 5-ти размеров. Например, по 5-штук высотой 3,6,9,12,15см. Затем, одинаковые по размеру цилиндры раскрашиваются в 5 цветов. (Чтобы получилось каждого цвета 5 размеров). Играть можно так:

1) строить заборчики по любой закономерности(по высоте, по цвету, по убывающей, красный высокий-синий высокий-красный пониже-синий пониже и т.п.) - вводится понимание рядов!

2) изучаем цвета,

3) изучаем понятия выше - ниже, длиннее - короче,

4) можно изучать счет,

5) можно сортировать по любому признаку (понятие множества),

6) ну и наконец, можно ими играть как простыми кубиками или строительным материалом.

Точка, линия, луч, отрезок и окружность.

Каждый ребенок как будто точка.

Если дети возьмутся за руки, то получится линия.

Если где-то посередке один из детей поставит руку на пояс, то получится луч.

Если в луче еще один ребенок поставит руку на пояс - отрезок.

Одна ребенок-«точка», а вокруг нее хоровод «равноудаленных» детей - будет окружность.

Фигуры из гвоздиков

Источник - 7ya.ru , -“- .

Цель упражнения Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям "точка", "отрезок", "вершина". Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно - развитие мелкой моторики.

Материал Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. К этому прилагаются карты с начерченными на них цветным карандашом геометрическими фигурами: прямоугольником, параллелограммом, трапецией, ромбом, пятиугольником, шестиугольником.

Описание работы Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.

Игры с водой

Опыт с водой и яйцом.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли.

Работа с материалом:

Ребенок приносит материал и ставит его на стол. Он наливает один стакан доверху водой и опускает в воду яйцо. Оно тонет. В другой стакан воду наливает до половины, кладет туда четыре ложки соли и размешивает. Когда основная часть соли растворится, ребенок опускает яйцо в стакан и видит, что оно плавает на поверхности.

Остров, полуостров, перешеек, мыс

Источник - 7ya.ru , -“- .

Материал:

Плоская глиняная тарелка и на ней кусок коричневой глины, который разрезан на несколько кусков таким образом, что, вынимая то одну, то несколько частей, можно представить себе остров, полуостров, перешеек или мыс. Клеенка. Кувшин с водой.

Работа с материалом:

Ребенок расстилает клеенку. Он ставит перед собой тарелку с глиной. Он вынимает один из кусков глины и образовавшуюся пустоту заполняет водой. Получился полуостров. Ребенок постепенно вынимает КУСКИ глины, поливает воду, наблюдая образовавшиеся острова, перешейки и прочие части суши и воды.

Тонет - не тонет.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе стоит прозрачная миска с водой. Чашка, в которой сложены различные мелкие предметы: гвоздик. камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т.д. Блюдце с отделениями. В каждом отделении приклеена метка, обозначающая свойство предмета -плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Полотенце.

Работа с материалом:

Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Он опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем он вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее отделение блюдца. Так продолжается, пока все предметы не будут испробованы и размещены по отделениям блюдца. После этого ребенок вытирает руки полотенцем, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.

Вода принимает форму.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе лежат резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка.

Работа с материалом:

Ребенок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми емкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем.

“Звенящая вода”

Источник - 7ya.ru .

Материал:

Поднос, на котором стоят различные бокалы, до середины наполненные водой. Палочка с шариком на конце.

Работа с материалом:

Ребенок ставит перед собой материал. Он берет в правую руку палочку за кончик и ударяет по краю одного из бокалов. Слушает звон. Он повторяет движение и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отпивая или доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На маленьком подносе лежит белая резиновая мыльница с круглыми ячейками. Пузырек с розовой водой. Маленькая пипетка.

Работа с материалом:

Ребенок ставит на стол перед собой материал. Он берет пипетку, нажимает на ее головку и набирает из пузырька несколько розовых капель. Затем он переносит пипетку с водой к мыльнице и осторожно капает так, чтобы в каждую ячейку попало по капле. Когда все ячейки заполнены, он точно также собирает капли с помощью пипетки обратно в пузырек. Капли, случайно попавшие на поднос, вытираются губкой.

Взбивание пены

Источник - 7ya.ru .

Материал:

На подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро.

Работа с материалом:

Ребенок приносит и ставит на стол поднос с материалами. Он берет пипетку, набирает немного жидкого мыла и выпускает его в миску с водой. Затем он взбивает мыльную воду до образования пены. Когда работа закончена, ребенок выливает воду в ведро и потом в раковину. Капли с подноса удаляет губкой. Губкой же вытирает мокрую миску. Очень полезное упражнение для развития мускулатуры кисти руки.

Перекладывание шариков

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.

Работа с материалом:

Ребенок приносит с полки материал, ставит его перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ребенок берет в правую руку ситечко и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Он замечает, что вода проливается в дырки ситечка и что пластмассовые шарики не тонут в воде. Ребенок работает правой рукой, тренируя мелкую моторику. Если на подносе после работы остались капли воды, ребенок вытирает их губочкой. осуществляй тем самым самоконтроль над ошибками.

Смешивание красок.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Несколько пробирок в стойке. Три баночки с основными цветами акварели: красным, синим, желтым. Пипетка. Все это на подносе. Тряпочка пли губка.

Работа с материалом:

Ребенок ставит поднос с материалом перед собой. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем он таким же образом добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что краска изменила свой цвет. Ребенок продолжает работу.

Переливание из одного сосуда в три.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Поднос, прозрачный чайник или кувшин, 3-4 одинаковых стаканчика, губка. На чайнике сделана отметка уровня воды, которая определяет общий объем всех стаканчиков.

Работа с материалом:

Ребенок ставит на стол материал, берег правой рукой за ручку кувшин и аккуратно переливает воду понемножку в каждый из стаканчиков. Левой рукой он поддерживает кувшин под носик. Ребенок старается, чтобы носик кувшина смотрел каждый раз в центр стаканчика, и чтобы вода не перелилась через его край. Когда стаканчики наполнены, малыш ставит кувшин на место. Работа закончена, но ее можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин. Перед тем, как отнести материал на его место, промокает оставшиеся на подносе капли.

Луковицы в воде.

Источник - 7ya.ru.

Материал:

Поднос, на котором стоят 3-4 прозрачных бокала, 3-4 крупных луковицы гиацинтов, тюльпанов или обычного репчатого лука (чеснока). Кувшины с водой.

Работа с материалом:

Ребенок приносит материал на стол. Он разливает воду из кувшина по бокалам. Затем аккуратно вставляет каждую луковицу в горлышко бокала. Она не должна провалиться в воду. Когда все готово, поднос с посажеными луковицами выставляется к свету и ведется наблюдение за ними (появление корней, стебля. листьев, цветение).

Поливка цветов

Источник - 7ya.ru.

Материал:

На подносе стоит кувшин с водой и лейка. Комнатный цветок в горшке. Губка. Миска.

Работа с материалом:

Ребенок ставит на стол цветок в горшке. Он приносит и ставит рядом поднос с кувшином, лейкой, миской и губкой. Он наливает часть воды в лейку, а другую часть - в миску. Поливает землю вокруг цветка. Затем он смачивает губку и аккуратно протирает листья, придерживая их снизу левой рукой. После работы цветок и поднос с материалом ставятся на место.

Переливание через воронки

Источник - 7ya.ru, Публикации Методики раннего развития Книги Упражнения с Монтессори-материалом. Изд. Педагогический центр "Эксперимент", Рига-Москва, 1998.

Материал:

Поднос, 3 воронки с носиками разной толщины, 3 пузырька с соответствующими горлышками, стеклянный кувшин, губка. На всех сосудах есть отметка уровня воды.

Многие родители надеются, что после года ребенок научится сам себя занимать и играть самостоятельно. Эти надежды оправдываются редко. Намного чаще встречаются малыши, у которых в возрасте 1,5-2 лет еще не до конца прошла «тревога разлуки с матерью». Если мама оставляет такого малыша одного в комнате, он бежит за ней, хочет все время быть рядом. Мама отводит его обратно в детскую, раскладывает перед ним игрушки: «Посиди, поиграй сам». - «Нет, давай играть с тобой. Не уходи».

Одни мамы с удовольствием соглашаются поиграть, другие раздражаются, жалуются, что устали, что хочется, наконец, выкроить хоть немножко времени на свои дела. Как бы то ни было, ребенка нужно учить играть самостоятельно. Как часто мы слышим от детей постарше: «Мне скучно. Мне нечего делать! Чем мне заняться?» и т.д. Это говорит лишь о том, что в раннем детстве они не умели сами себя занимать, за них это делали взрослые.

Как научить малыша самостоятельной игре? Тут вам очень пригодятся маленькие песочные часики на пять минут. Начните вместе с ребенком складывать конструктор, строить железную дорогу, одним словом, займитесь чем-то таким, что его действительно увлечет. А дальше скажите: «Мне сейчас нужно отойти на кухню, посмотреть, как варится суп. Через пять минут я вернусь». - «Нет, мама, не уходи». Достаете песочные часики: «Как только песочек пересыплется вниз, ты меня позови, я обязательно приду». Так у вас появятся заветные пять минут, чтобы сделать какие-то дела: например, посолить и помешать суп или загрузить стиральную машину. Как только малыш позовет, сразу возвращайтесь и продолжайте совместную игру. Через какое-то время повторите маневр. Первое время малыш будет внимательно следить за песочными часами и звать вас, как только песок закончится. Но, убедившись в том, что вы выполняете свое обещание и каждый раз приходите на его зов, он, скорее всего, успокоится и на какое-то время про них забудет. Потом спохватится, позовет вас снова. Так время с мамой будет незаметно уменьшаться, а время самостоятельной игры - увеличиваться.

Многие мамы, чтобы заняться домашними делами, просто включают ребенку телевизор с мультфильмами. Вот уж чего действительно не стоит делать! Перед экраном ребенок может провести очень много времени, однако оторвать потом малыша от этого волшебного ящика будет очень-очень сложно. Но как воспитывать ребенка без телевизора, он ведь часть современной жизни? Там кроха узнает много интересного, мы смотрим только развивающие программы и т.д. Если вы яростный поклонник современных технологий и дистанционных развивающих программ, возьмите за правило, включая телевизор, смотреть его вместе с ребенком. И только то, что считаете действительно полезным для него. Думаю, что надолго вас не хватит. Давайте будем честными, мы используем телевизор для того, чтобы отвлечь ребенка и немного отдохнуть от него. Фактически мы включаем для ребенка «няню» и отдаем его сознание в руки людей, которых совершенно не знаем. А их задача сделать не просто развивающую программу, но такую, от которой ребенок не может оторваться. Не будем себя обманывать - время, проведенное у телевизора, не учит самостоятельности!

Есть дети, которые умеют и любят играть сами, особенно утром. Мамы иногда описывают такую картину: «Он просыпается и даже из комнаты не выходит. Сидит тихонечко и играет. Самое главное - не заходить к нему и не отвлекать». Это первый звоночек родителям о том, что ребенок уже может сам себя занять. Подхватите и развивайте эту способность. Обязательно хвалите: «Какой же ты молодец! Дал мне поспать». Малыш должен понимать, что самостоятельная деятельность - это что-то очень хорошее и правильное. Это не значит, что его, бедненького, бросили одного. Это значит, что он стал еще более взрослым. К трем годам ребенок должен уметь играть самостоятельно 15-20 минут. В этом возрасте уже проходит страх разлуки и ребенок способен увлечься каким-то делом. Чем интереснее игра, тем дольше можно ею заниматься, не отвлекаясь.

Если вы сейчас приучите кроху к самостоятельной игре, в возрасте от 3 до 5 лет он уже сможет самостоятельно выстраивать свою деятельность, а пойдя в школу, раньше начнет выполнять домашние задания без помощи взрослых.

Мамино и папино время. Жизнь устроена так, что в основном рядом с ребенком весь день мама. Но давайте не будем забывать, что он нуждается в общении с обоими родителями! Надо постараться сделать так, чтобы и у папы каждый день находилось для него время. Пусть это будет всего пять минут, но эти пять минут должны быть стопроцентно закреплены именно за папой. «Ты знаешь, сегодня был такой дождь! - говорит папа. - Я, пока до работы дошел, весь промок. Давай ты сейчас искупаешься, и я тебе покажу, какой был дождь». Или, например, папа может каждый день укладывать малыша спать. Это замечательная возможность поговорить по душам со своим ребенком. И мама ни в коем случае не должна вмешиваться в этот процесс. А папа, отправляясь в детскую, непременно должен отключить мобильный телефон.

А теперь - о мамином времени. Его тоже необходимо организовать, так же, как и папино. Странный совет, не правда ли? Зачем маме выделять какое-то особое время для ребенка, если она и так весь день проводит с ним? Дело в том, что мы очень часто находимся рядом, но не с малышом. Мы его одеваем, обуваем, выводим на прогулку, кормим, моем... А разговариваем ли? Рассказываем о себе? Обмениваемся впечатлениями? «Помнишь мальчика, который так громко-громко кричал на площадке? Я от этого крика очень сильно устала. А ты как? Понравилось тебе гулять?» Очень важно не только выслушивать ребенка, обсуждать важные для него события, но и рассказывать о своих собственных чувствах и впечатлениях. На нашем примере дети учатся говорить о себе, делиться своими эмоциями. Будьте откровенны с малышом, тогда и он будет откровенен с вами.