Жидкостный насос системы охлаждения. Автомобильная помпа и принцип её работы

Насос, который перекачивает жидкости различного типа на основе работы гидравлической машины, называется водяным. В нашей статье мы разберемся с принципом работы, основной классификацией, сферами применения и ремонтом водяных помп, ведь они встречаются почти в каждом доме и предприятии. Поэтому очень важно подходить к выбору колонки со знанием дела.

Из чего состоит механизм устройства?

В центре конструкции находится сердцевина, которая представляет собой латунные трубки плоскоовальной формы, расположенные по вертикали в четыре пластины. Окружают ее стойки для крепления баков сверху и снизу. Для смягчения вибраций в местах соединения деталей с радиатором установлены амортизаторы. На стороне дизеля мы можем увидеть кожух вентилятора. Спереди радиатор защищает облицовка. Помимо кожуха к радиаторной стойке прикреплены кронштейны, на которых установлен расширительный бак. Вот и все основные составляющие устройства.

Какие бывают виды водяных насосов?


Мы рассмотрим деление по таким критериям: условия использования и устройства рабочего элемента.

По этому критерию бывают:

  1. Поверхностные;
  2. Погружные;
  3. Бытовые;
  4. Промышленные.

Теперь отдельно рассмотрим особенности каждого из них.

Первые из них погружные . Для них характерное полное погружение в жидкость и бесперебойная ее перекачка. Принцип работы: выталкивание воды наверх.

Плюсы наружных помп: они без труда смогут закачивать воду на высоту 20 м, легко поддаются монтажу и обслуживанию. Минусы: глубина максимальной откачки – 7 м, очень шумная работа. Существуют, конечно, бесшумные модели, но стоят они намного дороже.

Второй тип насосов называется поверхностные . Это более мобильные устройства: могут легко переноситься и в момент работы находиться на поверхности земли. Принцип действия заключается в том, что жидкость поступает по трубопроводу и переводится в напорный сектор.

Плюсы глубинных оборудований: без труда справиться с глубиной даже 50 м, работают без шума, очень компактны. Минусы: слишком высокая стоимость.

Бытовые и промышленные (инжекторных) имеют такие отличие друг от друга: производительность и моторный ресурс. Бытовые есть источником поставки воды в жилых массивах, для очистки вод и полива земельных участков. Из-за возникшего большого спроса на данный вид, полки этого сегмента рынка просто кишат огромным ассортиментом. Поэтому очень важно правильно определиться с моделью.

Плюсы инжекторных насосов: простота и надежность в установке, безопасность, возможность справляться с большими глубинами, подходят для бытовых сфер, высокая производительность и сниженный энергический расход.

Больше информации о классификации и предназначении различных видов вы найдете ниже в статье.

Классификации на основании рабочего устройства, которое влияет на поток воды:


  • Лопастные . Принцип работы заключается в воздействии машин на перекачиваемую консистенцию крутящегося колеса. На нем прикреплены лопасти, которые согнуты в противоположную сторону его движения. Эффект вращения передается с вала электродвигателя на вал колеса. Результатом становиться возникновение центробежной силы между лопастями и вытеснение водного потока к выходному трубопроводу. Как видим из описания, данный механизм – многоступенчатый. Исходя из конфигурации колеса и возможности изменения формы водотока, их можно разделить на центробежные, вихревые и самовсасывающие.
  • Вибрационные . Для этой группы характерно отсутствие вращательных частей. Воздействие на воду происходит за счет возвратно-поступательных движений поршня. Приводит в действие его вибратор, или по-другому якорь электромагнита. За время синусоидного процесса полярность изменяется дважды, в это время вибратор выступает в роли амортизатора. В результате его работы появляются колебания воды, избыток выталкивается наружу, а в входные клапаны поступает новая. Используются преимущественно в колодцах.

Преимущества: отказ от электродвигателя, экономия денег.

Внимание! Главным недостатком вибрационного насоса есть достаточно высокий уровень вибраций. Поэтому это устройство мы рекомендуем использовать исключительно в колодцах, так как, существует риск, что в скважинах маленькой глубины механизм может биться о стенки.

Как правильно выбрать водяной насос?


Каждое устройство имеет свои плюсы и минусы. Первое с чем стоит определиться – это для какой цели вам необходим насос, и в каких условиях ему придётся работать?

Параметрами помп выступает:

  • Напор (максимальная высота подъёма жидкости);
  • Подача (перекачиваемая вода за единицу времени);
  • Мощность (кВт / час);
  • Минимальный уровень чистоты водного ресурса.

Если вы выбираете насос для центробежного водоснабжения глубиной скважины до 40 м, то вам подойдет погружной вибрационный или погружной центробежный. Но стоит учесть, что вибрационные механизмы способны поднять на большую высоту, но подача у них слабая, центробежные и вихревые – наоборот. Считается, что самыми ходовыми есть центробежный (лопастный) как в городах, так и индивидуальном использовании.

Рекомендации: Чтобы избежать непредвиденной поломки, стоит обратить внимание на подверженность водного насоса воздействию взвешенных частиц. Эти показатели всегда можно увидеть в магазине, где вы его приобретаете. Не пренебрегайте параметрами! Ведь если вы выберете правильное оборудование, то будете наслаждаться его работой не один год.

Технология ремонта водяного насоса


Самой частой поломкой водного насоса считается выход сальника из строя. Чтобы избавиться от неисправности, необходимо заменить сломанную деталь. Мы вам расскажем, принцип избавления от данной проблемы.

Для начала мы разберем насос. Выполняем все в данной последовательности:

  • Отгибаем стопорную шайбу;
  • Далее выворачиваем гайку-колпак, при этом, удерживая вал от проворачивания;
  • Снимаем крыльчатку с сальника;
  • Совлекаем уплотнительное и упорное кольца;
  • Вытаскиваем шкиф привода и выбивается шпонка;
  • Снимаем пылеотражатели стопорного кольца;
  • Далее выплесовывается вал водного насоса с подшипниками;
  • И последние совлекаем все уплотнение.

Наше устройство разобрано и готово к замене сальника, после – все собираем в обратной последовательности.

Примечание: После замены детали, все уплотнения ставятся новые!

Как самостоятельно диагностировать неполадки и устранять?

В этом разделе описаны самые распространенные сбои в производительности насоса и принципы действий их исправлений.

Когда возникает кавитация и как от нее избавиться?


  1. Забилась труба вентиляции или ее диаметр слишком мал. В этом случае стоит прочистить или купить более широкую трубу и заменить.
  2. Попали частицы воздуха или газа в жидкость. При этой проблеме необходимо совершить полное погружение помпы в воду или установить специальные отбойные щитки.
  3. Забился или зашлаковался трубопровод. Для устранения неполадки необходимо очистить его и гидравлический участок.
  4. Чрезмерно высокая температура перекачки – найти другой насос.

В чем причина нехватки мощности?


  1. Вращение помпы имеет неправильное направление. В этом случае необходимо поменять фазы местами.

Внимание! Это касается только трехфазных насосов.

  1. Износ или повреждение колеса. Необходимо сменить сломанную или непригодную деталь.
  2. Забилась линия насоса или колеса, тогда нужно их почистить;
  3. Засорился обратный клапан – просто отфильтруйте его;
  4. Задвижка может быть негерметичной. Тогда нужно плотней закрыть ее.
  5. Засорилась вентиляция. Осмотреть и при надобности почистить.

В каких случаях прибор управления показывает Перегрузка?

  1. Упало сетевое напряжение. В этом случае проверьте напряжение.
  2. Высокая плотность жидкости переутомляет мотор. Необходимо сменить мотор или поставить колесо меньшего размера.
  3. Повышение температуры устройства. Если это произошло, то сразу необходимо при помощи запорной арматуры снизить генерированность.
  4. Если одна фаза выпала, то нужно проверить контакты, при нужде сменить предохранители.

Почему возникает шум у обратного клапана и как с ним бороться?

Причина этому может быть одна – это то, что очень медленно закрывается клапан и может ударяться. В этом случаи необходимо сменить его на быстрозапорный.

Если само оборудование работает громко, как решить шумовые неудобства?


  1. Несоответствующий курс движения колеса. В этом случае мы меняем жилы питания кабеля.
  2. Порча рабочего колеса. Решением будет смена запчасти.
  3. Забита линия аппарата или вентиляции. При любом загрязнении мы производим очистку.
  4. Низкий показатель уровня жидкости в резервуаре. Тогда мы проверяем уровень и, если нужно, перенастраиваем устройство.
  5. Причиной шума может стать колыхание трубопроводов. Мы проверяем эластичность соединений и туго фиксируем с помощью анкеров трубы.

Вывод: этот раздел создан для контроля, за правильной эксплуатацией водных помп. Если вы будете правильно ухаживать за ним и сможете устранять самостоятельно, и по первому сигналу, поломки, ваши помпы прослужат вам качественно и стабильно не один десяток лет.

Рынок деталей систем охлаждения делится на 3 больших сегмента: радиаторы, термостаты, водяные помпы. Последний сегмент рынка обладает наибольшей денежной ёмкостью. Объясняется это тем, что стоимость насоса системы охлаждения в два раза выше, чем средняя розничная цена термостата, поэтому, даже несмотря на то, что термостаты продаются гораздо чаще, в денежном выражении этот сегмент рынка менее ёмкий. Что касается радиаторов, то ресурс данного узла в современном автомобиле достигает 250 тыс. километров, соответственно можно говорить о том, что ресурс радиатора сопоставим с ресурсом автомобиля. Замена данного узла чаще всего связана с ДТП, или использованием некачественной охлаждающей жидкости, так что несмотря на высокую стоимость радиаторов, объем этого рынка в сегменте aftermarket невелик.

Наш сегодняшний обзор розничного рынка посвящен насосам системы охлаждения для атвомобилей иностранного производства. По традиции, мы выбрали три автомобиля, которые представляют различные сегменты российского автомобильного парка. Renault Logan - отвечает за самый дешевый сегмент. Ford Focus - автомобили среднего класса, Toyota RAV-4 - представляет бизнес-класс. Отметим также, что каждый из автомобилей исторически относится к разным странам производства: Европа, Америка и Япония, хотя мы отдаем себе отчет в том, что сегодня такое разделение является весьма условным. К тому же два автомобиля из трёх в настоящее время собираются на территории России.

Средний ресурс водяного насоса на автомобилях иностранного производства составляет около 150 000 километров. Этот показатель у зарубежных производителей намного выше, чем у поставщиков автокомпонентов на российские автомобили. Тем не менее, с учетом того, что поставки подержанных иномарок на наш рынок по-прежнему довольно высоки, спрос на помпы системы охлаждения стабильно растет. Специалисты нашего отдела аналитики методом телефонного опроса собрали информацию со 150 торговых точек в 4 городах Сибири: Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле. Результаты данной работы мы и предлагаем вашему вниманию.

Renault Logan

Забегая вперед, отмечу, что автомобиль, олицетворяющий собой иномарку эконом-класса, оказывается далеко не самым доступным в плане обслуживания. Средняя стоимость оригинальной «помпы» на него составляет в Сибири более 3 500 рублей. Так что, если потребитель будет выбирать для ремонта оригинальные детали, то стоимость эксплуатации «Логана» влетит ему в хорошую «копеечку». Впрочем, большого практического смысла покупать «оригинальные» детали для подержанного Logan нет. На независимом рынке представлен такой большой выбор водяных насосов на эту иномарку, что владельцам всех прочих автомобилей остается только завидовать. Мы насчитали в тороговых сетях 17 брендов. Так что конкуренция за владельцев «Рено» среди производителей водяных насосов идет нешуточная, и потеснить торговые марки, занимающие наиболее прочные позиции на витринах сибирских автомагазинов, будет очень не просто. Посмотрим на лидеров по «представленности» в розничной сети. Наиболее сильные позиции - у немецкого «упаковщика» Vierol. Его продукция представлена в 16% автомагазинов. Немного отстают от него такие известные производители как испанский Dolz и немецкий Hepu. Водяные насосы этих марок представлены в 15% и 14%, соответственно. На одном уровне с Hepu - оригинальные водяные насосы. Впрочем, в упаковке с надписью Renault можно обнаружить все те же насосы Hepu, но уже без опознавательных знаков, поскольку этот производитель является конвейерным поставщиком для компании Renault. Всего на 1% от этой четверки отстал ещё один известнейший бренд на рынке деталей систем - Meyle. Насосы этой марки для Renault Logan представлены в 13% автомагазинов. Позиции прочих участников рынка заметно отстают от пятерки лидеров (см. диаграмму 1).

Лидером по цене с огромным отрывом от всех остальных участников рынка является «оригинальный» продукт. Его стоимость я уже назвал выше. Из независимых поставщиков заметно отличается от всех прочих торговая марка Valeo. Водяные насосы этого производителя в розничной сети стоят дороже 1700 рублей. Все прочие производители стараются удержать стоимость своих деталей на уровне 1500 рублей. Ближе всего к этой отметке приблизилась торговая марка SKF. В этом же сегменте рынка расположился и один из лидеров по представленности в торговой сети - Hepu (1476 рублей). Другие лидеры находятся в районе нижней границы среднего ценового сегмента. Стоимость водяных насосов Dolzи Vierol не превышает 1200 рублей. В самом нижнем ценовом сегменте находится продукция двух небезызвестных российскому потребителю торговых марок Pilenga и Tsitron. Эти компании предлагают водяные насосы для Renault Logan по цене ниже 800 рублей. Это более чем в 4 раза дешевле, чем за «оригинал». Но пока и Pilenga, и Tsitron крайне слабо представлены в торговой сети Сибири.

Ford Focus

В этом сегменте рынка конкуренция заметно ниже. За кошельки владельцев «Фокусов» второго поколения (именно этот автомобиль мы выбрали в качестве идеального представителя среднего класса) борется всего лишь 8 производителей водяных насосов. Львиную долю рынка занимают насосы, выпускаемые под брендом Ford Motorcraft. Проще говоря - «оригиналы». Насосы этой марки представлены в 40% всех магазинов, торгующих запасными частями для Ford. На втором месте также американский бренд - Airtex. Это хорошо известный в Новом Свете производитель бензонасосов и водяных помп, который поставляет свою продукцию не только на aftermarket, но и на конвейеры американских автоконцернов. В каждом десятом магазине Сибири владельцу «Фокуса» предложат помпы Pilenga и Ruville. Обе компании самостоятельно не производят данную продукцию, а только упаковывают, но качество поставляемой продукции у большинства производителей не оставляет сомнений.

Очень хорошо представлены в розничной сети водяные насосы на Ford Focus от таких производителей как GMB (Япония), Hepu и Meyle. Все три компании имеют собственное производство данной продукции.

Как и в предыдущем сегменте рынка, ценовым лидером здесь является «оригинальная» помпа системы охлаждения. Как и в предыдущем сегменте, её цена в два раза выше, чем у независимых производителей среднего ценового сегмента. Верхний ценовой сегмент здесь составляют три бренда: SKF, Myele, Ruville. Их насосы стоят около 2000 рублей. Средний ценовой сегмент (1500-1700 рублей) представлен такими поставщиками как Hepu, Airtex, GMB, Dolz. В нижнем сегменте одиноко расположился бренд Pilenga. Стоимость насосов этой марки ниже 1200 рублей.

Toyota RAV-4

Конкуренция в бизнес-классе так же не высока. Водяные помпы на Toyota поставляют в Сибирь не менее 10 известных торговых марок. Треть автомагазинов торгует оригинальными насосами. Каждый четвертый автомагазин предлагает также водяные помпы марки GMB. Немного удивило нас столь слабая представленность насосов Tama, которые ещё совсем недавно относились к лидерами рынка. Сегодня насосы этой марки представлены лишь в 5% торговых точек. Это удивительно, учитывая то, что Tama является структурным подразделением крупнейшего в Японии производителя термостатов и датчиков - компании Nippon Thermostat Inc. (NTCL). И все же - это факт. Насосы Tama на Toyota RAV-4 встречаются в продаже реже, чем Hepu, Dolz, Airtex.

Вилка цен на водяные помпы в этом сегменте не такая большая, как в предыдущих двух. Оригинальные насосы по-прежнему самые дорогие, но их цена уже не 2 раза выше, а всего лишь на 30%. Из независимых производителей насосов ценовыми лидерами являются NRW и Optimal, которые представлены в розничной сети слабо. Основная масса торговых марок находится в средней ценовой нише (1500-1700 рублей). Нижний ценовой сегмент представлен лишь одной маркой - Dolz.

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Автомобильная водяная помпа – это центробежный насос, принудительно обеспечивающий равномерное циркулирование охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения двигателя: начиная от радиатора и заканчивая расширительным бачком.

Основное предназначение водяной помпы состоит в том, чтобы организовать непрерывное движение охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) по всей системе охлаждения ДВС.

Если насос выйдет из строя, то тепловой режим двигателя будет нарушен, в результате чего он очень быстро перегреется и закипит, что лучше не стоит допускать. Если вы видите, что стрелка датчика контроля температуры ползет вверх, то лучше остановить движение и проверить исправность насоса.

Время от времени проверяйте состояние водяной помпы, проводя ее визуальный осмотр. Для того чтобы убедиться в ее исправности, периодически прислушивайтесь к работе двигателя вашего автомобиля и проводите тщательное обследование места, где находится крепление помпы.

Очень важно, чтобы в этом месте не наблюдалось протечек охлаждающей жидкости, иначе нужно срочно бить тревогу и устранять течь. Благодаря этим действиям вы сможете своевременно заметить поломку какого-либо узла и выполнить ремонт, не доводя ситуацию до критической.

Строение и принцип работы водяной помпы

Конструкция и принцип работы водяной помпы практически на всех моделях автомобилей практически одинаковый, особенно если сравнивать детали отечественных производителей. Про расположение насоса можно сказать то же самое.

Водяная помпа устанавливается рядом с радиатором и при пуске двигателя приводится в действие при помощи гидрораспределительного ремня (ГРМ).

Конструкция помпы состоит из следующих основных деталей: корпус, вал, крыльчатка, приводной шкив, подшипник, сальник и ступица шкива приводов. Вал с крыльчаткой на конце устанавливается в крышке. Вал приводится в движение при помощи ремня ГРМ. Вращаясь, крыльчатка перемещает жидкость в системе, заставляя ее постоянно циркулировать и таким образом охлаждать двигатель.

Приводной шкив устанавливается на другом конце вала, в некоторых вариантах насосов дополнительно ставится вентилятор. Непосредственно на приводной шкив надевается ремень ГРМ. Вращательная энергия двигателя передается через гидрораспределительный ремень и приводной шкив на вал, тем самым заставляя вращаться крыльчатку и приводя в действие работу всей системы.

Очень часто помпа начинает неправильно работать из-за изнашивания сальника, установленного между крыльчаткой и корпусом. Когда сальник вырабатывает свой ресурс, охлаждающая жидкость (тосол или антифриз) начинает просачиваться сквозь него и попадает на подшипники, тем самым смывая смазывающие вещества.

Хорошие мастера знают, что для подшипника это очень плохо, практически губительно. Он без смазки начинает гудеть и в ближайшее время выходит из строя. В этом случае результат один: подшипники заклинивает, и помпа перестает работать.Неисправность водяной помпы: причины и возможные последствия

Причины поломки водяной помпы



Если вы будете своевременно проводить диагностику двигателя и хорошо за ним ухаживать, то водяная помпа отслужит долгое время и не доставит вам неприятностей. Дело в том, что насос представляет из себя достаточно простое устройство и ломается очень редко. Но из всех правил бывают исключения, и помпы это тоже касается.

Существует несколько причин, по которым автомобильная помпа может выйти из строя:

  1. Выход из строя некоторых деталей насоса. Особенно это касается сальника, который изнашивается и дает течь. Бывает так, что ломается крыльчатка или подшипник.
  2. Производственный брак, вследствие которого помпа изначально была низкого качества.
  3. При выполнении ремонта самой помпы или некоторых деталей, расположенных поблизости, слесарь допустил ошибку.

Последствия неисправности водяной помпы



Если водяная помпа не работает и антифриз или тосол не циркулирует по системе, то температура двигателя быстро повышается и стрелка датчика температуры воды на панели приборов начинает подниматься вверх, доходя до критической отметки. Достаточно будет проехать на автомобиле с неисправной помпой совсем немного для того, чтобы охлаждающая жидкость в радиаторе закипела.

Об этом вы узнаете не только по поднимающейся стрелке, но и по появлению испарений из-под капота и характерному запаху кипящей жидкости. Такую ситуацию допускать никак нельзя, иначе двигатель может заклинить. А это уже одна из серьезнейших поломок, которую будет непросто исправить. Скорее всего, придется обращаться в автосервис и на некоторое время остаться без транспорта.

О неисправности водяной помпы может свидетельствовать протекающая в месте ее крепления охлаждающая жидкость. Небольшая протечка для автомобиля не представляет серьезной опасности и допускает дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Жидкость будет циркулировать в системе охлаждения, как и обычно.

Ваша задача в этой ситуации – постоянно контролировать уровень антифриза в радиаторе и своевременно его доливать. Но не стоит долго затягивать с устранением неполадки, так как утечка может стать сильнее, и вы уже не сможете своевременно исправлять ситуацию, особенно если усиленно эксплуатируете свой автомобиль.

Распространенные неисправности водяной помпы

Как и говорилось ранее, устройство водяной помпы достаточно простое, поэтому и неисправностей у нее не так уж много. Самые частые и распространенные виды поломок:

  • заклинил подшипник;
  • вышла из строя крыльчатка;
  • крыльчатка плохо держится на валу, т. е. расшаталось ее крепление;
  • водяная помпа из-за постоянного дрожания двигателя неплотно прилегает в месте крепления, и охлаждающая жидкость сочится наружу.

Особенности ремонта водяной помпы



Водяная помпа двигателя представляет собой разборный механизм, который подлежит ремонту. При ее неисправности вы можете купить новую и заменить ее, а можете попробовать устранить причину поломки, заменив вышедшею из строя деталь: подшипник, сальник, крыльчатку и т. д. Многих автовладельцев радует тот факт, что помпа ремонтируется, так как это обходится гораздо меньше, чем замена всей детали.

К сожалению, в большинстве моделей автомобилей водяная помпа расположена в плохо доступном месте, поэтому ее разборка и ремонт может быть реальной проблемой. В некоторых вариантах автомобилей добраться до насоса можно только снизу. Для этого необходимо загонять автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Затем нужно немного ослабить подушки двигателя и тогда уже получится добраться до водяной помпы.

Некоторые опытные слесаря меняют автомобильную помпу на новую при каждой замене гидрораспределительного ремня или цепи (в зависимости от модели двигателя). Если же водяной насос приходит в негодность раньше, то его, конечно же, нужно сразу менять.

Продолжительность работы помпы напрямую зависит от качественной замены ремня ГРМ и характерных особенностей самой запчасти. Любая часть автомобиля требует присмотра и ухода, и водяная помпа не является исключением. Следите за ее состоянием, и вам не придется ремонтировать или менять деталь.

Устройство насоса автоматической стиральной машины и особенности его работы знает далеко не каждый обыватель, и это притом, что помпа является одним из важнейших элементов всего стирального механизма. Попробуем разобраться, из чего состоит такой насос, какие бывают его разновидности, основные отличия в работе и обслуживании.

Проходя через емкости для моющих средств, вода смешивается с ними, и попадает в , где находится в процессе всей стирки. Когда стирка завершена, через специальный шланг «отработанная» жидкость поступает в помпу. Когда поступает соответствующий системный сигнал, помпа начинает откачивать грязную воду из бака в и далее в канализационное отверстие до того момента, пока вода в барабане полностью не закончится. То же самое происходит и во время процесса полоскания, но уже без участия стирального порошка и других моющих средств. Процесс отжима также происходит при непосредственном участии помпы.


– это, в большинстве случаев, асинхронный двигатель невысокой мощности, оснащенный магнитным ротором, вращающимся со скоростью не более 3 000 тысяч оборотов в минуту. Сливные помпы имеют различия между собой по виду «улитки» и интегрированного в них фильтра, задерживающего мусор и посторонние некрупные предметы в отработанной воде.

Дорогие современные СМА имеют насосы двух разновидностей:

  • сливные;
  • циркуляционные.

Первые (сливные) отвечают за откачку воды после стирки из рабочей емкости, вторые – за циркуляцию воды в процессе полоскания и стирки. Менее дорогие стиральные машинки оснащены исключительно сливными насосами .

По своему устройству ротор сливного насоса напоминает магнит цилиндрической конструкции.

В свою очередь лопасти, закрепленные на оси ротора, развернуты по отношению к ней под углом 180 градусов. Во время запуска сливного устройства первым вступает в работу ротор, после чего начинают вращаться лопасти.


Сам сердечник двигателя обладает двумя обмотками, соединенными друг с другом. Их суммарное сопротивление равно 200 Ом. Если говорить о маломощных двигателях стиральных машинок, то внешний штуцер всегда находится посередине корпуса. Он оснащен резиновыми клапанами обратного действия, которые не дают жидкости попадать в емкость СМА из сливного патрубка. Под напором воды из водопроводной сети этот клапан открывается, но когда напор прекращается – закрывается обратно.

Сливные насосы другого типа пропускают воду только в одном заданном направлении.

В таких устройствах для препятствования самотеку воду используют манжеты для уплотнения . Это нужно для того, чтобы вода не попала в подшипник. Роторный вал в подобном механизме проходит через основную манжетную втулку, оснащенную гофрами по обе стороны и обжимом из специального пружинного кольца. Перед тем, как манжету устанавливают в соответствующую втулку, ее в обязательном порядке обрабатывают специальной смазкой, чтобы на ее поверхности образовался достаточно толстый слой вещества. Это заметно увеличивает срок работы элемента.


Правила эксплуатации

При правильном уходе насос для СМА служит в среднем 9-11 лет . Чтобы этот срок не сократился, необходимо:

  • обеспечить достаточную чистоту воды (вы должны следить, чтобы в карманах белья для стирки не было посторонних предметов, а также предварительно удалять куски засохшей грязи перед стиркой);
  • следить за исправностью фильтров ;
  • предотвращать появление накипи (для этого рекомендуется использовать специальные );
  • полностью опустошать бак по завершению стирки (ждать, пока вода из рабочей емкости будет откачана на 100%).

Нужно заметить, что если помпа все же ломается, ее никогда не ремонтируют, а меняют на новое устройство. Причем делать это должен только квалифицированный специалист.

Жидкостная система охлаждения силовой установки любого авто обеспечивает поддержание оптимального температурного режима за счет жидкости. Перемещаясь по каналам рубашки охлаждения мотора, омывает разогреваемые элементы, забирая от них часть тепла, а затем отводит его в окружающую среду посредством теплообменных процессов в радиаторе.

Жидкость по системе охлаждения самостоятельно передвигаться не может, поэтому в конструкцию жидкостной системы входит водяной насос, он же – помпа. Основная задача его – обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости по системе, что и обеспечивает забор тепла и отвод его.

Больше помпа ничего не выполняет, но от ее работы зависит нормальное функционирование мотора. Без нее силовая установка очень быстро будет перегреваться, поскольку не будет обеспечиваться отведение тепла.

Видео: Для чего в автомобиле нужна водяная помпа

На автомобилях на данный момент используется водяной насос центробежного типа. Широкое распространение этот тип помпы получил благодаря простоте конструкции, при этом он вполне справляется с поставленной задачей. Для привода его используется усилие, получаемое от коленчатого вала, которое передается за счет ременной передачи.

Циркуляция жидкости по системе обеспечивается за счет крыльчатки. Чтобы она обеспечивала движение жидкости в рубашке охлаждения, насос входит в конструкцию силового агрегата. Причем основная его часть располагается с внешней его стороны, и только крыльчатка располагается внутри рубашки.

Конструкция водяного насоса

Внешний вид водяных насосов может быть разный (сказываются конструктивные особенности силовых установок разных производителей), но все они конструктивно одинаковы и состоят из:

  • корпус;
  • шкив или зубчатое колесо;
  • крыльчатка;
  • сальник;
  • подшипники.



Корпус

Корпус является несущим элементом и в нем располагаются все перечисленные составные части, кроме крыльчатки и шкива, которые располагаются с внешних сторон. Корпус изготавливается чаще всего из алюминия. Также посредством его производится крепление помпы к блоку цилиндров. Чтобы обеспечить герметичность в месте прилегания корпуса к мотору, между ними устанавливается прокладка.

Чтобы антифриз и влага не скапливались в зоне расположения подшипников, в корпусе проделано дренажное отверстие.

Ось, подшипники, сальник

Внутри корпуса располагается стальная ось, посаженная на два подшипника, что обеспечивает ей легкость вращения. Ось обычно изготавливается из стали, что обеспечивает высокую прочность.

Подшипники являются закрытыми, то есть доступа к ним нет. Смазывание их делается за счет заложенной смазки, которой должно хватать на весь ресурс насоса. Но на некоторых старых грузовых авто, в корпусе имелась пресс-масленка, поэтому подшипники у них можно было смазывать.

Видео: Выбор Помпы. Помпа LUZAR.

Для предотвращения контакта рабочей жидкости с подшипниками, со стороны крыльчатки установлен герметизирующий резинотехнический элемент – сальник. Без него антифриз попадал бы в зону работы подшипников, что приводило бы в быстрому их износу.

Шкив, крыльчатка

Шкив или зубчатое колесо являются элементами, которые принимают усилие от коленчатого вала. Шкив используется на авто, у которых привод газораспределительного механизма осуществляется посредством цепной передачи. Из-за такого конструктивного решения организовать передачу усилия на помпу цепью не удалось. Поэтому для обеспечения вращения насоса используется отдельный ременной привод, который дополнительно может обеспечивать и работу другого навесного оборудования мотора – насоса ГУР, компрессора и т. д.

В автомобилях, у которых привод ГРМ обеспечивается зубчатым ремнем, он применяется и для обеспечения работы помпы. То есть одним ремнем задействуется в работу и ГРМ, и насос. А чтобы при передаче усилия не было потерь из-за проскальзывания, в качестве приводного элемента на помпе используется зубчатое колесо.

Шкив или зубчатое колесо имеют жесткое соединение с осью. Для этого используется либо шпоночное соединение, либо болтовое.

С другой стороны на ось посажена крыльчатка – специальный диск с нанесенными на него особым образом крыльями. Изготавливается она чаще из алюминия, хотя встречаются и крыльчатки, изготовленные из пластика. Посадка ее на ось – тоже жесткая.

Принцип работы автомобильной помпы

Принцип работы водяного насоса очень прост: помпа получает вращение от коленчатого вала посредством ременного привода. Это вращение получает шкив или зубчатое колесо, жестко посаженное на ось. А поскольку с другой стороны на ней установлена крыльчатка, то она тоже вращается.


Поскольку крыльчатка помещена в рубашку охлаждения, то она находится в среде охлаждающей жидкости. При вращении, крылья крыльчатки создают центробежную силу, которая выталкивает антифриз и заставляет его двигаться по каналам .

Признаки неисправности помпы

Простота конструкции водяного насоса обеспечивает ему отличные показатели по надежности и длительности срока эксплуатации. Но неисправности с этим узлом все же бывают, поскольку в конструкции используются элементы, которые являются «слабым» местом насоса. Ими являются подшипники и сальник. При эксплуатации нередко , что приводит к появлению люфтов. Это сразу же сказывается на герметичности сальника. Но и сам резинотехнический элемент в процессе эксплуатации может получить повреждения.

Видео: Признаки неисправности помпы. Выбор помпы ВАЗ. Устройство помпы Ваз НИВА

Основными признаками износа помпы:

  1. Подтекание охлаждающей жидкости со стороны водяного насоса.
  2. Появление сторонних шумов при работе мотора.
  3. Визуально заметный люфт при работающей установке.

Все эти признаки и дают изношенные подшипники и поврежденный сальник. Бывают и другие неисправности, которые встречаются гораздо реже. Среди них – повреждение крыльчатки в результате химических процессов, происходящих в результате постоянного контакта с антифризом, появление трещин на корпусе, чрезмерный износ рабочих поверхностей шкива или зубчатого колеса.

Отметим, что водяная помпа – один из узлов силовой установки, который ремонту не подвергается. Все составные элементы садятся в корпус путем запрессовки, поэтому узел является неразборным, и в случае появления признаков износа, помпа просто заменяется. При этом обязательной замене подлежит также и прокладка. Единственное, можно поменять только шкив, и то, если он крепится к оси при помощи болтового соединения.