Классный час "воспитательный час". Беседа "Плохие слова или как реагировать на бранные слова в лексике ребёнка2. Как помочь родителям(2ч)

ТЕМА 15. «НЕХОРОШИЕ СЛОВА». НЕДОБРЫЕ ШУТКИ

Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться

I. Беседа по теме

Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы ска­жите, какое приветствие вам больше всего понравилось.

Приветик!

Здравствуй, Коля!

Доброе утро Ириша, у тебя чудесные бантики!

Привет, Игорь, ты прекрасно выглядишь!

Доброе утро!

Здравствуй!

Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплемент? Давайте здороваться с друг другом только так. Важно ли при встрече улыб­нуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой вполне можно приветствовать друг друга издалека.

II. Игра «Комплимент»

У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садиться на этот стул теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника - мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом друго­му. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик справа слово девочка. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку учитель записывает на доске. Победит тот, кто по­следним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся на стул, и остальные рас­сказывают о них только хорошее, что о них помнят и знают.

III. Анализ ситуации.

Вы...это самое...того...

Когда вы говорите,

То, значит, это...как его...

Ну, в общем, не тяните.

Вот, между прочим, так сказать,

IV. Искусство отказать.

Ребята представьте себе, что я прошу вас на перемене не отды­хать, а решить еще одну задачу по математике. Что вы мне ответите? «Нет, не хочу, не буду».

А знаете, как мне ответил мальчик из другого класса: «Я с удо­вольствие решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он мне отказал или согласился?

Вывод: умейте отказаться от предложения так, чтобы не обидеть просящего. Сначала думайте, а потом говорите.

V. Закрепление материала.

Дети читают стихи:

Есть волшебные слова

Скажешь слово

Слышишь два

У меня, - промолвил дед, -

Ни забот, ни горя нет.

Захочу - отдохну,

Есть моложе руки:

Чуть кивну - кивну - кивну -

Мчаться внуки - внуки!

Настя ходит в первый класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова ...(здрасте)

А слово-то, какое

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа...

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! - зря от Вити

Ждал я слова ...(извините)

А слово-то какое -

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада,

Я портфель ей подарил,

Вижу - очень рада!

Но нельзя молчать, как рыба,

Ну сказала бы ...(спасибо)

А слово-то какое -

Очень дорогое!

Какие слова как можно чаще надо включать в свою речь?

VI. Итог урока.

Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняют ваше здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом ска­жите.

Урок 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону?

I. Беседа по теме.

Вспомните несколько фраз произнесенных по телефону Слоном в сказке К. Чуковского «Телефон». Как построен разговор?

Чем телефонный разговор отличается от обычного? (Мы не видим человека, его жестов, мимики, мы слышим только сло­ва.)

Испытываете ли вы трудности при телефонном разговоре, в чем они заключаются?

II. Игра «Телефон».

Выходят трое детей. Между ними распределяются роли: два то­варища, одноклассники и мать одного из них. Один одноклассник звонит другому, чтобы уточнить домашние задание. Трубку берет мать.

Анализ разговора.

Какие ошибки на ваш взгляд допущены?

III. Это полезно помнить

Правила ведения телефонного разговора.

Если вы звоните по телефону, то ждите ответ в течение 5-7 гудков, если у вас звонит телефон, старайтесь поднять труб­ку как можно скорее, чтобы не заставлять других ждать.

Старайтесь звонить по личному телефону с 9.00-22.00.

После приветствия следует представиться, назвать свое имя и сказать о цели своего звонка.

Если того, кому вы звоните, не оказалось дома, и трубку взяли другие члены семьи, вежливо извинитесь за беспо­койство, допустимо пожелать собеседнику доброго здоро­вья.

Разговор не может длиться более 3-5 минут, вдруг кто-то не может дозвониться по важному делу.

Если ты набрал номер, но попал не по адресу, следует веж­ливо извиниться и уточнить номер.

Трубку поднимайте аккуратно.

IV. Игра «Комплимент» смотри урок 23.

V. Итог урока.

В разговоре по телефону надо быть предельно вежливым. И по­мнить телефоны служб спасения 01, 02, 03.

ТЕМА 16. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕТСЯ В ШКОЛУ

Урок 25. Помоги себе сам

I. Анализ ситуации.

Скоро в школу

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть

И у него тетради есть,

И ранец есть

И форма есть,

И счетных палочек не счесть,

То значит он (вернее - я)

То значит он (точнее - я)

Он в школу собирается!

И. Токмакова

С каким настроение ребенок собирается в школу?

Почему дети стремятся в школу?

II. Актуализация знаний.

Прочитайте мудрые мысли, написанные на доске. Каждый из вас вслух прочитает то, высказывание которое наиболее точно отражает ваше отношение к школе и школьной работе. Согласитесь ли вы с мыслью, что учеба - это серьезная и трудная работа, требующая зна­чительных усилий. Сейчас мы выслушаем мнение каждого по этому поводу.

«Человек, помоги себе сам.» (Л.Бетховен)

«Нет без явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.» (Д. Менделеев)

«Высшее счастье человека находится на краю его сил.» (И. Ефре­мов)

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность.» (А.Экзюпери)

III. Беседа по теме.

Нарисуйте свою школу или класс или то место в школе, где вам уютно, комфортно, хорошо.

Расскажите о школе, сделайте ей комплимент. Для чего нужна школа? Зачем вы сюда приходите?

Какие трудности (затруднения) и в чем вы испытываете в школе?

Как вы понимаете слово «трудность», в основе этого слова, слово «труд»?

Как вы относитесь к слову «преодоление», смысл - встреча с препятствием? Как эти два слова влияют на ваше желание учиться?

Как вы понимаете слова: терпение, настойчивость, воля? Можно ли добиться успехов без этих качеств, присущих че­ловеку?

Можно ли прожить без цели, какой должна быть цель, нуж­но ли всегда выбирать цель только по силам?

Видите, о каких серьезных вещах мы сегодня говорили. Как вы ду­маете почему? Да потому, что школа это не только праздник, это боль­шой труд воли, ума, сердца. Вспомните стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри». Сейчас мы все вместе прочитаем его. Читают дети.

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на каток.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

Видят, видят лодыри: изворот

Хмурый и ободранный кот идет.

Спрашивают лодыри у него:

Ты чего нахмурился, отчего?

Замяукал жалобно серый кот:

Мне, коту усатому, скоро год.
И красив я, лодыри, и умен,

А письму и грамоте не учен.

Школа не построена для котят.

Научить нас грамоте не хотят.

А теперь без грамоты пропадешь,
Далеко без грамоты не уйдешь.

Не попить без грамоты, не поесть,

На воротах номера не прочесть!

Отвечают лодыри: - Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте и письму,

А не могут выучить ничему.

Нам учиться лодырям, что-то лень.

На коньках катаемся целый день.

Мы не пишем грифелем на доске,

А коньками пишем мы на катке!

Отвечает лодырям серый кот: -

Мне коту усатому, скоро год.

Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился первый раз!

Почему старый кот не понимает лодырей?

Чему кроме грамоты вы научились в школе?

IV. Послушайте «полезный» совет Г. Остера.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Не приходилось ли вам видеть в нашей школе подобных сцен?

Как бы вы поступили в аналогичной ситуации?

В чем смысл пословицы «Смеется тот - кто смеется послед­ним»?

V. Игра «Закончи предложение»

Я люблю свою школу и хочу, чтобы в ней...

VII. Запомни мудрые слова «Помоги себе сам».

VIII. Итог урока.

ТЕМА 17. ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Урок 26. Умей организовать свой досуг

I. Беседа по теме.

Когда, в какое время и как долго вы делаете уроки?

Какие кружки, секции, школы вы еще посещаете?

Много ли свободного времени у вас остается?

Вспомните русскую пословицу: «Делу время, а потехе час».
Следуете ли вы ей? Как же вы используете те немногие свободные минуты и часы, которые остаются от обязательных занятий?

II. Стихотворный монтаж.

Рассказывают дети.

Кто на лавочке сидел

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

В новом лифте ехал Саша

На тринадцатый этаж,

Вместе с ним на том же лифте

Ехал синий карандаш.

Поднимается кабина

На тринадцатый этаж,
А на стенке той кабины
Что-то пишет карандаш.
Мой веселый звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и громко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился,

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Хлопнул, лопнул - вот и все.

Чтобы к солнцу быть поближе.

Влез зимою я на крышу,

Поскользнулся, наземь хлоп

Спас меня большой сугроб!

Хорошо! Весна идет!

С ног нас валит гололед.

Подними свой нос повыше -

Вон летит сосулька с крыши.

К

ак используют свободное время герои этих четверости­ший?

Почему свободное время хотят иметь все, но не знают как им (временем) распорядиться?

III. Игра «Давай поговорим»

Я хочу иметь много свободного времени. Как вы думаете по­чему?

Нужно ли вам дополнительное свободное время? Зачем?

Я не знаю, чем буду заниматься после уроков. А вы?

IV. Анализ ситуации.

Потешные сказки (По мотивам русского фольклора).

Рассказала И. Воробьева

В трех соснах заблудились

Понадобилось Авосю с Небосю в соседний город: вот и отправи­лись они в путь дорогу. Идут, идут вдруг видят - на дороге три сосны стоят. Подошли они к ним и, как в лесу, в трех соснах заблудились: в какую сторону не пойдут, все на дерево натыкаются, никак не могут из сосен выбраться. Плутали они, плутали между соснами и так притомились, что решили домой вернуться. Так и не дошли до со­седнего города.

Почему утомились Авось и Небось.

Какую работу они выполнили?

V. Итог урока.

Свободное время необходимо каждому, для того чтобы привести в порядок себя и свою одежду, свое рабочее место. В школе наша двигательная активность ограничена. Чтобы быть здоровым после школы следует вести более подвижный образ жизни, но при этом важно помнить правила безопасного поведения и этикет.

ТЕМА 18. КАК ВЫБРАТЬ ДРУЗЕЙ

Урок 27. Что такое дружба?

I. Беседа по теме.

Певец С. Адамо считал: «Дружба - это дополнение одного чело­века другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас и уйти, исчезнуть на время».

Как вы понимаете выражение «дополнение одного челове­ка другим»?

Почему душа и ум по-разному «понимают» одну и ту же си­туацию?

Как научиться дружить, нужно ли этому учиться?

Какая бывает дружба?

Какого друга вы бы хотели иметь?

А. Экзюпери писал «Если человек уважает, только того, кто с ним схож, он уважает лишь себя одного». У кого из вас другое мне­ние. Запомните это высказывание, и попытайтесь проверить его при общении с другими людьми.

II. Закончи рассказ.

Я не знаю, есть ли у меня друзья, или это только приятели, и од­ноклассники. Я хотел бы, чтобы мой друг...

III. Игра «Хочу быть».

Хочу быть для Коли таким другом, который...

IV. Стихи читают дети.

Если все вокруг подружатся

1. Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса.

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Веселей, звенит листва.

Если все вокруг подружатся

Будет больше волшебства.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

Если песня в небе кружится -

Веселей, звенят сады.

Будет больше красоты.

Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,

Пусть планета цвета радуги

Никогда не отцветет.

Если песня в небе кружится -
Весей, звенит заря.

Если все вокруг подружатся -

Улыбнется вся земля.

П. Синявский

Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся?

V. Анализ ситуации.

Рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слуша­лись. Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали пру­тья по одиночке. Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одоле­ет, а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит!

Как вы понимаете, словосочетание «жить в согласии»?
Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком-то деле.

VI. Итог урока.

Дружба - это ответственность не только за себя, но и за другого.

I. Беседа по теме.

Кто может стать вашим другом: родственник или чужой человек, ровесник, подросток или взрослый человек?

Могут ли быть друзьями родители и учителя?

Чем отличается друг от приятеля или знакомого?

Почему народная мудрость гласит: «Друга легче найти, чем сохранить»?

Может ли быть много настоящих друзей?

Существуют ли взаимные обязательства в дружбе?

Что может разрушить дружбу?

Всегда ли надо говорить друг другу правду, если это ему непри­ятно?

II. Игра «Продолжи предложение».

Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я...

III. Работа со стихотворением.

Настроение упало,

Дело валится из рук,

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем

С облегчением вздохнем -

Настроение поднимем

И от пыли отряхнем.

A. Шалыгин

Почему от друга мы ждем только полезного совета и помо­щи? Всегда ли оправдываются эти надежды?

IV. Игра «Любит не любит»

Каждый ребенок берет лист бумаги, подписывает свою фами­лию, делит лист пополам. Слева пишет - что он любит, а справа -что не любит. Пунктов не должно быть много. Из листиков делается стенд, который стоит в классе несколько дней. Просим детей внима­тельно изучить стенд, а позднее написать что любят и не любят од­ноклассники.

V. Анализ ситуации.

Кто кого

Кто кого обидел первый?

Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили?

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

И я забыл!

B. Орлов

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережи­вает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». (А. Экзюпери)

ТЕМА 19. КАК ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

Урок 29. Как доставить родителям радость?

I. Как мы можем помочь родителям?

Стихи читают дети

Я один у мамы сын

Нет у мамы дочки,

Как же маме мне помочь

Постирать платочки?

Мыло пениться в корыте

Я стираю, посмотрите.

A. Усатова
Сотрясается весь дом:

Бьет Сережа молотком,

Покраснев от злости,

Забивает гвозди.

B. Берестов
Мама спит, она устала

Ну и я играть не стала

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой

А по маленькой подушке

Луч крадется золотой.

Я как мама, не люблю

В доме беспорядка

Одеяло расстелю

Ровненько да гладко.

Метлу взяла
И дом подмела
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала

От сарая до крыльца

Подметала без конца

Приходите, поглядите

Хоть сориночку найдите.

Е. Благинина

II. Беседа по теме.

Хорошо ли вы знаете своих родителей?

Почему они дают нам много советов, любят поучать, чем они озабочены и чего ждут от нас?

Все родители хотели бы гордиться своими детьми, как до­ставить родителям радость и помочь им?

III. Игра «Давай поговорим».

Родители всегда хотят от нас слишком много. Иногда мне кажет­ся, что они ждут от нас только послушание, а вы как думаете?

IV. Анализ ситуации.

Этих взрослых не поймешь.

Не пойму я взрослых этих
Все у них наоборот:
Сразу тянуться к котлете
И не смотрят на компот.
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!
В магазин приходим с дедом -
Там горою карамель
Ну, а дед берет к обеду
Колбасу и вермишель.
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают
Во дворе такая лужа!
Лучше лужи не найти!
Но сосед вздыхает - ужас!
Не проехать, не пройти!
Жалко взрослых мне бывает
Ничего не понимают!
В дом вчера принес мышонка

Я нашел его в саду

Закричала мама звонко:

Я сейчас с ума сойду!

Жалко взрослых мне бывает

Ничего не понимают.

Г. Ширковец

Какие поступки взрослых вам не понятны или вызывают недоумение?

Не пытались вы в мыслях поменяться со взрослыми роля­ми?

Давайте поиграем. Продолжите фразу: - Если бы я был взрослым...

V. Игра «Комплимент».

У меня самые лучшие родители. Они...

VI. Итог урока.


3.25. «Нехорошие слова». Недобрые шутки (3часа). Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Чистота слова.

3.26. Свободное время (2 часа). Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг.

3.27. Дружба (2 часа). Как выбрать друзей. Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

3.28. Повторение (3часа). Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни .

4 класс (34 часа)

3.29. Наше здоровье (8часов). Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс . Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

3.30. Злой волшебник – табак (2часа). Что мы знаем о курении. Умей сказать – нет.

3.31. Почему некоторые привычки называются вредными (6часов). Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Помоги себе сам. Волевое поведение.

3.32. Злой волшебник – алкоголь(3часа). Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.

3.33. Злой волшебник – наркотик (2часа). Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

3.34. Мы – одна семья (2часа). Мальчишки и девчонки. Моя семья.

3.35. Повторение (11часов). Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Кадровые условия

В педагогическом коллективе МБОУ «Алгазинская СОШ» Вурнарского района ЧР есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Кадровое обеспечение ООП НОО строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному процессу образования.

Начальная школа полностью укомплектована педагогическими работниками. Учителя 1-3 классов прошли курсовую подготовку по программе дополнительного профессионального образования по теме «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования» в объеме 72 часов. Кадровые условия реализации ОП обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения. В учреждении создана система непрерывного, профессионального развития педагогических работников.

Перечень специалистов начального образования, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО .


Специалисты

Функции

Кол-

Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

4

Педагог-предметник

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса (учитель английского языка, физической культуры)

2

Зам.директора по ВР

Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время

1

Социальный педагог

Обеспечивает сопровождение учащихся социально-незащищенных категорий и их семей

1

Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности учащихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

4

Администра ция




ФИО

должность

образование

категория

1

Павлова С. Г.

директор

высшее

первая

2

Иванова Р. Г.

зам. директора по УР

высшее

высшая

3

Петров А. Г.

зам. директора по ВР

высшее

первая

Кадровый состав


Класс

ФИО учителя

Образование


Стаж педагич.

работы


Квалиф.

по ФГОС


1

Григорьева Е. И.



27

Первая

+ 2010 г.

2

Харисанова И. Г.

Среднее специальное, Канашское педучилище

20

Первая

+ 2010 г.

3

Ластухина В. Ю.

Среднее специальное, Канашское педучилище

20

Первая

+ 2010 г.

4.

Платонова Г. В.

Среднее специальное, Шумерлинское педучилище

10

Первая

- 2010 г.

Ожидаемый результат повышения квалификации - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

принятие идеологии ФГОС общего образования;

освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
Мероприятия:

1. Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГОС.

2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС.

3. Заседания методических объединений учителей, воспитателей по проблемам введения ФГОС.

4. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

5. Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС.

Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Сетевой график по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы


Условия реализации программы

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Сроки исполнения

Ответственные

Организационно-содержательные

Внесение необходимых изменений в функциональные обязанности администрации, руководителей служб. Определение ответственности руководителей школы и педагогов за реализацию образовательной программы

Пакет документов.

Ежегодно

при необходимости


Директор

Формирование творческих групп, координационного совета

Координационный совет

Творческие группы.


Ежегодно

при необходимости


Администрация

Кадровые

Подбор кадровых ресурсов для осуществления преподавания в 1 классе

Кадровое обеспечение.

постоянно

Директор

Мотивация деятельности педагогического коллектива по организации развивающей образовательной среды. Разработка пакета способов стимулирования деятельности педагогов.

Критерии стимулирования педагогической деятельности.

постоянно

Управляющий совет, комиссия по распределению стимулирующих фондов

Научно - методические

Совершенствование системы повышения профессиональной компетентности педагогов.

Повышение компетентности педагогов.

постоянно

Методический совет методическое объединение

Информатизация образовательной среды школы. Медиатизация учебных ресурсов.

Формирование информационной культуры пед. коллектива и обучающихся.

Согласно программе информатизации

Администрация

Теоретическое изучение и использование современных образовательных технологий и подходов.

Применение технологий и подходов в образовательном процессе.

постоянно

Методический совет.

Преемственность с ДОУ в условиях введения ФГОС НОО и ФГТ в ДОУ.

Повышение компетентности

Ежегодно

Администрация

Информационно - аналитические

Выявление степени соответствия оценки результата деятельности учителя, уровню образованности ученика.

Аттестация пед. кадров.

1 раз в 5 лет

Аттестационная комиссия

Диагностика эффективности внедрения системы педагогических процедур, направленных на достижение ожидаемого результата

Коррекция (при необходимости) основных положений программы

постоянно

методическое объединение

Выявление индивидуальных педагогических затруднений.

Самообразование по заявленным темам

2013

директор

Определение тематики педсоветов, совещаний, круглых столов, заседаний творческих групп, на которых планируется постановка вопросов по образовательной программе

Планирование

ежегодно

директор

Подбор диагностических методик для формирования целостной системы отслеживания качества выполнения ООП НОО.

Пакет инструментария

2013-2014 уч.г.

Администрация, творческая группа

Создание информационного банка образовательных услуг для потребителя, информированность социума.

Система информирования населения.

Ежегодно

Администрация


Социально-психологический, педагогический и методический анализ и обобщение полученных результатов. Письменная подготовка материалов по итогам реализации ООП НОО.

Аналитические отчеты, методические рекомендации.

Ежегодно

Методический совет

Материально-технические

Проведение мероприятий по переоснащению действующих учебных кабинетов необходимым оборудованием.


Ежегодно

Директор

Проведение работ по укреплению материально-технической базы школы.

Новые материально-технические условия.

Ежегодно

Директор

Приобретение методической литературы и электронных образовательных ресурсов по переходу на ФГОСНОО.

Новые материально-технические условия.

Ежегодно

Директор

Обновление УМК при переходе на ФГОС, в соответствии с требованиями федерального перечня учебников. Приобретение учебников УМК «Школа России».

Новые материально-технические условия.

Ежегодно

Директор

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты:

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

    социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Чего не надо бояться(2ч)

Учимся думать. Спеши делать добро.

Надо ли уметь сдерживать себя(4ч)

Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Наказание

Как нужно одеваться(2ч) Одежда

Ответственное поведение

Боль

Как вести себя за столом(4ч)

Как вести себя в гостях(2ч) Ты идёшь в гости

Помоги себе сам

Чем заняться после школы(2ч) Умей организовать свой досуг

Как выбрать друзей(4ч) Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

Как помочь родителям(2ч)

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро

Повторение(6ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Чего не надо бояться(2ч)

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(4ч)

Учимся думать. Спеши делать добро

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

Почему мы говорим неправду(4ч)

Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.

Почему мы не слушаемся родителей(4ч)

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Надо ли уметь сдерживать себя(4ч

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу(4ч)

Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

Как относиться к подаркам(4ч)

Я принимаю подарок. Я дарю подарок

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление

памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

Как следует относиться к наказаниям(2ч)

Наказание

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа

Как нужно одеваться(2ч)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова

Как вести себя с незнакомыми людьми(2ч)

Ответственное поведение

Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Как вести себя, когда что – то болит(2ч) Боль

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

Как вести себя за столом(4ч)

Сервировка стола. Правила поведения за столом

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в

Как вести себя в гостях(2ч)

Ты идёшь в гости

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

Как вести себя в общественных местах(4ч)

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».

«Нехорошие слова». Недобрые шутки(4ч)

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

Что делать. Если не хочется в школу(2ч)

Помоги себе сам

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

Чем заняться после школы(2ч)

Умей организовать свой досуг

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

Как выбрать друзей(4ч)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Как помочь родителям(2ч)

Как доставить родителям радость

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».

Как помочь больным и беспомощным(4ч)

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите

делать добро

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш

дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Повторение(6ч)

Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция

«Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

ПЛОХИЕ СЛОВА, ИЛИ КАК РЕАГИРОВАТЬ
НА БРАННЫЕ СЛОВА В ЛЕКСИКЕ РЕБЕНКА
(
беседа)

Примерное содержание беседы

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово - это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.

Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова». Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе учеников. А самих учеников, так же как их родителей и учителей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

Давайте сегодня поговорим с вами о проблеме появления бранных слов в лексике ребенка.

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, часто, правда, не понимая, что эти слова означают.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения? Их в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от учителей.

Подросткам надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка ругательств взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются.

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

Ученица грубо разговаривала с одноклассниками, от нее только и было слышно: «Че встал на дороге?! Идиот! Куда прешь?!» Назревал конфликт, ребята не хотели с ней общаться, родители и учителя негодовали. Выяснилось, что в школу девочку на машине возит папа, который привык вслух негодовать на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование он выражает с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения девочка всего лишь повторяла слышанные многократно слова.

Еще одна проблема. Как поступить, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова.

Мальчик, узнав от товарищей во дворе очередное неприличное слово, с восторгом делился своими познаниями с одноклассниками. Мама его была в отчаянии, однако папа сказал сыну: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении у меня». И даже купил словарь ненормативной лексики.

Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком, но лучше честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда - это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Вообще как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Зачастую без крепкого словечка теряют всю соль некоторые анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Многие учителя рассказывают, как их пытались подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то запрещенное на доске. Все посвященные с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучшей реакцией было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают, что они обозначают. Но, надеюсь, все понимают, что здесь употреблять их совершенно неуместно».

Подростку нужно объяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, но не стоит навязывать ее окружающим, которых она оскорбляет и унижает.

Родителям же не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Но иногда знание и умение употребить бранное слово необходимы, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек.

Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

Всегда большой проблемой общения детей в школе были клички и дразнилки.

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в классах. Пятиклассники в проведенном анонимном опросе «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается».

Вот о с н о в н ы е п р и ч и н ы обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):

Игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

Провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например: заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);

Шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);

Самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3.Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

4. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» - западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то что я - курносый...».

Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например: заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т. п. В этом случае многое зависит от взрослых - родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя - на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего. Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы».

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью. Это могут быть рассказы об известных ребенку актерах, режиссерах, о знаменитых и великих людях, об особенностях внешности, о которых ему будет интересно узнать.

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Нельзя оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются: обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Уважаемые родители! Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания.

Тема

часов

Формы занятий и виды деятельности

Дата проведения

Примечание

План

Факт