Физическое развитие дошкольников по возрастам. Физическое развитие детей дошкольного возраста. Опыт В.Н. Шебеко

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого ребенка. Считается, что физическое и психическое развитие, происходящее в дошкольном возрасте, непосредственно влияет на всю дальнейшую жизнь. Речь идет о пищевых привычках, отношении к здоровью и собственному телу, особенностях характера.

Общие изменения

Строение и работа большинства органов у дошкольника во многом соответствуют функционированию организма взрослого человека. Масса сердца ребенка значительно увеличивается, а количество сердечных сокращений уменьшается. При этом эффективность функционирования главной мышцы значительно возрастает. Также происходит увеличение емкости легких, окончательная смена зубов и завершение формирования клеток головного мозга.

Многие родители переживают о том, что их ребенок плохо растет. На самом деле это вполне нормальное явление. По статистике у детей с 4 до 6 лет рост увеличивается на 10-15 см, а вес – всего на 3-5 кг. Соответственно, кажется, что дошкольник сильно похудел и вытянулся. В любом случае поводов для беспокойства нет, поскольку такие изменения не отражаются на выносливости и подвижности ребенка.

Особенности развития опорно-двигательного аппарата

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием большинства органов и систем. Это касается и опорно-двигательного аппарата. В данный период происходит окостенение хрящевой ткани. Тем не менее, кости ребенка остаются по-прежнему гибкими, что увеличивает вероятность травмирования. Поэтому нужно избегать силовых видов спорта.

Развитие скелета неразрывно связано с формирование мышц, суставов и связок. С возрастом мышечная масса значительно увеличивается. У новорожденных этот параметр составляет 23,3%, а у семилетнего ребенка – 27,2%.

Необходимо следить за осанкой ребенка во время ходьбы и сидения. Специалисты утверждают, что предрасположенность к различным заболеваниям позвоночника закладывается именно в дошкольном периоде.

Родителям следует обращать внимание на питание ребенка. Рацион должен быть сбалансирован и богат питательными веществами. Дошкольника нужно кормить пищей, богатой белком, ведь именно он является основным строительным материалом. Также важно употреблять большое количество продуктов с повышенным содержанием магния и кальция. Именно эти микроэлементы способствуют укреплению костной ткани.

Развитие ЦНС

Нервная система дошкольников сформирована неокончательно. Особенностью данного возраста считается преобладание процессов возбуждения. Другими словами, детям присуща невнимательность и неусидчивость. Им неинтересно выполнять однообразные задания. Движения детей имеют хаотичный и спонтанный характер.

Хотя дошкольники активны и полны сил, их энергия может неожиданно исчезнуть. Многие родители замечают, что дети по вечерам резко устают. Это объясняется тем, что у ребенка есть выраженная склонность к крайностям: сильной усталости и слишком активным играм. Избыточная активность может привести к повышению возбудимости нервной системы, поэтому очень важно чередовать спокойные занятия и подвижные игры. При этом родители должны понимать, что для отдыха ребенку хватит 10-15 минут.

Меры предосторожности

У дошкольников большинство показателей организма соответствует уровню развития органов и систем взрослого человека. Несмотря на это родители должны помнить, что их чадо – все еще ребенок, у которого есть ограниченные возможности и определенные анатомические особенности. Соответственно, активное взросление – это не повод чрезмерно нагружать ребенка.

Некоторые родители отдают четырехлеток в профессиональный спорт, не задумываясь о том, готов ли ребенок к такой нагрузке. На самом деле в дошкольном возрасте полезны более простые упражнения. Это очень важно, ведь благодаря регулярной двигательной активности происходит стимуляция умственного развития. Детям от 4 до 6 лет стоит заниматься такими видами спорта:

  • легкая атлетика;
  • теннис;
  • спортивное ориентирование;
  • плавание;
  • гимнастика.

Дети дошкольного возраста нуждаются в особой заботе. У них ускоренный обмен веществ, поэтому очень важно следить за их питанием. Помимо этого, в семье должна царить благоприятная атмосфера, что способствует нормальному развитию нервной системы. Ребенок вырастет уравновешенным, способным расслабляться и концентрироваться.

Физическое развитие детей.

Автор: Волкова Гульзифа Сагымбаевна воспитатель МКДОУ Кидышевский д/с "Теремок",Уйского района,Челябинской области.
Данная консультация может пригодиться воспитателям при проведении собрания на эту тему, а также разместить в информационном уголке для родителей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша физически развитым, здоровым, веселым, Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер:хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующие влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжках с разбега рассчитать перепрыгнуть препятствие.
Воспитатель активно формирует нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость во время выполнения движений детьми. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнение движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в тоже время относительно легко влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в беге и ходьбе, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества- выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых- родителей, воспитателей, старших братьев и сестер- для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные- туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Важным для малыша оказывается мотив эмоциональной привлекательности - красивый мяч, яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий. Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить своим положительным отношением, справедливой оценкой вызвать у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями.Роль взрослого- не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют к себе дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых игр, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, передача мяча и другое.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств- быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазанье, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды- все это необходимо детям в игровых жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных играх, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные способности.
При объединении детей с разным уровнем развития двигательных умений возможны взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного.Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец.
Физическим упражнениям и подвижным играм в детском саду отводится достаточное время в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулках, физкультурные досуги, физкультурные праздники.
За последние годы значительно вырос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок.Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:
Изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением,стремление действовать активно, самостоятельно;
Подбор участников игр(из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
Подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояние его здоровье и, в особенности уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Васильева Т.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №34 «Гульчечек» ЗМР РТ»

Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране, в последнее десятилетие наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие ребенка, имеется в виду его психическое и физическое здоровье. Целью этого направления является, возможность показать детям и родителям значимость физического состояния для их будущего, для развития нравственных качеств и душевных сил, нового поколения .

Задачами здоровья сберегающей системы являются:

    Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

    Обеспечение физического и психического саморазвития.

Как сказал С.Я. Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

Для полноценного развития ребенка физически, важен здоровый образ жизни семьи. Это не только отсутствие вредных привычек, чем могут похвастаться не все в семье. В понятие здорового образа жизни включают соблюдение режима дня, систематические физические занятия, закаливание, рациональное питание, благоприятную психологическую обстановку в семье.

Для благоприятного физического развития детей дошкольного возраста важен рациональный режим дня: достаточные по времени ночной сон и дневной отдых, регулярный прием пищи, необходимое количество времени для игр на открытом воздухе. Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно для сна (ночного и дневного). С возрастом больше времени дети бодрствуют, и это время посвящается творческим занятиям и играм на открытом воздухе. Важно не просто провести несколько часов на улице, а именно движения: на детской площадке, на лыжах или велосипеде, просто подвижные игры – существует множество вариантов.

Ребенок дошкольного возраста по природе своей весьма подвижен и активен. Обеспечивая дошкольнику физическое развитие, его активность даже не нужно стимулировать, ее только надо направить ее в нужное русло. Необходимо подобрать физические упражнения таким образом, чтобы ребенку было интересны занятия, с тем, чтобы они могли стать регулярными.

При этом для здоровья малыша важно, чтобы спортивные занятия были не изнурительными. Если вы хотите обеспечить правильное физическое развитие дошкольника, помните, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет.

Выходом из положения может стать , танцы, плаванье, т.е. те занятия, которые нагружают опорно-двигательный аппарат равномерно, и могут содержать в себе элементы игры, что немаловажно для дошкольника.

При этом следует помнить, что, сколько бы удачных занятий вы не подобрали, физическое развитие дошкольника будет лишено очень многого, если из него исключить самые обычные, но такие важные прогулки на свежем воздухе. Для ребенка этого возраста побегать на детской площадке или в парке, поиграть в активные игры со сверстниками иногда намного более полезно, чем провести то же время в спортивных тренировках в пусть даже хорошо оборудованном, кондиционированном зале.

Но в большинстве случаев возвращаясь из детского сада, дошкольник попадает домой, он прочно усаживается перед телевизором с мультиками, а в выходные дни иногда и на целый день. Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, мышечной слабостью, одышкой и нарушением обмена веществ. На самом деле эти заболевания уже все чаще и чаще регистрируются у дошкольников, физическое развитие которых пущено на самотек. Спасти ситуацию может только правильно организованная физическая нагрузка.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает закаливание. Оно позволяет сделать организм ребенка невосприимчивым к неблагоприятным воздействиям погодных и других условий, благодаря этому ребенок будет меньше болеть и больше проводить времени с пользой.
Существует много разных методик закаливания, но все они используют природные факторы: солнце, воздух и воду. Перед началом закаливания необходимо проконсультироваться с врачом, прерывать процесс закаливания нельзя, а если все же занятия прервались то, после перерыва в 3 дня и более, потребуется начинать занятия по закаливанию с самого начала.
Рациональное питание необходимо для полноценного развития дошкольника. Оно должно включать все необходимые компоненты и быть разнообразным. В меню должны быть супы, каши, мясные и рыбные блюда, свежие овощи и фрукты, соки. Физические занятия дошкольников могут быть разнообразными. Начинать физическое воспитание дошкольников можно с 2-3 лет, в этом возрасте можно начинать обучение плаванию.
А начинать физическое воспитание детей дошкольного возраста стоит с простой утренней зарядки. Утреннюю гимнастику с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме, но при этом она должна включать упражнения для всех групп мышц и дыхательные упражнения.
Помещение перед занятиями нужно проветрить. Упражнения должны быть доступными дошкольникам, ведь цель утренней гимнастики – не воспитание спортсмена, а возможность дать ребенку заряд бодрости на весь день.
Сегодня не проблема приобрести спортивный уголок и разместить его дома. В спортивных и детских магазинах можно подобрать конфигурацию, подходящую к конкретному жилью, или смастерить уголок самостоятельно.

В систему физического воспитания дошкольников включаются бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и просто подвижные игры. Эти полезные со всех точек зрения занятия доступны в разное время года. Подвижные игры – самый простой способ для физического развития детей. Родители могут участвовать вместе с детьми в этих играх, их существует огромное количество: от салок в различных вариациях до спортивных эстафет.

Главное, что в результате родители, позаботившиеся о физическом воспитании детей дошкольного возраста, получат не только здорового ребенка. Такие дети обычно более организованны, сосредоточенны, им в будущем легче дается учеба. А так как спорт приучает к самодисциплине, то такие дети впоследствии вырастают целеустремленными и способными многого добиться в жизни.

Литература:

1. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. М.: «Аркти» 2001.

2. Материалы Госкомстата России, НИИ гигиены детей и подростков, проведённого коллективом Научно – исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт – Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Государственной академии физической культуры П.Ф.Лесгафта, за 2010- 2011 годы. Научный руководитель докт. психол. Наук профессор Семёнов В.Е., и др.

3. Оздововление детей в условиях детского сада / Под ред. Л.В.Кочетковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –112с.

4. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 152с.

5. Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.

6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост.М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиоло­гов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практичес­кий опыт и многочисленные научные исследования свидетель­ствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резер­вов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст Безденежных Г. А. выделяет на следующие периоды:

    новорожденный - первые 4 недели жизни;

    грудной (младенческий) - до 1 года;

    ранний детский - от 1 года до 3 лет;

    дошкольный - от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает составлению программ, подбору и дози­ровке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми тем­пами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются мор­фологические показатели: рост и масса тела (табл. 6), обхват груд­ной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабо­го развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего воз­раста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются боль­шой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей пра­вильному выполнению того или иного упражнения, так как воз­никший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошиб­ками простые движения сделают невозможным в будущем пра­вильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлет­них детей на активные движения приходится 70% времени бодр­ствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над про­цессами концентрации, поэтому движения детей отличаются не­точностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см, массы тела - около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок при­бавляет 8-10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдви­гами, происходящими в организме (второй период быстрого рос­та проявляется у детей в 13-14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быст­рее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличива­ется в 2 раза, то длина рук - более чем в 2,5 раза, а длина ног - более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолще­ния мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличива­ется мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток голов­ного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовер­шенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время заня­тий надо разнообразить.

дошкольный возраст характеризуются значительны­ми изменениями не только в физическом, но и в моторном раз­витии

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности - среднее количество движений в минуту - составляет примерно 38-41 у детей 2 лет, 43-50 - 2,5 лет, 44-51 - 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала - в среднем от несколь­ких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз - до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходят по­очередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особен­ность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятель­ность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания - те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств.

В этой статье:

Физическое развитие детей дошкольного возраста - это непрерывный процесс, который имеет свои особенности. Одна из них - это его неравномерность. Речь идет о волнообразном росте малыша, который то усиливается, то наоборот, на время замедляется. Наиболее интенсивно ребенок растет с рождения и до года. За этот период он увеличивается примерно на 25-40 см, набирает 50% от массы тела при рождении.

Период после рождения

Как только малыш появляется на свет, в его организме начинаются серьезные изменения. В первую очередь это касается дыхательной системы. По-другому функционировать начинают и ЖКТ, изменяется обмен веществ, перестраивается аппарат кровообращения.

Хуже всего к моменту рождения у малыша развита нервная система. А именно она отвечает за приспособление крохи к новым условиям жизни. Головной мозг у новорожденного ребенка относительно большой по сравнению с массой тела, и в течение первого полугодия он будет продолжать увеличится. В дошкольном возрасте рост головного мозга уже не будет таким интенсивным.

А вот спинной мозг у новорожденного более совершенен. Он пока несколько длиннее мозга взрослого. Новорожденный малыш имеет целый набор врожденных рефлексов (кашель, мочеиспускание и пр.). Все эти рефлексы играют свою роль в адаптации детского организма к новым условиям жизни. Именно они впоследствии будут служить базой для выработки основных условных рефлексов, без которых сложно себе представить жизнь человека.

Анатомо-физиологическое строение костной ткани

В процессе роста и развития скелет малыша будет интенсивно меняться под влиянием внешних факторов. Принимая во внимание тот факт, что окостенение в утробе происходит на последних неделях, после появления на свет у ребенка еще достаточно много хрящевых тканей, особенно в таких частях тела, как таз, позвоночник и запястья. Кости малыша после рождения мягкие и гибкие, далеко не такие прочные, как у взрослого.

К концу второго года
жизни кости ребенка будут отдаленно напоминать взрослые, и только к 12 годам они станут такими же крепкими, как и у взрослых.

Особенность младенцев - это роднички в области головы, в виде соединительнотканных мембран. Всего таких родничков у крохи четыре. Они «закроются» в течение трех месяцев после рождения.

Позвоночник у новорожденных детей не имеет изгибов. Немного выраженная конфигурация становится заметной только к 3-4 годам. В первые месяцы после рождения грудная клетка не успевает расти так же быстро, как легкие. Удлинение ее начнется только с начала второго года, а окончательное формирование завершится не ранее 12 лет.

Физическое развитие мышечной системы

После рождения у ребенка слабо развиты мышцы, которые составляют всего одну четвертую от общей массы тела. Мышечные волокна неестественно тонкие, но по мере роста крохи они укрепляются и увеличиваются в объёме.

С первых
месяцев жизни мышцы детей находятся в постоянном тонусе – это состояние носит название физиологической гипертонии и напрямую связано с несовершенством нервной системы. При этом мышцы-сгибатели пребывают в большем тонусе, чем мышцы-разгибатели. Снижение тонуса можно наблюдать во время кормления или сна. Со временем это состояние проходит.

Развитие двигательной способности мышц начинается с мышц в области шеи, после чего к процессу подключаются мышцы тела и конечностей. С года и до трех лет малыш осваивает основные движения, нервная система созревает, и вот уже кроха уверенно ходит, бегает, играет с мячом. Чтобы двигательная активность развивалась правильно, необходимо с рождения не ограничивать свободу действий ребенка и участвовать в процессе укрепления его мышц.

Строение и развитие органов дыхания

В утробе матери легкие ребенка не функционируют и находятся в состоянии своеобразного сна. Как только ребенок появляется на свет и делает первый вдох, его легкие раскрываются. Верхние дыхательные пути по строению отличаются от
путей взрослого человека. Нос не такой длинный, а нижний носовой ход отсутствует. Слизистая носа характеризуется избытком кровеносных сосудов, подвержена внешним раздражителям.

Гортань по форме и величине у мальчиков и девочек одинаковая до трех лет. После трех лет у мальчиков угол пересечения щитовидного хряща заостряется, а голосовые связки становятся гораздо длиннее.

Бронхи у детей после рождения более узкие, чем у взрослых, легкие продолжают развиваться и отличаются избытком кровеносных сосудов.

У маленьких детей
дыхание имеет свою особенность: оно поверхностное и частое. Также для детей в первые недели после появления на свет характерна аритмия.

После года дыхание ребенка становится диафрагмально-грудным, а в возрасте 3-4 лет - исключительно грудным.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Естественно, что сердце и сосуды у ребенка дошкольного возраста имеют мало общего с органами взрослого. У младенца сердце достаточно большое, его масса составляет порядка 25 грамм. Оно будет интенсивно расти в первые два года жизни ребенка. Ближе к 3-4 годам его рост заметно замедлится.

В зависимости от возраста будет меняться и положение сердца. Если в первые два года жизни оно будет находиться более высоко, то после начнет приобретать косое
положение в связи с трансформацией грудной клетки, легких и прочими изменениями в организме ребенка.

Форма сердца до шести лет может быть в виде шара, овала или конуса.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, для него характерна большая лабильность. Оно легко понижается во время сна и повышается во время интенсивных физических или психических нагрузок.

Как развивается опорно-двигательный аппарат ребенка?

В дошкольном возрасте у детей происходит окостенение хрящевых тканей, но кости по-прежнему недостаточно прочные. Именно поэтому до окончательного укрепления костей (то есть до 12 лет) нужно оберегать малыша от участия в силовых видах спорта.

Развитие скелета напрямую связано с развитием связок, мышц и суставов.
По мере взросления мышечная масса у ребенка также увеличивается в объеме и концу дошкольного возраста приближается к 27% от общей массы тела. Важно следить за тем, как ребенок ходит и сидит, чтобы исключить возможные проблемы с осанкой в будущем.

Огромное значение в этом возрасте имеет питание. Малыш должен получать достаточно белковой пищи, а также в необходимое количество продуктов с высоким содержанием кальция и магния, которые положительно повлияют на укрепление костных тканей.

Развитие кожного покрова у детей

Кожа ребенка в дошкольном возрасте не похожа на кожу взрослого человека. Ее особенности - это практически неразвитый роговой слой и избыточное количество кровеносных сосудов. Несовершенство кожного покрова у ребенка накладывает определенные обязательства на родителей по уходу за ним.
Важно беречь нежную кожу малыша от солнца, помнить о ее ранимости, содержать в чистоте, исключая заражение и воспаление.

Необходимо понимать, что кожа играет не последнюю роль в регуляции теплового обмена ребенка. Именно через нее малыш может терять до 90% тепла. У дошкольников механизмы, отвечающие за этот процесс, несовершенны, поэтому необходимо правильно одевать детей, избегая их переохлаждения или перегрева. По мере взросления функции кожного покрова будут совершенствоваться.

О развитии центральной нервной системы

В дошкольном возрасте центральная нервная система продолжает формироваться. Дошкольники быстро возбуждаются, не способны подолгу концентрироваться на одном занятии,
невнимательны. Малышам быстро надоедают однообразные задания, а их движения скорее хаотичны, чем продуманны.

Несмотря на видимую активность, дошкольники быстро устают с приближением окончания дня. Это связано с нестабильностью ребенка, который быстро меняет виды деятельности, без пауз переходя от слишком активных игр к требующим внимания и концентрации. Повышенная активность является следствием подвижности нервной системы. Родителям нужно напоминать малышам о необходимости регулярного отдыха в течение хотя бы 10 минут.

Как оценивать физическое развитие дошкольника?

Оценить уровень физического развития ребенка в дошкольном возрасте помогут упражнения для определения:

  • выносливости;
  • силы;
  • быстроты;
  • ловкости;
  • гибкости.

Как правило, для этого используются специальные игровые упражнения, которые малышам предлагают в соревновательной форме.

Общую реакцию детского организма на нагрузки оценивают с помощью функциональных проб в соответствии с возрастом дошкольника. Так, например, для детей в возрасте от 4 до 7 лет норма - это 20 приседаний в течение 30 секунд и учащение пульса не более чем на 50% относительно исходной величины. К нормам показатели должны вернуться максимум через три минуты. Отклонением будет считаться ускорение пульса более чем на 50%.

Достаточно часто уровень физического развития
ребенка проверяют с помощью степ-тестов, подразумевающих подъемы на небольшую платформу высотой не более 35 см. Дошкольнику нужнобудет провести два подхода подъемов с разной интенсивностью - с 20 и 30 подъемами в минуту с отдыхом между ними в 3 минуты.

В случае подъемов в количестве 20 раз пульс должен увеличиться не более чем на 20%, в случае со второй нагрузкой - не более чем на 60%.

Диагностировать физическое развитие ребенка необходимо для его оценки и выработки индивидуального плана дальнейшей работы с ним.

Важный показатель в данном случае - это выносливость, под которой подразумевается способность выдерживать утомление во время физических упражнений. Определяется она функциональной устойчивостью целого ряда нервных центров, а также функциями внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Определяют уровень выносливости, как правило, во время бега, дистанция которого рассчитывается на основании возраста дошкольника. Чем старше малыш, тем большую дистанцию ему нужно будет преодолеть.

Быстрота - это умение дошкольника выполнять задания в минимальный срок. Тестируют детей на быстроту с помощью бега на 30 метров. По команде ребенок начинает бежать к цели, отмеченной флажком.
Для точного определения результатов нужно дать ребенку выполнить упражнение в три попытки.

И последнее, сила - это способность дошкольника справляться с внешним сопротивлением. Сила проявляется за счет концентрации нервных процессов, отвечающих за регулировку работы мышечного аппарата. Измерить показатели силы можно специальным прибором - динамометром для рук и для ног.

Можно отметить, что большая часть показателей организма дошкольника отвечает уровню развития органов у взрослого человека. Тем не менее важно не забывать, что ребенок в
дошкольном возрасте еще не готов для выполнения серьезных физических упражнений и его возможности ограничены анатомическими особенностями возраста.

Профессиональный спорт для детей в три-четыре года - это колоссальная нагрузка, которая не принесет пользы их здоровью. Важно выбирать для малышей адекватные возрасту физические нагрузки, которые будут способствовать физическому и умственному развитию, а не тормозить его.

Отличный вариант для детей дошкольного возраста - это занятия легкой атлетикой, большим и настольным теннисом, плаваньем, гимнастикой.

Помните о том, что дошкольники требуют особого внимания и заботы. Они нуждаются в правильном питании, соблюдении режима сна и отдыха. В доме, где живет малыш, должна царить приятная, позитивная атмосфера, необходимая для гармоничного развития нервной системы малыша.

В заключение стоит отметить, что главная особенность дошкольника - это непрерывность его роста и развития. Под ростом подразумевается увеличение массы и длины тела, под развитием - совершенствование систем и отдельных органов организма. Эти процессы непрерывны, но порой происходят отдельно друг от друга. Если в одном возрасте преимущество отдается процессам роста, то в другом оно уже переходит к процессам развития, и это нормально. Именно за счет этих процессов можно определить возрастные различия дошкольников.