Почему становятся пассивными геями. Названы шесть наиболее вероятных причин возникновения гомосексуализма. Неудачные отношения с женщинами

Инструкция

Генетическая гипотеза гомосексуализма

Для подтверждения данной гипотезы приводятся факты о наличия гена гея в хромосоме Xq28 (т.е. ген гомосексуализма расположен не в половой хромосоме). Многие ученые утверждают обратное – гомосексуалистом становятся в процессе жизни под действием социально-психологических факторов. Для подтверждения этой теории были проведены многочисленные исследования с однояйцовыми близнецами, у которых одинаковый набор генов. Исследования были проведены в США профессором С.Л.Хершергером (1997), в Австралии в Квинслендском университете группой учёных: Дж. Бейли, .П. Дунне и Н.Г. Мартином (2000) и др. Если бы гомосексуальность была строго запрограммирована, то оба придерживались бы гомосексуальной в 100% случаев. Однако после проведения исследований выяснилось, что оба близнеца придерживались гомосексуальной ориентации лишь 30-40 % случаев. Гены не программируют наше поведение. Человек сам может следовать или противостоять генетическим склонностям, развивать их (даже гомоэротическими фантазиями) или подавлять.

Физиологическая гипотеза гомосексуализма

У человека за сексуальную сферу отвечает гипоталамус. А если точнее то, по данным Аллена и Горски, именно область гипоталамуса INAH3 отвечает за сексуальную . Нейробиолог Саймон Левэй (который сам был геем) в 1991 году изучал область гипоталамуса INAH3. Измеряя эти области у умерших гетеро- и гомосексуалистов, он выяснил, что эта зона у гомосексуалистов меньше, чем у гетеросексуалов. Был сделано заключение, что у гетеросексуальных мужчин размеры INAH3 в 2-3 раза больше, чем у женщин и гомосексуальных мужчин. Строение мозга закладывается на ранних стадиях развития эмбриона. Исходя из этого, Левэй сделал вывод, что гомосексуальные наклонности строго запрограммированы, и человек не может изменить их в процессе жизни. Однако это утверждение опровергает учёный Нил Уайтхед (Новая Зеландия, 2011), который изучал однояйцовых , развивающихся в одинаковых предродовых условиях. По его данным, если один гомосексуалист, то шанс, что и второй близнец будет таким же, равен 11% для мужчин и 14% для женщин.

Психологическая гипотеза гомосексуализма

Ранее ученые предполагали, что гомосексуалисты вырастали в семьях, где не было отцов или были властные матери и пассивные отцы (И. Бибер, 1962), добрая и заботливая мама и «неудачник» отец (Вепс, 1965), в семьях, где мать не слишком проявляла любовь и заботу, а отцы были добрыми и внимательными (Гринблат, 1966). В последствие эти и другие психологические теории не были подтверждены. Ребёнок, выросший в семье, не обязательно станет гомосексуалистом. Проведённые в 2000 году в Австралии исследования на однояйцовых близнецах, выросших в одной семье, показало, что только 30-40% близнецов имели одинаковую ориентацию. Если бы гомосексуальность была следствием влияния родителей на детей, то в 100% случаев имели бы одинаковую сексуальную ориентацию. Вероятнее всего, решающим фактором стали уникальные события в жизни одного из близнецов (сексуальное насилие) и реакция ребёнка на эти негативные события.

Что такое «гомосексуальность»? Это исключительная или преимущественная направленность влечения на лиц своего пола, стремление к эмоциональной и телесной близости с ними. Если гомосексуальный контакт возник в результате невозможности общения с противоположным полом (тюрьма, армия, однополый изолированный коллектив) или связан с психическим заболеванием, то считать это гомосексуальностью нельзя. Известно, что 30% мужчин когда-либо в жизни имели сексуальный контакт с лицом своего пола (среди женщин - 20%), однако не изменили от этого направленность влечения.

Гомосексуальность надо воспринимать не иначе как альтернативный вариант направленности влечения. Это не произвольный выбор человеком объекта любви, а выражение его личностной (а иногда и природной) сущности. Любовь не может считаться преступной или аморальной. Ее качество и полноценность таковы, каков сам человек, а не пол объекта любви.

Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что необычная направленность влечения берет свое начало в детстве, задолго до манифестации сексуального поведения.

Существующие в настоящее время теории происхождения гомосексуальности можно условно разделить на две группы: биологические и психологические. В первом случае его основы видят во врожденных нарушениях функционирования мозговых структур, генетической запрограммированности или в нарушении баланса гормонов. Во втором - основной причиной называют нарушенные отношения в семье, неправильное , неблагоприятные микросоциальные условия в подростковом периоде.

Попытки доказать наследственную обусловленность были связаны прежде всего с исследованиями близнецов в 40-50-е годы. Их результаты свидетельствовали о значительной частоте совпадений направленности влечения у однояйцевых близнецов. Не сумев подтвердить роль генетических факторов, эти исследования указали на наличие определенной биологической предрасположенности к появлению влечения к лицам своего пола. В последние годы были опубликованы данные американских ученых, которые якобы обнаружили ген, ответственный за гомосексуальное влечение у мужчин и женщин. Скорее всего, к этой информации следует относиться скептически, так как никто никогда не видел гомосексуальных династий. Если лица с альтернативным влечением имеют детей, то частота встречаемости аналогичного влечения у их потомков не превышает таковую в обычных семьях, а в семьях, где никогда не было лиц с подобным влечением, могут появиться дети с атипичной ориентацией.

Другой попыткой биологического подхода к объяснению гомосексуальности стали гормональные исследования. В значительной степени они основывались на мнении, что гомосексуальные мужчины недостаточно мужественны, а лесбиянки - недостаточно женственны. Считали, что в этом находит отражение нарушение баланса половых гормонов. Попытки сравнительного анализа гормонального фона предпринимали не раз, но в большинстве исследований каких-либо отличий обнаружено не было. Гормональную природу гомосексуальности опровергли и безуспешные попытки добиться гетеросексуальности (направленности влечения на противоположный пол) введением больших доз соответствующих гормонов. Увеличение количества мужских половых гормонов в крови приводило лишь к усилению половой возбудимости в рамках уже имеющейся направленности влечения.

В начале 70-х годов была сформулирована и стала очень популярной теория нарушения половой дифференциации мозга в период беременности. На животных было показано, что в случае нарушения этого процесса они начинали демонстрировать несвойственное их полу сексуальное поведение. Немецкими эндокринологами была высказана гипотеза о возможности аналогичных явлений у гомосексуалов. Однако многие специалисты не склонны принимать во внимание только биологические факторы и ставить знак равенства между половым поведением животных и сексуально-эротическим поведением людей.

Наиболее популярным психологическим объяснением происхождения гомосексуальности остается психоаналитическая теория, основы которой были заложены Зигмундом Фрейдом. Она опирается на идею бисексуальности, согласно которой каждый человек рождается без определенной направленности влечения, ему безразличен пол объекта, дающего удовлетворение. Гомосексуальность якобы вызывают серьезные нарушения раннего развития, эмоциональная фиксация на матери, что приводит к поискам объекта, которого можно любить, как это делала мать. В качестве причин указывали также на нарциссизм («самовлюбленность»), страх кастрации, зависть к старшим братьям и отсутствие сильного отца как объекта для идентификации. Как результат нарушенных семейных отношений рассматривали появление страха перед противоположным полом и невозможность контактов с ним. Экспериментальные попытки проверки психоаналитической модели показали ее несостоятельность. В одних исследованиях многие гомосексуалы демонстрировали большую враждебность и меньшую эмоциональную привязанность и к матери, и к отцу по сравнению с контрольной группой, а в ряде работ вообще не было выявлено различий между семьями гомосексуалов и контролем.

В нашей стране наибольшее распространение в прежние годы получила теория, в которой важнейшее значение придавали условно-рефлекторным связям, фиксирующим гомосексуальный вариант удовлетворения. В этом случае гомосексуальность рассматривалась как приобретенная под влиянием неблагоприятных внешних воздействий, чему должны были способствовать ранняя половая возбудимость и недостаточная дифференцированность влечения в детском и юношеском возрасте.

Множественность и противоречивость представленных теорий свидетельствуют о сохраняющейся неясности в вопросе о причинах и движущих механизмах формирования гомосексуального влечения. Выход из этого тупика.

Достаточно распространенной ошибкой является смешение двух понятий - гомосексуальности и гомосексуальных контактов. Сам по себе поведенческий (сексуальный) акт не может быть основанием для навешивания ярлыка. О гомосексуальности можно говорить лишь тогда, когда преобладает эмоциональная и эротическая привлекательность лиц своего пола, а не противоположного, они выбираются как объект влечения. может быть найден лишь в случае пересмотра подходов к изучению вопроса.

Рассмотрение вопроса формирования гомосексуальной ориентации возможно лишь при обязательном учете разноуровневой детерминации (обусловленности) этого процесса. Базисным, безусловно, оказывается биологический уровень, который налагает достаточно жесткие ограничения для своей направленности. Его корни лежат в биологических инстинктивных программах, ярко представленных в животном мире. В этом смысле важное значение принадлежит этапу маскулинизации или феминизации мозговых структур в период развития плода. На этом этапе закрепляется предрасположенность к мужским или женским формам поведения, которые включаются при наличии соответствующей гормональной стимуляции. У людей их императив несколько ослаблен и скорригирован за счет более молодых образований головного мозга, связанных с появлением регулирующей роли сознания и общественных институтов. Тем не менее, во всех жизненных потребностях роль биологического уровня сохраняется. При недостаточной заданности каких- либо параметров они определяются более молодым психологическим пластом. Индивид выбирает ту модель поведения, которая максимально соответствует его индивидуальным, личностно-характерологическим склонностям. Наиболее «поверхностным» является социальное регулирование, которое определяет лишь культурально-типические формы того или иного поведения.

В реальной ситуации половое влечение включает регуляцию на каждом из перечисленных уровней. В норме врожденной является направленность влечения к определенному полу (биологический уровень), она конкретизируется в соответствии с индивидуальными склонностями и жизненным опытом, выявляет наиболее привлекательные объекты (психологический уровень). Формы реализации эротического и сексуального поведения определяются социальными нормами и культуральной средой.

Естественен вопрос о возможности несоответствия различных уровней и их подчиненности. Показательны в этом смысле полоролевые отклонения у детей. Ведущим в определении направленности влечения является глубинный - биологический - уровень. В последующем характерологические особенности вынуждены находить возможность реализации в рамках появившегося биологического «приказа».

Создается впечатление, что у большинства гомосексуалов в той или иной степени ослаблена биологическая программа, задающая направленность сексуального влечения. Есть определенная группа гомосексуалов, которых с детства характеризует наличие целого ряда морфоконституциональных (например, внешний вид) и характерологических особенностей, свойственных лицам другого пола, наличие неустойчивой половой идентичности и полоролевых отклонений. В период пубертата они часто бесконфликтно принимают направленность влечения на лиц своего пола при одновременном отвращении к гетеросексуальным контактам.

Все это дает основание говорить о наличии группы лиц с врожденной «первичной», или «истинной», гомосексуальностью. Поиск ее истоков можно связывать с половой дифференцировкой мозга. Возможно, что при неблагоприятных условиях течения беременности врожденная программа оказывается ослабленной. Снижается, несмотря на соответствующее полу ребенка воспитание, реакция на безусловные половые раздражители (зрительные стимулы). Недостаток мужских половых гормонов у лиц мужского пола приводит к снижению чувствительности к тестостерону во всех органах. Это приводит к высокому уровню мужских гормонов при одновременно фемининном внешнем виде и пластике, высоком голосе, слабой выраженности оволосения на лице и теле, склонности к интересам, играм и характерологическим особенностям, свойственным другому полу.

Установлено, что к нарушению половой дифференцировки мозга могут приводить некоторые заболевания матери (ревматизм, сахарный диабет, пиелонефрит, ряд инфекционных заболеваний), интенсивные, длительно существующие психологические стрессы (например, алкоголизация мужа, постоянные конфликты, ссоры и избиения, невротическое состояние, депрессии), введение некоторых лекарств и гормонов. Общим эффектом оказывается меньшая маскулинизация и меньшая гетеросексуальность.

Как видно, сам по себе процесс нарушения половой дифференцировки мозговых структур не ведет однозначно к гомосексуальности, хотя и приводит к закладке некоторых свойств и качеств, способствующих появлению влечения к лицам своего пола. Мужские половые гормоны в этот период оказываются частично ответственными за последующее психологическое развитие. Крайний вариант, при котором происходит полное замещение мужской программы на женскую, или наоборот, очевидно, имеет место лишь при . Транссексуалы - это лица, стремящиеся изменить свой телесный пол, так как они ощущают, что являются представителями противоположного пола, отвергают свою телесную оболочку, жестоко страдают от того, что окружающие, например, обращаются с ними как с женщинами, а они чувствуют себя мужчинами. Хорошо известно, что таких людей мало. Частота подобных явлений, как и любых крайних вариантов, достаточно редка: по мировой статистике их 1:100 000 среди мужчин и 1:300 000 - среди женщин. При этом половая идентичность, свойственная противоположному полу, формируется у них очень рано - до 6 лет, без какой-либо возможности ее изменения.

В отличие от транссексуализма гомосексуальность в большинстве случаев становится очевидной лишь в подростковом возрасте. Обычно в пубертате пробуждающаяся сексуальная потребность несет в себе образ противоположного пола. Однако у лиц с отсутствием или ослаблением программы направленности влечения наблюдается вариант, при котором потребность не содержит в себе образ объекта удовлетворения. Его обретают лишь в процессе индивидуального опыта в подростковом и юношеском возрасте, что определяется, прежде всего, психологическими особенностями индивида, его эмоциональными и психологическими привязанностями в этот период. Таким образом, на первый план выступает высокая значимость психогенного фактора в определении дальнейшего развития казалось бы чисто биологической потребности. Становится понятным, что у «прегомосексуального» ребенка наблюдается ослабление и неустойчивость направленности влечения, но резко возрастает влияние ближайшего окружения (микросоциума), который из обеспечивающих условий становится определяющим фактором психосексуальной ориентации (направленности влечения).

Прежде всего, это относится к вопросу о роли семьи. Наши психологические исследования особенностей психосексуального развития показали, что отсутствие теплых отношений с матерью приводит к снижению уверенности в себе, появлению некоторых полоролевых отклонений, сложностям в отношениях со сверстниками. Мальчики-подростки, которые отрицательно оценивают отношения в семье, обнаруживают большую тягу к женщинам, имеющим мужские черты, или демонстрируют повышенную привязанность к лииам своего пола. Полученные результаты свидетельствуют о том, что нарушенные родительские отношения часто оказываются причиной психологических проблем в формировании зрелой сексуальности и в установлении полноценных партнерских отношений. Тем самым неблагоприятный психологический климат в семье оказывается одним из факторов, влияющих на процесс психосексуального развития, может вносить определенную лепту (хотя и не главную) в формирование направленности влечения на свой пол.

Между тем, нельзя игнорировать активную роль личности самого ребенка, избирательность его восприятия ситуации, принятие или отвержение предлагаемых окружающими поведенческих моделей. Уже с раннего возраста, после усвоения первичной половой идентичности (принадлежности к определенному полу) ребенок строит полоролевое поведение в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, склонностями и на основе бессознательного восприятия мужских и женских социальных ролей. И хотя одобрение или осуждение со стороны родителей, других взрослых и сверстников способствуют этому, однако собственные задатки могут быть достаточно сильны и даже перевешивать все воспитательные усилия. В результате этого формирование половой идентичности (особенно атипичной) идет скорее с ориентацией на свое индивидуальное «Я», чем на культуральные требования. Неслучайно поэтому 2/з «прегомосексуальных» детей отличаются от своих сверстников, что проявляется в личностно-характерологических особенностях и полоролевых отклонениях. Ощущение своей непохожести на других ребят, отвержение сверстниками из-за невозможности соответствовать ожиданиям окружающих приводит к хроническому состоянию «несчастливости». Тесно связанными с ним являются чувство вины, снижение самооценки, неуверенность в себе, высокая тревожность, установка на достижение высоких результатов, интенсивные поиски выхода из психологического одиночества в общении со взрослыми и лицами другого пола. В этом случае полоролевая, а иногда и идентификационная модель противоположного пола может оказаться ближе и проще для усвоения.

Одновременно в мальчика происходит идеализация мужского образа как крайне желанного и трудно достижимого с акцентом на его физических качествах (сила, мужественность, храбрость, доминантность). Однополая дружба приобретает чрезвычайно значимый характер, межличностная дистанция сокращается до минимума стремлением слиться с объектом обожания, подчиняться ему, походить на него.

Платоническая и эмоционально-психологическая направленность на сильных, энергичных, иногда более старших подростков при пробуждении полового влечения в подростковом возрасте обретает эротическую окраску, так как само влечение не переадресует его на другой пол. Частые для этого возраста однополые телесные контакты (в играх, возне, экспериментировании друг с другом) несут для них совершенно иную смысловую нагрузку, приобретают сверхценный характер и рассматриваются как возможность сближения и идентификации с желаемым образом. Контакты принимают и закрепляют как положительный, эмоционально значимый опыт, видят как своеобразный гарант будущей мужественности и зрелости.

При подобном варианте развития гомосексуальное влечение формируется легко и безболезненно, так как не входит в противоречие с биологическим предрасположением ввиду ослабления или отсутствия врожденной программы направленности влечения, соответствует личностно-характерологическим особенностям индивида (полоролевое поведение) и его отношениям со сверстниками. Логичными на этом фоне выглядят влюбленности или глубокие эмоциональные привязанности к партнерам, что лишь облегчает процесс формирования гомосексуального влечения.

Значительно больше вариантов формирования представлено при «вторичной» гомосексуальности, которая является результатом стойкого стереотипа гомосексуального поведения. В этих случаях правильнее говорить о сбое в «программе» формирования направленности влечения на противоположный пол на различных этапах развития (прежде всего в возрасте 10-16 лет).

Обыденное сознание чаще всего рисует упрощенную модель по схеме: психотравма (сексуальное совращение или изнасилование) - выраженное психологическое изменение, приводящее к смене интересов, поведения и направленности влечения.

Многочисленные исследования демонстрируют несостоятельность и чрезмерную прямолинейность оценки воздействия внешних факторов на содержание полового влечения, его направленность. Фактически теория совращения предполагает возможность легкой смены влечения в результате случайного стечения обстоятельств, каким, по сути, является встреча и близкое общение с совратителем. Заранее можно отмежеваться от подобного подхода, который отказывает личности ребенка в цельности, стабильности, способности противостоять отрицательному опыту, если он таковым действительно является. И, тем не менее, мы признаем существование «вторичной», «приобретенной» гомосексуальности. Что же лежит в ее основе? В этих случаях определяющая роль принадлежит психологическому фактору. Частой моделью оказывается постепенное закрепление гомосексуальных актов в однополой подростковой среде при их неоднократном повторении и отсутствии полноценных контактов с противоположным полом. Этому способствуют:
- допустимость в определенной среде и предпочтение индивидом однополых контактов в сравнении с мастурбацией;
- наличие крайнего варианта или психопатических черт характера, которые способствуют легкости закрепления привычного способа удовлетворения с последующей трудностью его перестройки;
- подростковая гиперсексуальность.

При другом варианте подростки с выраженным тревожно-мнительным характером в силу индивидуальных особенностей испытывают страх и неуверенность перед отношениями с лицами другого пола. Даже единичный случайный гомосексуальный контакт может привести их в полное замешательство и у одних зафиксироваться в сознании как свидетельство атипичности, а у других рассматриваться как спасительный выход из психологически трудной ситуации боязни общения с женщинами. В последующем и в том, и в другом случае отношения с лицами своего пола видятся более простыми и менее пугающими. Бесконечные возвращения в мыслях к прошлому гомосексуальному опыту приводят к появлению этой тематики в снах и фантазиях, что еще больше закрепляет опасения в своей гомосексуальности. Все это ведет к повторным контактам, неудачным «экспериментам» с лицами другого пола, а в результате - необычный стереотип прочно фиксируется, неумение общаться с другим полом может сохраниться на всю жизнь.

Важным фактором, способствующим обращению девочек к лесбийским контактам, часто оказывается отрицательный опыт, жестокость отношения к ним мужчин в виде сексуального насилия, избиений и постоянного морального унижения. Естественной реакцией в таких условиях может стать восприятие сексуальных отношений с мужчинами как психотравмирующих, не приносящих какого-либо удовлетворения, вплоть до появления фригидности. Невостребованная нежность и потребность в эмоциональном тепле могут найти реализацию в интимной дружбе, которая в ряде случаев перерастает в стабильные партнерские отношения.

Многозначность сексуальной сферы предполагает возможность появления гомосексуальных действий как следствия личностного неблагополучия и отражения внесексуальных проблем, явиться суррогатным способом компенсации блокированных потребностей или уходом из конфликтных ситуаций. В случаях, когда подобные явления неоднократно повторяются в подростковом возрасте, они также могут превратиться в поведенческие стереотипы и закрепиться, становясь обычным сексуальным поведением.

В последствиях сексуального насилия и совращения играют роль несколько факторов. Прежде всего - это психологическая установка на те или иные отношения со своим и противоположным полом. Сам факт произошедшего накладывается на определенный уровень психосексуального развития и, в зависимости от степени совпадения, может либо стимулировать, либо тормозить этот процесс, но ни в коем случае не способен радикально его изменить. В оценке этого, как и любого другого поведенческого феномена, важна не столько его констатация, сколько определение значимости для личности. Именно от преломления в сознании и эмоциональной окраски зависит его влияние на последующие ориентации и поступки. Чаще всего такого рода событие является шокирующим для ребенка, вызывает множество отрицательных и, естественно, не может стать образцом для последующего поведения и желания повторных действий. В этом смысле последствия гомосексуального насилия мало чем отличаются от хорошо известных описаний последствий гетеросексуального изнасилования.

Попытки поиска причин возникновения гомосексуальной ориентации с позиций однопричинности являются бесперспективными. Только синтез различных подходов позволяет строить модель происхождения атипичного влечения. Очевидно, надо говорить о том, что сексуально-эротическое поведение определяется социальной средой и ближайшим окружением, в то время как направленность влечения имеет более глубокие корни и собственные механизмы развития.

Процесс психосексуального развития связан с взаимодействием между индивидуальным опытом, усвоением и реализацией социальных половых ролей (половой социализацией) и врожденными задатками, основанными на половой дифференцировке мозга и особенностях характера.

При относительной независимости параметров половой идентичности, полоролевого поведения и психосексуальной ориентации последние, с одной стороны, тесно связаны с половой идентичностью, ее биологическими и психологическими компонентами, а с другой - с особенностями и превратностями психосексуального развития как части психофизиологического развития вообще. Чем менее устойчив фундамент этого развития, например, неполная дифференциация мозговых структур или искажение психического развития, тем большая роль в их формировании может приходиться на различного рода психологические, средовые и ситуационные факторы, особенно в критические для этого периоды (10-16 лет).

Представленная картина формирования гомосексуальности с достаточной определенностью свидетельствует о том, что она может появиться лишь при обязательном участии в этом процессе эмоционально-личностных, социально-психологических и предрасполагающих биологических факторов. Такой подход согласуется с открытой многофакторной моделью психосоматических заболеваний.

Гомосексуальность может рассматриваться как болезнь адаптации в той степени, в какой индивидуальные особенности ребенка, подростка вступают в конфликт с социальными нормативами пола, являющимися более узкими для реализации его индивидуальных личностно-характерологических особенностей. В результате возникает серьезный психологический конфликт, носящий характер многолетнего стресса и приводящий к возникновению новой динамической функциональной системы (гомосексуальности) с новым личностным и биологическим подкреплением. Основная формула вторичной гомосексуальности в этих случаях: через неоднократное повторение поведенческого акта к его эмоциональному и психологическому принятию и превращению во внутреннюю потребность. При этом наблюдается постепенное ослабление и растворение влечения к лицам противоположного пола, замещение его в фантазиях и снах образами своего пола. Этому могут способствовать:
- некоторые особенности характера;
- задержка формирования эротических чувств и навыков общения с противоположным полом;
- бурное дисгармоничное протекание полового созревания с явлениями гиперсексуальности, готовность к любым формам удовлетворения физиологической потребности (диффузный эротизм);
- личностная незрелость, недостаточная критичность, легкость вовлечения в «нетрадиционные» сексуальные действия.

В дальнейшем вновь сформированная система обретает относительную независимость и самостоятельность и сама уже оказывает серьезное воздействие на поведение личности, психическое и телесное здоровье.

Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что большинство гомосексуалов достаточно хорошо социально адаптированы, не имеют психических отклонений. И, тем не менее, многие из них нуждаются в психологической поддержке, консультациях специалистов.

Я был взращен на романтических комедиях и драмах, и, начиная с подросткового возраста, мечтал о принце на белом коне.

Но годы шли, а принц так и не появлялся на горизонте. И вроде с одним попробуешь, потом с другим, но что-то ничего не выходит.
Поначалу, на этапе влюбленности, всё прекрасно: много внимания, много секса, много общих тем. Но когда заканчивается "медовый месяц", начинаешь замечать всё больше недостатков в человеке, и уже секса не так хочется, как раньше. В общем, стандартная схема любых отношений. Но почему же так тяжело пойти дальше вместе? Почему гетеросексуальные пары чаще проходят этот этап и продолжают жить семьёй?

На это есть несколько причин.

Биологическая - партнеры в гетеросексуальных парах разные не только на уровне физиологии, но и на психологическом уровне. У гетеро как минимум есть биологически заложенная предпосылка быть вместе продолжительное время - это рождение ребенка и его воспитание. Мы можем считать, что вот мы же сознательные, но физиология очень часто оказывается сильнее психологии, мы не можем её контролировать. И для гетеро это может сыграть большую роль в создании долгосрочных отношений. У геев из физиологического - есть только потребность в сексе и она не так сильна в поддержании отношений. А скорее даже в какой-то степени губительна, все мы знаем, что на уровне биологии мужчина стремится оплодотворить как можно большее количество партнеров.
На стыке биологии и психологии находится наличие гендерных ролей. У гетеро они могут быть перевернуты, то есть женщина может выполнять мужскую гендерную роль в семье, а мужчина женскую. Но в плане отношений это не особо важно, главное здесь их наличие. У геев нет четких ролей в отношениях, и если оба несут одинаковую роль, то здесь скорее всего возникнут проблемы. Оба будут хотеть друг от друга одно и то же, а по итогу никто не удовлетворит свои потребности. Для того, чтобы такие отношения существовали, оба партнера должны уметь идти на компромиссы, должны быть сформированы психологически. И тут я плавно перехожу к следующему пункту.

Психологическая - гетеросексуалы живут в обществе, которое принимает их полностью. С самого детства они видят вокруг себя таких же людей, как и они сами. И если семья здоровая, то есть родители не насильники, не алкоголики, не садисты и т.д., то ребенок вырастает психологически сформированным и особых проблем в жизни и своем становлении не испытывает. У геев же всё сложнее - с самого момента осознания своей ориентации человек начинает понимать, что он не такой как большинство. Что некоторая часть общества вообще отторгает таких как он в лучшем случае, а в худшем это может быть агрессия в его сторону. Так же могут возникнуть проблемы с принятием гея его родителями и близкими. Не все решаются вести открытую жизнь хотя бы в отношениях с близкими людьми. В общем, в психологическом плане гей получает целый букет проблем, которые будут мешать ему построить отношения. Это и не принятие себя, и отсутствие положительного опыта выстраивания близких отношений, и не желание брать на себя ответственность, и отсутствие адекватной самооценки и так далее.

Как мне кажется, это основные препятствия для геев в долгосрочных отношениях. Конечно, можно бесконечно обвинять партнера в том, что он какой-то не такой, что секс уже неинтересен, пробовать открытые отношения и всякое такое. Но оно не будет работать, пока ты не будешь в ладу с самим собой. Как мне кажется, надо посмотреть в первую очередь на себя, разобраться со своими травмами и болезненными местами. Только когда ты сам целостный и сформированный, у тебя есть возможность принять другого. Любовь она же про принятие, она про то, что я принимаю тебя таким, какой ты есть, и не пытаюсь изменить тебя под себя.
Открыт к диалогу в комментариях, интересно ваше мнение.


Интервью c Гордоном Оппом

Чего ожидать от процесса смены ориентации? С обезоруживающей откровенностью Гордон Опп рассказывает о том, как его жизнь исполнилась смысла, но также говорит и об уроках, иногда очень болезненных, которые ему пришлось получить в процессе исцеления. Он беседует с исполнительным директором NARTH (Национальной ассоциации исследования и лечения гомосексуализма) Джозефом Николоси.

Дж. Н. Гордон, спасибо, что согласился рассказать свою историю. Ну, пройдем по основным моментам твоей жизни. На протяжении 21 года ты являешься президентом кредитного бюро Линкольна, штат Небраска, и уже 20 лет как ты женат. Скоро ты получишь степень магистра по психологическому консультированию, и уже несколько лет ты ведешь группу для мужчин, выходящих из гомосексуальности.

Когда ты впервые понял, что, возможно, ты испытываешь гомосексуальное влечение?

Г.О. Я думаю, в классе шестом-седьмом я понял, что мне нравятся мальчики вместо девочек, и это меня сильно встревожило. Тогда об этом не с кем было поговорить, и я просто скрыл это.

Дж. Н. Тогда в школах еще не было консультантов из «проекта 10», который поддержал бы тебя как гея, ввел бы тебя в гей сообщество.

Г.О. Да, и я рад этому. По крайней мере, меня не вынудили думать, что проблемы не существует. Я был верующим христианином, я признавал мораль, и поэтому я воздерживался от контактов с другими парнями до двадцати одного года. На самом деле, я провел три года в колледже, не вступая ни в какие отношения. А потом, как это случается со многими гомосексуалистами, мой первый опыт был невероятно… как будто ты был в пустыне две недели без воды, и неожиданно выбрел на оазис. В этом есть что-то непреодолимое.

Я барахтался в гей жизни с 21 до 25 лет, в это время у меня было множество однодневных связей. Я участвовал в сексе в парках. У меня было несколько долговременных контактов – может, три – которые длились несколько месяцев. На протяжении всего этого времени я был очень подавлен, ведь это как бы вести двойную жизнь. Я никогда не мог удовлетвориться отношениями, сколько бы они ни длились, — я терял интерес через какое-то время даже к тем мужчинам, которые были гораздо привлекательнее, чем я. Но я просто не понимал тогда динамики.

Дж. Н. А какова эта динамика?

Г.О. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что гомосексуальность значит для меня, хотя у всех этот опыт несколько различается.

Дж. Н. И чем же гомосексуализм является для тебя?

Г.О. Возможностью в сексе удовлетворить неудовлетворенные потребности.

Дж. Н. А какие именно?

Г.О. Жажда принятия… чувствовать себя одним из парней…сочувствие и понимание мужчин. Что интересно, сейчас-то я понимаю, что те гомосексуальные желания, которые еще остались, почти не имеют отношения к сексу. К примеру, смотришь на парня, и если зайдешь так далеко, что представишь его обнаженным – хм, сейчас такая мысль была бы мне неприятна. Но есть кое-что еще… Я бы хотел, чтобы он подошел ко мне, пожал руку, уделил мне внимание.

Тогда, в молодости, я не понимал этой динамики. Сегодня я вижу, что чувства меняются, и когда ты понимаешь их, это похоже на какое-то волшебство. За фокусом интересно наблюдать — ты смотришь его еще и еще – пока не разгадаешь, и тогда все волшебство исчезает. Также и с чувствами – когда ты их понимаешь, понимаешь, что стоит за фокусом – воодушевление куда-то пропадает. И во влечении уже нет никакого волшебства.

Дж. Н. В чем же здесь аналогия с гомосексуализмом?

Г.О. Также я представляю себе и гомосексуализм. Я вижу мужчину, который мне нравится, но я за ним не пойду, потому что я знаю «фокус», то есть я знаю, что это только воображение, и за впечатлением стоит иллюзия. У меня есть логическое понимание того, что «это» не принесет удовлетворения. Если ищешь любых встреч только для секса, ничего, кроме отрицательных последствий, не получишь. Но есть еще кое-что.

Дж. Н. Не просто понимание?

Г.О. Да, это не просто понимание. Это еще и осознание того, что весь опыт такого рода – подделка. Когда ты это знаешь (а у меня есть личный опыт многократных попыток на протяжении четырех лет), тогда это работает.

Ты писал в своей книге, как Элизабет Моберли (Elisabeth Moberly) объясняет, что неудовлетворенная потребность в любви со стороны людей своего пола порождает проблему влечения к своему полу, и ты это сильно подчеркиваешь. У тебя сказано, что дружба с людьми своего пола помогает удовлетворить эти нужды. Я открыл для себя, что когда я у меня завязываются крепкие дружеские отношения с нормальным мужчиной, который мне нравится, я могу очистить эти потребности от сексуального компонента. Я могу их удовлетворить таким образом, что мне будет приятно.

Дж. Н. Многие мужчины говорят мне о том же. Они утверждают, что их гомосексуальные влечения блекнут или даже полностью исчезают.

Г.О. Да, это правда. Во многих случаях так и происходит. Однако, как объясняет д-р Сатиноуэр в «Гомосексуальности и политике правды» (J. Satinover, Homosexuality and the Politics of Truth), проблема все же возникает, когда у тебя сформировался паттерн поведения, когда навык уже вошел в привычку. Сексуальный опыт очень похож на наркотик. Он облегчает боль, анестезирует, дает «быстрое избавление». И это может серьезно затруднить выход из гомосексуализма. Когда мы уже наполнили наши эмоциональные чувства сексуальностью, когда уже есть навык удовлетворять эти потребности с помощью секса – мы просто нормальные, законные, Богом данные нужды удовлетворяем «наркотиком». А когда начинаешь удовлетворять их с помощью дружбы с нормальным парнем, не «заводишься» так, как в гомосексуальной связи. И это мне нужно было осознать и принять: такого не будет.

Дж. Н. Конечно, потому что этот задор искусствен, и он долго не продлится. Только возникнет желание еще больше «завестись», правда, уже с другим партнером. И мы уже видим, как сами писатели-геи начинают это признавать, хоть и не напрямую. Эндрю Салливан в книге «Необнаруживаемая любовь» говорит о том, что нельзя думать, будто на основе эротических отношений возникнет прочная любовь. По его мнению, только друзья по-настоящему являются надежным источником поддержки и верности.

Г.О. Этот задор искусствен, но его трудно преодолеть, и многих это удерживает в гомосексуализме.

Дж. Н. Точно. Джеффри Сатиноуэр говорит, что неврологические способы получения удовольствия впечатываются в мозг, буквально врезаются в мозговые структуры. И хотя можно научиться налагать новые фантазии поверх старых и удовлетворять эмоциональные потребности более адекватным способом, все же у вас не получится «стереть» первичное неврологическое реагирование. Можно записать новые способы поверх старых. Однако большинству людей приходится по-настоящему бороться со старыми паттернами поведения, к которым они приобрели сильную склонность.

Г.О. Правильно. И, к сожалению, похоже, такая модель поведения прививается очень быстро. Однако, говоря о мозговых структурах, меня вдохновляет то, что мы не очень сильно используем свои мозги… Существует еще так много «вершин», которые можно испробовать. Мы попадаем в ловушку, думая, что единственный способ получить наслаждение от жизни или испытать вершину удовольствия – это тот нездоровый путь, к которому мы уже привыкли. Я пытаюсь убедить мужчин, с которыми я работаю, смотреть на мир шире. Хотя опыт других отношений может и не доставить такого же задора тем, кто уже привык к гомосексуальным связям, они должны двигаться дальше, устанавливая здоровые мужские отношения, а еще им нужно найти что-то или кого-то, кому можно отдать свое сердце.

Дж. Н. Точно. А говоря о ком-то, кому можно отдать свое сердце… расскажи мне о своем браке. Тебе ведь уже 46 и ты состоишь в браке 20 лет.

Г.О. Ну, как я сказал, я жил гей жизнью четыре года, до 25 лет. Однако я испытывал сильную депрессию, потому что это не работало. Я из Небраски, и решил перебраться в Калифорнию. Мне казалось, что это лучшее место, чтобы жить гей жизнью, а если не сработает, возможно, там я найду хоть какую-то помощь.

В Калифорнии я познакомился с пастором, ответственным за работу с молодежью. Он был приблизительно на 7 лет меня старше, женат, и у него было двое детей. И даже не зная твоей книги – она просто тогда еще не была написана – он работал со мной таким образом, как ты предлагаешь. Ни один из нас не знал, что происходит. Он был симпатичным молодым человеком, который обо мне заботился и видел во мне парня, который хочет жить правильно, но просто не знает как. Я помню, как мы сидели в его офисе, и он сказал: «Ты можешь испытывать ко мне влечение, но ничего не произойдет, потому что я другой». Он сказал: «Но это не меняет моего отношения к тебе; я люблю тебя, и в любом случае буду заботиться о тебе». Его отношение полностью переменило мое влечение. Это было началом помощи для меня. Я приходил к нему за советом и поддержкой в течение более полугода. Именно тогда я встретил свою будущую жену, и мы подружились. Перед тем, как вступить в брак, я хотел в течение года воздерживаться от любой формы секса.

Дж. Н. А к ней у тебя было сексуальное влечение?

Г.О. Нет, сексуального влечения не было почти до самого брака. Однажды я подумал: «Скоро я женюсь», — и с этого дня начал больше думать о своей невесте. Если бы я сам мог себя тогда консультировать, я бы еще чуть-чуть помог себе и дал указания, как действовать, но, в конце концов, я бы также посоветовал жениться. Я принял для себя установку, что все мы — настоящие гетеросексуалы, и поэтому я настоятельно побуждаю мужчин к вступлению в брак, если вижу, что они будут верны своему обещанию. Я не хочу, чтобы они подвергали опасности женщину или расстраивали ее. И все же совсем другое дело, если мужчина серьезно относится к своему обещанию и останется верен ему, несмотря на все искушения. Сам я дисциплинированный человек, и поэтому это помогло.

Дж. Н. Но женщина все-таки должна знать.

Г.О. Безусловно, женщина должна знать. Я рассказал об этом моей жене перед тем, как мы поженились, и для нее это был как глоток свежего воздуха – знать, что кто-то будет любить ее и как друг, а не только хотеть от нее секса. И я думаю, это одна из сильных сторон нашего брака. У нас трое детей – две девочки и мальчик тринадцати лет.

Дж. Н. И на что похожа сейчас ваша семейная жизнь?

Г.О. Первые несколько лет это было, скорее, «выполнение того, что является правильным». Однако когда ты столько времени проводишь с кем-то, у вас общие дети и вы живете вместе, ты обязательно учишься любить этого человека. Думаю, что сейчас я люблю свою жену также, если не больше, чем другие мужчины. Быть может, мой сексуальный опыт отличается от опыта тех, кто никогда не испытывал гомосексуального влечения, но он приносит удовлетворение, он желанен и дает удовольствие. Если бы я потерял свою жену, я бы чувствовал себя полностью опустошенным. Должен сказать, что я не только изменил свое поведение; я стал по-другому думать о себе, изменил свою идентичность. И я очень доволен тем, что я муж, отец и сейчас уже дед.

Дж. Н. А твои дети знают о твоем прошлом?

Г.О. Да. Моим дочерям 19 и 17, старшая обручена и в августе собирается выйти замуж. У меня замечательные отношения с моими дочерьми. Однако некоторые из нас, с гомосексуальным прошлым, думают, что не смогут быть хорошими родителями для мальчика.

Дж. Н. Да, особенно для мальчика, у которого есть озабоченность по поводу своей мужественности.

Г.О. Моими первенцами были девочки, и я подумал: «Ну, Господь благословил меня девочками, и это хорошо, потому что мне не нужно беспокоиться о том, как быть папой для мальчика». Говорю тебе, для меня это очень естественно – любить девочек, это одно из самых больших наслаждений в жизни. И так всегда было, даже когда они вступили в подростковый возраст. Но моя жена хотела третьего ребенка, — у нас появился мальчик, и это было очень большой радостью. Ты заходишь к нему в комнату вечером для того, чтобы подоткнуть одеяло, рассказать сказку или похлопать по спине, а теперь, когда он немного старше, взъерошить его волосы или немного «повозиться» с ним, — это как если бы кто-то сделал это со мной. Это необычайно полезно – я «исцеляюсь, отдавая», и я так благодарен! Как будто мне дали второй шанс.

Дж. Н. Ты разрешаешь некоторые из своих застарелых потребностей, исполняя их для другого. Я думаю, это справедливо для всех отцов.

Г.О. Я бы согласился с тобой, ведь у всякого есть какие-то неудовлетворенные потребности и прошлого. Я очень доволен своей жизнью. Я бы не поменял ее ни на какую другую. Раньше, в первые десять лет моего брака, я иногда впадал в депрессию, очень неважно чувствовал себя, как будто мне чего-то не хватало. Но вот уже многие годы как я вообще не испытываю депрессии.

Дж. Н. Знаешь ли ты кого-нибудь из бывших геев, кто женился? Есть ли у тебя круг друзей, которые могут оказать поддержку?

Г.О. Несколько лет я вел группу поддержки, в которой состояло восемь или девять парней. Люди приходят и уходят, но есть и целая пригорошня тех, кто вступил в брак, и у них есть дети. Эти люди — хорошая группа поддержки. Я сейчас думаю об одном из них, моем друге Билле, который сказал, что его жена беременна вторым ребенком, и он так рад этому! Но ты знаешь, как написано у тебя в книге, другие ребята, преодолевающие гомосексуализм, могут, конечно, быть классными друзьями, отношения с некоторыми очень важны, я не хотел бы преуменьшать значения этого. Однако если говорить об исцелении, я получаю гораздо больше от натуралов.

Дж. Н. От стопроцентных натуралов.

Г.О. Правильно. Есть натуралы, с которыми мне нравиться быть рядом, и это очень помогает. Есть еще несколько человек, которые особенно привлекательны, и с ними я как бы должен принудить себя узнать их настолько хорошо, чтобы они не вызывали у меня страха и слабости, или умаления перед ними, — ведь тогда нежелательное влечение выйдет на волю.

Дж. Н. Да, точно. Очень хорошая мысль. Люди, которые борются с гомосексуальностью, должны знать, что ты научился противостоять этому страху, особенно в случае с привлекательными мужчинами. Для того, чтобы разрушить мистический туман, нужно узнать их поближе.

Г.О. И, когда у тебя получилось, становится весело. Я заставляю себя делать это, потому что если кто-то встретится на моем жизненном пути – может, я с ним в одном комитете, или еще что – я замечаю, как старый паттерн возвращается, и я начинаю замечать этого человека. Это остаточный объект – объект внимания старого способа строить отношения. И поэтому я пытаюсь узнать этих людей, может, даже похлопать по спине, крепко пожать руку или сделать еще что-то, узнать их изнутри, и затем вдруг я вижу их слабости – это всего лишь парень, и весь туман рассеялся!

Дж. Н. То есть ты видишь людей, — что-то обычное. Ты видишь, что вас по-настоящему связывает. Напряжение рушится, а вместе с ним – и фантазия.

Г.О. Как бы то ни было, именно таким был для меня гомосексуализм. Как будто есть какой-то «загадочный парень». Каков он? Почему бы не чувствовать то же, что и он? А когда узнаешь этих ребят более интимно, вся мистика куда-то исчезает.

Дж. Н. Это абсолютно верно. Но когда в твоей жизни наступило прозрение, которое помогло тебе это понять?

Г.О. Да. То, что произошло со мной, случилось десять лет назад. У меня было что-то типа кризиса среднего возраста (мне было 35-36), у меня трое здоровых детей, бизнес шел успешно, у нас хороший дом, я водил новые машины, я добился успеха. В этот период мужчины задаются вопросом: «Действительно ли ты хотел именно этого?» Для меня же большим вопросом было: «А ведь такого я никогда не переживал с мужчиной. Может, я что-то потерял?»

Я думал, что достичь «этого» можно только в гомосексуализме, и в ранние годы я боролся с остатками старых чувств, защищаясь от привлекательных парней тем, что просто отдалялся от них. В прошлом нашлись бы те, кто сказал бы: «»Знаешь ли, я только познакомился с Гордоном, у нас только начались совместные дела, как вдруг мы разошлись. Я не знаю, что произошло». На самом деле, я-то знаю, что произошло. Я не хотел превращать их в сексуальный объект. Я не хотел …, и я просто разрывал отношения, это было защитной реакцией.

А затем произошло нечто, что вырвало меня из депрессии и разбило старую иллюзию. Был парень, на самом деле, брат моей жены. И мы вместе путешествовали через всю страну, чтобы забрать антикварную машину. Нам приходилось спать вместе на обратном пути. Я уже состоял в браке десять или одиннадцать лет, и за это время у меня не было сексуальных отношений с мужчинами. Так вот, в середине ночи я импульсивно коснулся его пениса. (Он знал о моем прошлом, но думал, что раз я женился, то проблема решена). Я ужасно смутился и хотел умереть. Он проснулся и спросил: «С тобой все в порядке?»

Он вовсе меня не осудил. И другие тысячу миль и во время следующей ночи в отеле мы говорили об этом, и стали друзьями. Он не хотел, чтобы я отделился от него. Он занимал меня, просто настоял на этом. Он сказал: «Я не знаю, я не психолог, но мне кажется правильным быть вместе с тобой, продолжать занимать тебя». Для меня это было по-настоящему сложно, потому что я был в замешательстве, стыдился себя, и я был вынужден противостоять тому, что произошло, и работать над этим. Это был пик горы, которую я перешел. Это сняло депрессию, помогло мне раскрыться и приблизило эмоциональное исцеление, которое я уже испытывал на уровне сознания.

Дж. Н. Можно ли сказать, что сейчас у тебя не никаких гомосексуальных влечений?

Г.О. Нет, я бы так не сказал. Как бы это объяснить… Раньше я как будто носил свитер с большой буквой «Г» впереди. Этот свитер говорил, кто я такой: гомосексуалист. Сегодня это похоже на старую визитку, завалявшуюся у меня в кармане, изношенную и с загнутыми уголками. Иногда я замечаю, как вытаскиваю ее, и это меня немного беспокоит, но жизнь продолжается вне этого. Это стало случайным раздражением, и больше не является навязчивой идеей. У меня сегодня все очень хорошо.

Дж. Н. Твой опыт открывает многое о природе психологических изменений. Что бы ни было проблемой – булимия (многоядение), алкоголизм или низкая самооценка – не похоже, чтобы изменение заключалось в том, чтобы просто стереть эти области из сознания. Ты сделал главный эмоциональный сдвиг через самоуглубление и приобретение нового опыта. Некоторые сексуальные чувства будут появляться, но, поскольку ты знаешь, что они означают, они практически потеряли свою значимость.

Иногда просто требуется принять волевое решение и отстранить затяжные остатки старого, нежелаемого гомосексуального «Я», и посвятить себя движению вперед к браку, и именно этого по-настоящему хочет человек.

Я благодарю тебя, Гордон, за то, что ты так откровенно и честно поделился своим жизненным опытом.