Опыт работы волшебный лоскуток в доу. Пэчворк: идеи волшебных лоскутков. Плетение пояса - ручной труд

Способы лоскутного шитья в домашнем рукоделие.

Простое рукоделие наших бабушек из оставшихся лоскутков тканей, в настоящее время, превратилось в целый раздел народно-прикладного искусства именуемое пэчворк. Различные техники соединения разноцветных, разнообразной или правильной формы кусочков позволяют творить необычайно красивые и неординарные изделия. Очень часто пэчворк используют для оформления интерьера.

Лоскутное шитье для начинающих: разная техника

Первые шаги по освоению пэчворка следует начинать с самых простых техник:

  • Традиционная. Основой служит тканевое полотно, на которое с изнаночной стороны накладываются сшитые лоскутки. Рисунок, сложенный из кусочков, является лицевой стороной изделия. Чаще всего таким способ оформляются прихватки и тонкие одеяла.
Кухонная утварь своими руками

Покрывало украшенное лоскутками
  • Быстрые квадраты . Самый простой способ. Подготовленные разноцветные квадратные лоскутки складываются в определенный рисунок. Все зависит от фантазии рукодельницы.


Очень простой способ пэчворка для учеников
  • Полоска к полоске. Пестрые отрезы из полос соединяется по-разному: в спиральных или зигзагообразных формах, в горизонтальных или вертикальных направлениях


Мягкая подушка, сделанная своими руками
  • Волшебные треугольники. Делая первые шаги в работе, лучше использовать равнобедренные треугольники. Из них очень просто выстраивать любой узор.


Одеяло из треугольных лоскутков

Техника барджелло в лоскутном шитье: схемы для начинающих



Схематичный рисунок

Подготавливаем 6 отрезов разной расцветки, выбранной длины и ширины (в зависимости от желаемого размера готового полотна)

Отрезы распределяем по тонам

Сшиваем полоски сначала попарно с изнаночной стороны, далее в одно целое полотно

Отрезаем неровные края

Прострачиваем вместе: первую и последнюю полосу

Отрезаем ровные полосы барджелло

Складываем полоски по схеме, затем сшиваем. Лишние швы на наборных полосах распарываем. Делаем окантовку готового изделия лентой

Если все сделано правильно, получаем красивое одеяло или накидку

Техника пэчворк в лоскутном шитье: схемы для начинающих



Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 5

Пример 6

Техника пицца в лоскутном шитье: схемы для начинающих

  • Очень удобный вариант, так как не требует никакой определенной схемы
  • Делается из кусочков ткани любого размера
  • На отрез ткани, выбранного размера готового изделия, накладываем лоскутки. Рисунок совершенно произвольный
  • Сверху накладываем слой органзы
  • Утюжим
  • Кладем еще один рисунок из лоскутков
  • Накрываем еще раз органзой
  • Простёгиваем весь шаблон на машинке


Простеганный лоскутный вариант

Техника крейзи в лоскутном шитье из джинсы: схемы для начинающих

  • Идеальная возможность создавать самобытные изделия из пришедших в негодность старых джинсов.
  • Поскольку эта техника предусматривает использование различной формы фигур, украшение пуговицами, бусинами, стразами, лентами, кружевом и другими непредсказуемыми элементами, в ход пойдут лейблы, карманы, готовые простроченные швы, присутствующие на старых джинсах.
  • Отсутствие требований к какому-либо плану или сюжету позволяет творить весьма непредсказуемые и полезные изделия.


Украшаем интерьер при помощи лоскутного мастерства

Изготавливаем сумочки из потрепавшихся парусиновых штанов

В ход идут: потрепанные кромки, карманы, пристроченные замки и прочие элементы декорации старых джинсов

Техника боро в лоскутном шитье: схемы для начинающих

  • Этническая мода в стиле боро является ярким представителем японского прикладного искусства
  • Подобная техника подразумевает под собой имитирующую штопку обрывками тряпок и лоскутами
  • Работа очень трудоемкая, поскольку каждая заплата пришивается вручную
  • Любое изделие, изготовленное с помощью этой техники, получается весьма уникальным и декоративным
  • Превратить обыденную, скучную сумку в эксклюзивный предмет гардероба, под силу даже начинающей рукодельнице


Нарезанные разной формы прямоугольники накладываем на лицевую сторону сумки

Пришиваем вручную каждую фигурку

Эффектное изделие готово

Техника ляпочиха в лоскутном шитье: схемы для начинающих

Самый распространенный вид техники. Еще наши предки изготавливали ковровые дорожки используя данную технологию. Тоненькие трикотажные полоски нашиваются на основу. Чем разнообразнее цветовая гамма, тем изделие получается интереснее.



Декоративная подушка в стиле ляпочиха

Традиционный коврик из лоскутков

Красивое лоскутное шитье одежды: схемы, фото

  • Создание одежды в стилистике пэчворка, требует много времени и терпения
  • Изготовить из кусочков можно: верхнюю одежду, платье, блузку, и даже сапоги и тапочки
  • Подбирайте кусочки приблизительно одного размера
  • При максимальном разнообразии цветов всегда должен быть один доминирующий цвет
  • Можно использовать лоскутки от старой одежды, остатки от новой ткани


Теплая куртка из лоскутков

Схема формирования изделия

Фантазии из джинсы

Гармоничный наряд в стиле пэчворк

Еще один вид наряда с помощью лоскутной техники

Боярка из отрезков ткани

Уютные домашние тапочки, оформленные лоскутками

Красивое лоскутное шитье для детей: схемы, фото



Шаблон: курочка на прогулке

Готовое покрывало сделанное по шаблону

Схематичное изображение: креативный цыпленок под зонтом

Детский плед по предложенной схеме

Сумочка для девочки из лоскутков

Детский нагрудник, украшенный аппликацией из кусочков ткани

Красивое пано в технике пэчворк

Подушки для детской комнаты с помощью лоскутной техники

Красивое лоскутное шитье прихваток

  • Практическая вещь, не требующая больших затрат при выполнении в стиле пэчворк, может послужить прекрасным подарком для близкой подруги и родственниц.
  • Прихватки можно делать разной формы и размера, это очень упрощает работу для тех, кто впервые берется за лоскутный вид рукоделия.


Схема котика для кухонной утвари, сделанной из обрезков ткани

Готовые прихватки с котом

Вариант прихватки-варежки

Веселые совушки в кухонном интерьере

Листочки из лоскутков на кухонных прихватках

Яркие елочки для хозяйки в стиле пэчворк

Еще один вариант прихваток из кусочков ткани в форме листочков

Видео: Прихватка из лоскутков ткани

Красивое лоскутное шитье сумок

Один из вариантов лоскутного рукоделия сумок рассмотрен выше.

Применить этот вид народного творчества можно для любых видов сумок.



Эксклюзивный вариант сумки своими руками

Прекрасное оформление лоскутками

Нежная креативная модель в технике пэчворк

Этапы выполнения необычной детали гардероба

Лоскутное красивое шитье из носков

Приемы лоскутного шитья очень часто применяются для латания дыр на носках. Но иногда носки используют для уникального изготовления изделий домашнего творчества.



Птичка из отслужившего свою службу носков

Причудливые дракончики из носка

Забавные совята из прохудившихся носков

Лоскутное шитье из полосок ткани

Рассмотрим данную технику на следующем примере.

  • Из тканевого отреза длиной 1,5 м вырезаем две полосы желтой расцветки и столько же полос с синими цветами


Подготовительный этап 1
  • Раскраиваем при помощи линейки с углом 60 градусов или обыкновенной, имеющую разметку угла 30 градусов
  • На раскроенные отрезы кладем чистый лист ватмана
  • Совмещаем нижние концы


Подготовительный этап шаг 2
  • Обрезаем верх листа по размеру ширины полосы
  • До точки з0 градусной разметки на линейке прикладываем боковую часть края бумаги
  • Вершину треугольника немного скашиваем, оставляя припуски на швы


Подготовительный этап 3
  • Прокладываем черту по намеченной линии, обрезаем полученный треугольник
  • При помощи скотча крепим линейку, как показано на рисунке


Подготовительный этап 4

Приступаем к основной работе

  • Полосы одинаковой расцветки складываем изнаночной стороной внутрь
  • Отрезаем первую треугольную деталь
  • У нас получилось две одинаковые треугольные фигуры, из которых в дальнейшем мы сотворим красивую салфетку
  • Вырезаем подобным образом треугольники для коврика


Этап 1
  • Далее перевернутой стороной линейки отмеряем уголок с противоположной части бордюры
  • Режем по отмеренной линии - еще две детали для салфетки
  • Вновь меняем положение линейки, отрезаем треугольники для дорожки
  • В результате, необходимо заготовить два уголка с одной стороны полосы для коврика и два с другой, для салфетки
  • Подобным образом делаем все манипуляции с другого края полосы, но в зеркальном отражении
  • Получаем готовые изделия
  • Далее можно сделать подстежку из синтепона и окантовку лентой


Заключительный этап

Лоскутное шитье коврика из трикотажа

  • Оптимальный вариант изготовления трикотажных ковриков из лоскутков - с помощью техники ляпочиха, рассмотренного выше
  • Усложнить узор можно пришив кусочки трикотажа в форме клювиков
Оригинальные лоскутные коврики

Лоскутное шитье: техника волшебные треугольники, салфетки



Украшаем волшебными треугольниками салфетки
  • Одна из самых популярных техник в лоскутном шитье
  • Использование треугольников очень удобно для создания различных узоров и орнаментов
  • Очень легко работать с равнобедренными треугольниками
  • Творческий процесс прост: треугольники сшиваются короткой стороной - складывается узор из длинных разноцветных полосок, длиной - получаются квадратные рисунки

Лоскутное шитье из квадратов



Уютная подушка из квадратных кусочков

Доступная техника пэчворк из квадратов – оптимальное решение для начинающих, поскольку она простая и легкая. Для создания такого рисунка, можно использовать технику барджело, приведенную выше.

Изделия из лоскутного шитья: фото


  • Не всегда простой, но очень интересный предмет народного творчества, по мере получения навыков будет вдохновлять на новые идеи.
  • У каждой рукодельницы имеется индивидуальный подход к любой из имеющихся технологий.
  • Именно в этом рукоделии практически невозможно повторить любую даже самую простую идею, так как лоскутки, один в один оригиналу, очень трудно подобрать.
  • За что и имеет лоскутная мозаика особую значимость - это неповторимость.
  • Видео: Лоскутное шитье для начинающих. Техника «колодец»

    Различные техники лоскутного шитья, называемые общим словом пэчворк, давно стали популярны по всему миру. Изначально этот вид рукоделия появился как способ экономии и повторного использования остатков тканей. А теперь это целое направление, в технике лоскутного шитья создаются не только полезные и удобные вещи, но и целые шедевры. Множество людей в разных странах выбрали пэчворк своим хобби и вовсю совершенствуют свои навыки, охотно делясь идеями и выкройками. Как можно применить техники пэчворка дома? Необычные лоскутные идеи:

    Отличным решением для новогоднего и рождественского оформления дома могут быть различные вещицы, выполненные в технике лоскутного шитья. Таким образом можно своими руками изготовить подарки для родных и друзей, а также праздничный декор. Пэчворк идеи на новогоднюю тематику включают в себя различные панно с традиционными орнаментами, всевозможные сувениры, а также новогодние чулки для подарков. Можно сшить необычную и яркую декоративную юбку для елки. Самые разные лоскутные идеи во множестве представлены в интернете, выпускаются специальные книги. Там вы найдете фото для вдохновения.

    Для оформления праздничного стола тоже можно использовать пэчворк. Подставки под столовые приборы, выполненные из лоскутков, украсят застолье и придадут комнате нарядный и необычный вид. Можно изготовить также и елочные игрушки, и гирлянды, и даже звезду на макушку рождественского дерева. Ваша фантазия не ограничена ничем!

    Итак, новогодние лоскутные идеи для вдохновения:

    • Елочные игрушки;
    • Гирлянды на елку;
    • Гирлянды для оформления комнаты;
    • Носки для подарков;
    • Юбка под елку декоративная;
    • Подставки под тарелки;
    • Грелка для чайника;
    • Диванные подушки;
    • Одеяла и покрывала.

    Идеи для детской

    Более всего лоскутное шитье уместно в детской комнате. Именно там хочется видеть яркие, уютные и эмоционально теплые вещи. Выполненные своими руками вещи всегда получаются особенными, не может быть двух одинаковых. Шитье вещей для детской может стать отличным занятием для будущей мамы. Для детской комнаты лучше выбирать теплые, спокойные цвета и традиционные узоры. Также чудесно будут смотреться в детской различные лоскутные изделия с аппликациями.

    Чаще всего оформление детской спальни предполагает шитье одеял в технике пэчворк или квилтинг.

    Квилтинг – это стеганное лоскутное изделие, имеющее наполнитель. Чаще всего – одеяло.

    Возникает ощущение, что лоскутное шитье создавали специально для оформления и украшения комнат, в которых живут дети. Именно там наиболее уместны яркие цвета и необычные фактуры. Можно своими руками сшить лоскутные вещи в стиле любимых вашим ребенком мультиков и сказок, а также выдержать общий цветовой стиль. Фото также можно почерпнуть из сети или книг.

    Итак, пэчворк идеи для детской:

    1. Одеяла: мозаичные или же выполненные в квилте;
    2. Покрывала;
    3. Подушки;
    4. Игрушки;
    5. Занавески;
    6. Коврики;
    7. Корзинки для хранения игрушек;
    8. Карманы для мелочей;
    9. Декоративные панно;
    10. Мягкие бортики для кроватки.

    Вы можете придумать еще множество способов применить лоскутное шитье в интерьере детской.

    Лоскутные новинки

    Огромное разнообразие изделий в технике лоскутного шитья можно применить почти в любом интерьере. Фото для вдохновения легко отыскать на тематических сайтах. Подарки для друзей и родных, вещицы для дома, изготовленные своими руками, различные предметы интерьера, аксессуары, даже одежда – все, что подскажет вам вдохновение.

    Новинками является то, что теперь производят и продают множество специальных товаров для пэчворка. Если раньше для лоскутного шитья применяли остатки тканей от других, более крупных изделий, то теперь ткани частенько покупают специально. Впрочем, это не обязательно, тут уж как вам будет угодно.

    Также для серьезных занятий лоскутным шитьем рукодельницы нередко покупают специальные швейные машинки – распошивальные, или плоскошовные. Эта техника дает больше возможностей и свободы в шитье из лоскутков. Но если возможности приобрести специальное оснащение нет, или если пэчворк пока не стал для вас настолько серьезным увлечением, обычная швейная машинка тоже вполне подойдет.

    Идеи для вдохновения, вещи для дома своими руками и прочие рукодельные радости:

    • Сумки, пляжные и повседневные;
    • Лоскутные юбки, яркие и веселые. В модном стиле бохо шик, либо хиппи;
    • Косметички;
    • Органайзер в сумку;
    • Пенал для ручек и карандашей;
    • Карманы для хранения различных мелочей;
    • Покрывала;
    • Одеяла;
    • Коврики;
    • Накидки на диваны и кресла;
    • Чехлы на стулья;
    • Декоративные подушки;
    • Скатерти;
    • Занавески;
    • Мягкие подушки на табуретки, с держателями;
    • Прихватки и рукавички для кухни;
    • Подставки под горячее;
    • Грелки на чайник;
    • Декоративные панно.

    Новое в пэчворке: свежие идеи (видео)

    Пэчворк – это постоянно развивающееся направление творчества. Постоянно появляются новые рисунки и орнаменты, различные техники. Выпускаются специальные ткани, появляются новые принты и фактуры. Лоскутное шитье прочно вошло в нашу жизнь. В каждом доме наверняка есть хотя бы одно лоскутное изделие. Это могут быть подаренные вам вещи, сделанные своими руками, или купленные в художественных салонах. А может быть, это какая-то вещь, передающаяся в вашей семье из поколения в поколение? Так или иначе, завораживающий калейдоскоп лоскутков не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Традиционные орнаменты разных стран, а также новые веяния и техники и гарантируют увлекающемуся пэчворком человеку интересное занятие на долгие годы.

    Пэчворк в интерьере (фотогалерея)

    Накануне Дня защитника Отечества в Доме ученых ННЦ состоялся праздник с концертом и выставками творчества клубов по интересам. Благодарные зрители, в основном пожилые люди, были растроганы таким вниманием до слез. Понравилось все. А зрительницы подолгу рассматривали изделия клуба "Витраж", который ведет Людмила Ивановна Щеглова.

    В семидесятых годах Людмила Ивановна начала вести в Доме ученых курсы вязания. Оригинальные, со вкусом выполненные модели, обращали на себя внимание и занимали призовые места на выставках. Сама Людмила Ивановна, инженер по образованию, ее специальность "гироскопические приборы и устройства", закончила Томский политехнический. Из-за детей вынуждена была оставить работу, но мириться с положением домохозяйки не хотелось. Что она умела делать? Немного рисовала, хорошо вязала. Этому ее научила бабушка. Вои и решила она предложить свои услуги Дому ученых.

    Желающих учиться вязанию оказался полный зал. На курсы записывались заранее. В то время умение вязать было и ремеслом и творчеством. Вязали все -- от детских шапочек до пальто, ковров и покрывал. Вся интеллигенция ходила в вязаных свитерах и пуловерах. Главная забота была -- достать пряжу, в дело шли любые нитки. Вязали на остановках, на работе, в гостях. Помните, в "Служебном романе" вяжущую секретаршу Верочку? Зарплата маленькая, а одета во все заграничное... Это штрих времени.

    В общем, интерес у Людмилы Ивановны перерос в профессию, она закончила факультет общественных профессий НГУ, отделение искусствоведения, Московский народный университет искусств. Ее стараниями многие женщины Академгородка овладели искусством одеваться стильно, имея зарплату 120 рублей. Со временем кружок превратился в клуб: встречи, обсуждения, общение, но само вязание уже не приносило прежнего удовлетворения.

    Года три назад на глаза Людмиле Ивановне попался журнал "Quilt", по технике изготовления изделий из лоскутков -- "пэчворку", и она загорелась: вот чем бы я с удовольствием занялась. Поделилась своими мыслями в клубе, ее поддержали. Она выписала все книги, журналы, узнала кажется все об этом старинном прикладном искусстве. Лоскутное шитье с подстежкой сначала имело утилитарные цели -- утеплить изделие. Потом приобрело декоративную окраску: холст, шерсть украшали кусочками ситца, шелка, бархата. Ткани были дорогими -- берегли каждый лоскуток. Особенно в создании лоскутных изделий преуспели американские переселенцы. В Американском Национальном музее до сих пор хранятся знаменитые одеяла. Да и в нашем детстве души согревались, когда мы видели на фоне убого быта яркое лоскутное одеяло.

    В последнее время интерес к пэчворку возродился во всем мире. Старый рисунок приобрел новую форму. Появились различные технологии и приспособления -- лекала, линейки, машинки для стежки. Даже компьютеры стали использовать для разработки рисунка. Вместе с шитьем из лоскутков используются аппликации, стежка, вышивка, подключается фантазия -- и готова прихватка или салфетка для кухни, штора, занавес. Скатерть, семплер -- большое покрывало или панно требуют очень много времени.

    Для того, чтобы освоить технику "пэчворка", Людмила Ивановна изучила большинство современных методик кроя. На первом же занятии женщины взялись за изготовление мини-квилта "звездная тропа", состоящий из блоков размером в 1 см, который шьется из 24 деталей. Пришлось повозиться, но получилось. Как потом выяснилось, это был один из самых сложных вариантов изделий. В всего существует около 300 блоков -- картинок, из которых составляются изделия.

    Пэчворк -- это возможность выразить себя, постоянный поиск. Рисунок, сочетание цветов, тщательность отделки -- во всем чувствуется вкус и фантазия мастера. Чем бы Людмила Ивановна не занималась, вязанием или пэчворком, -- она создает особый стиль, который можно назвать "академическим". Это умение не приносит денег, но дает радость и душевный комфорт, ощущение осуществленной мечты. В клуб ходят женщины разных возрастов, разной судьбы -- молодые и те, кто вынужден был уйти на пенсию. У них есть время заняться домом, но сначала этот дом нужно полюбить, сделать уютным и теплым, в том числе и с помощью волшебного лоскутка.

    В.Михайлова.

    Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

    Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

    Цели:

    1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
    - путем погружения в быт русского народа;
    - знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

    2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

    Задачи:

    1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

    2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

    3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

    Предварительная работа:

    Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
    - выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
    - внесение вариативных моделей.
    - подготовка необходимого инструментария.
    - рассматривание тканых изделий.

    - чтение симбирских сказок.

    1. Плетение пояса - ручной труд.

    Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

    Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

    Обыгрывание - куклы любуются поясами.


    - обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
    - дидактическая игра “Плетение ковра”.
    - рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

    2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

    Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

    Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
    - экскурсия в музей народного творчества.

    3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

    Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

    Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

    Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
    - книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
    - творческое задание “Придумай свой орнамент”.

    4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

    Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

    Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

    5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

    Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

    Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - беседа по прослушанному рассказу.
    - разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

    6. Выступает будто пава.

    Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

    Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

    Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

    Анализ работ.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

    7. Посещение музея народного творчества.

    Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

    Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

    Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

    1. Придумайте названия своим командам.

    2. Закончите пословицы и поговорки:

    1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
    2) По платью встречают, ……по уму провожают.
    3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
    4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
    5) Всяк портной на свой …….раскрой.
    6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

    Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

    3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
    Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

    4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

    5. Вопросы 1 команде:
    - что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
    - от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
    - какой длины обычно были рубахи у мужчин?
    - круг - символ……солнца.
    - чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

    Вопросы 2 команде:
    - что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
    - что означает слово «опростоволоситься»
    - какой длины были рубахи у женщин?
    - дерево - символ…..жизни.
    - что было вышито на поясе у мужчин?

    Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

    Игра «Челноком».

    Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

    Челнок бежит, земля дрожит!
    Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

    8. “Украсим дом для куклы”.

    Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

    Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - игры с обустроенным домом,
    - выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

    Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

    Чтобы скачать материал или !

    Цель: Сформировать у детей представление о лоскутном шитье, вызвать у детей интерес к истории возникновения лоскутного шитья, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать интерес к рукоделию.

    Задачи:

    • формировать уважительное, бережливое отношение к вещам;
    • развивать рефлексивные навыки;
    • способствовать развитию познавательного интереса;
    • закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Место проведения: групповое помещение.

    Возраст детей: 5 лет.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Двигательная».

    Предшествующая работа: чтение русских народных сказок о рукодельницах, рассматривание иллюстраций в книгах и фотографий с изображением различных видов рукоделия.

    Оборудование и материал: кусок ткани, ножницы, изделия сшитые из лоскутков ткани, кусочки ткани, нарезанные треугольниками, квадратами, прямоугольниками, костюм для бабушки.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы выкроим новое платье для нашей куклы Даши.

    Воспитатель раскладывает на столе ткань и вырезает детали платья.

    Раздается стук в дверь и входит бабушка в народном костюме с большой сумкой сшитой из лоскутков.

    Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Марфа. А что вы делаете?

    Дети: Да вот бабушка, кроим платье для куклы.

    Бабушка: Молодцы! Ой, сколько у вас кусочков ткани осталось! Можно я их себе заберу.

    Дети: Конечно, бабушка Марфа. А зачем они тебе?

    Бабушка: О, ребята, из этих кусочков можно сделать много красивых и полезных вещей. Вот видите какая у меня яркая, красивая сумка? Она сшита из кусочков ткани-лоскутков. Но чтобы сшить вещь из лоскутков, нужно остатки ткани нарезать квадратами, прямоугольниками, треугольниками.

    У меня в сумке есть такие лоскутки, но они все перепутались. Помогите мне, ребята, разобрать их.

    Дидактическая игра «Собери лоскутки по форме».

    На стол вперемешку выкладывают лоскутки ткани нарезанные квадратами, прямоугольниками, треугольниками. На полу лежат треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети берут со стола по одному лоскутку и называют его форму. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках треугольник, бегут к треугольнику, те у кого квадрат, - к квадрату, у кого прямоугольник к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор и дать объяснение, чем квадрат отличается от прямоугольника, а треугольник от квадрата и прямоугольника.

    Бабушка:

    Спасибо, ребята, помогли бабушке Марфе. Ну, а теперь смотрите, что можно сшить из лоскутков. (Достает из сумки детское одеяльце, коврик, прихватку, подушечку, грелку на чайник и т.д. - все сшитое из лоскутков).

    Дети рассматривают эти изделия, трогают руками.

    Бабушка:

    Садитесь, ребята, и послушайте. Давным-давно русские мастерицы, оставшимися после кроя рубахи или платья кусочками ткани стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно шить из них лоскутные одеяла. Лоскутные одеяла были почти во всех крестьянских домах. Под лоскутным одеялом так тепло спать в холодные ночи. Лоскутное одеяльце дарили при рождении малыша, оно обязательно входило в приданное невесты. В них, как в калейдоскопе, можно было увидеть и мамино платье, и бабушкину юбку, и отцовскую рубаху. Лоскутное шитье в России имело свои особенности. Выполненные из лоскутков изделия всегда были яркими, в них обязательно присутствовал красный цвет. Лоскутные одеяла, коврики, подушечки и другие изделия не только согревали своим «разноцветьем», но и украшали скромный быт крестьян, в короткие зимние дни напоминали о солнечном лете.

    Ох, засиделись что-то мы, все косточки затекли. Ну-ка давайте подвигаемся!

    Подвижная игра «Бояре».

    Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. (Воспитатель становится в первую группу, а бабушка Марфа в другую). Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

    Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

    Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

    Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

    Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

    Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

    Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

    Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

    Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

    Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

    Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

    Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

    Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

    Вторые: «Бояре, она доктора боится».

    Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои.

    Заканчивается игра так:

    Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

    Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держаться за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет-невеста возвращается к своим.

    Затем команды меняются ролями. Игра заканчивается.

    Хорошо с вами, ребята, весело. Но мне пора возвращаться домой, шить лоскутное одеяльце для своей внучки. До свидания.

    Заключительная часть.

    Воспитатель:

    Ребята, понравилось вам лоскутное шитье?

    Дети:

    Воспитатель:

    А почему это шитье называется лоскутным?

    Дети:

    Потому что шьют из лоскутков.

    Воспитатель:

    Правильно. Ребята, а давайте мы тоже на занятии по изобразительной деятельности создадим лоскутное одеяло. У нас после занятий остается много обрезков цветной бумаги. Мы не будем их выбрасывать, а будем собирать, а потом нарежем из них квадраты, прямоугольники, треугольники. И каждый, наклеив эти «лоскутки» на лист бумаги, создаст свое красивое, неповторимое лоскутное одеяльце.

    Список литературы.

    1. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
    2. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
    3. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015).