Личностно ориентированный подход к ребенку дошкольнику. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника. Что же это такое

Черных Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ " Огонек"
Населённый пункт: р.п. Линево Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников
Дата публикации: 16.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей на тему:
«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»
Подготовила: Педагог Черных Наталья Викторовна

Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного

образования.
В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда? Система дошкольного образования начала перестраиваться - поворачиваться от авторитарной к личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса. Её задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменение), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности. Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям. Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще»), а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит: в наличии различных видов учреждений дошкольного образования; в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости; в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога: оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств; отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность; опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию. Личностно - ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе.

Стили общения, используемые в личностно-ориентированной

модели взаимодействия педагога с детьми.
Какие же стили личностно - ориентированной модели используются в работе с дошкольниками?
1.Ситуативно-личностный тип
общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения - это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.
2.Ситуативно-деловой тип общения
используется в работе с детьми3-ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.
3.Внеситуативно-деловой тип общения
применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что: вопрос вас заинтересовал; вы знаете, где и как искать на него ответ; вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.
4. В старшем дошкольном возрасте
необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения -
внеситуативно-

личностный
. Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней. Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).
3. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.
Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей, которые представлены в следующей таблице:
Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель
Детство -- это этап подготовки к будущей Признание самоценности дошкольного
жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования -- подготовка ребёнка к школе детства как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования -- охрана жизни и здоровья ребёнка Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников -- реализовать образовательную программу Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогических работников с детьми. Основная задача -- содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности Ребёнок рассматривается как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине Ребёнок -- главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого "Делай, как я!" Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, "внушений" Воспитывать -- значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям. Тактика взаимодействия -- сотрудничество Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию "школьной модели фронтальных занятий". Приоритетные формы работы -- фронтальные. Ориентир на "вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками" Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы -- индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых -- наиболее ценный способ развития Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития -- приобретение им собственного опыта Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы,
правильного выполнения задания поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы) Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки Доминирующий способ проведения занятий -- прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросно-ответная форма взаимодействия Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм) Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное -- формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности Игра в сочетании с необходимыми объяснениями -- прямого воздействия взрослого -- образует специфическую форму обучения детей -- своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний "среднего" ребёнка Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка Стимулируется активность группы Стимулируется активность каждого ребёнка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей Взрослого не интересуют способы познания, а важны конечные или промежуточные результаты обучения Взрослый помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение и обмен способами познания Игра используется как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями Игра является основной формой организации детской жизни, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятие: определяет тему, отводит каждому участнику место и даёт роль, предписывает и регламентирует действия Развивающие игры, свободные от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий
Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико-интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка.

Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированный подход в процессе игровой деятельности

Игра – это деятельность, которая открывает ребенку новые перспективы и возможности, пробуждает новые силы и энергии, подключает его к смысловым полям и истокам человеческой культуры.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции и самореализации.

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

Игра – средство умственного и нравственного развития и воспитания.

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).

Ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание, возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода.

Обучающая деятельность взрослого мотивирована профессиональным интересом, стремлением создать условия для оптимального развития индивидуальности в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах личности ребенка. Дидактические цели, связанные с таким усвоением учебного содержания, при котором ребенку открываются новые возможности действия, а также учитываются закономерности его развития, легко достижимы в игре.

Игра выступает в следующих функциях:

1. Форма организации обучения: познавательная деятельность сочетается с игровой, учебный материал усваивается в форме той или иной игры. Воспитатель является участником игры, а дети, играя, учатся (субъект – субъектные отношения).

2. Принцип организации самого содержания обучения:

а) игровое действие в контексте целостной деятельности развертывается вокруг основных вопросов бытия, загадок явлений природы, загадок слова, числа, загадок предметного орудия, загадок Я- сознания;

б) необходимым условием продолжения игрового сюжета является правильно выполненное задание.

3. Метод обучения:

Ведущая роль принадлежит взрослому, который для повышения у детей интереса к знанию или способу действия использует разнообразные игровые приемы, создает игровые ситуации. Компоненты игровой деятельности сочетаются с вопросами, объяснениями, показом. Содержание, заданное взрослым, корректируется в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

4. Индивидуальный подход.

Эффективность педагогического воздействия зависит от объективных особенностей самого воздействия и от того, как оно субъективно воспринимается ребенком.

Индивидуальность ребенка обусловлена врожденными свойствами нервной системы, особенностями содержательной характерологической стороны индивидуальности (сплавом фенотипа с генотипом, выраженностью способностей, обеспечивающими успешность осуществления разнообразных видов деятельности, быстроту и прочность овладения способами и приемами деятельности.

Для построения образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей детей воспитателю необходимо:

Предоставлять ребенку свободу для проявления познавательной, моторной и социальной активности;

Создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

Предлагать решение посильных задач, приводящих к развитию уверенности в своих возможностях, к проявлению активности и самостоятельности;

Удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживать атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для неуверенных в себе детей.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

С учётом этого первостепенной задачей педагогов в условиях обновления дошкольного образования является создание предметно-развивающей среды. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Также важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности.

Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.

Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, дают возможность многогранного развития личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

  • в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр–забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
  • совмещение и постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • единство обучающих и воспитательных воздействий.

Важно помнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширным набором игр, развивающими они станут лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определённых правил:

1. игра должна приносить ребенку радость, необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая её;

2. игру надо оживлять сказкой;

3. обязателен успех в самом начале, для этого начинаем игру с посильных задач;

4. нельзя мешать самостоятельному нахождению решения ребенком, так как наша цель научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и находить решение.

Вот, что советует автор развивающих игр Б. П. Никитин: «Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже».

В работе с детьми используют следующие развивающие игры:

  • логические блоки Золтана Дьенеша;
  • интеллектуальные игры Никитина;
  • игры с палочками Кюизенера.

Эти игры побуждают детей к деятельности, способствуют развитию детского творчества, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, комбинаторных и конструкторских способностей. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В соответствии с планом работы МКУ Информационно-методического центра на 2017-2018 учебный год, в целях обмена опытом работы по эффективной реализации ФГОС в дошкольной образовательной деятельности 16 февраля 2018 года на базе Турмасовского филиала МБДОУ Новоникольского детского сада состоялся районный семинар заведующих и воспитателей детских образовательных дошкольных организаций по теме: «Личностно-ориентированный подход в деятельности ДОУ. Проблемы, поиски, решения». В работе семинара приняли участие 19 работников дошкольных образовательных организаций: руководители и воспитатели ДОУ, методисты.

Программа семинара включала экскурсию по детскому саду, проведение открытого интегрированного занятия, представление передового педагогического опыта педагогов, мастер-класс для воспитателей.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась заведующий Турмасовского филиалом МБДОУ Новоникольского детского сада Лошакова Наталья Николаевна. В своём выступлении она рассказал о работе детского сада, достижениях педагогического коллектива, инамике развития, инновационных процессах, поделилась планами на будущее.

Преимущества личностно-ориентированного подхода в деятельности ДОУ продемонстрировала на открытом интегрированном занятии по познавательно-речевому развитию в разновозрастной группе детей от 4 до 7 лет на тему: «Масленица», воспитатель Аносова Валентина Васильевна. На занятии дети познакомились с историей возникновения и традициями празднования Масленицы, как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело Масленицы и блины.

Воспитатель МБОУ Стаевской СОШ (дошкольная группа) Кононова Татьяна Александровна провела мастер-класс с воспитателями. На мастер-классе были продемонстрированы игровые технологии, как одно из наиболее эффективных и доступных для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.

Воспитатели филиала «Радуга» МБДОУ Новоникольского детского сада в своих выступлениях поделились с коллегами инновационным опытом работы: Ходченкова Надежда Николаевна раскрыла тему «Развитие интеллектуальных способностей посредством включения их в дополнительную образовательную деятельность». Телкина Вера Михайловна заострила внимание присутствующих на проблемах развития творческих способностей воспитанников.

Итоги семинара были подведены за Круглым столом, где педагоги обменялись опытом работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Методист МКУ ИМЦ Гаврилина Алла Александровна подчеркнула, что руководители и воспитатели Турмасовского филиала МБДОУ Новоникольского детского сада проводят большую работу с детьми дошкольного возраста в ДОУ, используют современные технологии обучения и воспитания, создают авторские приемы и методы обучения в соответствии с ФГОС.

Организация: МБДОУ «Д/с №6»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Мариинск

В связи с введением ФГОС перед нами, педагогами дошкольного образования, возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами образования. Поэтому мы ставим перед собой основную задачу – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов :
1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Внедряя выше перечисленные принципы, пользуюсь следующими методами :

  • Метод диалога;
  • Игровые методы;
  • Рефлексивный метод;
  • Метод педагогической поддержки;
  • Диагностические методы.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность .

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

  • Совместное выявление проблемы, интересующей детей;
  • Совместное определение цели деятельности детей;
  • Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;
  • Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
  • Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуацию, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.

Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создать ситуацию успеха помогают следующие игры:

Игра “Комплименты”

Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева.

Обязательные условия.

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
  3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А ты сегодня очень…” или “А у тебя сегодня …”.

Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1.Два мальчика поссорились – помири их.

2.Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3.Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, помогаем ему формировать свою неповторимость.

Реализуя в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные технологии применяю технологии руководства самостоятельной деятельностью детей «Правил», «Выбора», «Оценки и самооценки», «Пиктограмма дня», которые являются примером использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. В настоящее время можно говорить об их эффективности в работе с детьми.

Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе – это знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника и на основе этого разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка. Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректируем свои дальнейшие действия для работы с ребенком.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Всю работу, построенную на основе индивидуального образовательного маршрута, можно разбить на несколько этапов:

    1. Этап наблюдения, цель котороговыявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников».

      Диагностический этап, в ходе которогопроводится ряд диагностик с целью выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

      Этап конструирования – этопостроение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей и определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

      Этап реализации образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.

      Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов составляю и реализую индивидуальные образовательные маршруты.

Ориентируясь на индивидуальные, личностные особенности, создаю атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе: сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория деятельности (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Стимулирую воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Ставя перед детьми проблему, не предоставляя готовых знаний, стремлюсь к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, а применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, мы воспитываем интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций, формируем волевую и мотивационную готовность к школе.

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  2. Бунеев Р. Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании /Начальная школа до и после, 2006, № 12
  3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004.

Организация: МБДОУ детский сад № 55

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

В связи с введением перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

В настоящее время нет четкого определения «технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста». Степанов Е.Н. дает такое определение «Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»

Характерными чертами личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении являются:

    Замысел личностно-ориентированного взаимодействия – создание педагогом условий для максимального влияния воспитательно-образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, а именно оказание помощи детям в поиске своего индивидуального стиля и темпа деятельности, в развитии познавательных психических процессов и интересов, развитии творческих способностей, в формировании положительной Я-концепции.

    Организация взаимодействия – проектирования взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; использование разнообразных форм общения, особенно диалога, использование интерактивных методов в воспитательно-образовательном процессе, использование педагогической поддержки; оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как делал, какие эмоции испытывал).

Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность. Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:

    совместно-индивидуальная деятельность, которая предполагает решение каждым участником части общей задачи независимо друг от друга;

    совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;

    совместно-совместная деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Самыми оптимальными в условиях совместной деятельности являются малые группы детей (по пять-шесть человек).

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

В самом общем виде структура совместной деятельности детей и педагога может быть определена следующим образом:

    постановка воспитателем (возможно и детьми в старшем дошкольном возрасте) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками;

    процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение;

    результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность ребенку реализовать себя как личность.

С точки зрения данного подхода личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей воспитательно-образовательной системы. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что собственно и будет способствовать развитию личности, личностному росту ребенка.

Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода: " Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...» К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классического личностно-ориентированного подхода «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Литература:

    Абасов, З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников [Текст] / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2002. -№5.-С. 56-61

    Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 123 с.

    Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.Г. Хабарова.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.