Эссе «Мой идеальный детский сад. Идеальный детский сад – наша общая забота Мой идеальный детский сад эссе

ГБОУ ШКОЛА №1034 ДО-4 «ЛАД» Г. МОСКВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ЖДАНОВА ГАЛИНА ИЛЬИНИЧНА

Есть в нашем огромном Мегаполисе, в ЮАО, маленький, невзрачный микрорайон Братеево. Казалось бы, что здесь особенного, а особенно то, что в этом микрорайоне есть детский сад, с виду обычный, но на самом деле он «ОСОБЕННЫЙ» .

Я хочу рассказать о своём любимом детском садике, в котором вот уже 9 лет я дарю детям тепло и ласку, временно заменяю маму, вместе с ними погружаюсь в мир интересного и возвращаюсь в мир детства, своего детства.

Руководит детским садом замечательный человек, талантливый педагог - Гущина Ольга Владимировна. Благодаря её стараниям наш детский сад можно назвать «Территорией любви» , столько сделано, что перечислять нет смысла. Это человек с большой буквы, много времени и сил, уделяет работе с педагогами и родителями. Множество интересных мероприятий, досугов, праздников проводится для детей и их родителей – немало труда вложила Ольга Владимировна в их осуществление.

Наш детский сад – это удивительная страна детства. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и беззащитный может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтересное может показаться довольно весёлым и забавным. В нашей стране детства каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным.

Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, наших детей, ради того, чтобы они росли и развивались. Наши сотрудники, настоящие профессионалы своего дела. Ведь именно они самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие за всё душой, любящие детей люди.

Первый раз, переступая порог детского сада, ребёнок старается поскорее спрятаться за маму или бабушку, настолько громкой и бурной кажется новая жизнь по сравнению с размеренной, домашней обстановкой, но постепенно посещение детского сада начинает приносить удовольствие. С самого утра, подгоняя родителей, ребёнок выбегает из родного дома, торопясь встретиться с новыми друзьями и доброй воспитательницей. Нелюбимая, манная каша быстро съедается наперегонки, чтобы вырасти большим и сильным.

Помогая друг другу одеться, малыши толпятся в раздевалке, нетерпеливо дожидаясь разрешения поскорее побежать на детскую площадку. Веселые, шумные игры и маленькие состязания юных спортсменов заряжают ребят энергией и возбуждают аппетит. Сияющие глаза на раскрасневшихся, чумазых мордашках умиляют каждого прохожего, который обязательно улыбнется, глядя на счастливую детвору, играющую на площадке.

Пахнущие земляничным мылом, малыши мигом уплетают вкусный обед и, с помощью воспитателя и добренькой нянечки, раздеваются и укладываются в свои маленькие, уютные кроватки. Тихий час. Курносые носики смешно посапывают, а маленькие бровки удивленно ползут вверх, или слегка хмурятся, переживая бури эмоций в детских снах.

Маленькие человечки еще полдня проведут в детском саду, познавая окружающий мир через игры и общение со своими сверстниками и мудрыми воспитателями. Вечером они попрыгают в распахнутые объятия родительских рук и будут всю дорогу, до самого дома, взахлеб, рассказывать о приключениях прошедшего дня. А завтра снова придут в детский сад, чтобы продолжить открывать для себя мир, полный загадок и тайн.

Наш детский сад дает возможность реализовать нам все свои способности, идеи, ведь только наша профессия позволяет нам шутить, играть, прыгать, озорничать, придумывать волшебные истории, путешествовать и искать клады. Наша профессия – это наш жизненный путь. Наш детский сад – это мир, цветущая полянка, а наши дети «цветы жизни» .

Детский сад учит нас чувствовать, ценить, то хрупкое, то ранимое, что есть в детях – их душу.

Мой любимый детский сад для нас является территорией любви, счастья и «вечной молодости» , ведь детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении.

Воспитатели наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствуют реализации интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Жить, творить и развиваться - вот лозунг наших педагогов.

Ведь педагог ценитель тонкой детской души и только он понимает, насколько чувствительной и ранимой может быть она.

Любовь, ласка, забота, понимание – это то, что мы как педагоги можем дать детям. Заряд бодрости, мироощущения, положительные эмоции – вот, что дает нам общение с детьми. Мы делаем то, что так необходимо в нашем мире – заботимся о «цветах жизни» – о детях. А цветы растут, только если их любят и любят по настоящему без фальши и обмана.

И только желание творить, работать, дарить любовь детям позволяет педагогам создавать детский сад, как территорию любви.

Каждый кирпичик, каждый уголок детского сада дышит и живет любовью, не смотря на его долголетие. Благодаря любви и детскому смеху детский сад живет и расцветает с каждым новым учебным годом. Сердце детского сада – это музыкальный зал, детский смех – это неисчерпаемый источник жизни дошкольного учреждения.

Вот поэтому наш детский сад можно назвать территорией любви.

Профессионализм коллектива вот скелет любого детского сада.

Работу наших педагогов нельзя назвать лёгкой, но работа тех, кто посвятил себя воспитанию детей, вызывает огромное уважение, ведь на протяжении всего дня ребёнок должен чувствовать заботу и ласку. Каждый ребенок уникален, по-своему не повторим. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор.

Я горжусь тем, что у меня есть возможность научить чуткое детское сердце радоваться солнечному дню и первому весеннему дождику, пожалеть беззащитного котёнка, проявить сострадание к ближнему, научиться дружить, любить красоту родных просторов. А главное не растерять это по дорогам жизни, суметь сохранить в себе чуткость сердца и широту души. Говорят, чтобы воспитать ребенка хорошим, надо сделать его счастливым. А что для ребенка счастье? Это когда его понимают, считаются с ним, с его желаниями - вот это и есть для него счастье. Самым большим желанием для ребенка: быть всегда рядом с близкими ему людьми. Я считаю, воспитатель является связующим звеном между родителями и детьми. И становится хорошо на душе от того, что видишь радость и улыбку на лицах детей и родителей, испытываешь чувство душевной теплоты, осознавая, что ты помог достичь взаимопонимания.

Мы не жалеем тепла своего сердца, света своего разума в работе с детьми ведь они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее. Необходимо задуматься о том, что какие плоды мы взрастим, такие и соберем. Дети - наше будущее. А значит, от педагога зависит, какое оно будет.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» .

Лариса Горбач
Идеальный детский сад: как я его себе представляю

Аннотация

Статья посвящена образу идеального дошкольного учреждения. В статье отражены все необходимые ресурсы, по мнению автора, для создания идеального детского сада . Статья рассматривает все условия для успешного посещения дошкольниками детского сада , а также комфортных условий пребывания в нем.

Ключевые слова : дошкольный возраст, идеальный детский сад , дошкольное учреждение, дошкольник.

Preschool age, ideal kindergarten, preschool institution, preschooler.

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети только только оторвались немного от своих мам и стали учится самостоятельности. В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад и проводить там практически целый день. Что в свою очередь, делает дошкольные учреждения образования, вторым домом для детей.

Идеальный детский сад , в моем понимании, это уют и душевное спокойствие. Что может сделать уютным дошкольное помещение – наличие всего необходимо для занятий, отдыха, игр.

Комфортные условия труда и отдыха очень важны как детям, чтобы они чувствовали себя в детском саду , как дома, так и педагогическому коллективу, чтобы у него было все необходимое для проведения занятий.

Остановимся немного поподробнее о помещениях и наличии оборудования.

Помещение детского сада должно быть просторное, разделенное на зоны. Младший и ясельный блок, в одной стороне, средние и старшие блоки в другой. Пищеблок должен находиться удаленно, чтобы в саду не стоял постоянный запах еды. Спортивный зал, музыкальный и зал для ритмики, должны находиться в одной плоскости, тоже касается и кабинетов администрации, они должны находится возле самого входа, чтобы родителям было проще всего найти и при этом, они могли контролировать весь процесс работы в дошкольном учреждении.

Спортивный зал должен быть оборудован всем необходимым современным инвентарем, покрытие пола должно быть не скользкое и безопасное для детей. У детей для проведения занятий должна быть одинаковая форма.

Зал для музыкальных занятий, должен содержать небольшую импровизированную сцену, необходимый музыкальный инструмент и, конечно же, быть просторным, теплым и уютным.

Зал для занятий по ритмике должен быть небольших размеров, но достаточно уютным. Он должен быть оборудован зеркалами, чтобы можно было хорошо видеть, то, что делает ребенок, следить за собой и исправлять ошибки, при необходимости. Самым главным в зале ритмики и спортивном зале, это безопасность, поэтому материалы для отделки залов, должны быть подобраны тщательно и являлись безопасными для детей.

Пищеблок является не менее важной частью сада, поэтому должен соответствовать всем нормам и стандартам, должен быть оснащен всей необходимой современной техникой : холодильные камеры, кухонные плиты и шкафы, зоны для работы.

Территория сада, а именно игровые площадки, также же являются важным элементом детского сада . Ведь дети проводят значительную часть времени на улице, на своих площадках, особенно в теплое время года. Каждая игровая площадка должна быть обеспеченна необходимыми принадлежностями для игр детей. Для младших групп – это песочницы, качели, небольшие игровые модули, к примеру, домик либо деревянный корабль. Более старшие группы должны иметь на своих площадках спортивные игровые модули, к примеру, турники, лестницы и т. д. Конечно же, безопасность детей превыше всего, поэтому игровые модули должны соответствовать возрасту детей и быть безопасными. Хотелось бы видеть на площадках детей не асфальтированное, а прорезиненное покрытие, в целях безопасности. В каждой песочнице хотелось бы видеть необходимые предметы для игр : формочки, лопатки и ведра.

Группы для дошкольников – это то место, где они проводят большую часть своего времени, поэтому очень хочется, чтобы группы были снабжены всем необходимым и для игровой детальности детей, и для их развития.

Во-первых, группа должна быть разделена на зоны. В большинстве случаев, группа имеет несколько помещений – это спальня, туалет и общая комната, где дети и играю, и занимаются. Так вот эту общую комнату необходимо зонировать. Зона для занятий должна располагаться возле окна и снабжена необходимым игровым и методическим инструментарием. Зона для игр, также должна иметь свои зоны. Если это игровая кухня, то она должна стоять отдельно и перед ней должно быть обеспечено игровое пространство, то же касается и прочих игровых модулей – парикмахерская, ремонтная мастерская и т. д. Зонирование удобно не только для игровых действий детей, но и для того, чтобы во время занятий игрушки не были у них на виду, и не отвлекали от занятий.

В том числе, группы должны быть снабжены достаточно широким перечнем дидактических игр, в том числе и с наличием зоны для их проведения.

В целях воспитания дошкольников, в группе должен быть живой уголок и уголок культуры того народа, где они проживают. Это необходимо для того, чтобы дети всегда помнили свою культуру и обычаи своего народа.

Такие уголки помогают воспитывать в детях патриотизм и любовь к природе, учат ухаживать за растениями.

Если учесть все эти требования, то мы получим идеальный детский сад . В который хочется приходить, но из которого не хочется уходить. В котором будет уютно и комфортно как дома, не только детям, но и сотрудникам детского сада .

Список использованной литературы

1. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : [Текст] Учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.

Публикации по теме:

Консультация «Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в детский сад» Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям. Необходимо.

Вот и наступило лето – чудесная пора! Всё вокруг цветёт и сияет, и нам хочется тоже сделать что–нибудь необыкновенное, красивое и неповторимое.

Детский сад и семья как единая социализация ребенка-дошкольника Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Уважаемые коллеги! Совсем недавно с детьми на занятии рисовали карандашом тему "Как я иду в детский сад" Эти рисунки я долго рассматривала.

Ольга Писарик, мама четверых детей. Живет в Канаде, пишет о психологии детско-родительских отношений, о свободном образовании и домашнем обучении.

Серией публикаций о детских садиках мы, собственно, обязаны одному человеку — директору частного детского сада в Москве. Она однажды попросила меня написать что-то типа рекомендаций воспитателям. Я параллельно написала рекомендации для родителей о том, как компенсировать разлуку… Ну и дальше вы знаете.

В этой статье я всё-таки хочу рассказать о том, каким мне видится дружелюбный с точки зрения психо-эмоционального развития ребёнка детский сад.

Обстановка

Конечно, лучше всего, когда садик находится в частном доме. Дом, двор, небольшие комнаты, — такая обстановка будет максимально приближена к домашней.

Если сад организован на базе стандартного детского сада, то надо постараться поменьше водить детей по коридорам, поменьше пользоваться иными помещениями, кроме группы, а группу обустроить минимально похожей на «учреждение».

Спальню хорошо бы разделить ширмами или над каждой кроваткой построить шалаш. Чтобы у каждого малыша был его отдельный домик, где бы он мог не только спать, но и прятаться в случае, когда ему хочется побыть в одиночестве. Постельное белье лучше попросить родителей приносить из дома, причём будет лучше, если на нём предварительно несколько ночей поспит ребёнок или родители. Знакомые домашние запахи будут успокаивать малыша, помогут ему чувствовать себя в безопасности.

В группе у ребёнка должно быть как можно больше вещей, которые напоминают ему о доме и родителях: фотографии в шкафчике, своя посуда для еды, хорошо, когда дети приносят в сад свои игрушки и книги.

С едой обычно в частных садах проблем нет, детей стараются кормить пищей, похожей на домашнюю и учитывать их предпочтения и аллергии. Хорошо, если у ребёнка, как и дома, будет возможность перекуса в любое время, а не строго по часам. Про личную посуду я уже писала, лучше, если родители принесут её из дома. И сидеть лучше всем за одним большим столом, как дома, а не за несколькими маленькими столиками.

Все развивающие занятия лучше проводить в помещении группы. Желательно, чтобы занимались с детьми люди, к которым дети привязаны, их воспитатели. Если занятия проводит специалист со стороны, то нужно помнить, что каждый раз, прежде чем начинать работать с детьми, ему надо под них подстроиться, «завладеть» (глаза, улыбка, кивок) и только после того, как будет получено их согласие на то, чтобы ими руководили - приступать к занятиям.

Если ребёнок не готов с вами заниматься, не привязан к вам, нет у него настроения - ни в коем случае не заставлять, и не воспринимать его нежелание как вызов вашим педагогическим талантам. Оставьте малыша в покое, и в следующий раз вам будет легче добиться его расположения. Потому что чем больше вы будете настаивать, тем больше он будет сопротивляться.

Персонал

Все взрослые, призванные заботиться о ребёнке, просто обязаны находиться в позиции заботливой альфы. У каждого ребёнка должна быть одна-единственная ведущая привязанность - его «главный взрослый» — и через эту привязанность ребёнок будет в дальнейшем знакомиться со всеми остальными взрослыми. Этот взрослый для ребёнка будет безопасной базой, человеком, к которому можно обратиться по любому вопросу, с любой проблемой, взрослый, которого ребёнок будет считать «своим», (Эй, Семёновна, а твой-то коленку разбил!). Если в группе одновременно работают два воспитателя, то группу лучше поделить на два клана (прайда, команды), чтобы у каждого ребёнка была своя «тётя».

Очень важно помнить, что все привязанности ребёнка должны быть на одном полюсе. Это значит, в коллективе не должно быть никаких противопоставлений друг другу или родителям, никакой конкуренции между воспитателями. Вы все - из одной деревни, где все дети - ваши, несмотря на их происхождение и принадлежность тому или иному клану.

В группе надо создавать обстановку свободную от негативных энергий, когда воспитатели стоят горой за своих детей, а дети - друг за друга. Только надо помнить, что позитивная энергия не возможна без негативной, и воплощением негативной энергии скорее всего будет одна из соседних групп. Если на прогулке ваша группа столкнётся с «чужой», то конфликт будет неизбежен. Не надо ругать детей за то, что они не хотят мирно играть с «чужаками», не надо пытаться «дружить» детей из «враждебных» групп. Просто старайтесь избегать пересечения территорий.

А теперь представьте, что в группу на замену вы зовёте воспитательницу из «стана врага», и предлагаете детям на время к ней привязаться. Прекрасный способ помочь инстинкту привязанности сойти с ума!

Ещё одна «замечательная» практика - смена воспитателей во время тихого часа, когда дети спят. Это, безусловно, удобно воспитателям, но очень травматично для инстинкта привязанности. Я уже писала, что ребёнку комфортно, когда его «передают» от одной привязанности к другой, причём, с его согласия, а не просто ставят перед фактом: вот новый человек, потрудись к нему привязаться.

Мама приводит ребёнка в садик , несколько минут дружелюбно беседует с воспитательницей, ребёнок, глядя на маму, чувствует, что опасности нет. После беседы с мамой (папой) воспитательница присаживается, стараясь настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Когда инстинкт привязанности задействован, и ребёнок даёт согласие на то, что теперь его рабочая привязанность - воспитательница, можно начинать свою работу: пригласить зависеть (помочь раздеться, отвести в группу, помочь помыть ручки, посадить за стол, покормить (если нужно, на коленях, из ложечки).

Когда ребёнок просыпается после дневного сна и видит в группе нового человека, пусть и знакомого, но с которым его инстинкт привязанности не включен, мозг пугается, уровень кортизола в крови повышается и инстинкт привязанности расшатывается. Такая передача ребёнка без предупреждения и согласия ребёнка тяжело сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребёнка, на его здоровье.

Измените расписание работы воспитателей так, чтобы они могли меняться при детях и один воспитатель как бы передавал привязанность ребёнка другому воспитателю, а тот имел возможность включить инстинкт привязанности (глаза, улыбка, кивок, приглашение зависеть). Лучше, конечно не менять воспитателя в течение дня. Вообще, чем реже будет меняться состав взрослых вокруг ребёнка, тем лучше.

Несколько слов о расставании в конце рабочего дня . Родители приходят забирать ребёнка из садика. Прежде, чем отпустить ребёнка, обнимитесь, скажите ему спасибо за сегодняшний день, что вы так рады, что он с вами, обязательно сделайте акцент на следующей встрече (увидимся завтра, послезавтра, через неделю). Если это возможно, выйдите к родителям, поговорите с ними, помогите ребёнку одеться, «передайте» ребёнка родителям. Проследите, подскажите, чтобы родитель не забыл настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок — приглашение зависеть). Это сильно облегчит родителям вечер со своим чадом.

Ритуалы приветствия и расставания настолько важны для сохранения и укрепления привязанности, что я бы выписала их отдельным пунктом в служебные обязанности.

Пожалуйста, сделайте так, чтобы ваши глаза загорались при виде каждого ребёнка. Не важно, что это за ребёнок, делайте так с каждым. Считайте, что только что вошедший в комнату ребёнок - именно тот, которого вы ждали всю свою жизнь. И никогда не позволяйте им уйти до того, как вы их обнимите.

Работа с родителями

Желательно, чтобы родители понимали, что такое привязанность, о чём идёт речь и что, игнорируя детский инстинкт привязанности, они рискуют здоровьем и развитием своего ребёнка.

Про утренний ритуал привода в группу я писала выше. Просите родителей приводить детей пораньше, чтобы у вас была пара минут на глазах у детей перекинуться словом с родителями и только потом заняться ребёнком. Не разрешайте родителям убегать из группы, не поздоровавшись с воспитателем. Если родители хронически опаздывают, оставляют ребёнка в раздевалке и несутся на работу, договоритесь, чтобы на подступах к садику родители звонили, и кто-то из взрослых мог встретить ребёнка, чтобы хотя бы передать его из рук в руки.

Попросите родителей принести из дома фотографии семьи, наговоренные на диктофон мамой сказки (для прослушивания можно пользоваться наушниками), какие-то предметы, которые будут напоминать малышу о доме. Часто хорошо работают волшебные предметы (в этой коробочке - волшебная невидимая пыль. Как только ты соскучишься по маме, открой коробочку и обсыпь себя пылью, это будет значить, что мама тебя поцеловала).

Старайтесь в течение дня чаще добрым словом вспоминать родителей ребёнка. Привлекайте родителей к садиковской жизни: например чья-то мама может раз в неделю прийти на полчаса и почитать детям книжки, а чей-то папа может помочь смастерить кораблики. Чем чаще и охотнее родители будут появляться в садике, тем комфортнее там будет их ребёнку. Проводите неформальные праздники, празднуйте дни рождения вместе с родителями, делайте пикники и субботники. Такие совместные действия намного важнее официальных отчётно-показательных концертов, где родители являются всего лишь потребителями.

В этой статье я всё-таки хочу рассказать о том, каким мне видится дружелюбный с точки зрения психо-эмоционального развития ребёнка детский сад.

Обстановка

Конечно, лучше всего, когда садик находится в частном доме. Дом, двор, небольшие комнаты, - такая обстановка будет максимально приближена к домашней.

Если сад организован на базе стандартного детского сада, то надо постараться поменьше водить детей по коридорам, поменьше пользоваться иными помещениями, кроме группы, а группу обустроить минимально похожей на «учреждение».

Спальню хорошо бы разделить ширмами или над каждой кроваткой построить шалаш. Чтобы у каждого малыша был его отдельный домик, где бы он мог не только спать, но и прятаться в случае, когда ему хочется побыть в одиночестве. Постельное белье лучше попросить родителей приносить из дома, причём будет лучше, если на нём предварительно несколько ночей поспит ребёнок или родители. Знакомые домашние запахи будут успокаивать малыша, помогут ему чувствовать себя в безопасности.

В группе у ребёнка должно быть как можно больше вещей, которые напоминают ему о доме и родителях: фотографии в шкафчике, своя посуда для еды, хорошо, когда дети приносят в сад свои игрушки и книги.

С едой обычно в частных садах проблем нет, детей стараются кормить пищей, похожей на домашнюю и учитывать их предпочтения и аллергии. Хорошо, если у ребёнка, как и дома, будет возможность перекуса в любое время, а не строго по часам. Про личную посуду я уже писала, лучше, если родители принесут её из дома. И сидеть лучше всем за одним большим столом, как дома, а не за несколькими маленькими столиками.

Все развивающие занятия лучше проводить в помещении группы. Желательно, чтобы занимались с детьми люди, к которым дети привязаны, их воспитатели. Если занятия проводит специалист со стороны, то нужно помнить, что каждый раз, прежде чем начинать работать с детьми, ему надо под них подстроиться, «завладеть» (глаза, улыбка, кивок) и только после того, как будет получено их согласие на то, чтобы ими руководили - приступать к занятиям.

Если ребёнок не готов с вами заниматься, не привязан к вам, нет у него настроения - ни в коем случае не заставлять, и не воспринимать его нежелание как вызов вашим педагогическим талантам. Оставьте малыша в покое, и в следующий раз вам будет легче добиться его расположения. Потому что чем больше вы будете настаивать, тем больше он будет сопротивляться.

Персонал

Все взрослые, призванные заботиться о ребёнке, просто обязаны находиться в позиции заботливой альфы. У каждого ребёнка должна быть одна-единственная ведущая привязанность - его «главный взрослый» - и через эту привязанность ребёнок будет в дальнейшем знакомиться со всеми остальными взрослыми. Этот взрослый для ребёнка будет безопасной базой, человеком, к которому можно обратиться по любому вопросу, с любой проблемой, взрослый, которого ребёнок будет считать «своим», (Эй, Семёновна, а твой-то коленку разбил!). Если в группе одновременно работают два воспитателя, то группу лучше поделить на два клана (прайда, команды), чтобы у каждого ребёнка была своя «тётя».

Очень важно помнить, что все привязанности ребёнка должны быть на одном полюсе. Это значит, в коллективе не должно быть никаких противопоставлений друг другу или родителям, никакой конкуренции между воспитателями. Вы все - из одной деревни, где все дети - ваши, несмотря на их происхождение и принадлежность тому или иному клану.

В группе надо создавать обстановку свободную от негативных энергий, когда воспитатели стоят горой за своих детей, а дети - друг за друга. Только надо помнить, что позитивная энергия не возможна без негативной, и воплощением негативной энергии скорее всего будет одна из соседних групп. Если на прогулке ваша группа столкнётся с «чужой», то конфликт будет неизбежен. Не надо ругать детей за то, что они не хотят мирно играть с «чужаками», не надо пытаться «дружить» детей из «враждебных» групп. Просто старайтесь избегать пересечения территорий.

А теперь представьте, что в группу на замену вы зовёте воспитательницу из «стана врага», и предлагаете детям на время к ней привязаться. Прекрасный способ помочь инстинкту привязанности сойти с ума!

Ещё одна «замечательная» практика - смена воспитателей во время тихого часа, когда дети спят. Это, безусловно, удобно воспитателям, но очень травматично для инстинкта привязанности. Я уже писала, что ребёнку комфортно, когда его «передают» от одной привязанности к другой, причём, с его согласия, а не просто ставят перед фактом: вот новый человек, потрудись к нему привязаться.

Мама приводит ребёнка в садик, несколько минут дружелюбно беседует с воспитательницей, ребёнок, глядя на маму, чувствует, что опасности нет. После беседы с мамой (папой) воспитательница присаживается, стараясь настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок). Когда инстинкт привязанности задействован, и ребёнок даёт согласие на то, что теперь его рабочая привязанность - воспитательница, можно начинать свою работу: пригласить зависеть (помочь раздеться, отвести в группу, помочь помыть ручки, посадить за стол, покормить (если нужно, на коленях, из ложечки).

Когда ребёнок просыпается после дневного сна и видит в группе нового человека, пусть и знакомого, но с которым его инстинкт привязанности не включен, мозг пугается, уровень кортизола в крови повышается и инстинкт привязанности расшатывается. Такая передача ребёнка без предупреждения и согласия ребёнка тяжело сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребёнка, на его здоровье.

Измените расписание работы воспитателей так, чтобы они могли меняться при детях и один воспитатель как бы передавал привязанность ребёнка другому воспитателю, а тот имел возможность включить инстинкт привязанности (глаза, улыбка, кивок, приглашение зависеть). Лучше, конечно не менять воспитателя в течение дня. Вообще, чем реже будет меняться состав взрослых вокруг ребёнка, тем лучше.

Несколько слов о расставании в конце рабочего дня. Родители приходят забирать ребёнка из садика. Прежде, чем отпустить ребёнка, обнимитесь, скажите ему спасибо за сегодняшний день, что вы так рады, что он с вами, обязательно сделайте акцент на следующей встрече (увидимся завтра, послезавтра, через неделю). Если это возможно, выйдите к родителям, поговорите с ними, помогите ребёнку одеться, «передайте» ребёнка родителям. Проследите, подскажите, чтобы родитель не забыл настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок - приглашение зависеть). Это сильно облегчит родителям вечер со своим чадом.

Ритуалы приветствия и расставания настолько важны для сохранения и укрепления привязанности, что я бы выписала их отдельным пунктом в служебные обязанности.

Пожалуйста, сделайте так, чтобы ваши глаза загорались при виде каждого ребёнка. Не важно, что это за ребёнок, делайте так с каждым. Считайте, что только что вошедший в комнату ребёнок - именно тот, которого вы ждали всю свою жизнь. И никогда не позволяйте им уйти до того, как вы их обнимите.

Работа с родителями

Желательно, чтобы родители понимали, что такое привязанность, о чём идёт речь и что, игнорируя детский инстинкт привязанности, они рискуют здоровьем и развитием своего ребёнка.

Про утренний ритуал привода в группу я писала выше. Просите родителей приводить детей пораньше, чтобы у вас была пара минут на глазах у детей перекинуться словом с родителями и только потом заняться ребёнком. Не разрешайте родителям убегать из группы, не поздоровавшись с воспитателем. Если родители хронически опаздывают, оставляют ребёнка в раздевалке и несутся на работу, договоритесь, чтобы на подступах к садику родители звонили, и кто-то из взрослых мог встретить ребёнка, чтобы хотя бы передать его из рук в руки.

Попросите родителей принести из дома фотографии семьи, наговоренные на диктофон мамой сказки (для прослушивания можно пользоваться наушниками), какие-то предметы, которые будут напоминать малышу о доме. Часто хорошо работают волшебные предметы (в этой коробочке - волшебная невидимая пыль. Как только ты соскучишься по маме, открой коробочку и обсыпь себя пылью, это будет значить, что мама тебя поцеловала).

Старайтесь в течение дня чаще добрым словом вспоминать родителей ребёнка. Привлекайте родителей к садиковской жизни: например чья-то мама может раз в неделю прийти на полчаса и почитать детям книжки, а чей-то папа может помочь смастерить кораблики. Чем чаще и охотнее родители будут появляться в садике, тем комфортнее там будет их ребёнку. Проводите неформальные праздники, празднуйте дни рождения вместе с родителями, делайте пикники и субботники. Такие совместные действия намного важнее официальных отчётно-показательных концертов, где родители являются всего лишь потребителями.

Ольга Писарик, мама четверых детей. Живет в Канаде, пишет о психологии детско-родительских отношений, о свободном образовании и домашнем обучении.

Теория свободного воспитания предполагает детский сад на новых началах - идеальный детский сад, проект которого разработал К.Н. Вентцель.

Принцип: ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равноправные единицы. Роль педагога - косвенное содействие развитию ребенка.

В идеальном детском саду Вентцеля предусматривалось решение задач умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания, т.е. задачи гармонического развития личности. Метод освобождения в ребенке творческих сил, пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества. Научные знания детям давались через наглядные пособия, которые они изготавливали сами. Большое место выделялось игре, т.к. в этой деятельности воспитатель может видеть развитие ребенка.

Не предполагалось четкой структурированной программы воспитания и обучения детей, но воспитатели должны иметь намеченный цикл знаний, который исходит из индивидуальных потребностей и интересов детей, а также иметь планы занятий. Идеальный детский сад должен иметь свой бюджет.

Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербургском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.

В 1917- 22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР

В 20- 30 –е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой – воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. Наиболее известный теоретик и пропагандист свободной школы и свободного воспитания. Основа его учения – свобода и уважение к личности ребенка

Основные черты педагогики К.Н.Вентцеля:

 вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил;

 вера в то, что в раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие;

 освобождение ребенка от всякого внешнего воздействия;

 представление полного простора самодеятельности и инициативе ребенка (обращение к идеям Руссо о "радикальном добре" детской природы и о благотворном значении полной свободы в естественном цветении детской души).

6.И.А.Сикорский «Об умственном нравственном развитии и воспитании детей». Какое влияние данные исследование оказывают на образовательный процесс в современном ДОУ