Проблемы студенческой семьи. Социальная защита молодой семьи. Минусы размещения в принимающей семье
Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?
Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).
Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.
Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.
В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.
Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес к профессии, склонность заниматься ею. В понятие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.
Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования
Серьезные претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из опрошенных отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателем, их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское образование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.
Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими благами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный специалист вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.
У семейных студентов мы предполагали выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом мы исходили из того, что семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Предположение, что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных студентов обнаружить не удалось. Было получено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу опрошенных):
В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.
Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.
Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Однако последняя заметно мешает учебе женщин из семей анархического типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «семейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Среди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего также являются «анархисты». Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа (напомним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».
На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельности. Для развития этих качеств в вузах республики создана и функционирует система НИР. Все студенты (особенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студента, а для семейного студента она может стать и определенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа студентов оплачивается). Более того, материальная заинтересованность может стать решающим фактором в вовлечении более широкого круга студентов в научно-исследовательскую работу. У большинства тех, кто занимается НИР, зафиксированы высокие показатели в учебе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом среди своих товарищей (46,4 %).
Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % мужчин). Наряду с объективными существуют и субъективные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к науке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.
В жизни студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки ценностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой молодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культпоходах и экскурсиях, 28,9 % - в дискуссионных политических клубах и клубах по интересам. Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на комсомольских и групповых собраниях по проблемам учебно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их труда и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столовых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руководителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....
Занятость студенчества общественной работой значительна. У семейных студентов она даже несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходимости, в силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением общественных организаций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже, чем отсутствие желания и интересных дел. Конечно, для замужних студенток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на отсутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имеющие детей. Таким образом, не семья является главной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обществом сил и энергии молодого поколения.
Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной заинтересованности студенчества в преобразовании нашего общества.
Воспроизвести социально активного и творчески мыслящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как некоему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования неоспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в начале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно ответить следующим образом: успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.
Студенческая пора - это не только пять лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Это, безусловно, ещё и пора любви. Случается, что пылкие чувства приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак. Студенческая семья - хорошо это или плохо? И чем такая семья отличается от других? И отличается ли? Все ответы читайте ниже.
1 121586
Фотогалерея: Студенческая семья – хорошо это или плохо?
Ещё во второй полови-не XIX века в России оптимальным для всту-пления в брак был возраст для девушек 13-16 лет, для юношей - 17-18 лет. Сегодня 18-22 года (возраст студентов вузов) счи-тается некоторыми слишком ранним для вступления в брак. Почему? Люди стали медлен-нее развиваться? А может дело вовсе не в физиологии, психо-логии или материальном поло-жении? Возможно, то, что «сту-дентам жениться рано» - просто очередной стереотип? Попыта-емся разобраться.
Куда спешить?
Так почему же всё-таки семья - это хорошо, а студенческая семья - плохо?
Алексей, 46 лет.
Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре-бёнка родят, повесят на шею ро-дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума-ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?
Такое мнение, высказанное представителем старшего поколе-ния, пожалуй, мало у кого вызовет удивление. Но, оказывается, такое категорическое неприятие заклю-чения брака в студенческие годы характерно и для значительной ча-сти самих сегодняшних студентов. Они хотят сначала достичь мате-риальной независимости и только потом создавать семью.
Юля, 19 лет.
Честно говоря, я совсем не по-нимаю, зачем жениться во вре-мя учёбы. Неужели нельзя подо-ждать? Ведь никто не запрещает встречаться с любимым человеком. А семья, которая живёт на сти-пендию, по определению не может быть счастливой. Какое уж тут счастье, когда есть нечего и жить негде. Я уже не говорю про хоро-шую одежду и интересный досуг. А дети... Тут, разумеется, каждый сам решает, но я ни за что не ста-ну рожать, пока не закончу инсти-тут и не стану получать стабиль-ный заработок. Муж - он сегодня есть, а завтра нет. Как растить ребёнка девочке-студентке? А ведь она в ответе за своего малыша.
Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придётся их решать:
■ отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства;
■ социальная незрелость;
■ отсутствие материальной базы и собственного жилья (не все учебные заведения дают семейное общежитие);
■ несовместимость учёбы в вузе и выполнения семейных функций (особенно для молодых мам, которым приходится перево-диться на заочное отделение либо уходить в академический отпуск);
■ большая зависимость от ро-дителей, особенно финансовая, а также в уходе за детьми.
Совсем не радостная картинка получается. Однако, несмотря на такое ярое неприятие студенчес-ких браков одними, другие увере-ны, что студенческая семья...
Не хуже других!
Более того, отношение к сту-денческим семьям со стороны ро-дителей, администраций вузов и общества в целом меняется в по-ложительную сторону. Оно стано-вится более терпимым.
Андрей, 26 лет.
По-моему, студенческие семьи ничем не отличаются от любых других. Ведь студенты - самая интеллектуально и духовно раз-витая, самая сознательная часть молодёжи, значит они, в принци-пе, готовы к браку. Пожалуй, не-правильно, когда будущий ребёнок становится причиной брака. Но я категорически против абортов. Хотя нормальной учёбе наличие детей, пожалуй, не способствует. Только для мужа всегда есть отго-ворка на экзамене, что, мол, ребёнок маленький, жена молодая и всё такое. Кстати, если молодожёны учатся на одном факультете, то ещё и в учёбе помогать друг другу могут. А вообще, если люди дей-ствительно любят друг друга, то им всё по плечу.
Оксана, 22 года.
Для меня вопрос «Быть или не быть студенческой семье?» вообще не стоит. Я сама вышла замуж на третьем курсе, а моему сыну сей-час полгода. И я никогда, ни секун-ды ни о чём не жалела. Разве что о том, что ребёнка запланировать не получилось, иначе я вела бы бо-лее здоровый образ жизни. Сейчас я в академическом, муж перевёлся на заочное и работает. Денег нам, в принципе, хватает. Конечно, есть проблемы. А у кого их нет? Как будто окончишь институт - и всё, молочные реки, кисельные берега. У молодых специалистов отнюдь не высокая зарплата и своя квар-тира - в неблизкой перспективе. Финансовая и эмоциональная ста-бильность приходят очень неско-ро, а то и не приходят вовсе. Если сейчас, в студенческие годы, не родить, потом будет очень мно-го причин отложить. К тому же, когда мой малыш вырастет, я ещё буду совсем молодой, смогу быть своему ребёнку не только хорошей матерью, но и другом.
Значит, есть всё-таки у студен-ческих семей и свои преимущества:
■ молодость (а значит, и сту-денческие годы) - лучшее с фи-зиологической и психологической точек зрения время для заключе-ния брака и рождения первенца;
■ брак всегда лучше, чем вне-брачные интимные связи, широко распространённые в молодёжной среде;
■ у семейных студентов отме-чается более серьёзное отношение к учёбе и избранной профессии;
■ семейное положение благо-творно влияет и на ценностные ориентации студента, способству-ет развитию интеллектуальных и социальных потребностей;
■ браки, заключённые в сту-денческие годы, в большинстве случаев характеризуются высокой степенью сплоченности, основан-ной на принадлежности супругов к одной социально-демографической группе, которая отличается общно-стью интересов, специфической субкультурой и образом жизни.
Получается, что у студентов, создающих семью, есть одна глав-ная проблема - ответственность. За свою вторую половинку, за ма-лыша (уже появившегося, плани-руемого или незапланированного) и за своё собственное будущее. Старшее поколение скептически относится к тому, что студенты в состоянии брать на себя такую (и вообще хоть какую-то) ответ-ственность и существовать без чьей-либо (особенно без роди-тельской) помощи. Но не стоит винить его за этот скепсис. Ведь сами молодые люди предпочита-ют отложить решение «взрослых» проблем на потом. Вероятно, это правильно. Но дело в том, что существует большое количество доста-точно взрослых, состоявшихся людей, которые всё никак не могут решиться на важный шаг. Людей, которые обзавелись машиной, квартирой и хорошей работой. Но для создания семьи им всё чего-то не хватает. Возможно, смелости? А что, если её так никогда и не най-дётся?
С другой стороны, можно создать «эффект присутствия» «взрослости». Я выйду замуж, рожу ребёнка. И всё, я взрослая! Но семья - это не сказка, не розо-вая мечта. Это прежде всего провер-ка каждого человека на самостоя-тельность, готовность столкнуться с ежедневными проблемами. Толь-ко вот дело, пожалуй, не столько в фактическом возрасте. Дело в том, насколько ответственно человек относится к своему шагу, в том, ис-пытывает ли он искренние чувства, хочет ли не на словах, а на деле «быть вместе в болезни и здравии, в богатстве и в бедности...»? И если хочет, то разве возраст может стать помехой? Ведь взрослые дяди и тёти тоже делают ошибки.
Слушайте своё сердце. Трезво оценивайте свои возможности. И всё у вас будет хорошо. В студен-ческие и последующие годы.
Студенческая семья
Особый отряд молодежи составляет студенчество. Это - элита молодежи, которая задает образец поведения в молодежной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье.
Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.
Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего - первичной социализации.
Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты дневного отделения.
Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.
Преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.
Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняют реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.
Специфика студенческого брака заключается в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие студенческого брака.
В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.
У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.
Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества.Существенную материальную помощь оказывают и родители студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности - учебы. Материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.
Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает студенческая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.
Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе.
При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.
Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры семейных студенческих пар.
Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.
Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.
Студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Но не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.
Назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев с месяца его рождения. При обращении за пособием по истечении указанного срока оно назначается и выплачивается за все прошедшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление. На детей одиноких матерей (одиноких отцов) размер пособия составляет 1500 руб. , а на детей в остальных семьях — 750 руб.
3. Ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами, до окончания обучения
Льготы многодетным семьям при поступлении в ВУЗ
Однако перечисленные льготы не распространяются на абитуриентов, являющихся членами многодетных семей. Получить право на одну из этих льгот эти лица могут только при условии, что они относятся к следующим категориям: инвалиды, сироты, победители олимпиад и другие. При отсутствии таких обстоятельств члены многодетных семей не могут претендовать на льготное зачисление в вуз.
Многие из вузов, в которых предусмотрена возможность перехода с платной основы обучения на бюджетную форму в связи с успешной учебой, могут предоставить приоритетное право на такой перевод детям из многодетных семей. Подобные льготы многодетным при поступлении в вуз не отмечены в законодательстве, но могут быть закреплены на уровне учебных заведений в локальных нормативных актах.
Льготы для студентов очной формы обучения в 2018 году
Региональные власти разрабатывают собственные программы поддержки обучающихся. К примеру, в г. Москва учащимся ВУЗов выдаётся социальная карта студента. Она даёт право на льготный проезд в общественном транспорте, на поездах, электричках и самолётах. С её помощью можно рассчитываться в магазинах, получая дополнительные скидки, а также брать кредиты на выгодных условиях
Например, специально для студентов администрация города или управление городским транспортом может ввести специальный маршрут к учебным корпусам от студенческих общежитий. Проездом на общественном транспорте, которые двигается по этому маршруту, может воспользоваться любой гражданин. Однако данный маршрут был введен для удобства студентов.
Студенческие льготы очной формы обучения в 2018 году
Учащиеся, старающиеся подрабатывать, неизбежно вынуждены тратить меньше времени на учебу, очень часто они даже пропускают занятия, как итог – падает успеваемость. Последнее не только приводит к ухудшению качества получаемого ими образования, но и очень часто лишает таких учащихся стипендии, что вынуждает их еще больше работать, что еще более усугубляет их проблемы с обучением.
Работающие студенты обладают правом три раза в год уходить в отпуск для сдачи сессии и подготовки к ней. Отпуск предоставляется по требованию ВУЗа, который присылает справку-вызов по месту работы. Также студенту на последнем курсе предоставляется отпуск для написания дипломной работы.
Льготы студентам
VII. Существуют некоторые льготы в системе медицинского страхования. Если студент не удовлетворён качеством медицинского обслуживания в студенческих поликлиниках, он может воспользоваться добровольным медицинским страхованием и узнать, какие страховые компании предоставляют льготы по приобретению медицинского полиса. Обычно скидка составляет около 10%.
Годы идут, а стипендия студента по-прежнему невысока. Но несмотря на коренные изменения в нашей стране, поддержка студенчества, система льгот не только сохраняется, но и преумножается. После распада Советского Союза постепенно были введены новые законы, регулирующие социальную поддержку граждан, получающих профессиональное образование.
Современная студенческая семья: проблемы, тенденции, перспективы (материал ТУСУР)
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет и выплачивается в размере 2 МРОТ, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Все о льготах для студентов на территории России
В некоторых случаях студенту могут выплатить материальную помощь – решение об этом принимается уже непосредственно руководством учебного заведения.
Поступившие и обучающиеся студенты могут претендовать на социальную стипендию – ее размер больше обычной, а решение о выплате принимается специальной комиссией. При наличии документов и отсутствии задолженностей по экзаменационной сессии студенту-сироте начнется выплата этой стипендии.
Социальная защита молодой семьи
У будущих матерей должна быть дозированная учебная нагрузка, полноценный сон. Социальный работник должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до, и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий.
Материальную поддержку Государство оказывает в виде льгот. По Федеральному закону «о государственных пособиях гражданам имеющих детей» Емельянова Н. Время рожать.// Студенческий меридиан. — 2002. — №3. — 66 с. он устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Ежемесячное пособие на ребенка в студенческой семье
- заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье;
- документ, удостоверяющий личность родителя и/или личность представителя родителя и документ, подтверждающий полномочия представителя родителя;
- документы о доходах;
- свидетельства о рождении ребенка (детей);
- документ (информация) с места жительства ребенка (детей) о совместном его (их) проживании с родителем;
- документ и/или информация органа, осуществляющего социальную поддержку населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье или ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Самарской области от 16.07.2004 №122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей»;
- справка из образовательного учреждения об учебе родителей или единственного родителя по очной форме обучения.
С 1 января 2014 года вступает в силу постановление Губернатора Самарской области от 27.09.2013 №243 «О ежемесячном пособии на ребенка в студенческой семье» и приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 03.10.2013 №537 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье».
Какие льготы положены молодым семьям от государства
- субсидии в размере 35% от стоимости квартиры, которую покупает (простыми словами, молодая семья получает от государства помощь на покупку жилой недвижимости);
- воспользоваться программой ипотечного кредитования “Молодая семья”, которая позволяет оформлять кредиты на жилье по сниженным процентным ставкам;
- использовать социальную ипотеку, если семья признана остро нуждающейся в улучшении жилищных условий.
- заявление на получение льгот;
- подлинники паспортов;
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельство о составе семьи (подлинник и копию);
- документы из отдела социальной защиты населения, которые подтверждают необходимость в улучшении жилищных условий;
- справку о наличии постоянного источника дохода по форме 2-НДФЛ.