Открытое занятие кружка волшебный лоскуток. «Оживи волшебный лоскуток «Чудо-коврик». Занятие с детьми старшего возраста. Лоскутное шитье: техника волшебные треугольники, салфетки

Способы лоскутного шитья в домашнем рукоделие.

Простое рукоделие наших бабушек из оставшихся лоскутков тканей, в настоящее время, превратилось в целый раздел народно-прикладного искусства именуемое пэчворк. Различные техники соединения разноцветных, разнообразной или правильной формы кусочков позволяют творить необычайно красивые и неординарные изделия. Очень часто пэчворк используют для оформления интерьера.

Лоскутное шитье для начинающих: разная техника

Первые шаги по освоению пэчворка следует начинать с самых простых техник:

  • Традиционная. Основой служит тканевое полотно, на которое с изнаночной стороны накладываются сшитые лоскутки. Рисунок, сложенный из кусочков, является лицевой стороной изделия. Чаще всего таким способ оформляются прихватки и тонкие одеяла.
Кухонная утварь своими руками

Покрывало украшенное лоскутками
  • Быстрые квадраты . Самый простой способ. Подготовленные разноцветные квадратные лоскутки складываются в определенный рисунок. Все зависит от фантазии рукодельницы.


Очень простой способ пэчворка для учеников
  • Полоска к полоске. Пестрые отрезы из полос соединяется по-разному: в спиральных или зигзагообразных формах, в горизонтальных или вертикальных направлениях


Мягкая подушка, сделанная своими руками
  • Волшебные треугольники. Делая первые шаги в работе, лучше использовать равнобедренные треугольники. Из них очень просто выстраивать любой узор.


Одеяло из треугольных лоскутков

Техника барджелло в лоскутном шитье: схемы для начинающих



Схематичный рисунок

Подготавливаем 6 отрезов разной расцветки, выбранной длины и ширины (в зависимости от желаемого размера готового полотна)

Отрезы распределяем по тонам

Сшиваем полоски сначала попарно с изнаночной стороны, далее в одно целое полотно

Отрезаем неровные края

Прострачиваем вместе: первую и последнюю полосу

Отрезаем ровные полосы барджелло

Складываем полоски по схеме, затем сшиваем. Лишние швы на наборных полосах распарываем. Делаем окантовку готового изделия лентой

Если все сделано правильно, получаем красивое одеяло или накидку

Техника пэчворк в лоскутном шитье: схемы для начинающих



Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 5

Пример 6

Техника пицца в лоскутном шитье: схемы для начинающих

  • Очень удобный вариант, так как не требует никакой определенной схемы
  • Делается из кусочков ткани любого размера
  • На отрез ткани, выбранного размера готового изделия, накладываем лоскутки. Рисунок совершенно произвольный
  • Сверху накладываем слой органзы
  • Утюжим
  • Кладем еще один рисунок из лоскутков
  • Накрываем еще раз органзой
  • Простёгиваем весь шаблон на машинке


Простеганный лоскутный вариант

Техника крейзи в лоскутном шитье из джинсы: схемы для начинающих

  • Идеальная возможность создавать самобытные изделия из пришедших в негодность старых джинсов.
  • Поскольку эта техника предусматривает использование различной формы фигур, украшение пуговицами, бусинами, стразами, лентами, кружевом и другими непредсказуемыми элементами, в ход пойдут лейблы, карманы, готовые простроченные швы, присутствующие на старых джинсах.
  • Отсутствие требований к какому-либо плану или сюжету позволяет творить весьма непредсказуемые и полезные изделия.


Украшаем интерьер при помощи лоскутного мастерства

Изготавливаем сумочки из потрепавшихся парусиновых штанов

В ход идут: потрепанные кромки, карманы, пристроченные замки и прочие элементы декорации старых джинсов

Техника боро в лоскутном шитье: схемы для начинающих

  • Этническая мода в стиле боро является ярким представителем японского прикладного искусства
  • Подобная техника подразумевает под собой имитирующую штопку обрывками тряпок и лоскутами
  • Работа очень трудоемкая, поскольку каждая заплата пришивается вручную
  • Любое изделие, изготовленное с помощью этой техники, получается весьма уникальным и декоративным
  • Превратить обыденную, скучную сумку в эксклюзивный предмет гардероба, под силу даже начинающей рукодельнице


Нарезанные разной формы прямоугольники накладываем на лицевую сторону сумки

Пришиваем вручную каждую фигурку

Эффектное изделие готово

Техника ляпочиха в лоскутном шитье: схемы для начинающих

Самый распространенный вид техники. Еще наши предки изготавливали ковровые дорожки используя данную технологию. Тоненькие трикотажные полоски нашиваются на основу. Чем разнообразнее цветовая гамма, тем изделие получается интереснее.



Декоративная подушка в стиле ляпочиха

Традиционный коврик из лоскутков

Красивое лоскутное шитье одежды: схемы, фото

  • Создание одежды в стилистике пэчворка, требует много времени и терпения
  • Изготовить из кусочков можно: верхнюю одежду, платье, блузку, и даже сапоги и тапочки
  • Подбирайте кусочки приблизительно одного размера
  • При максимальном разнообразии цветов всегда должен быть один доминирующий цвет
  • Можно использовать лоскутки от старой одежды, остатки от новой ткани


Теплая куртка из лоскутков

Схема формирования изделия

Фантазии из джинсы

Гармоничный наряд в стиле пэчворк

Еще один вид наряда с помощью лоскутной техники

Боярка из отрезков ткани

Уютные домашние тапочки, оформленные лоскутками

Красивое лоскутное шитье для детей: схемы, фото



Шаблон: курочка на прогулке

Готовое покрывало сделанное по шаблону

Схематичное изображение: креативный цыпленок под зонтом

Детский плед по предложенной схеме

Сумочка для девочки из лоскутков

Детский нагрудник, украшенный аппликацией из кусочков ткани

Красивое пано в технике пэчворк

Подушки для детской комнаты с помощью лоскутной техники

Красивое лоскутное шитье прихваток

  • Практическая вещь, не требующая больших затрат при выполнении в стиле пэчворк, может послужить прекрасным подарком для близкой подруги и родственниц.
  • Прихватки можно делать разной формы и размера, это очень упрощает работу для тех, кто впервые берется за лоскутный вид рукоделия.


Схема котика для кухонной утвари, сделанной из обрезков ткани

Готовые прихватки с котом

Вариант прихватки-варежки

Веселые совушки в кухонном интерьере

Листочки из лоскутков на кухонных прихватках

Яркие елочки для хозяйки в стиле пэчворк

Еще один вариант прихваток из кусочков ткани в форме листочков

Видео: Прихватка из лоскутков ткани

Красивое лоскутное шитье сумок

Один из вариантов лоскутного рукоделия сумок рассмотрен выше.

Применить этот вид народного творчества можно для любых видов сумок.



Эксклюзивный вариант сумки своими руками

Прекрасное оформление лоскутками

Нежная креативная модель в технике пэчворк

Этапы выполнения необычной детали гардероба

Лоскутное красивое шитье из носков

Приемы лоскутного шитья очень часто применяются для латания дыр на носках. Но иногда носки используют для уникального изготовления изделий домашнего творчества.



Птичка из отслужившего свою службу носков

Причудливые дракончики из носка

Забавные совята из прохудившихся носков

Лоскутное шитье из полосок ткани

Рассмотрим данную технику на следующем примере.

  • Из тканевого отреза длиной 1,5 м вырезаем две полосы желтой расцветки и столько же полос с синими цветами


Подготовительный этап 1
  • Раскраиваем при помощи линейки с углом 60 градусов или обыкновенной, имеющую разметку угла 30 градусов
  • На раскроенные отрезы кладем чистый лист ватмана
  • Совмещаем нижние концы


Подготовительный этап шаг 2
  • Обрезаем верх листа по размеру ширины полосы
  • До точки з0 градусной разметки на линейке прикладываем боковую часть края бумаги
  • Вершину треугольника немного скашиваем, оставляя припуски на швы


Подготовительный этап 3
  • Прокладываем черту по намеченной линии, обрезаем полученный треугольник
  • При помощи скотча крепим линейку, как показано на рисунке


Подготовительный этап 4

Приступаем к основной работе

  • Полосы одинаковой расцветки складываем изнаночной стороной внутрь
  • Отрезаем первую треугольную деталь
  • У нас получилось две одинаковые треугольные фигуры, из которых в дальнейшем мы сотворим красивую салфетку
  • Вырезаем подобным образом треугольники для коврика


Этап 1
  • Далее перевернутой стороной линейки отмеряем уголок с противоположной части бордюры
  • Режем по отмеренной линии - еще две детали для салфетки
  • Вновь меняем положение линейки, отрезаем треугольники для дорожки
  • В результате, необходимо заготовить два уголка с одной стороны полосы для коврика и два с другой, для салфетки
  • Подобным образом делаем все манипуляции с другого края полосы, но в зеркальном отражении
  • Получаем готовые изделия
  • Далее можно сделать подстежку из синтепона и окантовку лентой


Заключительный этап

Лоскутное шитье коврика из трикотажа

  • Оптимальный вариант изготовления трикотажных ковриков из лоскутков - с помощью техники ляпочиха, рассмотренного выше
  • Усложнить узор можно пришив кусочки трикотажа в форме клювиков
Оригинальные лоскутные коврики

Лоскутное шитье: техника волшебные треугольники, салфетки



Украшаем волшебными треугольниками салфетки
  • Одна из самых популярных техник в лоскутном шитье
  • Использование треугольников очень удобно для создания различных узоров и орнаментов
  • Очень легко работать с равнобедренными треугольниками
  • Творческий процесс прост: треугольники сшиваются короткой стороной - складывается узор из длинных разноцветных полосок, длиной - получаются квадратные рисунки

Лоскутное шитье из квадратов



Уютная подушка из квадратных кусочков

Доступная техника пэчворк из квадратов – оптимальное решение для начинающих, поскольку она простая и легкая. Для создания такого рисунка, можно использовать технику барджело, приведенную выше.

Изделия из лоскутного шитья: фото


  • Не всегда простой, но очень интересный предмет народного творчества, по мере получения навыков будет вдохновлять на новые идеи.
  • У каждой рукодельницы имеется индивидуальный подход к любой из имеющихся технологий.
  • Именно в этом рукоделии практически невозможно повторить любую даже самую простую идею, так как лоскутки, один в один оригиналу, очень трудно подобрать.
  • За что и имеет лоскутная мозаика особую значимость - это неповторимость.
  • Видео: Лоскутное шитье для начинающих. Техника «колодец»

    Лариса Пузанова

    Программное содержание :

    1. учить детей создавать аппликацию на листе бумаги из ткани;

    2. учить детей красиво выстраивать композицию на листе;

    3. учить подбирать краски, задумывать свой рисунок, развивать воображение, эстетический вкус;

    4. развивать чувство композиции, фантазии и мелкую моторику;

    5. приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству.

    Задачи :

    1. воспитывать самостоятельность в создании композиции;

    2. развивать умение работать в коллективе;

    3. согласовывать свои действия друг с другом.

    Интеграция образовательный областей «Познание» , «Художественно-эстетическое развитие» .

    Материал : лоскутки ткани , ножницы, клей, белый картон.

    Дети садятся за столы, на которых лежат лоскутки ткани в виде квадрата, ножницы, клей и белый картон.

    Ход занятия

    Ребята, раньше наши бабушки долгими зимними вечерами шили очень красивые вещи из лоскутов . Это старинный метод женского рукоделия. Называется «Лоскутная мозаика » .

    Сначала эти лоскутки пришивали на появившиеся дырочки в одежде. Такие лоскутки назывались заплатками. Они мели разную форму и цвет.

    Потом из них женщины стали шить красивые покрывала, одеяла, коврики.

    Сегодня, я предлагаю сделать с вами «Чудо-коврик » из разноцветных лоскутков . Нужно квадратный лоскуток разрезать на четыре части и наклеить на бумагу.

    И если каждый коврик ребенка повесить вместе друг с другом, то получится один большой красивый ковер.

    Предлагаю вашему вниманию детские работы.

    1. Пэчворк - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
    2. Пенал сшитый своими руками в технике Пэчворк.

      И чтобы его сшить, кроим такие детали: 2 прямоугольника из тканей двух расцветок 22 х 39 см и такого же размера кусок синтепона, один прямоугольник ткани 23 х 39 см, который сразу сложила пополам (это будущий кармашек) и ещё приготовила заготовочку для петельки

      Далее складываем все по порядку: синтепон, сверху прямоугольник из ткани, которая будет внутри, лицом вверх, на него будущий кармашек, подровняв по нижней длинной стороне, с одной стороны петельку, направленную к центру, сверху прямоугольник из ткани, которая будет снаружи, лицом вниз:

      Прострочить по периметру, оставив не прошитым небольшой участок:

      Срезать припуск синтепона, до самой строчки, а также обрезала уголки:

      Вывернуть, зашила не прошитый участок вручную. И сделалать 18 "кармашков" для карандашей, каждый 2см в ширину (сначала начертить карандашом, потом строчить)
    3. Что нужно для занятия пэчворком?

      Для начала работы вам понадобятся:
      различные обрезки или специальные ткани для пэчворка
      хорошие ножницы
      линейки
      шаблоны, выкройки и разноцветные нитки
      пэчворк-схемы, по которым вы будете шить.

      Очень важно в пэчворке не только аккуратно сшить лоскутки, но и «попасть в цвет», создать единую картину.

    4. Как выбрать ткань для пэчворка?

      Конечно, чем богаче у мастерицы выбор тканей для пэчворка - тем больше возможностей для творчества ей предоставлено. Еще недавно российским рукодельницам в пэчворк технике приходилось обходится обрезками обычных тканей, но сегодня существует масса специализированных магазинов, в которых можно приобрести ткани для пэчворка. Если обычные ткани желательно стирать перед началом работы, чтобы они потом не дали усадки, то ткани для пэчворка уже предназначены для шитья. Ткани для пэчворка преимущественно изготовлены из хлопка - чем материал дороже, тем выше его качество и гарантия того, что не произойдет усадки или рисунок ткани для пэчворка не начнет линять после стирки изделия.

      В пэчворке существует большое разнообразие удивительных орнаментов и рисунков с не менее удивительными названиями - «дрезденская тарелка», «французский букет», «бабушкин сад». Для желающих овладеть пэчворк техникой существует масса книг и пособий формата «пэчворк для начинающих». В них можно найти как полезные советы по пэчворку, описание техники и нюансов стиля пэчворк, так и различные пэчворк схемы, наличие которых значительно облегчает процесс создания пэчворк-изделия. Можно также посетить специальные курсы «Пэчворк для начинающих» - поищите такие в интернете по запросу «пэчворк мастер класс» и укажите город, в котором вы проживаете. Вообще, если нет опыта, но выбрали в качестве занятия пэчворк, для начинающих пэчворк-мастеркласс просто необходим. Также вы можете найти и скачать в свободном доступе пэчворк схемы. Так как сейчас весьма популярен пэчворк, мастер-классы по этому виду рукоделия можно просмотреть онлайн на различных ресурсах, посвященных пэчворку.

    5. Лоскутное одеяло.

      Яркое легкое детское одеяло, украшенное аппликациями из разноцветного фетра (автор - Jо Osti Benvenuti) сшить не сложно.

      А пришивание красочных цветочков и сердечек - занятие настолько увлекательное, что вы и не заметите, как работа будет окончена.

      В общем, красивое, легкое и быстрое в исполнении одеяльце - просто находка для мамочек, которые хотят с пользой провести минуты отдыха и не прочь порукодельничать.

      Размер одеяла - 1,45 м Х 1,45 м.
      Состоит оно из 9 блоков (фланелевых квадратов с аппликациями размером 36,5 х 36,5 см, обшитых по контуру разноцветными полосками из фетра шириной 6 см). Схема ниже.

      Размер одеяла можно увеличить за счет дополнительных блоков.

      Для работы потребуется: 3 м (при ширине - 1,5 м) фланели светлого цвета и несколько листов мягкого синтетического фетра разного цвета.
      Фетр продается в любом магазине товаров для рукоделия.

      Аппликации нашиваются вручную обычным петельным швом, стежками с интервалом в 0,3 - 0,4 см.
      Собрав воедино все блоки, лицевую сторону одеяла надо продублировать еще одним слоем фланели, соединить и обработать край кантом.

    6. 1. Для этого следует действовать по пунктам, одновременно поглядывая на фото

      Б). вдоль периметра прямоугольника начертить рамку произвольно выбранной ширины

      В). опустить перпендикуляры из внутренних углов рамки на ее внешние стороны

      Г). отступить по 2,25 см от диаметрально расположенных внутренних углов рамки

      Д). из этих точек построить перпендикуляры на внешние стороны и на этом этапе уже можно определить размеры деталей, из которых следует собрать наши лоскутные прямоугольники. Откровенно говоря, чертить пришлось только для того, чтоб было проще объяснить. На практике все можно сделать обычными расчетами. Главное не забудьте увеличить каждую сторону любой детали на 2 припуска (1,5см).

      Ж). эта схема показана для того чтобы было понятно как заготовить половинки блоков. сплошная линия между двумя пунктирами есть та самая линия, по которой следует разрезать некоторые заготовки с тем, чтоб получить две половинки блока.​

      2 .Теперь о том, что еще можно получить из наших прямоугольников кроме блока «треугольники в рамке». Как бы там ни было, а без сборки прямоугольных блоков нам не обойтись. Но начнем мы с того, что соберем сначала ту сторону прямоугольника, которая состоит из двух частей (В и С). Для этого вырежем полосы шириной равной длине этих деталей с припусками и сшив их по длинной стороне нарежем на части равные ширине тех же деталей не забыв прибавить 1,5см для припусков.
      3. Осталось вырезать остальные детали и собрать их уже известным способом.
      4. Собрав нужное количество блоков, разрезаем каждый из них как уже говорилось выше.​

      5. Собираем в узор четыре половинки, как показано на фото, и сшиваем их попарно, совместив швы.
      6. В результате получим вот такой блок «мельница». Симпатичный многоцветный блок, который собирается достаточно легко и просто, экономичен при раскрое, так как режем только прямоугольные детали. Но есть у него и недостаток – его стороны нарезаны по косой, а следовательно могут растянуться при сборке с другим таким же блоком. Для того чтоб обезопасить себя от подобных неприятностей лучше соединять такие блоки через разделительные полосы выкроенные по направлению долевой нити.​

    7. 7. Если собрать прямоугольные блоки так, чтоб поменять местами ткани используемые для деталей А и С, то можно получить орнамент, который вы видите на сарафане. Для этого блоки нужно также разрезать и собрать полученные треугольные детали в полосу. Причем там чередуются обе половинки от одного прямоугольника, а затем обе от другого. Каждый второй треугольник просто перевернут. Если подобные орнаменты необходимо заключить в круг, то следует сохранить целостность узора. А это значит, что ширина изделия должна соответствовать длине окружности орнаментальной полосы.
      8. Теперь о том, как шился этот кукольный сарафан. Собрав орнаментальную полосу, я определилась с шириной деталей юбки. Полученную величину разделила на два и к результату прибавила 1,5см в виде припусков для шва. Вырезав прямоугольники нужного размера, сложила их лицевой стороной друг к другу, а затем сшила с двух сторон.
      9. Для того чтоб скрыть необработанные припуски орнаментальной полосы есть смысл посадить ее на клеевой тканый материал. Для кукольного изделия вполне сгодится и нетканый флизелин. Кроме того, так можно предупредить растягивание сторон орнамента. Следующий шаг – соединяем юбку с орнаментальной полосой. А затем обрабатываем бейкой противоположный край орнамента. Все, юбка готова.
      10. Сшиваем полосу ткани, выворачиваем, проглаживаем, придав ей правильную форму. Затем разрезаем на две равные части – бретели для сарафана тоже готовы.
      11. Потребуется четыре прямоугольника, которые нужно сложить попарно лицевой стороной друг к другу. Между ними проложить бретельки и зафиксировать их положение..
      12. Осталось сшить прямоугольники по их коротким сторонам – нижний с нижним, а верхний с верхним. Затем, получив две окружности соединить их по кругу, одновременно пришивая и бретельки. Нитки нужно подобрать не светлые, как у меня, а в тон ткани. Я работала светлыми для того, чтоб было нагляднее.
      13. Осталось все вывернуть, прогладить и прострочить с лицевой стороны по линии присоединения бретелек – лиф готов. Последний шаг – соединяем его с юбкой – вот вам и сарафан. По этой же схеме можно сшить сарафанчик и на маленькую девочку, но следует предварительно снять мерки и сделать нужные расчеты.
    8. - А что можно посоветовать тем, кто еще только мечтает освоить лоскутное шитье?

      Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.

      Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.

      Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.

      Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.

    9. Коврик из лоскутиков.
      1. Нарежьте лоскутки ткани на небольшие прямоугольники одинаковой ширины. Для изготовления коврика вы можете использовать остатки любых тканей - хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Сложите прямоугольники лицевыми сторонами попарно. Стачайте на швейной машине короткие стороны деталей. При этом не прерывайте строчку - подкладывайте под лапку следующую пару прямоугольников.

      2. Разрежьте строчку, разъединяя "ленту" на отдельные детали. Разверните каждую, отутюжьте. Сложите получившиеся детали еще раз попарно, лицевыми сторонами внутрь, и снова повторите действия, стачивая короткие края прямоугольников. Повторяйте, пока у вас не получится нужное количество лент, длина которых равна ширине будущего коврика.
      3. Сложите две ленты лицевыми сторонами внутрь и стачайте по краю вдоль. Точно так же присоедините к ним третью, четвертую и т. д. ленты - пока не получится полотно коврика. Технология изготовления очень проста и не требует точности стыковки швов, как в других лоскутных техниках. Отутюжьте его
      4. Выкройте из хлопчатобумажной ткани прямоугольник таких же размеров, как коврик. Сложите эти две детали лицевыми сторонами, прострочите по краю, оставив отверстие для выворачивания. Выверните, отутюжьте. Проложите по краю фиксирующую строчку.
    10. Полезные советы по шитью из лоскутов

      1. Больше внимания уделите однородности материала и его качеству. Хороший материал при стирке не сядет, не будет линять.

      2. Чтобы придать яркости цветным шелковым и хлопчатобумажным лоскуткам, постирайте их, а при полоскании добавьте уксусную эссенцию из расчета на 1 ст.л. – 3 литра воды.

      3. Для новичков лучше начинать шитье из лоскутов из хлопчатобумажной ткани – ситца, льна, сатина. Детали из них легко сшиваются, хорошо гладятся и прекрасно держат форму.

      4. Не забывайте оставлять запасы на швы при раскрое, приблизительно по 1,5 см с каждой стороны.

      5. Нитки и игла должны соответствовать толщине лоскутков.

      6. Цвет ниток также должен сочетаться с тканью.

      7. При сшиве лоскутов обратите внимание, где у них долевое направление нитей. Если на лоскуте сохранилась кромка, то нити, идущие вдоль нее – это долевые нити. Если же кромка не сохранилась, растяните лоскут в разные стороны. В том месте, где лоскут тянется меньше, проходит долевая нить.

      8. После каждой строчки необходимо утюжить фрагмент работы. Только так можно оставить лоскутный слой пластичным и придать ему должный вид.

      9. В изделии лучше не располагать вместе «холодные» и «теплые» тона. Следите, чтобы по краям был не яркий рисунок, иначе он затмит основной рисунок.

    11. Виды лоскутного шитья

      Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья.​

      Традиционный пэчворк
      Англо-американское рукоделие, цель которого – создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.​

      Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток)
      Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.​

      Японский пэчворк
      Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.​

      Квилтинг
      Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» – стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом возможно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей. ​

    12. Техники лоскутного шитья ​

      Технология сшивания лоскутов на первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее на только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

      Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Давайте рассмотрим некоторые наиболее популярные техники (способы) лоскутного шитья.​

      Техника «Быстрые квадраты»
      Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.​

      Техника «Акварель»
      Достаточно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия – правильно подобранная цветовая гамма.​

    Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

    Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

    Цели:

    1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
    - путем погружения в быт русского народа;
    - знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

    2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

    Задачи:

    1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

    2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

    3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

    Предварительная работа:

    Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
    - выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
    - внесение вариативных моделей.
    - подготовка необходимого инструментария.
    - рассматривание тканых изделий.

    - чтение симбирских сказок.

    1. Плетение пояса - ручной труд.

    Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

    Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

    Обыгрывание - куклы любуются поясами.


    - обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
    - дидактическая игра “Плетение ковра”.
    - рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

    2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

    Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

    Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
    - экскурсия в музей народного творчества.

    3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

    Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

    Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

    Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
    - книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
    - творческое задание “Придумай свой орнамент”.

    4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

    Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

    Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

    5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

    Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

    Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - беседа по прослушанному рассказу.
    - разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

    6. Выступает будто пава.

    Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

    Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

    Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

    Анализ работ.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

    7. Посещение музея народного творчества.

    Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

    Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

    Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

    1. Придумайте названия своим командам.

    2. Закончите пословицы и поговорки:

    1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
    2) По платью встречают, ……по уму провожают.
    3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
    4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
    5) Всяк портной на свой …….раскрой.
    6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

    Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

    3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
    Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

    4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

    5. Вопросы 1 команде:
    - что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
    - от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
    - какой длины обычно были рубахи у мужчин?
    - круг - символ……солнца.
    - чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

    Вопросы 2 команде:
    - что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
    - что означает слово «опростоволоситься»
    - какой длины были рубахи у женщин?
    - дерево - символ…..жизни.
    - что было вышито на поясе у мужчин?

    Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

    Игра «Челноком».

    Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

    Челнок бежит, земля дрожит!
    Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

    8. “Украсим дом для куклы”.

    Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

    Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

    Взаимодействие с другими видами деятельности:
    - игры с обустроенным домом,
    - выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

    Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

    Чтобы скачать материал или !

    Цель: Сформировать у детей представление о лоскутном шитье, вызвать у детей интерес к истории возникновения лоскутного шитья, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать интерес к рукоделию.

    Задачи:

    • формировать уважительное, бережливое отношение к вещам;
    • развивать рефлексивные навыки;
    • способствовать развитию познавательного интереса;
    • закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.

    Место проведения: групповое помещение.

    Возраст детей: 5 лет.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Двигательная».

    Предшествующая работа: чтение русских народных сказок о рукодельницах, рассматривание иллюстраций в книгах и фотографий с изображением различных видов рукоделия.

    Оборудование и материал: кусок ткани, ножницы, изделия сшитые из лоскутков ткани, кусочки ткани, нарезанные треугольниками, квадратами, прямоугольниками, костюм для бабушки.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы выкроим новое платье для нашей куклы Даши.

    Воспитатель раскладывает на столе ткань и вырезает детали платья.

    Раздается стук в дверь и входит бабушка в народном костюме с большой сумкой сшитой из лоскутков.

    Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Марфа. А что вы делаете?

    Дети: Да вот бабушка, кроим платье для куклы.

    Бабушка: Молодцы! Ой, сколько у вас кусочков ткани осталось! Можно я их себе заберу.

    Дети: Конечно, бабушка Марфа. А зачем они тебе?

    Бабушка: О, ребята, из этих кусочков можно сделать много красивых и полезных вещей. Вот видите какая у меня яркая, красивая сумка? Она сшита из кусочков ткани-лоскутков. Но чтобы сшить вещь из лоскутков, нужно остатки ткани нарезать квадратами, прямоугольниками, треугольниками.

    У меня в сумке есть такие лоскутки, но они все перепутались. Помогите мне, ребята, разобрать их.

    Дидактическая игра «Собери лоскутки по форме».

    На стол вперемешку выкладывают лоскутки ткани нарезанные квадратами, прямоугольниками, треугольниками. На полу лежат треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети берут со стола по одному лоскутку и называют его форму. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках треугольник, бегут к треугольнику, те у кого квадрат, - к квадрату, у кого прямоугольник к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор и дать объяснение, чем квадрат отличается от прямоугольника, а треугольник от квадрата и прямоугольника.

    Бабушка:

    Спасибо, ребята, помогли бабушке Марфе. Ну, а теперь смотрите, что можно сшить из лоскутков. (Достает из сумки детское одеяльце, коврик, прихватку, подушечку, грелку на чайник и т.д. - все сшитое из лоскутков).

    Дети рассматривают эти изделия, трогают руками.

    Бабушка:

    Садитесь, ребята, и послушайте. Давным-давно русские мастерицы, оставшимися после кроя рубахи или платья кусочками ткани стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно шить из них лоскутные одеяла. Лоскутные одеяла были почти во всех крестьянских домах. Под лоскутным одеялом так тепло спать в холодные ночи. Лоскутное одеяльце дарили при рождении малыша, оно обязательно входило в приданное невесты. В них, как в калейдоскопе, можно было увидеть и мамино платье, и бабушкину юбку, и отцовскую рубаху. Лоскутное шитье в России имело свои особенности. Выполненные из лоскутков изделия всегда были яркими, в них обязательно присутствовал красный цвет. Лоскутные одеяла, коврики, подушечки и другие изделия не только согревали своим «разноцветьем», но и украшали скромный быт крестьян, в короткие зимние дни напоминали о солнечном лете.

    Ох, засиделись что-то мы, все косточки затекли. Ну-ка давайте подвигаемся!

    Подвижная игра «Бояре».

    Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. (Воспитатель становится в первую группу, а бабушка Марфа в другую). Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

    Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

    Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

    Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

    Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

    Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

    Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

    Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

    Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

    Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

    Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

    Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

    Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

    Вторые: «Бояре, она доктора боится».

    Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои.

    Заканчивается игра так:

    Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

    Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держаться за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет-невеста возвращается к своим.

    Затем команды меняются ролями. Игра заканчивается.

    Хорошо с вами, ребята, весело. Но мне пора возвращаться домой, шить лоскутное одеяльце для своей внучки. До свидания.

    Заключительная часть.

    Воспитатель:

    Ребята, понравилось вам лоскутное шитье?

    Дети:

    Воспитатель:

    А почему это шитье называется лоскутным?

    Дети:

    Потому что шьют из лоскутков.

    Воспитатель:

    Правильно. Ребята, а давайте мы тоже на занятии по изобразительной деятельности создадим лоскутное одеяло. У нас после занятий остается много обрезков цветной бумаги. Мы не будем их выбрасывать, а будем собирать, а потом нарежем из них квадраты, прямоугольники, треугольники. И каждый, наклеив эти «лоскутки» на лист бумаги, создаст свое красивое, неповторимое лоскутное одеяльце.

    Список литературы.

    1. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
    2. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
    3. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015).