Одаренность детей: проблема выявления, обучения. Детская одаренность Многие ученые выделят три типа одаренности

1

Статья посвящена изучению проблем одаренности, развития творческих способностей детей. Актуальность изучения данной проблемы связана с тем, что в условиях экономического и социального развития общества одной из приоритетных задач современного образования является формирование активной творческой личности, реализация потенциального и интеллектуального потенциала одаренных детей. Авторы статьи подчеркивают, что школьный период имеет особое значение для развития психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В связи с этим особое внимание уделяют анализу теоретических концепций, положений о одаренности и одаренных детях, решении проблемы выявления, развития одаренности, раскрытии общей стратегии, конкретных видов и форм психолого-педагогической деятельности с одаренными школьниками в условиях общеобразовательных школ.

одаренность

творческая личность

одаренный ребенок

реализация творческого потенциала личности

виды и формы психолого-педагогической работы с одаренными детьми

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта, 2008. 320 с.

2. Большая психологическая энциклопедия. Режим доступа: http://psychology.academic.ru/

3. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта: психология мышления. М.: Прогресс, 2006. 513 с.

4. Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС, 2003. 192 с.

5. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2007. 415 с.

6. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. М.: Академия, 2011. 191 с. (19)

7. Послание Президента РФ Федеральному собранию. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864

8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2010. 156 с.

9. Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. М.: Школьная пресса, 2003. 96 с.

10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МОДЭК, 2008. 325 с.

В настоящее время одной из приоритетных задач современного образования в условиях экономического и социального развития является формирование активной творческой личности, реализация потенциального и интеллектуального потенциала одаренных детей. Актуальность работы с одаренными детьми и наличие социального заказа современного общества к развитии и реализации индивидуального дарования растущего поколения определяется государственным заказом и федеральным документом - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020. Президент Российской федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию (01.12.2016 г.) особо подчеркнул мысль о том, что «В основе всей системы образования должен лежать фундаментальный принцип, что каждый ребенок одарен» и заявил о важности и необходимости создания в регионах центров поддержки одаренных детей . Министр науки и образования РФ Ольга Васильева отмечает, что работа с одаренными детьми делает приоритетной задачу воспитания и обучения одаренного ребенка, особо выделив, что все наши дети талантливы, и мы должны этот талант выявить и взращивать.

Содержание этих документов стало основанием для анализа научной литературы, теоретических концепций, положений об одаренности, а также для аналитико-синтетического просмотра имеющегося практического опыта для определения общей стратегии, конкретных видов и форм психолого-педагогической деятельности с одаренными школьниками в условиях общеобразовательных школ, направленных на решение ключевых проблем одаренности.

Это относится к влиянию содержания обучения на развитие способностей, динамике развития общих и специальных способностей ребенка, определению основных направлений развития одаренных детей и т.д.

Цель статьи: раскрыть сущность понятий «одаренность», «одаренные дети», определить основные виды и формы психолого-педагогической деятельности в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.

В отечественной науке исследования проблемы выявления и развития детской одаренности проводили Е.С. Белова, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Хуторской, Г.Д. Чистякова, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и другие. В зарубежной педагогике анализом одаренности в психологии занимались Ф. Баррон, Б. Блум, Дж. Гилфорд, Дж. Кэррол, К. Тейлор П. Торренс и др. Изучением наиболее одаренных детей занимался Ж. Брюно.

Стадия активного исследования идеи интеллектуальной одаренности детей распространяется на время от начала и до второй половины XX века. Как в науке, так и в быту существует большое количество трактовок понятия интеллекта, однако, несмотря на это, термин интеллектуальная одаренность в психологии приобретает сравнительно ясный смысл и плотно связан с пониманием, которое сформировалось в результате развития специальной области психологии - психометрии. Особое место в изучении этого раздела психологии принадлежит французскому ученому Альфреду Бине.

А. Бине понимал, что об интеллекте и умственной одаренности человека следует судить не только по тому, что он сумеет сделать на базе следования жесткому алгоритму. Истинный интеллект выявляется чаще всего в ситуациях, когда человек самостоятельно выбирает, приобретает и открывает новые знания, проявляется в способности к переносу полученных знаний в незнакомые ситуации, при решении нестандартных, сложных проблем.

Как утверждает Д. Гилфорд, «генетический дар в его чистом виде существует лишь теоретически, в реальной жизни перед нами всегда сложный сплав генетического дара с многочисленными влияниями среды. С момента рождения они сливаются, и четко отделить одно от другого уже практически невозможно» . Это соединение дара природы и влияния внешних факторов обыкновенно и находится в поле зрения специалистов, изучающих, измеряющих и оценивающих одаренность.

Немногое время тому назад многие специалисты, а вместе с ними и обычные люди думали, что если человек имеет дар, то он никуда не исчезнет, не пропадет. И даже больше: этот дар абсолютно точно где-то проявится. Однако исследования последнего времени полностью отвергают эту точку зрения. Настоящая одаренность - не абстрактный божественный или же генетический дар, она непрестанно развивается. Дар существует лишь в динамике, в постоянном развитии и движении, а значит, беспрерывно меняется.

К числу одних из самых популярных в современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. В соответствии с этой концепцией одаренность есть «не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости .

Многие психологи считают, что основной характеристикой потенциала личности нужно выделять именно мотивацию, а не интеллект и не креативность. До сих пор не утихают споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий заключается в следующем: часть специалистов полагает, что «творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента» .

Например, А.М. Матюшкин утверждает, что «всякая одаренность - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности» . Другие специалисты защищают право существования творческой одаренности как обособленного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что «одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано» .

Некоторые исследователи объединяют понятия «одаренность» и «творческая одаренность», и они выступают как синонимы. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности и характеризует любой вид труда. Однако другие специалисты настаивают на отделении этого понятия от понятия одаренности, тем самым ставя их на разные уровни.

Б.М. Теплов определил одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» .

Резюмируя, вышесказанное, следует подчеркнуть, что одной из важных характеристик одаренного ребенка выступают показатели его психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Отечественные психологи сделали попытку обобщить имеющееся состояние знаний в области психологии одаренности и установили определение одаренности как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» . Одаренным представляется ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности» . На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Таким образом, анализ рассмотренных выше положений показывает: большинство исследователей сходятся во мнении о том, что одаренностью является качеством психики, способной развиваться и совершенствоваться в течение жизни, однако уровень способностей во многом зависит от врожденных качеств - задатков.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Многие существующие в настоящее время традиционные психометрические тесты ориентированы на оценку результата деятельности или измеряют интеллектуальную способность, сформированность конкретных умственных операций, и поэтому не пригодны для диагностики признаков одаренности.

Анализ научной литературы показывает, что основными качественными характеристиками одаренного ребенка являются выраженность его познавательных стилей, таких, как кодирования информации, переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру. К сожалению, существующие в настоящее время психодиагностические процедуры не выявляют комплексный индивидуально-специфический характер оценивания разных сторон поведения и деятельности одаренного ребенка. Таким образом, природа одаренности объективно требует разработки объективных методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики, по выявлению интеллектуальных способностей и креативности не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка. В связи с этим в настоящее время огромное внимание уделяется увеличению средств диагностического материала психометрических тестов, которые могут быть использованы для описания индивидуального своеобразия психической деятельности конкретного одаренного ребенка с точки зрения выраженности отдельных способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и для отслеживания динамики конкретных психического развития одаренных детей. Все это обеспечит реальную возможность достаточно достоверно выявить уровень развития интеллектуальных особенностей одаренных детей.

Технология работы с одаренными детьми имеет место в образовательных учреждениях, в частности в дошкольных образовательных учреждениях, школах, центрах развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и развития творческих способностей ребенка.

Мы рассмотрели, в частности, особенности психолого-педагогической деятельности с одаренными детьми, применяемые педагогами и психологами в школах, так как именно в школьном периоде жизни у детей ярко проявляется такое качество психики, как одаренность. Безусловно, именно школьный возраст - это период становления способностей и личности ребенка, это период формирования глубоких интегративных процессов в психике ребенка. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Анализ особенностей работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы позволяет выделить следующие формы и виды психолого-педагогической деятельности:

1) педагогическая и психологическая диагностика одаренности и способностей ребенка;

2) составление банка данных;

3) анализ полученной информации;

4) поддержка, развитие и коррекция возможных возникающих у ребенка разнообразных трудностей;

5) организация исследовательских объединений, творческих мастерских .

В суммарном представлении психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми в школе включает в себя такие направления, как:

1) организация адекватного обучения;

2) индивидуальное и групповое консультирование для участников образовательного процесса;

3) содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разработанные формы внешкольной работы.

Среди всех этих направлений самым важным и требующим решения, является адекватное обучение одаренных детей, как утверждает Г.С. Семенов .

При разработке содержания учебной программы для таких обучающихся образовалось несколько стратегических позиций. Одни стратегии основываются на изменении количественных характеристик учебной деятельности, другие базируются на коррекции качественных характеристик образования.

Количественных стратегий две: это ускорение и интенсификация. Стратегия ускорения подразумевает нарастание темпа изучения учебного материала. Исследования, проведенные многими специалистами, говорят о том, что «ускорение позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуальном и творческом развитии» . Негативные же последствия такого ускорения встречаются довольно редко: бывают отдельные ситуации, когда нагрузка не соответствует ни способностям, ни физическому состоянию школьника.

Ускорение реализуется в данных организационных формах:

1) раннее поступление в школу;

2) ускоренная, по сравнению с традиционной системой, скорость прохождения учебного материала всем классом в одно и то же время;

3) «перескакивание» одаренного ребенка через класс;

4) радикальное ускорение (возможность самостоятельно заниматься по университетской программе);

5) раннее поступление в ВУЗ .

Стратегия интенсификации подразумевает не перемену темпа усвоения, а увеличение объема программы, рост качества обучения. Интенсификация интенсивно применяется в практической работе школ и классов с расширенным изучением конкретных предметов.

Качественные стратегии изменения содержания образования связаны с введением в обучение современных развивающих программ и методик для одаренных детей, качественно отличающихся от стандартных. Всю совокупность этих мероприятий обычно называют «обогащением». Под этим терминов понимаются, в особенности, нижеописанные подходы.

Индивидуализация обучения. Одна из основных вариаций качественного изменения содержания образовательных программ для одаренных детей. Основным в этом замысле является не создание личности с заранее заданными свойствами по установленной модели, а обеспечение условий для полного проявления и развития специфических личностных качеств одаренных детей.

Обучение мышлению. Это направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей одаренных детей. Увидеть развитие мышления, как самостоятельный предмет учебных занятий, почти невозможно. Интеллект - это не то, что может быть заучено, это то, что является основой обучения и является естественным результатом созревания организма. Однако многие педагоги-новаторы уделяют особое внимание специальному, «целенаправленному развитию креативности, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска» .

Исследовательское обучение. Основная особенность данного подхода - активизация обучения, придача ему исследовательского, творческого характера, и таким образом передача учащимся инициативы в организации их познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как главнейшее условие развития творческих способностей.

Проблематизация (проблемное обучение). Этот вид качественного изменения содержания образования подразумевает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Освоение учебного материала строится так, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблемы, во-вторых, найти способы их разрешения и, наконец, решить их. Для этого учащихся необходимо научить умению видеть проблемы. Особые методические приемы проблематизации позволяют достигнуть того, что «учащийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения» .

Разработка программ развития социальной компетенции. Часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них в психосоциальном развитии. С целью решения этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, которые направлены на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию. В рамках этих курсов возможно «проведение диагностики уровня сформированности личностных качеств и создание условий для целенаправленной коррекции индивидуальных особенностей» .

Таким образом, для раскрытия внутреннего потенциала креативных учеников необходимо использовать разнообразные направления психолого-педагогической деятельности с одаренными детьми школьного возраста. Привлекать их к посещению факультативов, кружков, к участию в исследовательских секциях, творческих мастерских и студиях, к самостоятельному исследованию проблем; использовать на уроках специальные приемы по развитию мышления и воображения, систематически и целенаправленно применять проблемное обучение, анализ и нахождение разных вариантов решения практической задачи, выстраивание познавательной деятельности в режиме исследования, публичные доклады, сообщения с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволит одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Библиографическая ссылка

Николаева И.И., Романова А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16722 (дата обращения: 05.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери

Российская система образования направлена на формирование интеллектуального и творческого потенциала государства. В тоже время в условиях современных вызовов особенное значение приобретает своевременное выявление и развитие способностей одаренных детей, чей потенциал представляется основным капиталом страны. Однако ряд вопросов, связанных с определением понятия «одаренных детей, их выявлением и развитием заложенных природой способностей в рамках учебных заведений, требует более детального изучения.

Так на сегодняшний день среди научного общества существует два полярных мнения - все дети одаренные или одаренный ребенок является большой редкостью .

Попробуем разобраться.

Толковые словари дают такое понятие: под одаренностью понимают комплексное системное развитие психики на протяжении длительного времени, иногда и в течение жизни, что дает возможность достижения человеком сравнительно более высоких, качественно лучших, не редко, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок (с 2 лет до 18), который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Следовательно, это опережающее интеллектуальное развитие, психо-эмоциональное, яркие способности к творческому труду, неординарное мышление и суждение, а также поведение свойственное взрослому человеку. Все эти признаки могут встречаться как в комплексе, так и в отдельности. Здесь и возникает проблема суждения.

Как часто мы можем наблюдать признаки одаренности у ребенка и как их выявить? Нет инструкций, нет четких тестов, нет ни единой методики и системы признаков, которые могли бы четко установить одаренность ребенка. Приведем яркий пример, сегодня любой двухлетний малыш может включать дистанционным пультом телевизор, находить мультфильмы в телефоне, при этом не научившись говорить. Является ли это одаренностью, если бабушка малыша при этом не умеет отвечать на телефонный звонок, поступивший на мобильный телефон. Нет, не является, ребенок приспосабливается к условиям жизни той среды, в которой родился и растет. А вот если трехлетний ребенок в уме складывает двузначные числа, знает все материки и океаны, может безошибочно по закату определить, какой будет завтра погода - это явный признак неординарности. При этом возникает вопрос: как он этому научился? Ответ тоже прост: он растет в той среде, где родился и воспитывается. Следовательно, родители, родственники, педагоги смогли создать такую среду: дома висел атлас, мама учила счету, дедушка рассказывал про закат.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что полярность мнений в отношении одаренности ничтожна, так как потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, их можно развить, увидеть, натренировать, а вот реальные нестандартные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Этих детей называют гениями. Следовательно, одаренным может быть практически любой ребенок.

Необходимо отметить, что различие понятий «одаренные дети» и «развитие отдельных способностей детей» весьма условно. Как правило, одаренными детьми считают учащихся с высокой степенью раннего умственного, творческого и психомоторного развития относительно своих сверстников, а также с признаками формулирования новых идей, новаторства.

Учитывая ранний возраст, речь, как правило, идет о потенциальной одаренности, которая зависит от одновременно сочетания различных факторов, включая психологическую обстановку в семье, своевременное выявление способностей, наличие благоприятных педагогических условий развития научного или творческого потенциала ребенка.

Многие ученые выделят три типа одаренности:

  • академическую (отличники в школе);
  • творческую (способности к искусствам - маленькие поэты, танцоры, художники);
  • интеллектуальную - чрезвычайно раннее развитие: освоение письма, чтения, счета в 2-3 года).

Однако, более предпочтительной и расширенной является классификация одаренности по У.Б. Жексанбаевой:

  • психомоторная - способности к футболу, гимнастике и т.п.
  • творческая - создание произведений искусства в раннем возрасте;
  • академическая - потенциальные отличники учебы и победители олимпиад;
  • интеллектуальная - научно-исследовательский потенциал;
  • и самая неординарная одаренность - социальная - это лидеры, будущие управленцы, их можно различать на ранних стадиях развития личности - это дети, которые способны организовать других детей и побудить их к действиям. Данный вид одаренности менее всего изучен на сегодня. Есть масса методик развития психомоторных, академических, интеллектуальных, и особенно творческие способности, и очень немного предлагают для социальной одаренности детей.

В настоящее время возникла необходимость разработки комплексных методик диагностики одаренности детей, которые помогут в раннем возрасте и на начальных этапах становления личности выявить способности ребенка, найти особый подход к развитию потенциала каждого.

При наблюдении за ребенком, выявляются тенденции к сознательному или бессознательному поведению. Это один из ключей к пониманию одаренности. Одаренный ребенок будет сознательно, целенаправленно и на регулярной основе выделять время для занятия любимым делом: боксом, рисованием, чтением книг.

Но что значит «сделать сознательно»? Как это происходит? З. Фрейд так определяет сознание - это поверхность психического аппарата, оно ближе всего к внешнему миру, окружающему ребенка. Сознательное поведение - это восприятие происходящего из вне, ощущения ребенка и чувства. Сознательным может стать только такое поведение и только то, что когда-то уже было воспринято сознанием и кроме чувств изнутри, хочет стать сознательным. Вербальное восприятие мира - зрительное, словесное. Значит ребенок рассказывает об интересующей его теме, рассматривает ее, вспоминает и запоминает легко и быстро. Это дает ту скорость восприятия информации и высокую ее усвояемость, что способствует интеллектуальному, творческому, социальному развитию ребенка .

Следовательно, можно сделать вывод, что одаренный ребенок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребенка на самых ранних этапах без использования специальных методик.

Список литературы:

  1. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка саморазвития ребенка: учебно-методическое пособие // Библиотека журнала "Методист" : прил. к журн. "Методист". 2016. N 1.С. 4-55.
  2. Фрейд З., Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - с. 869

Каждого человека в чём-то можно считать талантливым. А добьётся он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, и представится ли ребёнку возможность реализовать свою одарённость. Выявление талантливых малышей - задача кропотливая и сложная. Одарённые дети - это ребята, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом.

Кого именно считать одарённым и какими критериями руководствоваться, считая того или иного ребёнка наиболее способным? Как не упустить талант? Каким образом выявлять ребёнка, который по своему уровню опережает в развитии сверстников, и каким способом выстраивать работу с такими детьми?

Плюсы и минусы одарённости

Одарённость имеет положительную и отрицательную сторону. К плюсам относятся отличные вербальные навыки, эмоциональная стабильность, способность к творчеству, многообразие интересов, хорошая память, ярко выраженная индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка. К отрицательным чертам можно отнести диктаторские наклонности, завышенные требования к себе и окружающим, колебания интересов, различную скорость письма и мышления по сравнению с ровесниками, слабую физическую подготовку.

Для того чтобы подтвердить одарённость, необходимо собрать полную информацию о ребёнке у родителей, воспитателей и преподавателей. После того как собраны все данные и пройдены различные тесты, можно на основе данной информации делать выводы о наличии талантов и способностей. Такого ребёнка важно не упустить из виду и постараться воспитывать и обучать таким образом, чтобы он в дальнейшем приносил пользу обществу, в котором воспитывался. Но, как ни парадоксально это звучит, именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива.

Одарённость классифицируется в соответствии с видами деятельности и бывает следующей:

  • Интеллектуальной. Дети показывают повышенную любознательность и сообразительность.
  • Творческой. Выражается в оригинальности мышления, генерировании идей и решений.
  • Академической. Проявляется в успешном изучении отдельных предметов. Но при этом отличается избирательностью
  • Художественно-эстетической. Отражение таланта в музыке, литературе и творчестве.
  • Социальной. Лёгкость в установлении контактов и общительность.
  • Спортивной. Характеризуется способностью контролировать свои движения и управлять координацией тела.

Школа для одарённых детей: задачи и цели

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является выделение и воспитание одарённых учеников, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Среди учащихся во в школах проводится просветительская работа. Она включает в себя проведение семинаров и курсов, которые направлены на предоставление информации по обучению и воспитанию способных учеников. Цель школы - формирование современных представлений о выявлении и этапах развития одарённости.

В нашей стране в качестве дополнения к общеобразовательному процессу функционируют лицеи, гимназии и специализированные центры, в которых обучаются одарённые дети. В этих учебных учреждениях действуют и обновляются инновационные программы, направленные на повышение эффективности работы с талантливой молодёжью. Поэтому, если в семье растет одаренный ребенок, необходимо позаботиться о том, чтобы грамотно и гармонично развивать его таланты с помощью специально созданных программ, будь то музыкальное, художественное или иное направление.

Но случается и такое, что учитель часто не может заметить уникальность ученика или не знает о его способностях. Встречаются учителя, которые равнодушны к необычным детям и не стремятся каким-то образом стимулировать их способности.

Типичные проблемы одарённых детей

Распространёнными проблемами талантливых детей считаются:

  1. Сложность найти близких по духу людей.
  2. Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них.
  3. Вынужденное участие в совместных с одноклассниками мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
  4. Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
  5. Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
  6. Потребность во внимании со стороны взрослых.

Учителю не всегда удаётся понять и выявить среди учеников одарённого ребёнка и дать положительную оценку его способностям и достижениям. А психологи не имеют соответствующих методик и рекомендаций, чтобы диагностировать интеллект детей. Стандартные тесты не показывают полной картины, и при их помощи невозможно вывить индивидуальные особенности личности.

Сложность ещё заключается в том, что ребёнок чувствует свою непохожесть, воспринимает её как нечто аномальное и начинает прятать от посторонних свои способности. Исследования подтверждают, что высокоодарённые дети постоянно находятся в социальной изоляции из-за отсутствия равных по его уму детей. Такому ребёнку необходимы сверстники не по возрасту, а по уровню развития его интеллекта.

Педагогическая поддержка одарённых детей

Перед школой, педагогами и психологами стоит задача оказать поддержку одарённым и способным детям. Для работы с этой категорией учащихся школа должна ориентироваться на следующее:

  1. Индивидуальное обучение.
  2. Создавать условия, подходящие для успешного развития способного ученика.
  3. Предоставлять максимальные возможности для развития таланта.
  4. Одарённые дети - это тот особенный контингент, который можно считать национальным достоянием. Поэтому требуются специальные меры поддержки как материальные, так и моральные. Для такой категории учащихся необходимо создавать в школах все условия, чтобы дети могли совершенствоваться в соответствии со своими интересами.

Если рассматривать процентное соотношение, то одарённых детей гораздо больше, чем талантливых взрослых. Это объясняется тем, что без помощи профессионалов и их участия, вырастая, дети становятся обычными людьми.

Особенный ребёнок должен быть в центре специальных социальных и педагогических программ, поскольку процветание нации напрямую связано именно с талантливой молодёжью. Чем раньше начать развитие способностей, тем выше вероятность их дальнейшего раскрытия и совершенствования. Помощь талантливым детям строится на следующих постулатах:

  1. Формирование уверенности в успехе посредством индивидуальных занятий.
  2. В более углублённом изучении школьных предметов на факультативах и дополнительных занятиях.
  3. Вовлечение ребёнка в научно-исследовательскую деятельность.
  4. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах и мозговых штурмах.
  5. Тесное взаимодействие с другими школами и институтами.
  6. Награждения и поощрения одарённых учеников, публикации в СМИ.

Трудности обучения и общения с одноклассниками

Совместная деятельность психолога и учителя в школе направлена на развитие талантливых детей, их познавательной активности, творческих способностей и оригинального мышления. Учитель планирует свою деятельность с включением в педагогический план курсов по работе с такими детьми. И по возможности формирования профильного класса, учитывая особенности одарённых детей.

Одарённый ребёнок в классе всегда любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей. У него богатая фантазия и огромное желание учиться. Наряду с положительными качествами отмечается неспособность принимать точки зрения других детей. Также выражено формальное отношение к учёбе. Кроме того, одарённый ученик отстаёт физически от одноклассников и никогда не стремится отстаивать своё мнение в споре.

У талантливого ребёнка присутствуют такие черты характера, которые не способствуют с одноклассниками. Имея собственное представление о юморе, они часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами. При этом сами болезненно реагируют на критику в свой адрес. Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение. В результате вырисовывается такая картина: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сфера соответствует биологическому возрасту, поэтому запаздывает в своём развитии. Отсюда и вытекают все проблемы одарённых детей.

Способный ребёнок нацелен быть всегда в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. При этом, ошибаясь или не встречая похвалы со стороны педагога, он может обижаться и капризничать. Для того чтобы помочь ребёнку правильно развиваться в коллективе ровесников, важно понимать особенность социализации таких детей. И проводить работу, направленную на формирование у них навыков позитивного общения с одноклассниками.

Оценка поведения способных детей

Психология предлагает применять несколько базовых принципов, направленных на сопровождение одарённых детей. При этом необходимо основываться на правильной оценке поведения ребёнка и его деятельности. Целесообразно задействовать много различных методов и технологий:

  1. Использование различных вариантов наблюдения за ребёнком.
  2. Ведение и создания банка данных талантливых учащихся.
  3. Проведение диагностических тренингов.
  4. Включение в обучение уроков по специальным программам.
  5. Подключение ребёнка к индивидуальным играм и занятиям.
  6. Осуществление различных интеллектуальных конкурсов, соревнований, матчей и фестивалей.
  7. Организация профильных лагерей, а также направление ребят на участие в научных, экологических, краеведческих экспедициях.
  8. Проведение экспертной оценки поведения ребёнка родителями и учителями.
  9. Оценивание деятельности ребёнка профессионалами.

Не стоит задаваться целью и сразу фиксировать наличие одарённости у ребёнка. Выявление способностей необходимо связывать исключительно с задачами по их обучению, воспитанию и оказанию психологической помощи и поддержки педагогов.

Дар или наказание?

Принято считать, что опережающий своих ровесников в развитии ребёнок, обладающий более развитым для своего возраста умом, не будет испытывать трудностей, проблем в учёбе, ему уготовано перспективное будущее и достойное место под солнцем. На самом деле способных детей поджидают большие сложности в школе, дома и вероятные трагедии в подростковом возрасте.

Многие семьи считают, что одарённые дети - это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере, потому что он сулит хорошие дивиденды в будущем. Родители восхищаются успехами своего ребёнка и демонстрируют его способности родственникам и знакомым. Малыш обязательно уловит восхищение своими достижениями, запомнит и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители не подозревают, что этим они только подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками. Неумение приспосабливаться и общаться с обычными детьми может обернуться огорчениями и горем для порастающего человека.

Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесное взаимодействие с семьёй - тогда образование будет иметь положительную динамику.

Специфика талантливых детей

Любой ребёнок индивидуален, но при всём разнообразии проявления черт характера сразу выделяется в общей массе сверстников не только своим поведением, но и общением со взрослыми, неустанным стремлением к познанию.

Психологи выделяют некоторые условия работы с одарёнными детьми, знание которых помогает правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс. В основном одарённые дети - это те, кому свойственны следующие черты:

  1. Любознательность и стремление показать себя.
  2. Раннее умственное развитие, честность, открытость, серьёзность.
  3. Настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям.
  4. Увлечение своим делом, хорошая память и энергичность.
  5. Демонстрация независимости, но и одиночество в работе.
  6. Общительность и умение быстро установить контакт не только с детьми, но и со взрослыми.
  7. Большой багаж знаний.
  8. Уверенность и спокойствие в любой ситуации.

Начальная школа как старт формирования личности

Ребёнок, получивший задатки воспитания в дошкольном учреждении и от родителей, полностью раскрывается в школе. Начальное обучение - это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Поэтому перед учителем стоит такая задача, как развитие каждой личности и выявление одарённых детей. То, что есть одарённые дети в начальной школе, становится понятно уже в начале учебной деятельности. Они проявляют свою самобытность, самостоятельно принимают решения и выстраивают своё поведение.

Пубертатный период вносит определенные проблемы в жизнь подростка. Если в начальной школе способному ученику не удалось наладить общение с одноклассниками, то в среднем, а затем и в старшем звене такой ребёнок становится изгоем. Дети перестают интересоваться им, считая заносчивым и высокомерным. Отношение одноклассников способно перерасти в психологическую проблему и повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Он может стать замкнутым и закрытым для окружающих. Каким образом вести себя в начале школьной жизни? Ответ лежит на поверхности. Не стоит скрывать свои способности, но и постоянно их афишировать тоже не имеет смысла.

Выявление индивидуальных способностей

Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.

Обучение одарённых детей - удовлетворение их потребностей в знаниях

Когда ребёнок с незаурядными способностями начинает проявлять себя, перед учителем встаёт вопрос, как и чему учить, чтобы содействовать развитию способностей ученика. Программы, рассчитанные на одарённых детей, должны отличаться от обычных учебных методик. В идеале обучение таких детей должно соответствовать их потребностям. И желательно, чтобы функционировала школа для одарённых детей. У талантливых учеников имеются такие черты, которые стоит учитывать:

  • Способность быстро усваивать смысл понятий, положений и принципов. А это требует дополнительного материала для изучения.
  • Необходимость сосредотачиваться на привлёкших интерес проблемах и желание в них разобраться.
  • Умение подмечать, рассуждать и выдвигать свои объяснения.
  • Обеспокоенность и тревога из-за своей непохожести на ровесников.

Психологи отмечают дефицит эмоционального баланса у одарённого ребёнка. Он бывает нетерпелив, порывист, уязвим, и ему свойственны преувеличенные страхи и тревожность. Существуют две различные точки зрения на обучение детей с ярко выраженными способностями. Согласно одной, необходимо оборудовать специальные классы или учебные учреждения. Другая точка зрения предполагает, что должны учиться и выстраивать отношения с обычными учениками, иначе они не научатся жить среди обычных людей, работать и общаться с ними.

Раннее проявление неординарности

Психология разделяет одарённость на два вида. Она бывает ранней, поздней и напрямую зависит от психики ребёнка и возрастного периода, когда она проявила себя. Известно, что раннее обнаружение каких-либо талантов у малыша часто не трансформируется в высокие показатели в старшем возрасте. Также отсутствие каких-либо проявлений таланта или дарования у дошкольника не означает, что затем ребёнок не проявит себя как талантливая личность.

Пример ранней одарённости - это блестящие успехи в одном виде занятий: музыка, рисование или вокал. Особняком стоят дети-интеллектуалы, у которых отмечается высокий темп психического развития. Для них характерны ранние успехи в чтении, письме и счёте. У таких малышей цепкая память, наблюдательность, сообразительность и стремление к общению.

Отмечено, что раннее дарование проявляется в искусстве, особенно в музыке, а позднее и в рисовании. Одарённые дети в ДОУ демонстрируют быстрое усвоение информации, испытывают желание творить и познавать окружающий мир.

Ошибка родителей, понимающих уникальные способности собственного чада, постоянно ему говорить о его непохожести и исключительности, поднимая его над остальными детьми. Из-за такого воспитания дети ведут себя в детском саду обособленно. Они отстраняются от других малышей и их не интересуют совместные игры.

Общение малыша со своими ровесниками является важным фактором в его развитии. Отсюда следует вывод, что чем благополучнее складываются отношения одарённого ребёнка с окружающими его детьми, настолько полно он захочет и сможет реализовать свои способности. Для адаптации ребёнка в социуме следует знать, что приводит к возникновению проблем в установлении контактов. Причины разделяются на три группы:

  1. Нормы поведения, которые диктует общество и культура.
  2. Завышенное ожидание и амбиции родителей.
  3. Личные качества ребёнка.

Как организовать развитие одарённых детей?

Деятельность по организации работы с талантливыми детьми строится таким образом:

  • Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
  • Анализ успешности и результативности ученика.
  • Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
  • Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
  • Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
  • Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного уровня.
  • Поощрение дипломами, грамотами и призами.

Работая с талантливыми детьми, педагоги должны учитывать интересы каждого ребёнка и ориентироваться на личностные характеристики, оказывать помощь в решениях проблем и принимать участие в их судьбе.

Тонкости работы с одарёнными детьми: поддержка в школе и в семье

Для того чтобы ребёнок чувствовал поддержку и заботу взрослых, необходимо в школах проводить групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки. А также привлекать ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Длительное время одарённость рассматривалась отдельно от социальной и педагогической практики. Ориентированная на средний уровень, общеобразовательная школа не приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своими способностями. Соответственно, она не всегда готова помочь талантливым детям развиться и реализоваться в полной мере.

А между тем одарённая личность способна внести большой вклад в развитие общества. Пустить на самотёк таланты - ошибка любого государства. И как итог, хочется добавить, что работа с одарёнными детьми - это постоянный, сложный, требующий внимания процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Книги

Монина, Г.Б. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. - Москва: Сфера, 2010. - 128с.

Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью одаренного ребенка.

Эта книга посвящена детям с «двойной исключительностью» - тем, у кого одаренность сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. - Москва: Линка - Пресс, 2009. - 269 с.

Пособие посвящено актуальным вопросам социальной одаренности дошкольников, развития их коммуникативных способностей. В пособии дается определение понятия «социально одаренный ребенок», описываются признаки такой одаренности; рассматриваются методы выявления коммуникативных способностей и одаренности детей в сфере общения; раскрывается сущность образовательной работы с одаренными дошкольниками; определяются основные направления работы педагога.

Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

В пособии глубоко и всесторонне освещаются проблемы детской одаренности. Рассматриваются вопросы диагностики одаренных детей, содержания их образования и организации учебной деятельности. Характеризуются методы, технологии развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. - Москва: МПСИ, 2006. - 366 с.

В книге представлены оригинальные тексты известных авторов в области психологии одаренности, относящиеся к началу двадцатого века. В этот исторический период были поставлены центральные вопросы понимания и исследования одаренности, сохраняющие актуальность до наших дней. Книга предназначена студентам-психологам и педагогам, специалистам психологии одаренности, родителям, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами одаренности.

Статьи из журналов

Кузьменко, В.У. Индивидуализация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста // Современный детский сад. - 2012. - №5. - С. 41-48.

Индивидуальный подход к детям, проявляющим актуализированную или потенциальную одаренность. Структура и ориентировочное содержание индивидуализированных образовательных программ для детей с высоким уровнем одаренности.

Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности // Дошкольное воспитание. - 2010. - №6. - С. 48-55.

В статье обозначены особо значимые направления в развитии творческой одаренности ребенка: речевые игры и упражнения, звучащие жесты, игры с палочками. В приложении предложены игры со звуками и музыкальными инструментами.

Пасечник, Л. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 61-73.

В статье показано эволюционное развитие понятия одаренности, дана сравнительная характеристика понятий «одаренные дети» и «талантливые дети, рассказано о том, какими методами и методиками может пользоваться специалист дошкольного учреждения для выявления способных, одаренных и талантливых детей.

Евтушенко, И. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 15-21.

В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема развития одаренных детей разного пола.

Трубайчук, Л. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 10- 15.

В статье рассмотрены проявления одаренности в дошкольном возрасте (биологический, психический, социальный).

Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 21-23.

Познавательная мотивация и исследовательская активность как основа развития специальных способностей.

Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С. 32-35.

Галянт, И. О проблемах художественно - творческой одаренности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 31-38.

История понимания одаренности, анализ значения дошкольного воспитания в его поддержании и развитии, роль семьи, воспитывающей одаренного ребенка.

Евтушенко, И. Детская одаренность и родители // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 46-51.

Социальная значимость проблемы выявления и поддержка семей с такими детьми.

Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С. 13-20.

Виды одаренности. Методы выявления одаренных детей.

Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одаренности // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10. - С. 23-27.

В статье представлены контрольные упражнения для выявления природных способностей детей в психокоординации.

Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одаренность // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С. 42-47.

Психомоторная одаренность - один из видов специальной одаренности, в которой проявляется единство движений с психическими действиями.

Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 54-58.

Из опыта работы Центра развития ребенка г. Красноярска по программе «Одаренный ребенок». Представлены этапы воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей.

Леднева, С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 50-54.

Предлагается комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Пасечник, Л. Одаренные дети в детском саду и в семье // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С. 54-58

О программах для одаренных детей. Развивающие занятия для одаренных детей, в т. ч. нетрадиционной формы.

Составитель Н. Н. Малыхина

О детской одарённости

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Наряду с общим понятием «одаренность» существуют понятия:

Одаренный ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Поэтому, сейчас чаще употребляют понятие «детская одарённость».

Детская одарённость - наличие у ребёнка природных задатков в той или иной деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: « все дети являются одарёнными » - « одарённые дети встречаются крайне редко » . Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей . Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. В «Рабочей концепции одарённости» рассматриваются особенности интеллектуальной и личностной сферы одарённых детей.

Особенности интеллектуальной сферы одарённых детей :

  1. Чувствительность к проблемам. Критичность к себе и другим.
  2. Способность к выдвижению новых неожиданных идей.
  3. Настойчивость и целеустремлённость.
  4. Способность к прогнозированию.
  5. Изобретательность и творчество.
  6. Самостоятельность мышления.
  7. Развитое образное мышление.
  8. Обладают хорошей памятью.
  9. Большой словарный запас.
  10. Любознательность

Психологические особенности детей, демонстрирующих одарённость, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особенности личностной сферы

Увлеченность содержанием задачи . Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулирует не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а, в первую очередь, - интересом к содержанию.

Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Лидерством называют доминированием в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребёнок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и, особенно, поражений - важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

Широта интересов . Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребёнка не только свидетельство его одарённости, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов -основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

Юмор . Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях не возможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и месте с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Каждый одарённый ребёнок представляет собой неповторимые сочетания этих качеств. Учителями кафедры начальных классов были проведены диагностики: «Интеллектуальный портрет» и «Диагностика общей одарённости». Но результаты данных диагностик имеют субъективный характер, т.к. основываются на основе наблюдений за детьми учителями и их родителями. Наряду с этими диагностиками существуют: Тест Торренса (выявление креативности); Кубики Коса; Задачи Гилорорда.

В «Рабочей концепции одарённости» также рассматриваются типы и критерии детской одаренности.

Типы одаренности

  1. Интеллектуальный - Эти дети хорошо учатся, легко запоминают материал. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов». Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим школьникам с легкостью усваивать изучаемое , однако их различное отношение к школьным дисциплинам приводит к тому, что по одним предметам они успевают блестяще, а по другим - нет. В связи с этим выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: общая и локальная. Об общеумственной одарённости можно говорить тогда, когда школьник с лёгкостью успевает по всем предметам. Локальная интеллектуальная одарённость свойственная детям, добивающимся больших успехов в отдельной специализации (гуманитарной или математической, например).
  2. Академический тип одаренности . Школьники этого типа одарённости проявляют высокие способности именно к обучению . Учиться им легко и приятно, поскольку такова специфика их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). От первого типа одаренности эти дети отличаются тем, что интеллектуалы мыслят более независимо и свободно, тогда как академически одарённые школьники проявляют свои способности именно в школьной (позже студенческой) системе.
  3. Художественный тип . Определяется тогда, когда ученик проявляет высокие способности к творчеству , будь то музыка, поэзия, живопись, актерское мастерство. Однако немаловажным будет учитывать здесь интересы самого ребёнка. Иногда, имея абсолютный музыкальный слух - человек остается равнодушным к занятиям музыкой.
  4. Креативный тип . Самый проблемный тип одарённости. Ребёнок - наделенный необычным взглядом на мир . Частенько у таких учеников наблюдаются большие проблемы с учёбой, поскольку школьная программа не позволяет им проявить себя. Нестандартность мышления - дар, который необходимо сберечь. В каждом из этих «трудных» детей дремлет гениальный креатор, копирайтер, модельер, изобретатель, учёный. Именно такому ребёнку под силу выполнить задания, требующие максимальной независимости: разработать проект, осуществить самостоятельное исследование.
  5. Лидерская одарённость . Ею отмечены дети с высокими организаторскими способностями . Этот тип одарённости мало связан со школьной учёбой и потому не вызывает интереса у учителей. Более того, школьники, наделённые этим даром, как правило, имеют низкую мотивацию к учёбе.
  6. Спортивная одарённость . О ней говорят тогда, когда ребёнок проявляет высокие способности в одном из видов спорта . Данный тип одарённости по рекомендациям воспитания совпадает с одаренностью художественной. Здесь так же необходимо прислушиваться к мнению самого ребёнка.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1. Вид деятельности .

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая . В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность хореографическую, сценическую, изобразительную, музыкальную, спортивную или лидерскую. В познавательной деятельности: интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

2. Степень сформированности .

По критерию « степень сформированности одаренности » можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность (замеченная).

Актуальная одарённость - это психологическая характеристика ребёнка, которая проявляется в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идёт не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети.

Потенциальная одарённость - это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.) Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.

3. Форма проявлений

По критерию « форма проявления » можно говорить о:

  • явной одарённости:
  • скрытой одарённости.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы « сама по себе » ), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения.

Скрытая одарённость проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу « неперспективных » и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в « гадком утёнке » никто не видит будущего « прекрасного лебедя » , хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие « неперспективные дети » добивались высочайших результатов.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности .

По критерию « широта проявлений в различных видах деятельности » можно выделить:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и её саморегуляция. Общая одарённость определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлечённости в деятельность, степень её целенаправленности.

Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Применяют четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ .

  1. Ускорение . Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определённой категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития . Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одарённого ребёнка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одарённых детей с разными вилами одаренности.
  2. Углубление . Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания . В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведётся по углубленным программам соответствующих предметов.
  3. Обогащение . Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами . Обогащение обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты.
  4. Проблематизация . Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций , что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

При работе с одарёнными детьми учитель использует различные методы и формы:

  1. Формирование высокого уровня мотивации учения.
  2. Применение методов творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные)
  3. Использование передовых педагогических технологий.
  4. Организация разных форм обучения (дифференциация и индивидуализация обучения).
  5. Предоставление выбора (факультативы, спецкурсы, кружки, секции). Наряду с общеизвестными методами и формами работы учитель использует новые методы и формы, которых требуют стандарты второго поколения. Метапредметный подход.
  6. Формирование учебно-исследовательской культуры:
  • единство знаний целостной картины мира;
  • научный стиль мышления;
  • самоопределение и творческое саморазвитие личности;
  • технологическая готовность к исследованию;