Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе. Использование метода М. Монтессори в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими детьми Монтессори педагогика в работе логопеда вконтакте

Светлана Владимирова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома

Ежегодно в наш детский дом поступают дети , которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя логопедическое обследование детей , я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи : смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, несформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.

В планировании своей работы я опираюсь на методики обучения таких авторов как Т. Б. Филичева, З. Е. Агранович, Н. В. Нищева, Т. А. Ткачева и др.

Учитывая все трудности в своей работе , я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М . Монтессори . Большую помощь мне в этом оказало специальное обучение в Ассоциации Монтессори - педагогике в городе Москва.

Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.

Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском доме , сенсоматорика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, когда включается компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.

Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М . Монтессори я поставила :

Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов .

Задачи, которые я решаю в своей работе :

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов .

Сформировать учебные навыки : познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность , произвольность.

Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.

Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.

Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов : М. Монтессори , Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.

Свою работу я начала с детьми 3-4 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.

Организация занятия традиционная :

Начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы . Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем ты думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.

Ходьба на линии : Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения .

На приветствии можно решить разные коррекционные задачи : увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен) . На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно) . Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику, су-джок.

На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.

Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал , место, где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом . Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними . Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования . Специфика логопедической работы заключается в том , что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода , где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы .

В результате использования элементов методики Монтессори я отметила , что у детей формируются такие качества :

уверенность в себе

позитивная самооценка

высокая познавательная мотивация

умение делать выбор исходя из реальных потребностей

способность концентрироваться на работе

трудолюбие и самостоятельность

умение общаться

Список использованной литературы :

Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори » (из опыта работы , Москва, 1996 г.

Монтессори М . «Дети – другие» , Москва 2005 г.

Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори », Москва, 2010 г.

Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ » , Москва, 2007 г.

Хилтунен Е. «Уроки на корточках» , Москва, 2006 г.

Анна Янкаускайте
Использование материалов методики М. Монтессори в логопедической работе

«Использование материалов методики М . "

Метод Монтессори основан на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребенка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия, через призму прожитых в действии чувств. Именно процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребенка чувство настоящего удовлетворения и интерес.

Главная идея методики Монтессори :

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЛЕГКО, НЕ ЗАМЕЧАЯ, ЧТО УЧИТСЯ!

В основе метода Монтессори лежит :

Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала .

Каждый предложенный материал преследует 2 цели :

2. КОСВЕННАЯ ЦЕЛЬ – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.

Создавая развивающую планомерную среду Мария Монтессори и не подозревала каких прекрасных результатов добьется при работе не только с беспроблемными детьми, но и с детьми с отклонениями в развитии.

Данная система позволяет достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать опыт ребенка, научить его классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.

Поэтому данный метод все больше привлекает родителей и педагогов разных стран.

Мы также в своей логопедической работе по коррекции речевого развития используем элементы этой уникальной системы.

Большинство детей с РН испытывают различные затруднения в восприятии, анализе, различении и воспроизведении речевых звуков. Логопедическая коррекционная работа в связи с этим строится с акцентированием внимания на усвоение норм и правил фонетики родного языка.

Среди многочисленных дидактических материалов Монтессори для развития чувств мы заинтересовались и стали широко применять на практике некоторые из них.

ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ - для развития слухового восприятия,

БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ, ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ – для формирования образа букв, развития ловкости рук в подготовке к письму.

Предлагаем вашему вниманию варианты упражнений с использованием перечисленных материалов .

ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ

1. Цель : дифференциация гласных и согласных звуков.

Задание : называние буквы, определение гласного или согласного звука с последующим объяснением.

2. Цель : узнавание образа буквы.

Задание : внимательно рассмотреть и определить по видимой части букву.

3. Цель : формирование образа букв.

Задание : обнаружить в сухом бассейне и назвать найденную букву.

4. Цель : тактильное различение букв с помощью волшебного мешочка.

Задание : предварительное рассмотрение и называние букв, дальнейшее определение букв на ощупь.

5. Цель : формирование звуко-буквенного анализа слова.

Задание : составление слов с помощью подвижного алфавита.

6. Цель

Задание : определение первого звука в названии предмета

7. Цель : формирование звукового анализа.

Задание : определение первого звука в названии предмета.

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

1. Цель

Задание : имитирование написания буквы, проведением указательным пальцем вдоль буквы с одновременным произнесением данного звука. Называние слов, начинающихся с данного звука. Сравнение букв по размеру.

2. Цель : формирование образа букв и его звучания.

Задание : тактильное определение буквы без зрительного контроля.

3. Цель : формирование образа букв и звучания звуков.

Задание : написание буквы по аналогии на шершавой поверхности.

ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ

(набор из двух коробок, содержащих шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров разного цвета имеет свой звук).

1. Цель : восприятие и дифференциация шумовых различий.

Задание : поочередное сотрясение коробочек с последующим определением аналогичного звучания.

Таким образом, использование элементов методики М . Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать , умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.

Статья об использовании методов Монтессори-терапии на индивидуально-коррекционных логопедических занятиях.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Основной целью логокоррекционных занятий в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Но в нынешнее время актуальным становятся также и развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний. В ребёнке важно воспитать любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения данной задачи в практику своей работы я внедрила использование Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях.

Как уже известно, Монтессори-метод заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори-метода.

В моей работе отклонением от данного метода является лишь то, что во время индивидуально-коррекционных занятий ребёнку не предоставляется свобода выбора пособий, а педагог сам предлагает ребёнку тот или иной Монтессори-материал в зависимости от вида коррекционного занятия.

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», — писал В. А. Сухомлинский. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Я приведу некоторые примеры использования Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики.

Блоки цилиндров

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

Розовая башня

Задача: построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда). Здесь мы также развиваем зрительное восприятие размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике (10 кубов – значение числа 10), знакомство с формой куба; понятия: большой – маленький, больше, чем – меньше, чем, самый большой — самый маленький.

Коричневая лестница

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий.
Красные штанги.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный — самый короткий.

Геометрический комод

Задача: подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером. Ребёнок учится визуально различать формы; знакомство с геометрическими фигурами; подготовка руки к письму и рисованию (захват тремя пальцами и обвод контура фигуры указательным и средним пальцами). Данное пособие можно изготовить самим. Понадобятся: цветная бумага, толстый картон, пенопласт, клей. Делаются по принципу рамок-вкладышей.
Доски для ощупывания.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями; понятия: гладкая — шершавая. Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Шероховатые таблички

Задача: развитие осязания (тактильного восприятия), тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка руки к письму. Понятия: шершавый, более шершавый, самый шершавый.

Ящик с тканью

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка. Словарь: названия тканей и материалов.

Почти все предметы, необходимые для этих упражнений, находятся под руками, можно самим изготовить некоторые пособия.

Сочетание методов традиционного дошкольного образования, своеобразия Монтессори-педагогики и инновации игровых технологий является основным условием успешности обучения дошкольника в дальнейшем.

Газизова Г.Р.
учитель-логопед

Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и мам. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.

Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вкупе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.

Рассмотрим подробнее особенности данной методики и её вклад в речевое развитие.

Первоначально система Монтессори предназначалась для обучения малышей, имеющих серьёзные интеллектуальные проблемы. Так как большинство этих деток имело проблемы с речью, автор придумала и внедрила комплекс упражнений, развивающих языковые навыки благодаря совершенствованию тонкой моторики пальчиков.

Поскольку ребенок с задержанным развитием не всегда понимал объяснения педагогов, Монтессори включила в образовательный процесс специальные материалы (пособия и игрушки), при помощи которых воспитанники изучали окружающую действительность на основании «самообслуживания». Малыш самостоятельно изучал предметы и учился ими пользоваться.

Через определённый промежуток времени выяснилось, что прежде казавшиеся необучаемыми дети научились чтению, письму и счёту гораздо раньше развитых ровесников из соседних учебных учреждений. В чём секрет подобной успешности?

Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:

  • самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
  • разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.

Следует сказать несколько слов о разработке развивающей среды и её влиянии на реализацию других методических принципов. Основой среды являются самые обыденные предметы. Благодаря этой «обычности» и простоте, ребёнок стремится к самостоятельному познанию мира через опыты и действия.

Организация обучающих зон

Чтобы реализовать все образовательные и воспитательные задачи, пространство, в котором расположены дети, определённым образом организуют. То есть делят на зоны, располагая в них дидактические материалы.

Читайте также: Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

  1. Зона реальной жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
  2. Сенсорная зона. В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Малыши трогают, собирают, взвешивают самые разные материалы, развивая в процессе игры точную моторику, внимание и речь.
  3. Математическая зона. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
  4. Космическая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами.
  5. Языковая зона. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте.

Помимо непосредственно речевой зоны, остальные учебные пространства также помогают формированию языковых умений. Тренировка точной моторики через упражнения с бусинами, шнуровками, сенсорные игры ускоряют совершенствование речи.

Развитие речевых навыков

Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

От года до трёх лет

С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.

Самые популярные материалы в этот период:

  • фигурки-вкладыши;
  • пособия для ощупывания;
  • книжки с максимально реалистичными изображениями;
  • звуковые коробочки.

Последнее пособие представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями (больше всего подходит кейс для инструментов). На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «Ш» находятся следующие предметы: мышка, кошка, кашалот, шуруп.

От трёх до семи лет

Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».

По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.

Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:

  • игры с буквами с шершавой поверхностью;
  • подвижный алфавит;
  • книжки;
  • пособия для раскрашивания;
  • обводка слов и изображений;
  • переписывание коротких слов;
  • карточки со словами.

Я не так давно работаю логопедом, но то, чем занимаюсь очень люблю.

Очень люблю наши дружеские объятия с воспитанниками, когда мы встречаемся и готовимся к занятию. Завораживает меня и то, как они ждут нашей встречи и с ка-ким интересов и восторгом спрашивают: "А мы будем заниматься?". Именно это меня и вдохновляет искать что-то новое и применять хорошо известные методы в своей работе с детками на логопедических занятиях так, чтобы их интерес к ним никогда не терялся.

Коррекционная работа с детьми с диагнозом «общее недоразвитие речи» (ОНР) по праву считается одной из самых сложных в системе комбинированных групп детских садов. ОНР- системное, полиморфное нарушение речевой функции, коррекция которой требует особого подхода. Планируя работу, логопеды, как правило опираются на методики обучения таких авторов, как З.Е. Агранович, Т.А. Ткаченко, С.А. Миронова, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и др. Опираясь на вышеуказанные методики для планирования занятий, мы применяем принципиально новый подход к организации обучения детей с ОНР- элементы методики Марии Монтессори.

Смысл метода, разработанного ею, заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию заложенных в нём природой. Детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. Но для формирования высших психических функций ребёнку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными. Нормализация становится результатом работы самого ребёнка, а не внешнего воздействия взрослого. Одновременно с нормализацией поведения повышается эффективность коррекционно-логопедической работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений, что расширяет возможности логопеда: адекватность, управляемость, спокойствие, усидчивость и т.д. Эта взаимосвязь выглядит так:

Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори отвечают потребностям и детей с тяжёлыми нарушениями речи, как особой категории, где раскрыть потенциал каждого ребёнка – не только первоочередная задача логопеда, но и крайне трудновыполнимая.

Исходя из этих предпосылок, логопед ДОУ может организовать такую группу, где использование элементов Монтессори-метода позволило бы в большей степени модернизировать коррекционно-образовательный процесс. Целесообразно начинать внедрение этой инновации со средней группы, т.е. с первого года обучения.

Нейропсихологический аспект Монтесори-метода повышает обучаемость за счёт активизации межполушарного взаимодействия: большинство материалов связано с формированием реципрокных движений, аналитико-синтетической деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Активизируются центры лобных отделов, что способствует развитию волевых процессов.

Из практики хочу отметить, что круги проходят в несколько раз спокойнее традиционно организованных фронтальных занятий, поскольку одно из правил группы – добровольное присутствие детей на кругу, не свойственное традиционной педагогике. Логопед должен быть готов к тому, что в первые недели далеко не все согласятся присутствовать на общем занятии. Таким детям стоит предложить посидеть в стороне и если возникнет желание – присоединятся к остальным. Многие дети предпочитают работать с материалами, отделившись от общих игр, что, вероятно, можно расценить, как способ снять тревогу и напряжения. К середине сентября отказ от групповых занятий быть не должно.

Хочу поделить теперь тем, что применяю я на своих занятиях:

Минутка тишины

Цель: расслабить, снять напряжение, активизировать слуховое внимание, активизировать фонематический слух.

В это время можно послушать шум дождя и ветра за окном или на аудиозаписи, голоса птиц, классическую музыку или просто звуки окружающей жизни. И вполголоса или шёпотом назвать по имени ребёнка. Длится минутка тишины не более 1-2 минут, а после дети становятся умиротворёнными и внимательными, не нужно их ловить и собирать по всей группе и пытаться всё время обращать внимание на себя.

Ходьба на линии

Цель: развивать координацию и чувство равновесия, ориентирование в пространстве, умение двигаться, не мешая друг другу.

Сначала дети учатся просто ходить по линии, не заступая за её края. Затем задание усложняется подключением упражнения на развитие фонематического слуха, внимания, памяти, развития слоговой структуры и т.д. Здесь специалист ограничен только временем НОД и своим воображением. Например, можно дополнить упражнение дав детям в руки шарики «Су-джок» для развития координации и массажа ладоней одновременно. Можно играть в «Поймай звук» , проговаривать слоги, начиная с самых простых слов, ходить можно спинной и боком, главное стараться не заступать за линию и не мешать друг другу.

В кругу мы любим заниматься и обсуждать тему нашего занятия, выполнять различные упражнения. Почему мне нравиться такая форма работы, хоть она и не нова? Потому что больше располагает к построению дружеской атмосферы между детьми и педагогом. Я не стою «над душой» , не ставлю себя в позицию «выше» . При такой форме работы могу заинтересовать их и подарить позитивное впечатление от занятия. Например, сюрпризные моменты в кругу: ищем маленькие фигурки животных в контейнере с фасолью – массаж пальцев рук, развитие тонко-дифференцированных движений, активизация внимания, отработка лексических норм (я нашла тигра, он рыжий с чёрными полосками, живёт в жарких странах…, я нашёл пингвина, это животное севера…)

Лепим животных из «космического» песка. Этот песок удобен тем, что не рассыпается, не прилипает к рукам, быстро принимает нужную форму-расслабление, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, отработка лексических норм (я слепила из песка бегемота…медвежонка…льва…тигра…) .

За столом мы проводим артикуляционную гимнастику, но разнообразить её решили, добавив движение рук, содружественные движениям артикуляционного аппарата, т.е. с использованием элементов биоэнергопластики. Пленное это тем, что активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику. Помогает длительно удерживать интерес ребёнка, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Мы начали с самого простого, и конечно, не сразу. Сначала просто познакомились со своими губками и язычками. Затеем узнали, как с ними можно работать перед зеркалом. Теперь постепенно подключаем движение рук.

Что же происходит в группе? На первый взгляд кажется, что каждый ребёнок занимается чем-то своим, ведь все материалы в группе в единственном экземпляре. Но вот возникает ситуация, когда двое детей одновременно хотят взять. Например, розовую башню. Как же быть? Башня-то одна. Возникает спонтанный диалог. Дети могут договариваться о том, чтобы работать вдвоём или о том, что с башней можно работать по очереди. И тот, и другой диалог оказываются более насыщенными в плане использования речевых средств, чем диалоги, которые организует педагог на обычном занятии. Кроме таких спонтанных диалогов, иногда происходят так называемые Уроки Вежливости – коллективная форма работы. Педагог выбирает какую то ситуацию из жизни детей, например, как попросить у другого человека прощения, если ты его нечаянно задел. Ситуация выбирается после того, как во время занятия возникает подобный случай, и дети не знают, как на него отреагировать социально приемлемым способом. Дальше даётся речевой образец: «Извини, пожалуйста, я нечаянно» . – «Ничего страшного» . Затем дети в парах проигрывают ситуацию. Во время Урока Вежливости педагог не обсуждает эту ситуацию с точки зрения «хорошего» или «плохого» поведения, а просто предлагает детям проиграть такой диалог, используя готовые фразы. В дальнейшем, если на занятиях возникает похожая ситуация, педагог просто предлагает вспомнить Урок Вежливости. Речевые образцы оказываются связанными с персональным опытом ребёнка, поэтому он легко переносит их в повседневную жизнь.

Даже те материалы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к логопедическим занятиям, иногда очень полезны. Например, пересыпание крупы из одной мисочки другую с помощью чайной ложки. Этот материал выглядит так: на маленьком металлическом подносе стоят две прозрачные мисочки, в одну из которых насыпан рис, между мисочками лежит чайная ложка. Ребёнок аккуратно перекладывает рис из одной мисочки в другую с помощью ложки. При, чём тут письмо? Во первых, захватывая тонкую ручку чайной ложки тремя пальцами, ребёнок тренирует те мышцы, которые нужны для того, чтобы писать. Во-вторых, для того чтобы донести крупу в ложке до второй мисочки, не просыпав нужно внимательно следить взглядом за своими движениями – тренируется прослеживающая функция взгляда. Педагог во время презентации показывает, что все движения совершаются слева-направо: именно так, как это происходит во время чтения и письма. Некоторые дети, особенно левши, пытаются читать и писать слова наоборот, т.е. справа-налево, поэтому это простое упражнение очень полезно, если его правильно выполнять. Кроме того, пересыпание готовит кисть руки к статической нагрузки, которая связана с процессом письма. Очень хорошо, что происходит в такой щадящей форме, потому что кисть руки дошкольника ещё не готова к длительным статическим нагрузкам.

Всё, что сказано выше, совсем не означает, что традиционные занятия должны быть повсеместно заменены занятиями по системе Монтессори. У каждой педагогической системы есть свои плюсы и минусы. Однако удивительно, что взгляды Марии Монтессори на развитие ребёнка настолько сочетаются с современными представлениями о том, как ребёнок овладевает речью: взрослый не учит ребёнка говорить, а создаёт благоприятные условия для того, чтобы ребёнок строил собственную языковую систему.

Таким образом, используя комплексный подход, где органично сочетаются традиционное содержание работы и инновации (в основном реализация индивидуально-ориентированного подхода в обучении) , удаётся достичь достаточно высоких результатов в коррекционной работе и избежать некоторых трудностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цейтлин С.Н Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: – Владос, 2000.
  2. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. – М., 2010.
  3. Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика. М. 2010.
  4. Методические разаработки. Методика работы с основными материалами// под ред. Климановой Л.Ю. – Ассоциация Монтесори-педагогов России. – М.. 1997.