Переходный возраст у мальчиков: как происходит превращение в мужчину? Половое созревание мальчиков – процесс превращения в мужчину

Всем родителям кажется, что их ребенок только недавно родился, произнес первые звуки и слова или сделал самостоятельные шаги.

А теперь перед ними подросток, который вступает в период переходного возраста. У него появились изменения не только во внешнем облике, но и в психике.

Изменения физиологических признаков у подростков в переходном возрасте

Непонимание между родителями и детьми — самая большая проблема в период переходного возраста.

У девочек половое созревание связано с началом менструального цикла. У большинства этот процесс начинается в 10 лет, а месячные появляются примерно на 2 года позднее.

В данный период у них начинают развиваться груди, в области половых органов и подмышечных впадинах появляются волосы. Бедра расширяются, структура кожи меняется.

У мальчиков начало полового созревания наблюдается, в среднем, на 2 года позже. В этом возрасте, прежде всего, можно наблюдать интенсивность роста костей с мышцами.

Плечи у юноши становятся шире.

К 10-13 годам происходит увеличение полового члена и размера яичек, наблюдается рост волос на лобке и над верхней губой.

В этот период происходит ломка голоса, он становится грубым, низким, иногда могут быть проявления звуковых перепадов, потому что горловые хрящи развиваются вместе с мускулатурой, а также бывают изменения в голосовых связках. На теле волосяной покров тоже увеличивается. В возрасте 14-15 лет у многих мальчиков происходят поллюции - самопроизвольное извержение семени во время сна, которое считается на самом деле абсолютно нормальным явлением.

И наконец, приобретаются принадлежности для бритья, так как появляется над губой пушок, и подросток торопится стать взрослым мужчиной и подражает своему отцу. В это время подростки быстро развиваются, самый пик роста у них наблюдается в 12 -13 лет, когда они вырастают примерно на 8-10 сантиметров за год. Примерно к 22 годам рост прекращается. Появляются изменения на коже, связанные с прыщами и угревой сыпью, которые вызывают психологическую проблему.

Изменения в психике у подростков


Как известно, проблемы начинаются с того, что подросток уже понимает то, что у него растет половая активность и физическая сила. Сначала он осознает, что у него сексуальное влечение к противоположному полу растет, а потом хочет доказать свою мужественность, показать, что он уже взрослый мужчина, который сформировался, а не мальчик.

Мальчики в этот период становятся мнительными, обидчивыми, легко ранимыми.

Поэтому юноши хотят доказать свою индивидуальность, стремятся к свободе.

В данном периоде сложность в том, что он подросток уже понимает жизнь, а реализовать силу нет еще возможности, в это время он проявляет эмоциональность, от любого слова может взорваться очень быстро.

Значение здорового образа жизни у подростков

Здоровый образ жизни у подростков способствует нормальному течению переходного возраста. Надо занимать подростка. Следует спросить, чем он хочет заниматься, танцами или пением, каким видом спорта. Родители должны обеспечить правильное и полноценное сбалансирование питание. Надо объяснять о вреде алкоголя, курения и пассивного образа жизни, что только активный образ жизни поможет стать здоровым и заняться любимым делом.

Все познается в сравнении

Только сформировавшийся взрослый человек понимает, как хорошо быть подростком, когда о тебе заботятся родители, и ничего тебе не надо делать.

Дети стремятся вырасти, стать взрослыми.

Надо дать им шанс, чтобы они почувствовали на себе все трудности жизни (конечно, в разумных пределах).

И не надо становиться врагом, и твердить «я тебе всегда говорил, а ты не прислушивался», наоборот, надо с ним советоваться и поддерживать детей во взрослых начинаниях.

» я коснулся вопроса личности как продукта психики. Сейчас я попробую подойти к вопросу личности с другого конца — становление мужчины.

К этому меня подвело прослушивание аудиоверсии книги Мура (Moore) и Джиллетта (Gillette) «King, Warrior, Magician, Lover: Rediscovering the Archetypes of the Mature Masculine».

Книга произвела на меня глубокое впечатление; сама концепция архетипов, и их эволюции в процессе роста и развития человека — колоссальна.

Я начал было искать русский вариант книги *, дабы можно было разместить её целиком или избранные куски в тематических форумах, где собираемся мы, мужчины, чтобы понять себя и улучшить свою жизнь. Но по всему получается, что все ссылающиеся на неё в интернете знакомились с ней либо по оригиналу 1991-го, либо по немецкому переводу 1992 года. Неужто опять русские пролетели?.. Ну да ладно, чего я удивляюсь…

* Кстати говоря, в процессе я наткнулся на отличные материалы: сайт по юнгианству jungland.ru, где я прочёл вполне себе разгромное предисловие к биографии Фрейда (о котором у меня давно сложилось нелестное мнение как о безответственном корыстном манипуляторе, создавшем религиозную секту в целях самопрославления), в котором изложилось всё что я думал о Фрейде и фрейдизме и даже больше. Моя к нему неприязнь в основном связана с его интерпретацией клиторального оргазма как незрелого, а вагинального как единственно нормального, что по сути есть фетишизация мужского члена как дарителя оргазма и апологетика «проникновения»… Но не суть.

Современное феминезированное западное общество диктует растущему мужчине поведенческий стереотип, который ранее был присущ только женщинам: не агрессивный, склонный к сотрудничеству и переговорам, не нацеленный на конкуренцию и соревнование, мягкий, воспитывающий и чувствительный *. В результате женщины испытывают недостаток в тех, кого бы они могли бы воспринимать как мужчин, а ниша занимается как женщинами мужеподобного типа, так и представителями рас, имунных к методам социального программирования белых. Этим недостатком в мужчинах частично можно объяснить и распад института брака в западных странах.

Частично этот процесс имеет место быть и у нас, но у России и без того женское лицо, и в умах мужчин уже советского периода любая отсылка к мужественности отсутствовала как класс. Проще говоря, уже советская власть растила бесполое народонаселение; в этом нетрудно убедиться, посмотрев фильм «С лёгким паром», «Служебный роман» и тому подобную дрянь. Неудивительно, что именно такие образцы мужественности потом без звука просрут страну целиком и полностью, отдав её на откуп наименее развитым из приматов.

Так что демаскулинизация была проведена в СССР значительно раньше чем в США, и по другим причинам. Но поскольку идеологическая работа в СССР была поставлена значительно слабее чем в США, эта работа не была доведена до логического конца. С распадом СССР на поверхность социальной жизни всплыли наиболее примитивные формы простейших, кои до сих пор диктуют вкусы en masse. Мы ещё пожнём эти плоды обильного унавоживания умов сограждан.

Отчасти именно отсутствие этих отсылочных образов — как мужчин, так и женщин — в умах населения позволило женщинам формулировать «настоящего мужчину» произвольным образом, наделяя его наиболее удобным им набором свойств. Если никто не знает, кто такой мужчина, то «я его слепила из того что было». Полюбить, правда, такое не удаётся; остаётся только пользоваться. Что же касается мужчин, то с формулировкой «настоящей женщины» всё ещё более расплывчато и на уровне интуиции.

Возвращаясь к Муру и Джиллетту, они делают важное указание на то, что ранние общества практически все обладали некими формами ритуальной инициации, психологически отмечающей переход из мальчишеской юности в зрелую мужественность, со взрослыми обязанностями, радостями и духовностью.

Институты со схожей функцией имеют место быть: армия, криминальные группировки и тюрьмы (т.е. те же группировки). Однако я солидарен с авторами в том, что эти институты трудно назвать инициаторами мужественности — скорее они закрепляют подростковые комплексы и агрессивность, и не давая ей конструктивного выхода, направляют её внутрь, на разрушение. Это псевдоинициация.

С женщинами проще — шаг в женственность отмечает дефлорация. Но с мужской психикой такое не проходит, и многие остаются психологически мальчишками. Мальчик живёт в каждом мужчине, он — источник энергии, любопытства, интереса к жизни, непосредственности и игривости. Но ребенка терзают и комплексы, и неуверенность в себе. И до недавнего времени не было процесса или социального института, который бы взял на себя функцию трансформации. Каждый из нас должен был идти по этому пути сам по себе.

Любое здоровое общество движется к балансу, в том числе и к балансу мужского и женского, инь и янь. Трудно сказать, в какой момент американское общество, по которому я отмеряю эти процессы, сделало свои первые шаги в сторону феминизации. Однако достоверно известно, что с 60-х годов прошлого века женщины стали больше получать орального секса, а число минетов пошло на убыль. Конец Второй мировой войны ознаменовался пиком сексуальной активности, свободы и раскрепощенности, после чего баланс сил начал меняться в пользу женщин. Именно тогда секс стал использоваться как средство давления.

Однако, как я сказал, здоровое общество ищет баланса. И определенная часть общества сделала шаги к тому, чтобы восстановить баланс сил. Это pickup. Корни его следует искать именно в тех самых 60-х, поскольку большинство авторов ссылаются на некоторые приемы работы как на методы «старой школы». Увы, их доподлинную суть мы не сможем восстановить; в то время это был народный фольклор, истории, рассказываемые на перемене в мужском туалете или после школы, или то, что отец рассказывал своим подросшим сыновьям на рыбалке.

Общественный организм отреагировал, попытавшись придать дополнительную силу мужской части населения, которая теряла свои позиции. Взяв первоначальный оборот, и движение феминизма, и движение съема шли бок о бок, каждый наращивая потенциал: феминистки захватывали властные позиции и отрабатывали приемы косвенного воздействия на население, а мужчины отрабатывали технологии обращения с женщинами.

В таком состоянии мы и застаем эту картинку войны полов.

Отдельно оговариваю, что тут нет персоналий — подспудные течения общественной мысли несводимы ни к отдельным людям, ни к волевым порывам отдельных представителей.

Мур и Джиллетт разлагают мужскую психику на четыре архетипа, и каждому из них предшествует детский архетип в соответствующей форме. У каждого архетипа есть две «тени», которые я называю «экстравертной» и «интравертной». В книге они отмечены как + и -, но я бы не стал ставить плюсик рядом с «экстравертной тенью», поскольку все «тени» в той или иной степени отрицательны.

Было бы грубой ошибкой воспринимать архетипы как роли в жизни. Это то самое, что делает всех мужчин психологически увечными: они запираются в стенах одного архетипа, а это смешно выглядит. Непрофессионалам лучше рассматривать архетипы как некие стороны своей личности, которые в каждой ситуации проявляются с разной степенью интенсивности. Где-то ты Воин, а где-то Влюбленный напополам с Магом.

Итак, архетипы в формате: детская форма → взрослая форма.

  1. Божественный ребенок → Король
  2. Герой → Воин
  3. Одаренный ребенок → Маг
  4. ребенок-Эдип, или Эрот → Влюбленный

Я не буду описывать все архитипы подробнее хотя бы потому, что это означало бы практически перевод книги, а это выходит за рамки моих намерений. Но я намерен даже на таком ограниченном описании архетипов показать, что движение съема является тем самым механизмом инициации, который обеспечивает явление каждого из взрослых архетипов в его наиболее полной форме.

Первый: архетип Воина.

Основные качества архетипа воина — агрессивность, ясность сознания, собранность, стратегическое мышление, самодисциплина, достигаемое большим трудом мастерство, адаптивность и осознание смерти. Среди них также нужно назвать верность и преданность надличностным идеалам или целям, которые делают воина недоступным вследствие его эмоциональной отчужденности. Он разрушает, чтобы освободить дорогу чему-то новому и свежему *.

* Это и последующие описания взяты из ЖЖ

Давайте подумаем, воспитываются ли эти качества в процессе обучения съему? Агрессивность — здоровый напор. Ясность сознания нужна, чтобы понимать, что происходит; непонимание просходящего означает множественные ошибки и провал. Собранность — безусловно присуствует. Стратегическое мышление — тактики групповой работы, и многое другое. Самодисциплина — обязательная величина; без неё даже первой тысячи подходов не сделать. Достигаемое большим трудом мастерство — присутствует. Адаптивность означает гибкость, необходимость которой не оспаривается. Осознание смерти: это то самое, что подсказывает — живи сегодняшним днём, потому что завтра ты можешь не проснуться. Преданность надличностным идеалам и целям — разве сосредоточены мы на личности какой-то конкретной девушки? Нет, мы следуем идее, мы следуем принципам жизни мужчины так, как мы их понимаем. И разрушаем старую личность, чтобы на её месте выросло нечто новое.

Вначале вы воспитываете в себе Воина.

Второй: архетип Мага.

Архетип мага владеет тайным знанием, это мудрец и мастер технологий, умеющий управлять энергией. <…> В качестве хранителя священного пространства он руководит процессом трансформации, он ведает тайны природы, звезд, погоды и охоты. Мур и Джиллетт называют это «наблюдающим эго», которое контролирует течение энергии или эмоций в структурах «я» и помогает трансформировать сырую энергию в полезную. Это архетип глубокомыслия, рефлексии и интроверсии.

Мастер съема всегда опытен, он мастер технологий и навыков. Маг внутри нас помогает нам изменять себя, отслеживать внутренние процессы и манипулировать энергией, и своей, и группы. Без развитого Мага говорить о мастерстве и внутренней Игре (Inner Game) вообще не имеет смысла.

Третий: архетип Влюбленного.

Среди его качеств следует назвать витальность, страсть и вкус к жизни. Любовник глубоко чувственен и не стыдится своего тела и своих удовольствий. Он находится в полном контакте со всем, что его окружает, и очень ярко ощущает естественные потребности. Он хочет объять весь мир в его восхитительной тотальности и всегда воспринимает его с эстетической точки зрения.

Это тот архетип, который длительное время казался мне умершим. Да и вокруг себя я вижу множество людей (в том числе и в Сообществе), которые зацикливаются и становятся холодными игроками. В них нет человеческой доброты, а есть лишь страсть к манипулированию другими ради мести за прошлые расстройства и унижения. Это экстравертная форма тени мага — «холодный манипулятор» (detached manipulator), которая вплотную соприкасается с impotent lover, неспособным любить. И такие либо открывают Влюбленного в себе, переосмысливая свой предыдущий опыт, либо испытывают чувство опустошенности и скуки, за которой следует отказ от сексуальных контактов (об этом, например, говорит Jeffy в семинаре RSD Transformations, да и в The Game проскакивают подобные нотки).

Это предпоследняя стадия развития, трудный участок извилистой горной тропы, на котором можно и сорваться.

Четвертый: архетип Короля.

У архетипа короля есть две основные функции: отдавать приказания и обеспечивать плодородие и благополучие страны. Он ответственен за процветание своей земли и людей — если он заболевает, слабеет или лишается потенции, все это приходит в упадок. Король должен появляться перед народом. Его чувство собственной важности и ценности проистекает от того, что его видят. Он несет стабильность, равновесие, радость и жизненную силу. Он питает творчество и ведет других к полноте бытия.

Когда вы прошли весь путь, вы — Король. Вы нашли тех женщин, которых хотели, и заняты устроением совместной жизни с ними. Вы внесли в жизнь ваших женщин стабильность, равновесие, радость и жизненную силу, и наполнили их жизни смыслом, потому что они нашли того, кого искали.

Это и есть путь от мальчика к мужчине.

уже не мальчик, но еще не мужчина

Альтернативные описания

В Древней Руси - член младшей дружины князя, бывший одновременно и слугой члена старшей дружины - боярина

На Руси младший дружинник

Перемальчик-недоюноша

Мальчик до двенадцати лет

Спаситель джинна в книге «Старик Хоттабыч» по определению самого Хоттабыча

Стихотворение А. Пушкина

Сын встарь

Тинэйджер при боярах

Глупенький мальчишка

Младший княжий дружинник

Пацан из прошлого

Юнец безусый

Старорусский тинэйджер

Стихотворение российской писательницы М. Цветаевой

Младший член дружины князя на Руси

Мальчик-подросток

Старорусский тинейджер

. «вьюноша»

Подросток встарь

Юнец, подросток

Тинейджер по-старорусски

Тин встарь

Старинный юноша

Тинейджер при боярах

Подросток

Подросток, юноша

Мальчик-подросток (устар.)

Мальчик

Младший княжеский дружинник на Руси

Волька устами Хоттабыча

Подросток из старинной жизни

Мальчуган

Юнец купеческих времен

Подросток, юноша

Младший княжеский дружинник в Древней Руси

Мальчик-подросток

Стихотворение А. Пушкина

. "Тинэйджер" при боярах

. "вьюноша"

М. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от до лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов. младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. Отрок, стар. церк. царская, княжеская прислуга; паж; служитель или раб вообще; урал. сорвиголова, повеса (Шейн). Отроков, -вицын, им лично принадлеж. Отрочий, -ческий, им вообще свойственый. Отрочествовать или отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту пору. Отроча ср. отрочата мн. младенец, дитя или отрок, -ковица. Отрочатин грех вменяется отцу-матери. Отрочище ср. отрочищ м. церк. отрок на возрасте; слуга. Отроколюбивый, чадолюбивый. Отрокородный год, детородный

Спаситель джинна в книге "Старик Хоттабыч" по определению самого Хоттабыча

Юнец в лоне церкви

В нашем обществе переход из состояния ребенка в состояние взрослости никак специально не отмечается. Однако у многих народов мира мальчик становится мужчиной, а девочка женщиной, только если выдержат ряд суровых испытаний.

У мальчиков это инициация, важнейшей ее частью у многих народов было обрезание. При этом оно, естественно, проделывалось вовсе не в младенчестве, как у современных иудеев. Чаще всего ему подвергались мальчики 13-15 лет. В африканском племени кипсиги, живущем в Кении, мальчиков по одному подводят к старейшине, который отмечает то место на крайней плоти, где будет проходить надрез.

Затем мальчики садятся на землю. Перед каждым стоит отец или старший брат с палкой в руке и требует, чтобы мальчик смотрел прямо перед собой. Церемонию проводит старейшина, он отсекает крайнюю плоть в отмеченном месте.

В течение всей операции мальчик не имеет права не только вскрикнуть, но и вообще показать, что ему больно. Это очень важно. Ведь перед обрядом он получил специальный амулет от девушки, с которой помолвлен. Если же сейчас он вскрикнет от боли или поморщится, ему придется бросить этот амулет в кусты - за такого человека не пойдет ни одна девушка. До конца жизни он будет посмешищем в своей деревне, поскольку все будут считать его трусом.

У австралийских аборигенов обрезание - это сложная, многоступенчатая операция. Сначала производится классическое обрезание - посвящаемый ложится на спину, после чего один из пожилых людей оттягивает его крайнюю плоть как можно дальше, в то время как другой быстрым взмахом острого кремниевого ножа отсекает лишнюю кожу. Когда мальчик поправится, происходит следующая, основная операция.

Обычно ее проводят на закате. При этом мальчик не посвящается в детали того, что сейчас произойдет. Мальчика кладут на некое подобие стола, составленного из спин двух взрослых мужчин. Далее один из тех, кто проводит операцию, вытягивает пенис мальчика вдоль живота, а другой... распарывает его вдоль по мочеточнику. Только теперь мальчик может считаться настоящим мужчиной. Прежде чем рана заживет, мальчику придется спать на спине.

Такие распоротые пенисы у австралийских аборигенов во время эрекции приобретают совершенно иную форму - они становятся плоскими и широкими. При этом для мочеиспускания они не годятся, и австралийские мужчины справляют малую нужду, сидя на корточках.

Но самый своеобразный метод распространен у некоторых народов Индонезии и Папуа, таких как батаки и киваи. Он состоит в том, что поперек пениса острым куском дерева проделывают отверстие, куда впоследствии можно вставлять различные предметы, например металлические - серебряные или, кто побогаче, золотые палочки с шариками по бокам. Здесь считают, что во время совокупления это создает дополнительное удовольствие для женщины.

МУЖСКАЯ МЕНСТРУАЦИЯ И ШКОЛА ЛЮБВИ

Недалеко от побережья Новой Гвинеи, у жителей острова Вайгео, ритуал посвящения в мужчины связан с обильным кровопусканием, смысл которого заключается в «очищении от скверны». Но прежде необходимо научиться... играть на священной флейте, после чего до крови очистить язык наждаком, поскольку в глубоком детстве юноша сосал молоко матери и тем самым «осквернял» язык.

А самое главное, необходимо «очиститься» после первого полового акта, для чего требуется сделать в головке члена глубокий надрез, сопровождаемый обильным кровопусканием, так называемой «мужской менструацией». Но и это не предел мучениям!

У мужчин племени кагаба существует обычай, согласно которому во время полового сношения сперма ни в коем случае не должна упасть на землю, что расценивается как тяжкое оскорбление богов, а значит, может привести к гибели всего мира. По свидетельству очевидцев, «кагабинцы» не находят ничего лучшего для того, чтобы не пролить сперму на землю, «как подкладывать под мужской член камень».

А вот молодые юноши племени кабаба из Северной Колумбии по обычаю вынуждены вступать в свой первый половой акт с самой уродливой, беззубой и древней старухой. Не мудрено, что мужчины этого племени всю оставшуюся жизнь испытывают к сексу стойкое отвращение и плохо живут с законными женами.

У одного из австралийских племен обычай посвящения в мужчины, который проводится с 14-летними мальчиками, еще более экзотичен. Чтобы доказать всем свою зрелость, подросток должен переспать с собственной матерью. Этот ритуал означает возвращение юноши в материнское лоно, которое символизирует смерть, а оргазм - возрождение.

В некоторых племенах инициируемый должен пройти через «зубастое лоно». Мать надевает на голову маску ужасного чудовища, а себе в вагину вставляет челюсть какого-нибудь хищника. Кровь от ранения о зубы считается священной, ею смазывают лицо и половые органы юноши.

Куда больше повезло юношам племени ванду. Стать мужчиной они могут лишь после того, как окончат специальную сексуальную школу, где женщина-инструктор по сексу дает юношам обширную теоретическую, а позже и практическую подготовку. Выпускники такой школы, посвященные в тайны сексуальной жизни, радуют своих жен во всю силу сексуальных возможностей, данных им природой.

СДИРАНИЕ КОЖИ

Во многих бедуинских племенах на западе и юге Аравии, несмотря на официальный запрет, сохранился обычай сдирания кожи с полового члена. Эта процедура заключается в том, что кожу пениса разрезают на всю его длину и сдирают, как сдирают кожу с угря во время его разделки.

Мальчики от десяти до пятнадцати лет считают делом чести не издать при этой операции ни единого крика. Участника действа обнажают, и раб манипулирует его пенисом до тех пор, пока не наступает эрекция, после чего производится операция.

КОГДА НАДЕВАТЬ ШЛЯПУ?

Юноши племени кабири в современной Океании, достигнув зрелости и пройдя суровые испытания, получают право водрузить на свою голову остроконечный колпак, обмазанный известью, украшенный перьями и цветами; его приклеивают к голове и даже ложатся в нем спать.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Как и у множества других племен, у бушменов инициацию мальчика проводят также после его предварительного обучения охотничьим и житейским навыкам. И чаще всего эту науку жизни молодые люди проходят в лесу.

После завершения «курса молодого бойца» мальчику делают глубокие надрезы над переносицей, куда втирают пепел сожженных сухожилий заранее убитой антилопы. И, естественно, всю эту мучительную процедуру он обязан перенести молча, как и подобает настоящему мужчине.

БИТИЕ ВОСПИТЫВАЕТ МУЖЕСТВО

В африканском племени фулани в ходе церемонии посвящения в мужчины, которая называлась «соро», каждого подростка несколько раз били тяжелой дубиной по спине или груди. Испытуемый должен был эту экзекуцию перенести молча, ничем не выдав боли. Впоследствии чем дольше на его теле оставались следы побоев и чем ужаснее он выглядел, тем большее уважение он приобретал среди соплеменников как мужчина и воин.

ЖЕРТВА ВЕЛИКОМУ ДУХУ

У манданов обряд посвящения юношей в мужчины состоял в том, что посвящаемого обматывали веревками, как кокон, и подвешивали на них, пока он не терял сознания.




В этом бесчувственном (или безжизненном, по их выражению) состоянии его клали на землю, и когда он приходил в себя, то подползал на четвереньках к старому индейцу, сидевшему во врачебном шалаше с топором в руках и буйволовым черепом перед собой. Юноша поднимал мизинец левой руки как жертву великому духу, и он отсекался (иногда вместе с указательным пальцем).

ИЗВЕСТКОВАЯ ИНИЦИАЦИЯ

У малазийцев ритуал вступления в тайный мужской союз ингиет состоял в следующем: во время инициации голый пожилой человек, вымазанный с головы до ног известью, держал конец циновки, а другой конец давал испытуемому. Каждый из них поочередно тянул циновку на себя, пока старик не падал на новичка и не совершал с ним половой акт.

ИНИЦИАЦИЯ У АРАНДА

У аранда инициация делилась на четыре периода, с постепенно нарастающей сложностью обрядов. Первый период - это сравнительно безобидные и простые манипуляции, проделываемые над мальчиком. Главная процедура состояла в подбрасывании его в воздух.

Перед этим его обмазывали жиром, а потом раскрашивали. В это время мальчику давали определенные наставления: например, не играть больше с женщинами и девочками и готовиться к более серьезным испытаниям. В это же время мальчику просверливали перегородку носа.

Второй период - это церемония обрезания. Она проводилась над одним или двумя мальчиками. Участвовали в этом действе все члены рода, без приглашения посторонних. Церемония продолжалась около десяти дней, и на протяжении всего этого времени члены племени плясали, совершали перед посвящаемыми различные обрядовые действия, значение которых им тут же и объяснялось.

Часть обрядов производилась в присутствии женщин, но когда приступали к обрезанию, они убегали. По окончании операции мальчику показывали священный предмет - деревянную дощечку на шнурке, которую непосвященные не могли видеть, и объясняли ее значение, с предупреждением хранить это в тайне от женщин и детей.

Некоторое время после операции посвящаемый проводил вдали от лагеря, в лесных зарослях. Здесь он получал целую серию наставлений от руководителей. Ему внушали правила морали: не совершать дурных поступков, не ходить по «дороге женщин», соблюдать пищевые запреты. Эти запреты были довольно многочисленны и тягостны: запрещалось есть мясо опоссума, мясо кенгуровой крысы, хвост и крестец кенгуру, внутренности эму, змей, всякую водяную птицу, молодую дичь и прочее-прочее.

Он не должен был для извлечения мозга разбивать кости, а мягкого мяса есть чуть-чуть. Словом, посвящаемому была запрещена наиболее вкусная и питательная пища. В это время, живя в зарослях, он учился особому тайному языку, которым и разговаривал с мужчинами. Женщины приближаться к нему не могли.

Через некоторое время, еще до возвращения в лагерь, над мальчиком проделывалась довольно мучительная операция: несколько мужчин поочередно кусали ему голову; считалось, что после этого будут лучше расти волосы.

Третий этап - выход посвящаемого из-под материнской опеки. Осуществлял он это путем бросания бумеранга в сторону нахождения материнского «тотемического центра».

Последний, самый сложный и торжественный этап инициации - это церемония энгвура. Центральное место в ней занимало испытание огнем. В отличие от предыдущих этапов, здесь участвовало все племя и даже гости из соседних племен, но только мужчины: собиралось двести-триста человек. Конечно, подобное мероприятие устраивалось не для одного-двух посвящаемых, а для большой их партии. Празднества длились очень долго, несколько месяцев, обычно между сентябрем и январем.

В течение всего времени непрерывной серией исполнялись религиозные тематические обряды, главным образом в назидание посвящаемым. Помимо этого устраивались различные другие церемонии, отчасти символизировавшие разрыв посвящаемых с женщинами и переход их в группу полноправных мужчин. Одна из церемоний состояла, например, в прохождении посвящаемых мимо женского лагеря; при этом женщины бросали в них горящие головни, а посвящаемые оборонялись ветками. После этого устраивалось притворное нападение на женский лагерь.

Наконец наступало время главного испытания. Оно состояло в том, что разводился большой костер, его накрывали сырыми ветками, и посвящаемые юноши ложились поверх них. Они должны были пролежать так, совершенно обнаженные, в жару и дыму, без движения, без крика и стона, четыре-пять минут.

Ясно, что огненное испытание требовало от юноши огромной выдержки, силы воли, но также и безропотного повиновения. Но ко всему этому они приготовлялись длительными предшествующими тренировками. Это испытание повторялось дважды. Один из описывающих это действие исследователей прибавляет, что когда он попробовал для опыта опуститься на колени на тот же зеленый настил над костром, то вынужден был сразу же вскочить.

Из последующих обрядов интересна устраиваемая в темноте насмешливая перекличка между посвящаемыми и женщинами, причем в этой словесной дуэли не соблюдались даже обычные ограничения и правила приличия. Затем на их спинах рисовали эмблематические изображения. Далее повторялось в сокращенном виде огненное испытание: в женском лагере разводили маленькие костры, и юноши становились на эти костры на колени на полминуты.

Перед окончанием празднества вновь устраивались пляски, обмен женами и, наконец, обрядовое предложение пищи посвящаемыми своим руководителям. После этого участники и гости постепенно расходились по своим стойбищам, и на этом все заканчивалось: с этого дня все запреты и ограничения с посвящаемых снимались.

ПУТЕШЕСТВИЯ... ЗУБА

При проведении обряда инициации у некоторых племен бытует обычай удалять у мальчиков один или несколько передних зубов. Причем с этими зубами впоследствии тоже проводятся определенные магические действия. Так, у некоторых племен района реки Дарлинг выбитый зуб засовывали под кору дерева, растущего около реки или ямы с водой.

Если зуб зарастал корой или падал в воду, причин для беспокойства не было. Но если он выступал наружу, и по нему бегали муравьи, то юноше, по убеждению туземцев, грозила болезнь полости рта.

Мурринг и другие племена Нового Южного Уэльса сначала препоручали хранение выбитого зуба одному из стариков, которые передавал его другому, тот - третьему и так до тех пор, пока, обойдя по кругу всю общину, зуб не возвращался к отцу юноши и, наконец, к самому молодому человеку. При этом ни один из тех, у кого хранился зуб, не должен был класть его в мешок с «магическими» предметами, так как считалось, что в противном случае владелец зуба окажется в большой опасности.

ЮНОШЕСКИЙ ВАМПИРИЗМ

У некоторых австралийских племен с реки Дарлинг существовал обычай, по которому, после церемонии по случаю достижения зрелости, юноша первые два дня ничего не ел, а пил лишь кровь из вен, вскрытых на руках его друзей, добровольно предлагавших ему эту пищу.

Наложив лигатуру на плечо, вскрывали вену с внутренней стороны предплечья и выпускали кровь в деревянный сосуд или в кусок коры, имевший форму блюда. Юноша, став на колени в своей постели из ветвей фуксии, наклонялся вперед, держа сзади руки, и лизал языком, как собака, кровь из поставленного перед ним сосуда. Позднее ему разрешается есть мясо и пить кровь утки.

ВОЗДУШНАЯ ИНИЦИАЦИЯ

У племени мандан, относящегося к группе североамериканских индейцев, обряд посвящения, наверное, самый жестокий. Происходит он следующим образом.

Посвящаемый сначала становится на четвереньки. После этого один из мужчин большим и указательным пальцами левой руки оттягивает около дюйма плоти на его плечах или груди и зажатым в правой руке ножом, на обоюдоострое лезвие которого для усиления причиняемой боли другим ножом нанесены зазубрины и насечки, протыкает оттянутую кожу. Стоящий рядом его помощник вставляет в рану колышек или шпильку, запас которых он держит наготове в левой руке.

Затем несколько мужчин племени, заблаговременно забравшись на крышу помещения, в котором происходит обряд, через отверстия в потолке опускают две тонкие веревки, которые привязывают к этим шпилькам, и начинают подтягивать посвящаемого вверх. Это продолжается до тех пор, пока его тело не приподнимается над землей.

После этого ножом прокалывается кожа на каждой руке ниже плеч и на ногах ниже колен, и в образовавшиеся раны также вставляются шпильки, и к ним привязываются веревки. За них посвящаемых подтягивают еще выше. После этого на шпильках, торчащих из струящихся кровью конечностей, наблюдатели развешивают принадлежащие проходящему обряд юноше лук, щит, колчан и т. д.

Затем жертву снова подтягивают вверх, пока она не повисает в воздухе так, чтобы не только ее собственный вес, но и вес развешенного на конечностях вооружения, приходился на те части тела, к которым прикреплены веревки.

И вот так, превозмогая непомерную боль, покрытые запекшейся кровью, посвящаемые висели в воздухе, кусая язык и губы, чтобы не издать ни малейшего стона и с триумфом пройти это наивысшее испытание на твердость характера и мужество.

Когда руководящие посвящением старейшины племени считали, что юноши достойно выдержали эту часть обряда, они приказывали опустить их тела на землю, где они и лежали без видимых признаков жизни, медленно приходя в себя.

Но муки посвящаемых на этом еще не заканчивались. Им предстояло пройти еще одно испытание: «последний бег», или на языке племени - «эх-ке-нах-ка-нах-пик».

К каждому из юношей приставляли двух старших по возрасту и физически сильных мужчин. Они занимали места по обе стороны посвящаемого и брались за свободные концы широких кожаных ремней, привязанных к его запястьям. А к шпилькам, пронизывающих различные части тела юноши, подвешивали тяжелые грузы.

По команде сопровождающие начинали бегать широкими кругами, увлекая за собой своего подопечного. Процедура продолжалась до тех пор, пока жертва не теряла сознания от потери крови и изнеможения.

МУРАВЬИ ОПРЕДЕЛЯЮТ...

В амазонском племени мандруку также существовала своеобразная изощренная пытка-посвящение. На первый взгляд применяемые при ее проведении инструменты выглядели вполне безобидно. Они представляли собой подобие двух, глухих с одного конца, цилиндров, которые были изготовлены из коры пальмового дерева и имели длину около тридцати сантиметров. Таким образом, они напоминали пару огромных, грубо изготовленных рукавиц.

Посвящаемый засовывал руки в эти футляры и в сопровождении зевак, которые обычно состояли из членов всего племени, начинал долгий обход поселения, останавливаясь перед входом в каждый вигвам и исполняя нечто вроде танца.

Однако, эти рукавицы были на самом деле не столь безобидны, как могло показаться. Ибо внутри каждой из них находилась целая коллекция муравьев и других жалящих насекомых, отобранных по признаку наибольшей причиняемой при их укусах боли.

В других племенах при посвящении также используется тыквенная бутылка с муравьями. Но кандидат в члены общества взрослых мужчин не совершает обход поселения, а стоит на месте до тех пор, пока происходят дикие танцы племени под аккомпанемент диких криков. После того, как юноша выдержал ритуальную «пытку», его плечи украшают перьями.

ТКАНЬ ВЗРОСЛЕНИЯ

В южноамериканском племени оуна также применяется «испытание муравьями» или «осой». Для этого муравьи или осы втыкаются в особую сетчатую ткань, часто изображающую какое-нибудь фантастическое четвероногое, рыбу или птицу.

Все тело юноши закутывается в эту ткань. От этой пытки юноша падает в обморок, и в бессознательном состоянии его относят в гамак, к которому его привязывают веревками; а под гамаком горит слабый огонь.

В этом положении он остается одну-две недели и может питаться только маниоковым хлебом и мелкой разновидностью копченой рыбы. Даже в употреблении воды существуют ограничения.

Эта пытка предшествует пышному танцевальному празднеству, продолжающемуся несколько дней. Гости приходят в масках и огромных головных уборах с красивой перьевой мозаикой, и в разных украшениях. Во время этого карнавала юноша подвергается битью.

ЖИВАЯ СЕТКА

У ряда карибских племен при инициациях мальчиков также использовали муравьев. Но перед этим молодым людям с помощью клыка кабана или клюва тукана до крови расцарапывали грудь и кожу рук.

И только после этого приступали к пытке муравьями. Проводивший эту процедуру жрец имел специальное приспособление, похожее на сетку, в узкие петли которого помещали 60-80 больших муравьев. Их размещали так, чтобы их головы, вооруженные длинными острыми жалами, располагались с одной стороны сетки.

В момент инициации сетку с муравьями прижимали к телу мальчика, и держали в таком положении до тех пор, пока насекомые не присасывались к коже несчастной жертвы.

В процессе этого ритуала жрец прикладывал сетку к груди, рукам, нижней части живота, спине, задней части бедер и икрам беззащитного мальчика, который при этом никоим образом не должен был выразить свое страдание.

Следует отметить, что в этих племенах подобной процедуре подвергаются и девушки. Они также должны спокойно выносить укусы разъяренных муравьев. Малейший стон, болезненное искажение лица лишает несчастную жертву возможности общения со старшими. Более того, ее подвергают такой же операции до тех пор, пока она мужественно вынесет ее, не выказав ни малейших признаков боли.

СТОЛБ МУЖЕСТВА

Не менее жестокое испытание приходилось выдерживать молодым людям из североамериканского племени чейенн. По достижении мальчиком возраста, когда он мог стать воином, отец привязывал его к столбу, стоявшему близ дороги, по которой девушки ходили за водой.

Но привязывали юношу особым образом: в грудных мускулах делались параллельные надрезы, а вдоль их протягивали ремни из невыделанной кожи. Этими-то ремнями юношу и привязывали к столбу. И не просто привязывали, а оставляли одного, и он должен был освободить себя сам.

Большинство юношей откидывалось назад, натягивая ремни тяжестью своего тела, отчего они врезались в плоть. Дня через два натяжение ремней ослабевало, и юноша освобождался.

Более мужественные ухватывались обеими руками за ремни и водили ими взад и вперед, благодаря чему они освобождались уже через несколько часов. Юноша, освободившийся таким образом, всеми восхвалялся, и на него смотрели, как на будущего предводителя на войне. После того, как юноша освобождал себя, его с большим почетом вводили в хижину и ухаживали за ним с большой заботой.

Напротив, пока он оставался привязанным, женщины, проходя мимо него с водой, не заговаривали с ним, не предлагали утолить жажду, и не оказывали никакой помощи.

Впрочем, юноша имел право попросить о помощи. Более того, он знал, что она будет тотчас оказана ему: с ним сразу заговорят, и освободят его. Но он в то же время помнил, что это станет для него пожизненным наказанием, ибо отныне его будут считать «бабой», оденут в женское платье и заставят выполнять женские работы; он не вправе будет охотиться, носить оружие и быть воином. И, конечно же, ни одна женщина не захочет выйти за него замуж. Поэтому подавляющее большинство чейеннских юношей по-спартански выдерживают эту жестокую пытку.

РАНЕНЫЙ ЧЕРЕП

В некоторых африканских племенах во время инициации после ритуала обрезания производится операция по нанесению небольших ранок по всей поверхности черепа вплоть до появления крови. Первоначально цель этой операции явно заключалась в том, чтобы проделать в черепной кости отверстия.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ АСМАТОВ

Если, к примеру, для проведения инициации племена мандруку и оуна используют муравьев, то асматы из Ирианской Джайи при церемонии посвящения мальчиков в мужчины никак не могут обойтись без человеческих черепов.

В начале ритуала особенным образом раскрашенный череп кладется между ног проходящего через посвящение юноши, который сидит, обнаженный, на голом полу в специальной хижине. При этом он должен постоянно прижимать череп к своим половым органам, не спуская с него глаз в течение трех суток. Считается, что в этот период кандидату передается вся сексуальная энергия владельца черепа.

Когда первый ритуал завершается, юношу ведут к морю, где его ожидает каноэ под парусом. В сопровождении и под руководством дяди и одного из близких родственников юноша отправляется в направлении солнца, туда, где по поверьям, живут предки асматов. Череп в это время лежит перед ним на дне каноэ.

Во время морского путешествия юноше полагается сыграть несколько ролей. Он, прежде всего, должен уметь вести себя как старик, причем такой слабый, что даже не в силах держаться на своих ногах и все время падающий на дно лодки. Сопровождающий юношу взрослый каждый раз поднимает его, а потом, в конце ритуала, вместе с черепом бросает в море. Этот акт символизирует смерть старика и рождение нового человека.

Должен испытуемый справиться и с ролью младенца, не умеющего ни ходить, ни говорить. Исполняя эту роль, юноша демонстрирует, насколько он благодарен своему близкому родственнику за то, что тот помог пройти ему испытания. Когда лодка причалит к берегу, то юноша уже будет вести себя как взрослый мужчина и носить два имени: свое собственное и имя владельца черепа.

Вот почему асматам, снискавшим скверную популярность безжалостных «охотников за черепами», было очень важно знать имя убитого ими человека. Череп, имя владельца которого неизвестно, превращался в ненужный предмет, и его нельзя было использовать на церемониях посвящения.

В качестве иллюстрации приведенного выше утверждения может послужить следующий случай, происшедший в 1954 году. Три иностранца были гостями в одной деревне асматов, и местные жители пригласили их на угощение. Хотя асматы были людьми гостеприимными, но, тем не менее, на гостей смотрели прежде всего как на «носителей черепов», намереваясь расправиться с ними в ходе праздника.

Вначале хозяева в честь гостей исполнили торжественную песнь, а затем попросили назвать свои имена, чтобы якобы вставить их в текст традиционного песнопения. Но как только те назвались, как тут же потеряли головы.





Метки: