Когда переобувать машину на летнюю. Сезонная замена резины – необходимость, условия, сроки

Дважды в год перед автомобилистами встает вопрос: когда менять резину , уже пора или еще рано? Есть ли какие-то правила, чтобы менять резину на летнюю по закону? Что рекомендуют производители шин?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога.

Стоит пригреть весеннему солнышку, немного подсохнуть асфальту, а термометру показать температуру около +5 градусов, сразу многие начинают спрашивать, когда менять резину на летнюю по закону? А многие водители-торопыги скорее спешат менять резину на автомобиле на летнюю. Погода в это время очень непредсказуемая: сегодня тает, завтра может ударить мороз и выпасть снег! Март месяц – коварная пора. Да и, судя по всему, начинающийся апрель в этом году какой-то непонятный будет…

- С 1 января 2015 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза, в котором предусмотрены ограничения по минимально допустимой глубине протектора резины: для летних шин - 1,6 миллиметра, для зимних - 4 миллиметра. Помимо этого техрегламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств» введен запрет на эксплуатацию летних шин в зимний период и шипованных шин летом, получивший название «Закон о шипованной резине ». Согласно данному документу продолжительность зимнего периода составляет 3 месяца - с 1 декабря по 1 марта. Но в связи с тем, что климатические условия в разных географических субъектах могут значительно отличаться, данный период может быть продлен, но никак не сокращен.

Однако в России, несмотря на то, что для исключения возможности использования неподходящей резины были внесены поправки в ПДД, четко описывающие, какая резина считается летней, какая зимней, а какая всесезонной, данный законопроект действует не в полную силу (про виды шин я уже рассказывал). Это связано с тем, что в правилах не прописан запрет на конкретное время эксплуатации шин. Получается, что, несмотря на установленные техническим регламентом ограничения, водители несут ответственность только за использование шипованной резины летом, а за летние шины зимой - нет. Главное, чтобы глубина протектора соответствовала обозначенным стандартам.

Если учитывать рекомендации производителей автомобильных шин и экспертов в данной отрасли, то проводить смену автомобильной резины стоит тогда, когда уже на протяжении нескольких суток в вашем регионе держится среднесуточная температура +5 — + 7 градусов.

Помните, что именно температура воздуха непосредственно влияет на свойства автомобильных шин . Если сменить покрышки раньше времени (когда еще возможно понижение температуры и заморозки), то летние покрышки станут более твердыми и соответственно будет довольно сложно управлять автомобилем. Если вам сейчас надо выбирать и покупать летнюю резину, то хочу напомнить, какие есть обозначения на шинах и что они означают.

Сезонная замена авторезины является обязательным условием для безопасной эксплуатации автомобилей в подавляющем большинстве регионов страны. В Санкт-Петербурге по сравнению с другими регионами страны холодная погода сохраняется дольше, а потому сразу же в начале марта можно не спешить с заменой.

Зима в этом году особенно продолжительной не была – в большинстве регионов в конец февраля-начала марта уже наблюдалась устойчивая плюсовая температура с незначительным минусом. С середины марта меньше +6 синоптики не обещают, а потому можно уже начать переобувать резину. Рассмотрим подробнее, когда переобувать машину на летнюю резину 2017 и что может случиться, если своевременно не поменять резину.

Что будет с резиной, если не переобуть автомобиль

Для начала узнаем, чем принципиально отличается летняя резина от зимней.

Обратите внимание, что зимняя и летняя резина имеют различный состав. В летний период, когда асфальт может нагреваться до высоких температур, твердая резина должна выдерживать нагрев, обеспечивая надежное сцепление при движении на высокой скорости. Также летняя резина должна эффективно противодействовать аквапланированию (потере сцепления с дорогой из-за водяного слоя в пятне контакта).

Что касается зимней авторезины, то из-за особого состава она может использоваться круглогодично, но в теплое время года быстрее изнашивается. Это вызвано тем, что зимняя резина более эластичная. Зато при минусовой температуре покрышки обеспечивают хорошее сцепление с дорогой – как с асфальтом, так и со снегом, гололедом.

Если своевременно не переобуть автомобиль, то можно понести значительные финансовые затраты. Учитывая, что зимняя резина стоит дороже летней, но при этом имеет длительный срок службы (некоторые производители утверждают, что срок службы их зимних шин в 3 раза больше летних), то езда в теплое и особенно жаркое время года на такой авторезине обеспечит быстрый износ покрышек. Различия в химическом составе и повышенная эластичность резины накладывает ограничения на стиль вождения, поскольку резины для зимы имеет иное сцепление с дорогой, чем летняя.

Если вы не хотите в несколько раз чаще тратить деньги на покупку зимних шин, то воспользуйтесь услугой сезонного шиномонтажа в Санкт-Петербурге.

Закон о замене резины

В России не существует положения в Законе, по которому автовладельцу могут вынести наказание за езду на зимней резине в летнее время. Штраф может быть наложен лишь в случае езды на авто с резиной, не соответствующей техническому регламенту (12.5 КоАП РФ). 12.5 КоАП РФ Управление транспортным средством у которого остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
  • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. При этом в соответствии с ТР ТС 018/2011 недопустима езда в летний период на шипованной зимней резине (июнь-август), а зимой (декабрь-февраль) – на летней авторезине. Штраф пока что за нарушение данного запрета не предусмотрен, хотя проект постановления существует – Законопроект предлагали принять в октябре 2016, но он не был принят.

Эксплуатация автомобиля на летней резине разрешается с марта по ноябрь, т.е. переобувать машину в РФ можно с 1 марта. В отдельных регионах в соответствии с ТР ТС 018/2011 допускается увеличения срока езды на зимней резине, если этого требуют погодные условия. Поэтому в Санкт-Петербурге можно переобувать машину с начала марта.

Разумеется, точную дату переобувки назвать нельзя. По российским законам переходить на летние шины можно уже с марта. Но можно — не значит нужно. Март — сложный для автомобилистов месяц. После весеннего дневного дождя ночью или рано утром на асфальте образуется гололедица. Встретить ее на «лете» — ситуация не из приятных. Далеко не каждый водитель в состоянии справиться с управлением в таких условиях даже на зимних покрышках.

Но дело не только в самом покрытии. Отсутствие снега или наледи на дорогах еще не дает повода отказываться от зимних шин. Внешне сухая и чистая, казалось бы, трасса может таить опасность при низких температурах, даже при небольшом плюсе. Это связано с тем, что сезонная резина сильно отличается в своих разновидностях по химическому составу. Чем холоднее на улице, тем сильнее летние шины «дубеют». Как следствие — сцепные качества с дорогой заметно ухудшаются. При переходе в «минус» на летней резине ездить становится совсем небезопасно. Лучше пару недель поцокать шипами по асфальту, чем внезапно очутиться в кювете.

«Многие шинные производители считают условным минимальным порогом значение +7 градусов. Если среднесуточная температура перешагнула эту отметку, можно смело ставить летнюю резину. В таких условиях она начинает хорошо держать дорогу», — советует шинный эксперт Леонид Пащенко .

Многолетние наблюдения экспертов говорят о том, что в центральной России раньше апреля таких среднесуточных значений не дождаться. Прежде чем спешить в шиномонтаж, для начала стоит проверить состояние летних покрышек. Глубина протектора не должна составлять менее 1,6 мм. Такие минимальные цифры указаны в Техническом регламенте, но на самом деле «рабочая» глубина у летних шин начинается от 3 мм, иначе увеличивается риск аквапланирования, то есть колеса будут «всплывать» в лужах. Лучше не ездить на «лысой» резине и раскошелиться на новый комплект.

Место установки колес тоже имеет значение. Опытные шиномонтажники обычно сами смотрят по состоянию. Шины, в предыдущем сезоне стоявшие на передней оси, как правило, имеют больший износ, поэтому есть смысл переместить их теперь назад. Таким образом, «лысеть» покрышки будут равномерно — а это в первую очередь вопрос безопасности при управлении автомобилем.

Итак, переобулись. А что делать с зимними шинами? К вопросу хранения не стоит относиться халатно. Главное — защитить их от света и влаги. Тут все более-менее просто. Оптимальнее гаража место придумать сложно. И сухо, и тепло. Наиболее подходящая температура — 0-25 градусов. Балкон тоже подойдет, но тогда шины надо обязательно накрыть или упаковать в непромокаемый мешок. Постоянный «загар» под палящим солнцем вреден для резины — на поверхности появятся микротрещины. Для защиты от внешнего воздействия в автомагазинах продаются специальные кондиционеры для шин. Если обработать им внешнюю поверхность перед хранением, можно продлить жизнь покрышек.

На время хранения еще надо избежать деформации шин. Поэтому не стоит пытаться втиснуть их в первое подходящее по размерам пространство. Дайте им свободу и не подпирайте другими твердыми предметами.

«В каком положении хранить резину, зависит от комплекта. Если шины без дисков, то их нельзя подвешивать. Покрышки следует оставлять вертикально, периодически поворачивая, и не складывать их стопкой, иначе за долгое время они деформируются. А вот с колесами в сборе все как раз наоборот. Идеальный вариант — подвесить в гараже. Если такой возможности нет, тогда лучше хранить в горизонтальном положении. Можно сложить друг на друга», — комментирует Леонид Пащенко.

О правильном хранении можно не задумываться, если не жалко заплатить 1500-3000 рублей за сезон. Обычно столько стоит складировать покрышки на сезон в специализированных сервисах или шиномонтажах. На чем точно не стоить экономить, так это на самой резине. Мысли «не переобуваться» вообще лучше отгонять подальше. В жару даже старая летняя резина лучше самой свежей зимней.

7ºС. Этот показатель должен знать каждый автомобилист: когда среднесуточная температура (ключевое слово - среднесуточная) перешагнёт через «плюс семь», можно смело менять зимние покрышки на летние - значит, весна окончательно наступила, шансы встретить на дороге ледовую корку минимальны.

Можно ли переобуться раньше?

Да, но только если есть уверенность, что холода безоговорочно капитулировали. При температурах от 0 до +7ºС сцепные свойства летних покрышек остаются высокими, но при «минусе» резиновая смесь дубеет и характеристики шин резко ухудшаются. А уж на «белой дороге» - покрытой снегом или льдом - резина, рассчитанная на тёплый сезон, совершенно беспомощна.

А может, не переобуваться?
Действительно - ну какой смысл сейчас покупать комплект летней резины, если можно проездить сезон, не переобуваясь, на старой зимней, а осенью просто купить новые «шиповки» или «липучки». Тем более, что глубины протектора достаточно, а сэкономленные деньги можно потратить… Да неважно, на что потратить, главное - сэкономленные!

Такие мысли сразу гоните куда подальше: летние и зимние шины отличаются по всем параметрам - конструкцией, составом резиновой смеси, рисунком протектора… А потому на асфальте, неважно, сухом или мокром, любая летняя покрышка ведёт себя лучше зимней.

Куда какие шины ставить?
Вытаскивая из кладовки комплект летних покрышек, вы внезапно замечаете, что одна пара колёс изношена меньше. Куда её поставить? «Бывалые» учили, что на ведущую ось. Однако не будем забывать, что советы ветеранов гаражных посиделок относятся ко временам, когда автомобили были сплошь заднеприводными.

Чем глубже рисунок протектора, тем более эффективна шина на мокром покрытии. Получается, что новые передние колёса оказываются более цепкими, а «лысые» задние - более «скользкими». В поворотах такая разношинница будет работать следующим образом: передок ещё держится за асфальт, а вот задняя часть (притом более лёгкая) даже при небольшом превышении скорости или сравнительно резком повороте «баранки» теряет контакт. Ощущения - непередаваемые: ведь машина только что надёжно стояла на дороге!

Ложное спокойствие как раз дарят свежие шины на управляемых колёсах.

Конечно, есть и другая точка зрения, которую исповедуют опытные водители. Мол, погасить занос (заносом называется увод задней оси) не составляет труда, главное, чтобы ведущие и одновременно управляемые колеса имели хороший зацеп. Но для этого, и правда, надо обладать устойчивыми навыками контраварийной езды, которые есть далеко не у каждого… И поэтому у шинников другое мнение. Они уверены, что для обычного водителя снос безопаснее. Опыт показывает, что при сносе «чайники» просто сбрасывают газ, что и помогает стабилизировать машину.

Более новые покрышки ставим назад, независимо от типа привода автомобиля!

А вообще, чтобы шины изнашивались равномерно, специалисты рекомендуют регулярно переставлять колёса, включая запасное, каждые 10-12 тысяч км, если пробег за сезон превышает этот показатель. Попутно неплохо бы заехать на балансировку (для справки: данная операция выполняется, чтобы колёса вращались равномерно, без вибраций). Таким образом удастся не только продлить жизнь шинам, но и снизить нагрузку на ходовую часть и рулевое управление.

Ещё один совет касается запаски. Если уж решились на ней сэкономить и в подполье упрятали лучшую из сохранившихся покрышек из старого комплекта, старайтесь в случае прокола подолгу не ездить на трёх новых и одном старом колёсах. А когда попадёте под дождь, снижайте скорость минимум на 10, а лучше - на 15-20 км/ч.

Тем скептикам, которые считают, что одна «подуставшая» шина не сотворит беды, напомним: машина опирается на асфальт именно покрышками, причём пятно контакта - небольшой прямоугольник размером 10×15 см. Так что от состояния и качества резины управляемость и эффективность торможения автомобиля зависят напрямую.