Наружный диаметр покрышки. Влияние высоты профиля шин на управляемость и комфорт. Что такое профиль шины и где его узнать

Шина — это композиционное изделие, то есть составная конструкция из множества материалов с различными физическими и механическими свойствами. При изготовлении современных шин необходима высокая точность.



Шина состоит из следующих элементов: - Слой герметичного синтетического каучука выполняет функции воздушной камеры, сохраняя давление воздуха внутри шины. - Слой каркаса состоит из тонких текстильных плетеных нитей корда, скрепленных между собой резиновой смесью и создающих форму шины. Свойства каркаса позволяют шине выдерживать нагрузки. - Нижняя часть боковины обеспечивает передачу крутящего и тормозного момента с обода к внешней части, то есть к пятну контакта с дорогой. - Бортовые кольца закрепляют шину на ободе. Они без риска разрушения должны выдерживать нагрузку до 1700 кгс. - Боковины, покрытые эластичным слоем резиновой смеси, служат для защиты от ударов и трения (например, при заезде на бордюр), которые могут повредить каркас. Более жёсткий слой в нижней части боковины обеспечивает надежную связь шины с ободом. - Ленты корда в брекерном слое, усиленные прочным стальным кордом и скрепленные с ним резиновой смесью. Ленты корда "наклеиваются" друг на друга под углом таким образом, что происходит перекрещевание направлений. Это формирует жесткие треугольники в "сотовой" структуре. Такая триангулярная структура увеличивает жесткость брекерного слоя. Для создания кордных лент нужно обеспечить прочную связь между сталью и резиновой смесью, что является очень трудной задачей для этих двух разнородных веществ. - Протектор накладывается поверх брекерного слоя. Протектор находится в постоянном контакте с дорогой и содержит специальный рельефный рисунок. В зоне контакта с дорогой протектор должен выдерживать значительные нагрузки. Резиновая смесь протекторной ленты должна обеспечивать сцепление на всех типах дорожного покрытия, быть устойчивой к трению и нагреву. Также для определения окончательных свойств шины важны рисунок протектора и вулканизация шины, усиливающая взаимосвязь элементов конструкции.

В области автомобилей есть технические термины в изобилии. Если вы столкнулись с одним словом, которое вы еще не знаете или просто хотите прочитать в теме, вы находитесь в нужном месте. Мы перечислили все наши технические термины по этому вопросу и попытались это объяснить вам ярко.

Вождение по дороге или другой местности изнашивается с шины и теряет свой профиль. Этот процесс называется истиранием или просто изнашивается. Чем ниже сопротивление качению шины, тем ниже истирание. Тем не менее, необходимо, чтобы протектор шины сцеплялся с дорожной поверхностью, чтобы обеспечить достаточный захват при поворотах и ​​торможении. Поэтому задача производителей шин заключается в том, чтобы предоставить пользователям модели, которые предлагают наилучший компромисс в этом отношении.


Устройство шины.


Рис." Конструктивные элементы и основные размеры шин" : 1 - каркас;2 – брекер; 3 – протектор; 4 – боковина; 5 – борт; 6 – бортовое кольцо; 7 – наполнительный шнур. D – наружный диаметр; H – высота профиля шины; B – ширина профиля шины; d – посадочный диаметр обода колеса (шины) В каждой шине можно выделить следующие основные элементы. Каркас (1) - главный силовой элемент шины (покрышки), который придает ей прочность и гибкость. Представляет собой один или несколько слоев обрезиненного корда. Брекер (2) - подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности покрышки между каркасом и протектором. Брекер состоит из двух и более слоев обрезиненного корда и является довольно «ответственным» элементом радиальной шины, серьезно влияющим на многие эксплуатационные качества шины. Протектор (3) - «беговая» часть шины (покрышки), непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой специальной износостойкой резины, состоящий из сплошной полосы (закрывающей брекер) и наружной рельефной части, которая собственно и называется протектором. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. Боковина (4) - тонкий эластичный слой резины толщиной 1,5- 3,0 мм на боковых стенках каркаса. Защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги и служит для нанесения наружной маркировки шины. Борт (5) - жесткая посадочная часть покрышки, необходимая для фиксации шины на ободе колеса. Состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца (6), и твердого наполнительного резинового шнура (7). Борта придают шине нерастягивающуюся конструкцию и необходимую структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха. Наружный диаметр шины D – диаметр окружности накачанной пневматической шины в сечении центральной (продольной) плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта шины с опорной поверхностью. Посадочный диаметр шины d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью. Высота профиля шины Н – половина разницы между наружным диаметром и посадочным диаметром шины. Ширина профиля шины В – линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины, исключая выступы, образованные надписями, обозначениями маркировки, декоративными украшениями, швами, защитными поясками и т.д. Отношение высоты профиля к ширине профиля (отношение Н/В, выраженное в %) характеризует серию шин по профилю поперечного сечения.

Более пристальный взгляд на шину, которая долгое время управлялась, показывает, где шина «путешествовала» в какой степени. Это называется истиранием. Если автомобиль неправильно настроен или давление воздуха слишком низкое, шины подвергаются неравномерной нагрузке, что приводит к большему износу в соответствующих точках. Эти проблемы обнаруживаются при ссадине. Любой, кто замечает неровно изношенные поверхности, должен проверять давление в шинах и проверять свои проверки передач в специализированной мастерской.

На покрытой водой дороге ваш сайт может потерять контакт с дорогой и «поплавать» с вашим автомобилем. В этом состоянии команды рулевого управления больше не могут передаваться на дорожную поверхность. Балансировка шины становится необходимой, когда масса шины больше не симметрично распределена относительно оси вращения. В частности, благодаря неравномерному выходу профилей может возникнуть дисбаланс в шине. Поэтому колеса должны быть сбалансированы при каждом изменении шин.

Маркировка шины.

Диагональные и радиальные шины различаются не только устройством, но и маркировкой. Например, диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где: 6,15 - условная ширина профиля шины (В) в дюймах; 13 - посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах; 155 - условная ширина профиля шины в мм. Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).

Неравномерное распределение массы в системе колесных шин противодействует малым весам, которые прикреплены к ободу. Это делается специалистом с использованием электронной балансировочной машины, которая может точно определять и оценивать дисбаланс с помощью датчиков. Более подробную информацию по этой теме можно найти здесь.

Давление воздуха в автомобильной шине указано в блоке. Какое давление в шинах является правильным, можно найти в руководстве каждого автомобиля. Кроме того, соответствующая информация часто находится в крышке бака или на дверном лонже. В дополнение к модели автомобиля давление наполнения также зависит от нагрузки. Поэтому необходимо проводить различие между давлением полной нагрузки и давлением частичной нагрузки. Почему давление в шинах является решающим критерием износа шин и расхода топлива, вы можете прочитать здесь.

Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает: 165 - условная ширина профиля шины (В) в мм; 70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %; "R" - обозначение радиальной шины; 13 - посадочный диаметр в дюймах; 78 - условный индекс грузоподъемности шины (см. табл. 3); S - скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч; "Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом; "Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины. Следует иметь в виду, что ширина профиля (В) связана с шириной обода колеса (б) соотношением 6=0,70... 0,75 В, т.е. чем шире шина, тем требуется и более широкое колесо. Например, в случае В=165 мм необходимая ширина обода "б" составляет 115- 124 мм или 4,52-4,90 дюйма. Требуемый типоразмер колеса - 41/2 или 5 дюймов. Слишком узкое колесо (например, в 4 дюйма) ухудшает устойчивость (управляемость) автомобиля, а слишком широкое колесо (например, в 5 1/2 дюйма) ухудшает эластичность шины и отрицательно влияет на ее долговечность. Соотношение Н/В оказывает значительное влияние на эксплуатационные качества шины. Например, широкопрофильные или сверхнизкопрофильные шины (Н/В=0,60 и менее) улучшают сцепление с дорогой, характеристики управляемости автомобиля и выполнены более жесткими, чем обычные шины с Н/В=0,80...0,82. Современные радиальные шины имеют соотношение Н/В в пределах 0,82...0,30, причем в случае Н/В=0,82 это число не входит в обозначение шины (например, 165R13). Начиная с Н/В=0,80 и ниже (через каждые 0,05) индекс «80», «75», «70» и так до «30» уже входит в обозначение шины. Для повседневной езды по отечественным дорогам целесообразно ограничиться соотношением Н/В не ниже 0,65. Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В=0,30...0,60 пригодны только для движения по гладким шоссейным дорогам с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране (за исключением отдельных участков ряда магистралей) слишком мало. Перед буквенным обозначением скоростного индекса ставиться цифровой индекс допустимой нагрузки или индекс грузоподъемности. Это условный параметр и его реальное значение определяется из соответствующей таблицы. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Кроме стандартных обозначений, на боковину покрышки наносят и дополнительную информацию.

Широкопрофильные шины низкого давления – оцениваем характеристики

Широкие шины - шины с низким сечением шины. Это означает: ширина протектора увеличивается по отношению к высоте фланца. Широкие шины устанавливаются не только по визуальным соображениям. Они также обеспечивают лучшую управляемость и эффективность торможения. Широкие протекторы обеспечивают большую стабильность вождения и позволяют использовать более мощные тормозные системы.

Недостаток, однако, по сравнению с более узкими моделями, более низким комфортом езды, повышенным риском аквапланирования, большим сопротивлением качению и более низкой тягой на снегу. Тормозное расстояние - это расстояние, пройденное между началом торможения и абсолютной остановкой транспортного средства. Этот маршрут рассчитывается следующим образом.

Рисунок протектора шины – один из важнейших факторов, обеспечивающих безопасность езды. Протектор с правильно подобранным рисунком увеличивает устойчивость машины в поворотах, экономит топливо, от него также зависят тормозной путь, максимальная скорость, шумность резины.

Рисунки протектора могут быть направленными и ненаправленными. Кроме того, они бывают симметричными и асимметричными. Итого: четыре вида рисунков, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, и, соответственно, у каждого есть свои ярые сторонники и противники. Симметричный ненаправленный рисунок протектора – это классический и основной бюджетный вариант. Шинами с симметричным рисунком комплектуют автомобили многие производители. Кроме оптимального соотношения «цена-качество», такие шины отличаются универсальностью и легко заменяются, поскольку их установка не зависит от направления вращения. Те, кого не волнуют сверх-характеристики на высоких скоростях, отдают предпочтение ненаправленному симметричному рисунку.

Тормозное расстояние не следует путать с расстоянием остановки, в котором необходимо учитывать время реакции и так называемый «момент удара». Обзор всех скоростных классов и связанных с ними максимальных скоростей приведен в следующей таблице. Английское слово «сцепление» относится к ответственности шины на дороге. Поверхность шины перекрывает землю, обеспечивая стабильность движения и эффективность торможения. Решающим для необходимого захвата является материальное состояние, структура протектора и правильное давление в шинах.

С одной стороны, резиновый состав должен быть достаточно мягким, чтобы приспособиться к неровности асфальта в микродиапазоне, с другой стороны, структура блоков протектора должна препятствовать скольжению шины дождем или снегом. В частности, высокая скорость и влажность увеличивают риск потери сцепления. Поэтому, например, влажность часто является решающим критерием, который отличает бестселлер от менее хороших продуктов в летних испытаниях шин.

Асимметричный ненаправленный рисунок разработан для универсализации работы протекторов, он представляет собой два разных рисунка на внешней и внутренней частях протектора. При этом внутренний рисунок обычно служит для улучшения движения по мокрой дороге, а наружный – для сухого покрытия. Шины с асимметричным рисунком следует устанавливать, руководствуясь указаниями изготовителя, который обычно особо маркирует боковины колеса: боковина с надписью «Outside» должна быть снаружи, а с пометкой «Inside» - развернута к центру автомобиля.

Резиновый состав определяет, насколько эффективна, прочная и устойчивая к температуре резина. Существуют большие различия, особенно в сравнении с летними и зимними шинами, поскольку компоненты шины составлены в соответствии с температурным диапазоном, в котором он должен использоваться.

Основным компонентом резинового соединения является сырая нефть и каучук. Однако в процессе сокращения ресурсов новые стратегии давно назрели. Поэтому все больше и больше производителей работают над разработкой альтернативных материалов. Вместо этого инновационные модели шин будут в основном состоять из кавказских одуванчиков или гуаюлей. Четыре цифры указывают календарную неделю и год производства.

Приверженцы направленного рисунка протектора склонны считать, что наступила новая эра шин направленного вращения, вытеснившая привычные варианты, и это несмотря на значительно выросшую стоимость производства таких протекторов.

Симметричный направленный рисунок встречается наиболее часто. Он, будучи правильно установлен, выдавливает воду из зоны пятна контакта с дорогой через специально сделанные в резине желобки. Такие протекторы называют еще «дождевыми»: они хорошо работают на мокрой дороге, однако их характеристики заметно хуже на сухом асфальте. Последнее объясняется тем, что желобки для отвода воды уменьшают пятно контакта шины и, следовательно, снижают сцепление с дорогой. ПДД строго регламентируют установку шин с направленным рисунком: если направление вращения избрано неверно, то вода будет собираться к середине протектора, создавая эффект аквапланирования даже на низких скоростях.

Блоки протектора шины снабжены небольшими разрезами, плавниками. Они имеют возможность открывать и закрывать. Эта характеристика позволяет оптимально устанавливать привод и тормозную силу на дороге. Планки особенно важны для зимних шин, они гарантируют лучшее сцепление в слякоть, лед и влажность.

Протектор является частью шины, которая вступает в непосредственный контакт с дорогой. Это предварительно вулканизированной после их получения, а затем наносят на опорной конструкции шины посредством склеивания резины. Через тормозное движение и движущие силы транспортного средства передаются на дорогу.

Асимметричный направленный рисунок требует особых условий производства резиновой ленты, что делает конечный продукт весьма дорогостоящим: шины с направленной асимметрией относятся к классу премиум либо спортивных авто. Как правило, внутренняя боковина протектора отвечает за сцепление с дорогой, а внешняя предназначена для самоочищения шины на мокрых или заснеженных дорогах. При установке асимметричных направленных протекторов стоит следить не только за направлением рисунка, но и за правильностью расположения колеса по отношению к автомобилю.

На протекторах находятся компоненты протектора шины. Блоки протектора называются положительной частью, а канавки протектора - отрицательной. В зависимости от типа использования, протекторы сильно отличаются друг от друга. Существуют также различия между летними и зимними шинами. Согласно правилам дорожного движения, только шины с профилированием протектора могут приводиться в движение по дорогам общего пользования.

Что такое профиль шины и где его узнать?

Жизнь шины называется пробегом. Как долго длится шина, зависит от стиля вождения и транспортного средства, и прежде всего от состава материала. Чем выше истирание, тем ниже прочность. По словам законодателя, шину можно использовать только до глубины протектора 1, 6 мм. Более подробную информацию о минимальной глубине протектора можно найти здесь. На производительность автомобильных шин в значительной степени влияет давление воздуха. Со временем каждая шина теряет давление, в результате чего увеличивается расход топлива и износ шин.

Индексы скорости и нагрузки

Что такое аквапланирование?

Помогут ли шины избежать аквапланирования на дороге?

Сам термин аквапланирование в шинном бизнесе появился приблизительно одновременно с изобретением направленных дождевых шин, а потому его смело можно относить к маркетинговым. Эдакая страшилка для автолюбителей для стимулирования их к покупке более дорогих шин. Хотя, смысл для потребителя эта характеристика (противодействие аквапланированию) таки имеет, хоть и не настолько важный, как пытаются представить производители и продавцы шин.

Давление в низкопрофильных шинах и другие характеристики

Особенно в зимнее время необходимо регулярно проверять давление воздуха, так как колебания температуры могут быстро приводить к рекомендуемому давлению наполнения. Кроме того, слишком низкое давление воздуха в шинах приводит к расширению тормозного пути и ухудшению характеристик движения. Поэтому многие новые автомобили оснащены автоматической системой контроля давления в шинах, которая сразу же информирует водителя в случае колебаний давления через дисплей в кабине.

Маркировка указывает, что шина очень подходит для использования в снегу, слякоти, льду и скользкой поверхности. Смешанные шины используются, когда автомобиль имеет разные размеры шин на передней и задней осях. Сегодня многие высокопроизводительные модели автомобилей уже оснащены смешанными шинами. В дополнение к спортивному взгляду, смешанные размеры шин также обеспечивают безопасность вождения. В то время как широкие ступени предлагают больше сцепления с задним приводом, более узкие передние шины помогают безопасно держать автомобиль на ходу.

Итак, аквапланирование – это полная потеря контакта шины с дорожным покрытием вследствие образовавшегося между дорогой и колесом водяного клина. Результатом аквапланирования является полная или частичная кратковременная потеря управляемости автомобиля. Очевидно, что явление это возможно только на дороге, на которой присутствует вода (например, в сильный дождь и/или большая лужа), ну а последствия его напрямую зависят от текущей скорости, конкретной ситуации на дороге, а также от способности водителя сохранять хладнокровие в экстремальной ситуации.

Однако одним из недостатков является то, что шины не могут меняться на оси при изменении шин на сезонной основе. Низкопрофильные шины обычно относятся ко всем шинам, имеющим высоту фланца на 55% и меньше. Низкопрофильные шины чрезвычайно популярны, потому что они позволяют комбинировать с большими ободами. Шины с низким разрезом также требуют широкой конструкции, так как только таким образом можно обеспечить достаточный объем шин для подвески транспортного средства. Тем не менее, шины с низким разрезом обеспечивают сравнительно низкий комфорт при движении, поскольку в ходе небольшого поперечного сечения шины используется меньший объем воздуха, чтобы ослабить удары, вызванные неравномерностью дорожного покрытия.

По сути своей, аквапланирование – явление очень временное и может длиться доли секунды, но к сожалению, этого времени иногда оказывается достаточно для крупных неприятностей на дороге. Исходя из законов физики, момент, в который наступит полная потеря контакта шины с дорогой (и наступит ли он вообще), напрямую зависит от массы автомобиля, приходящейся на колесо, скорости движения и толщины водяной пленки на дороге. Причем основным фактором является именно скорость! Именно от скорости зависит сила, выталкивающая автомобиль на поверхность воды.

Если шина теряет воздух, стабильность уменьшается, а боковые стенки сжимаются. Это приводит к большей гибкости, что приводит к чрезмерному нагреву. Если шина становится слишком горячей, она разваливается. Спущенной шины усиленные боковые стенки того и опорное кольцо, лежащей на ободе пластика. Это предотвращает коллапс в случае потери давления и позволяет безопасно ездить на следующий цех, несмотря на повреждение шины.

Транспортные средства, используемые на шинах с плоскими шинами, должны иметь систему контроля давления в шинах на борту. Это сообщает драйвер, когда происходит потеря давления. Без этого необходимого уведомления пластины, возможно, не будут замечены из-за усиления в шине.

Ну и в какой-то степени этот момент зависит от эффективности, с которой шина отводит воду из пятна контакта с дорогой. Навряд ли можно назвать этот фактор не то, что решающим, а даже сколько-нибудь значительным. Нужно также понимать, что для полной потери управляемости, аквапланирование должно одновременно случиться, как минимум, на двух колесах одной оси, причем гораздо хуже, если эта ось – передняя.

Внедорожные шины особенно квалифицированы для использования вне дорог. Чтобы не потерять сцепление даже на грязных и песчаных поверхностях, они имеют сравнительно крупнозернистый профиль. На протекторах шины прикреплены блоки протектора, которые разделены канавками протектора. Глубина протектора измеряет высоту блоков протектора. Новые шины обычно имеют глубину протектора 8 мм. Со временем, однако, профиль стирается все больше и больше.

В случае летних шин износ протектора ухудшает водоотвод, что увеличивает риск аквапланирования. В зимние шины, в частности, выравнивающие ламели представляют опасность, так как тяга на снегу и льду снижается. Для обеспечения достаточного уровня безопасности минимальная минимальная глубина протектора составляет 1, 6 мм.

Как избежать аквапланирования?

Исходя из факторов, определяющих момент наступления аквапланирования, основным способом избежать потери управляемости является банальное соблюдение правил дорожного движения (ПДД) и снижение скоростного режима во время дождя и на мокрой дороге. Какая бы дорогая и эффективная в плане устойчивости к аквапланированию резина не была установлена на Вашем автомобиле – это ни в коей мере не должно Вас расслаблять – осторожность на дороге – главное.

Нередко даже опытные водители становятся жертвами аквапланирования, пытаясь применить в такой ситуации тактику избежания заноса при скольжении. Тут нужно понимать, что между аквапланированием и скольжением огромная разница, как с точки зрения физики, так и с точки зрения поведения автомобиля. Поэтому, не следует путать аквапланирование, которое наступает только на высокой скорости, со скольжением на мокрой дороге (обычно бывает в самом начале дождя).

Если Вы почувствовали, что машина «уплывает» и Вы уже не контролируете траекторию ее движения, ни в коем случае не делайте никаких резких движений, ни руками (руль), ни ногами (педали). Просто отпустите педаль газа и очень скоро управляемость хотя-бы частично восстановится, после чего Вы сможете осторожно продолжить движение в зависимости от ситуации. Ни в коем случае в таком случае нельзя резко нажимать на газ, тормоз или изменять положение руля – неконтролируемый занос практически гарантирован.

Но главное, помните, что такую ситуацию гораздо проще и правильнее просто не допустить, чем выпутываться из нее целым и невредимым.

Есть ли смысл в дождевых шинах?

На определенном этапе производители шин ополчились на борьбу с аквапланированием и стали выпускать специализированные дождевые шины, как правило, с направленным рисунком протектора, который должен лучше отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Такие шины и смотрятся на машине красивее классических, и стоят соответственно дороже. Являются ли дождевые шины панацеей?

Очевидно, что в случае, если шина грамотно разработана, с проведением необходимых расчетов и испытаний - рисунок протектора действительно будет выводить больше воды с пятна контакта за определенный промежуток времени. Но это касается только качественных шин ведущих производителей. Если за одну цену Вы можете купить китайскую дождевую резину всемирно известного производителя «Noname», либо классическую шину авторитетного бренда – однозначно лучше выбрать классику. Не исключено, что у качественной классической шины противодействие аквапланированию окажется лучше.

Но, в целом, в применении к выбору шин нужно понимать несколько важных моментов, связанных с противодействием аквапланированию:

1. Ни одна шина не гарантирует, что аквапланирования точно никогда не случится. Любая шина (даже ненаправленная классическая) должна отводить и отводит воду с пятна контакта шины с дорожным покрытием, просто одна шина это делает лучше, другая – хуже. Поэтому для любой шины существует критический баланс толщины водяной пленки на дороге, массы автомобиля и скорости, при котором она (шина) в любом случае потеряет контакт с дорогой.

2. Разница в моменте наступления аквапланирования у классической и дождевой шин (примерно одного качества) – это просто какие-то километры в час, скорее всего даже не их десятки, поэтому покупка дождевой резины никак не должна отразиться на Вашем поведении.

3. Сама форма рисунка протектора дождевой резины предполагает, что при прочих равных дождевая шина будет более шумной, чем классическая, кроме того, изнашивается направленный протектор шины несколько быстрее классического.

Подводим итоги: в целом, хорошая дождевая резина однозначно лучше ведет себя при попадании в водяной слой на высокой скорости – это факт. Но наличие таких шин можно условно сравнить с наличием подушек безопасности в автомобиле – хорошо, когда они есть, но дай Бог, чтобы они никогда не пригодились. При этом, никакой истерии и панике поддаваться не следует – на классической резине можно долго и безопасно ездить, просто нужно всегда соблюдать элементарные правила безопасности на дороге. Дурака не спасет никакая резина, даже самая модная или дорогая.

Классификация шин. Автомобильные шины классифицируются: I. По назначению II. По способу герметизации III. По конструкции. IV. По высоте профиля.

I. По назначению шины делятся на две группы: 1. Для легковых автомобилей и прицепов к ним. 2. Для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости (иногда называются коммерческими и имеют в обозначении индекс С). II. По способу герметизации внутреннего объема шины могут быть: 1. Камерными. 2. Бескамерными. Камерные шины встречаются сейчас редко. Не рекомендуется при повреждении бескамерной шины вставлять в нее камеру для восстановления работоспособности. III. По типу конструкции (в зависимости от построения каркаса) различают шины: 1. Диагональные. 2. Радиальные. На нашем рисунке видно, как различаются каркасы радиальной и диагональной шин. Диагональные шины сейчас встречаются редко. Поведение автомобиля на дороге на диагональных шинах сильно отличается от его поведения на радиальных шинах, поэтому сейчас запрещено устанавливать на автомобиль одновременно диагональные и радиальные шины. IV. По высоте профиля (поперечного сечения) изготавливаются шины: 1. Обычного профиля (82-70 процентов от ширины шины, например, 175/70R14). 2. Низкопрофильные (65-50 процентов от ширины шины, например, 255/60R18). 3. Сверхнизкопрофильные (<50 процентов от ширины шины, например, 275/40R20). Шины обычного профиля изготавливаются камерными и бескамерными. Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины бывают только бескамерными. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины можно условно разделить на следующие группы: 1. Дорожные Шины с дорожным рисунком протектора выпускаются нескольких разновидностей: А. Шины с обычным дорожным рисунком протектора, предназначенным для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II и III категорий). В. «Дождевые» шины со специальным рисунком протектора для применения в условиях повышенной влажности дорожных покрытий. Данные шины широко применяются на всех автомобилях, но преимущественно летом. Когда говорят о летних шинах, обычно имеют в виду либо дорожные, либо универсальные шины. 2. Универсальные Универсальные шины изготавливаются с различными конструктивными разновидностями рисунка протектора, который у некоторых моделей приближается к зимнему. Такие шины предназначены для эксплуатации по дорогам любого качества, но преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий). Эти шины часто применяются на внедорожниках, кроссоверах, микроавтобусах, их предпочитают те водители, которые много ездят на большие расстояния. Иногда называются всесезонными, но, безусловно, лучше работают летом.

3. С рисунком протектора повышенной проходимости. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости применяются в условиях бездорожья и на мягких грунтовых дорогах. Применяются, в основном, на мощных полноприводных внедорожниках и пикапах, реже – на кроссоверах и микроавтобусах с приводом 4х4. На легковых автомобилях установка таких шин не имеет смысла, да и по размерам они им не подойдут – имеют большой посадочный диаметр, значительную ширину и высоту профиля. 4. Зимние. Зимние шины предназначены для эксплуатации на обледенелых и заснеженных дорогах. Их можно разделить на две разные, но равноценные группы: А. Нешипуемые В. Шипуемые.

Любые зимние шины зимой предпочтительнее летних. Но ни одни зимние шины зимой не работают так, как летние летом.

Как оценить износ протектора шины?

продавцы заманивают покупателя низким значением износа, называя виртуальные проценты - 10, 20 или 30. На поверку же, фактический износ в абсолютном большинстве случаев оказывается больше, чем было заявлено. Часто это связано даже не сжеланием обмануть покупателя, а скорее с неправильным подходом к оценке износа протектора шин.

Но главная проблема состоит даже не в абсолютном износе протектора, а в его равномерности - именно характер износа может многое сказать о прошлом шины и о том, годится ли она для дальнейшей эксплуатации.

Правильная оценка износа шин пригодится не только при покупке резины б/у, но и при принятии решения о том, не пора ли заменить шины на новые.

Насколько изношена шина?

Самый распространенный критерий, по которому обычно назначают цену и определяют потребительскую привлекательность подержанных шин – высота протектора. Высота безусловно важна, но нужно также понимать, что у разных шин разная высота протектора изначально (когда они новые), а главное – у разных шин разная предельная высота износа (высота протектора, при которой шина уже теряет практически все важные характеристики). Наиболее заметны эти отличия у зимних и летних шин.

Возьмём для примера две шины, одна летняя дождевая скоростная, другая зимняя со скандинавским типом протектора. Материал, из которого делают летние шины гораздо твёрже резины для зимних шин, кроме того (если речь не идет о летней внедорожной резине), для зимних шин гораздо актуальнее высота протектора с точки зрения способности «зацепиться» за грунт, укрытый слоем снега. Кроме того, для езды на больших скоростях по асфальту высокий протектор является скорее помехой, чем помощником.

Исходя из этих различий, летняя скоростная шина изначально имеет протектор высотой 6-8 мм, тогда как зимняя шина со скандинавским рисунком протектора обычно имеет высоту протектора 9-11 мм. При этом понятно, что при прочих равных условиях, зимняя шина будет изнашиваться быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади наружной поверхности шашек протектора (что увеличивает нагрузку на единицу этой площади в контексте износа).

С точки зрения безопасности в наиболее типичных сезонных условиях (сухое твердое покрытие), для зимних шин наиболее критичным является наличие и качество поперечных ламелей в шашках протектора (так называемые «липучки», которые обеспечивают сокращение тормозного пути и курсовую устойчивость). В летней же шине главным является просто наличие протектора, поскольку его уменьшение до определённого уровня будет просто снижать способность шины противодействовать аквапланированию.

Если из возможных условий эксплуатации автомобиля исключить экстремальное вождение (а его при размышлениях о покупке шин б/у исключить придется в любом случае), а также учесть тот факт, что поперечные ламели на зимних шинах технологически не могут быть прорезаны до основания протектора и обычно имеют глубину 4-5 мм, то в сухом остатке получается следующее: если летняя шина с износом 50% еще может рассматриваться, как пригодная для эксплуатации какое-то время, то зимняя шина с износом 50% и высотой протектора 5-6 мм, но со стёртыми ламелями, фактически уже непригодна для безопасной эксплуатации в зимних условиях, не смотря на большую, в сравнении с летней, высоту протектора.

Что может быть проще, спросите Вы? Делим фактический остаток высоты протектора на его изначальную высоту, и получаем…. Да ничего мы так не получим, на самом деле, хотя продавцы б/у резины (в лучшем случае) считают износ именно так. А не получим прежде всего потому, что эта формула имела бы смысл только в том случае, если бы Вы могли «докатать» шину до «нуля», а это невозможно.

Производители шин, как правило, ставят в протекторе сигнальные метки, высотой 1,6 мм, достижение которых уже официально означает, что шина полностью непригодна для дальнейшей эксплуатации. Правила дорожного движения (ПДД) запрещают эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее 2 мм. Ездить на резине с меньшим протектором не только незаконно, но и крайне небезопасно. А если речь о зимних шинах, то реальный «ноль» ещё больше – 3-4 мм в зависимости от типа протектора и условий эксплуатации.

Поэтому, для определения реального износа шины, пользоваться следует формулой:

(Hn-Hf)

Z = ---------------------- *100 %

(Hn-Hmin)

где:

Z – реальный процент износа шины в процентах (обратите внимание, износа, а не остатка!). Остаток в процентах – это 100- Z

Hn – высота протектора новой шины данной модели и типоразмера.

Hf – фактическая высота протектора (минимальная по результатам всех измерений на обоих шинах, которые планируется установить на одну ось

Hmin – минимальная допустимая высота протектора для данной шины.

Далеко не всегда Вам удастся узнать, какая высота протектора была на новой шине нужной модели (Hn), поэтому, исходя из различий разных типов шин по высоте нового протектора, для определения износа ориентироваться нужно на следующие усредненные показатели:

1. Для зимних шин со скандинавским рисунком (резина повышенной проходимости, в т.ч. шипованная) Hn = 10 мм.

2. Для зимних шин с классическим и ассимеричным протектором, Hn = 9 мм.

3. Для скоростных зимних шин (рисунок протектора напоминает летний) Hn = 7 мм.

4. Для летних шин с классическим протектором и повышенной сопротивляемостью к аквапланированию (дождевые шины) - Hn = 8 мм

5. Для скоростных летних покрышек Hn = 7 мм

Для определения фактической высоты протектора (Hf) нужно тщательно измерить обе шины с одной оси и выбрать минимальное значение высоты протектора из всех полученных. (подробнее о неравномерном износе протектора).

Немного сложнее обстоят дела с минимально допустимой высотой протектора (Hmin). Критической отметкой (абсолютный ноль) являются 2 мм из ПДД, но этот показатель применим разве что к летним шинам, да и то не ко всем. Зимняя же шина теряет абсолютное большинство своих характеристик уже к 4 мм (в среднем). Потому реальный Ваш минимум будет находиться где-то в этом диапазоне – от 2 до 4 мм, в зависимости от типа шины, сезонности и Ваших индивидуальных условий эксплуатации. Важно помнить, что резину покупаете Вы и для себя, а поэтому износ Вам придется считать с некоторой долей субъективизма.

Важно также понимать, что методика определения реального износа шины, приведенная выше, предназначена исключительно для определения Вашей индивидуальной целесообразности в покупке той или иной шины б/у, но не для предъявления каких-либо претензий продавцу – Вам скорее всего никогда не удастся его убедить в том, что износ считается так, как тут написано.

О чем говорит неравномерный износ протектора шины?

Как правильно измерить высоту протектора шины? Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор: например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину равномерности износа, что достаточно важно

Прежде всего, высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует о следующем:

По краям шины протектор выше, чем по центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется

Протектор выше по центру, чем по краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего, на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до уровня краёв очень быстро.

Протектор неравномерно изношен по ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.

Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных» предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные торможения и/или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.

Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана»). Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.

Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.

Нужна ли подкачка газом?

Имеет ли смысл качать шины газовой смесью?

Итак, вопрос ребром – дает ли что-то шинам подкачка газом? Практически на любом шиномонтаже Вам могут предложить накачать шины газом, при этом мастера красочно распишут все преимущества данного мероприятия, а автолюбители, регулярно использующие данную услугу в большинстве случаев подтвердят, что газ однозначно улучшает что-то. А как на самом деле? Что может изменить в автомобиле газ, отличный от обычного воздуха в шинах?

На поверку – решительно ничего, кроме психологического комфорта владельца автомобиля. Для начала, следует заметить, что любая газовая смесь, которую предлагают на шиномонтажах - это смесь на основе азота, как собственно и обычный воздух. Просто, судя по рекламе и заявлениям производителей этих смесей, азота там несколько больше, чем в воздухе, соответственно, кислорода - меньше. В целом химический состав и свойства просто не могут существенно отличаться от воздуха, поскольку азота в обычном воздухе - почти 80%.

Основа маркетинговой стратегии производителей чудо-баллонов с дорогим воздухом для колес - постоянное желание абсолютного большинства автолюбителей "купить для своей ласточки лучшее" в награду за верную службу и в надежде на без проблемную эксплуатацию. К сожалению , "ласточкам" на поверку абсолютно все равно, что закачано в их колеса - бесплатный воздух или дорогая газовая смесь.

Но, давайте вместе разберемся во всей этой "газовой" каше и вспомним немного физики газов со школьной скамьи. Вот основные маркетинговые ходы (мифы), которыми «газ в шинах» продвигается в доверчивые и поддающиеся внушению головы автолюбителей.

Газ в шинах: мифы и правда

1. «Шина, накачанная газом намного меньше реагирует на температуру окружающей среды, сохраняя более стабильное давление»

Неправда. Согласно второму Закону Гей-Люссака (1808 г., другое название – Закон Шарля), при постоянном объеме, соотношение давления и температуры любого газа является константой. Ключевое слово – ЛЮБОГО газа. В том числе азота, гелия, кислорода, водорода, а также любой смеси любых газов. Таким образом, если, к примеру, накачать колеса при температуре +20 любым газом (в т.ч. обычным воздухом) до давления в 2 атм, то при падении температуры воздуха до +10 давление в колесах уменьшится одинаково, не зависимо от того, какой именно газ закачан в шину, ибо объем шины останется практически неизменным и уж точно никак от состава газа зависеть не будет.

2. «Шина, накачанная газом гораздо мягче и имеет лучшее сцепление с дорогой»

Честно говоря, для любого человека, который хоть немного учил в школе физику – это должно показаться полным бредом! Что влияет на «мягкость» шины и ее сцепление с дорогой? Правильно – ДАВЛЕНИЕ и конструкция самой шины. Ну, еще можно добавить состояние дорожного покрытия. Если кто-то еще обманывает себя самовнушением, что у какого-то волшебного газа молекулы могут «потесниться» на ямке – вспомните наконец, что все это происходит при накачивании до определенного давления! После того, как нужное давление достигнуто – состав газа уже никак на упругость шины повлиять не может!!!

3. «Газ гораздо легче воздуха, поэтому с ним Вы сэкономите массу топлива»

Убийственный аргумент. Учитывая то, что в среднестатистическом колесе воздуха всего – то меньше 100 граммов, а газ тоже хоть сколько-то весит (кстати, то, что качают обычно на шиномонтажах за дополнительную плату – это газы на основе азота, которого в обычном воздухе 75-78%, так что разница в весе априори будет минимальной) – надеюсь, до пенсии смогу «наэкономить» на новый зелененький колпачок на золотник!

4. «Газ в шинах предотвращает окисление и существенно продлевает срок их и дисков эксплуатации

Очень серьезный аргумент. Только нужно еще придумать способ надеть на колесо герметичный мешок снаружи и тоже закачать его газом – чтобы губительного воздуха и близко возле колеса не было! А лучше – всю машину в газовую камеру – так сохраннее будет. Ну а если серьезно, даже если Вы будете ездить на автомобиле только на выходных и только в булочную за углом – Ваши шины износятся в десятки раз быстрее, чем окислятся и «устареют» изнутри.

Откуда берутся положительные отзывы?

И, наконец, самый действенный аргумент в пользу применения газовой смеси в колесах - отзывы автомобилистов. Почему газ в шинах хвалят автолюбители, спросите Вы? Все очень просто, причины этому целых две.

Первая причина – манометры шиномонтажей. Вы будете смеяться, но на газовых шлангах они часто врут где-то на 0,1-0,2 атм. В большую сторону, естественно! В результате всем «газовым» клиентам шины недокачивают именно на эту разницу в показаниях, что, в зависимости от конкретной марки и модели автомобиля, может дать потрясающий эффект повышения комфортности езды. В любом случае, хоть немного, но машина станет мягче – ведь недокачанная шина возьмет на себя гораздо больше нагрузок от неровностей на дороге и меньше их передаст подвеске.

Вторая причина – психологическая. Человеку, заплатившему деньги за услугу, очень трудно признаться (даже себе), что деньги он попросту выкинул и его просто «обули». Кроме того, шиномонтажный маркетинг активно использует тактику позиционирования – ведь бывают еще и разные газы – «двухкомпонентные» - типа для среднего класса, ну а «четырехкомпонентные» - это уже видимо ВИП вариант. Ну и зеленый колпачок на колесах тоже, видимо, по мнению отдельных автолюбителей, должен добавить респектабельности своему владельцу.

Подводим итоги. Подкачка колес газом ни в коей мере не может навредить Вашему автомобилю - это безусловно плюс. Но при этом, польза от газа в шинах - только зеленый колпачек на обозрение прохожим, не более того. Кстати, колпачек можно купить отдельно, так что подкачка газом для этого не обязательна. В общем, решение о том, нужно тратить деньги на это или нет, принимать Вам, в любом случае, навредить Вы машине не сможете.

P.S. Можно ли смешивать газ с воздухом?

Многие шиномонтажи пытаются "привязать" клиента именно к своему волшебному баллону со шлангом, говоря, что смешивать газ в шинах с воздухом категорически нельзя и даже опасно. Более того, иногда клиенту даже не говорят название газовой смеси, при этом настойчиво убеждая, что смешивать разные смеси тоже нельзя.

Исходя из всего, что написано выше, можно с полной ответственностью утверждать: любую газовую смесь, которую закачивают в шины на шиномонтажах, можно смешивать, как с воздухом, так и с другими газовыми смесями! Так что если Вы уже решили потратить деньги на зеленый колпачек - не переживайте, подкачать колесо Вы сможете где угодно в любой момент.


Ездить на зимней резине летом не рекомендуется. И все же, встречаются автомобилисты, которые для езды летом зимние шины используют. Некоторые и вовсе шипованные шины умудряются эксплуатировать. Забывая о том, что эксплуатация зимних шин в жаркую погоду запрещена. Причин для запрета езды на зимней резине летом немало.

Если зимнюю шину осмотреть визуально, то она кажется грубее. А на ощупь намного мягче летней резины. Зимой покрышка во время езды «вгрызается» в снег и прилипает ко льду. Шипованная шина, благодаря своим шипам, лучше сцепляется со льдом, на асфальте, наоборот, будет скользить. На асфальте при резком торможении шипованная шина поведет себя так, как если ездить на летней резине зимой на льду. Зимняя шина в летнюю жару разогреется настолько, что во время эксплуатации может взорваться. Поэтому, если Вам дорога Ваша жизнь, стоит ли рисковать своей безопасностью и эксплуатировать зимнюю шину летом. В жаркую погоду лучше ездить на специальной сезонной летней резине.

Протектор зимней резины сделан так, что вне зависимости от состояния дороги во время езды контакт с дорожным покрытием будет наилучшим. Ламели повышают устойчивость авто в повороте, сокращают тормозной путь зимой. Специальная резиновая смесь в мороз не потеряет свою эластичность. Но если зимнюю резину эксплуатировать летом, покрышка быстрее изнашивается. При наезде на острую поверхность летняя шина не повредится, а зимняя резина прорежется.

Эффект от езды на зимней резине летом специалисты сравнивают с гонками в Формуле-1 по сухому асфальту на шине, которая предназначена для мокрой дороги. Вначале покрышка спортивного болида будет вести себя без нареканий, а перед «смертью» ее поведение просто станет непредсказуемой. Предугадать, когда наступит тот самый предел для зимней резины летом практически нереально, потому что нагрузки на зимний протектор во время езды в не сезон будет сильно меняться. Поэтому в любой момент и во время езды летом по любой дороге зимняя шина не сможет обеспечить безопасность.

Понять поведение зимней шины при эксплуатации летом можно на примере обычной щетки. Для этого достаточно наступить ногой на щетку, которая лежит щетинками вверх. Почувствовали неустойчивость положения? Примерно так ведет себя и автомобиль летом во время езды на зимней шине.

Если решились на эксплуатацию зимней резины летом, приготовьтесь к плохой курсовой устойчивости во время езды, неважной управляемости. Если ездить на зимней шине летом, авто вяло и не вовремя будет реагировать на повороты, при резком перестроении может «плавать» по всей полосе, а на нажатие педали тормоза отзывается с не охотой.

В некоторых европейских странах могут оштрафовать за эксплуатацию зимней резины летом, так же как и за езду в зимних условиях на летней резине. В России ездить летом на зимней шине или нет – решает сам автомобилист.

Но все же лучше заменить зимнюю резину на летние шины, когда средняя дневная температура несколько дней продержится выше +10С.

Что выбрать шипованную резину или «липучку»?

Среди автовладельцев года два-три ходит понятие как шина-«липучка». «Липучка» представляет из себя нешипованную покрышку из более мягкой резины и особым протектором (на протекторе имеется большое количество бороздок).

Из-за особого протектора «липучка» обладает свойством как бы впитывать воду с поверхности дорожного покрытия и, в последствии, прилипать к оной. Прилипание к поверхности происходит из-за отвода по бороздкам покрышки воды и, соответственно, увеличению трения между покрышкой и поверхностью. Отсюда и появилось понятие шина-«липучка».

Наряду появления резины «липучки», в мире шипованной резины появились некоторые изменения. Теперь шипы устанавливаются по-новому и более надежно. Появилась некоторая гарантия, что шипы на ваших шипованных покрышках будут находиться точно на 1, 2 мм над поверхностью их протектора.

Для того, чтобы выбрать для себя какая резина лучше: шипованная или «липучка», нужно выяснить для себя ряд преимуществ одной резины перед другой.

Шипованная резина

Шипованную резину можно рекомендовать ставить в том случае, если вы являетесь жителем пригородной или загородной зоны, где требуется повышенная проходимость. То есть там, где присутствует на дорожных покрытиях рыхлый снег, сильная наледь, резкие повороты и виражи.

В данной обстановке преимущество шипованной резины очевидно перед резиной «липучкой»: это и малый тормозной путь, и хорошая сцепка с дорогой, устойчивость на дороге, на поворотах отсутствие заносов. А когда лед начинает слегка подтаивать, то шипы просто необходимы. Преимущество шипов перед «липучкой» заключается в том, что автомобиль набирает быстрее скорость по обледеневшей поверхности, чем тот же автомобиль на «липучках» и, соответственно, лучше тормозит.

Минусами шипованной резины являются: повышенный шум, увеличивается расход бензина и шипы становятся бесполезными, если на прогноз погоды обещает мороз до –30-50 градусов по Цельсию. Дело в том, что лед, образованный на поверхности дорожного покрытия, становится очень плотным, и никакими шипами за него не зацепиться.

Да, еще у шипов есть свойство выпадать, несмотря на все новейшие технологии. В этом случае выигрывает «липучка» из-за структуры материала и особого протектора.

Еще одним минусом шипованной резины является тот факт, что шипы становятся бесполезными на голом асфальте, на чистом и мокром покрытии (что довольно часто происходит у нас зимой) ухудшается управление автомобилем, увеличивается тормозной путь, мало того, они еще и изнашиваются.

Шины (резина) «Липучка»

Преимущества резины липучки: резина, из которой изготавливается «липучка», значительно мягче резины шипованной покрышки, это дает возможность лучшей сцепки с дорожным покрытием. При минус 30 градусах по Цельсию резина остается мягкой и эластичной. Автомобиль на «липучках» двигается бесшумно. Расход топлива в норме. На мокром снегу и сухом асфальте «липучки» лучше тормозят, чем шипованные покрышки.

Новейшие технологии при изготовлении «липучек» позволяют совершать лучшее управление вашим автомобилем практически на любых дорогах.

Минусы резины «липучки»: при активном солнце, зимой, на дорогах образуется тонкая пленка воды, что затрудняет эксплуатацию данного вида, так как автомобиль плохо поддается управлению. Увеличивается тормозной путь и др. Но при умелом вождении эти недостатки не видны.

Характеристика

Шипованные шины

Нешипуемые шины

Поведение на льду и гололедице

+

-

Тяговое усилие на обледенелых поверхностях

+

-

Выезд из сугробов, снежных навалов

+

-

Шумность

-

+

Поведение на сухом и мокром асфальте

-

+

Поведение на «каше» (смесь снега и воды)

-

+

Эксплуатация в межсезонье

-

+

Поведение на укатанном снеге

=

=

Выберите тот вид зимней шины, в котором у Вас получилось больше плюсов относительно требуемых для Вас характеристик шины.

Рассмотрев все «за» и «против» можно сделать безошибочный выбор. А какой? Выбирать вам.

В маркировке, нанесенной сбоку на покрышке, всегда указывается профиль шины, и, безусловно, каждый автомобилист должен уметь правильно его расшифровать. Давайте вместе проследим закономерности, которые нам могут сказать эти цифры.

Что такое профиль шины и где его узнать?

Первые цифры идентификации покрышки всегда обозначают ее ширину, следующее значение показывает высоту (выражается в процентном соотношении к ширине), и в завершении указывается тип, а также посадочный диаметр, выраженный в дюймах. Например, низкопрофильные шины R15, имеющие размерность покрышки 180/50/R15, нужно расшифровать следующим образом: ширина составляет 180 мм, высота будет равна 50 % ширины, а, следовательно, 90 мм, а посадочный диаметр равен 15 дюймов, что соответствует 381 мм.

Ширина профиля показывает расстояние между наружными боковыми сторонами покрышки, находящейся в накаченном состоянии. Причем в этом случае никакие возвышения, возникшие из-за защитных поясов, обводов, а также обивки не учитываются. Чаще всего, данное значение рекомендует производитель авто, однако, если по каким-либо причинам оно не известно, то принято выбирать такие покрышки, ширина профиля которых будет шире обода не более, чем на 30 %.

Высота профиля шины значительным образом влияет на управляемость автомобилем, а значит, и на уровень комфорта во время движения.

Широкопрофильные шины низкого давления – оцениваем характеристики

В основном, на автомобили высокой проходимости, которые вынуждены работать на достаточно мягких грунтах, устанавливают широкопрофильные шины низкого давления . Это обусловлено достаточно большой площадью опоры, а также весьма низким удельным давлением на грунт, что способствует хорошим амортизационным свойствам и плавности хода, даже по неровной местности. Именно поэтому такие шины нашли свое широкое применение в сельхозтехнике, землеройно-транспортных машинах и т.д.

Кроме того, широкопрофильные шины обладают еще рядом достоинств:

  • отличное сопротивление качению;
  • тяговое КПД возрастает до 20 %;
  • из-за повышенной устойчивости к повреждениям, такие покрышки изнашиваются в 2,5 раза медленнее;
  • давление на грунт снижается почти в 4 раза;
  • повышается проходимость авто;
  • вес шин снижается до 15 %, а следовательно, снижается и вес всего колеса;
  • обеспечивается более плавный ход автомобиля;
  • уменьшается расход топлива.

Но, несмотря на такой длинный список плюсов, такая резина имеет и один минус, он заключается в необходимости использовать сразу два типа шин (широкопрофильные и обычные), а значит нужно возить с собой и две запаски. Так что это, и правда, удел лишь больших вместительных машин, на малолитражках такого вы не увидите, да это и не требуется, если вы внимательно взвесили достоинства.

Давление в низкопрофильных шинах и другие характеристики

Также стоит уделить немного внимания и низкопрофильным покрышкам, уже из названия понятно, что в этом случае будет гораздо меньше, нежели у стандартных, и в этом случае значение, указанное сбоку на шине и обозначающее высоту профиля, будет ниже 50. Их отличительной особенностью является довольно высокий скоростной индекс, достигающийся за счет большого ресурса и высокой выносливости из-за более жесткого каркаса.

Таким образом, эти шины являются идеальными для езды на повышенных скоростях, этому также способствует и давление. Они отлично входят в повороты, ведь и их строение, и довольно мягкий каркас обеспечивают великолепное сцепление с дорожным покрытием. А благодаря лучшему сопротивлению боковому заносу значительно облегчается управляемость авто. Кроме того, повышенной комфортностью отличается и процесс торможения.

Что же насчет недостатков, так они следующие:

  • из-за состояния наших дорог низкопрофильные шины довольно быстро изнашиваются;
  • малая амортизация колеса на ухабах, что не самым лучшим образом отражается на комфорте езды по бездорожью;
  • повышенный уровень шума;
  • может повредиться подвеска, опять-таки при движении по плохому дорожному покрытию.

Так что, прежде чем приобретать подобную резину, определитесь, по каким дорогам преимущественно будете ездить. Узнать, какое давление в низкопрофильных шинах нужно соблюдать, а также рекомендуемый тип покрышек, можно довольно легко, для этого необходимо взглянуть на центральную стойку в проеме водительской двери, и там находится табличка с нужной информацией от производителя. Профиль шины, диски, тип резины – все это в значительной степени влияет не только на комфорт вождения, но и на безопасность, поэтому их подбору следует уделять достаточно внимания .