Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки своими руками. Открытое занятие по лепке в старшей группе «Веселый снеговичок из соленого теста» эксперименты с мукой Занятия по лепке из соленого теста

Разделы: Технология

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

  1. Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Формировать умение преодолевать трудности.
  4. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Форма занятия: беседа, игра, практическая работа.

Время проведения занятия: 40 минут.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: фигурки и фотографии кошек, фотографии сувениров, картин из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), клеенки, соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.

Для конкурса “Котофей”: 2 резиновых мяча, корзина или картонная коробка.

Ход занятия

1 этап. Организационно-подготовительный.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

  • Вы любите играть?
  • А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка.
(Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.

На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье.

В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье.

Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

2 этап. Основной.

Сначала мы немного поиграем. Проведем конкурс, который называется “Котофей”.

Для этого мне нужны 2 команды (Дети самостоятельно делятся на две команды.) Придумайте названия своим командам. Я дам вам мячи, а вы будете по очереди бросать их в корзину, каждое попадание принесет команде 1 волшебный балл, то есть противоположную команду нужно превратить в “Котофея”. Победит та команда, которая быстрее превратит соперников в “Котофеев” (1 балл = одна буква слова). “Котофеи” должны будут исполнить желание победителей - дружно мяукнуть три раза. (Идет конкурс)

Пока вы восстанавливаете силы после конкурса, я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях.

Древние египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.

А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.

Но из теста выпекали не только хлеб.

Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия.

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Рецепт соленого теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды. Главное хорошо вымесить и размять, пока тесто не станет эластичным.

Важный момент: замешивая тесто, думайте о чем-то приятном, хорошем, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук.

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста.

Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится.

Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Вы немного отдохнули, теперь поработаем.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот) .

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой) .

Мы повторили, как надо работать с соленым тестом, приступаем к выполнению подсвечника.

Практическая часть:

1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

4. Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

6. Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

7. Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте на мордочку - это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек. Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.

8. Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.

9. Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята,

  • С каким материалом мы сегодня работали?
  • Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?
  • Что нового вы узнали о нем?
  • Каким должно быть настроение при замешивании теста?
  • Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

(Ответы детей)

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала. Но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все молодцы. Спасибо за работу.

5 этап. Информационный.

На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и не забываем свои умелые ручки. До свидания.

Используемая литература

  1. Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
  2. Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
  3. Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Зоряночка»

Дата проведения: Утверждаю
«____» __________2016г. Заведующий МБДОУ
Д/с №8 «Зоряночка»
__________ С.Ю.Месикова
«___»____________2016г

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика) «Снеговик»

Воспитатель
Закалина Т.Э.

г. Ессентуки 2016

Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима», изображения Снеговика.
Ход занятия:
Под салфеткой находиться готовое соленое тесто.
- Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!
-Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).
Издавна известны пластические свойства соленого теста. Слепить из тесто можно снеговиков, снежинки.
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.
«Снеговик»
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста снеговика.
-Что есть у Снеговика? Туловище из трех кругов, нос, глаза, шапка, шарф, метла.

Пальчиковая гимнастика.

Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).

Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).

Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).

Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).

Давайте и мы с вами слепим снеговика.
Сейчас мы разрежем вот эту часть теста на три кусочка, из которых лепим три круга разной величины.
Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста, раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы их сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, три круга, для туловища снеговика.
Из следующего куска будем лепить шапку, шарф, метлу, нос, глаза.
РЕЛАКСАЦИЯ
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Конспект занятия по лепке из соленого теста. Тема: «Нерпенок на льдине».

Программное содержание.
1. Учить детей создавать образ животного.
2. Закреплять умение работать с солёным тестом, закрепить приемы раскатывания, оттягивания, сплющивания, тщательно сглаживать поверхность.
3. Развивать образное восприятие и представление, воображение, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать самостоятельность, творчество, аккуратность в работе, умение доводить начатое до конца.

Материалы : иллюстрации с нерпами на льдине, игрушка – нерпенок, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, горошинки черного перца для глаз, щетинки от зубной щетки.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, дидактические игры, рисование.

Ход занятия:

Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Как приятно держаться за руки. Улыбнитесь друг другу. На прошлом занятии мы говорили об обитателях Ладожского озера и озера Байкал.
Сколько много слов посвящено этим замечательным озерам.
Люблю свой край,
Карелию родную
Люблю ее природу красоту
И Ладогу с глубокою водою…
А эти строки посвящены Байкалу.
Люблю свой край,
Люблю его природу,
Седой Байкал
С прозрачною водой…

Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпа)
- Посмотрите, у нее слезы на глазах. Что же случилось?

Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Ладоги и Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.
-Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот таких нерпят, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой работы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпенка:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.
(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из теста, которое осталось, сделаем 2 ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки (2маленьких шарика), глазки (2горошинки) и усики (щетинки).
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Давайте повторим этапы работы.

Пальчиковая гимнастика:
Мы с тобой снежок слепили (круговые движения по левой ладони)
По дорожке прокатили.
Круглый, крепкий и холодный (движение ладонями вверх, вниз)
Из снежинок плотный, плотный.
Пальцами его помяли (вертят с помощью пальцев)
И ладошку поменяли.
Он в руках вращается (по другой ладони)
Нам он очень нравиться.
А теперь играем в прятки (в кулачке прячем)
Где снежок?
Найди дружок (открываем).
- Самостоятельная работа детей.

Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть.

Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)

- А теперь, возьмите своих нерпенят в ладони легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания.
- Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты, а
посмотрите на маму нерпу, слезы у нее исчезли и она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток
- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
Однажды в сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.

Мы расскажем вам, как обучать детей лепке из солёного теста. Расскажем, как приготовить солёное тесто.

Обучение детей лепке из солёного теста

От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте. (Платон)

Разнообразные виды художественно-творческой деятельности имеют большое значение в развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, развивает воображение, мелкую моторику. К видам такой деятельности относятся лепка, рисование, аппликация.

Лепка из соленого теста для дошкольников

Детям очень нравится заниматься лепкой. Соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.

Как приготовить соленое тесто?

Существует несколько рецептов его приготовления:

1 способ : 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 250 мл воды. Соль растворить в воде, затем добавить муку и замесить тесто.

2 способ: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 1 столовая ложка растительного масла, 1/2 стакана воды. Все перемешать ложкой, а потом руками до однородного состояния.

3 способ (цветное тесто). Можно не раскрашивать поделки после высыхания, а использовать сразу цветное тесто. Для этого нужно в 1/4 стакана воды, постоянно помешивая, развести немного гуаши (количество зависит от насыщенности цвета, который вам нужен). Затем добавить разведенную гуашь в смесь муки и соли, вымесить крутое тесто.

Полезные советы

■ Если вы работаете с несколькими цветами теста, то вы легко можете сделать из них новые тона. Для этого просто нужно перемешать между собой кусочки теста разного цвета.

■ Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.

■ Если тесто плохо лепится, добавьте воды.

■ Если прилипает к рукам, добавьте муки.

■ Поделки лучше делать из маленьких частей, так они будут качественнее и красивее.

■ Если решили подкрасить само тесто, краски добавляйте совсем немного.

■ Тесто хорошо комбинируется со многими материалами.

Техника лепки

■ Если вы будете сушить поделки на воздухе, то работать нужно на деревянной или пластмассовой дощечке.

■ Если сушить будете в духовке, то на подносе или жаростойкой посуде.

■ Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста.

■ Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, чтобы оно не подсыхало. (Если вы работаете с цветным тестом, то каждый цвет нужно накрыть отдельно.)

■ Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу же после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.

■ Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, но желательно место соединения предварительно смочить водой. Это можно сделать с помощью небольшой кисточки.

■ Обычно теста хватает на два-три занятия, поэтому остатки теста нужно держать в холодильнике завернутым в два целлофановых пакета, чтобы оно не засохло. Тесто можно хранить в холодильнике около недели.

Способы сушки теста

■ Изделия из теста можно сушить в духовке или на открытом воздухе.

■ В духовом шкафу сушат изделие при самой низкой температуре (55 °С), с открытой дверцей — так оно не покроется трещинками. Время сушки зависит от толщины вашей поделки — 1-2 часа. Следите за процессом сушки, так как мелкие детали сушатся намного быстрее.

■ Появление пузырей и трещин — признак перегрева поделки. В этом случае нужно уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку.

■ Сушить поделку воздухом намного дольше (около 3— 4 дней). Можно положить поделки на батарею, но от этого изделия могут потрескаться и раскрошиться. По этой же причине не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи. Время от времени изделие надо аккуратно переворачивать, чтобы оно равномерно просохло.

■ Можно объединить эти два способа: сначала поделку 1-2 дня сушат воздухом, а затем досушивают в духовке.

Раскраска и лакировка изделий

Раскраска . После полного высыхания изделий его нужно раскрасить. Для этого можно использовать гуашь, акриловые или акварельные краски.

В гуашь можно добавить клей ПВА, это придаст изделию блеск.

Лакировка. Закрепить краску и придать поделке блеск можно с помощью клея ПВА или акрилового лака. Акриловый лак водорастворим, нетоксичен, сохнет 6-8 часов.

Украшение. Из соленого теста можно делать все что угодно: подсвечники, рамочки для фотографий, домики, зверей, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры. Украсить их можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии, вдохновения и желания.

Цель всех занятий лепки из соленого теста — вызвать у ребенка интерес к лепке, познакомить со свойствами соленого теста. Оно имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д. — это развивает мелкую моторику, воображение и фантазию ребенка.

Как построить занятие?

Заранее приготовьте все материалы и инструменты, чтобы не пришлось отвлекаться на поиски.

Во время занятия вам потребуется:

■ маленькая скалочка для раскатывания теста, можно взять бутылочку от питьевого йогурта;

■ доска для лепки или противень;

■ емкость с водой;

■ кисточка для смачивания теста водой;

■ формочки;

■ стеки (палочки для работы с тестом или пластилином);

■ краски, кисточки, тряпочка;

■ клей «Момент» и плотный картон для закрепления поделки.

Продумайте основное задание занятия. Можете показать картинку по теме, рассказать историю или сказку. Например, если делаете божью коровку, желательно продемонстрировать картинку с ее изображением.

Показывайте ребенку, как нужно делать тот или иной элемент поделки. Будьте терпимы к малышу, если у него не сразу все получается.

Введите поощрение за выполненную работу. Пусть это будет приятная недорогая вещица. Нежелательно использовать в качестве поощрения сладости, продукты питания. Это может вызвать зависимость от еды, что приведет к прибавке веса. Можно купить цветные счетные палочки и давать их ребенку как бонус. Их можно пересчитывать каждый день, чтобы узнавать, сколько прибавилось сегодня и сколько у него теперь стало палочек, сколько синих, а сколько желтых. Это позволит ребенку научиться считать и не путать названия цветов.

Вот несколько вариантов проведения занятий.

Занятие 1. «Гусенички» (объемные поделки)

Поделки из теста в основном делаются в два этапа, на двух занятиях. На первом этапе лепится композиция. На втором — раскрашивается и, если нужно, приклеивается к основе (рис.).

Вам потребуется: соленое тесто, мисочка с водой, противень или доска для сушки изделия, картон, краски, клей «Момент».

Первое занятие: расскажите ребенку сказку, а потом вместе обсудите эту историю.

В сказочном лесу, где всегда тепло и растет много разных красивых цветов, живет семья веселых гусеничек. Гусеничка мама, гусеничка папа и их дочка маленькая гусеничка. Они любят цветочки и разные листочки.

Однажды маленькая гусеничка увидела красивый цветочек, но он был далеко от дома. Гусеничка знала, что так далеко мама с папой не разрешают ей уходить. Но гусеничка решила, что она только посмотрит на него и вернется обратно так быстро, что родители не заметят ее отсутствия.

Увы, когда она добралась до этого цветка, начало темнеть. Маленькая гусеничка испугалась, ей стало страшно. Она очень пожалела, что ослушалась. Хорошо, что мама с папой заметили, что маленькая гусеничка пропала и ее нет около дома, и пошли ее искать. Они нашли ее, а ведь маленькая гусеничка могла потеряться.

Задайте ребенку вопросы:

Гусеничка поступила правильно? Разве можно уходить одной?

Преложите малышу поиграть:

Давай слепим эту семью. Дадим имена каждой гусе- нички, а еще мы сделаем для маленькой гусенички ее любимый цветочек, чтобы она больше не убегала.

■ Показывайте поэтапно действия ребенку.

■ Сначала сделайте гусениц: для этого нужно отщипывать кусочки от теста и скатывать из них шарики.

Первый шарик — голова — самый большой, каждый следующий — поменьше. Соединяйте шарики между собой; если они плохо приклеиваются друг к другу, немного смочите их водой в местах присоединения. Глазки для гусениц сделайте, скатав два маленьких шарика.

■ По желанию можно дополнительно слепить листик, грибок, божью коровку, ягодку, цветок.

■ После того как композиция будет завершена, тесто должно высохнуть.

Для следующего занятия приготовьте картон, краски, клей «Момент».

■ Ребенок сначала должен покрасить картон в зеленый цвет. Можно на нем нарисовать цветочки.

■ Подождите, пока картон подсохнет, и приклейте на него элементы композиции.

■ Раскрасьте композицию гуашью.

После этого поделку можно покрыть акриловым лаком.

Занятие 2. «Цветочная поляна» (плоские поделки)

Из соленого теста очень удобно лепить плоские предметы, эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста.

На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами: пуговицами, вилкой, трубочками от сока, всевозможными крышечками, тканью и т. п. С их помощью них можно сделать интересный орнамент.

Покажите ребенку на картинке цветы. Расскажите, какие они бывают и как называются. Если занятия проходят летом или ранней осенью, то во время прогулки можно обратить внимание ребенка на живые цветы, которые растут на улице.

Занятие 3. «Веселый петушок» (плоские украшенные поделки)

Перед занятием прочитайте ребенку русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Спросите у ребенка:

«Как Петя-петушок помог зайчику? А кто еще пытался выгнать Лису из дома? Петя-петушок оказался самым смелым. Давай его слепим».

Вам потребуется: соленое тесто, доска для лепки, вода, бисер и разные крупы. Для печати (впечатывания) узоров на тесте пригодятся разные маленькие колпачки, пуговки, вилки и т. д., гуашь, плотный картон, кисточки и вода для красок, клей ПВА. Теперь приступайте к поделке.

■ Сначала слепите голову, туловище и пышный хвост. Соедините их с помощью воды. Поделка должна быть плоская. Старайтесь работать быстро, тесто недолжно подсохнуть, иначе украсить его не получится.

■ Теперь приступайте к украшению.

1-й способ: «впечатать» украшение в конце лепки. Узоры наносятся с помощью вдавливания в тесто печати для получения оттиска. Можно вдавить в тесто бисер и крупы.

2-й способ: приклеить украшения уже на высушенное изделие с помощью обильного слоя клея ПВА.

■ Высушите поделку.

■ Раскрасьте картон и приклейте на него вашего петушка. Раскрасьте петушка.

Например можно вылепить вот такого петушка

По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"

Открытый урок по декоративно-прикладному искусству.

Тема: «Изготовление подсвечника (лепка, соленое тесто)

Верба Оксана Ивановна , педагог дополнительного образования, кружок декоративно-прикладного творчества «Капитошка»

Описание материала: представленный конспект открытого занятия по декоративно-прикладному творчеству рассчитан для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (7-10 лет). Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования, учителям образовательных учреждений.

Тип занятия : комбинированный

Цель:

Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задачи:

1.Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.

2.Развить творческие способности.

3.Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Формы занятия:

Беседа, игра, практическая работа.

Время проведения занятия : 45 мин.

Наглядность, материально-техническое обеспечение :

Фигурки, фотографии кошек, фотографии сувениров из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.

Ход занятия.

1 этап. Организационно - подготовительный.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня у нас занятие необычное. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

Вы любите играть?

А загадки отгадывать умейте? Тогда отгадайте загадки:

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

(Кошка)

Выгнул спину он другой,

Замяукал.

Кто такой?

Потянулся сладко -

Вот и вся загадка.

(Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.

На Руси долгое время существовал обычай, а в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносила счастье в дом.

В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверию приносит счастье.

Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше. А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник это подставка для свечи. Подсвечники бывают медные, серебренные, бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста. Получаются красивые интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности. Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

Я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.

В давние времена люди из муки и воды слепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Древние Египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество сортов хлеба. А в Европе фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.

Но из теста выпекали не только хлеб.

Древние Инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста. Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Хочу вас познакомить с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду. При замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделия. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и хранятся долго.

Рецепт соленого теста прост:

2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды.(главное хорошо вымесить тесто).

Давайте вспомним, как лепить соленое тесто.

Из теста лепят также как из пластилина или глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Колбаску или палочку катают на столе. Для того, чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Много брать воды нельзя, тесто может размякнуть.

Вы немножко отдохнули, теперь поработаем. Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнение;

1. Мишка карабкается по дереву (передвигать пальцы по карандашу вверх.)

2. Кулак - ладошка(одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот.)

3. Добываем огонь(потереть ладошку ладошкой.)

2 этап. Практическая часть.

1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

4. Уложите хвост(как вам нравится).

5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики - это лапы.(сделайте подрезы для когтей).

6. Скатайте шарик для головы. Оттяните уши.

8. Украшаем кота усами. Вставьте леску по три штуки в каждую.

9. Наш подсвечник - кот готов. Оставим его сушиться.

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята, с каким материалом мы сегодня работали?

Вам понравилась то, что мы сегодня делали?

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники мы сделали с вами. Мы все делали одинаковую работу, но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый в свою работу вкладывает частичку своей души. Все молодцы! Спасибо за работу.