Что должна знать 5 летний ребенок. Социально, эмоциональное развитие. Развитие памяти и внимания

Данная статья поможет родителям определить уровень знаний и умений ребенка в 5-6-летнем возрасте. Будут приведены некоторые показатели степени зрелости психических процессов ребенка.

Прочитав статью, вы сможете определить потенциальные возможности ребенка в различных направлениях.

Также узнаете в каких конкретных знаниях ребенок имеет успехи, а в каких необходимо «подтянуться».

Что должен уметь ребенок в возрасте 5-6 лет

Обиход

  • Продеть нитку в ушко иголки и пришить пуговицу;
  • Знать что такое правильное поведение за столом (не играться с пищей и столовыми приборами);
  • Полоскать рот после каждого приема пищи и самостоятельно чистить зубы;
  • Понимать, что такое опрятный внешний вид — следить за состоянием одежды, самостоятельно стричь ногти, расчесываться;
  • Знать какой текущий месяц и день недели;
  • Уметь звонить по телефону;
  • Знать сигналы светофора и места пешеходных переходов;
  • Застегивать молнию, пуговицы, ремни и завязывать шнурки.

Окружающий мир

  • Знать названия мебели и бытовых приборов;
  • Знать название продуктов и приготовленных блюд;
  • Знать какие природные явления свойственны тому или иному времени года;
  • Знать страну, город и домашний адрес.
  • К данной теме можно отнести и названия мультфильмов, праздников, имена родственников, названия диких и домашних животных и так далее.

Развитие речи

  • Знать свою фамилию, имя и отчество. Уметь рассказать о себе краткую биографию — когда родился, где проживает, какие учреждения посещает, какие игры самые любимые;
  • Знать наизусть несколько стихотворений (больше 10 четверостиший), периодически рассказывая их с выражением;
  • Уметь отличать вопросительное предложение от восклицательного, а повествовательное от побудительного;
  • Уметь рассуждать на какие-либо темы, участвовать в спорах и приводить логические доводы;
  • Уметь различать монолог от диалога;
  • Уметь применять интонацию, проявляя свои чувства и эмоции;
  • Речь должна быть чистой.

Логическое мышление

  • Уметь выполнять различные задания, в которых необходимо из предлагаемых предметов убрать лишний (например, кастрюля, половник, стакан, сито, фен, холодильник. Лишний предмет — фен);
  • Уметь придумывать свой рассказ к картинкам или придумывать конец к какой-либо статье;
  • Уметь раскладывать предметы или картинки с предметами по общим признакам (например, кошка, журавль, медведь, собака, ястреб, лиса. Разделить на три группы — домашние животные, дикие животные и птицы).

Математические знания

  • Уметь решать некоторые головоломки и простые примеры с числами до 10;
  • Уметь считать до 10 и отсчитывать обратно;
  • Определять какое число больше, а какое меньше;
  • Уметь различать геометрические предметы: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, ромб, трапеция;
  • Уметь поделить круг, квадрат и прямоугольник на 2, 3 и 4 одинаковые части;
  • Знать названия направлений: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо.

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади ( и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.


В 5 лет ребенок окреп как физически, так и психологически. Ему важно, как он выглядит, во что одет. Он себя уже воспринимает как личность, понимает, что отличается от других. Имеет свое мнение и отстаивает его не капризами, а пытается объяснить, приводя доводы. Дети в пять лет достаточно физически выносливы. Они могут пробежать, не останавливаясь, 200-300 метров в быстром темпе. Если на пути встречаются препятствия, они их ловко перепрыгивают или оббегают.

У детей хорошо развита координация движения. Они с закрытыми глазами легко достают пальцем до кончика носа, уха, макушки, колена. Пятилетние дети довольно ловкие, подбрасывают и ловят даже небольшой мяч, не промахиваясь, точно бьют по нему ногой. Могут пробежать по тонкой дощечке, прыгают вперед и назад, через препятствия – ямки, канавки.

У пятилетнего ребенка хорошая память. Он способен запоминать новые слова, как русские, так и иностранные, объемные стихотворения, смысла которых даже не понимает. Пытается выяснить значения новых слов. У него богатый словарный запас – 2500-3000 слов. Ему удается довольно легко излагать мысли, точно передавать свои ощущения или впечатления словами. Не путается в понятиях «вчера» и «завтра», «ужин» или «завтрак». Если происходит ошибка, он тут же поправляет себя сам.

Из пяти-шести слов, логически рассуждая, легко находит лишний предмет. Например, сообразит, что из слов «ложка», «тарелка», «кастрюля», «стул», « чашка», «стакан» — посторонним предметом является «стул». Если на картинке изображены предметы неправильно, найдет ошибку и объяснит, что здесь не так.

Уход за ребенком в 5 лет

К пяти годам ребенок все уверенней пользуется зубной щеткой. Он водит ею по зубам в правильном направлении, вычищая межзубные промежутки. Он умеет тщательно полоскать рот, поэтому чистку зубов уже можно производить с применением детской зубной пасты (без фтора). С пяти лет можно попробовать приучать детей к утреннему душу. Это поможет быстрее избавиться от утренней дремы и получить заряд бодрости. Эта процедура позволит не только держать тело в чистоте, но и обладает закаливающими свойствами. После душа нужно вытереться насухо и растереться полотенцем.

Родители должны приучить детей аккуратно складывать одежду на стульчик. Обычно в этом возрасте дети уже сами снимают ее и одевают. Во-первых, так они приучаются к опрятности, а во-вторых, одежда не мнется, и ее не придется после сна искать по всей комнате.

С пяти лет можно научить ребенка мыть лицо с мылом. Закрыв глазки, легкими движениями, не растирая кожу, нанести мыльный раствор. Можно использовать хорошее мыло или специальные мягкие очищающие средства. Злоупотреблять мыльными умываниями не стоит, достаточно раза в день. Если его кожа стала сухой или обветрилась на морозе, перед сном ее смазывают тонким слоем детского крема.

Питание ребенка в 5 лет

К пяти годам несколько замедляется рост детского организма по сравнению с предыдущими годами. Поэтому уменьшается потребность в дополнительных калориях. Снижается количество потребляемых животных белков, но увеличивается доля жиров и белков растительного происхождения. Калорийность дневного рациона должна составлять примерно 2000 ккал. На белки и жиры должно приходиться по одной части, на углеводы – 4, т.е. соотношение углеводов, жиров и белков должно составлять 4:1:1. Такой режим питания позволит ребенку не испытывать чувство голода, в то же время не перегружать пищеварительную систему жирной и тяжелой пищей. Необходимо следить, чтобы в его рационе присутствовало достаточно овощей, как источник многих незаменимых микроэлементов. Следует дополнять ежедневное питание сырыми овощами и фруктами по сезону.

Режим дня ребенка в 5 лет

С пяти лет ребенка можно уже приучать к наведению порядка и чистоты в квартире. Многих детей и заставлять не надо, они сами с радостью помогут помыть посуду, протереть пыль, навести порядок на книжной полке или в ящике с игрушками. Поэтому в распорядке его дня следует выделить для этого специальное время. График придется немного сжать, возможно сократить время, отведенное на игры. Если ребенок посещает дополнительные спортивные секции или творческие кружки, это тоже нужно учесть. Время, потраченное на дорогу, следует не тратить впустую, а использовать с толком. По пути можно разучивать стихи, считать, узнавать что-то новое. В остальном режим дня похож на тот, который был в 4 года: четырехразовое питание, один дневной сон 1,5-2 часа, игры, прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет (как развивать)

Для развития речи с детьми полезно заучивать скороговорки и считалочки. Проговаривая их вначале медленно, затем в убыстренном темпе, ребенок вырабатывает чистоту произношения и хорошую дикцию. Есть специальные математические считалки, повторяя которые, дети дополнительно учатся счету и простым арифметическим действиям. Если ребенок только приступил к заучиванию алфавита, с ним можно поиграть в лото. На широкой полосе бумаги в ряд пишутся крупные буквы. Ребенку выдаются жетоны — бумажные кружки или квадратики. Взрослый называет букву, а дети ищут ее у себя на бумаге и, если нашли, закрывают жетоном. Игра продолжается, пока не закроется весь ряд. Вместо букв можно написать и цифры.

Хорошо развивает логическое мышление игра, где требуется найти лишний предмет. Ребенок из предложенных картинок должен выбрать одну, которая отличается от других. Например, среди картинок с цветами есть одна с грибочком. Или на всех карточках нарисованы музыкальные инструменты, а на одной — молоток. Подручный дидактический материал можно сделать самим, купить в магазине или распечатать картинки из Интернета.

Чтобы познакомить детей с цифрами, можно купить разукрашки, в которых, чтобы получить контур рисунка, необходимо соединить по порядку точки с цифрами. Когда рисунок будет готов, его можно разукрасить. В 5 лет нужно показать ребенку, как пользоваться телефоном и научить звонить самостоятельно. Объяснить простые правила движения, рассказать, зачем нужен светофор, что означает каждый цвет и какие выполняют действия при их загорании.

Игры и игрушки для детей в 5 лет (как развлекать)

С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может продолжаться несколько часов. Причем в куклы могут играть также и мальчики. Для пятилетнего возраста это вполне характерно.

Если у ребенка есть способности или желание, его можно записать в спортивные секции. С пяти лет уже можно заниматься гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, шахматами, хоккеем, некоторыми видами восточных единоборств. Самое время отдать ребенка на бальные танцы, рисование, научить игре на фортепьяно. Только не нужно детей принуждать или уговаривать, они должны сами проявить желание.

Одними из любимых развлечений остаются чтение сказок, детских книг, лепка, рисование, конструирование, собирание паззлов, кубиков. Любят они слушать и детские песенки, нередко подпевая сами. Иногда дети увлекаются коллекционированием. Собирают открытки, фантики от конфет, вкладыши на определенную тематику. Многие современные дети в пять лет овладели компьютером, любят играть на нем в игры. Родителям нужно следить за длительностью времяпрепровождения за монитором, ограничивая его до получаса в день.

Воспитание ребенка в 5 лет

Пять лет – еще достаточно детский возраст, но ребенок должен понимать, что он живет не один. Поэтому необходимо подчиняться определенным правилам как у себя в квартире, так и в общественных местах. Объяснить ему нужно так, чтобы он все правильно понял. Тогда и ему будет в жизни легче и родителям не придется за него краснеть.

Нередко пятилетние дети могут дерзить маме, не слушаться, пытаться устанавливать свои порядки. Не стоит на них кричать, ругаться, лучше проявить выдержку. Необходимо с ними поговорить, объяснить, что они сделали маме больно и разочаровали ее. От этого она страдает, у нее болит сердце. Нужно вызвать у ребенка чувство стыда за свой поступок и раскаивания. Не следует его заставлять признать вину, он должен дойти до этого сам. Родителям необходимо на своем примере показывать, какие должны быть отношения между близкими людьми. Поэтому, если в семье ссоры и ругань, отец кричит, а мать бьет посуду, требовать от детей достойного поведения бесполезно.

Ребенка необходимо научить и правилам приличия. Он должен обращаться на «вы» к взрослым людям, не встревать в их разговоры. При встрече со знакомыми здороваться, и со сверстниками в том числе. Необходимо его обучить азам коммуникабельности: контролировать агрессию, вежливо обращаться за помощью, благодарить, прощаться при уходе. Не жадничать, делиться или обмениваться игрушками. При воспитании не возбраняется пользоваться как методами поощрения, так и наказания.

Пять лет – первый маленький юбилей. Вы замечали, как менялись интересы вашего ребенка, его привычки и поведение. На каждом этапе возникали свои сложности и непонятные моменты. Есть они и сейчас. Поэтому стоит о них знать, хотя бы о некоторых, чтобы правильно себя повести в конкретной ситуации. Например, у многих детей в пять лет бурно развита фантазия. Порой они сами не могут определить границу между правдой и выдумкой. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок переплюнул самого барона Мюнхаузена, не стоит его ругать и уличать во лжи. Ведь он сам верит во что говорит. Помечтайте и пофантазируйте вместе с ним. А потом направьте разговор в нужное русло и объясните, что это придуманные действия и герои, а в жизни все по-другому. Если же вы обнаружили, что ребенок фантазирует, чтобы избежать наказания, необходимо принять своевременные меры. Провести воспитательную работу, и рассказать, что не благородно и трусливо скрывать правду. А за провинности и плохие поступки необходимо отвечать, и, даже, нести наказание.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь :
1.Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

7. Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

8. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Логическое мышление

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)
  • Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
  • Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

1.Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
2.Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
3.Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
Развитие Речи

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.

13. Ребенок должен выразительно рассказывать стихи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4.Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5.Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Самообслуживание

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Узнать, как застилать кроватку .

3. Налить воду-сок-молоко в стакан.
4.Вытереть брызги после себя.

5. Использовать салфетку за столом.

6. Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

7. Использовать ершик в туалете.
8.Выбирать одежду по погоде.
9.Завязывать шнурки.

10. Бросать мусор в мусорное ведро .

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.


Вашему ребенку пять лет. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. У вас еще есть время скорректировать и закрепить навыки, приобретенные ребенком.

Порой родители недоумевают, отчего их ребенок не похож на них: в нем нет их сосредоточенности, аккуратности, стремления к познанию нового. От кого же унаследовал малыш капризность и лень?

А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Ведь воспитывать — это не только назидать, но и помогать ребенку в познании окружающего мира, содействовать ему, попросту научиться разговаривать с ребенком на его языке — на языке игры.

В процессе игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания в самых разных областях: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно когда они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать). В игре формируются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Позвольте своему ребенку развивать игровую фантазию. Разрешите ему пользоваться разнообразными (ненужными на ваш взгляд) вещами: тряпочками, палками, железяками и прочим хламом. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребенку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.