Старинные обряды и обычаи русской свадьбы. Старинные свадебные обряды и традиции. Традиции свадебного застолья

Считается, что в языческой Руси свадеб не было. В те времена между соседними деревнями и селами часто затевались игры, собирались девушки и молодые люди, водили хороводы, пели — и брак заключался очень просто: мужчина сам выбирал себе жену и уводил ее в свой дом, но только при ее согласии. Даже в те далекие времена женщина имела право выбора, чего почти полностью лишилась в XVIII-XIX веках, когда во множестве случаев родители подбирали дочери выгодного жениха, пусть он стар и нехорош собой, зато богатый. И перечить девушка не смела.

Наряду с этим насыщенная богатейшим фактическим материалом «Повесть временных лет» рассказывает очень романтическую историю любви и женитьбы КНЯЗЯ Игоря и Ольги. Новобрачных осыпали хмелем, чтобы жизнь была богатой. Нам, конечно, интересен праздничный наряд невесты. Все украшения, ткани привозились Игорем из Византии, и надо сказать, ткани были не менее драгоценны, чем украшения. Платье понизу украшено вышивкой, так же как и ворот, и рукава.

В те времена орнаменты вышивки имели глубоко магический и оберегающий смысл. Фаты не существовало, на голову набрасывали красивый платок, чтобы волосы не были видны. Полагали, это тоже предохраняет от сглаза. Возможно, в более поздние времена именно фата заменила платок.

К середине XIII века сложилась свадебная тер-минология: «жених», «невеста», «женитьба», «сваты», «венчание», «свадьба» и др. Уже и на Руси появляется брачный договор — ряд, который составляли сваты или родственники. В рядных записях подробно указывался размер приданого, пре-дусматривалась выплата значительной неустойки, как отступного в случае отказа жениха от брака, часто заботливые отцы включали пункт, запрещающий бить жену или плохо с ней обращаться. Ряд имел юридическую силу.

Однако прежде всего было сватовство.

Толковый словарь Даля дает следующее опреде-ление данному обряду: «Сватовство — предложение девице, а более родителям ее, отдать ее замуж за такого-то». Между тем, жених не обязан свататься сам, это можно поручить сделать его родителям, иногда обязанности по сватовству принимали на себя крестные родители или близкие родственники.

На Руси в старину жених присылал в дом невесты подготовленных им людей, чтобы договориться о возможности свадьбы. Чаще всего это была сваха, а иногда и родители жениха или ближайшие родственники-мужчины. Разговор принято было заводить очень издалека, он всегда развивался по определенному сюжету и не принуждал родных не-весты давать определенный ответ сразу же. Если того требовали обстоятельства (например, нерешительность со стороны родственников невесты, продолжительное раздумье ее родителей и т.п.), сва-тов можно было засылать до 3-4 раз. Принимая предложение жениха, родители невесты разрезали принесенный сватами хлеб, перед тем как возвра-тить его. В случае же отказа хлеб возвращался сватам целым.

Далеко не всегда сразу давали согласие на брак, часто договаривались встретиться через неделю-две. За это время родители невесты старались узнать, насколько в роду жениха работящие мужчины, нет ли пьяниц или больных. Возможно, и это обстоятельство объясняет, почему прежние поколения были значительнее здоровее нас. Кто сейчас будет наводить справки о здоровье родни жениха или невесты? Кстати, во многих зарубежных странах и сейчас перед свадьбой необходимо представить справку о состоянии здоровья.

Чтобы обеспечить успешное сватовство, нужно было соблюсти множество традиций и примет. Так, во избежание сглаза, отправлялись сватать после захода солнца. По дороге в дом невесты сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. По уходу сватов кто-либо из домашних жениха (обычно одна из женщин) связывал все ухваты и кочерги вместе — чтобы делу сопутствовала удача. Дни недели играли важную роль — среда и пятница, например, считались неподходящими днями для любых свадебных затей. Такие числа месяца, как 3—, 5-, 7- и 9-е, в любых предсвадебных и свадебных процедурах играли своеобразную обрядовую роль, считаясь счастливыми. А вот 13-е число считалось худшим днем для сватовства и женитьбы и его старались избегать.

Если на сватовство отправлялся сам жених, ему следовало иметь с собой два букета, первый для невесты, второй для ее матери. По древнеславянскому обычаю, предлагая руку и сердце, обращаются к родителям избранницы. Жених говорит им о силе и глубине своих чувств к их дочери. А после успешного сватовства будущие молодые договариваются об объявлении помолвки и определяют подходящую для нее дату.

Помолвка на старой Руси именовалась сговором и являлась наиболее важным предсвадебным обрядом. Родители обеих сторон садились напротив друг друга и какое-то время молчали, так было принято. После этого они составляли уговор и писали так называемую «рядную записку», где указывалось, в какое время состоится свадьба.

В доме невесты дворянского происхождения устраивали бал с угощениями, где ее отец представлял собравшимся будущих молодых и торжественно объявлял об их помолвке. Затем следовали официальные поздравления всех присутствующих. Когда церемония поздравления завершалась, жених и невеста открывали бал вальсом.

В городских семьях, что победнее, помолвка не была столь пышной. Скромно проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего священнослужитель совершал обряд благословения. Духовное лицо обязательно присутствовало и при отдаче денежной части приданого, отец невесты передавал всю оговоренную заранее сумму отцу жениха.

В небольших деревнях на помолвке всегда присутствовали близкие родственники с обеих сторон. Жениха с невестой родители благословляли иконой, а затем по традиции происходил обмен хлебом-солью. Далее отцы жениха и невесты поочередно отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли по рукам и во всеуслышание обещали завершить начатое дело в согласии. Получив родительское благословение, невеста сразу же выходила на крыльцо и, поклонившись те же семь раз по всем сторонам, объявляла собравшимся у ее дома подругам и соседям, что она окончательно засватана.

Помолвку вполне можно назвать предварительным договором о заключении брака. Веками это со-бытие было важнейшим в жизни людей, порою даже важней самой свадьбы. Сбылись девичьи мечты, довольны родители и впереди радостные хлопоты. Любопытно, что еще в петровские времена помолвка сопровождалось обменом кольцами (отсюда слово «обручение»). Лишь в 1775 году при Екатерине II обмен кольцами был по велению святейшего Синода объединен с венчанием. Даже белый цвет платья вошел в моду при этой царице.

Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — обе-рег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

На Руси издревле символом девичьей красы считалась коса. Позднее появились прически девичьи и женские. После замужества волосы заплетали в две косы и обязательно прикрывали голову платком. Не было большего оскорбления для замужней женщины, чем сорвать с ее головы платок.

Старинная русская свадьба считается сложным, но мудрым и красивым спектаклем с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. Однако свадьба — не только акт торжества, но и все то, что ему предшествует и что за ним последует.

Накануне свадьбы для невесты обязательно топили баню. Она знаменовала прощание с родным домом и девичеством. В баню невесту вели под руки подруги. Они несли украшенный тряпичками веник, а после бани расчесывали невесте волосы и последний раз плели девичью косу. А потом в доме невесты начинался веселый девичник.

Существовало убеждение, что если при совершившемся христианском церковном обряде не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир», общество не признавало этот брак и не считало свадьбу действительной. И еще очень долго на Руси свадебный обряд был для общественного мнения важнее церковного венчания.

В утро перед свадьбой невеста прощалась с родителями и подругами, ее наряжали и причесывали. За невестой всегда приезжали, даже если она жила совсем рядом. А в доме жениха в это время готовились к выкупу невесты. Прежде чем добраться до невесты, жениху приходилось преодолевать немало препятствий. И в этом тоже есть свой глубокий смысл — ведь за счастье надо сперва побороться. «Свадебный поезд» всегда мог натолкнуться на какую-нибудь засаду, и тогда лишь от щедрости жениха зависело, как скоро он увидит свою избранницу: много крупных и мелких монет предстояло ему раздать на своем пути к дому невесты. По традиции переговоры с представителями невесты вел дружка. Он также выкупал и косу невесты, и место рядом с ней, а для этого дружке необходимо было отгадать загадки и одарить всех подружек невесты деньгами, лентами и сладостями. Ну, а после того, как все испытания оставались позади, жених занимал за праздничным столом место рядом со своей избранницей, обычно на возвышении, вокруг же рассаживались в соответствии со своими чина-ми гости и родственники. Пышный свадебный пир длился целых 3 дня, и каждый день имел собственное, строго установленное расписание.

Скажем несколько слов о свадебном сарафане. Впервые «сарафан» как женская одежда упоминается в XVII веке. Это было одеяние в виде платья с рукавами, и многие исследователи полагают, что до того такой одежды не существовало. В XVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, для этого события создается новая конструкция, упоминаемая в русских летописных книгах как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, его носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения, правда, шились они из других тканей, нежели царские. А в конце XVIII века, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение гардероба европейского, сарафан превратился в одежду для небогатых людей. Постепенно он стал только крестьянской одеждой.

Девичий свадебный сарафан надевали с кисейными «рукавами», дополняли лентой, шелковым платком. Вообще же, сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей и обязательно охватывали красивыми поясами. Поверх сарафана надевали коротену (в нашем понимании, короткий, до талии, жакет с длинными рукавами, впереди доходящий до середины груди, чтобы был виден перед платья), завершался наряд головным убором цилиндрической формы из парчи, украшенным на затылке широкими шелковыми лентами, каскадом спускавшимися по спине. Шалью с яркой каймой окутывали фигуру, драпировали ее на груди, переплетали на талии.

Вернемся, однако, к свадьбе. По сценарию, для всех ее участников были распределены роли. Жених — это князь, невеста, соответственно, княгиня. Почетные гости и близкая родня — большие бояре, а дальняя родня и все остальные гости — бояре меньшие. Высокие звания, присваиваемые на время свадьбы, позволяли людям чувствовать себя почти великими. Во всех свадьбах участвовал дружка — то есть женатый мужчина, хорошо знающий ритуал, задачей дружки было занимать и веселить гостей, а также подбадривать жениха (в наше время эти обязанности чаще всего выполняет тамада); вместе с дружкой несли свои обрядовые обязанности сват и сваха.

Что касается «умыкания» невест, это было достаточно часто, и объяснялось той простой причиной, что у жениха с невестой не было денег. Этот факт был нежелателен, но, по крайней мере, всем понятен.

Свадебный пир длился не у всех одинаково долго. Все зависело от социального положения новобрачных. Что касается фамилий аристократических, то основная масса приглашенных гостей утром присылала в дом подарки, потом новобрачные в сопровождении близких шли в церковь на венчание, вечером молодые отдыхали или сразу отправлялись в путешествие.

Купечество праздновало свадьбу несколько дней, насколько денег хватит, но гостей тоже выбирали.

А вот в деревне гуляли все, и, конечно, ни о каком свадебном путешествии речи не шло.

Хотя разводы не практиковались и семьи считались крепкими, но о любви не говорили. Все решали родители, в любых социальных слоях, по поговорке «стерпится — слюбится». Иначе не было бы Катерины из «Грозы» Островского или Анны Карениной. Может быть, свекровь Катерины и относилась к ней так плохо, что сердцем чуяла, не любит та ее сына. Да и самая современная мать не сможет относиться к невестке иначе в подобных обстоятельствах.

У меня соседка выходила замуж как раз по принципу «стерпится — слюбится». Когда она через год приехала домой уже рожать, первой ее фразой была: «Никогда не стерпится, никогда не слюбится». Так-то!

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.

Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.

В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.

Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.

Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.

В основе большинства свадебных традиций заложены старинные свадебные обряды, которые дошли до нас с языческих времен, существовавших много веков назад, тогда они имели определенный смысл. Конечно, свадьба сегодня и тогда на Руси очень отличаются друг от друга. Обряды и традиции перешли их прошлых веков в сегодняшний день в современном и упрощенном виде, частично утратив свой первоначальный смысл.

В определенные даты было запрещено проводить венчание, например, в пост, во время Святок, в Пасху.

Зачастую выбор жениха и невесты делали родители молодых. Но бывало, что родители одобряли собственный выбор своих детей.

Родители невесты готовили для дочери , то есть то имущество, которое невеста заберет с собой после свадьбы в новый дом. Это могла быть мебель, одежда и украшения, и даже домашний скот.

Важное внимание уделяли брачной ночи молодых, после первого дня их провожали в их ложе и не беспокоили. Утром родственники могли проверить, есть ли пятна на простыни или рубашке невесты, что говорило о честности девушке.

Раньше последовательность свадебных и предшествующих ей действий и обрядов была такова: родственников жениха к невесте, помолвка, и такой необычный этап, как «вытие».

Для невесты и ее подружек устраивали , для жениха и его друзей . Особое внимание уделяли и выкупу невесты женихом у ее родственников, потом молодых венчали. Далее молодые и гости гуляли и ехали на празднование.

Даже после принятия христианства славяне оставались достаточно суеверными, и это отразилось в обрядах. Главным было уберечь молодых от сглаза и порчи.

Сватовство и обряд обручения

В современном виде процесс сватовства в большинстве случаев пропускается, считается необязательным, символическим.

А раньше без него не обходилась ни одна свадьба, назывался обряд «рукобитие». К невесте в дом приезжал жених с друзьями и родственниками, они хвалили жениха и просили руки девушки.

В этот день договаривались о том, когда будет свадьба, обговаривали детали и просчитывали финансы.

Первый раз молодых называли при всех женихом и невестой, и девушке парень дарил кольцо и другие подарки.

Родители благословляли молодых, давали напутствие на счастливую и долгую жизнь вместе. Устраивали небольшое застолье, где присутствовали, помимо родственников, свидетели обряда сватовства.

«Вытие» и девичник

После того, как молодых обручили, начиналась . Невесте же в это время полагалось не выходить из дома, а причитать и плакать по своей жизни в доме родителей, так как после свадьбы она переходила в семью жениха в новом статусе.

На девичник приходили подруги и родственники невесты. Они тоже плакали и расплетали косу невесте, что означало, что она переходит в другой статус, становится супругой своему мужу, женщиной.

Мальчишник жениха

В старые времена мальчишник назывался «молодечник». Как правило, проходил он у жениха дома в виде застолья, в ходе которого проходило прощание с холостой жизнью и друзьями. Навеселившись, жених с родственниками ехал в гости к невесте с подарками и хорошим настроением.

Выкуп невесты

Раньше на выкупе, перед тем, как приедет жених за невестой, очень хорошо подметали дорогу к дому, чтобы молодым по пути не попался камень или предмет с наговором.

Сначала жених с друзьями и родственниками выкупали дорогу к дому, затем дверь в дом и комнату невесты, затем и саму будущую супругу. Этим обрядом выкупа как бы задабривали и духов и родственников невесты, для счастливой дальнейшей жизни.

Для того, чтобы в семье был достаток и благополучие, после выкупа и перед входом в церковь, молодых посыпали пшеном или хмелем.

Венчание

Обряд венчания – это старинный христианский обряд в процессе русской свадьбы. Существовал обычай, что жениха и невесту везли в церковь разными дорогами, для отвода сглаза, или например, такое суеверие, что родители не присутствовали на церемонии венчания.

Под ноги молодых мужа и жены стелили, и стелют сейчас, платок и посыпают мелочью, чтобы жизнь их была в достатке.

В конце обряда жених и невеста одновременно гасили венчальные свечи, их потом сохраняли до самых родов.

Раньше в церкви на венчании еще и били посуду, чтобы жилось счастливо, часть этой приметы сохранилась и в сегодняшние дни. Но сейчас в церкви посуду уже не бьют.

После обряда венчания подружки заплетали молодой жене две косы, укладывали их в прическу вокруг головы и надевали повойник, это головной убор носили замужние женщины.

На современных свадьбах этот обряд перешел в процесс, когда невесте снимают фату с головы, что также означает переход к замужней жизни.

Гуляние

Эта старинная традиция сохранилась до сих пор. Молодые перед торжеством в ресторане катаются по городу по паркам, памятным и красивым местам.

В старые времена была традиция после венчания жениха и невесты везти их запутанной дорогой в дом нового мужа.

И было не принято невесте самой переступать порог, ее переносил супруг на руках, чтобы обмануть злые силы и избежать спотыкания невесты, это считалось очень плохой приметой.

Как и сегодня, молодых родители встречали хлебом с солью, и невеста с женихом откусывали по кусочку каравая, который потом разламывали у них над головой.

В дальнейшем семья должна была хранить этот хлеб всю жизнь, как символ семейного достатка.

Помимо достатка молодым желали деток побольше, и с этой целью сажали молодых на звериную шкуру.

Традиции свадебного застолья

Гуляли и отмечали свадьбу несколько дней. Первый день – в доме жениха, второй – в доме невесты, третий день снова гуляли у жениха.

По традиции в первый день гуляний молодая пара ничего не ела. А после первого дня проходил ритуал «укладывания» молодых, что означало здоровое потомство.

Во второй и третий дни молодой жене устраивали проверки, например, нужно было разжечь печь, приготовить что-то, подмести .

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.